Рекламу показываем только НЕзарегистрированным пользователям. Войдите или зарегистрируйтесь на Бухфоруме
    .

"Налоговая" себестоимость: ОПР и прочее

Путеводитель по разделу. Ставка 0 %, доходы, расходы, амортизация, декларация. Переходное.

Модератор: Печкин

UNREAD_POST Печкин » 26 апр 2012, 14:57

Analitik писал(а):сюда попадают расходы незавершенки, разве это правильно ?


Разумеется, расходы в незавершенке в налоговые расходы не попадают (до даты ее продажи, либо через амортизацию как в вашем случае)
живу на Бухфоруме
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2882 раз.

UNREAD_POST Analitik » 26 апр 2012, 15:05

Я не знаю как обьяснить,что учет ведется не правильно.Не могу найти в НКУ, может подскажите...
Analitik
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 26 апр 2012, 13:39
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

UNREAD_POST Печкин » 26 апр 2012, 15:12

Рекомендую почитать ст. 138 целиком и ст. 144-146.
Попытаться для себя понять вопрос об определении даты признания расходов.
живу на Бухфоруме
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2882 раз.

UNREAD_POST Analitik » 26 апр 2012, 15:21

ок,я этим и занимаюсь,спасибо за участие ))
Analitik
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 26 апр 2012, 13:39
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

UNREAD_POST Vetal' » 26 апр 2012, 17:37

Analitik писал(а):ок,я этим и занимаюсь,спасибо за участие ))


Конкретно же хотя бы это уяснить:
138.4. Витрати, що формують собівартість реалізованих товарів, виконаних робіт, наданих послуг, визнаються витратами того звітного періоду, в якому визнано доходи від реалізації таких товарів, виконаних робіт, наданих послуг.
138.5. Інші витрати визнаються витратами того звітного періоду, в якому вони були здійснені, згідно з правилами ведення бухгалтерського обліку, з урахуванням наступного:...

14.1.228. собівартість реалізованих товарів, виконаних робіт, наданих послуг для цілей розділу III цього Кодексу - витрати, що прямо пов'язані з виробництвом та/або придбанням реалізованих протягом звітного податкового періоду товарів, виконаних робіт, наданих послуг, які визначаються відповідно до положень (стандартів) бухгалтерського обліку, що застосовуються в частині, яка не суперечить положенням цього розділу;

138.8. Собівартість виготовлених та реалізованих товарів, виконаних робіт, наданих послуг складається з витрат, прямо пов'язаних з виробництвом таких товарів, виконанням робіт, наданням послуг, а саме:
прямих матеріальних витрат;
прямих витрат на оплату праці;
амортизації виробничих основних засобів та нематеріальних активів, безпосередньо пов'язаних з виробництвом товарів, виконанням робіт, наданням послуг;
загальновиробничі витрати, які відносяться на собівартість виготовлених та реалізованих товарів, виконаних робіт, наданих послуг відповідно до положень (стандартів) бухгалтерського обліку;
вартості придбаних послуг, прямо пов'язаних з виробництвом товарів, виконанням робіт, наданням послуг;
інших прямих витрат, у тому числі витрат з придбання електричної енергії (включаючи реактивну);
Vetal'
 
Сообщений: 2852
Зарегистрирован: 27 янв 2011, 11:57
Благодарил (а): 440 раз.
Поблагодарили: 1151 раз.

UNREAD_POST tihonina » 14 июл 2012, 20:33

Помогите пожайлуста определиться, куда отнести расходы по договору ответ. хранения. Предприятие занимается оптовой торговлей, своего склада не имеет.Часть товара везется непосредственно покупателю, часть храниться по этому договору до момента реализации. На затраты сбыта,на себестоимость товара, на общепроизводственные или вообще на прочие?
tihonina
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 14 июл 2012, 19:23
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

UNREAD_POST Al Shurshun » 14 июл 2012, 20:54

Уважаемый коллега, tihonina !
tihonina писал(а):Помогите пожайлуста определиться, куда отнести расходы по договору ответ. хранения. Предприятие занимается оптовой торговлей, своего склада не имеет.Часть товара везется непосредственно покупателю, часть храниться по этому договору до момента реализации. На затраты сбыта,на себестоимость товара, на общепроизводственные или вообще на прочие?
Таким образом, предполагаю, что в отсутствие вот той вот части товара расходы по хранению не возникают ?!.

С уважением Изображение
Жизнь коротка, а глупость - безгранична

Готовое изделие в виде паровоза обработать лобзиком до формы самолета
Аватар пользователя
Al Shurshun
 
Сообщений: 2932
Зарегистрирован: 13 май 2011, 22:22
Благодарил (а): 603 раз.
Поблагодарили: 1283 раз.

UNREAD_POST Печкин » 15 июл 2012, 02:41

tihonina писал(а):Помогите пожайлуста определиться, куда отнести расходы по договору ответ. хранения. Предприятие занимается оптовой торговлей, своего склада не имеет.Часть товара везется непосредственно покупателю, часть храниться по этому договору до момента реализации. На затраты сбыта,на себестоимость товара, на общепроизводственные или вообще на прочие?


tihonina
Расходы на хранение в торговле я бы отнес в расходы на сбыт.
Кстати, общепроизводственных у вас нет. В себестоимость они тоже не включаются.

to Al Shurshun
Выделил тему: Сопутствующая продукция (побочная продукция). Иначе здесь в большой ветке потеряется. Впоследствии будет сложно отыскать.
живу на Бухфоруме
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2882 раз.

UNREAD_POST tihonina » 15 июл 2012, 08:36

Совершенно верно.Расходы на хранение по части товара не возникают. А почасти возникают, причем одни товары хранятся со сроком 1-6месяцев, другие 1-2неделю.
tihonina
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 14 июл 2012, 19:23
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

UNREAD_POST Подгорная » 17 июл 2012, 14:26

Здравствуйте, подскажите правильно ли я понимаю ситуацию: на предприятии за 2 квартал возник бой готовой продукции, которую надо списать , в налоговом учете я должна количество списанного боя снять затраты в себестоимости продукции за 2 квартал, спасибо
Подгорная
 
Сообщений: 57
Зарегистрирован: 01 сен 2011, 11:55
Благодарил (а): 29 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

UNREAD_POST Vetal' » 17 июл 2012, 14:37

Подгорная писал(а):Здравствуйте, подскажите правильно ли я понимаю ситуацию: на предприятии за 2 квартал возник бой готовой продукции, которую надо списать , в налоговом учете я должна количество списанного боя снять затраты в себестоимости продукции за 2 квартал, спасибо


Добрый день! Поскольку до продажи с/с готовой продукции не попала в расходы, то и "снимать" нечего. Просто не включаете в налоговые расходы себестоимость по факту списания готовой продукции (Дт Расходы Кт 26).
Ну и если речь идет о "бое в пределах утвержденных государством норм", есть шанс остаться с расходами.

За это сообщение автора Vetal' поблагодарил:
Подгорная
Vetal'
 
Сообщений: 2852
Зарегистрирован: 27 янв 2011, 11:57
Благодарил (а): 440 раз.
Поблагодарили: 1151 раз.

UNREAD_POST Анна Сергеевна » 18 июл 2012, 13:01

Подгорная писал(а):Здравствуйте, подскажите правильно ли я понимаю ситуацию: на предприятии за 2 квартал возник бой готовой продукции, которую надо списать , в налоговом учете я должна количество списанного боя снять затраты в себестоимости продукции за 2 квартал, спасибо

Готовая Продукция была на складе,значит реализации не было и в расходы она не попала ранее,поэтому и снимать ничего не надо.

За это сообщение автора Анна Сергеевна поблагодарил:
Подгорная
Аватар пользователя
Анна Сергеевна
 
Сообщений: 258
Зарегистрирован: 25 фев 2011, 13:06
Благодарил (а): 133 раз.
Поблагодарили: 79 раз.

UNREAD_POST Мыша » 04 авг 2012, 11:37

В себестоимость расходы на сбыт не включаются
Госинспекция по контролю за ценами в Полтавской области подала иск к ОАО «Х» о взыскании экономиче­ских санкций в размере 3,9 млн гривен. Поста­новлением Полтавского окружного админсуда, оставленным без изменений определением Харьковского апелляционного админсуда, в удовлетворении иска отказано.
ВАСУ удовлетворил иск и установил, что исходя из договора между ответчиком и ООО «Д» о предоставлении эксклюзивного права на реализацию продукции детского питания, услуги по реализации касаются продукции, которая на момент предоставления таких услуг уже принадлежала ООО «Д», поэтому ответчик не имел правовых оснований для включения в себестоимость продукции детского питания расходов на сбыт продукции, понесенных ООО «Д» при реализации.
(Постановление ВАСУ от 12 июля 2012 года. Дело № К-16723/10. Пред­седатель­ствующий – Васильченко Н.В. Судьи — Розваляева Т.С., Черпицкая Л.Т.)
Аватар пользователя
Мыша
 
Сообщений: 944
Зарегистрирован: 07 июн 2011, 10:40
Благодарил (а): 288 раз.
Поблагодарили: 329 раз.

UNREAD_POST налоговик » 13 авг 2012, 14:30

Снова тема про расходы при простоях

Продаж.net: куда пристроить расходы?

Елена КУШИНА, редактор

Любое предприятие может оказаться в ситуации, когда иссякнет основной источник его существования — выручка от реализации продукции или товаров, выполнения работ или предоставления услуг. Причины могут быть самыми разными — от глобальных (из-за мирового финансового кризиса нет спроса на изготавливаемую предприятием продукцию) до локальных (к примеру, предприятие лишили лицензии на осуществление того или иного вида деятельности).
И тогда перед собственниками возникает вполне закономерный вопрос: что делать? Возможно, стоит переждать плохие времена в надежде возобновить полноценное функционирование предприятия в будущем, то есть частично или полностью приостановить деятельность предприятия.
Но даже «полумертвое» предприятие в состоянии простоя требует заботы. Так, на нем могут оставаться работники (во всяком случае, бухгалтер) и приобретенные в лучшие времена объекты основных средств. При этом предприятие может арендовать склад для хранения производственных запасов или выделенный местным советом земельный участок, который хочет оставить «за собой». А значит, ему придется осуществлять расходы.
Понятно, что эта ситуация нестандартная. На самом деле при создании предприятия предполагалось, что работать оно будет непрерывно. Поэтому и закрадываются сомнения: а можно ли отражать расходы в бухгалтерском и налоговом учете? Анализируя такие наиболее распространенные при простое расходы, как расходы на оплату труда и амортизационные отчисления, выясним, есть ли почва для этих сомнений. Хозяйственную деятельность, имеющую сезонный характер, пока что рассматривать не будем.

Расходы на оплату труда
В принципе, на предприятии может не быть ни одного работника, в том числе ни бухгалтера, ни директора. Тогда на время простоя функции управления предприятием принимает на себя один из его собственников. При этом предприятие не обязано выплачивать вознаграждение за выполнение этой функции (см. письмо Минсоцполитики Украины от 07.02.2012 г. № 113/13/84-12).
Однако это исключительный случай. Обычно на предприятии есть лица, с которыми заключен трудовой договор, поэтому предприятие обязано выплачивать им заработную плату и осуществлять необходимые начисления и удержания.
Организационные аспекты. Поскольку заработная плата уже не может выплачиваться в полном размере, предприятие вынуждено пойти на ее сокращение до размера минимальной заработной платы, установленной законодательством (выплачивать заработную плату ниже минимальной запрещает ст.95 КЗоТ1).
Причем ст.97 КЗоТ требует: принятие решения об уменьшении заработной платы не должно происходить в одностороннем порядке. Это решение собственника предприятия или уполномоченного им органа нужно провести через внесение изменений в коллективный договор либо согласовать с профсоюзом или другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом (если коллективный договор не заключен). В то же время уменьшение заработной платы возможно по процедуре изменения существенных условий труда (ст.32 КЗоТ). Для этого за два месяца до уменьшения размера заработной платы издают приказ, с которым должны быть ознакомлены работники, каждый из которых проставляет на приказе подпись и дату ознакомления. Если тот или иной работник не соглашается, трудовой договор с ним расторгается (п.6 ст.36 КЗоТ).
Некоторые работники могут быть переведены на неполное рабочее время в виде неполного рабочего дня (скажем, два часа вместо восьми) или неполной рабочей недели (к примеру, три дня вместо пяти). В соответствии со ст.56 КЗоТ неполное рабочее время может устанавливаться по согласию между работником и собственником предприятия или уполномоченным им органом. Перевод работников на неполное рабочее время также возможен по процедуре изменения существенных условий труда (ст.32 КЗоТ). Работнику, несогласному с такими условиями, грозит расторжение трудового договора в соответствии с п.6 ст.36 КЗоТ. А вот оплата труда наемных лиц, перешедших на неполное рабочее время, проводится «пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки» (ст.56 КЗоТ). Поэтому такая оплата может составлять лишь часть минимальной заработной платы, установленной законодательством.
Расходы на выплату заработной платы работникам (какого бы она ни была размера) оформляются на основании табеля учета использования рабочего времени (типовая форма № П-5, утвержденная Приказом № 4892) и расчетно-платежных ведомостей (типовые формы № П-6 и П-7, утвержденные тем же приказом).
Также в отношении некоторых работников можно оформить простой — «приостановление работы, вызванное отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, непреодолимой силой или другими обстоятельствами» (ст.34 КЗоТ). В письме от 23.10.2007 г. № 257/06/187-07 Минтруда Украины рекомендовало, чтобы на время простоя не по вине работника оформлялся акт простоя и приказ собственника или уполномоченного им органа. В акте, составленном в произвольной форме, фиксируются причины, которые обусловили приостановку работы, дата начала и дата вероятного окончания простоя. Также можно указать его последствия, способы преодоления последствий простоя и предотвращения подобных явлений в дальнейшем, список работников, в отношении которых оформляется простой, необходимость присутствия или отсутствия работников на рабочем месте и т.п.
Согласно ст.113 КЗоТ простой оплачивается из расчета не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада). Для учета простоев специальных форм первичной документации сегодня не существует, в табеле учета использования рабочего времени (типовая форма № П-5, утвержденная Приказом № 489) проставляется соответствующее условное обозначение (буквенный код — «П», цифровой — «23»). Оплата простоев оформляется расчетно-платежными ведомостями (типовые формы № П-6 и № П-7, утвержденные тем же приказом).

Бухгалтерский учет. Расходы на оплату труда аппарата управления предприятием и другого общехозяйственного персонала в соответствии с п.18 ПБУ-163 относятся к административным расходам, а расходы на оплату труда работников сбыта включаются в состав расходов на сбыт (п.19 ПБУ-16). Оплата труда работников, занимающихся исследованиями и разработками, которые не приводят к созданию нематериальных активов, включается в состав прочих операционных расходов (п.20 ПБУ-16) и отражается по дебету субсчета 941 «Расходы на исследования и разработки».
Сложнее дело обстоит с работниками, которые до приостановления деятельности были непосредственно заняты в производстве продукции, выполнении работ, предоставлении услуг, и работниками, входящими в аппарат управления цехами, участками и т.п. До того, как предприятие оказалось «не у дел», оплата труда таких работников включалась в производственную себестоимость продукции (работ, услуг) в составе прямых расходов на оплату труда (п.11 ПБУ-16) или в составе общепроизводственных расходов (пп.15.1 ПБУ-16).
Однако в условиях, когда предприятие приостанавливает свою деятельность, производственная себестоимость продукции, работ или услуг в принципе не формируется. При этом непонятна судьба расходов на оплату труда (пусть и в размере минимальной заработной платы или части этой минимальной заработной платы при неполном рабочем времени) ничего не производящего токаря или не участвующего ни в одном из проектов программиста. Поэтому таких работников следует перевести по их согласию на другую работу на предприятии (ст.33 КЗоТ). Скажем, и токарь, и программист вполне смогут заниматься, если не исследованиями, то, по крайней мере, разработками, которыми считается «применение предприятием результатов исследований и других знаний для планирования и проектирования новых или более усовершенствованных материалов, приборов, продуктов, процессов, систем или услуг до начала их серийного производства или использования» (п.4 ПБУ-84). Тогда расходы на оплату их труда будут квалифицироваться как прочие операционные расходы.
Более логичный вариант — оформление в отношении таких работников простоев с их оплатой — может стать более сложным в части отражения в учете.
С одной стороны, оплата простоев прямо указана в пп.15.9 ПБУ-16 в числе прочих расходов, которые включаются в состав общепроизводственных расходов. Это и понятно, ведь простой оформляют в отношении работников, занятых на производстве. Поскольку расходы на простой нельзя прямо связать с производством продукции, работ, услуг, такие расходы носят общепроизводственный характер. С другой стороны, общепроизводственные расходы все равно должна попасть в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг): либо в составе производственной себестоимости, либо путем прямого списания. А в случае приостановления деятельности доходов от реализации продукции (работ, услуг) нет, значит, нет и связанных с этой реализацией расходов в виде себестоимости. Поэтому и расходы на оплату простоев (еще раз подчеркнем — при отсутствии реализации!) логичнее считать прочими расходами операционной деятельности (п.20 ПБУ-16), сумма которых отражается по дебету одноименного субсчета 949, то есть в расходах периода5.

Налоговый учет. Состав расходов и порядок их признания, установленный в ст.138 Кодекса, во многом повторяет положения ПБУ-16. Так, расходы, формирующие себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), признаются расходами того периода, в котором признаны доходы от ее реализации (п.138.4 ст.138 НКУ). А суммы других расходов признаются расходами периода (п.138.5 ст.138 НКУ). Главное, чтобы на них не распространялись ограничения, прямо установленные в Кодексе.
Поэтому в том же периоде, в котором они начислены, в состав налоговых расходов включаются расходы на оплату труда административного персонала (пп.«б» пп.138.10.2 ст.138) и работников подразделений, обеспечивающих сбыт (пп.«в» пп.138.10.3 ст.138). Такой статус обеспечивает им не только прямое упоминание в указанных подпунктах, но и специальный п.142.1 ст.142, посвященный выплатам физическим лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятием. Расходы на оплату труда других работников, которые имеют такой же косвенный характер по отношению к расходам на производство, также не должны быть потеряны для налогового учета. В частности, в том же периоде, в котором начислена заработная плата работникам, занимающихся исследованиями и разработками, расходы на оплату их труда должны уменьшить объект налогообложения (фактически — увеличить налоговые убытки) не только в соответствии с требованиями п.142.1 ст.142, но и согласно пп.140.1.2 ст.140 и пп.«в» пп.138.10.4 ст.138 НКУ. Все эти наемные лица, сколько бы их не осталось и с какой бы производительностью труда они не работали, вносят свой посильный вклад в будущее возрождение родного предприятия.
Что касается расходов на оплату труда производственных работников, то понятно, что наличие таких расходов при отсутствии производства вызовет у проверяющих, по крайней мере, недоумение. Потому наиболее ценных работников (то есть работников, которых предприятие не хочет терять) либо нужно перевести на другую работу, либо для них должен быть оформлен простой6.
И хотя понятие «простой» в разделе III НКУ (в отличие от ПБУ-16) вообще не упоминается, это ровным счетом ничего не означает. Оплата простоя производственных работников не по вине самих работников — это обязательная выплата, предусмотренная законодательством (ст.113 КЗоТ). Статьей 2 Закона Украины от 24.03.96 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда» определена структура заработной платы, которая состоит из основной заработной платы, дополнительной заработной платы и других поощрительных и компенсационных выплат. В соответствии с Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата Украины от 13.01.2004 г. № 5, оплата за неотработанное время, в частности, оплата простоев не по вине работника, включается в фонд дополнительной заработной платы (пп.2.2.12 п.2.2 раздела 2). А п.142.1 ст.142 НКУ прямо устанавливает, что в состав расходов налогоплательщика включаются начисленные расходы, в частности, на выплату дополнительной заработной платы.
Как и в бухгалтерском учете, при отсутствии дохода от реализации расходы на оплату простоя логично включать в состав прочих операционных расходов в соответствии с пп.«в» п.138.10.4 ст.138 НКУ как «другие расходы операционной деятельности, связанные с хозяйственной деятельностью», отражая их в составе показателя строки 06.4.39 приложения ІВ к декларации по налогу на прибыль.
Конечно, налоговики могут препятствовать законному праву налогоплательщиков определять базу налогообложения с учетом указанных выше расходов. Обоснование старо как мир: налогоплательщик в случае простоя, дескать, не ведет хозяйственную деятельность, поэтому расходам, которые ему приходиться при этом осуществлять, нет места в налоговом учете7. Но из определения термина «хозяйственная деятельность», приведенного в пп.14.1.36 ст.14 НКУ, этот вывод не следует. Хозяйственная деятельность — это «деятельность лица, связанная с производством… товаров, выполнением работ, предоставлением услуг [а не являющаяся исключительно производственной], направленная на получение дохода [получение дохода также в будущем, а не обязательно приносящая сию минуту доход]». А простой является неотъемлемой частью хозяйственной деятельности.
Некоторые налогоплательщики, которые стремятся соблюсти налоговую нагрузку, пытаются схитрить: в периоде простоя они списывают расходы в дебет счета 39 «Расходы будущих периодов» (скажем, как расходы, связанные с освоением новых производств и агрегатов), а потом, когда возобновляются продажи, всеми правдами и неправдами пытаются отразить их в декларации, имеющей шанс стать прибыльной. К сожалению, таким налогоплательщикам приходится нелегко: НКУ не содержит механизма «придерживания» расходов, кроме расходов, которые включаются в себестоимость товаров (работ, услуг). Поэтому прежде чем так поступать, следует хорошо подумать, стоит ли игра свеч.

Амортизационные отчисления

Объекты основных средств, простаивающие на предприятии, — еще один повод для раздумий. Что делать с этими объектами, а вернее, с их амортизацией? Можно ли начислять амортизацию, если они не используются в хозяйственной деятельности предприятия и не известно, когда будут использоваться?

Организационные вопросы. Конечно, можно вывести объекты основных средств из эксплуатации в связи с их консервацией.
Предприятию, принявшему такое решение, имеет смысл ознакомиться с Положением № 11838. Несмотря на то, что этот документ обязателен для применения только предприятиями, которые имеют стратегическое значение, а также основаны на государственной собственности, все остальные также могут применять изложенные в нем рекомендации.
Согласно упомянутому документу для вывода того или иного объекта из эксплуатации следует, по крайней мере, составить несколько документов. Это приказ (распоряжение) руководителя о консервации, проект консервации (занимается специальная комиссия), Акт о временном выводе основных средств из производственного процесса и их консервации (по форме, приведенной в приложении 1 к Положению). Кроме перечисленных документов, также нужен Акт о приемке основных средств на консервацию (форма не установлена, но такой документ предусмотрен п.17 Положения, а в качестве типовой можно использовать форму № ОЗ-1 «Акт приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств», утвержденную приказом Минстата Украины от 29.12.95 г. № 352 «Об утверждении типовых форм первичного учета»).
Но на практике предприятия далеко не всегда переводят на консервацию временно не использующиеся объекты основных средств (к примеру, потому, что ожидается возобновление деятельности, или оттого, что расходы на содержание законсервированных объектов будут сопоставимы с суммами амортизации). При этом законодательство не содержит требования выводить из эксплуатации временно не используемые объекты основных средств.

Бухгалтерский учет. При переводе объекта основных средств на консервацию начисление амортизации приостанавливается, начиная со следующего месяца (п.23 и п.29 ПБУ-79). Исключение — начисление амортизации по производственному методу, когда такое начисление не производится просто потому, что один из множителей «амортизационной» формулы — фактический месячный объем продукции (работ, услуг) — равен нулю (пп.5 п.26 названного стандарта).
А вот о расходах, связанных с содержанием объектов основных средств, переведенных на консервацию (охрана, сигнализация и т.п.), бухгалтерские нормативные документы умалчивают. В письме от 24.04.2009 г. № 31-34000-20-10/11663 Минфин Украины рекомендует отражать такие расходы в составе прочих расходов обычной деятельности, то есть в дебете одноименного субсчета 977 (хотя и использование субсчета 949 «Прочие расходы операционной деятельности» тоже подойдет).
В то же время в соответствии с п.23 ПБУ-7 начисление амортизации осуществляется «в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта, который устанавливается предприятием… при признании этого объекта активом», а не «в период полезного использования» или не «во время полезного использования». При этом прямо указано, что приостанавливается начисление амортизации на период конкретных событий (перевод на реконструкцию, модернизацию, достройку, дооборудование, консервацию). О невозможности начисления амортизации при неиспользовании объекта в течение какого-то определенного периода времени в бухгалтерских стандартах не сказано ничего.
А вот в параграфе 55 МСБУ 16 «Основные средства» специально обращено внимание на то, что «амортизацию не прекращают, когда актив не используют или он выбывает из активного использования, пока актив не будет амортизирован полностью. Однако, согласно использованным методам амортизации, амортизационные отчисления могут быть равны нулю, если нет производства». Объясняется это тем, что, хотя будущие экономические выгоды, воплощенные в активе, потребляются субъектом хозяйствования преимущественно через использование актива, «другие факторы, такие как техническое или коммерческое старение, а также моральный и физический износ актива (в то время, когда этот актив не используется), часто приводят к уменьшению ожидаемых от актива экономических выгод» (параграф 56).
Исходя из этого, начисление амортизации в период неиспользования объекта основных средств следует, по мнению автора, проводить аналогично с начислением расходов на содержание законсервированных объектов. То есть отражать по дебету субсчета 977 (949).

Налоговый учет. Подпункты 145.1.2 ст.145 и 146.2 ст.146 НКУ определяют, что амортизация объекта приостанавливается «на период его реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования, консервации и других видов улучшения и консервации», начиная с месяца, следующего за месяцем вывода из эксплуатации. При этом перечень причин приостановления амортизации является исчерпывающим.
Вывод из эксплуатации в связи с консервацией осуществляется на основании приказа руководителя предприятия (п.146.18 ст.146 Кодекса). Расходы, связанные с содержанием основных средств, находящихся на консервации, согласно прямой норме п.144.2 ст.144 НКУ не подлежат амортизации и полностью относятся к составу расходов отчетного периода. Они считаются или прочими расходами в соответствии с пп.138.12.2 ст.138, или прочими операционными расходами согласно пп.«в» пп.138.10.4 ст.138 (здесь можно проследить связь с бухгалтерским учетом, когда в первом случае такие расходы списываются в дебет субсчета 977, во втором — в дебет субсчета 949). Однако их квалификация в целях налогового учета не так важна — все равно в декларации по налогу на прибыль они должны найти свое место в составе показателя строки 06.4.39 приложения ІВ.
Отсутствие приказа о переводе объектов основных средств на консервацию означает, что налогоплательщик не принял соответствующее решение, оформленное приказом руководителя. А без решения не может быть никаких налоговых последствий (что, кстати, следует из самого Кодекса). Поэтому объекты основных средств, не переведенные на консервацию, в налоговом учете, как и в бухгалтерском, должны продолжать амортизироваться. Причем этот вывод следует и из п.146.2 ст.142 НКУ, который устанавливает принципы начисления налоговой амортизации аналогично бухгалтерской (см. выше цитаты из п.23 ПБУ-7 и параграфов 55 и 56 МСБУ 16 «Основные средства»).
Конечно, это утверждение некоторым читателям покажется излишне смелым. Не зря в ЕБНЗ приведены вполне прогнозируемые рекомендации, требующие от налогоплательщиков при временном приостановлении хозяйственной деятельности выводить основные средства из эксплуатации (в том числе переводить их на консервацию), прекращая при этом начисление амортизации. Естественно, что при этом налоговики настаивают на нехозяйственности подобных расходов.
Поэтому налогоплательщикам приходится защищать свои права различными способами. Самый безболезненный из них — настаивать на возможности применения объектов основных средств не по их прямому назначению (налоговое законодательство не ставит факт начисления налоговой амортизации в зависимость от такого применения10).
Более смелый — апеллировать к формальному прочтению норм НКУ, ПБУ и международной бухгалтерской практике (аргументы см. выше), учитывая при этом длительность периода времени простоя. Ведь использование объекта основных средств в хозяйственной деятельности должно быть подчинено своим правилам. Так, автомобиль может отвезти директора предприятия в налоговую лишь один раз за месяц, однако ни один директор не станет издавать приказы о выводе автомобиля из эксплуатации и его вводе в эксплуатацию, а бухгалтер не будет начислять месячную амортизацию этого автомобиля за 45 минут пробега туда и обратно. Видимо, следует учитывать существенность периода времени простоя для каждого конкретного объекта основных средств на каждом конкретном предприятии в каждом конкретном случае его использования. А за ориентир такой существенности для объектов основных средств, не имеющих сезонный характер использования, можно брать период более трех месяцев11.
Конечно, в этом случае о признании амортизационных расходов в составе прямых или общепроизводственных расходов, куда они попадали в перио¬де их фактического использования, речь не идет. Поэтому суммы амортизации временно не используемого (не законсервированного) объекта в зависимости от их бухгалтерской классификации должны считаться прочими операционными расходами (пп.138.12.2 ст.138 НКУ) или прочими расходами (пп.«в» пп.138.10.4 ст.138 НКУ). В декларации по налогу на прибыль они будут включены в графу 2 таблицы 1 приложения АМ, а также в состав показателя строки 06.4.39 приложения ІВ.


1Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г. № 322-VIII (прим. ред.).
2Приказ Госкомстата Украины от 05.12.2008 г. № 489 «Об утверждении типовых форм первичной учетной документации по статистике труда» (прим. ред.).
3Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом МФУ от 31.12.99 г. № 318 (прим. ред.).
4Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы», утвержденное приказом МФУ от 18.10.99 г. № 242 (прим. ред.).
5Что, кстати, подтверждается последними изменениями, внесенными приказом МФУ от 31.05.2012 г. № 658 в Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденную приказом МФУ от 30.10.99 г. № 291 (прим. ред.).
6См. также: Журавская И. Вынужденный простой: гарантии для работников и налоговые последствия // Бухгалтерия. — 2011. — № 30. — C.75–79 (прим. ред.).
7В докодексный период консультация подобного рода была опубликована, в частности, в Вестнике налоговой службы Украины (2007, № 13, с.48). Нашу критику выводов, следующих из этой консультации, см.: Твердомед А. Без связей сложно, но можно (о связи расходов с хозяйственной деятельностью) // Бухгалтерия. — 2007. — № 43. — С.43–46 (прим. ред.).
8Положение о порядке консервации основных производственных фондов предприятий, утвержденное постановлением КМУ от 28.10.97 г. № 1183. Опубликовано: Необоротные материальные активы: бухгалтерский и налоговый учет: Сборник систематизированного законодательства. — 2011. — Вып.4. — C.112–115 (прим. ред.).
9Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом МФУ от 27.04.2000 г. № 92 (прим. ред.).
10К примеру, известен случай, произошедший в докодексный период, когда факт использования неработающего магазина под склад был воспринят судом как убедительное доказательство правоты налогоплательщика и послужил основанием для отмены налогового уведомления-решения (решение Хозяйственного суда Ривненской области от 06.06.2003 г. № 17/168). Подробнее см.: Бухгалтерия. — 2008. — № 47. — С.73 (прим. ред.).
11Такой порог существенности периода времени Минфин рекомендовал, в частности, использовать в целях определения минимального периода, в течение которого создаются квалифицированные активы. См. письмо Минфина от 16.02.2011 г. № 31-34020-07-16/4220 (прим. авт.).

Опубликовано в Бухгалтерии N33 (1020) от 13 АВГУСТА 2012 года


ДЛЯ СПРАВКИ

ВОПРОС: Нужно ли плательщику налога на прибыль выводить из эксплуатации ОС при временном прекращении хозяйственной деятельности и начисляется ли амортизация на них, если вывод из эксплуатации не осуществляется?

ОТВЕТ: Амортизация объекта основных средств начисляется в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта, установленного плательщиком налога, но не менее минимально допустимого срока, установленного пунк¬том 145.1 статьи 145 данного Кодекса, помесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем ввода объекта основных средств в эксплуатацию, и приостанавливается на период его реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования, консервации и других видов улучшения и консервации (п.146.2 ст.146 НКУ).
<…>
Если основные средства не используются в хозяйственной деятельности плательщика налога, то согласно п.144.3 ст.144 НКУ они являются непроизводственными основными средствами (необоротные материальные активы), расходы на приобретение/самостоятельное изготовление и ремонт, а также реконструкцию, модернизацию или прочее улучшение которых не подлежат амортизация.
Учитывая указанное, при временном прекращении хозяйственной деятельности плательщик налога на прибыль должен вывести из эксплуатации основные средства и приостановить начисление амортизации на них.

За это сообщение автора налоговик поблагодарил:
Crazy Greta
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5698
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 806 раз.
Поблагодарили: 2589 раз.

UNREAD_POST налоговик » 13 авг 2012, 14:43

РАСХОДЫ ПРИ ПРОСТОЕ МАГАЗИНА

Предприятие торговли арендует помещение магазина. Месяц предприятие не работало, но такие расходы, как аренда, коммунальные платежи и другие эксплуатационные расходы оно осуществляло. В каком периоде отражаются налоговые расходы?

В соответствии с пп. 134.1.1 ст.134 НКУ объектом налогообложения является сумма доходов отчетного периода, уменьшенная на себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг и сумму прочих расходов отчетного налогового периода. Поэтому прежде всего необходимо выяснить: указанные в вопросе расходы (аренда, коммунальные платежи и другие эксплуатационные расходы) для целей НКУ включаются в себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг или для целей налогового учета они относятся к прочим расходам?
Как указано в вопросе, предприятие арендует помещение магазина. Будем считать (поскольку в вопросе не конкретизировано), что арендованное помещение имеет исключительно торговое предназначение. Расходы, связанные с продажей товаров, классифицируются либо как расходы, которые должны формировать первоначальную стоимость товаров, либо как расходы на сбыт. В зависимости от того, к какой классификации относятся расходы, приведенные в вопросе, определяется период их признания в налоговом учете.
Первоначальная стоимость товаров станет налоговыми расходами в периоде признания доходов от реализации этих товаров (п.138.2, п.138.4, п. 138.6 ст.138 НКУ). А расходы на сбыт относятся к другим расходам операционной деятельности (п. 138.1 ст.138 НКУ), поэтому они списываются В налоговом учете в периоде их отражения в расходах по правилам бухгалтерского учета (п.138.5 ст. 138 НКУ).
Плата за аренду помещения магазина и за коммунальные услуги — это расходы, возникающие в торговом процессе, но никакого отношения к первоначальной стоимости товаров они не имеют (такой вывод следует из п.138.6 ст.138 НКУ и п.9 ПБУ-9). По налогово-бухгалтерcкой классификации это — расходы на сбыт (п.14 ПБУ-9, п. 19 ПБУ-16, пп.138.10.3 ст. 138 НКУ), и они отражаются в периоде их осуществления, независимо от того, признаны доходы от реализации товаров или нет.

Зеновий ШВЕЦ, аудитор

Опубликовано: Бухгалтерия. — 2012. — № 33, с. 77

За это сообщение автора налоговик поблагодарили: 2
Crazy Greta, Люба П
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5698
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 806 раз.
Поблагодарили: 2589 раз.

Пред.След.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: alex88, Gb, Ya