Рекламу показываем только НЕзарегистрированным пользователям. Войдите или зарегистрируйтесь на Бухфоруме
    .

Транспортно-экспедиционные услуги

Путеводитель по разделу. НДС: регистрация, уплата, отчетность. Налоговая накладная, возмещение и т.д.

Модераторы: nikki, kollega, налоговик

UNREAD_POST налоговик » 23 июл 2012, 11:33

комментарий к обобщающей налогового консультации № 610 от "Налоги и бухгалтерский учет" (№ 59)

  • ГНСУ считает, что стоимость перевозки, осуществленной неплательщиком НДС, в базу налогообложения экспедитора
    не попадает

    Безусловно либеральное заключение от ГНСУ! Известно, что не все экспедиторы оказывают перевозочные услуги самостоятельно. Нередко во исполнение договора в части перевозки они привлекают перевозчиков-предпринимателей, которые, как правило, не являются плательщиками НДС. В таких случаях, учитывая посреднические правила обложения НДС (в частности, о том, что передача товара/услуги в пределах посреднических договоров считается их поставкой), с формальной точки зрения экспедиторы оказывались в незавидном положении: они должны были начислять НДС без возможности отражения налогового кредита. Кроме того, аналогичная проблема до 01.07.2012 г. остро ощущалась и в деятельности автостанций*, но с указанной даты она была разрешена Законом № 4834. Экспедиторов законодательные изменения не коснулись, однако ГНСУ попыталась самостоятельно компенсировать этот недочет.
    В рассматриваемой консультации налоговики решили отойти от формализма и заключили, что если перевозчиком выступает неплательщик НДС (в том числе нерезидент), то стоимость его услуг в базу налогообложения экспедитора не попадает. При этом считаем важным изложить несколько тезисов.
    Во-первых, как правило, экспедиторы работают на условиях предоплаты (в которую включается и оплата услуг перевозки). Если конкретный перевозчик на дату такой предоплаты известен (причем экспедитору достаточно знать всего лишь НДС-статус перевозчика), то вопросов с начислением обязательств по НДС не возникает: в частности, если перевозчик является плательщиком НДС, то налоговые обязательства экспедитору следует начислить и на стоимость перевозки, и на стоимость своего вознаграждения. Если же перевозчик — неплательщик НДС, то налоговые обязательства начисляются лишь на сумму вознаграждения.
    Сложностей также не возникает, если перевозчик неизвестен, однако клиентом выступает плательщик НДС. Как вариант, в таком случае на дату поступления аванса экспедитор может начислить НДС-обязательства и на стоимость перевозки, и на стоимость своего вознаграждения, предполагая, что перевозчиком будет плательщик НДС. При этом, если в дальнейшем окажется, что перевозчиком выступит неплательщик НДС, ему следует составить расчет корректировки и уменьшить ранее отраженные налоговые обязательства. Однако такой вариант сработает лишь при условии, что клиент является плательщиком НДС.
    В противном случае (если клиент — неплательщик НДС) экспедитор сталкивается с проблемой:
    отразив на дату получения аванса налоговые обязательства (на стоимость перевозки и вознаграждения), он по формальным основаниям не вправе откорректировать их в дальнейшем (если перевозчиком окажется неплательщик НДС), виной чему ограничение, установленное п. 192.2 НКУ. В подобной ситуации экспедитору наиболее оптимально иметь соответствующую информацию о своих перевозчиках с целью корректного отражения налоговых обязательств на дату получения аванса или же уповать на либеральное разъяснение данного момента со стороны ГНСУ.
    Во-вторых, содержание услуг экспедитора не исключается лишь наймом/оплатой перевозчика. В связи этим закономерен вопрос: можно ли распространить представленный ГНСУ подход и на прочие работы/услуги? В частности, вправе ли экспедитор не включать в базу налогообложения стоимость приобретенных во исполнение договора работ/услуг у неплательщиков НДС? Если исходить из идеи последовательности, то логично предположить, что да. Однако, как уже отмечалось, с формальной точки зрения такой подход противоречит НКУ. Таким образом, с целью избежания проблем считаем, что применять его по отношению к прочим услугам, кроме перевозочных, не стоит — особенно если учитывать все еще действующее разъяснение контролеров в Единой базе налоговых знаний (раздел 130.39) о том, что транспортно-экспедиторские услуги облагаются НДС на общих основаниях.
    В-третьих, изложенная в начале данного комментария проблема характерна для всех посреднических договоров (в том числе на покупку товаров), однако по описанным выше причинам мы считаем, что подход налоговиков к ним применять нельзя. С этой целью лучше подождать их отдельных разъяснений по данному вопросу или запросить индивидуальную налоговую консультацию.
  • Экспедитор отражает обязательства по НДС в общем порядке

    По мнению налоговиков, экспедитор должен отразить НДС-обязательства (на стоимость перевозки и экспедиторских услуг) по дате первого события: получения средств или оформления документов, подтверждающих факт перевозки (как перевозчиком — плательщиком НДС, так и самостоятельно экспедитором). К данному выводу мы вынуждены сделать несколько замечаний, в частности относительно возникновения НДС-обязательств по дате составления документа, подтверждающего факт перевозки. Как известно, услугу перевозки экспедитор может покупать у перевозчиков или же
    оказывать ее самостоятельно. Рассмотрим первый, «посреднический», вариант. Налоговые обязательства по посреднической услуге возникают в общем порядке (п. 187.1 НКУ): по дате первого события — получения оплаты или составления документа, подтверждающего факт поставки услуги. При этом сама по себе перевозка, как правило, включается в услугу транспортного экспедирования, а потому она «передается» клиенту не обособленно, а лишь в составе такой услуги. Оказание последней, в свою очередь, будет подтверждаться актом, составленным после выполнения экспедитором
    возложенных на него обязательств (не ограничиваясь лишь перевозкой). Именно по дате составления такого акта (если данное событие является первым) и должны возникать НДС-обязательства экспедитора, в том числе и в части приобретенной для клиента перевозочной услуги.
    Что касается второго варианта, когда перевозочная услуга оказывается непосредственно экспедитором, то должны заметить: налоговики и тут допустили неточность. В частности, из формулировки их вывода следует, что на дату составления документа, подтверждающего факт осуществления перевозки (при условии, что данное событие является первым), экспедитору необходимо начислить обязательства по НДС и в части перевозки, и в части экспедиторской услуги. В то же время, очевидно, что по указанному событию налоговые обязательства возникают лишь в части услуги перевозки, в то время как стоимость самой экспедиторской услуги должна быть обложена НДС по дате составления акта (если данное событие является первым).
  • База налогообложения услуг, вспомогательных транспортным, в пределах транспортного экспедирования

    В данной части консультации налоговики рассказали о базе обложения НДС при поставке услуг по перевозке и вспомогательных услуг в транспортной деятельности. В целом, все верно, однако контролеры почему-то забыли уточнить о том, что если обычная цена превышает договорную, то базу налогообложения следует определять исходя из такой обычной цены.
  • Дата возникновения обязательств по НДС по услугам перевозки и услугам, вспомогательным транспортной деятельности

    В этой части ГНСУ пришла к следующим выводам. Во-первых, налоговые обязательства по услугам перевозки и услугам, вспомогательным транспортной деятельности, как правило, должны возникать в общем порядке: по дате первого события — поступления оплаты или составления акта. Видимо, именно такое заключение и хотели представить налоговики, однако сформулировали его немного некорректно. Во-вторых, ГНСУ подтвердила, что по налоговой накладной, полученной от перевозчика, экспедитор вправе отразить налоговый кредит. К данному выводу претензий нет, однако должны заметить: в письме от 19.04.2012 г. № 11358/7/15-3417-17 налоговики неправомерно утверждали обратное. При этом мы считаем, что представленный подход применим не только к перевозочным, но и к прочим услугам, приобретенным экспедитором во исполнение договора.
  • Порядок налогообложения экспедиторских, перевозочных и прочих вспомогательных услуг, получаемых от нерезидента

    Налоговики верно отметили, что при получении услуг от нерезидента необходимо руководствоваться порядком, установленным ст. 208 НКУ. В частности, получатель услуг — плательщик НДС должен составить налоговую накладную, начислить НДС-обязательства и отразить их в декларации по НДС отчетного периода. Если же их получатель не является плательщиком НДС, то налоговую накладную он составлять не должен, однако обязан отразить сумму обязательств по НДС в Расчете налоговых обязательств получателя услуг от нерезидента, утвержденном приказом Минфина от 25.11.2011 г. № 1492 (при этом НДС необходимо начислять «сверху»), и уплатить надлежащую сумму НДС.
    В то же время одним из обязательных условий возникновения обязательств по НДС при получении услуг от нерезидента является нахождение места их поставки на таможенной территории Украины. Об этом в данной части Консультации нет ни слова, хотя немногословность налоговиков объяснима тем, что указанный вопрос уже раскрыт ими до изложения основной части Консультации. В частности, местом поставки являются:
    1) для транспортно-экспедиторских услуг — место регистрации получателя услуг (п.п. «ж» п. 186.3 НКУ). Правильность такого подхода никогда не вызывала сомнений (в том числе и у налоговиков, что подтверждается письмом ГНСУ от 01.02.2012 г. № 3085/7/15-3417-26), однако в уже называвшемся письме ГНСУ от 19.04.2012 г. № 11358/7/15-3417-17 контролеры выдвигали идею о том, что транспортно-экспедиторские услуги являются объектом обложения вне зависимости от того, резидентом или нерезидентом выступает клиент (заказчик), что, конечно же, не соответствовало законодательству;
    2) для услуг перевозки (немеждународной) — место регистрации поставщика (п. 186.4 НКУ).
    Данный вывод заслуживает особого внимания, поскольку ранее налоговики выдвигали иную точку зрения и настаивали на том, что облагаться НДС должны в том числе и услуги, полученные от перевозчика-нерезидента (см. письмо ГНСУ от 19.04.2012 г. № 11358/7/15-3417-17);
    3) для вспомогательных услуг — место их фактического предоставления (абз. «а» п.п. 186.2.1 НКУ). Относительно данного вывода никаких замечаний нет.
  • Нулевая ставка НДС применяется ко всему маршруту международной перевозки

    Итак, прежде всего в отношении международных перевозок, облагаемых согласно п.п. «а» п.п. 195.1.3 НКУ по ставке НДС 0 %, сразу уточняется, что нулевая ставка применяется ко всему маршруту международной перевозки, подтвержденному единым международным перевозочным документом, а не, скажем, только к части маршрута, приходящегося на таможенную территорию Украины. Поэтому в целях налогообложения делить международную перевозку на «украинскую» и «заграничную» части не нужно, а под 0 % попадает весь международный маршрут при условии, что он осуществляется по единому международному перевозочному документу. В свою очередь, таким
    единым международным перевозочным документом
    согласно ст. 9 Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» от 01.07.2004 г. № 1955-IV может быть: международная автомобильная накладная (СMR) — при автомобильных перевозках; накладная СМГС (накладная УМВС), накладная ЦІМ (СІМ) — при железнодорожных перевозках и прочие международные перевозочные документы. Причем, как подчеркивается в Консультации, оформление международной перевозки разными документами — в зависимости от отрезка маршрута — законодательством не предусмотрено. Нужно заметить, что в данном случае налоговики по сути повторили свои выводы, ранее доведенные письмом ГНСУ от 05.05.2012 г. № 12804/7/15-3417-05.
  • Если международную перевозку осуществляет сам экспедитор-резидент

    По ставке НДС 0 % облагаются международные перевозки и в том случае, если их осуществляет сам экспедитор-резидент (является перевозчиком). Под нулевую ставку в этом случае также подпадает весь маршрут международной перевозки (стоимость услуг перевозки согласно договору).
    В то же время нужно учитывать, что собственно транспортно-экспедиторские услуги, оказанные экспедитором (вознаграждение экспедитора) в отличие от международных перевозок, под нулевую ставку НДС не подпадают, а облагаются НДС по правилам п.п. «ж» п. 186.3 НКУ. То есть порядок налогообложения таких услуг зависит от того, кто выступает их заказчиком — резидент или нерезидент. При этом соответственно:
    — облагаются НДС (по основной ставке НДС 20 %) транспортно-экспедиторские услуги, которые оказываются заказчику-резиденту;
    — не облагаются НДС (не являются объектом налогообложения) транспортно-экспедиторские услуги, заказчиком которых является нерезидент. В связи с этим экспедитору, выступающему одновременно в роли перевозчика, также в целях НДС-учета нужно разграничивать собственно транспортно-экспедиторские услуги от услуг международной перевозки.
  • Дата возникновения налоговых обязательств у экспедитора-резидента — ориентир на правила «посреднического» п. 189.4 НКУ

    В ответе на данный вопрос помещены, пожалуй, наиболее важные выводы Консультации (которые в дальнейшем подробнее сформулированы в ответе на вопрос 10).
    Так, во-первых, радует, что наконец-то ГНСУ согласилась с применением к транспортно-экспедиторской деятельности правил «посреднического» п. 189.4 НКУ, который, в свою очередь, напомним, в таких случаях отсылает к общему правилу первого события из ст. 187, 198 НКУ. Поэтому налоговые обязательства у экспедитора (как у посредника) возникают на дату первого из свершившихся событий:
    — либо на дату получения денежных средств от заказчика международной перевозки,
    — либо на дату оформления документов, подтверждающих факт осуществления международной перевозки для заказчика.
    Во-вторых, прямо отмечается, что базой налогообложения у экспедитора в этом случае является как стоимость оказанных транспортно-экспедиторских услуг (т. е. вознаграждение экспедитора, при условии, конечно, что заказчиком таких услуг является резидент), так и услуг международной перевозки. При этом первые соответственно облагаются НДС по основной ставке 20 %, а вторые — по нулевой ставке. Напомним, в прошлом в кругу налоговиков на этот счет бытовало иное мнение, и контролирующие органы разъясняли, что объектом налогообложения у экспедитора является исключительно стоимость оказанных транспортно-экспедиторских услуг (т. е. сумма вознаграждения), в то время как международные перевозки якобы проходят «мимо» учета экспедитора, в связи с чем на стоимость услуг по перевозке экспедитор налоговую накладную выписывать не должен (письмо ГНСУ от 19.04.2012 г. № 11358/7/15-3417-17). Однако такой подход, нужно заметить, не был основан на нормах законодательства (подробнее на этом моменте в свое время мы останавливались в статье «Транспортное экспедирование и НДС» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 31).
    Теперь же на этот счет сделаны совершенно верные выводы — в НДС-учете экспедитора отражается как стоимость транспортно-экспедиторских услуг, так и услуг международной перевозки. В связи с этим, как отмечается в Консультации, экспедитор выписывает заказчику 2 налоговые накладные:
    — одну — на стоимость оказанных заказчику транспортно-экспедиторских услуг (вознаграждения, облагаемого по основной ставке 20 %);
    — вторую — на стоимость облагаемых по ставке 0 % услуг международной перевозки.
    Хотя справедливости ради нужно заметить: абзац второй п. 9 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина Украины от 01.11.2011 г. № 1379, в подобном случае допускает составление одной налоговой накладной на операции, облагаемые по разным (основной и нулевой) ставкам.
    Вместе с тем из таких посреднических правил существуют и исключения. Так, например, посреднический п. 189.4 НКУ не будет работать в том случае, если экспедитор привлекает к выполнению договора нерезидента или перевозчика — неплательщика НДС — в таком случае объектом налогообложения у экспедитора будет являться только лишь сумма экспедиторского вознаграждения, в то время как с услуг перевозки НДС экспедитору начислять не придется (подробнее об этом далее см. вопрос 10).
  • Если экспедитор — нерезидент

    В ситуации, когда экспедитором является нерезидент, заказчику-резиденту следует помнить о необходимости начисления НДС с транспортно-экспедиторских услуг нерезидента (ведь в данном случае место поставки услуг нерезидента находится на таможенной территории Украины, так как транспортно-экспедиторские услуги, поставленные получателю-резиденту согласно п.п. «ж» п. 186.3 НКУ, являются объектом обложения НДС, независимо от того, кто их оказывает — резидент или нерезидент). А значит, с экспедиторских услуг нерезидента заказчику-резиденту предстоит начислить налоговые обязательства по НДС по ставке 20 %.
    В связи с этим в таком случае работают общие правила ст. 208 НКУ, следуя которым на стоимость транспортно-экспедиторских услуг нерезидента заказчик-резидент (плательщик НДС) должен выписать налоговую накладную в одном экземпляре. При этом соответственно сумму начисленного НДС заказчик-резидент включает в состав налоговых обязательств отчетного периода, и в следующем отчетном периоде на основании этой же налоговой накладной относит в налоговый кредит (п. 198.2 НКУ).
    Что касается собственно услуг международной перевозки в этом случае, то для них ситуация складывается намного проще — аналогичные «нерезидентские» правила (очевидно, ввиду нулевой ставки) для них не работают, и, как разъясняется в консультации, налоговая накладная заказчиком-резидентом по ним не выписывается. Кстати, подтверждение такому подходу отчасти находим и в ответе на следующий вопрос, где прямо отмечается, что если перевозчик является нерезидентом, то налоговые обязательства со стоимости услуг перевозки не возникают.
  • НДС-учет у экспедитора: порядок налогообложения вознаграждения и услуг международной перевозки

    Выводы, помещенные в данном ответе, завершающем раздел II Консультации, наконец-то наглядно расставили все на свои места и представили порядок налогообложения транспортно-экспедиторской деятельности при международных перевозках.
    Итак, экспедитору в таком случае прежде всего предстоит ориентироваться на нормы «посреднического» п. 189.4 НКУ. Поэтому, следуя посреднической схеме, услуги привлеченных к выполнению договора транспортного экспедирования перевозчиков и прочих участников транспортно-экспедиторской деятельности, экспедитор (как посредник) должен передать заказчику. При этом работает правило первого события, т. е. налоговые обязательства по НДС с таких услуг (соответственно по международной перевозке — по ставке 0 %, а по транспортно-экспедиторским услугам, оказываемым заказчику-резиденту, — по ставке 20 %) у экспедитора возникают на дату того события, которое произошло первым: либо на дату поступления денежных средств от заказчика для выполнения договора, либо на дату оформления документов, подтверждающих факт осуществления для заказчика международной перевозки.
    Вместе с тем передача международной перевозки с нулевым НДС (от перевозчика через экспедитора заказчику), как разъясняется в Консультации (!), возможна только при условии, что сам перевозчик при этом является плательщиком НДС и выписал экспедитору налоговую накладную по международной перевозке с начислением НДС по нулевой ставке. Другими словами, передать международную перевозку с нулевым НДС заказчику экспедитор может, только если она также с нулевым НДС была получена самим экспедитором от перевозчика.
    А вот если перевозчик плательщиком НДС не является (является нерезидентом), нулевые налоговые обязательства у экспедитора со стоимости услуг перевозки не возникают. Поэтому на международную перевозку, пришедшую к экспедитору «без НДС», начислять НДС экспедитору также не нужно. Таким образом, передавая в рамках договора транспортного экспедирования услуги заказчику, экспедитору важно, прежде всего, учитывать статус партнеров, т. е. с какими субъектами хозяйствования — плательщиками или неплательщиками НДС выстраиваются договорные отношения (в последнем случае на услуги, полученные от неплательщиков, НДС экспедитору начислять не нужно). Это важный вывод консультации, который отныне поможет разрешить многие проблемы в случае сотрудничества экспедиторов с неплательщиками НДС.
    В целом же, нужно заметить, разъяснения из раздела II Консультации сняли ряд давних вопросов и наконец-то на должном уровне урегулировали
    отдельные моменты, касающиеся обложения НДС транспортно-экспедиторской деятельности при международных перевозках.
  • Применение транзитной льготы согласно п. 197.8 НКУ

    Во-первых, в данной части консультации налоговики повторили выводы, сформулированные ими еще в письме от 28.03.2012 г. № 8971/7/15-3417-26 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 45, с. 14): в частности, о том, что если территория Украины является лишь частью общего маршрута перевозки, то НДС-льгота согласно п. 197.8 НКУ должна применяться ко всему маршруту перевозки, в том числе в его заграничной части.
    Во-вторых, контролеры представили перечень операций, затрагиваемых данной льготой, причем, должны заметить — сделали это довольно либерально. Напомним, что согласно п. 197.8 НКУ освобождение от НДС распространяется на услуги по транзитной перевозке пассажиров и грузов, а также на услуги, связанные с такой перевозкой. Что касается непосредственной перевозки, то льгота применяется к ней без каких-либо особенностей, в том числе если перевозку осуществляет экспедитор.
    Теперь относительно прочих услуг, связанных с транзитом. Если их оказывает экспедитор (включая и, собственно, экспедиторскую услугу) или лицо, непосредственно заключившее договор с клиентом (заказчиком транзитной перевозки), то вопросов также не возникает: такие лица вправе применять рассматриваемую транзитную льготу, о чем отмечалось и в письме ГНСУ от 20.09.2011 г. № 246/7/15-3417-01.
    В то же время подобные услуги чаще всего покупаются отдельно, причем, как правило, не клиентом (заказчиком транзитной перевозки), а экспедитором. До последнего времени налоговики на подобную ситуацию смотрели фискально и не признавали права таких лиц на применение НДС-льготы согласно п. 197.8 НКУ, с чем мы, конечно же, не соглашались (см. письмо ГНСУ от 20.09.2011 г. № 246/7/15-3417-01). Рассматриваемая сегодня консультация свидетельствует об изменении их подхода: в частности, контролеры пришли к выводу, что в случае привлечения экспедитором (!) прочих участников транспортно-экспедиторской деятельности транзитная льгота согласно п. 197.8 НКУ распространяется и на них. При этом с целью беспроблемного применения указанного заключения таким лицам, очевидно, необходимо иметь документальное подтверждение того, что оказываемые ими услуги относятся к транзитной перевозке (например, при заключении договора с экспедитором).
    В качестве общего итога к рассмотренной Консультации хотелось бы отметить ее последовательность и либеральность. Причем, несомненно, радует то, что с целью положительного разъяснения отдельных спорных вопросов налоговики решились выйти за формальные рамки НКУ.
Виталий Смердов, Людмила Солошенко
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5776
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 835 раз.
Поблагодарили: 2638 раз.

UNREAD_POST Зоряна К. » 30 июл 2012, 14:08

Коментар від ВОБУ - №70/2012 (в долученому файлі).
У вас нет доступа для просмотра вложений в этом сообщении.

За это сообщение автора Зоряна К. поблагодарил:
vins
Аватар пользователя
Зоряна К.
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: 01 авг 2011, 21:00
Откуда: Львів
Благодарил (а): 130 раз.
Поблагодарили: 89 раз.

UNREAD_POST vikakool » 30 июл 2012, 18:20

Коллеги, подскажите, пожалуйста, правильно ли я поняла в итоге, что если я получаю услуги от нерезидента, то:

- если это трансп.-экспедитор.усл., то я начисляю НДС на всю сумму;
- если это просто услуги по перевозке, то я не начисляю НДС;
- если это фрахт, то я не начисляю НДС.

(текст о месте поставки я опустила, оставив только итог).
vikakool
 
Сообщений: 4186
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 909 раз.
Поблагодарили: 644 раз.

UNREAD_POST vikakool » 31 июл 2012, 07:31

Смущает тот факт, что в трансп.-экспедиторских услугах "сидят" и услуги по перевозке, и вознаграждение экспедитора... :?
vikakool
 
Сообщений: 4186
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 909 раз.
Поблагодарили: 644 раз.

UNREAD_POST Зоряна К. » 31 июл 2012, 09:08

vikakool писал(а):Смущает тот факт, что в трансп.-экспедиторских услугах "сидят" и услуги по перевозке, и вознаграждение экспедитора... :?

На мою думку, під "транспортно-експедиторськими послугами", місце постачання яких з метою визначення об'єкта оподаткування ПДВ визнається за пп. «ж» п.186.3 ПК, слід розуміти лише винагороду експедитора (плату експедитору).
А послуги перевезення; послуги, допоміжні перевезенням (навантаження, розвантаження тощо); послуги, супутні перевезенням (інакше кажучи "послуги, пов'язані з перевезенням") - це витрати, що понесені експедитором з метою виконання договору транспортного експедирування.
Відтак, витрати виділяються окремо від винагороди експедитора і відповідно окремо оподатковуються ПДВ (залежно від місця постачання кожного виду послуг).
Аватар пользователя
Зоряна К.
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: 01 авг 2011, 21:00
Откуда: Львів
Благодарил (а): 130 раз.
Поблагодарили: 89 раз.

UNREAD_POST vikakool » 31 июл 2012, 11:27

Зоряна К., дякую!

Скажіть, будь ласка, як це може виглядати наживо? приміром, нерезидент надав нам експедит.послуги на суму 1000доларів, які складаються з:
- винагорода експедитора - 100
- власне перевезення - 800
- розвантаження/навантаження - 50
- інші супутні послуги - 150

я повинна нарахувати ПДВ на винагороду та на інші послуги, тобто на 300доларів?
і при цьому нерезидент повинен перелічити всі ці цифри в договорі/акті?
vikakool
 
Сообщений: 4186
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 909 раз.
Поблагодарили: 644 раз.

UNREAD_POST Зоряна К. » 31 июл 2012, 12:13

vikakool писал(а):Скажіть, будь ласка, як це може виглядати наживо?

Як на мене, наживо це мало б виглядати отак:

Нерезидент (без постійного представництва в Україні) надав нам (резиденту) експедит.послуги на суму 1000 (1100) доларів, які складаються з:
- винагорода експедитора – 100 (об’єкт оподаткування ПДВ за основною ставкою; місце постачання послуг – місце реєстрації отримувача за пп. «ж» п. 186.3 ПК)
- власне перевезення – 800 (не об’єкт оподаткування ПДВ; місце постачання послуг – місце реєстрації постачальника за п. 186.4 ПК);
- розвантаження/навантаження – 50 (об’єкт оподаткування ПДВ за основною ставкою, якщо місце постачання – митна територія України; місце постачання послуг – місце фактичного постачання за пп. «а» пп. 186.2.1 ПК);
- інші супутні послуги – 150 (об’єкт оподаткування ПДВ за основною ставкою, якщо місце постачання – митна територія України; місце постачання – місце фактичного постачання за пп. «в» пп. 186.2.1 ПК)

я повинна нарахувати ПДВ на винагороду та на інші послуги (якщо послуги постачаються на митній території України) , тобто на 300доларів? - так
і при цьому нерезидент повинен перелічити всі ці цифри в договорі/акті? – так (для того, щоб ми правильно оподаткували ПДВ послуги, отримані від нерезидента – за механізмом, встановленим у пунктах 208, 180.2, 198.1, 198.2 ПК).

(див. також вступну частину і питання 5 та 9 Узагальнюючої консультації № 610)
Аватар пользователя
Зоряна К.
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: 01 авг 2011, 21:00
Откуда: Львів
Благодарил (а): 130 раз.
Поблагодарили: 89 раз.

UNREAD_POST vikakool » 31 июл 2012, 12:21

Зоряна К., ще раз красно Вам дякую!!

Наскільки я розумію, на сьогодні усі незалежні спеціалісти з цим згодні, так? на відміну від податківців?
vikakool
 
Сообщений: 4186
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 909 раз.
Поблагодарили: 644 раз.

UNREAD_POST Зоряна К. » 31 июл 2012, 12:35

vikakool писал(а):Наскільки я розумію, на сьогодні усі незалежні спеціалісти з цим згодні, так? на відміну від податківців?

Податківці якраз вже згодні (судячи з їхньої узагальнюючої консультації). :)
А щодо незалежних спеціалістів... як бачите - "НиБУ" погоджуються, "Бухгалтерія" (№31, с. 67) - також...
Але є такі, котрі і надалі дотримуються думки, що "послуги перевезення" - це те саме, що "послуги, пов'язані з перевезенням" (в т.ч. автори консультації-коментаря до УПК з "ВОБУ").
Аватар пользователя
Зоряна К.
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: 01 авг 2011, 21:00
Откуда: Львів
Благодарил (а): 130 раз.
Поблагодарили: 89 раз.

UNREAD_POST vikakool » 31 июл 2012, 14:24

Так, я читала, але....Мені теж важко розмежувати послуги, вказані в п.186.2.1, а саме "послуги, що є допоміжними у транспортній діяльності" та
"послуги, пов'язані із перевезенням пасажирів та вантажів". Думаю, що законодавець все ж таки мав на увазі, що "послуги, пов'язані із перевезенням пасажирів та вантажів" і є послуги з ПЕРЕВЕЗЕННЯ тих самих вантажів та пасажирів.

Мабуть, такий підхід менш вигідний для підприємств, що отримують такі послуги, але, як на мене, більш скидається на правду:))

Інакше виходить, що у підпунктах "а" та "в" вказані, по суті, одні і ті ж самі послуги
vikakool
 
Сообщений: 4186
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 909 раз.
Поблагодарили: 644 раз.

UNREAD_POST vikakool » 31 июл 2012, 15:40

а як бути з фрахтом? спиратися на п.186.4 і не нараховувати ПДВ?
vikakool
 
Сообщений: 4186
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 909 раз.
Поблагодарили: 644 раз.

UNREAD_POST Зоряна К. » 31 июл 2012, 16:51

vikakool писал(а):Мені теж важко розмежувати послуги, вказані в п.186.2.1, а саме "послуги, що є допоміжними у транспортній діяльності" та "послуги, пов'язані із перевезенням пасажирів та вантажів". Думаю, що законодавець все ж таки мав на увазі, що "послуги, пов'язані із перевезенням пасажирів та вантажів" і є послуги з ПЕРЕВЕЗЕННЯ тих самих вантажів та пасажирів.
Інакше виходить, що у підпунктах "а" та "в" вказані, по суті, одні і ті ж самі послуги

Якщо звернутись до КВЕД-2010, то
- послуги перевезення здійснюються в межах видів діяльності, перелічених у розділах 49, 50, 51 секції Н, залежно від виду транспорту (наземний, водний та авіаційний транспорт)
- послуги, що є допоміжними у транспортній діяльності (навантаження, розвантаження, перевантаження, складська обробка товарів та інші аналогічні види) - в межах видів діяльності класу 52.24 "Транспортне оброблення вантажів" та класу 52.10 "Складське господарство" розділу 52 секції Н
- послуги, пов'язані із перевезенням пасажирів та вантажів (умовно - супутні перевезенням послуги) - в межах видів діяльності класів 52.21, 52.22, 52.23 "Допоміжне обслуговування ... транспорту" розділу 52 секції Н (наприклад, в примітках щодо класу 52.21 "Допоміжне обслуговування наземного транспорту" так і зазначено: "Цей клас включає: діяльність, пов'язану із перевезенням ...")
- транспортно-експедиторські послуги - в межах видів діяльності "класу 52.29 "Інша допоміжна діяльність у сфері транспорту" розділу 52 секції Н

Тобто, моя думка незмінна: це все - різні види діяльності!
Згідна, послуги, згадані у пп. "а" та "в" п.186.2.1 ПК можна було об'єднати, оскільки так чи інакше об'єкт оподаткування ПДВ за ними визначається за місцем фактичного постачання послуг.
Натомість, можливо, варто було виділити окремо послуги перевезення (а може й ні...).
Але це вже - зауваження для законодавця.

Фрахт... так, підпадає під регулювання пункту 186.4 ПК (і включається до "транспортних" видів діяльності - у розділах 50 і 51 секції Н КВЕД-2010), оскільки спеціально не згадується у пунктах 186.2 і 186.3 ПК (не належить до пп. "ґ" п. 186.3 ПК).

За это сообщение автора Зоряна К. поблагодарили: 2
Crazy Greta, vikakool
Аватар пользователя
Зоряна К.
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: 01 авг 2011, 21:00
Откуда: Львів
Благодарил (а): 130 раз.
Поблагодарили: 89 раз.

UNREAD_POST Galla » 31 июл 2012, 17:11

Зоряна-Зіронька, як на твою думку, якщо мені послуги перевезення надає нерезидент - везе товар до Львова і далі до Києва, причому все за одною СМR, то тоді за УПК 610 у мене імпорту послуг не буде? Хоча на вартість від митниці до Києва нараховують ПЗ 20% як на імпорт послуг. Твоя думка з цього питання. Дякую. З пов.
Galla
 
Сообщений: 760
Зарегистрирован: 21 июн 2012, 11:20
Благодарил (а): 599 раз.
Поблагодарили: 265 раз.

UNREAD_POST Зоряна К. » 31 июл 2012, 17:37

Galla писал(а):Зоряна-Зіронька, як на твою думку, якщо мені послуги перевезення надає нерезидент - везе товар до Львова і далі до Києва, причому все за одною СМR, то тоді за УПК 610 у мене імпорту послуг не буде? Хоча на вартість від митниці до Києва нараховують ПЗ 20% як на імпорт послуг. Твоя думка з цього питання. Дякую. З пов.

Вечір добрий Вам ;)
Схоже питання вже задавав Вотруба в темі про транзит..
На мою думку (як я розумію діючі норми ПК) і на думку ДПСУ (висловлену в УПК 610), якщо послуги перевезення надає нерезидент (у якого відсутнє представництво в Україні), незалежно від того, чи перевезення здійснюється митною територією України чи за її межами, об'єкт оподаткування ПДВ не виникає.
Якщо послуги перевезення надає нерезидент, у якого є представництво в Україні, то поставка послуг є об'єктом оподаткування ПДВ. Але за наявності єдиного міжнародного транспортного документу (в т.ч. CMR) перевезення визнається міжнародним і підлягає оподаткуванню за нульовою ставкою.

Може це й абсурд :), може й дурниця :), але можливості для іншого тлумачення діючих норм ПК я не бачу. :?

З повагою.

За это сообщение автора Зоряна К. поблагодарил:
Galla
Аватар пользователя
Зоряна К.
 
Сообщений: 163
Зарегистрирован: 01 авг 2011, 21:00
Откуда: Львів
Благодарил (а): 130 раз.
Поблагодарили: 89 раз.

UNREAD_POST Crazy Greta » 31 июл 2012, 22:14

Добрый вечер.
Интересная тема.
С одной стороны трудно не согласиться с Зоряной, что услуги по перевозке и услуги связанные с перевозкой - не одно и то же. С другой стороны не начислять НДС на услуги, место поставки которых явно находится на территории Украины (если поставщик нерез), или наоборот, начислять в случае оказания за пределами страны, потому что поставщик резидент - нелогично, и возникает предположение, что законодатель все же имел в виду перевозку, но не совсем удачно выразил мысль.
Но когда я читаю вторую часть фразы "в) послуг, пов'язаних із перевезенням пасажирів та вантажів, у тому числі з постачанням продовольчих продуктів і напоїв, призначених для споживання;", то вообще перестаю что либо понимать. На первый взгляд воспринимается как "послуг, пов'язаних із перевезенням пасажирів та вантажів, у тому числі постачання продовольчих продуктів і напоїв, призначених для споживання", то есть вторая часть фразы относится к слову "послуг". Но поскольку там есть предлог "з" и творительный падеж, то получается что связывать это все следует со словом "перевезенням", то есть "постачання" - частный случай "перевезення" :shock:
П.С. Извините за занудство :oops:
Все понесете заслуженное наказание! Великий МЯА все видит! (с)

За это сообщение автора Crazy Greta поблагодарили: 2
Вотруба, Зоряна К.
Аватар пользователя
Crazy Greta
 
Сообщений: 604
Зарегистрирован: 26 июл 2012, 18:24
Благодарил (а): 210 раз.
Поблагодарили: 99 раз.

Пред.След.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в НДС

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Ads, Gb, MR, vikakool, Ya