Рекламу показываем только НЕзарегистрированным пользователям. Войдите или зарегистрируйтесь на Бухфоруме
    .

Налоговая накладная (приказ № 969): "старая" НН

Путеводитель по разделу. НДС: регистрация, уплата, отчетность. Налоговая накладная, возмещение и т.д.

Модераторы: nikki, kollega, налоговик

UNREAD_POST Алёнушка » 30 авг 2011, 15:25

Скажите пожалуйста, крестик в нн может быть написан ручкой, если нн заполнена путем печати?
Алёнушка
 
Сообщений: 12
Зарегистрирован: 30 авг 2011, 15:21
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

UNREAD_POST налоговик » 30 авг 2011, 15:45

Алёнушка писал(а):Скажите пожалуйста, крестик в нн может быть написан ручкой, если нн заполнена путем печати?


Обсуждали выше уже 100 раз. Заполнять НН одновременно на компьютере и от руки ГНАУ не дает.

Чем Вам не понравился ответ heloise от 16 мар 2011?
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5698
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 806 раз.
Поблагодарили: 2592 раз.

UNREAD_POST Алёнушка » 30 авг 2011, 15:48

Извините, что все 35 страниц не прочла) А как же подпись буха при заполнении все нн путем печати, противоречие)
Алёнушка
 
Сообщений: 12
Зарегистрирован: 30 авг 2011, 15:21
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

UNREAD_POST налоговик » 30 авг 2011, 15:53

На предыдущей странице свежее письмо ГНАУ в котором написано:

Государственная налоговая администрация Украины
Письмо от 18.07.2011 г. № 12901/6/16-1115

В отношении вопроса четвертого следует отметить, что дописки или исправления данных налоговой накладной вручную (шариковой, гелевой, чернильной или другой ручкой) невозможно, поскольку налоговая накладная, как и любой другой отчетный документ, составляется одним из выбранных плательщиком способов: путем печати или вручную.


Что тут поделаешь. Ерунда, но лучше крестик поставить так чтобы в глаза не бросалось.

А по поводу подписи - действительно прикольно :)
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5698
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 806 раз.
Поблагодарили: 2592 раз.

UNREAD_POST Алёнушка » 30 авг 2011, 16:27

Приколов в новом кодексе много) Мы эту нн сколько уже разжевываем и всё равно что то вылазит)
Алёнушка
 
Сообщений: 12
Зарегистрирован: 30 авг 2011, 15:21
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

UNREAD_POST налоговик » 01 сен 2011, 09:01

"ВЕСТНИК НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ" № 32 за 2011 год, с. 24
Лариса ДРЕВАЛЬ, начальник отдела координации процессов администрирования налога на добавленную стоимость Управления администрирования налога на добавленную стоимость Департамента налогообложения юридических лиц ГНС Украины,
Алла КОНОНОВА, начальник отдела рассмотрения обращений Управления,
и Алина КРАВ3ЮК, главный государственный налоговый ревизор-инспектор отдела

Обращаем внимание на дополнение, которое внесено в перечень обязательных реквизитов налоговой накладной. Такой перечень установлен подпунктами "а" - "i" п. 201.1 ст. 201 Налогового кодекса, и новым в этом перечне является подпункт "i". В налоговой накладной в обязательном порядке отдельной cтpoкой должен быть указан код товара согласно УКТ ВЭД для подакцизных товаров и товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины.
Для отечественных товаров, которые не относятся к подакцизным, код товара согласно УКТ ВЭД в налоговой накладной не указывается.
ГНС Украины разрабатывает соответствующие изменения к форме налоговой накладной. До внесения таких изменений целесообразно код товара указывать в одной графе с eгo названием.
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5698
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 806 раз.
Поблагодарили: 2592 раз.

UNREAD_POST Печкин » 02 сен 2011, 10:28

Спасибо!

налоговик писал(а):Для отечественных товаров, которые не относятся к подакцизным, код товара согласно УКТ ВЭД в налоговой накладной не указывается.
ГНС Украины разрабатывает соответствующие изменения к форме налоговой накладной.


Вот, собственно, и ответ ГНАУ. Не указывается для "отечественных".
живу на Бухфоруме
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2883 раз.

UNREAD_POST налоговик » 02 сен 2011, 12:40

"Баланс" № 70 за 2011 тоже о новом реквизите

1. Импортер
• Товар, ввезенный на таможенную территорию Украины в любом периоде, отгружен покупателю или за него получена предоплата начиная (состоялось первое событие в операции поставки) с 06.08.11 г.
• Товар не ввезен, но за него получена предоплата от украинского покупателя начиная с 06.08.11 г.
2. Плательщик акцизного налога и перепродавец подакцизных товаров
Подакцизный товар отгружен (или за него получена предоплата) начиная с 06.08.11 г. Перечень подакцизных товаров с указанием кодов УКТВЭД приведен в ст. 215 Налогового кодекса (далее - НК)


для названных категорий субъектов предложен такой вариант действий:
До внесения изменений в форму и/или порядок заполнения налоговой накладной (достоверной информации, что такие изменения планируются - нет) код товара по УКТВЭД указывать нужно, поскольку это установлено НК. Рекомендуем указывать код товара по УКТВЭД в графе 3 табличной части действующей формы вместе с наименованием товара в любом удобном виде (в любой последовательности, в скобках или без, через тире или без и т. д.). Поскольку порядок указания в налоговой накладной нового реквизита нормативным документом не утвержден, нарушить его невозможно.


Если же товар не импортный и не подакцизный - код товара по УКТВЭД в налоговой накладной указывать не обязательно.

3. Перепродавец импортных товаров
Товар, ввозимый на таможенную территорию Украины другим лицом, получен или предоплачен в любом периоде и поставлен покупателю (отгружен или за него получена предоплата) начиная с 06.08.11 г. При этом в первичных документах поставщика указано, что товар импортный и приведен код УКТВЭД


Для таких субъектов рекомендуют:
Несмотря на спорность вопроса, распространяется ли на такой товар требование о заполнении обязательного реквизита - кода товара по УКТВЭД, рекомендуем указывать его в графе 3 табличной части действующей формы налоговой накладной вместе с наименованием товара. Тогда не придется ее переделывать в случае утвердительного разъяснения на этот счет. Указа н ие кода в необязательных случаях вряд ли признают нарушением

И еще одна оговорка:
Без разъяснений новой нормы НК невозможно сделать однозначный вывод относительно того, распространяется ли на перепродавцов ввозимого товара (первого и последующих) требование о заполнении обязательного реквизита - кода товара по УКТВЭД. С одной стороны, в новой норме не указано, что она касается товаров, ввозимых именно налогоплательщиком. С другой стороны, если предполагалось, что она должна касаться всех поставок по цепочке, можно было просто указать «для импортных товаров». Рекомендуем до выяснения вопроса не указывать в налоговой накладной код товара по УКТВЭД в том случае, если он спорный и информации о нем нет в документах поставщика: в договоре (спецификации), налоговой накладной, сертификате качества (соответствия) на товар. Неправильно указанный код не увеличит шансы покупателя на признание налогового кредита. А оформлять налоговые накладные или переделывать их (хотя порядком заполнения такие действия не предусмотрены, но их практикуют) целесообразнее после внесения соответствующих изменений в нормативные акты или на основании разъяснений, не противоречащих НК
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5698
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 806 раз.
Поблагодарили: 2592 раз.

UNREAD_POST vikakool » 02 сен 2011, 13:50

самое интересное - это указать код в случае предоплаты за еще не ввезенный импортный товар :lol:
типа определяем коды сами, а потом таможня несколько их корректирует....и наша ГТД не совпадает с НН!

кстати, чего тады импортеру - делать корректировку к НН?... ;)
vikakool
 
Сообщений: 4073
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 879 раз.
Поблагодарили: 615 раз.

UNREAD_POST rubin » 02 сен 2011, 15:58

Как по мне, то помоему все (ну или почти все) пытаются бежать впереди паровоза... :( но таки не нужно спешить выполнять приказ...
Аватар пользователя
rubin
 
Сообщений: 47
Зарегистрирован: 18 мар 2011, 15:13
Благодарил (а): 19 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

UNREAD_POST nikki » 02 сен 2011, 16:02

rubin писал(а):Как по мне, то помоему все (ну или почти все) пытаются бежать впереди паровоза... :( но таки не нужно спешить выполнять приказ...


А как это "впереди паровоза" если оно уже действует давно :shock:
nikki
 
Сообщений: 1116
Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 11:27
Благодарил (а): 116 раз.
Поблагодарили: 375 раз.

UNREAD_POST rubin » 02 сен 2011, 16:39

что действует? приказ? может быть, а где инструкция или обещаемая новая форма н.н.? я считаю что в нашей законодательной державе инициатива наказуема, ну я импортер, как законопослушный резидент я должна кинуться и повносить коды своих товаров, возникает вопрос с какого числа вносить коды? товар получен с 2010, а то и с 2009г.
Второе, напишу этот код возле наименования, а ГНАУ придумает столбик с кодом... нужно звать програмиста, оплачивать его услуги, что б он сделал как требует ГНАУ. А мои нервы и рабочее время ГНАУ как оценивает???? ТМЦ у меня более 1500 наименований??? Растаможка длительная, т.к. листов в ГТД может быть от 5 до 40, в зависимости от этой кодировки товара, на каждую партию или наименование на таможне где учитывается код товара, я сейчас ничего не вношу в наименование ТМЦ, т.к. считаю это не правомерным. Поэтому и говорю не стоит бежать впереди паравоза
Аватар пользователя
rubin
 
Сообщений: 47
Зарегистрирован: 18 мар 2011, 15:13
Благодарил (а): 19 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

UNREAD_POST Печкин » 02 сен 2011, 17:01

rubin писал(а):что действует? приказ? может быть, а где инструкция или обещаемая новая форма н.н.?
... возникает вопрос с какого числа вносить коды? товар получен с 2010, а то и с 2009г.


1. Не приказ, а Налоговый кодекс.
2. Действует с 06.08.

rubin писал(а):я сейчас ничего не вношу в наименование ТМЦ, т.к. считаю это не правомерным. Поэтому и говорю не стоит бежать впереди паравоза


Вам (как поставщику) беспокоиться действительно не о чем. Налоговый кредит-то будут выкашивать у Ваших покупателей ;)
живу на Бухфоруме
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2883 раз.

UNREAD_POST налоговик » 02 сен 2011, 18:45

Очередной ответ.
ГНА Запорожья разъясняет, что не нужно указывать код УКТ ВЭД в налоговой накладной при перепродаже, но понимает ли это сама ГНА??? :lol:

РАЗ:
Наше предприятие купило импортный товар у резидента. Нужно ли нам указывать кода УКТ ВЭД в налоговой накладной? Если-"ДА", то как быть с остатками товаров, имеющихся на складе на 06.08.11, которые наше предприятие реализует в настоящее время, ведь в налоговых накладных, которые получены нами до 06.08.11 кода УКТ ВЭД отсутствуют?

Відповідно до п. 201.1 ст. 201 р. V Податкового кодексу України від 2 грудня 2010 року №2755-VI із змінами та доповненнями, платник податку зобов'язаний надати покупцю (отримувачу) на його вимогу підписану уповноваженою платником особою та скріплену печаткою податкову накладну, у якій зазначаються в окремих рядках такі обов'язкові реквізити, зокрема, код товару згідно з УКТ ЗЕД (для підакцизних товарів та товарів, ввезених на митну територію України).

Форма та порядок заповнення податкової накладної затверджені наказом ДПА України від 21.12.10 №969 "Про затвердження форми Податкової накладної та Порядку її заповнення" (далі – Порядок №969).

Відповідно до п. 12 Порядку №969 до графи 3 податкової накладної вносяться дані щодо номенклатури постачання товарів/послуг, а тому при виписуванні платником податку податкової накладної у разі здійснення операції з постачання товарів, що раніше були ним імпортовані, номенклатура поставлених товарів та їх код згідно з УКТ ЗЕД зазначаються в графі 3 такої податкової накладної (до внесення змін до форми податкової накладної).
Державна податкова адміністрація у Запорізькій області

ДВА:


Наше предприятие плательщик НДС, в январе 2011 г. приобрело у предприятия-резидента товар - подшипники производства Польша. Все документы счет, товарная и налоговая накладная в наличии. Товар продан в сентябре 2011 г. В свете последних изменений в налоговой накладной на импортные товары должен указаться код УКТ ВЭД. Должно ли наше предприятие в налоговой накладной указывать этот код, и если да, то где брать данные?


Відповідно до п. 201.1 ст. 201 р. V Податкового кодексу України від 2 грудня 2010 року №2755-VI із змінами та доповненнями платник податку зобов'язаний надати покупцю (отримувачу) на його вимогу підписану уповноваженою платником особою та скріплену печаткою податкову накладну, у якій зазначаються в окремих рядках такі обов'язкові реквізити, зокрема, код товару згідно з УКТ ЗЕД (для підакцизних товарів та товарів, ввезених на митну територію України).

Форма та порядок заповнення податкової накладної затверджені наказом ДПА України від 21.12.10 №969 "Про затвердження форми Податкової накладної та Порядку її заповнення" (далі – Порядок №969).

Відповідно до п. 12 Порядку №969 до графи 3 податкової накладної вносяться дані щодо номенклатури постачання товарів/послуг, а тому при виписуванні платником податку податкової накладної у разі здійснення операції з постачання товарів, що раніше були ним імпортовані, номенклатура поставлених товарів та їх код згідно з УКТ ЗЕД зазначаються в графі 3 такої податкової накладної (до внесення змін до форми податкової накладної).

Державна податкова адміністрація у Запорізькій області
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5698
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 806 раз.
Поблагодарили: 2592 раз.

UNREAD_POST налоговик » 05 сен 2011, 11:19

Налоговые накладные: ГНАУ сдает позиции… /слово редактора + 2 письма ГНАУ + письмо Минюста/ с. 30-34

Налоговые накладные: ГНАУ сдает позиции…

Александр КЛУНЬКО, эксперт-консультант

Как и предполагали специалисты, последние уступки ГНАУ в вопросе правильности оформления налоговых накладных не были последними1. Забегая вперед, можем предположить (и даже утверждать), что эта тенденция сохранится и в дальнейшем. Уверенности в этом придает тот факт, что большинство требований, выдвинутых ГНАУ в злополучном письме от 06.04.2011 г. № 9497/7/16-15172, противоречат не только законодательным требованиям, но и здравому смыслу.
Напомним, что вышеуказанным письмом ГНАУ была доведена региональным налоговым органам как руководство к действию Памятка об административных процедурах выписки, выдачи и получения налоговых накладных (далее — Памятка). Она содержит 41 требование к порядку заполнения налоговых накладных. И это при том, что нормы п.201.1 ст.201 НКУ на тот момент содержали только 15 обязательных законодательных требований3.
Возмущение налогоплательщиков вызвали, прежде всего, второстепенные требования к заполнению реквизитов налоговой накладной, такие как порядок указания адреса, телефонов, пропуск пустых граф, клеточек, выравнивание всех строк по правому краю. Эти требования не имеют никакого значения для администрирования НДС. Кроме того, они затронули интересы многих предприятий, которыми владеют «сильные мира сего», и было ясно, что они так просто это не оставят. Например, находились горе-инспекторы, которые при проверке заявленных к возмещению сумм НДС пытались не признавать налоговый кредит по налоговым накладным, в которых отсутствовал номер телефона или адрес был указан не по новому, а по старому образцу.
Поэтому изменение позиции ГНАУ по вопросу оформления налоговых накладных было неизбежно. Остановимся подробнее на требованиях к заполнению налоговых накладных, по которым ГНАУ с начала 2011 года изменила свою изначально фискальную и необоснованную позицию на правильную (соответствующую законодательству и здравому смыслу).
Первое. В шапке налоговой накладной можно указывать реквизиты продавца и покупателя не только в клеточках, но и в сплошной графе (прямоугольнике) или в строке с подчеркиванием (см. Единую базу налоговых знаний на сайте ГНАУ4).
Второе. В полях, предназначенных для указания даты и номера гражданско-правового договора, можно приводить реквизиты счета-фактуры. Если номер договора содержит более шести цифр, то можно добавить клеточки, а если договор заключен в устной форме, то в этих графах можно ставить прочерк (см. Единую базу налоговых знаний).
Третье. Нумерацию налоговых накладных не обязательно заново начинать каждый месяц. Допустима сквозная нумерация с 1 января по 31 декабря включительно (см. Памятку).
Четвертое. Письмом ГНАУ от 26.05.2011 г. № 14839/7/16-15175 был изменен п.33 Памятки, в результате чего было вновь разрешено использовать печать «Для налоговых накладных» как филиалам, так и плательщикам НДС, не имеющим филиалы. Данная позиция подтверждена в последнем абзаце публикуемого далее эксклюзивного письма ГНАУ от 18.07.2011 г. № 12901/6/16-1115 (далее — Письмо № 12901).
Пятое. В последнем абзаце письма от 08.07.2011 г. № 18517/7/16-1517-056 ГНАУ прямо указала, что написание адреса в налоговой накладной в следующем порядке: сначала индекс, область, город, район, а потом улица, дом, офис, а не наоборот, — не является основанием для непризнания сумм НДС по таким налоговым накладным в налоговом кредите. То же касается указания в адресе «ул.» вместо «улица», «д.» вместо «дом», «оф.» вместо «офис». Эта позиция подтверждена в предпоследнем абзаце Письма № 12901.
Шестое. ГНАУ в письме от 21.06.2011 г № 7363/5/16-15167 указала, что Памятка является рекомендательным документом (а значит, необязательным и не имеющим никакой юридической силы), изданным только для унификации подходов в заполнении налоговых накладных и для оказания помощи налогоплательщикам через региональные налоговые органы в вопросах заполнения налоговых накладных. При этом ранее специалистами подчеркивалось8, что тем самым ГНАУ поставила местных налоговых инспекторов в затруднительное положение, ведь они незаконно снимали налоговый кредит по НДС, руководствуясь Памяткой, и в случае удовлетворения апелляционных или исковых требований налогоплательщиков могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Такая позиция подтверждена в последнем абзаце Письма № 12901.
В Письме № 12901 ГНАУ защищает некоторые жесткие подходы в вопросе оформления налоговых накладных, а в некоторых вопросах допускает послабления. При первом прочтении может показаться, что письмо содержит исключительно фискальные выводы. Однако сопоставление и тщательный анализ письменных вопросов налогоплательщика и ответов ГНАУ говорят о наличии положительных выводов центрального налогового органа для всех плательщиков НДС. Поэтому, продолжая перечень требований к оформлению налоговых накладных, отметим уступки, на которые пошла ГНАУ.
Седьмое. Центральное налоговое ведомство, учитывая объективные причины, которые привел в своем вопросе налогоплательщик, не стало заострять внимание на том, что номер строки в Реестре выданных налоговых накладных (колонка 1) должен обязательно совпадать с номером налоговой накладной, указанном в колонке 3 Реестра, как это требует порядок заполнения Реестра. ГНАУ только подчеркнула, что в налоговой накладной должен быть указан такой же номер, как в колонке 3 (а не в колонке 1) Реестра, что совершенно правильно (Письмо № 12901).
Восьмое. Продолжая незаконно настаивать на документальном подтверждении покупателем причин получения налоговых накладных с опозданием, ГНАУ уже не требует в качестве такого подтверждения исключительно почтовый конверт с копией уведомления о вручении (Письмо № 12901). Теперь ГНАУ просто указывает на необходимость наличия какого-либо доказательства, к которому, безусловно, относится и штамп покупателя с входящей датой получения документа, если налоговая накладная доставлялась не по почте, а курьером, экспедитором, нарочно и т.д. Причина такого послабления состоит в том, что ГНАУ уже предоставила несколько индивидуальных разъяснений налогоплательщикам, в которых подтвердила правомерность вышеуказанного доказательства.
Девятое. Из Письма № 12901 следует, что можно дописывать вручную недостающие показатели в налоговую накладную, если обеспечена идентичность отражения этих показателей в экземплярах налоговых накладных продавца и покупателя. Правомерность смешанного способа заполнения налоговых накладных поддерживали большинство специалистов.
Десятое. Рекомендация о выравнивании записей в налоговой накладной по правому краю касается только электронных налоговых накладных, которые регистрируются в Едином реестре налоговых накладных, а не тех, которые оформляются без регистрации в этом Реестре на бумажных носителях (Письмо № 12901).
Одиннадцатое. В предпоследнем абзаце Письма № 12901 ГНАУ подтвердила возможность произвольного написания телефонных номеров продавца и покупателя.
Таким образом, можно констатировать, что за прошедшие неполные восемь месяцев с момента утверждения новой формы и порядка заполнения налоговых накладных ГНАУ как минимум по двенадцати вопросам изменила свою позицию с жесткой на лояльную, чем, безусловно, могут воспользоваться плательщики НДС.
Логично также предположить, что на очереди изменение одной из самых важных для плательщиков НДС и наиболее одиозной позиции ГНАУ по заполнению налоговых накладных — требования ее заполнения исключительно на украинском языке.
В качестве эпилога будет весьма уместно напомнить, что в вопрос оформления налоговых накладных вмешался Минюст. Проведя правовой анализ Памятки и сочтя обоснования ГНАУ недостаточными, письмом от 01.07.2011 г. № 21186-10.19 Минюст признал Памятку ГНАУ противозаконной и подлежащей отмене. Свою позицию и требования Минюст подтвердил еще в одном письме от 01.07.2011 г. № 8561-0-33-11-8.2.
1Подробнее об этом см.: Клунько А. Борьба за налоговые накладные продолжается… // Бухгалтерия. — 2011. — № 31. — С.36 (прим. ред.).
2Опубликовано: Бухгалтерия. — 2011. — № 17. — С.29—37 (прим. ред.).
3Согласно Закону Украины от 07.07.2011 г. № 3609-VI с 6 августа 2011 года в налоговую накладную введен 16-й обязательный реквизит — код УКТ ВЭД по товарам, ввезенным в Украину, и подакцизным товарам (прим. авт.).
4http://www.sta.gov.ua (прим. ред.).
5Опубликовано: Бухгалтерия. — 2011. — № 23. — С.51 (прим. ред.).
6Опубликовано: Бухгалтерия. — 2011. — № 31. — С.38 (прим. ред.).
7Опубликовано: Там же. — С.37 (прим. ред.).
8См. сноску 1 (прим. ред.).
9Опубликовано: Бухгалтерия. — 2011. — № 31. — С.37 (прим. ред.).

Скрытый текст: показать
Государственная налоговая администрация Украины
Письмо от 18.07.2011 г. № 12901/6/16-1115

Памятка – для консультаций, а не для проверок


Запрос1
Форма налоговой накладной, утвержденная Приказом № 969, предусматривает, что номер налоговой накладной может состоять не более чем из 7 символов. Пункт 3 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного Приказом № 969, предусматривает, что порядковый номер налоговой накладной присваивается в соответствии с ее номером в реестре выданных и полученных налоговых накладных и не содержит требований к формату номера налоговой накладной. Пункт 19 Памятки предусматривает, что номер налоговой накладной имеет не более 7 цифр, является исключительно порядковым номером, не может содержать букв, запятых, скобок, тире, знаков дроби или других символов. Форма налоговой накладной, приведенная в Приказе № 969, предусматривает требование только о количестве символов в номере налоговой накладной и не содержит других требований к его формированию, как и НКУ.
Поскольку компании для ведения учета используют программное обеспечение, которым налоговым накладным автоматически присваиваются номера, которые состоят более чем из 7 символов и могут содержать другие символы, нежели цифры (например, буквы), переход на семизначную автоматическую нумерацию налоговых накладных повлечет значительные расходы на приобретение нового программного обеспечения и его внедрение. Кроме того, такой переход на новое программное обеспечение часто невозможен, поскольку компании, являющиеся представительствами иностранных фирм в Украине, могут использовать программное обеспечение и/или системы нумерации, которые используются в штаб-квартирах таких компаний в других странах для унификации документооборота и учета в рамках компании.
Согласно пп.9.1 п.9 Порядка ведения реестров выданных и полученных налоговых накладных, утвержденного приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1002, номер в графе 1 «№ записи в реестре» и графе 3 «Порядковый номер налоговой накладной» должны совпадать. Это требование вызывает определенные трудности при ведении такого реестра на крупных предприятиях с разветвленной системой филиалов, отделений и обособленных подразделений. В таком случае документация по поставке товаров (услуг) и других налогооблагаемых операций, осуществляемых разными подразделениями, имеет разную систему нумерации и может быть сведена в единый реестр только по итогам отчетного периода, что, в свою очередь, исключает возможность соблюдения указанного требования.

В части вопросов первого и пятого относительно присвоения номера налоговой накладной следует отметить, что в соответствии с пп.«а» п.201.1 ст.201 НКУ в налоговой накладной должен быть указан порядковый номер налоговой накладной.
Аналогичное предусмотрено п.3 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного Приказом № 969, и п.9.1 Порядка ведения реестра выданных и полученных налоговых накладных, утвержденного приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1002.
Кроме того, этими же пунктами вышеуказанных порядков четко установлено, что номер налоговой накладной должен соответствовать ее порядковому номеру в реестре выданных и полученных налоговых накладных и не может предусматривать никакой другой нумерации.
Порядковым номером считается номер элемента, присвоенный ему при счете в последовательном порядке. То есть порядок нумерации налоговых накладных установлен по принципу полной числовой последовательности натуральных чисел (1, 2, 3, 4 и т.д.) и не предусматривает применение других принципов нумерации и кодировку в порядковом номере налоговой накладной дополнительных сведений о дате договора, его номере, другой информации о проведенной операции.

Запрос1
Пункт 23 Памятки предусматривает при составлении налоговой накладной приведение полного или сокращенного названия покупателя, указанного в его уставных документах. Но на практике продавец не имеет уставных документов покупателя. Поэтому при выписке налоговых накладных имеют место жалобы покупателей на неправильно указанное название.

Что касается второго проблемного вопроса об указании в налоговой накладной полного или сокращенного названия, указанного в уставных документах юридического лица, то такая норма предусмотрена пп.«д» п.201.1 ст.201 НКУ.
Обращаем внимание на то, что аналогичная норма об указании полного или сокращенного названия, указанного в уставных документах юридического лица, была предусмотрена и Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость», действовавшим до вступления в силу НКУ. Таким образом, эта норма не является нововведением.

Запрос1
Пункт 40 Памятки содержит требование о документальном подтверждении получения налоговых накладных с опозданием. Требование о представлении таких документов отсутствует как в п.198.6 ст.198 НКУ, так и в п.201.11 ст.201 НКУ, на которые ссылается Памятка.

Что касается вопроса третьего, то следует отметить, что п.198.3 ст.198 НКУ предусмотрено, что налоговый кредит отчетного периода состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) плательщиком налога в течение такого отчетного периода.
В соответствии с п.198.6 ст.198 НКУ не относятся к налоговому кредиту суммы налога, уплаченного (начисленного) в связи с приобретением товаров/услуг, не подтвержденные налоговыми накладными или оформленные с нарушением требований.
При этом если плательщик налога не включил в соответствующем отчетном периоде в налоговый кредит сумму налога на добавленную стоимость на основании полученных налоговых накладных, такое право сохраняется за ним в течение 365 календарных дней с даты выписки налоговой накладной, а плательщики налога, применявшие кассовый метод до вступления в силу НКУ или применяющие кассовый метод, имеют право на включение в налоговый кредит сумм налога на основании налоговых накладных, полученных в течение 60 календарных дней с даты списания средств с банковского счета плательщика налога.
Таким образом, плательщик имеет право включить в налоговый кредит текущего отчетного периода сумму НДС, указанную в налоговой накладной, выписанной в предыдущих налоговых периодах, но полученной плательщиком в текущем отчетном периоде, при наличии документального подтверждения такого опоздания, а также при условии, что не истекло 365 календарных дней (60 календарных дней) со дня выписки налоговой накладной.

Запрос1
Среди прочих проблемных вопросов, которые вызывает указанная Памятка, имеют место невозможность заполнения смешанным (путем печати и от руки) способом (пункт 17), внесения номера налоговой накладной (пункт 21), индивидуального налогового номера покупателя (продавца) (пункт 24) с учетом требования выравнивания по правому краю, установления формата адреса (пункт 27) (при этом Памятка не содержит ссылок на нормативно-правовые акты, являющиеся основанием для установления именно такого формата указания адреса), формата номера телефона (пункт 28), использования для скрепления только основной печати (пункт 33).

В отношении вопроса четвертого следует отметить, что дописки или исправления данных налоговой накладной вручную (шариковой, гелевой, чернильной или другой ручкой) невозможно, поскольку налоговая накладная, как и любой другой отчетный документ, составляется одним из выбранных плательщиком способов: путем печати или вручную.
Указанное продиктовано необходимостью исключения самостоятельного исправления данных в налоговых накладных продавцом или покупателем без уведомления об этом контрагента.
Рекомендации по выравниванию номера налоговой накладной, индивидуального налогового номера покупателя, номера договора по правому краю, как и прочие, обусловлены тем, что в соответствии с п.201.10 ст.201 НКУ при осуществлении операций по поставке товаров/услуг плательщик налога — продавец товаров/услуг обязан предоставить покупателю налоговую накладную после регистрации в Едином реестре налоговых накладных.
Согласно п.5 постановления КМУ от 29.12.2010 г. № 1246 «Об утверждении Порядка ведения Единого реестра налоговых накладных» продавец составляет налоговую накладную и/или расчет корректировки в формате (в соответствии со стандартом), утвержденном ГНС, с использованием специализированного программного обеспечения.
Таким образом, параметры оформления налоговых накладных должны соответствовать программному обеспечению с целью восприятия им внесенных данных и должны быть унифицированы для всех накладных.
Что касается указания адреса, то рекомендуемый в письме № 9497/7/16-1517 формат его написания соответствует международно признанному формату. В то же время для признания налогового кредита важно соответствие адреса, указанного в налоговой накладной, данным, содержащимся в регистрационных документах плательщика, а не порядок их написания или сокращения. Аналогичное касается и формата написания телефонного номера.
Одновременно сообщаем, что рекомендации по использованию основной печати для скрепления налоговых накладных дополнены рекомендациями, предоставленными письмом ГНАУ от 26.05.2011 г. № 14839/7/16-1517, которым были внесены соответствующие изменения в п.33 письма № 9497/7/16-1517, и в соответствии с которыми налоговая накладная может скрепляться печатью «для налоговых накладных».

Заместитель Председателя Комиссии по проведению
реорганизации ГНАУ, заместитель Председателя ГНС Украины С.ЛЕКАРЬ

1Редакция располагает текстом запроса, направленного в адрес ГНАУ, который послужил поводом для издания данного письма. В письме он приводится в рамках по каждому вопросу отдельно (прим. ред.).



Государственная налоговая администрация Украины
Письмо от 18.03.2011 г. № 111/4/16-1510
(Извлечение)

Сводная налоговая накладная

<…>
Пунктом 15 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом ГНАУ от 21.12.2010 г. № 969 (далее — Порядок № 969), установлено, что при осуществлении поставки товаров/услуг, поставка которых имеет непрерывный или ритмичный характер при постоянных связях с покупателем, покупателю может быть выписана сводная налоговая накладная, исходя из определенной в договоре периодичности оплаты поставленных товаров/услуг (1 раз в пять дней; 1 раз в десять дней и т.п.), но не реже одного раза в месяц и не позднее последнего дня месяца. При этом к сводной налоговой накладной обязательно прилагается реестр товаротранспортных накладных или других соответствующих сопроводительных документов, согласно которым осуществлена поставка товаров/услуг.
В соответствии с п.12 Порядка № 969 в раздел I налоговой накладной вносятся данные в разрезе номенклатуры поставки товаров/услуг, в частности в графе 3 указывается номенклатура поставки товаров/услуг.
Другие особенности составления сводной налоговой накладной, кроме периодичности выписки, Порядком № 969 не определены.
Таким образом, независимо от того, какая налоговая накладная составляется (сводная/несводная), в графе 3 такой накладной указывается номенклатура поставки товаров/услуг.
<…>

Председатель Комиссии по проведению
реорганизации ГНАУ, Председатель ГНС Украины В.ЗАХАРЧЕНКО


Министерство юстиции Украины
Письмо от 01.07.2011 г. № 8561-0-33-11-8.2

Операции с налоговыми накладными


В Министерстве юстиции рассмотрено письмо от 1 июня 2011 года № 23/11 по поводу письма Государственной налоговой администрации от 6 апреля 2011 года № 9497/7/16-1517 «О налоге на добавленную стоимость»1 и приложения к письму «Памятка об административных процедурах выписки, выдачи и получения налоговых накладных» и в пределах компетенции сообщается.
Согласно подпункту 41.1.1 пункта 41.1 статьи 41 Налогового кодекса Украины2 (далее — Кодекс) органы государственной налоговой службы являются контролирующими органами относительно налогов, взимаемых в бюджеты и государственные целевые фонды, кроме указанных в подпункте 41.1.2 этого пункта, а также относительно законодательства, контроль за соблюдением которого возлагается на органы государственной налоговой службы.
В соответствии со статьей 52 Кодекса по обращению налогоплательщиков контролирующие органы бесплатно предоставляют консультации по вопросам практического применения отдельных норм налогового законодательства.
В то же время отмечаем, что письма министерств, других центральных органов власти — это служебная корреспонденция, они не являются нормативно-правовыми актами, могут носить только разъяснительный характер и не должны содержать новых правовых норм, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан или имеющих межведомственный характер. В случае установления письмами новых правовых норм они подлежат отзыву с мест применения органом, их издавшим, и отмене.
При этом по результатам правовой экспертизы письма Государственной налоговой администрации от 6 апреля 2011 года № 9497/7/16-1517 «О налоге на добавленную стоимость» Минюст обратился в Государственную налоговую службу (письмо от 1 июля 2011 года № 21186-10.1) по поводу отзыва с мест применения и отмены соответствующего письма.

Директор Департамента А.ФЕРЕНС


Опубликовано в Бухгалтерии N35 (970) от 29 АВГУСТА 2011 года
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5698
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 806 раз.
Поблагодарили: 2592 раз.
Вернуться наверх

Пред.След.

Вернуться в НДС

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Gb, Ya