Рекламу показываем только НЕзарегистрированным пользователям. Войдите или зарегистрируйтесь на Бухфоруме
    .

Закон о благотворительности и благотворительные организации

новости законодательства для бухгалтера и предпринимателя, события, акции

Модераторы: Чихуа, vins

Правила форума
Раздел: НОВОСТИ
1. Размещая новости, желательно (но не обязательно) снабжать их собственными комментариями.
2. Новости должны корреспондировать с тематикой форума.

UNREAD_POST Печкин » 05 июл 2012, 16:29

Закон Украины "О благотворительности и благотворительные организации" в новой редакции
принятый ВРУ текст здесь
живу на Бухфоруме
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2882 раз.

UNREAD_POST налоговик » 24 мар 2013, 00:21

Благотворительность по новым правилам

С 3 февраля 2013 года вступил в действие новый Закон Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 05.07.2012 г. № 5073-VI (далее - Закон), определивший общие принципы осуществления благотворительной деятельности в Украине.

Благотворительная деятельность является важным элементом общественных отношений, направленным на помощь наиболее уязвимым слоям населения, окружающей среде, культурному наследию. В связи с этим четкое и наиболее полное правовое регулирование благотворительной деятельности и правового статуса благотворительных организаций, непосредственно осуществляющих такую деятельность, является чрезвычайно актуальным юридическим аспектом обеспечения нормального существования отношений по осуществлению благотворительной деятельности.

Новый Закон Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» заменил Закон Украины «О благотворительности и благотворительных организациях», который имел значительные несогласованности и порождал сложности в понимании и толковании его положений, а соответственно, и в реализации благотворителями и благотворительными организациями своей деятельности. Кроме того, Закон от 05.07.2012 г. вводит определенные положения, направленные на упрощение существующей бюрократической зарегулированности в деятельности этих организаций.

Под благотворительной деятельностью Закон понимает добровольную личную и/или имущественную помощь для достижения определенных целей (образование, наука, культура, здравоохранение), не предусматривающую уплату какого-либо вознаграждения или компенсации благодетелю от имени или по поручению бенефициара (приобретателя благотворительной помощи).

В качестве приобретателя благотворительной помощи Закон определяет бенефициара (физическое лицо, неприбыльная организация или территориальная община), который получает помощь от одного или нескольких благотворителей. Бенефициарами благотворительных организаций могут быть также любые юридические лица, получающие помощь для достижения целей.

Целями благотворительной деятельности в соответствии с положениями Закона являются образование, здравоохранение, экология, предотвращение природных и техногенных катастроф и ликвидация их последствий, опека и попечительство, культура, искусство, спорт, стимулирование экономического роста и т. п.


Закон от 05.07.2012 г. вводит определенные положения, направленные на упрощение существующей бюрократической зарегулированности в деятельности благотворительных организаций
К видам благотворительной деятельности Закон относит бесплатную передачу в собственность имущества, денег, а также бесплатную уступку имущественных прав; бесплатную передачу права пользования и иных вещных прав на имущество и имущественные права; бесплатную передачу бенефициарам доходов от имущества и имущественных прав; бесплатное предоставление услуг и выполнение работ; благотворительную совместную деятельность и другие контракты (договоры) о благотворительной деятельности; публичный сбор благотворительных пожертвований; благотворительные эндавменты; наследство, завещательные отказы и наследственные договоры для благотворительной деятельности.

Подготовка или поддержка благотворительных мероприятий, связанных с созданием, воспроизведением или использованием в установленном законодательством порядке произведений и других объектов права интеллектуальной собственности, в том числе благотворительных гастрольных мероприятий, признается меценатской деятельностью при условии обеспечения свободного доступа к таким мерам.

Положение о меценатской деятельности не применяется к мероприятиям, связанным с рекламой (кроме социальной рекламы) или избирательной агитацией, а также с воспроизведением или использованием коммерческих (фирменных) наименований, торговых марок (знаков для товаров и услуг) и промышленных образцов, охраняемых в установленном законом порядке.

Среди преимуществ нового Закона - значительное упрощение государственной регистрации благотворительных организаций в результате отнесения механизма регистрации благотворительных организаций к общему механизму регистрации юридических лиц, предусмотренному Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей», с передачей соответствующих полномочий от Министерства юстиции к государственным регистраторам соответствующей административно-территориальной единицы, в которой находится благотворительная организация. За счет этого срок регистрации благотворительных регистраций сокращается с 2 месяцев до 3 рабочих дней. Правда, справедливости ради, следует сказать, что пока данная норма парализована, поскольку Минюст уже не регистрирует благотворительные организации, а государственные регистраторы хоть формально и получили соответствующие полномочия, но еще не имеют соответствующих механизмов, определенных их внутренними положениями, и соответствующего программного обеспечения и не могут проводить подобные регистрации. Также стоит подчеркнуть отмену территориальных статусов благотворительных организаций. Для выхода на всеукраинский уровень теперь вовсе не обязательно создавать отделения в большинстве областей Украины.


Для выхода на всеукраинский уровень теперь вовсе не обязательно создавать отделения в большинстве областей Украины
Существенным недостатком прежней версии Закона было отсутствие четкой регламентации признаков и правовой природы различных видов благотворительных организаций и органов управления ими. Несмотря на то что предусматривалось существование благотворительных организаций в формах благотворительного фонда, благотворительного учреждения, членской благотворительной организации и т. п., четкого разграничения требований к каждому из видов благотворительной организации не предусматривалось и органы регистрации по своему усмотрению устанавливали соответствующие требования, что зачастую приводило к злоупотреблениям со стороны последних и многочисленным отказам в регистрации по причине несоответствия требованиям по структуре управления, положениям уставных документов, порядка формирования имущества благотворительных организаций.

В новом же Законе введены четкие критерии разделения благотворительных организаций на благотворительный фонд, благотворительную организацию и благотворительное общество. К таким критериям относятся порядок управления организацией и обязанность по внесению вкладов, позволяющие лицам, желающим осуществлять благотворительную деятельность, выбрать оптимальный вариант, соответствующий их желаниям и требованиям управления и имущественного участия.

В частности, благотворительное общество должно создаваться не менее чем двумя учредителями. Благотворительный фонд и благотворительное учреждение - одним или двумя учредителями. При этом особенностью благотворительного фонда является то, что его участники не обязаны передавать ему любые активы для достижения целей благотворительной деятельности, а благотворительное учреждение, наоборот, создается за счет активов, которые передаются одним или несколькими учредителями для достижения благотворительных целей за счет этих активов и/или доходов от них.

Еще одной из проблем прежнего Закона было ограничение понятия направления благотворительной деятельности, что на практике приводило к злоупотреблениям со стороны третьих лиц и препятствованию деятельности благотворительных организаций через признание такой деятельности противоречащей направлениям деятельности, установленным данным Законом. В соответствии с положениями нового Закона целью благотворительной деятельности является содействие законным интересам получателей благотворительной помощи в определенной сфере. Перечень сфер, в которых может предоставляться такая благотворительная помощь, достаточно обширен и позволяет беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность в любой отрасли, определенной учредителями благотворительной организации.

Кроме того, в повседневной деятельности благотворительных организаций Законом также предусмотрен целый ряд упрощений. Это проявляется, в частности, в: отмене требования об открытии двух отдельных банковских счетов для благотворительной деятельности и административно-хозяйственных расходов; облегчении ведения бухгалтерского учета и уменьшении затрат; отмене обязанности создания сметы, отмене требования о проведении благотворительной деятельности исключительно на основании положений благотворительной программы, утвержденной высшим органом благотворительной организации, что могло значительно замедлять принятие решений (теперь благотворительная деятельность может осуществляться и по решению органа управления); прямом указании на возможность осуществления благотворительной организацией хозяйственной деятельности без цели получения прибыли.

Есть в новом Законе и ряд недостатков. Так, в погоне за упрощением деятельности благотворительных организаций законодатель отменил нормы, которые препятствовали нецелевому использованию результатов деятельности благотворительных организаций.


В погоне за упрощением деятельности благотворительных организаций законодатель отменил также нормы, которые препятствовали нецелевому использованию результатов деятельности благотворительных организаций
При этом был отменен запрет на формирование имущества и средств благотворительной организации за счет кредитов и запрет на передачу этих средств и имущества в залог. В результате вполне реальной становится схема, при которой благотворительная организация, собрав определенный размер благотворительных пожертвований, возьмет кредит у предприятия или банка под залог этих пожертвований. А когда сроки возврата кредита пройдут, предприятие сможет обратить взыскание на все имущество благотворительной организации, в том числе на собранные пожертвования.

Помимо этого, судя по всему, благотворительные организации смогут выступать поручителями или залогодателями по кредитным договорам, предоставлять займы или кредиты за счет пожертвований. Ведь ч. 2 ст. 23 Закона запрещает осуществлять эти действия только по отношению к членам органов управления благотворительных организаций, тем самым допуская возможность предоставлять займы и кредиты другим лицам.

Как упоминалось выше, новый Закон не содержит требований относительно того, чтобы получателями благотворительной помощи были лица, нуждающиеся в ней. Раньше такое требование присутствовало в определении получателя благотворительной помощи. Теперь же получатель может получать благотворительную помощь для любых законных интересов во всех сферах благотворительной деятельности. При этом к числу последних отнесены также стимулирование экономического роста и развития экономики Украины и ее отдельных регионов, повышение конкурентоспособности Украины. То есть теперь благотворительные организации вполне легально могут предоставлять благотворительную помощь предприятиям для стимулирования их экономического роста и конкурентоспособности.

Интересными представляются и положения ч. 2 ст. 6 Закона, разрешающие возврат благотворителю как возвратной финансовой помощи сумы валютных ценностей благотворительного гранта, целевое использование которых не состоялось в течение срока, определенного благотворителем. Для благотворителя это может быть способом временного вывода денежных средств с целью уменьшения налоговых обязательств в определенный учетный период и с дальнейшим возвратом ему этих средств.


Виктор Мороз
Появились в Законе и нормы о запрете осуществления сделок с заинтересованностью. В частности, члены органа управления благотворительной организации не могут принимать участие в принятии решений относительно договоров или других правовых сделок между благотворительной организацией и этим членом органа управления или связанным с ним лицом. Кроме того, участники (учредители) и члены органов правления благотворительных организаций не могут быть участниками бенефициарами (получателями благотворительной помощи). Вместе с тем законодательство четко не определяет последствия заключения сделок с нарушением этих запретов (поэтому такие сделки будут оспоримыми) и кто сможет оспаривать такие сделки (вероятно, этим будут заниматься налоговые органы). Также неурегулированным является определение членов органов управления благотворительных организаций их учредителей и/или участников. С одной стороны, общее собрание участников названо органом управления благотворительной организации, с другой - ч. 4 ст. 23 Закона разделяет понятия учредителей (участников) и членов органов управления благотворительной организации.

ВЫВОД:

Таким образом, принятый в 2012 году Закон Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» создает широкие возможности для создания благотворительных организаций и осуществления ими деятельности для удовлетворения интересов лиц, нуждающихся в помощи, улучшения состояния окружающей среды, а также сохранения культурного наследия от разрушения и забвения. Однако вышеизложенные пробелы законодательной регламентации осуществления благотворительной деятельности могут иметь критические последствия. Ведь ч. 2 ст. 27 Закона позволяет по решению суда прекратить деятельность любой благотворительной организации по иску любого заинтересованного лица в случае использования ее активов с нарушением установленных Законом требований в течение не менее 12 месяцев. Учитывая, что требования к использованию активов законодательством четко не определены, а под заинтересованным лицом может пониматься почти любое лицо, то угроза принудительной ликвидации будет постоянно висеть над благотворительными организациями как дамоклов меч. Будем надеяться, что существующие недостатки будут устранены законодателем в ближайшее время.

Виктор Мороз,

генеральный директор, управляющий партнер

ЮК «Правовая гильдия «ВикториАл»
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5693
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 806 раз.
Поблагодарили: 2580 раз.

UNREAD_POST Svetik 2 » 27 ноя 2013, 02:39

Простите, а где вы увидели, что неприбыльщикам не обязательно составлять смету?
Кроме того, в повседневной деятельности благотворительных организаций Законом также предусмотрен целый ряд упрощений. Это проявляется, в частности, в: отмене требования об открытии двух отдельных банковских счетов для благотворительной деятельности и административно-хозяйственных расходов; облегчении ведения бухгалтерского учета и уменьшении затрат; отмене обязанности создания сметы

Да в новом законе о неприбыльных исчезло слово "смета"-в частности. в ст.16 закона п.3." Розмір адміністративних витрат благодійної організації не може перевищувати 20 відсотків доходу цієї організації у поточному році." Однако в НКУ ст.157.10 смета продолжает звучать. Или составление сметы касается только неприбыльных организаций,определенныхв подпункте "а"пункта 157.1 НКУ?
Svetik 2
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 10 июл 2012, 11:27
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 5 раз.

UNREAD_POST vikakool » 27 ноя 2013, 17:24

Доходи неприбуткових організацій, визначених у підпункті "а" пункту 157.1 цієї статті, у тому числі доходи закладів і установ освіти, науки, культури, охорони здоров'я, а також архівних установ та реабілітаційних установ для інвалідів та дітей-інвалідів, що мають відповідну ліцензію, які утримуються за рахунок бюджету, зараховуються до складу кошторисів (на спеціальний рахунок) для утримання таких неприбуткових організацій і використовуються виключно на фінансування видатків такого кошторису (у тому числі фінансування господарської діяльності згідно з їх статутами), розрахованого та затвердженого в порядку, встановленому Кабінетом Міністрів України.
vikakool
 
Сообщений: 4037
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 869 раз.
Поблагодарили: 605 раз.

UNREAD_POST Svetik 2 » 27 ноя 2013, 19:28

Я это читала. Меня интересует нужно ли благотворительному фонду с признаком неприбыльности 0005 "визначених у підпункті "б" пункту 157.1 цієї статті" составлять смету на год, как это делалась до принятия нового закона?
Svetik 2
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 10 июл 2012, 11:27
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 5 раз.


  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в НОВОСТИ

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Ads, Gb, MR, Ya

cron