Рекламу показываем только НЕзарегистрированным пользователям. Войдите или зарегистрируйтесь на Бухфоруме
    .

"Налоговая" себестоимость: ОПР и прочее

Путеводитель по разделу. Ставка 0 %, доходы, расходы, амортизация, декларация. Переходное.

Модератор: Печкин

UNREAD_POST Печкин » 16 дек 2011, 13:09

Уже скоро год с начала наших дискуссий о резервах в налоговом учете. Начали появляться на эту тему статьи.

Резервирование будущих затрат: БУ VS НУ

Расходы попадают в себестоимость разными путями. Есть такие пути, которые применяются в бухгалтерском учете, но не признаются учетом налоговым. Как уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму затрат, привычные пути которых перекрыты шлагбаумами Налогового кодекса?

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Рассмотрим банальную для многих строителей бизнес-ситуацию.

Построенный объект сдается в эксплуатацию зимой. Комиссия отражает в приемочных документах перечень работ, которые должны быть выполнены подрядчиком весной (озеленение, благоустройство территории). Спустя некоторое время подрядчик подписывает общий акт передачи готового объекта заказчику, получает полную оплату стоимости СМР. Через несколько месяцев, когда потеплело, подрядчик возвращается на объект и проводит работы по озеленению и благоустройству прилегающей к объекту территории.

Эта бизнес-ситуация обусловлена объективными обстоятельствами: озеленение и благоустройство могут проводиться лишь с наступлением тепла, а задерживать сдачу объекта в эксплуатацию из-за зимних холодов нерационально.

Как отражаются эти операции в бухучете?

Предположим, объект сдан в декабре.

Главбух подрядчика видит в документах комиссии перечень работ, которые должны быть проведены весной.

Он обращается к сметной документации и выясняет, что плановая стоимость таких работ составляет 25000 грн.

После этого в себестоимости создается резерв предстоящих расходов, который в современной бухгалтерской терминологии называется обеспечением:

Дт 23 — Кт 47 — 25000 грн.

В конце декабря заказчик и подрядчик подписывают акт о передаче готового объекта.

По этому акту подрядчик отражает реализацию: Дт 36 — Кт 70 и списывает всю себестоимость выполненных СМР.

Когда наступает апрель, подрядчик выполняет необходимые работы и соответствующая «первичка» ложится на стол главбуху.

Фактические расходы почти всегда отличаются от плановых, поэтому возникают стоимостные разницы.

Рассмотрим два варианта:

1. Фактические затраты на проведение озеленения и благоустройства составили 27000 грн.

2. Фактические затраты на проведение озеленения и благоустройства составили 21000 грн.

В первом случае главбух отразит следующие проводки:

Дт 47 — Кт 20, 65, 66... — 25000 грн.,

Дт 94 — Кт 20, 65, 66... — 2000 грн.

Во втором случае главбух отразит такую корреспонденцию счетов:

Дт 47 — Кт 20, 65, 66... — 21000 грн.,

Дт 47 — Кт 71 — 4000 грн.

Такой подход позволяет придерживаться принципа соответствия доходов и расходов.

В декабре вся себестоимость СМР была списана под доходы. При этом в составе себестоимости была отражена стоимость (пускай плановая) тех обязательств, которые подрядчику лишь предстояло выполнить.

В налоговом учете сейчас также действует принцип соответствия доходов и затрат. Он зафиксирован в п. 138.4 НКУ:

«Расходы, формирующие себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, признаются расходами того отчетного периода, в котором признаны доходы от реализации таких товаров, выполненных работ, предоставленных услуг».

Однако в отличие от бухучета, НКУ не позволяет отражать в составе затрат плановые показатели: метод резервирования грядущих издержек в себестоимости налоговым учетом игнорируется.

В налоговом учете возможны два варианта:

1. Если подрядчик ведет учет по «долгосрочным» правилам п. 137.3 НКУ, то в его учете доходы отражаются не по акту, а по степени завершенности. Она определяется соотношением фактически понесенных в отчетном периоде затрат и общей плановой суммы затрат.

В такой ситуации проблем быть не должно. Пока не будут выполнены все работы, предусмотренные договором, полная цена контракта в налоговом учете отражена не будет. То есть весной, когда будет полностью закончено выполнение всех контрактных работ, степень завершенности будет равна 100 % и в налоговом учете отразится последняя порция себестоимости и дохода.

Если, например, общая сумма договора составляет 1000000 грн., общая плановая сумма расходов составляет 850000 грн., а стоимость последних весенних работ по озеленению и благоустройству равна 25000 грн., то степень завершенности весной будет определена так: 25000 : 850000 = 2,94 %.

Соответственно доход, отраженный в декларации за первое полугодие, будет следующим: 1000000 грн. х 0,0294 = 29400 грн. Под эту сумму в декларации будет списана себестоимость весенних работ в сумме 25000 грн.

2. Если подрядчик не применяет специальные правила «долгосрочки», то он отражает доход по актам в общем порядке. Это правило приведено во втором абзаце п. 137.1 НКУ:

«Доход от предоставления услуг и выполнения работ признается по дате составления акта или другого документа, оформленного в соответствии с требованиями действующего законодательства, подтверждающего выполнение работ или предоставление услуг».

Поскольку акт был составлен в конце декабря, то вся его сумма будет отражена в годовой налоговой декларации.

Таким образом, весной, когда будут выполняться завершающие работы, по этому контракту доход отражен уже не будет.

Фактические затраты запаздывают. Поэтому правило п. 138.4 НКУ применить невозможно: в периоде, когда затраты фактически понесены, нет дохода, под который можно было бы списать затраты.

Ситуация усугубляется тем, что налоговики довольно часто вовсе отказываются признавать затраты, понесенные после сдачи объекта в эксплуатацию.

Имеет ли право подрядчик уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму весенних работ?

НКУ в п. 14.1.27 определяет понятие затрат в привязке к категории «хозяйственная деятельность»:

«расходы — сумма любых расходов плательщика налога в денежной, материальной или нематериальной формах, осуществляемых для ведения хозяйственной деятельности плательщика налога, в результате которых происходит уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов либо увеличения обязательств, вследствие чего происходит уменьшение собственного капитала (кроме изменений капитала за счет его изъятия или распределения собственником)».

В свою очередь категория «хозяйственная деятельность» получила свою дефиницию в п. 14.1.36 НКУ:

«хозяйственная деятельность — деятельность лица, связанная с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, направленная на получение дохода и осуществляемая таким лицом самостоятельно и/или через свои обособленные подразделения, а также через любое другое лицо, действующее в интересах первого лица, в частности по договорам комиссии, поручения и агентским договорам».

Итак, ключевой вопрос в том, направлены ли весенние работы на получение дохода?

Несмотря на то что весной доход уже не отражается, нам кажется, что связь весенних работ с ранее отраженным контрактным доходом неоспорима.

Зададимся простым вопросом: почему подрядчик проводит работы по озеленению и благоустройству?

Ответ очевиден: он обязан это сделать, так как эти работы предусмотрены проектно-сметной документацией, по которой строился объект.

В проектной документации отражены те работы, которые подрядчик обязан выполнить для заказчика.

Другими словами, после декабрьской передачи объекта заказчику подрядчик продолжает нести контрактные обязательства. Эти обязательства, собственно, и отражены по кредиту счета 47.

Заключив договор с подрядчиком, заказчик покупает у него перечень всех работ, приведенный в проектной документации. В том числе он покупает и работы по озеленению и благоустройству. Пока эти работы не выполнены, контракт не считается закрытым.

Это значит, что весенние работы, как и любые другие работы, отраженные в проектной документации, прямо связаны с доходом по контракту. То есть эти работы тоже «направлены на получение дохода». Просто в силу сезонности строительного производства в данном случае признание дохода опередило признание затрат.

Поэтому, на наш взгляд, затраты на проведение сезонно-отсроченных работ имеют полное право на отражение в декларации по налогу на прибыль.

Правда, здесь возникает проблема технического характера: включить такие расходы в приложение СВ к декларации по налогу на прибыль вряд ли будет уместно. Ведь если в декларации не отражены контрактные доходы от реализации СМР, то отражать в ней себестоимость реализованных СМР было бы некорректно.

На наш взгляд, стоимость сезонно-отсроченных работ подрядчику следует включить в статью прочих операционных затрат. И главбуха не должно смущать, что п. 138.10.4 НКУ прямо не предусматривает включение в прочие операционные расходы отсроченных работ, относящихся к себестоимости. Здесь важно то, что п.п. «в» п. 138.10.4 НКУ специально оговаривает, что перечень таких затрат, приведенный в НКУ, не является исчерпывающим.

Главное, что несомненная связь весенне-озеленительных работ с хозяйственной деятельностью подрядчика позволяет отнести их стоимость в состав налоговых расходов.

Иван Чалый, консультант
живу на Бухфоруме

За это сообщение автора Печкин поблагодарил:
Люба П
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2891 раз.

UNREAD_POST налоговик » 20 дек 2011, 18:08

Розясніть як в податковому обліку відобразити резерви за відпустками та залишок невикористаного резерву відпусток станом на 01.04.2011 року?

Ваше питання не містить небхідної інформації для надання чіткої та конкретної відповіді.

Державна податкова адміністрація у Дніпропетровській області


:)
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5778
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 835 раз.
Поблагодарили: 2641 раз.

UNREAD_POST Vetal' » 21 дек 2011, 11:03

Оскільки собівартість реалізованих товарів, виконаних робіт, наданих послуг формується за рахунок витрат, здійснюваних платником податку для провадження господарської діяльності платника податку, факт проведення яких підтверджено первинними документами, то вартість безоплатно отриманих товарів (сировини та матеріалів, що утворюють основу виготовленого товару, виконаної роботи, наданої послуги) не враховується при формуванні собівартості.

ЕБНЗ
Vetal'
 
Сообщений: 2852
Зарегистрирован: 27 янв 2011, 11:57
Благодарил (а): 440 раз.
Поблагодарили: 1152 раз.

UNREAD_POST vikakool » 14 фев 2012, 17:38

Коллеги, подскажите, пожалуйста, а то никогда раньше с этим не сталкивалась

у нас юрлицо оказывает услуги по сервисному обслуживанию техники (ремонты, диагностика и пр.)
возник вопрос о базе для распределения общепроизводственных расходов

согласно П(С)БУ 16:

16. Загальновиробничі витрати поділяються на постійні і змінні.
До змінних загальновиробничих витрат належать витрати на обслуговування і управління виробництвом (цехів, дільниць), що змінюються прямо (або майже прямо) пропорційно до зміни обсягу діяльності. Змінні загальновиробничі витрати розподіляються на кожен об'єкт витрат з використанням бази розподілу (годин праці, заробітної плати, обсягу діяльності, прямих витрат тощо), виходячи з фактичної потужності звітного періоду.

До постійних загальновиробничих витрат відносяться витрати на обслуговування і управління виробництвом, що залишаються незмінними (або майже незмінними) при зміні обсягу діяльності. Постійні загальновиробничі витрати розподіляються на кожен об'єкт витрат з використанням бази розподілу (годин праці, заробітної плати, обсягу діяльності, прямих витрат тощо) при нормальній потужності. Нерозподілені постійні загальновиробничі витрати включаються до складу собівартості реалізованої продукції (робіт, послуг) у періоді їх виникнення. Загальна сума розподілених та нерозподілених постійних загальновиробничих витрат не може перевищувати їх фактичну величину.

а вот что считать / как рассчитать эту самую нормальную мощность?
и какую базу распределения ОПР выбираете вы?
vikakool
 
Сообщений: 4214
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 922 раз.
Поблагодарили: 647 раз.

UNREAD_POST vikakool » 14 фев 2012, 18:22

нашла вот такое:

Обсяг, що відповідає нормальній потужності, визначається підприємством самостійно. Нормальна потужність - очікуваний середній обсяг діяльності, що може бути досягнутий за умов звичайної діяльності підприємства протягом кількох років або операційних циклів з урахуванням запланованого обслуговування виробництва.

Оскільки фактична потужність за звітний період може відрізнятися від нормальної як у бік збільшення, так і у бік зменшення, то для встановлення величини постійних загальновиробничих витрат, які підлягають віднесенню до складу виробничої собівартості продукції (робіт, послуг) звітного періоду, необхідно запланувати на одиницю бази розподілу норматив (коефіцієнт) постійних витрат. Для цього визначаються показники величини постійних загальновиробничих витрат і бази розподілу вказаних витрат, відповідні нормальній потужності підприємства.

значит ли это, что данные цифры можно, грубо говоря, взять с потолка? если да, то нужно ли их потом корректировать по факту?

и еще:

Якщо ж фактичний розмір постійних загальновиробничих витрат звітного періоду перевищить розрахований норматив, до складу виробничої собівартості продукції (робіт, послуг) підлягає віднесенню тільки частина постійних загальновиробничих витрат звітного періоду в межах такого нормативу.Таким чином можна зробити висновок, що нерозподілені постійні загальновиробничі витрати звітного періоду виникають тільки у разі, коли сума таких постійних витрат, що склалася фактично, перевищить рівень нормативу, а фактичний обсяг виробництва буде менше так званої нормальної потужності підприємства. Інакше вся сума постійних витрат буде віднесена до складу витрат на виробництво.

так ли это?
vikakool
 
Сообщений: 4214
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 922 раз.
Поблагодарили: 647 раз.

UNREAD_POST Печкин » 15 фев 2012, 01:29

vikakool писал(а):нашла вот такое:

Нормальна потужність - очікуваний середній обсяг діяльності, що може бути досягнутий за умов звичайної діяльності підприємства протягом кількох років або операційних циклів з урахуванням запланованого обслуговування виробництва.


Да, это цитата на п. 4 П(с)БУ 16.

vikakool писал(а):значит ли это, что данные цифры можно, грубо говоря, взять с потолка? если да, то нужно ли их потом корректировать по факту?


По сути с потолка :)
Но разумеется эти данные должны быть реальными (т.е. обоснованными).
Корректировки по факту действующие правила не содержат.

МСФО допускает возможность использования фактических показателей:

Розподіл постійних виробничих накладних витрат на витрати, пов’язані з переробкою, базується на нормальній потужності виробничого устаткування. Нормальна потужність – це очікуваний рівень виробництва, якого можна досягти в середньому протягом кількох періодів або сезонів за звичайних обставин, якщо взяти до уваги зменшення потужності, що виникає в результаті запланованого обслуговування виробництва.
Можна використовувати фактичний рівень виробництва, коли він приблизно дорівнює нормальній потужності. Сума постійних накладних витрат,
розподілених на кожну одиницю виробництва, не зростає внаслідок низького рівня виробництва або простоїв. Нерозподілені накладні витрати визнаються
витратами того періоду, в якому вони понесені. У періоди надзвичайно високого рівня виробництва сума постійних накладних витрат, розподілених
на кожну одиницю виробництва, зменшується так, щоб запаси не оцінювалися вище собівартості. Змінні виробничі накладні витрати розподіляються на кожну одиницю виробництва на базі фактичного використання виробничих потужностей.


vikakool писал(а):Якщо ж фактичний розмір постійних загальновиробничих витрат звітного періоду перевищить розрахований норматив, до складу виробничої собівартості продукції (робіт, послуг) підлягає віднесенню тільки частина постійних загальновиробничих витрат звітного періоду в межах такого нормативу.Таким чином можна зробити висновок, що нерозподілені постійні загальновиробничі витрати звітного періоду виникають тільки у разі, коли сума таких постійних витрат, що склалася фактично, перевищить рівень нормативу, а фактичний обсяг виробництва буде менше так званої нормальної потужності підприємства. Інакше вся сума постійних витрат буде віднесена до складу витрат на виробництво.

так ли это?


Да, так.
Логика такова. Если превышаем нормальную мощность, то все идет в себестоимость.
Если установим нормальную мощность завышенную (например, планировали работать 25 часов в сутки, а работаем только 8), то получаем возможность сразу отнести в состав расходов периода нераспределенные общепроизводственные расходы. Стоит игра свеч или нет - решать нужно самостоятельно. ИМХО баловаться с нормальной мощностью занятие как правило не настолько выгодное.
живу на Бухфоруме
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2891 раз.

UNREAD_POST vikakool » 15 фев 2012, 07:52

в данном случае желания играться нет:)) -для целей управл.учета ведется отдельная программа
мне нужно, чтоб по налог.учету не возникло проблем

отсюда вопрос - могут ли эти самые проблемы возникнуть, если:
- эта самая норм.мощность возьмется из так наз.прогнозных показателей (фирма новая), которые впоследствии станут кардинально отличаться от фактических?
- я и в НУ нераспредел.пост.затраты буду относить на расходы периода?
vikakool
 
Сообщений: 4214
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 922 раз.
Поблагодарили: 647 раз.

UNREAD_POST vikakool » 15 фев 2012, 08:01

и еще - как сие выглядит на практике?

например, я решила, что норм.мощность будет 500000грн. - объем в месяц
базой распределения выбрала прямые затраты на запчасти и материалы
а дальше? :?

в ДтКт нашла, что

З обліком вищевикладеного для визначення суми розподілених і нерозподілених постійних ЗВВ підприємствам необхідно мати такі дані:
- базу для розподілу ЗВВ;
- нормальну потужність;
- загальну планову величину ЗВВ із розбивкою на змінні і постійні.

т.е. нужно спрогнозировать и плановую величину ОПР по постоянным и переменным? а разве не по факту?
vikakool
 
Сообщений: 4214
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 922 раз.
Поблагодарили: 647 раз.

UNREAD_POST vikakool » 15 фев 2012, 08:55

а если предприятие будет закрывать наряды на ремонт в периоде выполнения заказа - т.е. переходящих остатков на сч.23 не будет, можно ли всю сумму общепроизв.расходов списывать на себестоимость ремонта? не заморачиваясь с распределенными ОПР (Дт 23 Кт 91) и нераспределенными (Дт 90 Кт 91)?
vikakool
 
Сообщений: 4214
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 922 раз.
Поблагодарили: 647 раз.

UNREAD_POST Люба П » 15 фев 2012, 09:14

vikakool писал(а):а если предприятие будет закрывать наряды на ремонт в периоде выполнения заказа - т.е. переходящих остатков на сч.23 не будет, можно ли всю сумму общепроизв.расходов списывать на себестоимость ремонта? не заморачиваясь с распределенными ОПР (Дт 23 Кт 91) и нераспределенными (Дт 90 Кт 91)?


Думаю, так.
Щоб у нас все було, і за це нам нічого не було.
Аватар пользователя
Люба П
 
Сообщений: 551
Зарегистрирован: 08 июл 2011, 13:59
Откуда: Львів
Благодарил (а): 461 раз.
Поблагодарили: 166 раз.

UNREAD_POST Vetal' » 15 фев 2012, 11:11

Реккомендую материалы в прессе почитать. В конце прошлого года видел примеры распределения, как минимум, у НИБУ и ВОБУ... Если встречу, скину ссылку на номера.
Vetal'
 
Сообщений: 2852
Зарегистрирован: 27 янв 2011, 11:57
Благодарил (а): 440 раз.
Поблагодарили: 1152 раз.

UNREAD_POST vikakool » 15 фев 2012, 11:22

Спасибо огромное!!
vikakool
 
Сообщений: 4214
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 922 раз.
Поблагодарили: 647 раз.

UNREAD_POST vikakool » 15 фев 2012, 11:46

Люба П писал(а):
vikakool писал(а):а если предприятие будет закрывать наряды на ремонт в периоде выполнения заказа - т.е. переходящих остатков на сч.23 не будет, можно ли всю сумму общепроизв.расходов списывать на себестоимость ремонта? не заморачиваясь с распределенными ОПР (Дт 23 Кт 91) и нераспределенными (Дт 90 Кт 91)?


Думаю, так.


я вот подумала - а зачем тогда, собственно, это самое распределение-то?
vikakool
 
Сообщений: 4214
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 922 раз.
Поблагодарили: 647 раз.

UNREAD_POST Печкин » 15 фев 2012, 14:03

vikakool писал(а):отсюда вопрос - могут ли эти самые проблемы возникнуть, если:
- эта самая норм.мощность возьмется из так наз.прогнозных показателей (фирма новая), которые впоследствии станут кардинально отличаться от фактических?
- я и в НУ нераспредел.пост.затраты буду относить на расходы периода?

Потом пересмотрите на будущее.
Да, на расходы.
Vetal' писал(а):Реккомендую материалы в прессе почитать. В конце прошлого года видел примеры распределения, как минимум, у НИБУ и ВОБУ... Если встречу, скину ссылку на номера.

Присоединяюсь к совету.
НиБУ № 73 от 12.09.2011.
ВоБУ № 100 от 31.10.2011.
vikakool писал(а):я вот подумала - а зачем тогда, собственно, это самое распределение-то?

Для правильного расчета производственной себестоимости.
живу на Бухфоруме

За это сообщение автора Печкин поблагодарил:
Vetal'
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2891 раз.

UNREAD_POST vikakool » 15 фев 2012, 15:43

Печкин писал(а):
vikakool писал(а):я вот подумала - а зачем тогда, собственно, это самое распределение-то?

Для правильного расчета производственной себестоимости.


т.е. в нашем случае - не производство продукции, а ремонты - смысла практически не имеет, так?

P.S.спасибо за ссылочки!!
vikakool
 
Сообщений: 4214
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 922 раз.
Поблагодарили: 647 раз.

Пред.След.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Gb, MR, Ya