Рекламу показываем только НЕзарегистрированным пользователям. Войдите или зарегистрируйтесь на Бухфоруме
    .

Электронные деньги

новости законодательства для бухгалтера и предпринимателя, события, акции

Модераторы: Чихуа, vins

Правила форума
Раздел: НОВОСТИ
1. Размещая новости, желательно (но не обязательно) снабжать их собственными комментариями.
2. Новости должны корреспондировать с тематикой форума.

UNREAD_POST Печкин » 09 июл 2012, 10:11

Проект НБУ від 20.06.2012 р. N 10656 принят в первом чтении.

Проект Закону про внесення змін до деяких законодавчих актів України (щодо функціонування платіжних систем та розвитку безготівкових розрахунків)
живу на Бухфоруме

За это сообщение автора Печкин поблагодарил:
vins
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2882 раз.

UNREAD_POST налоговик » 09 июл 2012, 10:16

Завизировали

Недавно Нацбанк зарегистрировал в парламенте законопроект №10656 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (о функционировании платежных систем и развитии безналичных расчетов)”, которым предполагаются практически революционные изменения в сфере безналичных расчетов.
Нельзя не отметить, что многие предложенные нормы озвучивались в различных законодательных инициативах и ранее, однако так и не были внедрены на практике. Теперь же новации сведены в единый документ, принятие которого почти не вызывает сомнений, поскольку на сей раз инициатором изменений является непосредственно банковский регулятор.
И снова здравствуйте
Законопроектом №10656, в частности, предусматривается урегулирование таких вопросов, как ведение Нацбанком реестра платежных систем и систем расчетов в Украине, их участников и операторов услуг платежной инфраструктуры (имеются в виду в том числе игроки рынка платежных терминалов). При этом указанные операторы рынка получат право работать в Украине только после регистрации в НБУ.
Сейчас нередко можно встретить ситуацию, когда платежная система сначала выходит на рынок, а уже затем регистрируется в Нацбанке или же вовсе работает без регистрации.
Банковский регулятор также желает получить право устанавливать порядок проведения в Украине клиринга и взаиморасчетов участников платежных систем. При этом НБУ хочет регулировать только те операции, которые осуществляются в Украине с использованием платежных карт, эмитированных банками-резидентами.
Пока данный комплекс вопросов почти полностью регулируется внутренними правилами международных платежных систем (МПС). В частности, они предусматривают осуществление карточных расчетов только через банки-нерезиденты, уплату комиссионных за свои услуги в валюте, размещение гарантийных депозитов участников также в зарубежных банках.
Примечательно, что нынешняя попытка урегулировать деятельность МПС отнюдь не первая. Два года назад народный депутат Юрий Полунеев (сейчас член фракции “Партии Регионов”. — Ред.) зарегистрировал в парламенте законопроект №6465 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты (относительно усовершенствования механизмов функционирования платежных систем и специальных платежных средств в Украине)”, который мог существенно ограничить свободу действий МПС в Украине (см. статью "Безвизовый режим").
Кстати, тогда участники рынка жаловались на тарифную политику МПС, которые за 2006-2009 гг. повысили тарифы на свои услуги на 30-80% в зависимости от оборота банков-участников по платежным картам. В 2010 г. Антимонопольный комитет расследовал деятельность МПС в Украине. В результате VISA и MasterCard были вынуждены снизить тарифы на свои услуги для отечественных финучреждений.
Согласно тогдашней инициативе г-на Полунеева, банки должны были получить право самостоятельно вырабатывать правила осуществления карточных операций внутри страны, в том числе с использованием карт VISA и MasterCard.
Планировалось даже создать так называемый платежный совет из представителей банков — членов платежных систем. Нацбанку же отводилась достаточно размытая роль контролера данного процесса банковского саморегулирования.
Теперь же НБУ желает регулировать данную сферу самостоятельно. Как известно, законопроект г-на Полунеева вызвал недовольство МПС. Поговаривали, что они даже рассматривают возможность ухода с отечественного карточного рынка. Тем не менее, похоже, представителям МПС все же удалось переубедить инициатора законопроекта — в декабре прошлого года законопроект был отозван.
Дать гарантию
Один из наиболее важных вопросов, затрагиваемых законопроектом №10656, — гарантийные депозиты банков в МПС. Для обеспечения бесперебойности карточных операций банки-участники формируют соответствующие гарантийные депозиты. Объем гарантийных средств, саккумулированных отечественными финучреждениями, оценивается в $100 млн.
В связи с этим отметим, что недавно появилась информация о намерении МПС увеличить объемы гарантийных депозитов якобы ввиду ухудшения суверенного рейтинга Украины. По словам банкиров, некоторым игрокам предстоит увеличить гарантийное обеспечение на 60-80%.
Например, в сообщении ПУМБа отмечалось, что одна из МПС планирует увеличить гарантийное обеспечение по операциям банка на 26%. Правда, по информации ПУМБа, такое увеличение соответствует приросту объема операций с использованием карточек данного финучреждения.
Так или иначе, банкиров и регулятора не устраивает, что сейчас банки вынуждены держать резервные депозиты в валюте на счетах в иностранных банках, тогда как более 90% карточных операций проводятся в Украине и в национальной валюте. НБУ настаивает на формировании страховых депозитов исключительно в гривнях, а также на их размещении на счетах Нацбанка или украинских банков.
Также предполагается, что финучреждения должны будут расплачиваться за услуги МПС на территории Украины в национальной валюте. Примечательно, что похожая норма уже зафиксирована постановлением НБУ №223 от 30.04.10 г., однако МПС ее не выполняют. Показательно, что платежные системы VISA и MasterCard пока официально не прокомментировали нормы законопроекта.
Антинал
Инициатор документа также выступает за популяризацию безналичных платежей и намерен бороться с наличным оборотом. Во всяком случае, законопроект предусматривает предоставление Нацбанку права устанавливать предельные суммы расчетов наличными средствами для физических и юридических лиц, а также для физических лиц-предпринимателей.
Об этой идее БИЗНЕС писал более четырех лет назад (см. статью "Что б ему пусто было"). Тогда чиновники НБУ в качестве “пороговой” суммы для наличных расчетов называли 10 тыс.грн.
В качестве стимулирующего механизма законопроект №10656 предусматривает наделение ГНСУ правом осуществлять контроль за соблюдением порядка проведения наличных расчетов за товары и услуги. Законопроект содержит весьма неприятный сюрприз для некоторых небанковских финансовых учреждений.
Для участия в платежных системах “небанкам” придется обзаводиться соответствующей лицензией банковского регулятора. По мнению участников рынка, данная норма затронет прежде всего участников рынка платежных терминалов (таксоматов), через которые только в прошлом году “прошло” более 46,3 млрд грн.
Электрошок
Значительная часть законопроекта посвящена урегулированию рынка “электронных” денег. Как известно, этот бурно развивающийся сектор до сих пор законодательно не урегулирован (см. статью "Электро — не Ко"). Единственный нормативный акт, касающийся “электронных” денег, — это постановление НБУ №481 от 04.11.10 г.
Некоторые эмитенты “электронных” денег критиковали данный нормативный акт, поскольку он наделял правом выпуска виртуальных денежных знаков исключительно банки. При этом есть примеры других стран, где отсутствует подобная банковская монополия.
Как и следовало ожидать, норма об исключительном праве банков на эмиссию “электронных” денег перекочевала и в предложенный регулятором законопроект. Продублированы в законопроекте и другие нормы постановления НБУ №481.
В частности, о том, что “электронные” деньги могут быть номинированы только в гривнях, а также что банк-эмитент должен обеспечить 100%-ное покрытие “электронных” денег реальными наличными и безналичными средствами. При этом предполагается ограничение на объем “электронных” денег в электронном устройстве (“кошельке”) в размере 8 тыс.грн. 
Юрист — об “электронных” деньгах
Владимир Саенко (31), управляющий партнер ООО “Всеукраинская правовая группа” (г.Киев; с 2009 г.; 12 чел.):
— Статья 15 законопроекта №10656 серьезно сужает сферу использования “электронных” денег, отдавая право на эмиссию исключительно банкам. Но такая идеология не имеет особого смысла — ведь для банков такой бизнес является непрофильным.
Тогда как в “электронных” деньгах больше заинтересованы не банки, а инновационные компании. Если посмотреть на опыт и соответствующие нормативные акты соседних стран, то возможности по эмиссии “электронных” денег имеют как банки, так и другие структуры. Скажем, в РФ эмитентами могут быть небанковские кредитные организации.
В “большую тройку” рынка электронных расчетов там входят системы “Яндекс.Деньги”, WebMoney Transfer и Qiwi, которые присутствуют и на украинском рынке. Не похоже, чтобы в НБУ учли их пожелания. Еще более существенны разногласия между документом НБУ и Директивами ЕС.
В еврозоне право на эмиссию “электронных” денег имеет целый ряд учреждений, для которых действует одно важное ограничение: запрет на выдачу кредитов. А в Украине “электронные” деньги почему-то отдают банкам, для которых профильным бизнесом является именно кредитование.
Карточник — о регуляциях
Александр Карпов (40), директор Межбанковской ассоциации банков — членов платежных систем (г.Киев; с 1999 г.; 70 членов):
— Данный законопроект почти на 100% соответствует инициативам, предложенным ранее г-ном Полунеевым. Сейчас перспективы документа более понятны, поскольку политического веса у Нацбанка больше.
Необходимость внешнего регулирования деятельности МПС объективно назрела. Последний яркий рыночный пример: изменение ставок interchange (комиссионные, которые банк — эминент карты платит банку-эквайру. — Ред.) по банкоматным операциям. В банкоматах ПриватБанка нельзя снять с карты другого банка более 100 грн.
Дело в том, что недавно система VISA снизила ставки interchange с 1% + 3 грн. до 0,5% + 2 грн., в результате рентабельность эквайринга (обслуживания карт. — Ред.) снизилась. ПриватБанк первым взял на себя смелость установить минимально возможную сумму снятия, чтобы поддержать рентабельность таких операций.
При этом МПС преследовали совершенно другие цели. Их логика была следующей: понижение interchange должно привести к уменьшению тарифов на снятие наличных в “чужих” банкоматах; клиенту станет все равно, где снимать наличные — в “чужом” или “родном” банкомате, и он в результате будет чаще рассчитываться с помощью карты! Разумеется, столь специфическая логика не сработала.
Снижение interchange не привело к сокращению клиентских комиссионных. Банки четко сказали, что их бизнес-планы не предусматривают снижение карточных тарифов, по крайней мере, до конца нынешнего года. Показательно, что два года назад подобные шаги другой МПС — MasterCard — на польском рынке также не увенчались успехом.
Возвращаясь к законопроекту, отмечу, что мы готовим дополнительные предложения, которые Нацбанк пока не учел. В частности, речь идет о налоговых льготах для предприятий (торговцев), активно пользующихся корпоративными картами и поддерживающих карточные расчеты. Нацбанк предлагает увеличить штрафы за отсутствие платежных терминалов до 8,5 тыс.грн.
Согласно законопроекту, контролировать выполнение данной нормы будет ГНСУ, а штрафовать — Госпотребинспекция. На мой взгляд, необходимо, чтобы обе эти функции выполняло налоговое ведомство.

Бизнес № 27


26.02.2012, воскресенье
Электро — не Ко

Украине все чаще для расчетов используются “электронные” деньги (см. “Кто на кассе”). Участники рынка констатируют: оборот соответствующих систем в 2011 г., по сравнению с 2010 г., увеличился вдвое.
По данным Государственной налоговой службы Украины, объем расчетов “виртуальными” деньгами в 2011 г. составил эквивалент 2,5 млрд грн. Ведомство прогнозирует дальнейший прирост виртуального трафика, поэтому уже в 2014 г. объем электронных расчетов на рынке может достичь 15 млрд грн.
Игроки на поле
Системы “электронных” денег стали развиваться еще в начале 2000-х годов. Так, один из крупнейших игроков — WebMoney Transfer — вышел на украинский рынок в 2003 г. Первые же попытки нормативного урегулирования деятельности этого сегмента рынка были предприняты только в 2008 г.
В частности, своим постановлением №178 от 25.06.08 г. Нацбанк обязал компании, выпускающие “электронные” деньги, в течение шести месяцев подать на согласование правила работы своих систем. Однако только в конце 2010 г. были согласованы правила первых систем “электронных” денег — “Макси” (эмитент — “VAB Банк”) и MoneXy (эмитент — банк “Контракт”).
Они только зарегистрированы в НБУ в качестве систем “электронных” денег. При этом “Макси” не является классическим оператором “электронных” денег. В данном случае речь идет, скорее, о дисконтном клубе (выпускается специальная карта Maxi Card), механизм работы которого по ряду признаков удовлетворяет критериям обращения “электронных” денег.
В то же время на рынке функционирует система “ГлобалМани”. Нацбанк согласовал правила этого оператора в качестве небанковской платежной системы, введя ее таким образом в правовое поле. В октябре 2011 г. государственный Ощадбанк провел первую эмиссию “электронных” денег данной платежной системы.
Антон Тютюн, заместитель председателя правления Ощадбанка (г.Киев; с 1991 г.; 38 тыс.чел.), выделяет три основные причины, по которым сотрудничество банка с оператором “электронных” денег может быть выгодно. Во-первых, банк получает в распоряжение остатки на счетах системы. Естественно, по мере того как работа оператора будет набирать обороты, остатки на счетах будут расти.
Во-вторых, банк становится агентом системы по приему средств для пополнения “виртуальных кошельков”, а также по выводу денег из системы. То есть начинает зарабатывать на комиссионных платежах. В-третьих, все торговцы, которые будут принимать к оплате “электронные” деньги “ГлобалМани”, будут открывать счета в Ощадбанке. А значит, банк привлечет на обслуживание новых клиентов.
Пока зарегистрированные Нацбанком системы обеспечивают скромную долю в совокупном обороте “электронных” денег в Украине. “В 2010 г. банки, которые согласовали в НБУ правила систем “электронных” денег, их эмиссию не осуществляли. По данным банков — эмитентов “электронных” денег, в 2011 г. пользователи оплатили “виртуальными” деньгами товары на 115,7 млн грн.”, — отмечают в Нацбанке. По данным НБУ, на 1 января 2012 г. общий объем эмитированных “электронных” денег в зарегистрированном секторе составлял всего 4,13 млн грн.
Вне игры
Сразу отметим, что действующим в Украине законодательством не определено понятие “электронные деньги”. Но поскольку процедура принятия законов в Украине долгая и сложная, а любая деятельность должна быть урегулирована, Нацбанк решил взять инициативу в свои руки. В конце 2010 г. он утвердил обновленную редакцию Положения “Об электронных деньгах” (постановление НБУ №481 от 04.11.10 г.).
Фактически это постановление является сейчас единственным нормативно-правовым актом, который определяет, что такое “электронные деньги”, и регулирует их эмиссию и обращение на территории Украины. В то же время, по мнению юристов, более логичным было бы изначальное принятие соответствующего закона, а затем, на его основании, — Положения НБУ.
Впрочем, на протяжении двух последних лет в ВР разные парламентские фракции неоднократно выносили на рассмотрение законопроекты “Об электронной торговле”, “Об электронной коммерции” и т.п. К сожалению, ни один из них пока не принят. Примечательно, что сам банковский регулятор решил приостановить процедуру согласования правил систем “электронных” денег до принятия соответствующего закона еще в декабре 2010 г. (копия внутреннего распоряжения №627 от 16.12.10 г. имеется в редакции). В итоге, игроки рынка, не успевшие пройти соответствующие процедуры, впали в немилость к чиновникам.
Нацбанк периодически делает выпады в сторону систем “электронных” денег, которые не успели согласовать с ним свои правила. Так, в июне 2011 г. регулятор разослал банкам письмо №25-112/1575-7731, в котором сообщил: "Правила систем WebMoney Transfer и “Яндекс. Деньги” не согласовывались с НБУ, и ни один из банков не зарегистрировал договор о членстве или об участии в этих платежных системах. Для безопасности осуществления расчетов следует пользоваться услугами тех платежных систем, которые согласовали правила в НБУ”.
Впрочем, в самих компаниях не признают претензий со стороны банковского регулятора. В пресс-службе WebMoney БИЗНЕСу сообщили: “Мы подали правила системы “электронных” денег в соответствии с постановлением НБУ еще в 2010 г. Отказа, как и положительного решения о согласовании системы, не получили по сей день. Единственный документ, который мы имеем, — ответ НБУ нашему будущему банку-эмитенту (“УкрПрофБанку”) на запрос о судьбе поданных на согласование правил”.
Действительно, в письме НБУ от 25.05.11 г., подписанном заместителем председателя Верой Рычаковской, говорится, что регулятор приостановил процедуру согласования правил систем “электронных” денег до момента урегулирования вопросов, связанных с “электронными” деньгами, в украинском законодательстве. В компании WebMoney уверяют, что принципы их работы, с точки зрения надежности, не отличаются от принципов работы систем, которые успели зарегистрироваться.
“Пока WMU (учетная денежная единица системы. — Ред.) обращаются внутри системы, денежное обеспечение хранится на счете системы в расчетном банке и никуда не расходуется. Система исполняет (погашает) свои обязательства, т.е. выдает деньги взамен WMU (производит “вывод” из “кошелька”) в любой момент по требованию пользователя”, — говорится на сайте компании.
Так или иначе, WebMoney продолжает активно развиваться. Пользователями данной системы являются более 2 млн физических и юридических лиц. Средний размер одного платежа — 300 грн. Примечательно, что с данной платежной системой сотрудничают многие банки и даже госпредприятия.
К примеру, в январе текущего года у пользователей WebMoney появилась возможность обналичить “электронные” деньги в любом из отделений “Укрпочты”. Максимальная сумма одного перевода составляет 5 тыс.грн., количество переводов не ограничено. При осуществлении переводов “Укрпочта” взимает комиссионные в зависимости от суммы в размере 1,2-4%. При этом минимальный размер комиссионного платежа — 5 грн.
Кодекс чести
В начале текущего года угроза нависла и над системами “электронных” денег, прошедшими регистрацию в Нацбанке. После вступления в силу изменений в Налоговый кодекс игроки рынка “электронных” денег рискуют потерять значительную часть своих клиентов, работающих на упрощенной системе налогообложения.
Пострадают и предприниматели, бизнес которых тесно связан с интернетом. Дело в том, что большинство интернет-магазинов принадлежат частным предпринимателям, которые являются плательщиками единого налога.
Согласно ст.291.6 Налогового кодекса плательщики единого налога должны совершать расчеты за отгруженные товары (проделанные работы или предоставленные услуги) исключительно в наличной и (или) безналичной денежной форме. Это означает, что принимать “электронные” деньги в качестве оплаты за свои товары и услуги они де-юре уже не могут (см. “Юрист...”).
Согласно постановлению НБУ №481 от 04.11.10 г.(см. “Электронные...”), операции с “электронными” деньгами нельзя отнести ни к наличной, ни к безналичной форме расчетов. Поэтому если интернет-предприниматель — плательщик единого налога начнет принимать платежи даже через утвержденные НБУ системы “электронных” денег, например, “ГлобалМани” или MoneXy, он рискует лишиться права работать на едином налоге с аннулированием текущего свидетельства.
Получается, что физическое лицо — покупатель сможет рассчитаться за купленный в интернет-магазине товар либо наличными (курьеру), либо банковской картой. Поэтому даже зарегистрированные украинские системы “электронных” денег рискуют остаться не у дел.
Кто на кассе
Сразу отметим, что речь идет не о безналичных расчетах с использованием национальной и (или) иностранной валюты — реальных денег. Имеются в виду деньги “виртуальные”, создаваемые для расчетов за товары и услуги в интернете.Услуги по расчетам “электронными” деньгами предоставляют специализированные платежные системы.
Схема их работы достаточно проста. Пользователь открывает “виртуальный кошелек” (аналог текущего счета в банке) и вносит туда деньги (реальные). Пополнять “кошелек” можно через отделения банков, с которыми сотрудничает платежная система, либо таксоматы. Также можно зачислить в “виртуальный кошелек” средства с платежной карты либо со своего банковского счета, используя интернет-банкинг.
Пользователь системы получает возможность рассчитываться с торговцами или провайдерами услуг, которые принимают “электронные” деньги к оплате (по аналогии с карточными расчетами).
Как правило, “электронными” деньгами оплачивается оборот интернет-коммерции. В данном случае “электронные” деньги — это способ оплаты, который конкурирует с платежными картами.
При этом расчеты “виртуальными” деньгами привлекают пользователей своей дешевизной и анонимностью. Поэтому они, как правило, используются для осуществления мелких платежей в сети, например, при покупке контента (видео, музыки и т.д.).
Электронные нормы
“Электронные” деньги — единицы стоимости, которые хранятся на электронном устройстве, являются денежным обязательством эмитента и принимаются как средство платежа прочими, нежели эмитент, лицами.Выпускать (эмитировать) “электронные” деньги имеют право только банки.
“Электронные” деньги могут быть номинированы только в гривнях.Должно быть обеспечено 100%-ное покрытие “электронных” денег реальными наличными и безналичными средствами.Сумма “электронных” денег в электронном устройстве (“кошельке”) не может превышать 8 тыс.грн.
Из постановления НБУ №481 от 04.11.10 г.
Банкир — о преимуществах
Павел Крапивин (37), первый заместитель председателя правления банка “Контракт” (г.Киев; с 1993 г.; 130 чел.):
— “Электронные” деньги — это способ платежа, конкурирующий с карточными расчетами и платежами через таксоматы. “Электронные” деньги имеют ряд преимуществ. Так, карточные платежи предполагают ввод данных в сеть — это риск мошенничества. В то же время при использовании “электронных” денег применяются динамические пароли для каждой транзакции.
При этом максимальный риск ограничивается остатком в “кошельке”, а он сейчас не может превышать 8 тыс.грн. (см. “Электронные...” — Ред.). Кроме того, “электронные” деньги дешевле, чем переводы без открытия счета. Да, есть плата за вывод денег, но можно же не выводить деньги, а потратить их на покупки. Вместе с тем, согласно нормативной базе, “электронными” деньгами нельзя обслуживать так называемые b2b-транзакции (расчеты между юридическими лицами).
Еще один плюс “электронных” денег — анонимность. Например, в нашей системе для открытия текущего счета нужен только номер мобильного телефона, тогда как для банковских переводов необходима полная идентификация. Так что “электронные” деньги — это единственная возможность остаться инкогнито.
Считаю, что системы, зарегистрированные в НБУ, более надежны, так как эмитентом “электронных” денег является банк. Это значит, что есть ответственное лицо, которое всегда превратит “виртуальные” деньги в реальные.
В незарегистрированных системах такой гарантии нет. Представьте, вы купили “электронные” деньги, но они исчезли из “виртуального кошелька”. К кому вы обратитесь? Банк же эмитирует “электронные” деньги только при 100%-ном покрытии реальными деньгами. “Виртуальные” деньги незарегистрированных систем пользователь покупает на свой страх и риск, так как не знает, есть денежное покрытие на эти суммы или нет.

“Карточник” — о конкуренции
Александр Карпов (40), директор Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем (г.Киев; с 1999 г.; более 70 членов):
— Не вижу угрозы для карточных расчетов от развития “электронных” денег. Оба эти направления призваны бороться прежде всего с наличными расчетами. Я не являюсь пользователем “электронных” денег, так как нет таких платежей, которые я бы не мог сделать с помощью платежной карты, текущего счета или интернет-банкинга.
В то же время я являюсь держателем Maxi Card, пользуюсь соответствующей дисконтной системой. Достаточно часто “электронные” деньги интересны для осуществления транзакций между физическими лицами. На мой взгляд, развитию рынка “виртуальных” денег препятствует отсутствие необходимой нормативной базы. Например, в России недавно был принят соответствующий закон.
Думаю, что и в Украине существует потребность в логически выстроенной системе контроля, когда Нацбанк может заглянуть в любую систему “электронных” денег и понять, как все работает, есть ли уклонение от налогообложения или использование виртуальных расчетов в схемных операциях.

Юрист — о коллизии
Владимир Саенко (31), управляющий партнер юридической компании “Всеукраинская правовая группа” (г.Киев; с 2009 г.; 12 чел.):
— С одной стороны, Налоговый кодекс декларирует снижение налоговой нагрузки на “лицензированные” Нацбанком системы “электронных” денег. Так, в соответствии с пп.196.1.5 ст.196 Кодекса операции по расчетно-кассовому обслуживанию не являются объектом обложения НДС.
Для реализации этой нормы постановлением правления НБУ №400 от 15.11.11 г. утвержден Перечень типовых операций по расчетно-кассовому обслуживанию.
В этот перечень вошли и операции с “электронными” деньгами: выпуск, погашение, распространение и т.д. В то же время п.15 ст.299 Кодекса гласит, что в случае применения плательщиком единого налога формы взаиморасчетов, отличной от наличной и безналичной, плательщик лишается права работать на едином налоге с аннулированием текущего свидетельства (подробнее см. статью "Приключения электроников" — Ред.).
Таким образом, получается, что преференции системам “электронных” денег Налоговым кодексом предусмотрены, а вот такая форма расчетов, как “электронные” деньги, — нет. Эта коллизия является следствием отсутствия закона, который бы дал четкое определение понятия “электронные деньги”.
Логично предположить, что после принятия закона будут внесены и соответствующие изменения в Налоговый кодекс, которые позволят малому и среднему бизнесу беспрепятственно использовать системы электронных платежей, не опасаясь санкций со стороны проверяющих органов.

Бизнес

За это сообщение автора налоговик поблагодарил:
vasilisa
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5658
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 799 раз.
Поблагодарили: 2539 раз.

UNREAD_POST vins » 17 июл 2012, 13:30

Печкин писал(а):Проект Закону про внесення змін до деяких законодавчих актів України (щодо функціонування платіжних систем та розвитку безготівкових розрахунків)


Нацбанк разработал проект Закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (о функционировании платежных систем и развитии безналичных расчетов)" и зарегистрировал его 21 июня 2012 г. в Верховной Раде под №10656. Парламент принял документ в первом чтении уже 4 июля.

Законопроектом предлагается установить жесткий контроль над оборотом электронных денег.

Ведение реестра платежных систем и систем расчетов в Украине, а также обеспечение регулирования выпуска и использования электронных денег возлагается на Нацбанк.


Также определяются ключевые термины и понятия – такие, например, как «электронные деньги», «пользователь платежной системы», «платежное устройство», «электронное платежное средство».

Эмитентами электронных денег (организации или государственные органы, которые выпускают в обращение электронные деньги и ценные бумаги) будут банки.

Согласно законопроекту, Нацбанк получит право определять порядок осуществления в Украине маршрутизации, клиринга и взаиморасчетов между участниками платежных систем по операциям с применением платежных карточек, осуществляемым в пределах страны.

Документом также определяется, что пользователем электронного платежного средства может быть юридическое или физическое лицо.

Электронное платежное средство, с помощью которого можно инициировать перевод со счета пользователя, должно будет позволять идентифицировать пользователя.

Новое законодательство позволит НБУ отслеживать огромный объем платежей, которые сегодня ему практически неподконтрольны.

В свою очередь, Государственная налоговая служба Украины также получит право осуществлять контроль за соблюдением порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги) и требований по обеспечению субъектами хозяйствования возможности расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств.

Кроме того, законопроектом планируется установить ответственность за неправомерное использование электронных денег.

В частности, в Кодекс об административных правонарушениях за нарушения законов и актов НБУ в сфере электронных денег предлагается ввести штрафы в размере от 100 до 200 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (в настоящее время необлагаемый минимум - 17 грн.). Повторные действия в этой сфере будут караться штрафом от 500 до 1000 минимумов.

Напомним, по данным Государственной налоговой службы Украины, в 2011 году объем расчетов электронными деньгами превысил 2,5 млрд. грн.
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2891 раз.

UNREAD_POST налоговик » 13 авг 2012, 22:49

РАСЧЕТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОННЫМИ ДЕНЬГАМИ

Часто у предприятий возникает необходимость осуществить расчеты за товары (услуги) электронными деньгами (например, оплатить участие в зарубежной конференции). В этом случае предприятия выступают пользователями электронных денег. На сегодняшний день проблемой является отсутствие в большинстве случаев законодательных возможностей отразить такие расходы в учете пользователей. Об этом и поговорим в статье.

Пользователи электронных денег

Пользователь - это физлицо или субъект хозяйствования - собственник электронных денег, имеющий право использовать их для приобретения товаров и осуществления переводов с учетом ограничений, установленных Положением, утвержденным постановлением правления НБУ от 04.11.10 г. №481 (далее - Положение №481).
Пользователи-физлица имеют право использовать электронные деньги для расчетов с торговцами за товары, а также переводить электронные деньги другим пользователям-физлицам.
Пользователи - субъекты хозяйствования имеют право использовать электронные деньги, полученные исключительно в обмен на безналичные средства, только для расчетов с торговцами за товары в электронном виде (будем их называть электронными товарами), приобретенные на производственные (хозяйственные) потребности (п. 3.4 Положения № 481).
В понимании Положения № 481 товар - это продукция, услуги, работы, права интеллектуальной собственности и другие неимущественные права, предназначенные для продажи (п. 1.3). Уточним, что в этом пункте Положения, скорее всего, речь идет об имущественных правах, потому что, например, неимущественные права интеллектуальной собственности не подлежат отчуждению в соответствии со ст. 423 Гражданского кодекса (далее - ГК). Итак, мы видим существенные, по сравнению с физлицами (для которых практически не ограничены форма расчета электронными деньгами и порядок их использования), ограничения по использованию электронных денег для юрлиц:
• юрлица могут приобретать электронные деньги только по безналичному расчету;
• юрлицам можно рассчитываться электронными деньгами только за электронные товары, приобретаемые для использования в хоздеятельности.
Кроме того, согласно п. 2.1. 3.1 Положения № 481 в Украине разрешено использование электронных денег, выпущенных только в гривне, и только тех платежных систем, выпуск которых осуществляется по правилам систем электронных денег, согласованным с НБУ, или по правилам созданных НБУ платежных систем (систем электронных денег). На практике предприятия зачастую сталкиваются с необходимостью расчетов электронными деньгами (например, при безоговорочном требовании торговца), причем необходимые для расчетов электронные деньги должны быть эмитированы, как правило, в иностранной валюте. Да и товары (услуги), за которые требуют рассчитаться электронными деньгами, далеко не всегда соответствуют требованиям п. 3.4 Положения № 481. Поэтому если предприятие купит по безналичному расчету электронные деньги (как эквивалент гривни, так и инвалюты) у несогласованной с НБУ системы электронных денег, то такая операция будет противоречить нормам Положения № 481.
В этой связи следует отметить, что Верховной Радой принят законопроект от 20.06.12 г. № 10656, которым предусмотрено введение ответственности за нарушение порядка
осуществления операций с электронными деньгами (предполагается дополнение КУоАП ст. 163-14). В частности, за нарушение законов Украины и нормативно-правовых актов НБУ относительно порядка осуществления операций с электронными деньгами предполагается введение ответственности в виде штрафа на должностных лиц юрлица в размере от 100 до 200 НМДГ, а за повторное нарушение - от 500 до 1 000 НМДГ. Данным законопроектом предусмотрено изложение ст. 15 Закона от 05.04.01 г. № 2346-III в редакции, регулирующей выпуск электронных денег и операций с ними. Положения проекта этой статьи законопроекта очень похожи на нормы Положения № 481.

Документальное оформление и учет приобретений за электронные деньги

Вариант 1. Предприятие оплачивает покупку электронными деньгами, номинированными в гривнях, приобретенными в согласованной с НБУ платежной системе (электронные деньги приобретены за безналичный расчет).
Такая операция является законной и соответствует требованиям Положения № 481 (если приобретаются товары в понимании п. 3.4 Положения №481, в электронном виде, для использования в хоздеятельности). Однако для отражения стоимости электронного приобретения в бухгалтерском и налоговом учете предприятию необходимо документальное подтверждение, а именно: договор поставки (или заменяющие его документы, которыми контрагенты обмениваются при заключении договора - письма, телеграммы, факсограммы и др., ст. 181 Хозяйственного кодекса); документы о покупке электронных денег в системе (договор, выписка банка, другие предусмотренные правилами системы документы); акт приемки-передачи электронного товара; документ системы электронных денег об осуществлении оплаты; для отражения налогового кредита - налоговая накладная.
Стороны могут передать друг другу договоры, акты и налоговую накладную средствами электронной связи (правда, для налоговой накладной есть условие: она должна подлежать регистрации в Едином реестре налоговых накладных, то есть сумма НДС должна превышать 10 000 грн.). При обмене электронными документами стороны должны соблюсти требования законодательства об электронной подписи - письменно зафиксировать свое согласие на использование электронной подписи. Кроме того, договор в электронном виде должен быть скреплен электронной цифровой подписью юрлица, которая является аналогом оттиска его печати (ст. 5 Закона от 22.05.03 г. № 852-IV, подробнее см. «БАЛАНС», 2011. №82. с. 12).
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ. В соответствии с п. 135.2 и 138.2 Налогового кодекса (далее - НК) доходы, а также расходы, которые учитываются при определении объекта налогообложения, признаются на основании первичных документов, подтверждающих их осуществление, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухучета и других документов, установленных разд. II НК. Первичные документы, созданные в электронном виде, применяются в бухучете при условии соблюдения требований законодательства об электронных документах и электронном документообороте. В частности, по требованию контролирующих или судебных органов и своих контрагентов предприятие обязано за свой счет сделать копии таких документов на бумажном носителе (п. 2.3 Положения, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88). При выполнении указанных условий предприятие, оплатившее купленные для своей хоздеятельности электронные товары электронными деньгами, выраженными в гривнях, приобретенными в согласованной с НБУ системе электронных денег, может отразить в налоговом учете расходы на приобретение этих товаров по правилам ст. 138 или пп. 144.1 НК.
Теперь расскажем о налоговом учете операций с электронными деньгами, которые на практике признаются операциями с правами требования долга (подробнее см. «БАЛАНС», 2012. № 47, с. 38). Так как пользователь электронных денег является вторым кредитором, то согласно абзацу четвертому п. 153.5 НК он должен отражать только прибыль от операции уступки права требования в составе доходов, а отрицательный результат от операции не отражается в налоговом учете. Обычно финансовый результат от уступки права требования для пользователей будет нулевым или отрицательным: купленные электронные деньги они перечислят торговцу в оплату за электронный товар. То есть расходы на покупку электронных денег (сумма перечисленных агенту гривен) будут равны (или превышать) доходам от уступки
права требования (это стоимость полученных электронных товаров). Комиссию агента можно отнести в состав соответствующих расходов предприятия по правилам п. 138.4. 138.5. 146.5 НК (при условии оформления агентом первичного документа).
НДС при приобретении электронных товаров включается в состав налогового кредита при условии использования этих товаров в хоздеятельности в налогооблагаемых операциях (при наличии налоговой накладной поставщика). Нюанс: так как перечисление гривен на покупку электронных денег нельзя назвать оплатой товара, а перечисление электронных денег не является списанием средств с банковского счета предприятия, то отразить налоговый кредит по предоплате не получится. Да и выписать налоговую накладную по дате получения электронных денег продавцу не удастся, ведь получение от покупателя электронных денег не является зачислением средств на банковский счет продавца, так как электронные деньги подлежат погашению (обмену на обычные деньги). Поэтому налоговая накладная должна быть выписана на дату составления акта приемки-передачи электронного товара.
ЧТО КАСАЕТСЯ НДС ПО ОПЕРАЦИЯМ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ДЕНЬГАМИ, то возникает вопрос: является ли такая операция объектом налогообложения в понимании пп. 196.1.5 НК? В данном случае уступка торговцу пользователем права требования денежного долга к электронной системе в обмен на электронные товары не является факторингом в понимании ст. 1077 ГК (см. также «БАЛАНС», 2012, № 47, с. 39). Однако начисление пользователем НДС на сумму электронных денег было бы нонсенсом. Надеемся, что этот вопрос будет официально разъяснен.

….Вариант 2. Предприятие оплачивает нерезиденту покупку электронными деньгами, номинированными в инвалюте, приобретенными в платажной системе, не согласованной с НБУ (электронные деньги приобретены за безналичный или наличный расчет).
На практике это может быть покупка не только электронных товаров, но и оплата, например, услуг за рубежом. Причем зачастую зарубежные поставщики не хотят оформлять какие-либо документы. В таких случаях предприятие не сможет отнести на расходы стоимость покупки, так как расчеты осуществлены с нарушение норм Положения № 481 (см. также «БАЛАНС», 2012, № 39, с. 30) и отсутствуют первичные документы. В этом случае, чтобы избежать нарушения норм Положения № 481, на практике применяют денежную выплату физлицу в наличной или безналичной (на зарплатную карточку) форме (с удержанием НДФЛ и при необходимости ЕСВ) с дальнейшей покупкой этим физлицом электронных денег для расчетов с нерезидентом. Этим вариантом можно воспользоваться в случае крайней необходимости, когда предприятию жизненно необходимо оплатить такие расходы и другого выхода просто нет.
Если при этом нерезидент оформит для предприятия вышеуказанные документы (которые предприятие отразит в учете), то в учете будет числиться кредиторская задолженность перед нерезидентом. Если предприятие включило стоимость покупки в состав расходов, то по истечении срока исковой давности оно обязано будет признать доход согласно пп. 135.5.4 НК. То есть в учете будет создана видимость, будто приобретение товаров (услуг) не оплачено нерезиденту.
Необходимо отметить, что если при этом место поставки приобретенных у нерезидента услуг определяется на территории Украины (это услуги, перечисленные в п. 186.3 НК, например, реклама), то предприятие должно начислить налоговое обязательство по НДС в отчетном периоде предоставления услуг, а в следующем периоде - налоговый кредит.
При расчетах электронными деньгами предприятие может отразить в составе расходов стоимость приобретенных для хоздеятельности товаров в электронном виде при условии, что деньги были приобретены в согласованной с НБУ электронной системе в эквиваленте гривни, а также предоставления продавцом всех необходимых документов в бумажной или электронной форме.

Татьяна ЛИСИЦА, редактор направления «Бухгалтерский учет и налогообложение»

Баланс № 65 (1207) 13 августа 2012
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5658
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 799 раз.
Поблагодарили: 2539 раз.

UNREAD_POST Печкин » 19 сен 2012, 12:53

Печкин писал(а):Проект НБУ від 20.06.2012 р. N 10656 принят в первом чтении.

Проект Закону про внесення змін до деяких законодавчих актів України (щодо функціонування платіжних систем та розвитку безготівкових розрахунків)


Вчера закон принят.
живу на Бухфоруме
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2882 раз.

UNREAD_POST Печкин » 14 авг 2013, 10:51

Бухучет электронных денег

6. В Інструкції про застосування Плану рахунків бухгалтерського обліку активів, капіталу, зобов'язань і господарських операцій підприємств і організацій, затвердженій наказом Міністерства фінансів України від 30 листопада 1999 року N 291, зареєстрованій у Міністерстві юстиції України 21 грудня 1999 року за N 893/4186 (із змінами):
...............
2) у тексті рахунку 33 "Інші кошти":

доповнити абзац перший після слів "(поштових марок, марок гербового збору, сплачених проїзних документів, сплачених путівок до санаторіїв, пансіонатів, будинків відпочинку тощо)" словами "електронних грошей";

доповнити абзац другий цифрами та словами "335 "Електронні гроші, номіновані в національній валюті";

доповнити після абзацу третього новими абзацами такого змісту:

"На субрахунку 335 "Електронні гроші, номіновані в національній валюті" відображаються операції з електронними грошима, які здійснюються комерційними агентами та користувачами, відповідно до нормативно-правових актів Національного банку України та правил використання електронних грошей, узгоджених з Національним банком України.

Електронні гроші - одиниці вартості, які зберігаються на електронному пристрої, приймаються як засіб платежу іншими особами, ніж особа, яка їх випускає, і є грошовим зобов'язанням цієї особи, що виконується в готівковій або безготівковій формі. При цьому з метою бухгалтерського обліку не визнаються електронними грошима наперед оплачені картки одноцільового використання: дисконтні картки торговців, картки автозаправних станцій, квитки для проїзду в міському транспорті тощо, які приймаються як засіб платежу виключно їх емітентами.".
живу на Бухфоруме
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2882 раз.

UNREAD_POST Руся-2 » 17 июл 2014, 16:02

НБУ меняет правила работы с электронными деньгами
http://www.interbuh.com.ua/ru/documents/onenews/38255
НБУ решил изменить собственное Положение об электронных деньгах в Украине. В результате изменений распространение электронных денег, предоставления средств пополнения электронными деньгами электронных устройств, обменные операции с электронными деньгами и прием электронных денег в обмен на наличные/безналичные средства могут осуществлять только юрлица.
Также появились ограничения на использование пользователями электронных денег для осуществления расчетов с помощью электронного устройства, которое пополняется и находится в распоряжении пользователя: до 35000 грн в течение календарного года. В расчет данной суммы не включаются электронные деньги, погашенные по требованию пользователя в течение календарного года. А для оплаты товаров или перевода другим пользователям-физлицам с использованием предоплаченных карт — в сумме до 500 грн в день и не более 4000 грн в течение месяца. А чтобы последнее ограничение работало — именно столько разрешено принимать эмитенту и/или агенту по расчетам.
Пользователи — субъекты хозяйствования имеют право получать электронные деньги только в обмен на безналичные средства. Пользователи — субъекты хозяйствования имеют право использовать электронные деньги только для осуществления оплаты товаров.
Руся-2
 
Сообщений: 557
Зарегистрирован: 21 апр 2014, 16:10
Благодарил (а): 31 раз.
Поблагодарили: 144 раз.

UNREAD_POST Татиана » 17 июл 2014, 17:00

Руся-2 писал(а):НБУ меняет правила работы с электронными деньгами
http://www.interbuh.com.ua/ru/documents/onenews/38255
НБУ решил изменить собственное Положение об электронных деньгах в Украине. В результате изменений распространение электронных денег, предоставления средств пополнения электронными деньгами электронных устройств, обменные операции с электронными деньгами и прием электронных денег в обмен на наличные/безналичные средства могут осуществлять только юрлица.
Также появились ограничения на использование пользователями электронных денег для осуществления расчетов с помощью электронного устройства, которое пополняется и находится в распоряжении пользователя: до 35000 грн в течение календарного года. В расчет данной суммы не включаются электронные деньги, погашенные по требованию пользователя в течение календарного года. А для оплаты товаров или перевода другим пользователям-физлицам с использованием предоплаченных карт — в сумме до 500 грн в день и не более 4000 грн в течение месяца. А чтобы последнее ограничение работало — именно столько разрешено принимать эмитенту и/или агенту по расчетам.
Пользователи — субъекты хозяйствования имеют право получать электронные деньги только в обмен на безналичные средства. Пользователи — субъекты хозяйствования имеют право использовать электронные деньги только для осуществления оплаты товаров.

"Частные лица " не смогут рассчитываться за товар по эквайрингу ?
Аватар пользователя
Татиана
 
Сообщений: 238
Зарегистрирован: 30 окт 2013, 11:47
Благодарил (а): 169 раз.
Поблагодарили: 53 раз.

UNREAD_POST Marlboro » 17 июл 2014, 17:17

При чем эквайринг? Там речь об электронных деньгах, да и то ограничение не на использование таковых, а на "обнал" электронных денег в "бумажные" (в том числе безналичные).
Свідомість - це місце зустрічі душі з земним життям
Аватар пользователя
Marlboro
 
Сообщений: 4773
Зарегистрирован: 05 июл 2012, 19:26
Благодарил (а): 318 раз.
Поблагодарили: 1182 раз.

UNREAD_POST Татиана » 18 июл 2014, 10:20

Ясно ... расчёты по эквайрингу ( безналичными средствами ) не имеют никакого отношения к термину "електронные деньги" !

Хочется уточнить для таких же "чайников" как и я , в чём же отличия между расчётами за товар безнальными средствами через терминал и електронными деньгами .

1."Как строятся взаимоотношения покупателей и продавцов при расчетах электронными деньгами : Чтобы начать использовать ЭД тех систем, которые легализованы в Украине, для приема оплаты за свои товары, торговец должен заключить два договора: договор с эмитентом ЭД — об оказании услуг по операциям с ЭД , и договор с оператором системы ЭД — об использовании системы расчетов с помощью ЭД.
Договор с банком — эмитентом ЭД заключается в письменной форме и подписывается представителями банка и СХД, желающего стать торговцем. По данному договору торговец принимает от покупателей ЭД, затем предъявляет их к погашению банку-эмитенту, после чего банк погашает ЭД путем перечисления безналичных средств на текущий счет торговца. Торговец в любой момент может предъявить банку ЭД к погашению путем перечисления определенной суммы ЭД со своего электронного кошелька на электронный кошелек банка-эмитента. Банк в течение нескольких рабочих дней (как правило, двух) перечисляет безналичные средства на текущий счет торговца. При этом банк удерживает свою комиссию из перечисляемой торговцу суммы. Размер комиссии устанавливается в приложении к договору. По итогам работы за месяц банк и торговец составляют акт приема-передачи ЭД, форма которого приводится в приложении к договору с эмитентом.
Договор с оператором системы ЭД заключается, как правило, в электронной форме и является публичным договором присоединения. Особенности такого договора регламентированы ст. 634 ГКУ. Торговец не может изменить условия договора с оператором. Факт присоединения торговца к договору (акцепт договора) означает полное согласие торговца с условиями договора. Договор размещается на официальном сайте оператора (на нем же проводятся и все остальные операции с ЭД), а его акцепт заключается в том, что торговец заполняет регистрационную форму на сайте оператора, и договор считается заключенным после подтверждения регистрационных данных. На основании заключенного договора оператор открывает торговцу электронный кошелек с нулевым балансом, на который торговец может принимать ЭД от покупателей. Оператор на своем сайте также обеспечивает возможность перечисления ЭД банку-эмитенту для их погашения. В функции оператора, как правило, входит техническое обслуживание операций с ЭД, контроль за соблюдением установленных ограничений (в частности, лимитов на суммы операций), обеспечение круглосуточного бесперебойного процессинга по операциям с ЭД."

2.Эквайринг - это осуществление банком технологического, информационного и расчетного обслуживания организаций ( юрлиц и ФОП по операциям оплаты товаров и услуг, проведенным с помощью платежных карт на оборудовании , предоставленном Банком ) .
Аватар пользователя
Татиана
 
Сообщений: 238
Зарегистрирован: 30 окт 2013, 11:47
Благодарил (а): 169 раз.
Поблагодарили: 53 раз.

UNREAD_POST Руся-2 » 25 июл 2014, 02:52

Ограничения НБУ на «электронные деньги» не коснутся держателей банковских карт
http://buhgalter911.com/ShowArticle.aspx?a=124179
Ограничения на переводы электронных денег между физлицами не коснутся держателей банковских пластиковых карт — сообщил Национальный банк в ответ на запрос «Минфина».
«Указанные ограничения не касаются клиентов банков, у которых есть текущий счет в банке, и при помощи платежных карт инициируют перевод денег с него и/или инициируют получение наличных через платежные устройства», — говорится в пояснении НБУ к постановлению №378.
Документ ограничивает предельную сумму переводов электронных денег между физлицами не более 500 грн в день и не более 4 тыс гривен в месяц. Для юридических лиц не существует ограничений по размеру суммы, оно касается лишь целевого использования: такие платежи допускаются для покупки товаров/услуг.
Регулятор в своем комментарии отметил, что документ кроме ограничений, конкретизирует некоторые требования к операторам систем электронных денег — эмитентам и агентам.
Как пояснил старший партнер АК «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец, ограничения НБУ на расчеты электронными деньгами коснутся, в первую очередь, таких систем как MoneyXy, Макси, Глобал Мани, а также частично НСМЭП и Visa, поскольку они официально зарегистрированы Нацбанком. В то же время ограничения не коснутся систем Яндекс.Деньги, WebMoney и похожих, поскольку они не зарегистрированы в Украине.
Кравец добавил, что не видит смысла в столь жестком ограничении объема транзакций электронных денег, поскольку это существенно затормозит развитие таких систем в Украине.
«Своим постановлением Национальный банк просто убил систему электронных денег в Украине, отбросил ее развитие лет на десять назад. Уже не первый год различные ассоциации пытаются ввести этот вопрос в правовое поле, а НБУ, со своей стороны, уже пятый год этот вопрос всячески игнорирует и тормозит, а сейчас, фактически, просто убил рынок электронных денег в Украине», — сказал Кравец.
Он добавил, что ограничения могли появиться из-за того, что в Нацбанке недостаточно компетентных людей, которые могут заниматься нормативным регулированием современных расчетных систем, к которым относятся и «электронные деньги».
Кравец прогнозирует, что после детального изучения вопроса НБУ может отменить или пересмотреть свои ограничения на оборот электронных денег.
Руся-2
 
Сообщений: 557
Зарегистрирован: 21 апр 2014, 16:10
Благодарил (а): 31 раз.
Поблагодарили: 144 раз.

UNREAD_POST bur » 25 июл 2014, 17:48

Операции с электронными деньгами: обновление законодательства

Татьяна ДЕРКАЧ, редактор

Нормативная база

– Закон о платежных системах
Закон Украины от 05.04.2001 г. № 2346-III «О платежных системах и переводе денежных средств в Украине»
– Положение № 481
Положение об электронных деньгах в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 04.11.2010 г. № 481(1)
– Постановление № 378
Постановление Правления НБУ от 19.06.2014 г. № 378 «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины по вопросам осуществления операций с электронными деньгами»

Многие из тех, кто еще недавно скептически относился к электронным деньгам, считая их использование чем-то вроде каприза, теперь имеют шанс изменить свое мнение. Непростое военное время, когда разрушается необходимая финансовая инфраструктура, заставляет искать самые экзотические, но при этом легальные способы денежных оплат. А чем можно воспользоваться там, где закрыты банки и не работают даже банкоматы? Правильно, электронными деньгами!
Поэтому интерес законодателя к данному виду расчетов не случаен. Но законодательство, регулирующее применение электронных денег, очень консервативно. И тот факт, что НБУ решил внести ряд изменений в Положение № 481 — один из основных документов, оставшихся неизменным с момента принятия нормативных актов относительно электронных денег — не может не привлечь внимания. Читателям предлагается анализ этих изменений.

Причина изменений: равнение на Закон, равняющийся на Положение
Как это часто бывает в нашем правовом поле, усовершенствование подзаконных нормативных актов происходит с большим отставанием от трансформации самих законов. Так получилось и в нашем случае. Еще в конце 2012 года в Закон о платежных системах были внесены радикальные изменения касательно операций с электронными деньгами и платежными средствами. В частности, появилась абсолютно новая редакция ст.15 «Особенности выпуска электронных денег и осуществления операций с ними». И вот, как сказано в преамбуле Постановления № 378 (которое и вносит изменения в Положение № 481(2)), именно ст.15 Закона о платежных системах, среди прочих, и была «инициатором» новшеств. Интересно, что как раз статья 15 в свое время создавалась для того, чтоб нормы Закона соответствовали нормам Положения № 481, на тот момент более прогрессивного. Тем не менее, новая редакция ст.15 Закона в деталях несколько не совпадала с аналогичными нормами Положения № 481.
В то же время, согласно п.3 Постановления № 378, эмитенты электронных денег (банки и платежные организации платежных систем), которые уже согласовали с НБУ правила систем электронных денег, должны «привести свою деятельность в соответствие с Положением» в течение 90 дней с момента вступления в силу изменений (об этом речь пойдет ниже). Можно только посочувствовать эмитентам электронных денег, которые, должно быть, уже устали от регистрационно-согласовательной чехарды, периодически устраиваемой регулятором.

Терминологические обновления: слона-то мы и не приметили
Полностью в новой редакции изложен терминологический п.1.3 Положения № 481. При этом какие-то термины остались без изменений, какие-то «подстроились» под ст.15 Закона о платежных системах, а какие-то… и вовсе исчезли!
Начнем с пропаж. Как ни странно, но из Положения № 481 исчезло определение понятия «электронные деньги»! Получилось прямо, как в басне: «слона-то я и не приметил». Ранее его содержание повторяло определение из ст.15 Закона о платежных системах. Следовательно, для заполнения возникшего терминологического вакуума есть только один выход: пользоваться определением из ст.15 Закона о платежных системах, как это допускает последний абзац п.1.3 Положения № 481 («другие термины и понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных законодательством Украины, в том числе нормативно-правовыми актами Национального банка»). Обратим внимание, что ранее этого абзаца в Положении не было.
Из остальных изменений отметим следующие. Появилось понятие «использование электронных денег». Раньше по тексту Положения оно встречалось, но что имелось в виду под «использованием», не всегда было понятно. Теперь же указано, что это отношения между рядом субъектов в связи с осуществлением некоторых операций. Субъектами являются: эмитент, оператор, агенты, торговцы, пользователи.
Операциями с электронными деньгами, которые включены в понятие «использование электронных денег», названы: выпуск, распространение, обмен, погашение, пополнение электронных устройств.
По сути, все эти операции между теми или иными субъектами регламентированы в п.2—5 Положения № 481.
Одновременно из Положения исчезло понятие «система электронных денег», которое, за некоторыми исключениями, и было прообразом «использования электронных денег». Исключения состоят в том, что в «систему» входили такие операции, как выпуск, обращение и погашение электронных денег. Теперь слово «обращение» по тексту Положения № 481 исчезло, вместо него — то самое «использование», в которое входят распространение, обмен и пополнение электронных устройств.
Появилось понятие «коммерческий агент». Оно ранее встречалось в п.15.1 ст.15 Закона о платежных системах (предоставление электронных денег коммерческим агентам приравнивается к выпуску таких денег), а в п.15.4 ст.15 подробно расшифровывалось, какие операции могут осуществлять коммерческие агенты. По большому счету, собирательный образ коммерческих агентов в Положении № 481 был представлен в п.3.1 (агент по распространению), п.3.2 (агент по пополнению), п.3.6 (агент по расчетам) и п.3.7 (агент по обменным операциям). Теперь все эти типы коммерческих агентов сведены в терминологическом п.1.3 воедино под одним «брендом». И недоговоренность в Положении № 481 устранена. Впрочем, в других определениях новой редакции п.1.3 Положения упоминаются просто «агенты», что нас смущать уже не должно.
Еще одна безобидная двузначность устранена в определении «эмитента»: это не «лицо», осуществляющее выпуск электронных денег, а «банк». И такая замена логична, ведь согласно п.1.4 Положения № 481 выпуск электронных денег в Украине имеют право осуществлять только банки.
Наконец, сделано существенное добавление к понятию «оператор» (ранее — «оператор системы электронных денег»): это юридическое лицо должно не только иметь на руках заключенные с эмитентом договоры на осуществление операционных и других технологических функций, но и обязательно быть внесено НБУ в Реестр платежных систем, участников этих систем и операторов услуг платежной инфраструктуры (далее — Реестр). Ранее в п.5.1 Положения № 481 отмечалось только, что оператор должен быть резидентом. Требования к его регистрации в Реестре не выдвигались.

Операции пользователей и торговцев: Положение приведено в соответствие с Законом
Наших читателей, очевидно, интересует, какие изменения коснулись тех, кто пользуется электронными деньгами в своей хозяйственной деятельности как покупатель и продавец. Ведь субъектам хозяйствования с 2010 года не запрещено рассчитываться электронными деньгами.
Итак, за основу изменений (точнее, корректировок и уточнений формулировок) был взят п.15.1 ст.15 Закона о платежных системах. Теперь в Положении, как и в Законе, установлены требования и ограничения для пользователей и торговцев. Как известно, и те, и другие могут применять электронные деньги по их прямому назначению — в качестве средства платежа: пользователи — в качестве покупателей, торговцы — в качестве продавцов товаров. В терминологическом п.1.3 Положения № 481 пользователями считаются субъекты хозяйствования (без различения юридического и физического лица) и физические лица (то есть не предприниматели). Они могут быть владельцами электронных денег, используют этот вид квазивалюты для приобретения товаров (а также услуг, работ и прав интеллектуальной собственности) и осуществляют переводы в этой квазивалюте в рамках ограничений, установленных в Положении.
Согласно новому п.3.3 Положения № 481 пользователи — физлица могут переводить электронные деньги другим физическим лицам, а также погашать их как в безналичной (переводом на банковский счет), так и в наличной (через операционную кассу эмитента) формах (п.4.2 Положения № 481). В то же время для субъектов хозяйствования (как продавцов-торговцев, так и покупателей-пользователей) осталось условие о том, что все операции с электронными деньгами надо начинать и завершать исключительно в безналичной форме (п.3.3).
Кроме всего вышеописанного, изменены лимиты расчетов в электронных деньгах (см. ниже). Как за формой расчетов, так и за соблюдением лимитов будет следить банк-эмитент и агент по расчетам (п.3.5 Положения).

Лимиты расчетов: приказано быть скромнее в желаниях
Радикальные изменения внесены в п.2.4 Положения № 481, которым определены максимальные суммы электронных денег, которые могут находиться в распоряжении пользователей. Раньше речь шла только об ограничении сумм пополнения электронных кошельков, и они остались неизменными: до 2000 грн. для непополняемых электронных устройств и до 8000 грн. — для пополняемых. Теперь же добавляются и ограничения на использование.
Для пополняемого устройства пределом суммы расходов электронных денег установлены 35000 грн. в течение календарного года. В расчет этой суммы не включаются погашенные в течение года электронные деньги. Формулировка не вполне совершенная, в связи с чем могут возникнуть вопросы. На первый взгляд, можно сделать вывод, что приобретать электронные деньги и хранить их на своем электронном устройстве можно в любой сумме, однако расходовать на приобретение товаров — не более 35000 грн. в год. Остальное можно выводить из системы без ограничений. Связано это может быть с тем, что приобретение электронных денег, с точки зрения гражданского законодательства, является приобретением прав требования с последующей их уступкой (ст.512 ГКУ(3)). Однако, если права требования уступаются третьим лицам в обмен на товары (работы, услуги), это означает, что такие права включаются в товарный оборот в качестве средства платежа. И это, в свою очередь, существенно влияет на соотношение товарно-денежной массы в экономике любого государства.
Еще один лимит установлен для физических лиц — не предпринимателей, которые переводят электронные деньги другим пользователям — физлицам с помощью предоплаченных карточек. Такие переводы можно осуществлять на сумму не более 500 грн. в день и не более 4000 грн. в месяц (п.3.3 Положения № 481). За соблюдением этих лимитов должен следить эмитент или агент по расчетам (п.3.5). Иными словами, вышеописанное ограничение осуществляется в автоматическом режиме.
Заметим, что для субъектов хозяйствования (и для пользователей, и для торговцев) таких требований не установлено.

Регистрационно-согласовательные новшества
В обновленном п.1.4 Положения № 481 перечислены операции, которые имеет право осуществлять банк-эмитент. Такие операции прямо названы финансовыми услугами. Это:
– распространение электронных денег;
– осуществление обменных операций;
– предоставление средств пополнения электронными деньгами электронных устройств;
– прием электронных денег в обмен на наличные и безналичные денежные средства.
Прямо об операциях с электронными деньгами в Законе о финуслугах(4) не сказано. А согласно п.2 ст.4 этого Закона, «финансовые услуги, предоставление которых предусматривается другими законами, подлежат включению в перечень, определенный частью первой этой статьи. Предоставление финансовых услуг, не включенных в указанный перечень, запрещается». Таким образом, новый статус операций с электронными деньгами как финансовых услуг необходимо будет отразить и в Законе о финуслугах.
Пунктом 3.5 Положения № 481 прямо запрещено агентам по расчетам передавать свои права другим субъектам хозяйствования (субагентам) по агентским договорам. Технически это было проблематично и так, однако, видимо, были попытки «наложить» на Положение № 481 нормы ГКУ.
Согласно п.5.3 Положения эмитент должен проконтролировать, чтобы операции с выпущенными им электронными деньгами осуществлялись исключительно на территории Украины. Это непростое требование, ведь такие операции производятся через Интернет, который нельзя привязать к какой-то территории. Могут быть операции между украинскими субъектами хозяйствования и украинскими же физлицами, однако территориальное местонахождение компьютера, с помощью которого они выполняются, вряд ли может быть исключительно украинским.
Наконец, отметим, что полностью переписан п.6 Положения № 481 «Порядок согласования правил использования электронных денег». Если ранее правила системы электронных денег с НБУ должна была согласовывать платежная система за тех участ¬ников, которые планируют осуществлять выпуск электронных денег, то теперь согласованием правил использования электронных денег должен заниматься сам банк — потенциальный эмитент. Такое же согласование должен пройти и банк — участник международной платежной системы. При этом он должен быть заранее внесен в Реестр. Иными словами, если платежная система создавалась резидентом Украины, то вопросы согласования ложились на ее плечи, а если платежная система создавалась нерезидентом, то банк — ее участник сам все согласовывал. Теперь, независимо от страны резидента — учредителя платежной системы, всеми бумажными вопросами занимаются только банки-эмитенты.
Особо отмечены субъекты, которые планируют взаимодействовать с международными платежными системами, выпускающими электронные деньги с доступом по предоплаченным карточкам. Они должны предоставить НБУ схему денежных и информационных потоков. В любом случае, это не означает, что на территории Украины будет доступ к «инвалютным» электронным деньгам: по-прежнему, на территории Украины легальны электронные деньги, эмитированные в гривнях.
Все согласования НБУ должен успеть провести в течение 60 дней с момента представления заявителем всех необходимых документов. И опять-таки напомним, что все участники рынка электронных денег, кто уже согласовал все свои документы, в случае, если изменились условия и требования, должны в течение 3-х месяцев переоформить документацию. Это очень неудобное условие, тем более что обычно законодательные новшества не имеют обратной силы. Теперь многим участникам этого рынка, с таким трудом подстроившимся под требования НБУ, придется идти по второму кругу(5). Пока сложно сказать, как это отразится на пользователях электронных денег. Но не хотелось бы думать, что на период «пересогласований» использование электронных денег эмитентов будет признано нелегальным.

(1)Опубликовано с кодификацией на с.14 данного номера (прим. ред.).
(2)Данные изменения вступают в силу с момента официального опубликования. По нашему опыту, это вопрос ближайшего времени (в СМИ фигурирует ориентировочная дата публикации — 25.07.2014 г.) (прим. авт.).
(3)Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (прим. ред.).
(4)Закон Украины от 12.07.2001 г. № 2664-III «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» (прим. ред.).
(5)См. также: Деркач Т. Платежные системы в Украине: новый порядок при старых правилах // Бухгалтерия. — 2014. — № 20. — С.72—73 (прим. ред.).


Опубликовано в Бухгалтерии N30 (1121) от 28 ИЮЛЯ 2014 года
bur
 
Сообщений: 1434
Зарегистрирован: 13 сен 2013, 16:25
Благодарил (а): 116 раз.
Поблагодарили: 422 раз.

UNREAD_POST vikakool » 25 июл 2014, 17:58

Пытаюсь проанализировать изменения....выходит, что мой магазин (юрлицо) теперь не может принимать у физлиц деньги для пополнения их электронных кошельков? типа фин.услуга и агентский договор не годится?
vikakool
 
Сообщений: 3965
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 844 раз.
Поблагодарили: 576 раз.

UNREAD_POST lelmvj » 27 авг 2014, 10:37

НАЦІОНАЛЬНИЙ БАНК УКРАЇНИ
ЛИСТ
від 26.06.2014 р. N 25-109/33434

Національний банк України розглянув запит стосовно використання електронних грошей в Україні і повідомляє щодо порушених у ньому питань.

Стосовно використання електронних грошей суб'єктами господарювання

Особливості випуску електронних грошей і здійснення операцій з ними встановлені статтею 15 Закону України "Про платіжні системи та переказ коштів в Україні" (далі - Закон) та Положенням про електронні гроші в Україні, затвердженим постановою Правління Національного банку України від 4 листопада 2010 року N 481 (далі - Положення).

Згідно з вимогами вищезазначеного законодавства України суб'єкт господарювання може бути як користувачем електронних грошей, так і приймати електронні гроші як оплату платежу за товари, роботи, послуги. Відповідно до вимог пункту 2.4 Положення для користувачів, у тому числі і користувачів - суб'єктів господарювання встановлені обмеження щодо суми електронних грошей на електронному пристрої, що перебуває у розпорядженні користувача (для поповнюваних електронних пристроїв сума не повинна перевищувати 8000 гривень, а для не поповнюваних електронних пристроїв ця сума не повинна перевищувати 2000 гривень). Для торговців (суб'єктів господарювання), які приймають від користувачів електронні гроші як оплату платежу за товари, роботи, послуги, Законом та Положенням не встановлено обмежень щодо суми електронних грошей, яка може перебувати на електронному пристрої. Зважаючи на викладене, якщо суб'єкт господарювання - торговець має намір приймати електронні гроші як оплату за товари, роботи, послуги (торговець) і бути одночасно користувачем, банк-емітент має розділити функції цього суб'єкта господарювання і відкрити йому окремі облікові записи (електронні гаманці тощо):

як торговцю - для приймання електронних грошей від користувачів як оплату за товари, роботи, послуги та

як користувачу - для купівлі електронних грошей і здійснення оплати господарських, виробничих потреб з урахуванням обмежень, встановлених Законом та Положенням.

Щодо використання електронних грошей, правила яких не узгоджені з Національним банком України

Згідно з вимогами пункту 15.2 статті 15 Закону банк, що має намір здійснювати випуск електронних грошей, зобов'язаний до початку їх випуску узгодити з Національним банком України правила використання електронних грошей у порядку, встановленому нормативно-правовим актом Національного банку України. Таким нормативно-правовим актом є Положення.

Відповідно до вимог Положення суб'єкти, які здійснюють операції з електронними грошима (емітент електронних грошей, оператор, агенти, торговці та користувачі) мають право їх здійснювати лише за правилами, узгодженими з Національним банком України.

Національний банк України не узгоджував правила використання електронних грошей WebMoney Transfer, Інтернет.Гроші, VkrMoney, RBKMoney, Яндекс.Гроші, QJWI, E-gold.

Стосовно приймання електронних грошей суб'єктами господарювання як оплату за товари, роботи, послуги

Відповідно до пункту 3.5 Положення торговці (суб'єкти господарювання) на підставі договору, укладеного з емітентом або агентом з розрахунків, мають право приймати від користувачів як засіб платежу за товари електронні гроші, виражені в гривнях.

Пунктом 15.1 статті 15 Закону встановлено, що суб'єкт господарювання, який приймає електронні гроші як оплату платежу за товари, роботи, послуги, має право використовувати отримані електронні гроші виключно для обміну на безготівкові кошти або повертати їх користувачам у разі повернення ними відповідно до Закону України "Про захист прав споживачів" товарів, придбаних за електронні гроші. Таким чином, отримані від користувачів електронні гроші торговець має право обміняти на безготівкові кошти у агента з розрахунків або пред'явити до погашення емітенту в обмін на безготівкові кошти, які мають зараховуватися агентом з розрахунків та/або емітентом на власний поточний рахунок торговця, відкритий у банку (за винятком сум електронних грошей, повернених користувачу відповідно до Закону України "Про захист прав споживачів"). Отже, здійснюючи продаж товарів, робіт, послуг за електронні гроші, торговці на кінцевому етапі отримують на власний рахунок у банку безготівкові кошти, які підлягають оподаткуванню відповідно до законодавства України.

Заступник Голови Я.Смолій

За это сообщение автора lelmvj поблагодарил:
vikakool
lelmvj
 
Сообщений: 1094
Зарегистрирован: 10 янв 2012, 12:23
Благодарил (а): 46 раз.
Поблагодарили: 272 раз.

UNREAD_POST lelmvj » 09 сен 2014, 23:24

По данным официального сайта НБУ, по состоянию на 09.09.2014 год в Украине на законных основаниях обращаются электронные деньги следующих платежных систем:

- НСМЭП (Национальная система массовых электронных платежей);

- "Макси" (эмитент ПАО "АЛЬФА-БАНК");

- "MoneXy" (эмитент ПУАО "ФІДОБАНК");

- "ГлобалМані" (эмитент - ПАО "Ощадбанк");

- Visa International.
lelmvj
 
Сообщений: 1094
Зарегистрирован: 10 янв 2012, 12:23
Благодарил (а): 46 раз.
Поблагодарили: 272 раз.

След.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в НОВОСТИ

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Ads, alex88, Angela1984, DixiMari, Galla, Gb, hela, iryna11, Kamillfo, lutishka, m_tetyana, vikakool, Ya