Рекламу показываем только НЕзарегистрированным пользователям. Войдите или зарегистрируйтесь на Бухфоруме
    .

Обычные цены (до 1 сентября 2013 года)

Путеводитель по разделу. Ставка 0 %, доходы, расходы, амортизация, декларация. Переходное.

Модератор: Печкин

UNREAD_POST Vetal' » 03 дек 2012, 18:35

vikakool писал(а):Дык...вроде фраза "Якщо товари (роботи, послуги), стосовно яких визначається звичайна ціна, ідентичні (за їх відсутності - однорідні) товарам (роботам, послугам), які прилюдно пропонуються до продажу...визначення звичайної ціни, в установленому в абзаці першому цього пункту порядку, здійснюється з урахуванням таких факторів" может помочь...или нет?...

Она, конечно, не настолько однозначна, как фраза из Закона о прибыли

...

Похожая фраза есть и в пп. 1.20.2 Закона о прибыли. И она может помочь очень косвенно. Ее суть в следующем. Если где-то идентичные (однородные) товары продают путем публичного предложения, то это учитываем :)
Vetal'
 
Сообщений: 2852
Зарегистрирован: 27 янв 2011, 11:57
Благодарил (а): 440 раз.
Поблагодарили: 1152 раз.

UNREAD_POST Чихуа » 03 дек 2012, 23:30

Значит, всяческие акции и распродажи, устраиваемые нами (а не кем-то где-то), пролетают как фанера над Парижем?
Кроме
… При цьому враховуються звичайні під час укладення договорів між непов'язаними особами надбавки чи знижки до ціни, зокрема знижки, зумовлені сезонними та іншими коливаннями споживчого попиту на товари (роботи, послуги), втратою товарами якості або інших властивостей; закінченням (наближенням дати закінчення) строку зберігання (придатності, реалізації); збутом неліквідних або низьколіквідних товарів….


А вот эта чудная фразочка «бізнес-стратегія підприємства» - может ли означать, что продажа товара по 1 грн. с публичными объявлениями и т.д. – это наша бизнес-стратегия? Типа та же старая песТня, но на новый лад?
Утро... Теплая постелька... Сладкий сон...Вдруг.....удар по голове пультом - " Кучимутики!!!"
Аватар пользователя
Чихуа
 
Сообщений: 1754
Зарегистрирован: 08 июл 2011, 10:57
Благодарил (а): 467 раз.
Поблагодарили: 634 раз.

UNREAD_POST Crazy Greta » 04 дек 2012, 10:39

vikakool писал(а):Т.е., по сути, как Бог положит на душу налоговому инспектору :))

Да уж, я чай, известно как положит :)
Все понесете заслуженное наказание! Великий МЯА все видит! (с)
Аватар пользователя
Crazy Greta
 
Сообщений: 604
Зарегистрирован: 26 июл 2012, 18:24
Благодарил (а): 210 раз.
Поблагодарили: 99 раз.

UNREAD_POST налоговик » 04 дек 2012, 22:32

  1. С учетом действующей редакции ст. 39 НКУ можно прийти к выводу, что с 01.01.13 г. субъектный состав лиц, находящихся под влиянием обычных цен, уже не будет ограничиваться налогами, привычными для обычных цен. То есть в случаях, перечисленных в п. 39.1 НКУ, такие цены по формальным основаниям могут быть применены и при расчете налоговых обязательств по любым иным налогам.
  2. Статья 39 НКУ четко не оговаривает, в какой ситуации должен использоваться конкретный метод определения обычной цены. т. е. не ясна приоритетиость их применения. Только для крупных плательщиков установлено, что они имеют право обратиться к налоговому органу с заявлением о заключении договора о ценообразовании для целей налогообложения (п. 39.16 НКУ).
    Непонятно, должен ли налоговый орган (равно как и плательщик) двигаться от одного метода к другому (в порядке их упоминания) лишь в случае невозможности применить предыдущий.
    Или он может, к примеру, определить обычную цену по всем четырем методам и выбрать наибольшее значение? К сожалению, четких правил НКУ не устанавливает.
    Однако в этих условиях фраза "определение обычной цены ... осуществляется по одному из методов", на наш взгляд, должна означать, что нельзя применять сразу несколько методов и сравнивать полученные значения. То есть, считаем, что для определения обычной цены можно применять лишь один из предусмотренных методов.
  3. Если применить какой-либо из названных методов невозможно (нет нужных данных), тогда обычная цена может быть определена на основании экспертной оценки, осуществляемой субъектом оценочной деятельности (п. 39.3 НКУ). Сразу скажем, что речь идет о добровольности использования оценки, т.е. никто не может заставить плательщика провести ее (если, конечно, такая оценка не обязательна в силу других законодательных норм).
    Но НКУ не признает за актом оценки безусловного приоритета. Хотя, считаем. что по-прежнему его доказательная сила будет велика.

    ВоБУ № 109-110

Хотел сделать обзор, но сил хватило только на первые несколько страниц. Постараюсь вернуться к теме в ближайшее время.
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5776
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 835 раз.
Поблагодарили: 2633 раз.

UNREAD_POST Печкин » 05 дек 2012, 11:00

Проект Закону про внесення змін до Податкового кодексу України (щодо трансфертного ціноутворення)
11477 від 04.12.2012

соответственно статью 39 НКУ предлагается изложить в новой редакции.
живу на Бухфоруме

За это сообщение автора Печкин поблагодарил:
налоговик
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2891 раз.

UNREAD_POST vikakool » 05 дек 2012, 15:45

Дааа, почитала немного новый законопроект, о котором написал Печкин, и просто прозрела!

Называется, почувствуйте разницу!!!

Сейчас:

Звичайна ціна на товари (роботи, послуги) збігається з договірною ціною, якщо інше не встановлено цим Кодексом і не доведено зворотне, в тому числі в результаті неможливості визначення звичайної ціни із застосуванням положень пунктів 39.3 - 39.4 цієї статті.

Будет по законопроекту:

Ціна у контрольованій операції, для цілей оподаткування, визнається звичайною, якщо органом державної податкової служби не доведено зворотне або платником податків використано ціну, зазначену в протоколі про взаємне узгодження цін у контрольованих операціях, порядок складання якого визначено пунктом 39.6 цієї статті.
vikakool
 
Сообщений: 4157
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 903 раз.
Поблагодарили: 637 раз.

UNREAD_POST vikakool » 05 дек 2012, 15:50

налоговик писал(а):[list=1][*]С учетом действующей редакции ст. 39 НКУ можно прийти к выводу, что с 01.01.13 г. субъектный состав лиц, находящихся под влиянием обычных цен, уже не будет ограничиваться налогами, привычными для обычных цен. То есть в случаях, перечисленных в п. 39.1 НКУ, такие цены по формальным основаниям могут быть применены и при расчете налоговых обязательств по любым иным налогам.

[*]Статья 39 НКУ четко не оговаривает, в какой ситуации должен использоваться конкретный метод определения обычной цены. т. е. не ясна приоритетиость их применения. Только для крупных плательщиков установлено, что они имеют право обратиться к налоговому органу с заявлением о заключении договора о ценообразовании для целей налогообложения (п. 39.16 НКУ).
Непонятно, должен ли налоговый орган (равно как и плательщик) двигаться от одного метода к другому (в порядке их упоминания) лишь в случае невозможности применить предыдущий.
Или он может, к примеру, определить обычную цену по всем четырем методам и выбрать наибольшее значение? К сожалению, четких правил НКУ не устанавливает.
Однако в этих условиях фраза "определение обычной цены ... осуществляется по одному из методов", на наш взгляд, должна означать, что нельзя применять сразу несколько методов и сравнивать полученные значения. То есть, считаем, что для определения обычной цены можно применять лишь один из предусмотренных методов.


В законопроекте это выглядит так:

При виборі методу, що використовується для визначення ціни в контрольованій операції, повинні враховуватись повнота і достовірність вихідних даних, а також обґрунтованість коригувань, що здійснюються з метою забезпечення співставності умов проведення контрольованої та співставних операцій.

Допускається використання комбінації двох і більше методів, передбачених цим підпунктом.

Платник податку використовує будь-який метод, який він обґрунтовано вважає найбільш прийнятним, однак у випадку коли існує можливість застосування як методу порівняльної неконтрольованої ціни (аналогів продажу) так і будь-якого іншого методу, застосовується метод порівняльної неконтрольованої ціни (аналогів продажу).

За это сообщение автора vikakool поблагодарил:
налоговик
vikakool
 
Сообщений: 4157
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 903 раз.
Поблагодарили: 637 раз.

UNREAD_POST vikakool » 05 дек 2012, 15:53

А также в применении метода аналогов продажи появятся (?) следующие забавные штучки:

Порядок розрахунку та застосування ринкового діапазону цін затверджується постановою Кабінету Міністрів України.

Якщо ціна в контрольованій операції знаходиться в межах ринкового діапазону цін, визначеного відповідно до положень цього підпункту, для цілей оподаткування визнається, що така ціна відповідає звичайній ціні.
Якщо ціна в контрольованій операції є меншою, ніж мінімальне значення ринкового діапазону цін, визначеного відповідно до положень цього підпункту, для цілей оподаткування приймається ціна, яка відповідає мінімальному значенню ринкового діапазону цін.
Якщо ціна в контрольованій операції перевищує максимальне значення ринкового діапазону цін, визначеного відповідно до положень цього підпункту, для цілей оподаткування приймається ціна, яка відповідає максимальному значенню ринкового діапазону цін.

Застосування для цілей оподаткування мінімального чи максимального значення ринкового діапазону цін відповідно до цього підпункту здійснюється за умови, що це не призводить до зменшення суми податку, що підлягає сплаті до бюджету.
vikakool
 
Сообщений: 4157
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 903 раз.
Поблагодарили: 637 раз.

UNREAD_POST vikakool » 05 дек 2012, 16:01

А также - о том же законопроекте:

39.4.1. Для цілей податкового контролю за трансферним ціноутворенням звітним періодом є календарний рік.
Платники податків, які протягом звітного періоду здійснювали контрольовані операції, Платники податків, які протягом звітного періоду здійснювали контрольовані операції, зобов’язані подати до 1 травня року, наступного за звітним, до центрального органу податкової служби засобами електронного зв`язку в електронній формі з дотриманням вимог закону щодо електронного документообігу та електронного цифрового підпису звіт про контрольовані операції. Форма звіту (уточненого звіту) встановлюється Центральним органом виконавчої влади, що забезпечує формування державної фінансової політики.

Великі платники податків до 1 травня року, наступного за звітним, подають до центрального органу податкової служби засобами електронного зв`язку в електронній формі з дотриманням вимог закону щодо електронного документообігу та електронного цифрового підпису документацію в єдиному форматі про контрольовані операції, що зазначені у поданому звіті про контрольовані операції.

Вищезазначена документація повинна містити таку інформацію:
1. 1. повні дані про пов'язаних осіб (включаючи найменування держав та територій, податковими резидентами яких є такі особи);
2. інформацію про групу, що включає в себе структуру групи, опис діяльності, а також політику трансфертного ціноутворення групи;
3. опис операції, умови її проведення;
4. опис товарів (робіт, послуг), включаючи фізичні характеристики, якість і репутацію на ринку, країну походження і виробника, наявність товарного знаку та іншу інформацію, пов`язану з якісними характеристиками товару (роботи, послуги);
5. умови та терміни здійснення розрахунків за операцією;
6. чинники, які вплинули на формування та встановлення ціни;
7. інформацію про функції пов’язаних осіб, що є сторонами контрольованої операції, про використані ними активи, пов’язані з даною контрольованою операцією, та про економічні (комерційні) ризики, які такі особи враховували при здійсненні контрольованої операції (функціональний аналіз та аналіз ризиків);
8. економічний аналіз (включаючи методи, які застосовано для визначення ціни контрольованої операції та обґрунтування причин вибору відповідного методу; суму отриманих доходів (прибутку) та/або суму понесених витрат (збитку) внаслідок проведення контрольованої операції, рівень рентабельності; розрахунок ринкового діапазону цін (рентабельності) стосовно контрольованої операції з описом підходу до вибору співставних операцій; джерела інформації, застосовані для визначення ціни контрольованої операції);
9. порівняльний аналіз комерційних та фінансових умов операцій відповідно до підпункту 39.2.2 пункту 39.2 цієї статті;
10. інформацію про проведені платником податку пропорційні коригування податкової бази та сум податку відповідно до пункту 39.5.5 цієї статті (у разі їх здійснення);
11. копії документів (первинні документи), які містять відомості про господарську операцію та підтверджують її здійснення щодо проведених протягом звітного періоду контрольованих операцій.

Более того, будет новый вид проверки:

Перевірка контрольованих операцій проводиться посадовими особами органу державної податкової служби, на підставі рішення керівника (заступника керівника) центрального органу державної податкової служби про проведення такої перевірки.
Про прийняття зазначеного рішення орган державної податкової служби, повідомляє платника податку протягом 10 днів з дня його прийняття.
Проведення перевірки контрольованих операцій не перешкоджає проведенню податкових перевірок визначених статтею 75 цього Кодексу.

Термін проведення перевірки контрольованих операцій обчислюється з дня винесення рішення про її проведення і до дня складання довідки (акту) про проведення такої перевірки.
Тривалість перевірки контрольованих операцій не повинна перевищувати шість місяців.

При проведенні перевірки орган державної податкової служби, має право застосувати інші методи (комбінацію методів) визначення ціни контрольованих операцій, якщо ним доведено, що застосований платником податків метод (комбінація методів) не дає змогу достовірно визначити ціну контрольованої операції.
vikakool
 
Сообщений: 4157
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 903 раз.
Поблагодарили: 637 раз.

UNREAD_POST teplo » 05 дек 2012, 19:18

ИМХО оптимистическая статья: Определение обычных цен с 2013 года
Скрытый текст: показать
С 2013 года вступает в силу ст. 39 Налогового кодекса Украины, регулирующая порядок определения и применения обычных цен при осуществлении хозяйственных операций. Многих налогоплательщиков волнует вопрос, насколько сложнее станет работать в следующем году, возможно ли будет каким-то образом защититься от дополнительных начислений налогов контролирующим органом.

Отметим сразу, что не все так страшно. Как ни странно, но ст. 39 НКУ предоставляет возможность налогоплательщикам чувствовать себя не хуже, чем до ее вступления в силу.

А теперь по порядку.

Что такое обычная цена?

Расшифровка термина «обычная цена» дается в пп. 14.1.71 НКУ. В нем указано, что обычная цена - это цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора, если иное не установлено НКУ. И если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена соответствует уровню рыночных цен.

При этом под рыночной ценой пп. 14.1.29 НКУ понимает цену, по которой товары (работы, услуги) передаются другому собственнику при условии, что:

— продавец желает передать такие товары (работы, услуги), а покупатель желает их получить на добровольной основе;
— обе стороны являются взаимно независимыми юридически и фактически;
— и продавец, и покупатель владеют достаточной информацией о таких товарах (работах, услугах), а также о ценах, сложившихся на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сравнимых экономических (коммерческих) условиях.

Иначе говоря, рыночной является цена, по которой продажа товаров (работ, услуг) осуществляется

- не связанным лицам,
- не в порядке принудительной реализации (принудительной реализацией может быть, к примеру, реализация имущества, полученного в залог) и
- по действующим на рынке ценам на такие товары (работы, услуги).

Согласно п. 39.1 НКУ обычная цена на товары (работы, услуги) совпадает с договорной ценой, если иное не установлено Кодексом и не доказано обратное, в том числе вследствие невозможности определения обычной цены с применением положений пунктов 39.3–39.4 НКУ.

Следовательно, для правильного отражения в учете необходимо проверить договорную цену на предмет соответствия ее обычной.

Как с 2013 года проверить обычную цену на предмет соответствия ее обычной?

Определение обычной цены производится по одному из методов, описанных в п.п. 39.4 – 39.8 НКУ.

Методы определения обычной цены

Порядок определения обычной цены

Комментарий
Сравнительная неконтролируемая цена (аналоги продажи) Цена, определяется по цене на идентичные (а при их отсутствии — однородные) товары (работы, услуги), которые реализуются (приобретаются) не связанному с продавцом (покупателем) лицу при обычных условиях деятельности; Используется информация о заключенных на момент продажи такого товара (работы, услуги) договорах с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) в сопоставимых условиях на соответствующем рынке товаров (работ, услуг). Учитываются такие условия договоров: - количество (объем) товаров (например, объем товарной партии); - объем функций, выполняемых сторонами; - условия распределения между сторонами рисков и выгод; - сроки исполнения обязательств; - условия осуществления платежей, обычных для такой операции; - характеристика рынка товаров, на котором осуществлена хозяйственная операция; - бизнес-стратегия предприятия; - обычные надбавки или скидки к цене при заключении договоров между несвязанными лицами, а также другие объективные условия, которые могут повлиять на цену. Как правило, такое сравнение можно провести только в рамках одного предприятия. Возможно проведение анализа на основании данных торговых бирж. Например, на сегодня изданы Методические рекомендации относитель-но алгоритма определения обычной цены продукции (товаров) при осуществлении внешне-экономических операций (Письмо ГНСУ от 24.07.2012 г. № 20001/7/15-1217)
Цена перепродажи Цена определяется исходя из цены дальнейшей продажи таких товаров (работ, услуг) покупателем третьему лицу, за вычетом соответствующей наценки и расходов, связанных со сбытом. Фактически сравниваются цены, по которым товар был приобретен и продан с учетом наценки.
«Расходы плюс» Цена, состоящая из себестоимости готовой продукции (товаров, работ, услуг), которую определяет продавец, и соответствующей наценки, обычной для соответствующего вида деятельности при сопоставимых условиях. Минимальный размер наценки может быть определен на законодательном уровне. Как правило, используется предприятиями, изготавливающими продукцию.
Распределение прибыли Определяется прибыль от операции, которая должна быть распределена между ее участниками. Такая прибыль распределяется на экономически аргументированной основе, приближающей это распределение к распределению прибыли, которую получили бы участники, если бы были несвязанными лицами. Применение довольно сложно, поскольку аргументировать, как следует распределить прибыль между сторонами сделки сложно.
Чистая прибыль Метод основан на сравнении показателей рентабельности операции, которые рассчитываются на основании соответствующей базы (такой как расходы, объем реализации, активы), с аналогичными показателями рентабельности операций между несвязанными лицами в сопоставимых экономических условиях. Использовать сложно, поскольку провести экономическое обоснование величины рентабельности сложно.

Если указанными в таблице методами определить обычную цену невозможно, такая цена определяется по результатам независимой оценки (п. 39.3 НКУ). В том случае, если невозможно определить обычную цену при помощи независимых профессиональных оценщиков, обычная цена совпадает с ценой договора (п. 39.1 НКУ).

В НКУ предусмотрены исключения при определении обычной цены:

- при продаже товаров, цены на которые подлежат государственному регулированию (кроме случаев установления минимальных цен продажи или индикативных цен) – обычной считается цена, установленная в соответствии с принципами такого регулирования (п. 39.10 НКУ);
- при принудительной продаже имущества – обычной является цена, полученная при продаже (п. 39.12 НКУ);
- при продаже ранее ввезенных на территорию Украины товаров цена соответствует таможенной стоимости товаров, с которой были уплачены налоги и сборы при ввозе (п. 39.13 НКУ);
- цены, сложившиеся на аукционе (тендере) (п. 39.17 НКУ).

Особенности определения обычной цены крупными налогоплательщиками

В соответствии с п. 39.16 НКУ крупный налогоплательщик имеет право обратиться в центральный орган государственной налоговой службы с заявлением о заключении договора о ценообразовании для целей налогообложения.

Для реализации данной нормы КМУ утвердил Порядок заключения и исполнения договоров о ценообразовании для целей налогообложения, которым определен механизм заключения и исполнения договоров о ценообразовании для целей налогообложения между крупным плательщиком налогов и ГНС (постановление КМУ от 22.08.2012 г. № 787 вступит в силу с 01.01.2013 г.).

Следует отметить, что такой договор применяется исключительно к определенному договору плательщика налога, который заключается с покупателем. Причем для заключения договора с ГНС необходимо раскрытие информации о договорах поставки, кроме договоров поставки связанными сторонами, если их стоимость составляет менее 95% общей стоимости договоров поставки товаров (работ, услуг), необходимых для производства определенного вида продукции, а также других договоров по решению плательщика. Кроме того, в обязательном порядке подается информация о связанных лицах по форме, определенной Минфином Украины.

Рассмотрение заявления и документов длится 20 дней. Этот срок может быть приостановлен, но не более, чем на 30 дней.

Исходя из перечня подаваемых документов, а также сроков рассмотрения, можно сделать вывод, что крупные налогоплательщики неохотно будут участвовать в «эксперименте» по составлению договора на определение контролирующим органом договорной цены.

В каких операциях применяется обычная цена?

В соответствии с п. 39.2 НКУ обычная цена применяется при осуществлении налогоплательщиком:

а) бартерных операций;
б) операций со связанными лицами;
в) операций с налогоплательщиками, применяющими специальные режимы налогообложения либо иные ставки, нежели основная ставка налога на прибыль, или не являющимися плательщиком этого налога, кроме физических лиц, которые не являются субъектами предпринимательской деятельности;
г) в других случаях, определенных настоящим Кодексом.

К ним, в частности, относятся:

- операции, облагаемые НДС, при поставе товаров (работ, услуг) (п. 188.1 НКУ),
- в случае использования необоротных активов в операциях, которые не являются объектом обложения НДС, освобожденных от обложения НДС, перевода необоротных активов в состав непроизводственных, не связанных с хозяйственной деятельностью, если отсутствует учет таких необоротных активов и предприятие ранее воспользовалось налоговым кредитом (п. 189.1 НКУ),
- ликвидация основных производственных или непроизводственных фондов (п. 189.9 НКУ),
- при формировании налогового кредита по НДС (п. 198.3 НКУ)
- формирование налоговых обязательств от стоимости бесплатно полученных услуг от нерезидента на территории Украины (п. 190.2 НКУ),
- определение доходов от продажи (иного отчуждения) основных средств, нематериальных активов и земли (п. 146.14, п. 147.5 НКУ),
- стоимость товаров (работ, услуг), полученных бесплатно, при определении суммы налога на прибыль (пп. 135.5.4 НКУ),
- определение первоначальной стоимости основных средств, которые включены в состав уставного капитала предприятия (п. 146.8 НКУ).

И на десерт… «не так страшен черт, как его рисуют» или как бороться за свои права

Самые главные пункты в статье 39 НКУ – это п. 39.14 и п. 39.15. Именно в них содержится для налогоплательщиков «бальзам» и методы борьбы с работниками налоговой, мечтающими даже во сне доначислять, доначислять, доначислять…

Предприятиям следует обратить внимание на содержание абз. 1 п. 39.15 НКУ, которым предусмотрено, что в случае отклонения договорных цен в налоговом учете налогоплательщика в сторону увеличения или уменьшения от обычных цен менее чем на 20 процентов, такое отклонение не может быть основанием для определения (начисления) налогового обязательства, корректировки отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности.

Т.е., данной нормой несколько смягчается налогообложение по сравнению с сегодняшними требованиями НКУ.

Так, на сегодняшний день для любых операций (кроме операций по пп. 153.2.1, пп. 153.2.2 НКУ) «интервал» для определения обычной цены не установлен. А с 01.01.2013 года, если предприятие продаст товар, например, по цене ниже себестоимости или выполнит операции, по которым налогообложение осуществляется исходя из обычных цен (а они все были перечислены выше), и такие операции будут осуществляться в рамках установленного интервала (отклонение 20%), то никакие доначисления налогов контролирующим органом не могут производиться: ни доначисление НДС, ни корректировка в случае убыточной операции.

Также следует ознакомиться с положениями п. 39.14 НКУ. Он состоит из двух абзацев.

В первом абзаце предусмотрено, что обязанность доказывания того, что цена договора (сделки) не соответствует уровню обычной цены, возлагается на орган государственной налоговой службы в порядке, установленном законом. На сегодняшний день этот порядок отсутствует. Т.е., если законодатель не урегулирует этот вопрос, работники ГНС не смогут производить никаких доначислений по вопросам применения обычных цен.

Вместе с тем, в абзаце 2 этого пункта указано, что в ходе проведения проверки налогоплательщика орган государственной налоговой службы имеет право предоставить запрос, а налогоплательщик обязан обосновать уровень договорных цен или сослаться на нормы абзаца первого этого пункта(!). Последняя фраза комментарию не подлежит.

А что же делать, если все-таки по результатам проверки были доначислены налоговые обязательства, исходя из обычных цен, или проведена корректировка отрицательного объекта налогообложения?

В таком случае необходимо обратиться в абз.3 п. 39.15 НКУ:

«По результатам этой проверки (проверки, по которой доначисления налогов сделаны на основании определенного с применением обычных цен объекта налогообложения) принимается соответствующее налоговое уведомление-решение. В случае если налогоплательщик начинает процедуру обжалования этого налогового уведомления-решения, или неуплаты соответствующей суммы, определенной в таком налоговом уведомлении-решении, в течение сроков, установленных настоящим Кодексом, налоговое уведомление-решение считается отозванным. Руководитель органа государственной налоговой службы обязан обратиться в суд с иском о начислении и уплате налоговых обязательств, корректировке отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности».

Здесь законодатель предоставил налогоплательщику три «плюса», которые он может использовать для своей защиты.

Определение «соответствующее» налоговое уведомление-решение НКУ не содержит. В одно время (с 22.06.2003 по 05.09.2005) действовала форма уведомления-решения, по которому налоговое обязательство определялось с применением непрямых методов, утвержденная приказом ГНАУ от 27.05.2003 № 247.

На сегодняшний день такой документ в перечне, перечисленном приказом ГНАУ от 22.12.2010 № 985, отсутствует. Следовательно, этот вопрос может быть реализован на практике только после дополнительного урегулирования Минфином оформления доначисления налога в связи с применением обычных цен.

Вместе с тем, даже если Минфин и разработает такую форму налогового уведомления-решения, после подачи жалобы в порядке административного обжалования, уведомление-решение будет считаться отозванным. И вопрос о правомерности доначисления налоговых обязательств должен будет рассматриваться в суде.

Таким образом, не стоит отчаиваться, ст. 39 НКУ содержит достаточно законодательных «пробелов», которые позволят налогоплательщику отстаивать свои интересы.

Дядюра И.Г., Директор ООО АФ «Капитал»
Аватар пользователя
teplo
 
Сообщений: 64
Зарегистрирован: 11 июл 2011, 16:29
Благодарил (а): 19 раз.
Поблагодарили: 12 раз.

UNREAD_POST Печкин » 05 дек 2012, 19:29

Да, есть оптимисты :)
Некоторые моменты из этой статьи критически обсуждали на прошлой странице темы.

vikakool писал(а):Якщо ціна в контрольованій операції перевищує максимальне значення ринкового діапазону цін, визначеного відповідно до положень цього підпункту, для цілей оподаткування приймається ціна, яка відповідає максимальному значенню ринкового діапазону цін.

Застосування для цілей оподаткування мінімального чи максимального значення ринкового діапазону цін відповідно до цього підпункту здійснюється за умови, що це не призводить до зменшення суми податку, що підлягає сплаті до бюджету.


Еще внимательно не читал, но похоже на законопроект про трансферное ценообразование, который был на сайте Минфина.

Конечно, если бы выделенной оговорки не было, то получился бы ляп почти как по закону о прибыли :)

7.1.1. Доходи та витрати від здійснення товарообмінних (бартерних) операцій визначаються виходячи з договірної ціни такої операції, але не нижчої за звичайні ціни.


:)
живу на Бухфоруме
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2891 раз.

UNREAD_POST налоговик » 11 дек 2012, 19:47

Обычные цены: лиха беда начало

Ирина ГОЛОШЕВИЧ
...
При беглом ознакомлении с положениями ст. 39 НКУ появляется стойкое ощущение дежавю. Описание методики определения обычной цены во многом напоминает положения п.1.20 ст. 1 Закона о прибыли, а источники информации, используемые для определения обычной цены, перечислены такие, как будто нормы НКУ написаны под диктовку налоговиков.
Ведь, несмотря на отсутствие подобных норм в Законе о прибыли, представители налоговых служб нисколько не гнущались использовать некоторые из них, например, статистические данные государственных органов и учреждений. То есть нормы ст.39 НКУ воспринимаются как сочетание норм Закона о прибыли и сложившейся практики их применения.
Но это ложное впечатление. В будущем в сфере обычных цен грядут серьезные перемены. О том, какие именно - подробнее в этой статье.

Обычная цена - основное понятие

Обычная цена преподносится в НКУ с той же «начинкой, что и в Законе о прибыли. Определение термина «обычная цена», приведенное в п.п. 14.1.71 ст.14 НКУ, устанавливает базисное правило: обычная цена - это цена договора. Но тут же начинаются утверждения НКУ, отличающиеся от привычных утверждений, установленных Законом о прибыли.
Так, к примеру, п.п. 1.20.1 ст. 1 Закона содержит указание: «если этим nунктом не установлено иное ... », в то время как пп.14.1.71 ст. 14 Кодекса оговаривает: «если иное не установлено настоящим Koдeксом". Кодекс - значительно более объемный документ, чем один пункт Закона о прибыли. Но это только начало ...
Следуюшее отличие норм Закона о прибыли от норм НКУ еще более существенно. Если в Законе о прибыли обычная цена - это и есть цена договора (если не доказано обратное), то в НКУ (п.39.1 ст.39) тождественность договорной и обычной цен априори исключается - сказано, что они могут совпадать.
А вот утверждение «если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена соответствует ровню справедливых рыночных цен» НКУ почти в точности заимствует из Закона о прибыли, но с небольшим изменением. В Законе о прибыли обычная цена приравнивалась к договорной на уровне справедливой рыночной цены, в то время как НКУ под такой подразумевает только рыночную. Отметим лишь, что в контексте Закона о прибыли справедливая цена принималась в понимании рыночной, и в этом концепция понимания обычной цены по Закону о прибыли совпадала с механикой определения справедливой стоимости в соответствии с ПБУ для операций, происходящих на активном рынке.
Отказ от использования в НКУ термина «справедливая цена» в пользу ее соратницы - рыночной цены, судя по всему, не случаен. Причина в том, что НКУ (п.39.3 ст.39) правила формирования бухгалтерской справедливой стоимости для обычной цены более не рассматривает в качестве источника «вдохновения»).
Как этот факт отразится на практике, она же (практика) и покажет. Но уже сейчас важно обратить внимание на новшество: во всех случаях невозможности определить обычную цену по правилам НКУ (в том числе и в силу отсутствия необходимой информации) налогоплательщику придется использовать результаты независимой оценки имущества и имущественных прав, «осуществляемой субьектом оценочной деятельности в соответствии с Законом Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и nрофессиональной оценочной деятельности в Украине». И только! Поэтому бухгалтерам, привыкшим ориентироваться на бухгалтерскую стоимость для определения обычной цены, стоит уже сейчас пересмотреть свои взгляды на будущие операции.
Интересно, но данную новацию невозможно оценить с точки зрения налогоплательщика. Все зависит от того, какие операции рассматриваются в целях определения обычных цен.
Скажем, для исчисления налоговых обязательств по НДС при ликвидации компьютера, приобретенного еще в прошлом веке, экспертная оценка – непозволительная роскошь. Слишком дорого обойдутся услуги независимого оценщика по сравнению с налоговым эффектом, получаемым налогоплательщиком.
А вот ликвидация или продажа здания - совсем другое дело. Цена вопроса, обеспеченная компетентным мнением со стороны, возможно, станет достойным оправданием дороговизны услуг. И уж точно этой возможностью воспользуются производители товаров, не имеющих заменителей и легко идентифицируемых на рынках, то есть тех товаров, цены на которые отсутствуют на активном рынке.

Методы и методики

Значимая особенность ст.39 НКУ, в которой и заключается радикальное отличие «кодексных» правил от п. 1.20 ст. 1 Закона о прибыли, - это методы определения обычной цены. В Законе о прибыли существовали критерии и условия определения обычной цены, но назвать их методами было сложно. Это был некий набор правил, которым налогоплательщик должен был руководствоваться. Многие из этих правил присутствуют в НКУ, но теперь они озаглавлены как перечень методов (п.39.2 ст.39). Их пять, это:
• метод сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи);
• метод цены перепродажи;
• метод «расходы плюс»;
• метод распределения прибыли;
• метод чистой прибли.
Первый метод, к удивлению налогоплательщиков, им знаком. В него заложены те же принципы, на основании которых налогоплательщики пытались определять обычные цены, сравнивая цены на идентичные (однородные) товары (работы, услуги), сделки по продаже которых присутствуют на рынке.
В этом легко убедиться, сравнив условия сопоставимости цен в пп.1.20.2 ст. 1 Закона о прибыли и п. 39.4 ст.39 НКУ.
Методы цены перепродажи и «расходы плюс» также знакомы налогоплательщикам, которые для целей налогового учета принимали справедливую стоимость, определяемую по правилам ПБУ-19.
А вот методы распределения прибыли и чистой прибыли - экзотика. Эти методы, безусловно, используются в финансовом анализе, а вот для целей налогообложения в открытом виде станут применяться только с 1 января 2013 года. Появление этих двух методов в украинском налоговом законодательстве - в какой-то мере дань международной практике в сфере трансфертного ценообразования. Хотя, судя по готовящимся изменениям в ст.39 НКУ и по тем бурным обсуждениям, которые возникают в различных рабочих группах, и в этом вопросе нормы Кодекса содержат сугубо украинские инициативы, не совсем соответствующие общим международным тенденциям.
Так, к примеру, в иных странах трансфертные цены предназначаются чаще для контроля налогов, уплачиваемых на их территории транснациональными компаниями, которым подчинены трансграничные сделки. В нашей стране причины применения обычных цен в большей степени обусловлены контролем налогов на внутреннем рынке.

...
Перечень операций, к которым применяются обычные цены, подтверждает вышесказанное утверждение.
Он приведен в п.39.1 ст.39 НКУ. В их числе операции со связанными лицами, с неплательщиками налога на прибыль или плательщиками, уплачивающими налог на прибыль по иной ставке, нежели основная, и прочее. То есть законодатель явно не собирается учитывать международную практику и предпочитает по старинке контролировать все операции, которые потенциально могут оказывать влияние на конечный результат - суммы, уплачиваемые в бюджет.
Правда, стоит отметить, что из перечня исключены операции с физическими лицами - не субъектами хозяйствования. Что ж, розничные сети, чьи основные потребители - физические лица, 1 января 2013 года могут выдохнуть с облегчением, ведь долгое время существования Закона о прибыли к их операциям по продаже обычные цены формально применялись.
Но в любом случае контроль операций на внутреннем рынке по-прежнему находится в зоне интересов законодателя. Это косвенно подтверждает и перечень особых случаев применения обычных цен, число которых приближается к 50. Причем преимущественно они встречаются в разделах УН и IV НКУ и совсем незначительное их количество содержит раздел IV названного законодательного акта, что свидетельствует об интересе налоговых органов к операциям, прежде всего, юридических лиц.
Многие операции из числа подконтрольных сейчас таковыми останутся и в будущем (см. таблицу на с.51).
Отметим, что содержание этого перечня по сравнению с «докодексным» законодательством изменилось незначительно. В числе новых позиций – операции с ценными бумагами и необоротными активами.
Хотя их новизна относительна, поскольку попытки налоговиков видеть эти операции в числе тестируемых через применение обычных цен бьли известны и раньше.
Впрочем, нельзя обойти вниманием одно важное обстоятельство. Любая (!) из числа операций, подпадающих под обычные цены, должна пройти тест на совместимость с правилом 20-ти процентов (п.39.15 СТ.39 НКУ). Причина в том, что в соответствии с ним налоговики не смогут доначислить налоговое обязательство (откорректировать отрицательное значение), если договорная цена не отличается от обычной цены на 20 и более процентов.
Это правило должно смягчить влияние такой категории, как обычные цены, на налоговые аспекты деятельности предприятия, ведь подобного правила в П.I.20 СТ.I Закона о прибыли не было, и налогоплательщику приходилось реагировать на все требования НКУ, за исключением только некоторых случаев. Если «вилка» в 20 процентов соблюдена, то налогоплательщику беспокоиться не о чем.

Распределение обязанностей

Доказывать уровень обычных цен по норме закона по-прежнему святая обязанность налоговых органов …, причем в порядке, установленном законом.
Примечательно, что законом налоговики должны были руководствоваться еще в период действия
«обычноценового» пункта Закона о прибыли.
Но, как известно, и тогда не существовало отдельного закона, тем более, нет его и сейчас. А полагаться в этом вопросе на нормы НКУ (как на тот закон, о котором идет речь в п.З9.14 ст.З9 Кодекса) также не приходится. Поэтому и с I января 2013 года процесс доказывания налоговиками уровня обычных цен, скорее всего, будет происходить по старинке.
То есть налогоплательщики будут обосновывать такой уровень по направленному им запросу.
И им придется предоставлять информацию об условиях рынка, в которых осуществляются хозяйственные операции.
Хотя появление Методических рекомендаций по алгоритму определения обычной цены продукции (товаров) при осуществлении внешнеэкономических операций дает надежду, что налоговики с честью воспользуются предоставленной информацией и, проведя финансовый анализ сделки, примут уровень обычной цены, соответствующий рыночным аспектам. А о том, что работа должна быть проделана немалая, свидетельствуют факторы, определяющие сравнимость характерных особенностей сделок (предприятий), которые детально описаны в разделе II Методических рекомендаций. В частности, ГНСУ возлагает на своих подчиненных необходимость сравнивать «nроектирование, производство, сбор, исследования и разработки, обслуживание, покупку, дистрибуцию, маркетинг, рекламирование, перевозку, финансирование и управление», что заставляет бухгалтеров призадуматься.
Скорее всего, после более глубокого изучения Методических рекомендаций у отдельных бухгалтеров появится устойчивое желание эту ответственную работу кому-то перепоручить. Тем более, что НКУ в п.З9.16 ст.З9 предусматривает возможность (правда, только для крупных налогоплательщиков) заключить договор с налоговыми органами о ценообразовании для целей налогообложения …
Правда, п.3 этого документа раскрывает тайный смысл сказанного: оказывается, заключение договора с налоговыми службами приведет лищь к тому, что их представители потрудятся над самостоятельным определением метода определения, а не размера обычной цены. Необходимость же предоставления развернутой информации налоговикам делает это «сотрудничество» не только не привлекательным, но и опасным. Ведь каждый раз, предоставляя документы (их копии) налоговикам, бухгалтеры не знают, что от них ожидать.

Послесловие

В этой статье приведен ознакомительный обзор нововведений, которые станут частью налогового законодательства со следующего года. Понятно, что в двух словах обо всем не расскажешь, поэтому в сборнике систематизированного законодательства «От себестоимости - к обычной цене: управленческие, бухгалтерские и налоговые трансформации», который увидит в свет в декабре этого года, теме обычных цен посвящен отдельный раздел. В нем, в частности, подробнее рассказывается об обычной цене как категории гражданского и налогового законодательства, о методах ее «нахождения», а также о трансфертном ценообразовании.
Похоже, что с 1 января 2013 года обычные цены, как инструмент налогового контроля, начнут переживать очередной этап развития. Ну что ж, как говорится, лиха беда начало...
Бухгалтерия № 50
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5776
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 835 раз.
Поблагодарили: 2633 раз.

UNREAD_POST Печкин » 11 дек 2012, 22:04

Но уже сейчас важно обратить внимание на новшество: во всех случаях невозможности определить обычную цену по правилам НКУ (в том числе и в силу отсутствия необходимой информации) налогоплательщику придется использовать результаты независимой оценки имущества и имущественных прав, «осуществляемой субьектом оценочной деятельности в соответствии с Законом Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и nрофессиональной оценочной деятельности в Украине». И только! Поэтому бухгалтерам, привыкшим ориентироваться на бухгалтерскую стоимость для определения обычной цены, стоит уже сейчас пересмотреть свои взгляды на будущие операции.


Не сильно понятно откуда взялось "придется". Кроме того, придется "зачем"???

Правда, стоит отметить, что из перечня исключены операции с физическими лицами - не субъектами хозяйствования. Что ж, розничные сети, чьи основные потребители - физические лица, 1 января 2013 года могут выдохнуть с облегчением, ведь долгое время существования Закона о прибыли к их операциям по продаже обычные цены формально применялись.


Вывод, конечно, интересный. Непонятно только почему речь о долгом времени существования закона о прибыли. НКУ говорит то же самое и пока 153.2.3 остается в силе - розница по прежнему формально под действием обычных цен.
живу на Бухфоруме

За это сообщение автора Печкин поблагодарил:
Vetal'
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2891 раз.

UNREAD_POST Vetal' » 12 дек 2012, 10:09

Доброе утро!
Да, есть моменты, хорошо подметили.

Печкин писал(а):Но уже сейчас важно обратить внимание на новшество: во всех случаях невозможности определить обычную цену по правилам НКУ (в том числе и в силу отсутствия необходимой информации) налогоплательщику придется использовать результаты независимой оценки имущества и имущественных прав, «осуществляемой субьектом оценочной деятельности в соответствии с Законом Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и nрофессиональной оценочной деятельности в Украине». И только! Поэтому бухгалтерам, привыкшим ориентироваться на бухгалтерскую стоимость для определения обычной цены, стоит уже сейчас пересмотреть свои взгляды на будущие операции.Не сильно понятно откуда взялось "придется". Кроме того, придется "зачем"???


По этому же вопросу из ВОБУ 109-110/2012, стр. 9

"Если применить какой-либо из названных методов невозможно (нет нужных данных), тогда обычная цена может быть определена на основании экспертной оценки, осуществляемой субъектом оценочной деятельности (п. 39.3 НКУ). Сразу скажем, что речь идет о добровольности использования оценки, т.е. никто не может заставить плательщика провести ее (если, конечно, такая оценка не обязательна в силу других законодательных норм). Причем согласно пп. 1.20.6 Закона о прибыли, в условиях невозможности установления обычной цены (в силу недостаточности данных), таковой признавалась договорная цена.
Новая же норма не всегда будет работать в пользу плательщиков. Иногда проще было бы сразу опереться на экспертную оценку (особенно если она и так есть), чем нести риски возможного определения в будущем налоговиками обычной цены иными методами. Но как видим, НКУ не признает за актом оценки безусловного приоритета. Хотя, считаем, что по-прежнему, его доказательная сила будет велика, в т.ч. в рамках метода аналога продажи".

По вопросу "зачем"... Да реально незачем, т.к. априори (пока не доказано обратное) считается что договорная цена и есть обычной. Так что пусть налоговики сами и заказывают оценку. :)

Печкин писал(а):Правда, стоит отметить, что из перечня исключены операции с физическими лицами - не субъектами хозяйствования. Что ж, розничные сети, чьи основные потребители - физические лица, 1 января 2013 года могут выдохнуть с облегчением, ведь долгое время существования Закона о прибыли к их операциям по продаже обычные цены формально применялись.Вывод, конечно, интересный. Непонятно только почему речь о долгом времени существования закона о прибыли. НКУ говорит то же самое и пока 153.2.3 остается в силе - розница по прежнему формально под действием обычных цен.


По этому вопросу оттуда же.

"Здесь же еще кратко остановимся вот на каком интересном моменте. Просматривая перечень из п. 39.1 НКУ, вы наверняка обратили внимание, что обычные цены должны применяться, в частности, в операциях неплательщиками налога на прибыль, но «кроме физических лиц, которые не являются субъектами предпринимательской деятельности ...». Однако, например в пп. 153.2.3 НКУ подобных оговорок нет, и на сегодняшний день обычные цены плательщики налога на прибыль повсеместно применяют и в операциях с обычными физлицами (непредпринимателями). Изменится ли ситуация после Нового года? Однозначно ответить на вопрос сложно. Ведь наличие в п. 39.1 НКУ отсылочной нормы «в других случаях, определенных НКУ» при необходимости позволит налоговикам, опираясь на широкую норму пп. 153.2.3 НКУ, распространить применение обычны цен и на операции несвязанными физлицами-непредпринимателями".

За это сообщение автора Vetal' поблагодарил:
Мыша
Vetal'
 
Сообщений: 2852
Зарегистрирован: 27 янв 2011, 11:57
Благодарил (а): 440 раз.
Поблагодарили: 1152 раз.

UNREAD_POST vikakool » 12 дек 2012, 13:42

Как-то все загадочно...

Как я понимаю, экспертная оценка согласно ст.39 применяется для определения обычной цены только тогда, когда все остальные методы по какй-то причине использовать невозможно. Подозреваю, кстати, что эту мифическую невозможность придется еще доказывать.

Насчет физлиц - а неплательщики налога на прибыль к ним разве не относится?...
vikakool
 
Сообщений: 4157
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 903 раз.
Поблагодарили: 637 раз.

Пред.След.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Gb, MR, Ya