Рекламу показываем только НЕзарегистрированным пользователям. Войдите или зарегистрируйтесь на Бухфоруме
    .

Представительство нерезидента: учет и отчетность

Путеводитель по разделу. Ставка 0 %, доходы, расходы, амортизация, декларация. Переходное.

Модератор: Печкин

UNREAD_POST налоговик » 24 мар 2012, 15:49

Друзья поделились. Стоящий материал по представительствам нерезов.

НАЛОГОВЫЙ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ПОСТОЯННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАХ НЕРЕЗИДЕНТА: АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ
ПРАКТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
Часть I

ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ НКУ ДЛЯ ПОСТПРЕДСТВ

Ключевая норма р. III НКУ для постпредств — п. 160.8 НКУ Согласно ему прибыли нерезидентов, осуществляющих свою деятельность в Украине через постпредство, облагаются в общем порядке, установленном НКУ При этом такое представительство приравнивается с целью налогообложения к налогоплательщику, который действует независимо от такого нерезидента. Исходя из этого, можно сделать два основополагающих вывода, которые пригодятся нам при рассмотрении налогового учета всех операций представительства:
1. Постпредство — обычный плательщик налога на прибыль, и на него распространяются все нормы НКУ Правда, из этого правила сразу несколько исключений. Во-первых, в отдельных статьях НКУ содержатся прямые ограничения для их применения нерезидентами (в т.ч. и постпредствами). К примеру, механизм переноса убытков (отрицательного объекта налогообложения), описанный в ст. 150 НКУ работает только для плательщиков-резидентов. А значит, далеко не все постпредства смогут воспользоваться его позитивными правилами. Во-вторых, в силу отсутствия у постпредства статуса самостоятельного юрлица, для него невозможно заключение договоров на продажу или приобретение товаров (работ, услуг) у "своего" нерезидента. Следовательно, в отношениях между нерезидентом и его постпредством не применимы нормы НКУ регулирующие порядок возникновения операционных дохода и расходов.
2. Нерезидент и постпредство — два обособленных плательщика налога на прибыль. Это означает, что любое движение денежных средств и ТМЦ между ними необходимо рассматривать как операции между двумя самостоятельными налогоплательщиками. Таким образом, даже такой аргумент, как отсутствие перехода права собственности на ТМЦ, передаваемые от нерезидента постпредству (а стало быть, и факта продажи), на практике не гарантирует последнему отсутствие налоговых последствий такой операции. Хотя, сразу оговоримся, судебная практика по данному вопросу весьма многообразна. Подробнее сложность этой ситуации мы проиллюстрируем на конкретных примерах.
Важную роль в налоговом учете постпредств играет выбор способа определения налоговых обязательств, предусмотренного Порядком расчета налоговых обязательств нерезидентов, которые осуществляют деятельность на территории Украины через постоянное представительство, утвержденным приказом ГНАУ от 28.02.11 г. № 115 (далее — Порядок № 115). Напомним, что он предлагает три варианта:
— составить общую форму Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия (утверждена приказом МФУ от 28.09.12 г. № 1213);
— рассчитать налогооблагаемую прибыль на основании обособленного баланса финансово-хозяйственной деятельности;
— определение налогооблагаемой прибыли органом ГНС: расходы постпредства рассчитывают с помощью коэффициента 0,7 к сумме дохода постпредства.

ПОСТПРЕДСТВА И НДС

Постпредства включены в состав лиц, которые при наступлении определенных обстоятельств могут быть (добровольно или в обязательном порядке) зарегистрированы плательщиками НДС (пп. 14.1.139, ст.ст. 181, 182 НКУ). При этом для постпредств действуют общие условия такой обязательной и добровольной регистрации, предусмотренные для рядовых отечественных субъектов хозяйствования. Естественно, что при определении соответствующих объемов поставок представительству необходимо учитывать поставки товаров/ услуг, в т.ч. операций по передаче прав на распоряжение товаром (результатов работ, выполненных услуг) (пп. 14.1.185, пп. 14.1.191 НКУ). Исходя из этого, перспектива стать НДСками реально "грозит" скорее только тем постпредствам, которые помимо представительских, вспомогательных и подготовительных функций занимаются реализацией продукции, товаров, принадлежащих нерезиденту, выполняют работы и предоставляют услуги от его имени. Однако на практике стать НДСником может и не торгово-производственное подразделение нерезидента. Дело в том, что реализация постпредством собственных основных средств, их ликвидация (списание) без надлежащего документального оформления вполне может стать поводом для вступления в ряды НДСников. Кроме того, выполнение посреднических операций в интересах нерезидента также может "нарастить" объемы, необходимые для НДС-регистрации.
Ну и, конечно же, не следует забывать о том. что ввоз постпредством товаров, оборудования и прочих ОС от своего нерезидента также чаще всего потребует уплаты НДС на таможне.

БУХУЧЕТ В ПОСТПРЕДСТВАХ

Азы бухучета постпредств практически не претерпели изменений в связи со вступлением в силу p. III НКУ.
Статья 2 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-XIV (далее - Закон о бухучете) распространяет его действие на представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые должны вести бухучет и подавать финотчетность согласно законодательству. Такая обязанность постпредств, выделенных на отдельный баланс, предусмотрена ч. 8 ст. 19 Хозяйственного кодекса Украины. При этом представительства иностранных субъектов хоздеятельности используют формы Финансового отчета субъекта малого предпринимательства в составе Баланса (ф. № 1-м) и Отчета о финансовых результатах (ф. № 2-м) (ч. 3 ст. 11 Закона о бухучете и П(С)БУ 25 " Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства"). Также данная категория имеет право использовать План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства, утвержденный приказом Минфина Украины от 19.04.01 г. № 186.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПОСТПРЕДСТВА НЕРЕЗИДЕНТОМ

Практически любое представительство — как созданное исключительно для представительских функций, так и осуществляющее хозяйственную деятельность — периодически получает от своего нерезидента лакомый кусочек в виде финансирования текущих расходов. Нормативное обеспечение и периодичность таких выплат, как правило, закрепляется в распорядительном документе, регулирующем деятельность постпредства (например, в положении о постпредстве). И если для "некоммерческого" представительства такое финансирование не создаст проблем в налогообложении, ведь у него нет статуса плательщика налога на прибыль, то полноценное постпредство получит серьезную головную боль: включать или нет такое финансирование в состав своего дохода для целей налогообложения?
С одной стороны, такие денежные средства "перегоняют" внутри одного нерезидента (юрлица), что, как мы выяснили, не позволяет трактовать подобную ситуацию с позиций взаимоотношений двух предприятий. С другой — по нашим предыдущим выводам, такое движение происходит между двумя отдельными налогоплательщиками. Что же в итоге перевесит? Начнем с изучения налогового статуса такого финансирования. Очевидно, что тут все атрибуты безвозвратной финансовой помощи, определение которой приведено в пп. 14.1.257 НКУ: средства переданы на безвозвратной основе и без какого-либо договора. Как известно, суммы безвозвратной финпомощи включают в состав прочих доходов налогоплательщика (пп. 135.5.4 НКУ). Однако этот подпункт содержит исключение из правила: операции по предоставлению/получению безвозвратной финпомощи между налогоплательщиком и его обособленными подразделениями, которые не имеют статуса юридического лица, не порождают дохода у получателя безвозвратной финпомощи. Постпредство, безусловно, является неким подразделением нерезидента, который по пп. 133.2.1 НКУ действительно может быть плательщиком налога на прибыль. Более того, даже Порядок № 1588 оперирует понятием "обособленное подразделение нерезидента". Тем не менее рискнем предположить, что "постоянное представительство" и "обособленное подразделение" для целей НКУ — вещи разные. Сравните оба толкования (пп. 14.1.193 и пп. 14.1.30 НКУ). Постпредством изначально считается постоянное место деятельности, которое может иметь форму филиала (обособленного подразделения) или даже торговой палатки на улице. Обособленным же подразделением признается субъект, определенный таковым согласно Гражданскому кодексу Украины (далее — ГКУ). Его ст. 95 рассматривает обособленные подразделения в форме филиалов и представительств. Причем оба упоминаются исключительно в контексте подразделений юрлица — организации, созданной и зарегистрированной в установленном законодательством Украины порядке. Очевидно, что под критерии отнесения к юрлицу, изложенные в ГКУ никак нельзя подогнать иностранные юрлица. Это значит, между обособленным подразделением по ГКУ и постоянным представительством по НКУ знак равенства поставить нельзя. Кроме того, ГКУ требует, чтобы информация об обособленных подразделениях была включена в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (ч. 5 ст. 95 ГКУ). Но, как известно, постпредства не проходят такой регистрации и информация о них в указанный реестр не попадает (ч. 5 ст. 4 Закона Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей" от 15.05.03 г. № 755-IV)2. Регистрация представительств в порядке, предусмотренном ст. 5 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" от 16.04.91 г.№959-XII, опять же не связана с их "попаданием" в Единый реестр.
Ну и тем более нельзя рассматривать в качестве обособленных подразделений такие виды постпредств, как, например, агенты с зависимым статусом. Из всего вышеприведенного напрашивается, увы, не самый позитивный вывод: средства финансирования, полученные от нерезидента, для постпредства будут безвозвратной финансовой помощью и должны увеличивать его налоговый доход. С высокой долей вероятности можно предположить, что именно такой подход на практике победит.
Аналогичные по сути выводы ГНАУ преследовали постпредства в течение всего периода существования Закона о прибыли. Вот один из примеров, обнародованный в письме ГНАУ от 27.06.03 г. № 10205/7/15-1317:
"...налогоплательщик — постоянное представительство нерезидента в Украине с целью налогообложения не может рассматриваться как обособленное подразделение нерезидента, на которого распространяется исключение, предусмотренное пп. 4.1.6 п. 4.1 ст. 4 Закона. То есть суммы безвозвратной финансовой помощи, полученной постоянным представительством, стоимости товаров (работ, услуг), безвозмездно предоставленных постоянному представительству, включаются в его валовой доход". Нечто похожее звучало и в письме ГНАУ от 12.01.09 г. № 326/7/16-1517
Приходится признать, что такой же точно будет налоговая судьба финансирования постпредства и в условиях действия НКУ Так, в ЕБНЗ (подраздел 110.29.03) налоговики указали, что средства, полученные постпредставительством от нерезидента, для содержания такого постпредства или для перечисления резиденту за услуги (работы), выполненные для нерезидента, включают в налоговые доходы постпредставительства. К сожалению, традиционный "спасательный круг" в виде международных договоров Украины об устранении двойного налогообложения в данной ситуации вряд ли выручит. Прямой нормы, позволяющей высвободить сумму такого финансирования из-под налогового дохода, международные договоры не содержат. Тем не менее пободаться с налоговиками можно. Зацепка может заключаться в традиционной формулировке международных договоров о недопущении дискриминации в налогообложении постоянных представительств. Ее суть в том, что налогообложение постоянного представительства нерезидента не должно быть менее благоприятным в Украине, чем налогообложение резидентов, которые выполняют такую же деятельность в другой договорной стране. И тут самое время вспомнить о филиальной " спецнорме", позволяющей отечественным обособленным подразделениям не отражать доходы по факту получения безвозвратной финпомощи от головных предприятий (пп. 135.5.4 НКУ). Очевидно, что отсутствие дохода по таким операциям внутри Украины и признание дохода от аналогичных операций с участием нерезидента прямо указывают на дискриминационные условия налогообложения постпредств. Следовательно, на этом основании можно попытаться обжаловать притязания налоговиков в порядке административного или судебного обжалования. Тем более что практика изобилует положительными (для постпредств) судебными решениями по данному вопросу3. Вот ключевые позиции, на которых базируются положительные судебные решения:
— получение филиалом от юрлица денег для деятельности в интересах юрлица и от его имени не может быть рассмотрено как хозяйственная деятельность постпредства, направленная на получение прибыли (дохода), да и, в принципе, не может быть видом деятельности;
— налоговое законодательство не содержит прямого указания на то, что в состав дохода должны попадать суммы такого финансирования;
— безвозвратная финансовая помощь должна сопровождаться соответствующим правочином и предусматривать переход права собственности;
— финансирование от нерезидента не отвечает критериям дохода;
— бухучет как основа для определения налоговых показателей предполагает отражение движения суммы такого финансирования в составе внутрихозяйственных расчетов;
— отношения субъекта хозяйствования с его структурными подразделениями являются внутрихозяйственными и не могут относиться к хоз-деятельности.
Справедливости ради отметим: суды не всегда благосклонны к постпредствам. Достаточно вспомнить решения судебных инстанций по делу № К-7881/06, которые единодушно поддержали позицию налоговиков о необходимости включить такое финансирование в доход постоянного представительства.
Еще один способ избежать дохода — рассматривать такое финансирование от нерезидента как осуществляемое в рамках вспомогательной или подготовительной деятельности. Тогда появляется шанс воспользоваться нормами международных договоров и исключить эти суммы из состава облагаемых доходов. Такой сценарий предлагает п. 4 р. V Порядка № 115. Подробнее мы рассмотрим его в следующей подборке, посвященной постпредствам.
ПРИМЕР 1. Постпредство (плательщик НДС) получает от нерезидента финансирование текущей деятельности согласно смете в размере 80000 долл. США. Этими средствами оплачены текущие расходы на содержание постоянного представительства.
Вот как будут выглядеть бухгалтерские записи таких операций с использованием Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства (см. таблицу 1).
Изображение


ПОЛУЧЕНИЕ ТОВАРОВ И ОС ОТ НЕРЕЗИДЕНТА И ИХ ДАЛЬНЕЙШАЯ ПРОДАЖА

ВВОЗ С ОБЯЗАТЕЛЬСТВОМ ОБРАТНОГО ВЫВОЗА

По ст. 298 Таможенного кодекса Украины (далее — ТКУ) товары, которые не подлежат отчуждению на территории Украины и предназначены для слу-жебного использования представительствами иностранных фирм, декларируются таможенным органам сроком до трех лет с момента аккредитации этих представительств под обязательство об обратном вывозе. Однако даже пребывание таких товаров в режиме временного ввоза не освобождает постпредство от уплаты "таможенного" НДС. А все дело в пп. 206.2.4 НКУ который распространяет условное полное и частичное освобождение от НДС только на товары, присутствующие в приложениях В.1 — В.9, С и D к Конвенции о временном ввозе (в части полного условного освобождения) и в перечне товаров, утвержденном постановлением КМУ от 27.12.10 г. № 1195 (в части частичного условного освобождения). Увы, но товары (в т.ч. и основные средства), ввозимые постпредствами от своих нерезидентов, в данных перечнях отсутствуют. В итоге, несмотря на режим временного ввоза, они подлежат обложению НДС на таможне в общем порядке. При этом постпредства, зарегистрированные плательщиками НДС, получат право на включение этой суммы в налоговый кредит. В памяти многих налогоплательщиков еще свежи официальные разъяснения налоговиков о том, что "импортный" НДС, уплаченный при ввозе товара без факта его приобретения (например, временный ввоз), не попадает в налоговый кредит такого "временного" импортера. Между тем, как следует из последних консультаций региональных ГНА, для отнесения к налоговому кредиту вполне достаточно самого факта уплаты налоговых обязательств по НДС на таможне согласно п. 198.2 НКУ. Аналогично будут взимать таможенный НДС при ввозе ОС (товаров) в обычном режиме импорта без обязательства обратного вывоза.
С позиций налогообложения прибыли ОС, ввезенные в режиме временного ввоза, не могут рассматриваться как бесплатно предоставленные. По определению, приведенному в пп. 14.1.13 НКУ ключевой признак бесплатно предоставленных — отсутствие условия об их возврате. Таможенный режим временного ввоза такой возврат будет предусматривать непременно (ст. 298 ТКУ). Отсюда полученные постпредством ОС с обязательством их возврата в состав дохода включать не будут. Правда, и начислять амортизацию на такие ОС постпредству не стоит. Вся причина — нет у постпредства расходов на приобретение ОС, которые могли бы создать объект для амортизации (п. 144.1 НКУ).
Сложнее с товарами и ОС, ввозимыми постпредством в режиме обычного импорта. Такие товары вполне вписываются в расшифровку бесплатно полученных, что обещает представительству возникновение дохода в обычном порядке — по их обычной цене (пп. 135.5.4 НКУ).
При дальнейшей продаже бесплатно полученных ОС постпредству необходимо использовать п. 146.13 НКУ Сумма превышения доходов от продажи бесплатно полученных ОС над стоимостью таких ОС, включенной в состав доходов, попадает в доход налогоплательщика. А сумма превышения стоимости, включенной в состав доходов при бесплатном получении, над доходами от такой продажи — в расходы постпредства. Естественно, последний вариант реален только в том случае, когда постпредство ведет обособленный учет таких расходов. Иначе расходы по такой сделке будут "учтены" после применения коэффициента 0,7 к сумме дохода постпредства. Также важно иметь в виду, что доход от продажи ОС для исчисления упомянутой разницы придется определять исходя из договорной цены продажи, но не ниже их обычной цены (п. 146.14 НКУ).
Несколько сложнее обстоит дело с признанием расходов при дальнейшей продаже товара, полученного от нерезидента. С одной стороны, толкование термина "расходы" (пп. 14.1.27 НКУ)требует, чтобы такие расходы были осуществлены (т.е. фактически понесены). Но с другой — главное условие для признания расходов — факт уменьшения экономических выгод в виде выбытия активов или увеличения обязательств. А с этим как раз у нас проблем не будет. Более того, термин "себестоимость реализованных товаров" (пп. 14.1.228 НКУ) прямо отсылает нас к П(С)БУ для определения таких расходов (в части, не противоречащей р. III НКУ). А как известно, первоначальной стоимостью безвозмездно полученных товаров по п. 12 П(С)БУ 9 "Запасы" будет их справедливая стоимость.Такая стоимостная оценка вполне позволит нам отразить расходы на справедливую стоимость полученных бесплатно товаров в момент признания дохода от их реализации (п. 138.4 НКУ)5. Опять же данный вопрос актуален для тех постпредств, которые ведут учет собственных расходов (составляют обособленный баланс, заполняют декларацию по налогу на прибыль). Для расчета расходов через коэффициент 0,7 к сумме дохода данный аспект роли не играет.
Естественно, для постпредств, зарегистрированных плательщиками НДС, такие операции потребуют начисления налоговых обязательств. Ну а тем, кто в момент таких поставок товаров и/или ОС НДСником не был, нужно внимательно следить за соблюдением предельного размера в 300000 грн, превышение которого потребует регистрации плательщиком НДС.
Надо сказать, что предложенный алгоритм налогообложения практически совпадает с тем, который содержится в международных договорах. Их традиционная формулировка для такого случая предполагает, что доходы от отчуждения движимого имущества, которое формирует часть коммерческого имущества постоянного представительства, могут облагаться налогом в том государстве, где находится постоянное представительство.

ПРИМЕР 2. Постоянное представительство (плательщик НДС) оформляет временный ввоз оборудования, таможенная стоимость которого составляет 150000 долл. США. Кроме того, в режиме импорта ввозят транспортные средства (таможенная стоимость — 30000 долл. США) и товары (таможенная стоимость —10000 долл. США). В последствии транспортные средства (после ввода в эксплуатацию) и товары реализуют на территории Украины. Изучим учет описанных операций в таблице 2.
Изображение


Сергей ИЛЬЯШЕНКО, эксперт по вопросам учета и налогообложения, г. Киев
ВОБУ № 27 (2012 г.)

За это сообщение автора налоговик поблагодарили: 2
Elinia, vins
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5698
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 806 раз.
Поблагодарили: 2594 раз.

UNREAD_POST profi » 18 июн 2012, 21:41

Уважаемые коллеги, возможно задам глупый вопрос, но нужно услышать мнение других.

Постоянное представительство нерезидента является "субъектом хозяйствования"?

Заранее благодарю.
profi
 
Сообщений: 90
Зарегистрирован: 06 дек 2010, 11:36
Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 13 раз.

UNREAD_POST Мыша » 19 июн 2012, 08:44

profi писал(а):Уважаемые коллеги, возможно задам глупый вопрос, но нужно услышать мнение других.

Постоянное представительство нерезидента является "субъектом хозяйствования"?

Заранее благодарю.


Как я себе представляю, не является
1. Хозяйственный кодекс Украины
Стаття 55. Поняття суб'єкта господарювання
...
2. Суб'єктами господарювання є:

1) господарські організації - юридичні особи, створені відповідно до Цивільного кодексу України, державні, комунальні та інші підприємства, створені відповідно до цього Кодексу, а також інші юридичні особи, які здійснюють господарську діяльність та зареєстровані в установленому законом порядку;

2) громадяни України, іноземці та особи без громадянства, які здійснюють господарську діяльність та зареєстровані відповідно до закону як підприємці;


Постпредставительство не попадает.

2. НКУ
14.1.193. постійне представництво - постійне місце діяльності, через яке повністю або частково проводиться господарська діяльність нерезидента в Україні, зокрема: місце управління; філія; офіс; фабрика; майстерня; установка або споруда для розвідки природних ресурсів; шахта, нафтова/газова свердловина, кар'єр чи будь-яке інше місце видобутку природних ресурсів; склад або приміщення, що використовується для доставки товарів.


То есть субъектом назван нерезидент.

3. НКУ
14.1.139. особа для цілей розділу V цього Кодексу - будь-яка із зазначених нижче осіб:

суб'єкт господарювання - юридична особа, в тому числі підприємство з іноземними інвестиціями, незалежно від форми та часу внесення таких інвестицій (крім юридичних осіб, якими застосовується ставка єдиного податку у розмірі 5 відсотків, за винятком юридичних осіб - платників єдиного податку, які здійснюють постачання послуг (робіт) платникам податку на додану вартість і обсяг такого постачання за останні 12 календарних місяців сукупно перевищує обсяг, визначений пунктом 181.1 статті 181 цього Кодексу);

інша юридична особа, що не є суб'єктом господарювання;

фізична особа (громадянин України, іноземець та особа без громадянства), яка здійснює діяльність, що належить згідно із законодавством до підприємницької (крім фізичних осіб - підприємців, визначених у підпунктах 1 і 2 пункту 291.4 статті 291 цього Кодексу, та фізичних осіб - підприємців, визначених у підпункті 3 пункту 291.4 статті 291 цього Кодексу, якими застосовується ставка єдиного податку у розмірі 5 відсотків, за винятком фізичних осіб - підприємців, визначених у підпункті 3 пункту 291.4 статті 291 цього Кодексу, які здійснюють постачання послуг (робіт) платникам податку на додану вартість і обсяг такого постачання за останні 12 календарних місяців сукупно перевищує обсяг, визначений пунктом 181.1 статті 181 цього Кодексу), та/або ввозить товари на митну територію України;

представництво нерезидента, що не має статусу юридичної особи.

То есть субъекты хоз-я отдельно, представительство отдельно.

4. Инструкция про порядок реєстрації представництв іноземних суб'єктів господарської діяльності в Україні
12. Представництво суб'єкта господарської діяльності не є
юридичною особою і не здійснює самостійно господарської
діяльності
, у всіх випадках воно діє від імені і за дорученням
іноземного суб'єкта господарської діяльності, зазначеного у
свідоцтві про реєстрацію, і виконує свої функції згідно із
законодавством України. Представництво іноземного суб'єкта
господарської діяльності в Україні може здійснювати функції,
пов'язані з виконанням представницьких послуг, тільки в інтересах
іноземного суб'єкта господарської діяльності, зазначеного у
Свідоцтві.

13. У разі здійснення представництвом господарської
діяльності на території України таке представництво повинно стати
на облік у податковому органі за своїм місцезнаходженням у
порядку, установленому центральним податковим органом України, та
набути статусу постійного представництва.

14. Керівник представництва діє на підставі доручення від
іноземного суб'єкта господарської діяльності, засвідченого з
дотриманням вимог пункту 3 Інструкції та інших вимог, передбачених
законодавством України.
Аватар пользователя
Мыша
 
Сообщений: 944
Зарегистрирован: 07 июн 2011, 10:40
Благодарил (а): 288 раз.
Поблагодарили: 329 раз.

UNREAD_POST profi » 19 июн 2012, 09:32

Да так то оно так. Но выходит что если ПП нереза (коммерческое) в Украине заключает договор с другим юриком на проведение хозоперации, то нормы ХКУ на такие отношения не распространяются!?

А нельзя выкручивать так, что да, ПП отдельным субъектом не является, его надо рассматривать через нереза. То есть нерез в лице ПП является субъектом хозяйствования. И выводить это через призму Закона о ВЭД и упомянутой инструкции. Мол нерез для осуществления деятельности в Украине прошел регистрацию согласно законодательству Украины в лице ПП (ну или посредством/через ПП)?
profi
 
Сообщений: 90
Зарегистрирован: 06 дек 2010, 11:36
Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 13 раз.

UNREAD_POST Мыша » 19 июн 2012, 10:54

Та вот не думаю. Как раз из закона о вэд следует, что иностранный субъект - остается иностранным субъектом, через кого бы он не действовал - самостоятельно или через ПП.
Императивные нормы распространяться будут. А диспозитивные - смотря, какое право будет применимым.
Это всё ИМХО. Никогда специально над вопросом не думал.
Аватар пользователя
Мыша
 
Сообщений: 944
Зарегистрирован: 07 июн 2011, 10:40
Благодарил (а): 288 раз.
Поблагодарили: 329 раз.

UNREAD_POST profi » 19 июн 2012, 11:17

Спасибо за комментарии. С вопросом разобрался
profi
 
Сообщений: 90
Зарегистрирован: 06 дек 2010, 11:36
Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 13 раз.

UNREAD_POST vikakool » 25 июл 2012, 17:56

Коллеги, подскажите, плиз!

У нас постоянное представительство с правом ведения ХД, которую мы на самом деле не ведем
Соотв-но, подаем пустую отчетность, а именно Расчет налогооблагаемой прибыли и налога на прибыль нерезов согл. Порядка № 115

И вот теперь возникли загадочные :) вопросики:

- правильно ли мы делаем, что подаем именно такую отчетность? может, нужно подавать обычную деку по прибыли? как быть, если нерезидент не предоставляет нам обособленный баланс - ведь вроде как на его основе мы и должны составлять такой Расчет?
- каковы вообще критерии выбора формы отчетности по налогу на прибыль для представительств?

Заранее спасибо за ответ!
vikakool
 
Сообщений: 4081
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 879 раз.
Поблагодарили: 618 раз.

UNREAD_POST vikakool » 26 июл 2012, 10:43

Подниму тему
vikakool
 
Сообщений: 4081
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 879 раз.
Поблагодарили: 618 раз.

UNREAD_POST налоговик » 25 окт 2012, 15:49

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 09.10.2012 г. N 3344/0/61-12/15-1315

Европейской Бизнес Ассоциации
Министерству финансов Украины

Государственная налоговая служба Украины рассмотрела письмо Европейской Бизнес Ассоциации от 30.08.2012 N 914/2012/21, направленное письмом Министерства финансов Украины от 06.09.2012 N 31-08130-05-18/21728, относительно порядка представления налоговой отчетности по налогу на прибыль представительством нерезидента, которое на территории Украины осуществляет деятельность, имеющую подготовительный или вспомогательный характер, и сообщает следующее.

Согласно п. 133.2 ст. 133 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) плательщиками налога на прибыль предприятий из числа нерезидентов являются: юридические лица, созданные в любой организационно-правовой форме и получающие доходы с источником происхождения из Украины, за исключением учреждений и организаций, имеющих дипломатические привилегии или иммунитет согласно международным договорам Украины; постоянные представительства нерезидентов, получающие доходы с источником происхождения из Украины или выполняющие агентские (представительские) и другие функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей.

Согласно абзацу первому п/п. 14.1.193 п. 14 ст. 14 Кодекса постоянное представительство определено как постоянное место деятельности, через которое полностью или частично проводится хозяйственная деятельность нерезидента в Украине.

Одновременно в соответствии с абзацем третьим п/п. 14.1.193 п. 14[.1] ст. 14 Кодекса постоянным представительством не является, в частности, содержание постоянного места деятельности исключительно с целью закупки товаров или изделий либо для сбора информации для нерезидента; содержание постоянного места деятельности исключительно с целью осуществления для нерезидента любой другой деятельности, имеющей подготовительный или вспомогательный характер.

Постоянное представительство до начала своей хозяйственной деятельности становится на учет в налоговом органе по своему местонахождению в порядке, установленном центральным налоговым органом Украины. Постоянное представительство, начавшее свою хозяйственную деятельность до регистрации в налоговом органе, считается уклоняющимся от налогообложения, а полученные им прибыли считаются сокрытыми от налогообложения (п. 133.3 ст. 133 Кодекса).

Согласно п. 160.8 ст. 160 Кодекса постоянное представительство нерезидента в качестве плательщика налога на прибыль предприятий осуществляет расчет налоговых обязательств в соответствии с Порядком расчета налоговых обязательств нерезидентов, осуществляющих деятельность на территории Украины через постоянное представительство, утвержденным приказом ГНА Украины от 28.02.2011 N 115, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 28.03.2011 за N 399/19137 (далее - Порядок N 115), представляет соответствующую налоговую отчетность за отчетный (налоговый) период органу государственной налоговой службы, в котором такое представительство состоит на учете, и осуществляет уплату налога в порядке и сроки, которые установлены Кодексом.

Постоянные представительства нерезидентов, которые в соответствии с Кодексом определены плательщиками налогов, несут ответственность за непредставление, нарушение порядка заполнения документов налоговой отчетности, нарушение сроков их представления контролирующим органам, недостоверность информации, приведенной в указанных документах (п/п. 47.1.1 ст. 47 Кодекса).

Таким образом, обязательство по представлению налоговой отчетности по налогу на прибыль предприятий возложено на представительства нерезидентов, которые соответствуют понятию "постоянное представительство", определенному в п/п. 14.1.193 п. 14.1 ст. 14 Кодекса.

Что касается деятельности представительства нерезидента, имеющей подготовительный или вспомогательный характер, указанной в абзаце третьем п/п. 14.1.193 п. 14[.1] ст. 14 Кодекса, то аналогичные положения содержат международные договоры об избежании двойного налогообложения, которые являются составляющей налогового законодательства Украины (ст. 3 Кодекса).

Указанными договорами определены условия относительно соответствия деятельности представительства резидента одной договорной страны на территории другой такой, которая создает "постоянное представительство" иностранного субъекта хозяйствования на территории Украины в понимании конкретного международного договора. Среди этих условий, в частности, определены виды деятельности представительства резидента одной договорной страны на территории другой, которые имеют подготовительный или вспомогательный характер относительно основной деятельности такого резидента, в результате чего данные представительства не приобретают в целях налогообложения статус "постоянного представительства" в части деятельности такого характера. То есть осуществление представительством операций в рамках подготовительной или вспомогательной деятельности в отношении нерезидента освобождается от налогообложения, поскольку такая деятельность не носит характера хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.

Обращаем внимание на то, что р. V Порядка N 115 предусмотрено, что нерезиденты, имеющие право на освобождение от налогообложения в соответствии с международным договором отдельных видов доходов, которые получаются через постоянное представительство, вместе с налоговой отчетностью заполняют и представляют в орган государственной налоговой службы Сведения о доходах (прибыли), освобожденных от налогообложения на основании международных договоров Украины. Так, р. I "Деятельность вспомогательного или подготовительного характера" Сведений заполняется с учетом особенностей, предусмотренных п. 4 р. V Порядка N 115, в частности, в случае, когда постоянное представительство нерезидента проводит в отчетном (налоговом) периоде исключительно виды деятельности, при осуществлении которых в соответствии с международными договорами не образуется постоянное представительство.

Заместитель Председателя
А. Игнатов
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5698
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 806 раз.
Поблагодарили: 2594 раз.

UNREAD_POST налоговик » 28 окт 2012, 13:43

Особенности налогообложения нерезидентов

Порядок налогообложения доходов, выплаченных нерезиденту или его постоянному представительству, определен ст. 160 Налогового кодекса, которой урегулированы отношения между нерезидентами и плательщиками налога на прибыль — резидентами Украины при выплате доходов таким нерезидентам, полученных ими на территории Украины.
Согласно определению, приведенному в Налоговом кодексе, нерезиденты — это: иностранные компании, организации, созданные согласно законодательству других государств, их зарегистрированные (аккредитованные или легализованные) в соответствии с законодательством Украины филиалы, представительства и другие обособленные подразделения с местонахождением на территории Украины; дипломатические представительства, консульские учреждения и другие официальные представительства других государств и международных организаций в Украине; физические лица, не являющиеся резидентами Украины (пп. 14.1.122 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).
Постоянное представительство — это постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется хозяйственная деятельность нерезидента в Украине, в частности: место управления; филиал; офис; фабрика; мастерская; установка или сооружение для разведки природных ресурсов; шахта, нефтяная/газовая скважина, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов; склад или помещение, использующееся для доставки товаров.
В целях налогообложения термин «постоянное представительство» включает:
строительную площадку, строительный, сборочный или монтажный объект либо связанную с ними наблюдательную деятельность, если продолжительность работ, связанных с такой площадкой, объектом или деятельностью, превышает шесть месяцев;
предоставление услуг (кроме услуг по предоставлению персонала), в том числе консультационных, нерезидентом через сотрудников или другой персонал, нанятый им для таких целей, но если такая деятельность ведется (в рамках одного проекта или проекта, связанного с ним) в Украине в течение периода или периодов, общая продолжительность которых составляет больше шести месяцев в любом двенадцатимесячном периоде;
резидентов, имеющих полномочия действовать от имени исключительно такого нерезидента, что влечет за собой возникновение у этого нерезидента гражданских прав и обязанностей (заключать договоры (контракты) от имени этого нерезидента; содержать (хранить) запасы товаров, принадлежащих нерезиденту, на складах, с которых осуществляется поставка товара от имени нерезидента, кроме резидентов, имеющих статус склада временного хранения или таможенного лицензионного склада).
Постоянным представительством не являются:
использование сооружений исключительно с целью хранения, демонстрации или доставки принадлежащих нерезиденту товаров либо изделий;
хранение принадлежащих нерезиденту запасов товаров или изделий исключительно с целью хранения или демонстрации;
хранение принадлежащих нерезиденту запасов товаров или изделий исключительно с целью переработки другим предприятием; содержание постоянного места деятельности исключительно с целью закупки товаров либо изделий или для сбора информации для нерезидента;
направление в распоряжение лица физических лиц в рамках выполнения соглашений об услугах по предоставлению персонала; содержание постоянного места деятельности исключительно с целью проведения для нерезидента любой другой деятельности, имеющей подготовительный или вспомогательный характер (пп. 14.1.193 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).
Порядок определения доходови ставки налога
Под доходами, полученными нерезидентом с источником их происхождения из Украины, понимают:
проценты, дисконтные доходы, которые уплачиваются в пользу нерезидента, в том числе проценты по займам и долговым обязательствам, выпущенным (выданным) резидентом;
дивиденды, которые уплачиваются резидентом;
роялти;
фрахт;
доходы от инжиниринга;
лизинговую/арендную плату, которая уплачивается резидентами или постоянными представительствами в пользу нерезидента-лизингодателя/арендодателя по договорам оперативного лизинга/аренды;
доходы от продажи принадлежащего нерезиденту недвижимого имущества, расположенного на территории Украины, в том числе имущества постоянного представительства нерезидента;
прибыль от осуществления операций по торговле ценными бумагами, деривативами или другими корпоративными правами, определенную согласно нормам раздела ІІІ Налогового кодекса;
доходы, полученные от ведения совместной деятельности на территории Украины;
доходы от осуществления долгосрочных контрактов на территории Украины;
вознаграждение за ведение нерезидентами или уполномоченными ими лицами культурной, образовательной, религиозной, спортивной, развлекательной деятельности на территории Украины;
брокерское, комиссионное или агентское вознаграждение, полученное от резидентов или постоянных представительств других нерезидентов относительно брокерских, комиссионных или агентских услуг, предоставленных нерезидентом или его постоянным представительством на территории Украины в пользу резидентов;
взносы и премии на страхование или перестрахование рисков в Украине (в том числе страхование рисков жизни) или страхование резидентов от рисков за пределами Украины;
доходы, полученные от деятельности в сфере развлечений (кроме деятельности по проведению государственной денежной лотереи);
доходы в виде благотворительных взносов и пожертвований в пользу нерезидентов;
другие доходы от осуществления нерезидентом (постоянным представительством этого или иного нерезидента) хозяйственной деятельности на территории Украины.
Пунктом 160.2 ст. 160 Налогового кодекса установлено, что из суммы указанных выше доходов и за их счет резидент Украины должен удержать налог по ставке 15%, кроме фрахта, который облагается налогом по ставке 6% согласно п. 160.5 этой статьи Кодекса.
Исключением из этого правила являются доходы, полученные в виде выручки или других видов компенсации стоимости товаров/выполненных работ/предоставленных услуг, переданных/выполненных/предоставленных резиденту от такого нерезидента (постоянного представительства), в том числе стоимости услуг по международной связи или международному информационному обеспечению.
Органы ГНС ежегодно должны предоставлять нерезидентам справки (на украинском языке) в подтверждение уплаты налога.
Ответственность за полноту содержания и своевременность перечисления налога в бюджет несет плательщик, осуществляющий выплату нерезиденту (п. 152.8 ст. 152 Налогового кодекса).
Налог уплачивается в бюджет во время таких выплат, если иное не предусмотрено вступившими в силу международными договорами Украины со странами резиденции лиц, в пользу которых осуществляются выплаты.
Таким образом, норма п. 160.2 ст. 160 Кодекса устанавливает обязательства по удержанию налога из доходов нерезидентов с источником их происхождения из Украины по основной ставке 15% и одновременно делает исключение для доходов нерезидента, перечисленных в пунктах 160.3 — 160.6 ст. 160 Налогового кодекса.
Вместе с тем этим Кодексом предусмотрены и льготные условия для налогообложения таких доходов, в частности, если положениями действующих международных договоров Украины со странами резиденции лиц, в пользу которых осуществляются выплаты, предусмотрены другие ставки налогообложения, действуют именно они.
♦ Пример
Предприятие «А», зарегистрированное в г. Киеве, на 100% является дочерним предприятием британской фирмы «В». Дивиденды, которые выплачиваются этой фирме в I квартале 2012 г., являются доходами с источником происхождения из Украины, поэтому подлежат налогообложению согласно нормам п. 153.3 ст. 153 и ст. 160 Налогового кодекса.
В этом случае необходимо уплатить:
авансовый взнос поналогу наприбыль при выплате дивидендов вразмере 21% без уменьшения суммы дивидендов насумму такого налога;
налог сдоходов нерезидентов (дивидендов) вразмере 15% засчет таких доходов.
Однако при наличии международного соглашения между Украиной и Великобританией об избежании двойного налогообложения такие дивиденды облагаются налогом согласно международному соглашению при условии подтверждения того, что нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор Украины, а также другим документам, если это предусмотрено международным договором Украины.
Исключения из правил налогообложения доходов нерезидентов
К исключениям из общих правил налогообложения доходов нерезидентов согласно п. 160.3 ст. 160 Налогового кодекса относится налогообложение прибыли нерезидентов, полученной в виде доходов от беспроцентных (дисконтных) облигаций или казначейских обязательств. Такие доходы облагаются налогом по ставке, установленной п. 151.1 ст. 151 Налогового кодекса, то есть в 2012 г. — по ставке 21% в следующем порядке:
базой налогообложения является прибыль, которая рассчитывается как разность между номинальной стоимостью беспроцентных (дисконтных) ценных бумаг, уплаченной или начисленной их эмитентом, и ценой их приобретения на первичном или вторичном фондовом рынке;
приобретение или продажа указанных ценных бумаг может осуществляться от имени и за счет нерезидента исключительно его постоянным представительством или резидентом, работающим от имени, за счет и по поручению такого нерезидента;
указанные резидент или постоянное представительство нерезидента несут ответственность за полное и своевременное начисление и внесение в бюджет налогов, удержанных при выплате нерезиденту доходов от владения процентными или беспроцентными (дисконтными) ценными бумагами.
При этом центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной финансовой политики, устанавливает порядок предоставления резидентами или постоянными представительствами нерезидента расчета налоговых обязательств нерезидентов и отчетов об удержании и внесении в соответствующий бюджет налогов, установленных п. 160.3 ст. 160 Кодекса.
Доходы нерезидента, не подлежащие налогообложению
Пунктом 160.4 ст. 160 Налогового кодекса определено, что не подлежат налогообложению доходы, полученные нерезидентами в виде:
процентов или дохода (дисконта) на государственные ценные бумаги или облигации местных займов, или долговые ценные бумаги, выполнение обязательств по которым обеспечено государственными или местными гарантиями, проданные или размещенные нерезидентам за пределами территории Украины через уполномоченных агентов — нерезидентов;
процентов, уплаченных нерезидентам за полученные государством или в бюджет АР Крым или городской бюджет займы (кредиты или внешние заимствования), которые отражаются в Государственном бюджете Украины или местных бюджетах либо смете Нацбанка Украины, или за кредиты (займы), которые получены субъектами хозяйствования и выполнение которых обеспечено государственными или местными гарантиями.
Особенности налогообложения доходов по международным договорам
Порядок применения международного договора Украины об избежании двойного налогообложения относительно полного или частичного освобождения от налогообложения доходов нерезидентов с источником их происхождения из Украины определен ст. 103 Налогового кодекса.
Так, в соответствии с п. 103.1 этой статьи применение правил международного договора Украины осуществляется путем освобождения от налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины, уменьшения ставки налога или возврата разности между уплаченной суммой налога и суммой, которую нерезиденту необходимо уплатить согласно международному договору Украины.
Исходя из норм п. 103.2 указанной статьи резидент Украины (налоговый агент соответствующего нерезидента) имеет право самостоятельно применить освобождение от налогообложения или уменьшенную ставку налога, предусмотренную соответствующим международным договором Украины, при условии, что такой нерезидент является фактическим собственником (бенефициарным получателем) дохода и резидентом страны, с которой заключен международный договор Украины.
Бенефициарным получателем (фактическим собственником) дохода считается лицо, которое имеет право на получение таких доходов (абзац первый п. 103.3 ст. 103 Налогового кодекса).
Вместе с тем согласно абзацу второму этого пункта бенефициарным (фактическим) получателем (собственноком) дохода не может быть юридическое или физическое лицо, даже если такое лицо имеет право на получение дохода, однако является агентом, номинальным содержателем (номинальным собственником) или только посредником относительно такого дохода.
То есть для целей налогообложения в соответствии с международным договором нерезидент не может быть посредником, действующим на сублицензионных условиях. Он должен быть непосредственным собственником такого дохода.
При этом в соответствии с абзацем вторым п. 103.2 ст. 103 Налогового кодекса льготное обложение налогом разрешается только при условии предоставления нерезидентом резиденту Украины (налоговому агенту такого нерезидента) документа, подтверждающего статус налогового резидента согласно требованиям п. 103.4 этой статьи.
Основанием для такого налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины является представление нерезидентом резиденту Украины (налоговому агенту такого нерезидента) справки (или ее нотариально заверенной копии), подтверждающей, что нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор Украины, а также других документов, если это предусмотрено международным договором Украины (п. 103.4 ст. 103 Налогового кодекса).
Пунктом 103.5 этой статьи установлено, что такая справка выдается компетентным (уполномоченным) органом соответствующей страны, определенным международным договором Украины, по форме, утвержденной согласно законодательству соответствующей страны, и должна быть надлежащим образом легализована и переведена в соответствии с законодательством Украины.
Справка, подтверждающая резидентский статус нерезидента для применения преимуществ международного договора об избежании двойного налогообложения, должна быть надлежащим образом переведена в соответствии с законодательством Украины.
Правильность перевода справки с одного языка на другой удостоверяет нотариус, если он знает соответствующие языки. В ином случае перевод документа может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого удостоверяет нотариус.
Резидент Украины, выплачивающий доходы нерезиденту в отчетном (налоговом) году, в случае представления нерезидентом справки с информацией за предыдущий отчетный налоговый период (год) может применить правила международного договора Украины, в частности относительно освобождения (уменьшения) от налогообложения, в отчетном (налоговом) году с получением справки по истечении отчетного (налогового) года (п. 103.8 ст. 103 Налогового кодекса).
Согласно п. 103.10 этой статьи в случае непредставления нерезидентом справки доходы нерезидента с источником их происхождения из Украины подлежат налогообложению в соответствии с налоговым законодательством Украины.
Налог на прибыль нерезидента, осуществляющего деятельность на территории Украины через постоянное представительство
Пунктом 64.5 ст. 64 Налогового кодекса определен порядок постановки на учет постоянного представительства в органах ГНС. Факт ведения хозяйственной деятельности нерезидентом через постоянное представительство оформляется актом, форма которого утверждена приказом № 998.
Согласно п. 160.8 ст. 160 этого Кодекса суммы прибыли нерезидентов, которые ведут деятельность на территории Украины через постоянное представительство, облагаются налогом в общем порядке. При этом такое постоянное представительство приравнивается в целях налогообложения к плательщику налога, осуществляющему деятельность независимо от такого нерезидента.
В случае если нерезидент ведет деятельность не только в Украине, но и за ее пределами, и при этом не определяет прибыль от деятельности, которая ведется им через постоянное представительство в Украине, то сумма прибыли, подлежащая налогообложению в Украине, определяется на основании составления нерезидентом обособленного баланса финансово-хозяйственной деятельности.
Такой обособленный баланс должен быть согласован с органом ГНС по местонахождению постоянного представительства.
Расчет налогооблагаемой прибыли и налога на прибыль нерезидента, который осуществляет деятельность на территории Украины через постоянное представительство, составляется по форме, утвержденной приказом № 115 (далее — Расчет 1).
В случае если прибыль нерезидента с источником ее происхождения из Украины невозможно определить путем прямого подсчета, налогооблагаемая прибыль определяется органом ГНС как разность между доходом и расходами, определенными путем применения к сумме полученного дохода коэффициента 0,7.
Постоянное представительство, налоговые обязательства которого определяются с применением коэффициента 0,7, составляет также отдельный расчет налогооблагаемой прибыли и налога на прибыль постоянного представительства нерезидента по форме, утвержденной приказом № 115 (далее — Расчет 2).
Резиденты Украины, предоставляющие агентские, доверительные, комиссионные и другие подобные услуги по продаже или приобретению товаров, работ, услуг за счет и в пользу только данного нерезидента (в том числе заключение договоров с другими резидентами от имени и в пользу данного нерезидента), удерживают и перечисляют в соответствующий бюджет налог из дохода, полученного таким нерезидентом из источников в Украине, определенный в порядке, предусмотренном для налогообложения прибыли нерезидентов, осуществляющих деятельность на территории Украины через постоянное представительство. При этом такие резиденты не подлежат дополнительной регистрации в органах государственной налоговой службы в качестве плательщиков налога (п. 160.9 ст. 160 Налогового кодекса).
Кроме расчетов 1 и 2 приказом № 115 также утверждены приложения к такой отчетности. В частности, это приложение ПН «Звіт про виплачені доходи нерезидентам та утриманий з них податок», приложение ВП «Розрахунок податкових зобов'язань за період, у якому виявлено помилку(и)» и «Відомості».
Приложение ПН предназначено для отражения доходов, указанных в п. 160.1 ст. 160 Налогового кодекса, которые выплачивались в отчетном периоде нерезиденту, и удержанного из них налога.
Приложение ВП заполняется только в случае самостоятельного исправления ошибки предыдущего периода в составе отчетного/отчетного нового Расчета. В случае если исправление ошибки осуществляется через уточняющий расчет, приложение ВП не представляется.
Приложение «Відомості» предназначено для расшифровки освобожденной от налогообложения деятельности.
Вышеуказанные приложения заполняются к Расчету 1 и Расчету 2.
Отчетность представляется в орган ГНС в течение 40 дней по окончании отчетного квартала. Расчеты представляются нарастающим итогом в гривнях без копеек.
Общий порядок расчета налогооблагаемой прибыли постоянного представительства
Прибыль, полученная нерезидентом с источником происхождения из Украины, определяется по формуле
П = Д — Сс — Р,
где Д — суммы доходов отчетного (налогового) периода (определяются согласно статьям 135 — 137 Налогового кодекса);
Сс — себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг;
Р — сумма других расходов отчетного (налогового) периода (определяется согласно статьям 138 — 143 указанного Кодекса с учетом правил, установленных ст. 152 этого Кодекса).
Кроме того, объектом налогообложения является доход (прибыль) нерезидента с источником происхождения из Украины, облагаемый налогом по нормам ст. 160 Налогового кодекса.
Базой обложения налогом на прибыль постоянного представительства является денежное выражение прибыли как объекта налогообложения, которое определяется по норме ст. 134 с учетом статей 135 — 143 Налогового кодекса. А сам налог на прибыль начисляется плательщиком налога самостоятельно по ставке, определенной ст. 151 с учетом раздела ХХ Налогового кодекса (на 2012 г. — 21%).
Нерезидент, который ведет деятельность не только в Украине, но и за ее пределами, и при этом не определяет прибыль от своей деятельности через постоянное представительство в Украине, должен определять сумму прибыли в Украине на основании составления обособленного баланса финансово-хозяйственной деятельности.
Обособленный баланс финансово-хозяйственной деятельности — это баланс доходов, которые постоянное представительство получило бы от осуществления деятельности независимо от нерезидента, отдельных от общей суммы доходов нерезидента на основании соответствующего расчета, и расходов, понесенных непосредственно постоянным представительством.
Налогооблагаемая прибыль — это разность между отдельными доходами постоянного представительства и понесенными им расходами.
Для исчисления отдельных доходов постоянного представительства путем прямого подсчета плательщик налога представляет в орган ГНС данные об:
общих объемах полученных доходов и понесенных расходов от ведения хозяйственной деятельности нерезидента в целом;
общем количестве работников (общее количество работников для постоянного представительства нерезидента является средним количеством работников в течение отчетного (налогового) периода);
стоимости основных средств нерезидента (она должна указываться не на конкретную дату, например на конец отчетного периода, а как средняя стоимость в течение всего отчетного (налогового) периода).
Такие данные должны быть удостоверены налоговой службой в стране резиденции, надлежащим образом легализованы и переведены на украинский язык. При составлении Расчета 1 эти показатели плательщик налога отражает в строке 01 таблицы 1 и в строках 01, 04, 07 таблицы 2 этого Расчета.
Кроме того, если в стране резиденции из-за существующих правил нерезидент представляет налоговую декларацию о доходах раз в год или раз в полугодие, указанные данные за другой налоговый период могут быть удостоверены аудитором (аудиторской фирмой). Если налоговые периоды совпадают, то есть речь идет о данных за тот же налоговый период, в котором налоговая отчетность представляется в стране резиденции, данные должны быть удостоверены только налоговой службой страны резиденции.
Если представительство не имеет возможности предоставить удостоверенные данные об общих объемах полученных доходов и понесенных расходах от осуществления хозяйственной деятельности нерезидента в целом, общем количестве работников и стоимости основных средств нерезидента, Расчет 1 не представляется. В таком случае орган ГНС самостоятельно определяет такому представительству налогооблагаемую прибыль. Это делается путем применения к суммам доходов коэффициента 0,7. Постоянное представительство, налоговые обязательства которого определяются с применением коэффициента 0,7, составляет «Розрахунок оподатковуваного прибутку та податку на прибуток постійного представництва нерезидента, що здійснюється органом державної податкової служби» — Расчет 2.
Налогообложение офшорных расходов
Под термином «нерезиденты, имеющие офшорный статус» понимают нерезидентов, расположенных на территории офшорных зон, за исключением нерезидентов, расположенных на территории офшорных зон, которые предоставили плательщику налога выписку из правоустанавливающих документов, легализованную соответствующим консульским учреждением Украины, свидетельствующую об обычном (неофшорном) статусе такого нерезидента (п. 161.3 ст. 161 Налогового кодекса).
Налоговый кодекс определяет особые правила для налогообложения расходов на приобретение товаров (работ, услуг) у нерезидентов с офшорным статусом.
Так, в соответствии с абзацем первым п. 161.2 ст. 161 этого Кодекса в случае заключения договоров, предусматривающих осуществление оплаты товаров (работ, услуг) в пользу нерезидентов, которые имеют офшорный статус, либо при осуществлении расчетов через таких нерезидентов или через их банковские счета независимо от того, осуществляется ли такая оплата (в денежной или другой форме) непосредственно или через других резидентов или нерезидентов, расходы плательщиков налога на оплату стоимости таких товаров (работ, услуг) включаются в состав их расходов в сумме, составляющей 85% стоимости этих товаров (работ, услуг).
При этом в соответствии с абзацем вторым указанного пункта правило, определенное этим пунктом, начинает применяться с календарного квартала, наступающего за кварталом, на который приходится официальное опубликование перечня офшорных зон, установленного Кабинетом Министров Украины (Кабинет Министров Украины утвердил перечень офшорных зон распоряжением № 143-р).
Что касается расходов на рекламу, то рекламные услуги в полном размере не включаются в расходы в налоговом учете.
Кроме того, не относятся в полном объеме к расходам полученные (приобретенные) у нерезидента с офшорным статусом:
услуги по консалтингу, маркетингу, рекламе согласно абзацу второму пп. 139.1.13 п. 139.1 ст. 139 Налогового кодекса;
инжиниринговые услуги согласно пп. «а» пп. 139.1.15 этого пункта;
роялти, начисленные в пользу нерезидента с офшорным статусом, согласно пп. «а» пп. 140.1.2 п. 140.1 ст. 140 Кодекса.
♦ Пример
Предприятие в I квартале 2012 г. оплатило и получило от нерезидента, имеющего офшорный статус, товары на сумму 150 000 грн., услуги по доработке товаров — на 1500 грн., услуги по фасовке — на 12 000 грн., рекламные услуги — на 20 000 грн.
Таким образом, в состав расходов I квартала в налоговом учете можно включить: стоимость приобретения товара — в сумме 127 500 грн. (150 000 х х 85%), стоимость услуги за доработку товара — в сумме 1275 грн. (1500 х 85%) и услуги по фасовке — в сумме 10 200 грн. (12 000 х 85%).
Порядок заполнения приложения ПН к Расчету налогооблагаемой прибыли и налога на прибыль нерезидента
Резиденты Украины, которые выплачивают доходы нерезидентам, руководствуются нормами п. 103.9 ст. 103 Налогового кодекса и представляют отчетность по нерезидентам, которым был выплачен доход в отчетном периоде, в составе декларации по налогу на прибыль. Такие доходы отражаются в приложении ПН к Расчету 1. Следует отметить, что это приложение заполняется отдельно по каждому нерезиденту, которому выплачиваются доходы.
Декларация по налогу на прибыль содержит сведения о сумме налогов, которые удерживаются при выплате доходов нерезиденту в течение отчетного налогового периода.
Эти сведения отражаются нарастающим итогом с начала года в строке 17 «Сума податків, які утримуються при виплаті доходів (прибутків) нерезидентам за звітний (податковий) період» декларации по налогу на прибыль. Эта строка является результатом расчетов, проведенных в приложении (ях) ПН к Расчету 1.
Данные строки 17 предыдущего периода переносятся в строку 18 «Сума податків, які утримуються при виплаті доходів (прибутків) нерезидентам за результатами попереднього звітного (податкового) періоду поточного року з урахуванням уточнень» декларации по налогу на прибыль, а строка 19 «Сума податків, які утримуються при виплаті доходів (прибутків) нерезидентам, нарахована за результатами останнього календарного кварталу звітного (податкового) періоду» исчисляется как разность (строка 17 — строка 18).
Само приложение ПН к Расчету 1 состоит из двух таблиц.
В таблице 1 «Розрахунок (звіт) податкових зобов'язань нерезидентів, якими отримано доходи із джерелом їх походження з України» приводится расчет налоговых обязательств нерезидента в разрезе отдельных видов полученных им доходов из источников их происхождения в Украине.
Таблица 2 «Розрахунок прибутку від операцій з безпроцентними (дисконтними) облігаціями чи казначейськими зобов'язаннями» предназначена только для определения суммы прибыли по беспроцентным облигациям и казначейским обязательствам, то есть для определения значения в колонке 3 строки 16 таблицы 1. Здесь прибыль определяется как разность между ценой приобретения ценных бумаг и их наминальной стоимостью.
♦ Пример
Заполнение таблицы 1 приложения ПН к Расчету 1
Таблица заполняется нарастающим итогом с начала налогового периода. В колонке 1 указываются виды доходов, полученных нерезидентом в отчетном периоде.
Сумма доходов, которую вписывают в колонку 3 этой таблицы, определяется по правилам, приведенным в ст. 160 Налогового кодекса. Доходы, не подлежащие налогообложению, также включаются в общую сумму доходов, полученных нерезидентом в отчетном периоде (строки 17, 18 таблицы 1 приложения ПН), однако налоговые обязательства по ним не определяются.
Сумма прибыли от операций с беспроцентными (дисконтными) облигациями и казначейскими обязательствами в строку 16 этой колонки таблицы 1 переносится из строки 16 колонки 5 таблицы 2 приложения ПН.
В колонке 4 таблицы 1 указана ставка налога по каждому виду доходов. Она определяется п. 151.1 ст. 151 Налогового кодекса с учетом п. 10 подраздела 4 раздела ХХ этого Кодекса, проставляется в строке 10 декларации и повторяется в соответствующих колонках строк 16 таблиц 1 и 2 приложения ПН.
Если международным договором устанавливается другая ставка налога, то в колонке 5 таблицы 1 указывается именно эта ставка для налогообложения. А в сноске приложения ПН дополнительно следует отметить название договора и норму, по которой применяется предусмотренная договором ставка налога.
Когда налоговые обязательства по всем видам полученных нерезидентом доходов рассчитаны, итог указывается в строке 20 таблицы 1 и переносится в строку 17 Налоговой декларации по налогу на прибыль.

Олег Ангелов,
заместитель начальника Управления администрирования налога на прибыль и налоговых платежей Департамента налогообложения юридических лиц ГНС Украины
Станислав Бескидевич,
главный государственный налоговый ревизор-инспектор
Перечень использованных документов

Налоговый кодекс — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI
Приказ № 115 — приказ ГНА Украины от 28.02.2011 г. № 115 «Об утверждении форм и Порядка расчета налоговых обязательств нерезидентов, осуществляющих деятельность на территории Украины через постоянное представительство»
Приказ № 998 — приказ ГНА Украины от 23.12.2010 г. № 998 «Об утверждении формы Акта об установлении факта ведения нерезидентом хозяйственной деятельности через постоянное представительство на территории Украины без постановки на налоговый учет»
Распоряжение № 143-р — распоряжение Кабинета Министров Украины от 23.02.2011 г. № 143-р «О перечне офшорных зон»

ВНСУ № 39
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5698
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 806 раз.
Поблагодарили: 2594 раз.

UNREAD_POST kta » 01 фев 2013, 13:42

обрый день. Подскажите в таком вопросе: ЮЛЕН (6 группа) заключило агентский договор с нерезидентом на поиск покупателей на его товар на территории Украины. Все расходы за растаможку ложатся на нерезидента, мы получаем вознаграждение за продажу этого товара. Вроде все хорошо и понятно было до того, как решила почитать ст. 160 НКУ…. Теперь больше вопросов чем ответов:

1 Надо ли удерживать доход с нерезидента (мое мнение, что не надо тк это выручка от реализации товара и ее в перечне доходов нет)

2 Приравняют ли нас к представительству нерезидента в контексте 160.9:
Резиденти, які надають агентські, довірчі, комісійні
та інші подібні послуги з продажу чи придбання товарів, робіт,
послуг за рахунок і на користь тільки даного нерезидента (в тому
числі укладення договорів з іншими резидентами від імені і на
користь даного нерезидента), утримують і перераховують до
відповідного бюджету податок із доходу, отриманого таким
нерезидентом із джерел в Україні, визначений у порядку,
передбаченому для оподаткування прибутків нерезидентів, що
проводять діяльність на території України через постійне
представництво. При цьому такі резиденти не підлягають додатковій
реєстрації в органах державної податкової служби як платники
податку.
Положення цього пункту не поширюються на випадки надання
резидентами агентських, довірчих, комісійних та інших подібних
посередницьких послуг з продажу чи придбання товарів, робіт,
послуг за рахунок і на користь нерезидентів у випадку, якщо вони
надають зазначені послуги в рамках своєї основної (звичайної)
діяльності.
У меня двоякое мнение-пока это у нас один контракт, но основной квед 47,19 деятельность посредников в торговле. ЭТО ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА. Если приравняют, то нам нельзя быть на едином налоге и весь смысл работы теряется…
Кто сталкивался с такими действиями и как из этого можно выкрутиться-помогите, пожалуйста)
kta
 
Сообщений: 26
Зарегистрирован: 01 фев 2013, 13:32
Благодарил (а): 4 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

UNREAD_POST vikakool » 31 окт 2013, 19:42

profi писал(а):Уважаемые коллеги, возможно задам глупый вопрос, но нужно услышать мнение других.

Постоянное представительство нерезидента является "субъектом хозяйствования"?

Заранее благодарю.


Коллеги, перечитала всю тему, и в связи с этой дискуссией возник вопрос: может ли постоянное представительство торговать в розницу? или, если оно - не субъект хозяйствования, то не может зарегистрировать РРО, получить патент и пр.?
vikakool
 
Сообщений: 4081
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 879 раз.
Поблагодарили: 618 раз.

UNREAD_POST Marlboro » 31 окт 2013, 20:07

Вроде как ни кодекс, ни ЗУ О РРО (и порядок) не имеют ограничения по признаку не/резидентности.
Т.е. регистрировать РРО и патент надо именно на представляемого нерезидента (?)
Свідомість - це місце зустрічі душі з земним життям
Аватар пользователя
Marlboro
 
Сообщений: 4815
Зарегистрирован: 05 июл 2012, 19:26
Благодарил (а): 323 раз.
Поблагодарили: 1208 раз.

UNREAD_POST vikakool » 31 окт 2013, 20:14

Дык...в Законе про РРО написано:

Стаття 3. Суб'єкти господарювання, які здійснюють розрахункові операції в готівковій та/або в безготівковій формі (із застосуванням платіжних карток, платіжних чеків, жетонів тощо) при продажу товарів (наданні послуг) у сфері торгівлі, громадського харчування та послуг зобов'язані:
1) проводити розрахункові операції на повну суму покупки (надання послуги) через зареєстровані, опломбовані у встановленому порядку та переведені у фіскальний режим роботи реєстратори розрахункових операцій з роздрукуванням відповідних розрахункових документів, що підтверджують виконання розрахункових операцій, або у випадках, передбачених цим Законом, із застосуванням зареєстрованих у встановленому порядку розрахункових книжок;

и т.д.
vikakool
 
Сообщений: 4081
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 879 раз.
Поблагодарили: 618 раз.

UNREAD_POST Marlboro » 31 окт 2013, 20:25

Я имел в виду, что регистрировать надо не на представительство (которое не является самостоятельным СПД), а на нерезидента.
А не в том смысле, что раз он такой, то ЗУ О РРО его не касается.
Свідомість - це місце зустрічі душі з земним життям
Аватар пользователя
Marlboro
 
Сообщений: 4815
Зарегистрирован: 05 июл 2012, 19:26
Благодарил (а): 323 раз.
Поблагодарили: 1208 раз.

Пред.След.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Gb, MR, Ya