Рекламу показываем только НЕзарегистрированным пользователям. Войдите или зарегистрируйтесь на Бухфоруме
    .

Электронные таможенные декларации (экспорт и импорт)

Путеводитель по разделу. НДС: регистрация, уплата, отчетность. Налоговая накладная, возмещение и т.д.

Модераторы: nikki, kollega, налоговик

UNREAD_POST Люба П » 25 дек 2012, 14:09

Galla писал(а):чи правильно я зрозуміла -у випадку елктронної МД при БВ нічого в ДПС не подається. Вони все побачуть від митників.

На жаль, це лише в теорії.
тут http://nakaz.com.ua/novosti/electonna-mitna-deklaracija є гарна консультація з цього приводу вкрадена з №45 журналу "Дебет Кредит".
Щоб у нас все було, і за це нам нічого не було.

За это сообщение автора Люба П поблагодарили: 2
Galla, Шантарам
Аватар пользователя
Люба П
 
Сообщений: 509
Зарегистрирован: 08 июл 2011, 13:59
Откуда: Львів
Благодарил (а): 415 раз.
Поблагодарили: 142 раз.

UNREAD_POST Шантарам » 27 дек 2012, 01:32

То есть на начало 2013 года остается одна панацея - послать таможню и оформлять ГТД в бумажном виде. Но груз будет оформляться 10 дней вместо двух. Покращення однако, хватит скиглыты.
Аватар пользователя
Шантарам
 
Сообщений: 258
Зарегистрирован: 08 фев 2012, 15:12
Благодарил (а): 48 раз.
Поблагодарили: 69 раз.

UNREAD_POST Вотруба » 30 дек 2012, 22:30

Плательщик НДС отчитывается в электронном виде. В каком виде следует представлять ГТД при наличии экспортных операций?

В соответствии с пунктами 200.7 и 200.8 ст. 200 Налогового кодекса Украины плательщик налога, который имеет право на получение бюджетного возмещения и принял решение о возврате суммы бюджетного возмещения, представляет в соответствующий орган ГНС налоговую декларацию и заявление о возврате суммы бюджетного возмещения, отраженной в налоговой декларации.
К налоговой декларации налогоплательщиком прилагаются расчет суммы бюджетного возмещения и оригиналы таможенных деклараций.
В случае если таможенное оформление товаров, вывезенных за пределы таможенной территории Украины, осуществлялось с использованием электронной таможенной декларации, такая декларация представляется таможенным органом в орган ГНС в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины, в электронной форме с соблюдением условия регистрации электронной подписи в соответствии с законом.
Согласно п. 8 раздела III Порядка заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина Украины от 25.11.2011 г. № 1492, при наличии экспортных операций (заполнение строки 2.1 налоговой декларации по НДС) к налоговой декларации по НДС прилагаются оригиналы таможенных деклараций (экземпляры декларанта).
Следовательно, плательщики НДС, представляющие налоговую отчетность в электронном виде, оригиналы таможенных деклараций (экземпляров декларанта) представляют отдельно в бумажном виде в порядке, определенном для представления налоговой отчетности.

"Вестник ГНСУ". 21.12.2012, № 48
http://www.visnuk.com.ua/ru/pubs/id/4571

Кто-то что-то понимает? Я нет!
Т.е. последний и предпоследний абзац я, конечно, понимаю. Ясно сказано - бурундук это птичка. И никаких зверей! Но к чему здесь третий снизу абзац? :?
Если мы с Вами думаем одинаково, то мы вообще не думаем.
Аватар пользователя
Вотруба
 
Сообщений: 1976
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 19:35
Благодарил (а): 599 раз.
Поблагодарили: 1976 раз.

UNREAD_POST vikakool » 02 янв 2013, 13:59

Ну...как это при чем?..:)) он же ж про таможенный орган, а не про налогоплательщика :lol:
vikakool
 
Сообщений: 3889
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 814 раз.
Поблагодарили: 558 раз.

UNREAD_POST Мыша » 01 фев 2013, 17:53

КАК ПОДТВЕРДИТЬ УЧЕТНЫЕ И ОТЧЕТНЫЕ ДАННЫЕ ЭЛЕКТРОННЫМИ ТАМОЖЕННЫМИ ДЕКЛАРАЦИЯМИ

Таможенные органы в последнее время настойчиво агитируют субъектов ВЭД оформлять электронные таможенные декларации (далее - ТД). При этом у многих налогоплательщиков возникают вопросы, как в этом случае подтвердить налоговому органу фактический вывоз экспортированного товара или право на налоговый кредит по НДС, налоговому органу и банку - отсутствие нарушений сроков расчетов в ВЭД. Вот что разъясняют контролирующие органы.

Экспорт в декларации по НДС

Согласно нормам Налогового кодекса (далее - НК) в случае экспорта к декларации по НДС нужно приложить оригиналы ТД, а в случае таможенного оформления товаров с использованием электронной ТД такая декларация представляется таможенным органом налоговому органу в порядке, утвержденном КМУ, в электронной форме с соблюдением условия о регистрации электронной подписи. Таким же образом должно представляться электронное подтверждение фактического пересечения товаром границы (подробнее см. в «БАЛАНСЕ», 2012, № 103, с. 4). Как видим, плательщику вроде бы не о чем беспокоиться, электронная информация должна поступить в орган ГНС и без его участия.
Однако подзаконный Порядок, утвержденный приказом Минфина от 25.11.11 г. № 1492 (далее - Порядок № 1492), пока еще содержит старые нормы о том, что плательщики, которые отчитываются средствами электронной связи, должны представлять в орган ГНС оригиналы ТД на бумажных носителях. В то же время ГНС разъяснила в письме от 11.12.12 г. № 11241/0/71-12/10-1117/4680, что документ в электронной форме без бумажного носителя имеет статус оригинала, а нормы подзаконных актов действуют в части, не противоречащей НК. Иными словами, у плательщиков, подающих электронную отчетность, нет обязанности привозить в ГНИ электронные ТД на бумажных носителях.
Похоже, что контролирующие органы до сих пор еще не могут технически исполнить нормы законодательства в полной мере. Поэтому до момента урегулирования вопроса передачи в ГНС с помощью информационно-телекоммуникационных систем электронных ТД и сведений о фактическом вывозе товаров за пределы таможенной территории Украины Гостаможслужба предписала своим подразделениям обеспечить предоставление декларантам или уполномоченным лицам, которые обращаются в таможенный орган, сведений о вывозе по электронным ТД с использованием их бумажных копий (см. письмо от 18.12.12 г. № 11.1/1.2-12.2/14120-ЕП).
Налогоплательщики, которые имеют право на бюджетное возмещение, обычно заинтересованы в проведении в кратчайшие сроки проверок (камеральной, внеплановой документальной) с целью определения достоверности начисления бюджетного возмещения. Поэтому им выгодно самим представить в ГНИ хотя бы заверенные таможней копии электронных ТД на бумаге с отметкой о пересечении границы, если информация в ГНИ от таможни не поступает.

Подтверждение налогового кредита и валютный контроль

Поскольку электронные ТД и ТД на бумажных носителях имеют одинаковую юридическую силу (ч. 3 ст. 257 Таможенного кодекса, далее - ТК), для отнесения в состав налогового кредита сумм НДС при импорте товаров не имеет значения, в каком виде оформлена ТД. Электронная ТД удостоверяется электронной цифровой подписью должностного лица таможенного органа, которое завершило таможенное оформление, и направляется декларанту или уполномоченному им лицу. Таким образом, субъект ВЭД должен получить оригинальный экземпляр электронной ТД. Но, даже если по каким-либо причинам субъект хозяйствования не может ознакомить должностное лицо контролирующего органа с электронной ТД, ГНС признает копии электронных ТД на бумаге документом, являющимся основанием для подтверждения налогового кредита и снятия операции с валютного контроля (см. письмо от 22.10.12 г. № 4066/0/61-12/15-3115 на с. 13 этого номера). Такая копия представляет собой визуальную подачу на бумаге электронной ТД, отраженной в формате *.xps. В верхней части лицевой стороны каждого листа бумажной копии электронной ТД ставится отметка «Копия. Согласно оригиналу», личная подпись, инициалы и фамилия, дата заверения копии и личная номерная печать должностного лица таможенного органа.

Обратите внимание! По мнению ГНС, в случае представления предварительной, временной или периодической ТД в налоговый кредит относятся суммы НДС только после подачи таможенному органу декларантом или уполномоченным им лицом в сроки, определенные ТК, дополнительной декларации, содержащей точные сведения о товарах, задекларированных по одной из указанных ТД. В письме от 22.10.12 г. № 6697/0/71-12/153117 ГНС поясняет свою позицию (в частности, в отношении временной ТД) тем, что после подачи такой ТД возможны изменения данных о количестве, стоимости, коде УКТВЭД ввозимых товаров и т. д., а окончательные сведения об этих товарах будут приведены в дополнительной декларации.
Непонятно, почему нельзя учесть налоговый кредит на дату уплаты импортного НДС в бюджет по предварительной, временной или периодической ТД, как это предусмотрено п. 198.2 НК, а в соответствии с дополнительной декларацией сделать необходимые корректировки? Надеемся, что точки над «i» в этом вопросе расставят документы, определяющие порядок ведения реестра выданных и полученных налоговых накладных и заполнения налоговой отчетности по НДС, обновления которых мы ожидаем.

Екатерина ДАВЫДОВА, консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения

Баланс № 9 (1256), 31 января 2013
Аватар пользователя
Мыша
 
Сообщений: 944
Зарегистрирован: 07 июн 2011, 10:40
Благодарил (а): 288 раз.
Поблагодарили: 329 раз.

UNREAD_POST Наташа216 » 12 фев 2013, 09:29

Доброе утро. Подскажите пожалуйста, какая дата считается датой оформления ГТД - дата оформления (заполнения) или дата пересечения границы?
Наташа216
 
Сообщений: 314
Зарегистрирован: 18 июл 2011, 14:51
Благодарил (а): 31 раз.
Поблагодарили: 5 раз.

UNREAD_POST voda.zp » 12 фев 2013, 09:51

Наташа216 писал(а):Доброе утро. Подскажите пожалуйста, какая дата считается датой оформления ГТД - дата оформления (заполнения) или дата пересечения границы?


Это 2 разных события. Дата оформления - дата когда таможня составила сам документ, а дата пересечения - дата возникновения обязательств по налогам.
voda.zp
 
Сообщений: 562
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 15:53
Благодарил (а): 109 раз.
Поблагодарили: 230 раз.

UNREAD_POST Наташа216 » 12 фев 2013, 09:55

то есть для возникновения налоговых обязательств нужно, чтоб стояла именно дата пересечения? Где это закреплено?
Наташа216
 
Сообщений: 314
Зарегистрирован: 18 июл 2011, 14:51
Благодарил (а): 31 раз.
Поблагодарили: 5 раз.

UNREAD_POST voda.zp » 12 фев 2013, 10:11

Наташа216 писал(а):то есть для возникновения налоговых обязательств нужно, чтоб стояла именно дата пересечения? Где это закреплено?

ст.187 п.187.1 НКУ и п.31 Постанови КМУ №450 от 21.05.12

За это сообщение автора voda.zp поблагодарил:
Наташа216
voda.zp
 
Сообщений: 562
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 15:53
Благодарил (а): 109 раз.
Поблагодарили: 230 раз.

UNREAD_POST налоговик » 22 мар 2013, 23:40

Электронная таможенная декларация: через тернии к... проверке

Татьяна ДЕРКАЧ, редактор

К документам, подтверждающим право налогоплательщика на отражение в налоговом учете расходов или налогового кредита по НДС, фискальные органы всегда относились как к алиби человека, подозреваемого в совершении преступлении. Отсутствие алиби автоматически доказывает преступный умысел. Но с налоговыми документами еще сложнее: о факте хозяйственной операции свидетельствует не только наличие документа, но и безупречное его оформление. И для каждого налога — свои документальные «заморочки». А если подтверждающие документы — электронные, то количество «заморочек» автоматически возрастает.
Рассмотрим один проблемный эпизод, связанный с функционированием электронных документов, а именно таможенных деклараций (далее — ТД), оформленных в электронном виде. Тем более для этого есть информационный повод.
Как известно, ТД является одним из основных отчетно-расчетных документов (помимо налоговой накладной), которые подтверждают налоговое обязательство по НДС (при экспорте) или налоговый кредит (при импорте). Как и налоговая накладная, ТД может быть составлена в электронной форме(1). Если бы ТД представляли интерес только для таможенных органов, то никаких проблем бы не было. Однако ТД — документ, который служит не только «пропуском» для товаров на ту или иную сторону границы, но и основанием для отражения операции по начислению и (или) уплате налоговых и таможенных платежей в бухгалтерском и налоговом учете. Отсюда понятен интерес налоговых органов к ТД. И если она оформлена в электронном виде, то возникает некая законодательная «черная дыра». Об этом и пойдет речь далее.

Электронная ТД: от представления до оформления

ТД — документ интересный. В целях налогового учета он используется на разных стадиях своего создания, а для бухучета — только по окончании оформления. Если говорить конкретно об импорте, то у плательщика НДС по одной и той же ТД возникает вначале налоговое обязательство — на дату представления ТД для таможенного оформления (п.187.8 ст.187 НКУ(2)), а затем право на налоговый кредит — на дату уплаты налога по налоговым обязательствам (п.198.2 ст.198 НКУ). Но сам факт уплаты налога дает только теоретическое право на налоговый кредит. Подтверждает это право только ТД, оформленная в соответствии с требованиями законодательства (п.201.12 ст.201 НКУ). Понятно, что такое подтверждение налогового кредита нужно уже не таможенному, а налоговому органу. Но как орган ГНС может убедиться, что электронная ТД есть в наличии и оформлена «в соответствии с требованиями законодательства»? Ведь, в отличие от налоговых накладных, ГНСУ не ведет реестр импортных электронных ТД. И специфика электронных ТД заключается в том, что налогоплательщик не может представить их в электронном или каком-то другом виде в налоговую инспекцию: необходимо подтверждение аутентичности этого документа от таможенного органа.
Согласно п.2 ст.257 Таможенного кодекса(3) электронная ТД удостоверяется электронной цифровой подписью должностного лица органа Гостаможслужбы. В пункте 16 Порядка № 450(4) уточняется, что электронная ТД является оформленной при наличии отметки о завершении таможенного оформления и ЭЦП должностного лица, завершившего это оформление. Один экземпляр электронной ТД направляется декларанту (его уполномоченному лицу).
И после этого перед налогоплательщиком-декларантом возникает проблема подтверждения своего «импортного» налогового кредита по НДС с помощью такой электронной ТД.

ЕБА спрашивает — ГНСУ дает отписку

Поскольку ситуация не единичная, то в нее решила вмешаться Европейская Бизнес Ассоциация (ЕБА). В результате началась ее переписка с ГНСУ по проблемам практики применения электронных импортных ТД(5). Суть проблемы состоит в том, что импортные электронные ТД поставлены в неравные законодательные условия по сравнению с бумажными ТД.
Как уже отмечалось, в отличие от налоговых накладных, ГНСУ не обладает информацией обо всех электронных ТД. Однако поскольку органы ГНС проверяют правильность начисления налоговых обязательств и формирования налогового кредита по НДС, в случае с импортными операциями они имеют право потребовать от налогоплательщика подтверждающие документы. Значит, существует необходимость «дублирования» ТД для разных направлений хозяйственной деятельности. Традиционный способ — изготовление бумажных копий — не самый простой. Более совершенным является обмен информацией об электронных ТД между таможенниками и налоговиками в электронном режиме без создания бумажного документооборота. В отношении экспортных ТД существует прямая норма НКУ — п.200.8 ст.200, которая предписывает предоставление таможенным органом электронной ТД в адрес налогового органа в электронной форме с наложением ЭЦП «в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины»(6). А вот «импортный» НДС так просто не подтвердишь. Конечно, у декларанта есть свой экземпляр электронной ТД, но орган ГНС при проверке должен каким-то образом получить доказательства его целостности и достоверности.
В связи с вышеизложенным ЕБА задала ГНСУ три простых вопроса:
1. Дает ли экземпляр электронной ТД, полученный декларантом от таможенного органа, право на формирование налогового кредита по НДС?
2. Можно ли при проверке импортного НДС обойтись без бумажных копий ТД путем получения органом ГНС электронной информации напрямую от таможни?
3. Следует ли крупным налогоплательщикам-импортерам, которые должны предоставлять проверяющим электронные копии подтверждающих документов, при проверке предоставлять еще и электронные ТД?
К сожалению, ответ ГНСУ представляет собой типичную бюрократическую отписку, которая включает и некорректную трактовку законодательства.
На первый вопрос был дан следующий ответ: суммы НДС, относящиеся к налоговому кредиту, подтверждаются только бумажными копиями ТД, удостоверенными таможенным органом. Причем вся канва ответа за незначительным исключением скопирована из предыдущих писем ГНСУ, например, из письма от 22.10.2012 г. № 4066/0/61-12/15-3115.
Проанализируем логику ГНСУ. Право на импортный налоговый кредит дает только соответствующим образом оформленная ТД (п.201.12 ст.201 НКУ). Электронная ТД визуализируется, удостоверяется ЭЦП должностного лица таможни и пересылается декларанту (п.16 Положения № 450). Электронный и бумажный экземпляры юридически равноценны (п.3 ст.257 Таможенного кодекса). Интересно, что далее ГНСУ ни с того ни с сего перескакивает на другую тему, а именно, изготовление органом Гостаможслужбы бумажных копий или ксерокопий ТД по письменному обращению лиц согласно п.5.4 Порядка № 651(7) и порядок их удостоверения. И в финале — тот самый вывод: именно вышеописанные бумажные копии элект¬ронных ТД дают право на налоговый кредит по НДС.
Здесь прослеживаются две принципиальные подмены.
Во-первых, НКУ не дает права отражать налоговый кредит на основании копий ТД (даже удостоверенных органом Гостаможслужбы). Нужен оригинал. А удостоверенная таможенниками копия (ксерокопия) ТД не имеет равноценной юридической силы с электронным или бумажным оригиналом.
Во-вторых, согласно ст.8 Закона Украины от 22.05.2003 г. № 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте»(8) юридическая сила электронного документа не может отрицаться только из-за его электронной формы. Поэтому в законодательстве отсутствует указание на то, что электронные ТД не могут быть сами по себе приняты в качестве документа, на основании которого налогоплательщик имеет право сформировать налоговый кредит по НДС. Ведь следует различать ситуацию с отражением налогового кредита и проверкой правильности его формирования.
Таким образом, по мнению автора, ГНСУ некорректно ответила на заданный вопрос, подменив ситуации. Тем более, что на аналогичный вопрос она же дала ответ в Единой базе налоговых знаний (см. «Для справки»). И в этом ответе никакого оформления бумажных копий (ксерокопий) ТД для включения НДС в налоговый кредит ГНСУ не требует.
Что касается проверки правильности формирования налогового кредита, то здесь возникает проблема, связанная с подтвержением аутентичности элект¬ронной ТД. Дело в том, что, как уже отмечалось, между органами Гостаможслужбы и ГНС не существует законодательного (а значит, и технического) «канала» для обмена электронными импортными ТД. И, несмотря на все теоретические юридические права электронной ТД, на практике ее достоверность перед «третьей стороной» можно было бы подтвердить только путем обмена ЭЦП между Гостаможслужбой и ГНС. А поскольку ни НКУ, ни Положение № 450 не содержат требования относительно обмена между этими контролирующими органами электронными импортными ТД, то вся ответственность за подтверждение правомерности включения импортного НДС в налоговый кредит при проверке лежит на налогоплательщике.
ГНСУ предлагает, казалось бы, беспроигрышный для себя вариант решения проблемы: п.6 ст.9 Закона о бухучете(9) дает проверяющим все права на получение бумажных копий электронных первичных документов и регистров бухучета. А о том, что ТД — первичный документ, сказано в письме Минфина от 23.01.2013 г. № 31-08410-07-16/2073(10). Однако и тут ГНСУ перегибает палку, доказывая, что проверяющие могут затребовать бумажные копии любых электронных документов. И нормы Закона о бухучете, и вышеупомянутый п.85.8 ст.85 НКУ говорят о том, что копии первичных документов предоставляются проверяющим в случаях, предусмотренных законодательством (в рамках полномочий контролирующих органов). Этот случай описан в п.85.4 ст.85 НКУ: документы должны свидетельствовать о нарушениях налогового законодательства. А к проверке в полном объеме предоставляются именно оригиналы документов (еще один «любимый» налоговиками абзац первый п.85.2 ст.85 НКУ, обязующий налогоплательщика предоставлять к проверке все документы по предмету проверки в полном объеме, на копии не распространяется). И таким оригиналом является импортная электронная ТД. Другой вопрос, как работник налоговой инспекции может убедиться в достоверности данных такой электронной декларации. Получение ее электронного экземпляра от органа Гостаможслужбы не предусмотрено.
Ответ как раз и содержится в анализируемом письме ГНСУ, но в части, касающейся крупных налогоплательщиков (ответ на третий вопрос). Можно заключить с органом ГНС договор о взаимном признании электронных документов и обменяться усиленными сертификатами открытых ключей ЭЦП(11). Но для крупных налогоплательщиков существует Порядок предоставления документов крупного плательщика налогов в электронной форме(12). И он дает основания для предоставления оригиналов электронных документов (в том числе и ТД) к проверке в электронном виде. А импортерам без статуса крупного налогоплательщика во избежание угроз на тему непризнания документов в качестве подтверждающих пока придется представлять проверяющим из ГНС документы в той форме, в какой они их потребуют, памятуя о том, что:
– у электронных документов бумажная визуализация может быть только копией, а не оригиналом;
– при проверке представители ГНС могут потребовать копии первичных документов только по тем операциям, которые свидетельствуют о нарушении налогового и прочего законодательства.
Следовательно, в данной ситуации тем импортерам, которые хотят избежать волокиты с получением бумажных копий электронных ТД у таможенников, можно посоветовать следующий выход. Необходимо заранее обратиться в орган ГНС по поводу подписания примерного договора о взаимном признании электронных документов на основании Инструкции по подготовке и представлению налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, утвержденной приказом ГНАУ от 10.04.2008 г. № 233(13), и возможности приобретения программного обеспечения для формирования и представления в органы ГНС электронных ТД средствами телекоммуникационной связи.

(1)О правилах составления и функционирования электронных налоговых накладных см.: Деркач Т. Что должен знать бухгалтер об электронной налоговой накладной // Бухгалтерия. — 2013. — № 10. — С.45—48 (прим. ред.).
(2)Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI. Опубликован: Бухгалтерия. — 2013. — № 1-2. — С.20—379 (прим. ред.).
(3)Таможенный кодекс Украины от 13.03.2012 г. № 4495-VI. Опубликован: Таможенный кодекс Украины как основа таможенного дела: Сборник систематизированного законодательства. — 2013. — Вып.1. — С.10—225 (прим. ред.).
(4)Положение о таможенных декларациях, утвержденное постановлением КМУ от 21.05.2012 г. № 450 (прим. ред.).
(5)Письмо-запрос ЕБА и ответы ГНСУ опубликованы на с.50 данного номера (прим. ред.).
(6)Такой порядок утвержден в Положении № 450. Подробнее о подтверждении вывоза товаров с помощью электронной ТД см. подборку писем, опубликованную: Бухгалтерия. — 2013. — № 5. — С.37—43 (прим. ред.).
(7)Порядок заполнения таможенных деклараций на бланке единого административного документа, утвержденный приказом МФУ от 30.05.2012 г. № 651 (прим. ред.).
(8)Опубликован: Достижения цивилизации в учете: Сборник систематизированного законодательства. — 2012. — Вып.8. — С.43—45 (прим. ред.).
(9)Закон Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» // Бухгалтерский учет. Хрестоматия: Сборник систематизированного законодательства. — 2012. — Вып.1. — C.10—14 (прим. ред.).
(10)Опубликовано на с.53 данного номера (прим. ред.).
(11)Это требование скопировано из печально известной Памятки налогоплательщика о ведении учета хозяйственных операций в электронном виде и представлении документов в электронном виде в органы государственной налоговой службы (приложение к письму ГНСУ от 26.12.2011 г. № 10406/7/18-4017). Документ и комментарий к нему см.: Бухгалтерия. — 2012. — № 21. — С.36—39 (прим. ред.).
(12)Утвержден приказом МФУ от 07.11.2011 г. № 1393 // Дос¬тижения цивилизации в учете: Сборник систематизированного законодательства. — 2012. — Вып.8. — C.56—57 (прим. ред.).
(13)Опубликована: Там же. — C.50—55 (прим. ред.).

Опубликовано в Бухгалтерии N12 (1051) от 25 МАРТА 2013 года

ДЛЯ СПРАВКИ

Имеет ли право плательщик налога при ввозе на таможенную территорию Украины товаров, ОФ включить в состав налогового кредита уплаченные на таможне суммы НДС, в случае если таможенное оформление осуществлялось с использованием электронной таможенной декларации (электронной ГТД)?

<...> Пунктами 2 и 3 ст.257 Таможенного кодекса Украи¬ны от 13.03.2012 г. № 4495-VI, с изменениями и дополнениями, предусмотрено, что электронное декларирование осуществляется с использованием электронной таможенной декларации, удостоверенной электронной цифровой подписью, и других электронных документов или их реквизитов в установленных законом случаях. Таможенная декларация и другие документы, представление которых таможенным органам предусмотрено Таможенным кодексом Украины, оформленные на бумажном носителе и в виде электронных документов, имеют одинаковую юридическую силу.
Следовательно, плательщик налога при ввозе на таможенную территорию Украины товаров, основных фондов, имеет право включить в состав налогового кредита уплаченные на таможне суммы НДС, при условии надлежащим образом оформленной ГТД, независимо от того, оформлена ли такая ГТД на бумажном носителе, с использованием электронной таможенной декларации (электронная ГТД), а также при условии использования ввезенных товаров в облагаемых НДС операциях.
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5575
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 780 раз.
Поблагодарили: 2480 раз.

UNREAD_POST налоговик » 22 мар 2013, 23:40

Электронная таможенная декларация: через тернии к... проверке

Татьяна ДЕРКАЧ, редактор

К документам, подтверждающим право налогоплательщика на отражение в налоговом учете расходов или налогового кредита по НДС, фискальные органы всегда относились как к алиби человека, подозреваемого в совершении преступлении. Отсутствие алиби автоматически доказывает преступный умысел. Но с налоговыми документами еще сложнее: о факте хозяйственной операции свидетельствует не только наличие документа, но и безупречное его оформление. И для каждого налога — свои документальные «заморочки». А если подтверждающие документы — электронные, то количество «заморочек» автоматически возрастает.
Рассмотрим один проблемный эпизод, связанный с функционированием электронных документов, а именно таможенных деклараций (далее — ТД), оформленных в электронном виде. Тем более для этого есть информационный повод.
Как известно, ТД является одним из основных отчетно-расчетных документов (помимо налоговой накладной), которые подтверждают налоговое обязательство по НДС (при экспорте) или налоговый кредит (при импорте). Как и налоговая накладная, ТД может быть составлена в электронной форме(1). Если бы ТД представляли интерес только для таможенных органов, то никаких проблем бы не было. Однако ТД — документ, который служит не только «пропуском» для товаров на ту или иную сторону границы, но и основанием для отражения операции по начислению и (или) уплате налоговых и таможенных платежей в бухгалтерском и налоговом учете. Отсюда понятен интерес налоговых органов к ТД. И если она оформлена в электронном виде, то возникает некая законодательная «черная дыра». Об этом и пойдет речь далее.

Электронная ТД: от представления до оформления

ТД — документ интересный. В целях налогового учета он используется на разных стадиях своего создания, а для бухучета — только по окончании оформления. Если говорить конкретно об импорте, то у плательщика НДС по одной и той же ТД возникает вначале налоговое обязательство — на дату представления ТД для таможенного оформления (п.187.8 ст.187 НКУ(2)), а затем право на налоговый кредит — на дату уплаты налога по налоговым обязательствам (п.198.2 ст.198 НКУ). Но сам факт уплаты налога дает только теоретическое право на налоговый кредит. Подтверждает это право только ТД, оформленная в соответствии с требованиями законодательства (п.201.12 ст.201 НКУ). Понятно, что такое подтверждение налогового кредита нужно уже не таможенному, а налоговому органу. Но как орган ГНС может убедиться, что электронная ТД есть в наличии и оформлена «в соответствии с требованиями законодательства»? Ведь, в отличие от налоговых накладных, ГНСУ не ведет реестр импортных электронных ТД. И специфика электронных ТД заключается в том, что налогоплательщик не может представить их в электронном или каком-то другом виде в налоговую инспекцию: необходимо подтверждение аутентичности этого документа от таможенного органа.
Согласно п.2 ст.257 Таможенного кодекса(3) электронная ТД удостоверяется электронной цифровой подписью должностного лица органа Гостаможслужбы. В пункте 16 Порядка № 450(4) уточняется, что электронная ТД является оформленной при наличии отметки о завершении таможенного оформления и ЭЦП должностного лица, завершившего это оформление. Один экземпляр электронной ТД направляется декларанту (его уполномоченному лицу).
И после этого перед налогоплательщиком-декларантом возникает проблема подтверждения своего «импортного» налогового кредита по НДС с помощью такой электронной ТД.

ЕБА спрашивает — ГНСУ дает отписку

Поскольку ситуация не единичная, то в нее решила вмешаться Европейская Бизнес Ассоциация (ЕБА). В результате началась ее переписка с ГНСУ по проблемам практики применения электронных импортных ТД(5). Суть проблемы состоит в том, что импортные электронные ТД поставлены в неравные законодательные условия по сравнению с бумажными ТД.
Как уже отмечалось, в отличие от налоговых накладных, ГНСУ не обладает информацией обо всех электронных ТД. Однако поскольку органы ГНС проверяют правильность начисления налоговых обязательств и формирования налогового кредита по НДС, в случае с импортными операциями они имеют право потребовать от налогоплательщика подтверждающие документы. Значит, существует необходимость «дублирования» ТД для разных направлений хозяйственной деятельности. Традиционный способ — изготовление бумажных копий — не самый простой. Более совершенным является обмен информацией об электронных ТД между таможенниками и налоговиками в электронном режиме без создания бумажного документооборота. В отношении экспортных ТД существует прямая норма НКУ — п.200.8 ст.200, которая предписывает предоставление таможенным органом электронной ТД в адрес налогового органа в электронной форме с наложением ЭЦП «в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины»(6). А вот «импортный» НДС так просто не подтвердишь. Конечно, у декларанта есть свой экземпляр электронной ТД, но орган ГНС при проверке должен каким-то образом получить доказательства его целостности и достоверности.
В связи с вышеизложенным ЕБА задала ГНСУ три простых вопроса:
1. Дает ли экземпляр электронной ТД, полученный декларантом от таможенного органа, право на формирование налогового кредита по НДС?
2. Можно ли при проверке импортного НДС обойтись без бумажных копий ТД путем получения органом ГНС электронной информации напрямую от таможни?
3. Следует ли крупным налогоплательщикам-импортерам, которые должны предоставлять проверяющим электронные копии подтверждающих документов, при проверке предоставлять еще и электронные ТД?
К сожалению, ответ ГНСУ представляет собой типичную бюрократическую отписку, которая включает и некорректную трактовку законодательства.
На первый вопрос был дан следующий ответ: суммы НДС, относящиеся к налоговому кредиту, подтверждаются только бумажными копиями ТД, удостоверенными таможенным органом. Причем вся канва ответа за незначительным исключением скопирована из предыдущих писем ГНСУ, например, из письма от 22.10.2012 г. № 4066/0/61-12/15-3115.
Проанализируем логику ГНСУ. Право на импортный налоговый кредит дает только соответствующим образом оформленная ТД (п.201.12 ст.201 НКУ). Электронная ТД визуализируется, удостоверяется ЭЦП должностного лица таможни и пересылается декларанту (п.16 Положения № 450). Электронный и бумажный экземпляры юридически равноценны (п.3 ст.257 Таможенного кодекса). Интересно, что далее ГНСУ ни с того ни с сего перескакивает на другую тему, а именно, изготовление органом Гостаможслужбы бумажных копий или ксерокопий ТД по письменному обращению лиц согласно п.5.4 Порядка № 651(7) и порядок их удостоверения. И в финале — тот самый вывод: именно вышеописанные бумажные копии элект¬ронных ТД дают право на налоговый кредит по НДС.
Здесь прослеживаются две принципиальные подмены.
Во-первых, НКУ не дает права отражать налоговый кредит на основании копий ТД (даже удостоверенных органом Гостаможслужбы). Нужен оригинал. А удостоверенная таможенниками копия (ксерокопия) ТД не имеет равноценной юридической силы с электронным или бумажным оригиналом.
Во-вторых, согласно ст.8 Закона Украины от 22.05.2003 г. № 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте»(8) юридическая сила электронного документа не может отрицаться только из-за его электронной формы. Поэтому в законодательстве отсутствует указание на то, что электронные ТД не могут быть сами по себе приняты в качестве документа, на основании которого налогоплательщик имеет право сформировать налоговый кредит по НДС. Ведь следует различать ситуацию с отражением налогового кредита и проверкой правильности его формирования.
Таким образом, по мнению автора, ГНСУ некорректно ответила на заданный вопрос, подменив ситуации. Тем более, что на аналогичный вопрос она же дала ответ в Единой базе налоговых знаний (см. «Для справки»). И в этом ответе никакого оформления бумажных копий (ксерокопий) ТД для включения НДС в налоговый кредит ГНСУ не требует.
Что касается проверки правильности формирования налогового кредита, то здесь возникает проблема, связанная с подтвержением аутентичности элект¬ронной ТД. Дело в том, что, как уже отмечалось, между органами Гостаможслужбы и ГНС не существует законодательного (а значит, и технического) «канала» для обмена электронными импортными ТД. И, несмотря на все теоретические юридические права электронной ТД, на практике ее достоверность перед «третьей стороной» можно было бы подтвердить только путем обмена ЭЦП между Гостаможслужбой и ГНС. А поскольку ни НКУ, ни Положение № 450 не содержат требования относительно обмена между этими контролирующими органами электронными импортными ТД, то вся ответственность за подтверждение правомерности включения импортного НДС в налоговый кредит при проверке лежит на налогоплательщике.
ГНСУ предлагает, казалось бы, беспроигрышный для себя вариант решения проблемы: п.6 ст.9 Закона о бухучете(9) дает проверяющим все права на получение бумажных копий электронных первичных документов и регистров бухучета. А о том, что ТД — первичный документ, сказано в письме Минфина от 23.01.2013 г. № 31-08410-07-16/2073(10). Однако и тут ГНСУ перегибает палку, доказывая, что проверяющие могут затребовать бумажные копии любых электронных документов. И нормы Закона о бухучете, и вышеупомянутый п.85.8 ст.85 НКУ говорят о том, что копии первичных документов предоставляются проверяющим в случаях, предусмотренных законодательством (в рамках полномочий контролирующих органов). Этот случай описан в п.85.4 ст.85 НКУ: документы должны свидетельствовать о нарушениях налогового законодательства. А к проверке в полном объеме предоставляются именно оригиналы документов (еще один «любимый» налоговиками абзац первый п.85.2 ст.85 НКУ, обязующий налогоплательщика предоставлять к проверке все документы по предмету проверки в полном объеме, на копии не распространяется). И таким оригиналом является импортная электронная ТД. Другой вопрос, как работник налоговой инспекции может убедиться в достоверности данных такой электронной декларации. Получение ее электронного экземпляра от органа Гостаможслужбы не предусмотрено.
Ответ как раз и содержится в анализируемом письме ГНСУ, но в части, касающейся крупных налогоплательщиков (ответ на третий вопрос). Можно заключить с органом ГНС договор о взаимном признании электронных документов и обменяться усиленными сертификатами открытых ключей ЭЦП(11). Но для крупных налогоплательщиков существует Порядок предоставления документов крупного плательщика налогов в электронной форме(12). И он дает основания для предоставления оригиналов электронных документов (в том числе и ТД) к проверке в электронном виде. А импортерам без статуса крупного налогоплательщика во избежание угроз на тему непризнания документов в качестве подтверждающих пока придется представлять проверяющим из ГНС документы в той форме, в какой они их потребуют, памятуя о том, что:
– у электронных документов бумажная визуализация может быть только копией, а не оригиналом;
– при проверке представители ГНС могут потребовать копии первичных документов только по тем операциям, которые свидетельствуют о нарушении налогового и прочего законодательства.
Следовательно, в данной ситуации тем импортерам, которые хотят избежать волокиты с получением бумажных копий электронных ТД у таможенников, можно посоветовать следующий выход. Необходимо заранее обратиться в орган ГНС по поводу подписания примерного договора о взаимном признании электронных документов на основании Инструкции по подготовке и представлению налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, утвержденной приказом ГНАУ от 10.04.2008 г. № 233(13), и возможности приобретения программного обеспечения для формирования и представления в органы ГНС электронных ТД средствами телекоммуникационной связи.

(1)О правилах составления и функционирования электронных налоговых накладных см.: Деркач Т. Что должен знать бухгалтер об электронной налоговой накладной // Бухгалтерия. — 2013. — № 10. — С.45—48 (прим. ред.).
(2)Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI. Опубликован: Бухгалтерия. — 2013. — № 1-2. — С.20—379 (прим. ред.).
(3)Таможенный кодекс Украины от 13.03.2012 г. № 4495-VI. Опубликован: Таможенный кодекс Украины как основа таможенного дела: Сборник систематизированного законодательства. — 2013. — Вып.1. — С.10—225 (прим. ред.).
(4)Положение о таможенных декларациях, утвержденное постановлением КМУ от 21.05.2012 г. № 450 (прим. ред.).
(5)Письмо-запрос ЕБА и ответы ГНСУ опубликованы на с.50 данного номера (прим. ред.).
(6)Такой порядок утвержден в Положении № 450. Подробнее о подтверждении вывоза товаров с помощью электронной ТД см. подборку писем, опубликованную: Бухгалтерия. — 2013. — № 5. — С.37—43 (прим. ред.).
(7)Порядок заполнения таможенных деклараций на бланке единого административного документа, утвержденный приказом МФУ от 30.05.2012 г. № 651 (прим. ред.).
(8)Опубликован: Достижения цивилизации в учете: Сборник систематизированного законодательства. — 2012. — Вып.8. — С.43—45 (прим. ред.).
(9)Закон Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» // Бухгалтерский учет. Хрестоматия: Сборник систематизированного законодательства. — 2012. — Вып.1. — C.10—14 (прим. ред.).
(10)Опубликовано на с.53 данного номера (прим. ред.).
(11)Это требование скопировано из печально известной Памятки налогоплательщика о ведении учета хозяйственных операций в электронном виде и представлении документов в электронном виде в органы государственной налоговой службы (приложение к письму ГНСУ от 26.12.2011 г. № 10406/7/18-4017). Документ и комментарий к нему см.: Бухгалтерия. — 2012. — № 21. — С.36—39 (прим. ред.).
(12)Утвержден приказом МФУ от 07.11.2011 г. № 1393 // Дос¬тижения цивилизации в учете: Сборник систематизированного законодательства. — 2012. — Вып.8. — C.56—57 (прим. ред.).
(13)Опубликована: Там же. — C.50—55 (прим. ред.).

Опубликовано в Бухгалтерии N12 (1051) от 25 МАРТА 2013 года

ДЛЯ СПРАВКИ

Имеет ли право плательщик налога при ввозе на таможенную территорию Украины товаров, ОФ включить в состав налогового кредита уплаченные на таможне суммы НДС, в случае если таможенное оформление осуществлялось с использованием электронной таможенной декларации (электронной ГТД)?

<...> Пунктами 2 и 3 ст.257 Таможенного кодекса Украи¬ны от 13.03.2012 г. № 4495-VI, с изменениями и дополнениями, предусмотрено, что электронное декларирование осуществляется с использованием электронной таможенной декларации, удостоверенной электронной цифровой подписью, и других электронных документов или их реквизитов в установленных законом случаях. Таможенная декларация и другие документы, представление которых таможенным органам предусмотрено Таможенным кодексом Украины, оформленные на бумажном носителе и в виде электронных документов, имеют одинаковую юридическую силу.
Следовательно, плательщик налога при ввозе на таможенную территорию Украины товаров, основных фондов, имеет право включить в состав налогового кредита уплаченные на таможне суммы НДС, при условии надлежащим образом оформленной ГТД, независимо от того, оформлена ли такая ГТД на бумажном носителе, с использованием электронной таможенной декларации (электронная ГТД), а также при условии использования ввезенных товаров в облагаемых НДС операциях.



Электронная таможенная декларация: документы для налогового учета
Опубликовано в Бухгалтерии N12 (1051) от 25 МАРТА 2013 года

Письмо-запрос Европейской Бизнес Ассоциации
от 29.11.2012 г. № 1245/2012/21 в ГНСУ(1)

Европейская Бизнес Ассоциация (далее — Ассоциация) «...» обращается относительно применения некоторых норм действующего законодательства Украины, которые регулируют вопросы электронного декларирования товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины с использованием электронной грузовой таможенной декларации (далее — ГТД).
Таможенным кодексом Украины предусмотрена возможность электронного декларирования объектов, экспортируемых из и импортируемых на территорию Украины. Информация, содержащаяся в электронных ГТД, должна передаваться налоговым органам Украины для обеспечения надлежащего контроля, начисления и уплаты налогов, сборов и других платежей.
Необходимо отметить, что вопрос, связанный с передачей таможенными органами налоговым органам электронных ГТД, оформляемых при экспорт¬ных операциях, на законодательном уровне урегулирован п.200.8 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ), а именно: «200.8. если таможенное оформление товаров, вывезенных за пределытаможенной территории Украины, осуществлялось с использованием электронной таможенной декларации, такая электронная таможенная декларация предо¬ставляется таможенным органом органу государственной налоговой службы в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины, в электронной форме с соблюдением условия о регистрации электронной подписи в соответствии с законом...».
Пунктом 32 Положения о таможенных декларациях, утвержденного постановлением КМУ от 21.05.2012 г. № 450 (далее — Положение), также предусмотрена обязанность таможенного органа передавать информацию налоговым органам Украины: «...таможенный орган не позднее пяти рабочих дней после внесения должностным лицом таможенного органа в пункте пропуска через государственную границу Украины в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов Украины сведений о фактическом вывозе товаров за пределы таможенной территории Украины передает в соответствующий орган государственной налоговой службы электронное уведомление, удостоверенное электронной цифровой подписью ответственного должност¬ного лица, с указанием, в частности, номера таможенной декларации, номера товара в таможенной декларации, количества товаров, вывезенных за пределы таможенной территории Украины, и даты их фактического вывоза...».
Однако Положением не регулируется вопрос передачи таможенным органом налоговому органу соответствующей информации об электронных ГТД при импортных операциях. В связи с этим на практике складывается ситуация, когда налоговые органы уведомляют о необходимости иметь удостоверенные таможенным органом копии ГТД. К сожалению, разъяснений налоговых органов по возможному применению электронного декларирования в настоящее время существует достаточно небольшое количество, и имеется определенная неоднозначность в нормативных актах, что создает некоторые препятствия для наибольшего привлечения налогоплательщиков к электронному декларированию товаров.
Следует отметить, что, например, проблема снятия уполномоченными банками внешнеэкономических операций с валютного контроля уже была урегулирована недавними изменениями, внесенными постановлением Правления Национального банка Украины от 31.08.2012 г. № 364 в пункт 3.3 раздела 3 Инструкции о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, утвержденной постановлением Национального банка Украины от 24.03.99 г. № 136 (вступили в силу 5 октябре 2012 года), в соответствии с которыми в настоящее время возможно снятие уполномоченными банками внешнеэкономических операций с валютного контроля с использованием информации, имеющейся в электронном реестре.
Учитывая вышеуказанное, просим в соответствии с пп.17.1.1 ст.17, ст.52 НКУ предоставить разъяснения по вопросам практического применения некоторых норм налогового законодательства, а именно:
1. Имеет ли право налогоплательщик при ввозе товаров на таможенную территорию Украины отнести к налоговому кредиту сумму НДС по ГТД, составленной как электронный документ, и считается ли такая электронная ГТД оформленной «в соответствии с требованиями законодательства, которая подтверждает уплату налога»(п.201.12 ст.201 НКУ)?
2. Должен ли плательщик налога предоставлять органам ГНС Украины при проведении налогового контроля бумажные ГТД (удостоверенные подписью и штампом сотрудника таможенного органа, осуществлявшего таможенное оформление), оформленные в электронной форме, или органы ГНС получают всю необходимую информацию от таможенного органа (аналогично тому, как это предусмотрено для ГТД при вывозе товаров за пределы таможенной территории Украины)? Во избежание дальнейших недоразумений по поводу возможности использования ГТД в электронной форме, предлагаем рассмотреть возможность внесения изменений в Налоговый кодекс Украины и Положение о таможенных декларациях, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 21.05.2012 г. № 450, в которых прямо предусмотреть возможность использования импортных ГТД в электронной форме.
3. Просим предоставить разъяснение, должен ли крупный налогоплательщик предоставлять в «электронной форме с соблюдением условия о регистрации электронной подписи подотчетных лиц копии документов по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов (если такие документы создаются им в электронной форме), не позднее рабочего дня, следующего за днем начала документальной выездной внеплановой проверки, документальной невыездной проверки...» (пункт 85.2 статьи 85 НКУ) ГТД, оформленные в электронной форме?
Если да, — каким образом должна быть наложена электронная цифровая подпись, если декларирование осуществляло уполномоченное лицо (представитель) — лицо, которое на основании договора или надлежащим образом оформленного поручения, выданного декларантом, наделено правом совершать действия, связанные с проведением таможенных формальностей, по товарам, транспортным средствам коммерческого назначения от имени декларанта (например, «таможенный брокер» в соответствии с п.63 ст.4 Таможенного кодекса Украины).
Отметим, что разъяснение этих вопросов важно для налогоплательщиков, поскольку операции по отнесению к составу налогового кредита сумм по ГТД и право на учет в составе расходов (при продаже/амортизации импортированных товаров/основных средств) весьма актуальный вопрос для налогоплательщиков. На практике инспекторы таможенных органов либо отказываются удостоверять копии ГТД, либо просят аргументировать необходимость такого удостоверения; а налогоплательщики не уверены в возможности полноценного применения механизма электронного таможенного декларирования для импортных операций.
Исполнительный директор А.ДЕРЕВЯНКО

________________________________________

(1)Ответ ГНСУ см. на с.51 данного номера (прим. ред.).



Государственная налоговая служба Украины
Письмо от 31.12.2012 г. № 8324/0/61-12/15-3115

Электронная ТД: подтверждающие документы налогового учета

Государственная налоговая служба Украины рассмотрела обращение Европейской Бизнес Ассоциа¬ции от 29.11.2012 г. № 1245/2012/21 относительно применения некоторых норм действующего законодательства Украины, которые регулируют вопрос электронного декларирования товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины, и сообщает следующее.

О правомерности формирования налогового кредита плательщика на основании электронной таможенной декларации

При ввозе товаров на таможенную территорию Украины документом, удостоверяющим право на отнесение сумм налога к налоговому кредиту, считается таможенная декларация, оформленная в соответствии с требованиями законодательства, которая подтверждает уплату налога (п.201.12 ст.201 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ)).
Согласно п.3 ст.257 Таможенного кодекса Украины (далее — ТКУ) таможенная декларация (далее — ТД) и другие документы, представление которых таможенным органам предусмотрено ТКУ, оформленные на бумажном носителе и в виде электронных документов, имеют одинаковую юридическую силу.
В соответствии со статьями 257, 260 и 269 Кодекса Кабинетом Министров Украины принято постановление от 21.05.2012 г. № 450 «Вопросы, связанные с применением таможенных деклараций», которым утверждено Положение о таможенных декларациях (далее — Положение).
Абзацем вторым п.16 Положения предусмотрено, что электронная таможенная декларация считается оформленной при наличии внесенной в нее должностным лицом таможенного органа, завершившим таможенное оформление, с помощью автоматизированной системы таможенного оформления отметки о завершении таможенного оформления и удостоверении такой декларации электронной цифровой подписью должностного лица таможенного органа, завершившего таможенное оформление.
Оформленная электронная таможенная декларация с помощью автоматизированной системы таможенного оформления превращается в визуальную форму, пригодную для восприятия ее содержания человеком, в формате, который исключает возможность в дальнейшем внесение изменений в нее, удостоверяется электронной цифровой подписью должностного лица таможенного органа, завершившего таможенное оформление, и направляется декларанту или уполномоченному им лицу.
В соответствии с п.5.4 Порядка заполнения таможенных деклараций на бланке единого административного документа, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 30.05.2012 г. № 651, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 14.08.2012 г. под № 1372/21684, по письменному обращению лиц, а также в случаях, предусмотренных законодательством, таможенный орган (подразделение таможенного органа) удостоверяет ксерокопии оформленных листов ТД на бумажном носителе или копии оформленных электронных ТД на бумаге.
Для удостоверения ксерокопий оформленных листов ТД на бумажном носителе, по которым оформлены транспортные средства, составляющие части, которые имеют идентификационные номера и подлежат государственной регистрации, письменное обращение не требуется.
Копия электронной ТД на бумаге представляет собой удостоверенное должностным лицом таможенного органа в порядке, предусмотренном этим подпунктом, визуальное представление на бумаге оформленной таможенным органом электронной ТД, отраженной в формате *.xps.
Удостоверение осуществляется путем проставления должностным лицом таможенного органа в верхней части лицевой стороны каждого листа ксерокопии ТД на бумажном носителе или распечатанной на бумаге копии электронной ТД отметки «Копия. Согласно оригиналу», личной подписи, инициалов и фамилии, даты удостоверения копии и оттиска личной номерной печати.
Таким образом, указанные копии таможенных деклараций могут быть признаны документом, который является подтверждением сумм налога на добавленную стоимость, относящихся к налоговому кредиту.
При этом следует заметить, что в случае представления в соответствии со статьями 259 и 260 ТКУ предварительной, временной или периодической таможенной декларации к налоговому кредиту относятся суммы налога на добавленную стоимость только после представления таможенному органу декларантом или уполномоченным им лицом в течение сроков, определенных в соответствии с ТКУ, дополнительной декларации, содержащей точные сведения о товарах, задекларированных по предварительной, временной или периодической таможенной декларации.

О предоставлении плательщиком в орган государственной налоговой службы копий электронных ТД при проведении документальных проверок

Законы Украины от 22.05.2003 г. № 851-ІV «Об электронных документах и электронном документообороте»(1) (далее — Закон № 851) и от 22.05.2003 г. № 852-ІV «Об электронной цифровой подписи»(2) устанавливают основные организационно-правовые принципы электронного документооборота, использования электронных документов, правовой статус электронной цифровой подписи и регулируют отношения в сфере использования электронной цифровой подписи.
Статьей 5 Закона № 851 определено, что электронный документ — документ, информация в котором зафиксирована в виде электронных данных, включая обязательные реквизиты документа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее — Закон № 996) первичные и сводные учетные документы могут быть составлены на бумажных или машинных носителях и должны иметь обязательные реквизиты, определенные этим пунктом, в частности должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления и личную подпись или другие данные, дающие возможность идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции.
При этом п.2.3 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Министерства финансов Украи¬ны от 24.05.95 г. № 88, определено, что первичные документы, созданные в электронном виде, применяются в бухгалтерском учете при условии соблюдения требований законодательства об электронных документах и электронном документообороте.
При составлении и хранении первичных документов и регистров бухгалтерского учета на машинных носителях Информации предприятие обязано за свой счет изготовить их копии на бумажных носителях по требованию других участников хозяйственных операций, а также правоохранительных органов и соответствующих органов в пределах их полномочий, предусмотренных законами (п.6 ст.9 Закона № 996).
Пунктом 85.2 ст.85 НКУ определено, что налогоплательщик обязан предоставить должностным (служебным) лицам органов государственной налоговой службы в полном объеме все документы, которые относятся или связаны с предметом проверки. Такая обязанность возникает у налогоплательщика после начала проверки.
При этом крупный налогоплательщик обязан также предоставить в электронной форме с соблюдением условия по регистрации электронной подписи подотчетных лиц копии документов по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов (если такие документы создаются им в электронной форме), не позднее рабочего дня, следующего за днем начала документальной выездной плановой, внеплановой проверки, документальной невыездной проверки.
Для налогоплательщиков, которые в соответствии с этим пунктом обязаны предоставлять информацию в электронной форме, общий формат и порядок предоставления такой информации определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики.
В случае неустановления электронного формата и порядка предоставления такой информации налогоплательщик освобождается от обязанности представления ее в электронной форме.
Кроме того, п.85.8 ст.85 НКУ определено, что проводящее проверку должностное (служебное) лицо органа государственной налоговой службы в случаях, предусмотренных этим Кодексом, имеет право получать от налогоплательщика или его законных представителей копии документов, относящихся к предмету проверки. Такие копии должны быть удостоверены подписью налогоплательщика или его долж¬ностного лица и скреплены печатью (при наличии).
Аналогично при проведении проверок должност¬ные лица органа государственной налоговой службы имеют право получать от налогоплательщиков надлежащим образом заверенные копии первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов, сборов (обязательных платежей), нарушении требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы (п.85.4 ст.85 НКУ).
Учитывая изложенное, Государственная налоговая служба Украины не возражает относительно ведения налогоплательщиками в электронном виде документов по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов (представления их в орган государственной налоговой службы, в частности, при проведении проверки) при условии соблюдения плательщиком налога требований, определенных законодательством, а именно:
такие документы будут подписываться электронной цифровой подписью, усиленный сертификат которой предоставлен налогоплательщиком в орган государственной налоговой службы в соответствии с договором о признании электронных документов, заключенным с органом государственной налоговой службы;
при проведении проверок должностные лица органа государственной налоговой службы будут получать от налогоплательщика или его законных представителей копии документов, удостоверенные в порядке, установленном законодательством, которые относятся к предмету проверки.
При этом указываем, что неисполнение плательщиком налога указанных в законодательстве требований к первичным документам и другим документам, связанным с исчислением и уплатой налогов и сборов, которые ведутся в электронном виде, необходимых для их признания органами государственной налоговой службы, является основанием для непризнания их подтверждающими документами такими органами.
Заместитель Председателя А.ИГНАТОВ

________________________________________
(1)Опубликован: Бухгалтерия. — 2010. — № 33. — C.12–14 (прим. ред.).
(2)Опубликован: Там же. — C.7–11 (прим. ред.).


Министерство финансов Украины
Письмо от 23.01.2013 г. № 31-08410-07-16/2073

Электронная ТД является первичным документом

Департамент налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета Министерства финансов Украины по отдельным вопросам оформления хозяйственных операций первичными документами сообщает.
В соответствии с Таможенным кодексом Украины (далее — Кодекс) таможенная декларация — это заявление установленной формы, в которой лицом указана таможенная процедура, подлежащая применению к товарам, предусмотренные законодательством сведения о товарах, условиях и способах их перемещения через таможенную границу Украины и о начислении таможенных платежей, необходимых для применения этой процедуры.
Электронное декларирование осуществляется с использованием электронной таможенной декларации, удостоверенной электронной цифровой подписью, и других электронных документов или их реквизитов в установленных законом случаях.
Таможенная декларация и другие документы, представление которых таможенным органам предусмотрено Кодексом, оформленные на бумажном носителе и в виде электронных документов, имеют одинаковую юридическую силу.
В соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее — Закон) основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций.
В соответствии с Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Министерством финансов Украины от 24.05.95 г. № 88, первичные документы — это документы, созданные в письменной или электронной форме, которые фиксируют и подтверждают хозяйственные операции, включая распоряжения и разрешения администрации (собственника) на их проведение, и должны иметь обязательные реквизиты, определенные Законом, в частности, для документов, созданных в электронном виде, — электронная подпись лица, ответственного за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления.
Согласно Закону хозяйственная операция — это действие или событие, вызывающее изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале предприятия.
Таким образом, электронная таможенная декларация является первичным документом, фиксирующим хозяйственную операцию по принятию предприятием обязательства в сумме начисленных таможенных платежей при условии наличия обязательных реквизитов.
Директор Департамента налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета М.ЧМЕРУК
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5575
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 780 раз.
Поблагодарили: 2480 раз.

UNREAD_POST VOA » 03 окт 2013, 23:51

http://www.avers.dp.ua/news/page-quest.shtml
Вопрос: 30 августа 2013 года было осуществлено электронное декларирование импорта товара. Налоговые обязательства по НДС тоже оплачены в августе. Имеет ли право импортер отнести в налоговый кредит сумму НДС на основании копии электронной ГТД без заверения ее таможенным органом? В каком периоде импортер должен отнести сумму НДС, если само электронное декларирование осуществлено 30 августа 2013 года, а копия электронной ГТД заверена таможней 2 сентября 2013 года?

Согласно п. 201.12 ст. 201 НКУ надлежащим образом оформленная таможенная декларация на ввоз товаров является документом, подтверждающим уплату НДС, и свидетельствует о получении импортером права на налоговый кредит по НДС. При этом согласно п. 198.2 ст. 198 НКУ датой возникновения права на налоговый кредит является дата уплаты (начисления) НДС по налоговым обязательствам, начисленным согласно п. 187.8 ст. 187 НКУ, то есть дата оформления таможенной декларации.
В соответствии с абз. 2 п. 16 Положения о таможенных декларациях, утвержденного постановлением КМУ от 21.05.2012 г. № 450, электронная таможенная декларация считается оформленной при наличии внесения в нее с помощью автоматизированной системы таможенного оформления отметки о завершении таможенного оформления и заверении такой декларации электронной цифровой подписью.
Таким образом, при электронном декларировании товаров (как и при декларировании товаров на бумажном носителе) право на налоговый кредит возникает по дате оформления таможенной декларации (в данном случае - 30 августа 2013 года). Дата, проставленная таможенным органом при заверении бумажной копии электронной таможенной декларации (2 сентября 2013 года), на налоговый кредит не влияет.
Отметим, что в случае таможенного оформления товаров с использованием электронной таможенной декларации для формирования налогового кредита оформление такой электронной таможенной декларации на бумажных носителях не является обязательным (см. также Единую базу налоговых знаний, разделы 101.16 и 101.23). Хотя на практике некоторые органы Миндоходов требуют предъявления заверенной копии электронной таможенной декларации в бумажном виде (см. п. 5.4 Порядка заполнения таможенных деклараций на бланке единого административного документа, утвержденного приказом Минфина от 30.05.2012 г. № 651).
http://stopfake.org/ Бывают такие решения, после принятия которых тараканы в голове аплодируют стоя.

За это сообщение автора VOA поблагодарили: 3
OlgaNata, vikakool, voda.zp
Аватар пользователя
VOA
 
Сообщений: 5034
Зарегистрирован: 07 сен 2012, 21:37
Благодарил (а): 1747 раз.
Поблагодарили: 1919 раз.

UNREAD_POST VOA » 27 ноя 2013, 15:12

Консультируют специалисты Главного управления Министерства доходов и сборов в Херсонской области


27:11:2013 г.
При каких условиях электронная таможенная декларация считается оформленной?
В соответствии с п. 5 ст. 255 Таможенного кодекса Украины от 13.03.2012 г. №4495-VI, с изменениями и дополнениями (далее - ТКУ), таможенное оформление считается завершенным после выполнения всех таможенных формальностей, определенных ТКУ, в соответствии с заявленным таможенным режимом, что удостоверяется органом доходов и сборов путем проставления соответствующих таможенных обеспечений (в том числе с помощью информационных технологий), других отметок на таможенной декларации или документе, который в соответствии с законодательством ее заменяет, а также на товаросопроводительных и товарно-транспортных документах в случае их представления на бумажном носителе.
Электронная таможенная декларация считается оформленной при наличии внесенной в нее должностным лицом органа доходов и сборов, которое завершило таможенное оформление, с помощью автоматизированной системы таможенного оформления отметки о завершении таможенного оформления и удостоверения такой декларации электронной цифровой подписью должностного лица органа доходов и сборов, которое завершило таможенное оформление (п.16 Положения о таможенных декларациях, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 21.05.2012 г. № 450).
При этом оформленная электронная таможенная декларация с помощью автоматизированной системы таможенного оформления превращается в визуальную форму, пригодную для восприятия его содержания человеком, в формате, что исключает в дальнейшем внесения изменения в нее, удостоверяется электронной цифровой подписью должностного лица органа доходов и сборов, которое завершило таможенное оформление, и направляется декларанту или уполномоченному им лицу.

Ирина Воротынцева, главный государственный инспектор

Каким образом налогоплательщику подать в контролирующий орган оригиналы ГТД, если таможенное оформление товаров, вывезенных за пределы таможенной территории Украины, осуществлялось с использованием электронной таможенной декларации?
Согласно п.200.8 ст.200 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI, с изменениями и дополнениями, в случае если таможенное оформление товаров, вывезенных за пределы таможенной территории Украины, осуществлялось с использованием электронной таможенной декларации, то такая электронная таможенная декларация предоставляется контролирующим органом по месту таможенного оформления контролирующему органу по месту учета такого налогоплательщика в порядке, утвержденном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, в электронной форме с соблюдением условия по регистрации электронной подписи в соответствии с законом.

Ирина Воротынцева, главный государственный инспектор
http://stopfake.org/ Бывают такие решения, после принятия которых тараканы в голове аплодируют стоя.
Аватар пользователя
VOA
 
Сообщений: 5034
Зарегистрирован: 07 сен 2012, 21:37
Благодарил (а): 1747 раз.
Поблагодарили: 1919 раз.

UNREAD_POST OlgaNata » 19 дек 2013, 11:03

Может не совсем по теме, но по импорту и экспорту :

Подскажите, кто-то сдает еще дополнительно отчеты по импорту и экспорту. Я сдаю: НДС+ прибыль+баланс (но отдельно строк, что это именно продажа или приобретения по вэд не выделено)+льготы+справка об отсутствии вал.ценост.

Тут наткнулась на одно форуме , что налоговая затребовала у предприятия инфу согласно ст. 22 ЗУ "Про ЗЕД" , а также в балансе и отчете о фин.результатах не отражена отдельным показателем выручка от ВЭД и соответствующие затраты . И предприятием не предоставлялась в 2012 г. ежемесячная информация о суммах уплаченных налогов на импорт и экспорт. Просят срочно предоставить данную информацию в налоговую .

Ст. 22 ЗУ Про ЗЕД від 16.04.1991 № 959-XII
{ Назва статті 22 із змінами, внесеними згідно із Законом N від 14.03.95 }

Суб'єкти зовнішньоекономічної діяльності ведуть бухгалтерський та оперативний облік зовнішньоекономічних операцій, а також статистичну звітність, яку надсилають органам Державної статистики України.

Суб'єкти зовнішньоекономічної діяльності в галузі обліку і звітності, а також комерційної таємниці керуються Законом України "Про підприємства в Україні" .

Для бухгалтерського обліку зовнішньоекономічних операцій суб'єкти зовнішньоекономічної діяльності користуються планом рахунків та інструкцією про його використання, що діють на території України, та відповідними змінами і доповненнями, які відображають специфіку зовнішньоекономічної діяльності.

Суб'єкти зовнішньоекономічної діяльності самостійно визначають порядок аналітичного обліку зовнішньоекономічної діяльності, запроваджують відповідні субрахунки.

Суб'єкти зовнішньоекономічної діяльності відображають цю діяльність та її результати у своїй річній фінансовій звітності окремо зазначеними показниками:

- у бухгалтерському балансі окремо виділяються кошти , що знаходяться у зовнішньоекономічному обороті, - товари, документи, цінні папери, а також їх джерела - кредити, заборгованість, одержані прибутки тощо;

- у звіті про прибутки та збитки окремо відображаються виручка від зовнішньоекономічних операцій і відповідні витрати. У додатку до річного фінансового звіту робляться необхідні пояснення щодо наведених показників зовнішньоекономічної діяльності.

Державній податковій інспекції, крім річного фінансового звіту, надається також інформація про суми сплачених податків на імпорт та експорт - щомісяця, не пізніше 10 числа місяця, що слідує за звітним. Національному банку України надається інформація про суми по обов'язковому розподілу частини виручки в іноземній валюті - чотири рази на рік, не пізніше 15 числа місяця, що слідує за звітним періодом.

Банківсько-кредитні установи, що здійснюють кредитування суб'єктів зовнішньоекономічної діяльності, мають право на одержання необхідної інформації про фінансовий стан цих суб'єктів зовнішньоекономічної діяльності та їх платоспроможність згідно з умовами письмових угод про кредитування.

Забороняється вимагати подання статистичної звітності з порушенням встановленого цим Законом порядку. Відомості, не передбачені державною статистичною звітністю, суб'єктами зовнішньоекономічної діяльності можуть бути подані на договірній основі органам державного управління або правоохоронним органам на їх вимогу у встановленому законами України порядку.

Аудит зовнішньоекономічної діяльності, відображеної у річних фінансових звітах суб'єктів зовнішньоекономічної діяльності, здійснюється уповноваженими на це незалежними аудиторськими організаціями відповідно до чинних нормативних актів, які регулюють аудиторську діяльність на території України. { Частина дев'ята статті 22 із змінами, внесеними згідно із Законом N від 14.03.95 }

Податкова ревізія суб'єктів зовнішньоекономічної діяльності провадиться органами державної податкової інспекції згідно з її компетенцією не частіше одного разу на рік.
Подробнее: http://kodeksy.com.ua/pro_zovnishn_oeko ... tja-22.htm
OlgaNata
 
Сообщений: 50
Зарегистрирован: 06 ноя 2013, 10:27
Благодарил (а): 29 раз.
Поблагодарили: 5 раз.

Пред.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в НДС

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Ads, alex88, Gb, Kamillfo, lutishka, m_tetyana, vikakool, Ya