Рекламу показываем только НЕзарегистрированным пользователям. Войдите или зарегистрируйтесь на Бухфоруме
    .

Проверка статуса контрагента по договору (ЮП)

о чем пишут бухгалтерские издания

Модератор: Печкин

Правила форума
Раздел: ОБЗОР ПРЕССЫ
1. Не реклама, и не антиреклама.
2. Рекомендуем критически оценивать написанное.
3. Делимся прочитанным (с соблюдением авторских прав)
4. Обсуждаемо всё - статьи, целые газеты, книги, интервью и т.п.

UNREAD_POST vins » 28 мар 2011, 16:33

Контрагент: доверяй, но проверяй


Юридическая практика пишет

Все чаще при установлении договорных отношений практикуется истребование сторонами копий документов, подтверждающих соответствующие юридический и налоговый статусы, полномочия контрагента и его должностного лица на подписание договора (устав, положение, свидетельство о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, справка о включении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины, доверенность, документ о назначении (избрании) на должность, лицензия на определенный вид деятельности, документ о статусе плательщика налогов и пр.).


Нам ли не знать :)

Итак, на что обращают внимание:
1.
Внутренними локальными документами отдельных предприятий и организаций предусматривается необходимость проверки таких документов контрагентов (и наличия их копий в договорном деле). Но при этом действующим законодательством (Гражданским и Хозяйственным кодексами и другими законами) прямого права требования и корреспондирующей обязанности предоставления указанных копий документов не установлено. Таким образом, истребование таких документов от другой стороны по договору является не требованием, основывающимся на законе, а просьбой.


Но с другой стороны, в конце-концов можно от предоставления документов ставить в зависимость вопрос заключения договора. Ведь никому не хочется потом расхлебывать последствия недействительности договора либо отсутствия у контрагента статуса плательщика НДС и тому подобное.

2. На вопрос, какие документы следует попросить у контрагента, отвечают:

У юрлицаследует попросить копии учредительных документов (устава, учредительного договора, положения), свидетельства о государственной регистрации юридического лица, справки из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ), извлечения или выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, справки о взятии на учет налогоплательщика, свидетельства о регистрации плательщика ­налога на ­добавленную стоимость (при наличии), свидетельства об уплате единого налога (при наличии) и документов, подтверждающих полномочия лиц, подписывающих договор (приказ о назначении, протокол общего собрания об избрании на должность, контракт, доверенность и др.).


У физического лица — предпринимателя следует попросить копии карточки физического лица — плательщика налогов (идентификационный номер), свидетельства о государственной регистрации физического лица — предпринимателя. Немаловажно также при необходимости попросить и разрешающие документы — лицензии, разрешения, сертификаты, договоры с уполномоченными госорганами, например, с Фондом госимущества Украины, на право организации продажи госимущества (приказ ФГИУ № 1672 от 17 октября 2007 года, Положение об условиях заключения (перезаключения) договора об организации продажи имущества, находящегося в государственной собственности). Некоторые полномочия первых лиц предприятий могут быть также закреплены в иных локальных документах, не учредительных, — контракте с руководителем, решениях (протоколах) общего собрания учредителей, положениях об органах предприятия и т.п.


Наличие этих документов позволяет получить необходимую информацию о контрагенте, а именно: о видах деятельности; о данных лиц, уполномоченных представлять юридическое лицо в правоотношениях с третьими лицами и имеющих право совершать действия от имени юридического лица без доверенности, в том числе подписывать договоры; о наличии ограничений относительно представительства от имени юридического лица и т.п. Указанная информация позволяет убедиться в надлежащих правовых основаниях и полномочиях на заключение договора.

Все документы необходимо тщательно изучать и анализировать. Заключаемый договор о конкретных услугах должен соответствовать виду деятельности, указанному в уставе и лицензии (разрешении, сертификате и т.п.). Определенные виды договоров или договоры на ­сумму, превышающую закрепленную в уставе, должны проходить утверждение высшего органа (общего собрания учредителей или участников), наблюдательного совета предприятия или подписываться двумя уполномоченными лицами и т.п. Полномочие руководителя, обозначенное в одном пункте (разделе) устава, может ограничиваться (и существенно) в другом пункте (разделе) устава или даже в другом документе.

3. Рассматривают ситуацию: договор подписывается неизвестным лицом с добавлением частицы «за» или с проставлением косой черты перед указанием должности лица, которое должно было подписать договор, а иногда вообще без какого-либо указания (например, заместителем)
На форуме обсуждалось тут http://www.buhforum.com/viewtopic.php?f=21&t=586

Что касается подписания «за…», то с 1988 года (а то и с более раннего срока) действует правило для оформления всех документов — не допускается подписание документа с предлогом «за» или проставлением косой черты перед наименованием должности (пункт 2.3.1.11 «Государственной системы документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения» № 33 от 25 мая 1988 года, одобренной коллегией Главархива СССР). Если должностное лицо, подпись которого заготовлена на проекте документа, отсутствует, то документ подписывает лицо, исполняющее его обязанности, или его заместитель. При этом обязательно указывается фактическая должность лица, подписавшего документ, и его фамилия (исправления можно внести чернилами или машинописным способом, например, «и.о.», «зам.»).

То же самое продублировано в пунк­те 5.23 Государственного стандарта Украины «Государственная унифицированная система документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации» ДСТУ 4163-2003, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики № 55 от 7 апреля 2003 года.

4. Подписание факсимильной подписью
Было частично тут http://www.buhforum.com/viewtopic.php?f=26&t=61
ЮП уклонилась от ответа.

За это сообщение автора vins поблагодарили: 3
Asia, Heloise, konsult
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2899 раз.

UNREAD_POST vins » 03 фев 2012, 09:02

Дополню подборку

Проверка полномочий лиц, представляющих контрагента в договорных отношениях

Предприятию следует проверить, наделены ли лица, действующие от имени контрагента, достаточными полномочиями на подписание договора.
Уставом общества одно либо несколько лиц могут быть уполномочены на то, чтобы выступать от имени общества при заключении договоров, подписывать договоры и акты выполненных работ. Таким образом, в договоре должна быть указана должность лица, подписывающего соответствующий документ. Такое лицо может также выписывать доверенность, по которой предоставить полномочие выступать от имени юридического лица в договорных отношениях, подписывать соответствующие документы, если в возможность выдачи доверенности в свою очередь предусмотрена уставом либо иным учредительным документом юрлица.
Полномочиями по осуществлению представительства юрлица перед другими субъектами, вступлению с ними в договорные взаимоотношения от имени и в интересах юридического лица могут быть наделены руководители обособленных подразделений, действующие на основании доверенности юридического лица.
Отметим, что в Единый госреестр вносится соответствующая информация, в частности фамилии, имена, отчества и идентификационные номера физических лиц, которые уполномочены представлять юридическое лицо в правоотношениях с третьими лицами и имеют право совершать действия от имени юридического лица без доверенности, в том числе подписывать договоры (абзац десятый ч. 2 ст. 17 Закона № 755).
Однако следует помнить, что само по себе включение такой информации в Единый госреестр не наделяет должностных лиц соответствующими полномочиями. Единый госреестр лишь обеспечивает доступ к такой информации третьих лиц. Основанием же для наделения должностных лиц полномочиями представлять юридическое лицо в отношениях с третьими лицами и совершать юридически значимые действия от его имени является волеизъявление высшего органа юрлица (общего собрания участников), закрепленное в учредительных документах (уставе) (см. постановление ВХСУ от 22.07.2009 г. № 14/284).
В случае возникновения спора о том, могло ли конкретное должностное лицо выступать от имени юрлица, суд будет обращаться к учредительным документам. Если будет установлено, что в Едином госреестре содержалась недостоверная информация о лицах, которые уполномочены представлять юридическое лицо в правоотношениях с третьими лицами и имеют право совершать действия от имени юридического лица без доверенности, подписанные такими лицами договоры могут быть признаны недействительными. Сторона договора, которая действовала добросовестно и ориентировалась при заключении договора на данные Единого госреестра, может в этом случае требовать возмещения убытков от юрлица, которое включило недостоверную информацию в Единый госреестр либо не обеспечило своевременное внесение изменений в него.
Таким образом, суды не рассматривают выписку из Единого госреестра надлежащим доказательством наличия необходимых полномочий у определенного лица (см. постановление ВХСУ от 09.10.2008 г. № 19/349-20/367). Надлежащими доказательствами они считают выписку из устава, в котором лицу предоставлены соответствующие полномочия, либо протокол общего собрания, приказ о назначении директором (п. 14 письма ВХСУ от 14.12.2007 г. № 01-8/973). Это следует учесть и бухгалтеру при ознакомлении с договором.

"Налоги и бухгалтерский учет", спецвыпуск № 10 за 2010 год: "Бухгалтеру о договоре"


Суды РФ высказываются аналогичным образом

ФАС Поволжского округа в Постановлении № А12-2206/2011 от 12.01.2012 подтвердил, что поскольку директор общества не предпринимал мер для установления контакта с поставщиком, не проверял полномочия лиц, представлявших контрагента, он не проявил осмотрительность при выборе контрагента в целях получения налоговой выгоды.

ФАС отметил, что к мерам, предпринимаемым налогоплательщиком в целях подтверждения добросовестности его контрагента и свидетельствующими о его осмотрительности, относится не только получение копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверка факта занесения сведений о контрагенте в единый государственный реестр юридических лиц, но и получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента.

Оформление операций с контрагентом в бухгалтерском учете заявителя не свидетельствует об их реальности, а подтверждает лишь выполнение обязанностей по формальному учету хозяйственных операций.

При этом в силу действующего законодательства обязанность подтверждать правомерность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товара.

За это сообщение автора vins поблагодарил:
minibuh
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2899 раз.

UNREAD_POST avsanin » 08 ноя 2012, 14:32

Скажите пожалуйста, а паспорт не обязательно или скажите что не обязательно из этого:
1. Виписка з Єдиного державного реєстру (завірена копія).
2. Довідка про включення в ЄДРПОУ (завірена копія). (говорят отменят 17.12.2012)
3. Свідоцтво про реєстрацію платника ПДВ (завірена копія).
4. Довідка про взяття на облік платника податків
(форма № 4-ОПП, завірена копія).
5. Довідка про присвоєння або підтвердження статусу платника фіксованого сільськогосподарського податку, якщо така є (завірена ДПІ або нотаріально).
6. Копія 1-4 сторінки паспорту з підписом керівника підприємства (завірена особисто власником паспорту).
7. Наказ (або інший документ) про призначення керівника підприємства завірений підприємством (копія).
8. Статут (завірена копія 1,2 та остання сторінки)
9. Лист за підписом керівника та печаткою
у якому вказано наступні реквізити підприємства:
• юридична та фізична адреси
• банківські реквізити (р/р, назва банку, МФО)
• режим оподаткування підприємства податком на прибуток та податком на додану вартість
• посада, ПІБ керівника та назва документа, на підставі якого він діє
• телефон та факс
• електронна пошта
avsanin
 
Сообщений: 8
Зарегистрирован: 05 май 2011, 08:29
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 0 раз.


  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в ОБЗОР ПРЕССЫ

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Ads, Gb, MR, Ya

cron