Рекламу показываем только НЕзарегистрированным пользователям. Войдите или зарегистрируйтесь на Бухфоруме
    .

Суточные по Украине

Путеводитель по разделу. Ставка 0 %, доходы, расходы, амортизация, декларация. Переходное.

Модератор: Печкин

UNREAD_POST vins » 12 май 2011, 08:05

"Адвокат бухгалтера" № 9 за 2011 год о расходах на командировку

Документы, оформляемые при командировке, условно можно разделить на два вида:
1. Документы, подтверждающие факт командировки (абз. 10 пп. 140.1.7 НКУ):
- приказ руководителя о направлении работника в командировку с указанием цели, пункта назначения и срока командировки;
- удостоверение о командировке. Вместе с тем вызывает сомнение обязательность этого документа с 01.04.11 г. Дело в том, что ни Постановление № 98, ни Инструкция № 59 в новой редакции не упоминают этот документ (прим. vins - даже если бы и упоминали, достаточно того, что его не упоминает НКУ). Абзацем 11 пп. 140.1.7 НКУ установлено, что сумма суточных в пределах Украины и стран, въезд граждан Украины на территорию которых не требует наличия визы (разрешения на въезд), определяется приказом о командировке и соответствующими первичными документами (абз. 13 пп. 5.4.8 Закона Украины от 28.12.94 г. № 334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий» таким документом определял удостоверение о командировке). Можно предположить, что ПКУ под первичным документом также понимает удостоверение о командировке. Однако это только предположение (прим. vins - и то хорошо :)), ведь в соответствии со ст. 1 Закона Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» первичный документ -документ, содержащий сведения о хозяйственной операции и подтверждающий ее осуществление. Настоящая же статья определяет, что хозяйственной операцией является действие или событие, которое влечет за собой изменения в структуре активов и обязательств в собственном капитале предприятия. Удостоверение о командировке как документ имеет другое назначение - оно не содержит информацию о хозяйственной операции предприятия, а только подтверждает факт пребывания работника в определенном месте в определенное время. Таким образом, удостоверение о командировке не может быть первичным документом, а потому обязательность оформления этого документа не предусмотрена НКУ. Однако осторожные налогоплательщики могут продолжать оформлять удостоверение о командировке для подтверждения факта пребывания работника в командировке.
Вывод: с 11.04.11 г. удостоверение о командировке не является обязательным документом, который оформляется при командировках, по крайней мере до момента внесения изменений в соответствующие нормативные акты или появления разъяснений компетентных государственных органов по этому поводу (прим. vins - если государственные органы разъяснят так, что удостоверение является обязательным документом, то вряд ли их можно считать компетентными);
- загранпаспорт с отметками о пересечении государственной границы - при командировках за пределы Украины. В этом случае главным бухгалтером или отделом кадров заверяются ксерокопии соответствующих страниц паспорта.
2. Документы, подтверждающие правомерность понесенных расходов при командировке (абз. 14 пп. 140.1.7 НКУ):
- отчет о командировке;
- документы, подтверждающие стоимость понесенных в связи с командировкой расходов;
- документы, подтверждающие связь командировки с деятельностью плательщика налога (приглашение принимающей стороны, деятельность которой совпадает с деятельностью плательщика налога; договор или контракт; документы, устанавливающие или удостоверяющие желание установить гражданско-правовые отношения; документы, удостоверяющие участие командированного лица в переговорах, конференциях или симпозиумах, прочих мероприятиях, которые проводятся по тематике, совпадающей с хозяйственной деятельностью плательщика налога).

Изменился размер суточных, сумма которых определяется исходя из размера минимальной зарплаты по состоянию на 1 января отчетного налогового года (прим. vins - некорректная формулировка - изменился ведь не размер суточных, он может остаться для налогоплательщика тем же, изменился максимальный предел суточных для целей налогообложения).
Следует учитывать, что НКУ устанавливает максимальные размеры суточных. Минимальную сумму он не содержит, а потому плательщик налога на свое усмотрение может определять размер суточных, которые не превышают максимальных сумм, определенных НКУ (прим. vins - то есть, похоже, АБ считает, что предприятие не ограничено минимальными пределами суточных).

С 11.04.11 г. единственным обязательным нормативным актом, регулирующим порядок командировок для небюджетных предприятий, остался НКУ (прим. vins - все же, наверное, и КЗоТ можно упомянуть, раз мы говорим о нормативных актах, регулирующих порядок командировок, а не только связанные с ними вопросы налогообложения).

Юрий ЯГУНОВ юрист

За это сообщение автора vins поблагодарили: 5
Ася, Heloise, Oleg_Z, Vetal', yur
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2891 раз.

UNREAD_POST Vetal' » 12 май 2011, 13:57

С удостоверением неплохо получилось. Вообщем, вроде бы и разобрались, но, как бы, не совсем. :)

За это сообщение автора Vetal' поблагодарил:
vins
Vetal'
 
Сообщений: 2852
Зарегистрирован: 27 янв 2011, 11:57
Благодарил (а): 440 раз.
Поблагодарили: 1151 раз.

UNREAD_POST налоговик » 13 май 2011, 12:00

Формирование расходов по переходящим через 01.04.2011 г. командировкам

ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ

В якому розмірі добові витрати включаються до складу витрат платника податку, які враховуються при обчисленні об'єкта оподаткування щодо відрядження, яке розпочато до 01.04.2011 та закінчилося після 01.04.2011?Підпунктом 5.4.8 п. 5.4 ст. 5 Закону України від 28 грудня 1994 року N 334/94-ВР "Про оподаткування прибутку підприємств" (далі - Закон N 334), який втратив чинність з 01.04.2011, було передбачено, що добові витрати (витрати на харчування та фінансування власних потреб фізичної особи, понесених у зв'язку з її відрядженням) включалися до складу валових витрат у межах граничних норм, встановлених постановою Кабінету Міністрів України від 23 квітня 1999 р. N 663 "Про норми відшкодування витрат на відрядження в межах України та за кордон" (далі - Постанова N 663) за кожний повний день відрядження, включаючи день від'їзду та приїзду. Згідно з постановою Кабінету Міністрів України від 2 лютого 2011 року N 98 "Про суми та склад витрат на відрядження державних службовців, а також інших осіб, що направляються у відрядження підприємствами, установами та організаціями, які повністю або частково утримуються (фінансуються) за рахунок бюджетних коштів" Постанова N 663 втратила чинність з 01.04.2011. Відповідно до пп. 140.1.7 п. 140.1 ст. 140 Податкового кодексу України від 2 грудня 2010 року N 2755-VI (далі - ПКУ) до складу витрат на відрядження відносяться витрати, не підтверджені документально, на харчування та фінансування інших власних потреб фізичної особи (добові витрати), понесені у зв'язку з таким відрядженням у межах території України, але не більш як 0,2 розміру мінімальної заробітної плати, що діяв для працездатної особи на 1 січня звітного податкового року, в розрахунку на добу, а для відряджень за кордон - не вище 0,75 розміру мінімальної заробітної плати, що діяв для працездатної особи на 1 січня звітного податкового року, в розрахунку на добу.

Відповідно до п. 1 розділу XIX "Прикінцеві положення" ПКУ розділ III "Податок на прибуток підприємств" ПКУ набирає чинності з 1 квітня 2011 року.

Отже, протягом I кварталу 2011 року добові витрати на відрядження враховуються у складі валових витрат відповідно до пп. 5.4.8 п. 5.4 ст. 5 Закону N 334 з урахуванням граничних норм, встановлених Постановою N 663. У II кварталі 2011 року сума добових витрат враховується у складі витрат у межах, встановлених пп. 140.1.7 п. 140.1 ст. 140 ПКУ.

За это сообщение автора налоговик поблагодарил:
vins
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5698
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 806 раз.
Поблагодарили: 2592 раз.

UNREAD_POST налоговик » 16 май 2011, 16:23

В продолжении темы о последних изменениях (с сайта ГНА в Севастополе, хотя они взяли вроде из Лиги)

Положение о командировке и прочие организационные документы

Скрытый текст: показать
На любом предприятии есть работники, для которых командировки – привычное дело: как сами командированные, так и представители бухгалтерской службы. Вместе с тем оформление командировок и учет сумм расходов на них существенно поменялись. Во-первых, с 01.04.2011 г. вступил в силу раздел III НКУ, во-вторых, столь знакомая и столь долго служившая всем без исключения Инструкция № 59 после внесения изменений прямо регулирует только командировки работников предприятий, организаций и учреждений, которые полностью или частично финансируются из бюджета. Важные аспекты документального оформления командировок мы и предлагаем рассмотреть в этой статье.

Начнем с того, что письменное определение политики предприятия в отношении командировок – важный элемент документооборота. Тем более, когда поездки работников по служебному заданию – частое явление.

В документе, именуемом Положением о командировках, регламентированы, в частности:

• порядок направления в командировки;

• сроки предоставления отчетов;

• размеры суточных;

• порядок возмещения командировочных расходов;

• другие важные вопросы, связанные с направлением работников в командировки.

Вышесказанное стало особенно актуальным для многих субъектов хозяйствования в связи с изложением Инструкции № 59 в новой редакции. Благодаря этому данный норматив приобрел специальный статус и обязателен для использования (!) только органами государственной власти, учреждениями и организациями, полностью содержащимися за счет бюджетных средств, а также предприятиями, учреждениями и организациями, частично финансируемыми за счет бюджетных средств.

А что делать всем остальным? Минфин на своем официальном сайте разъяснил, что все хозрасчетные предприятия могут, но не обязаны использовать в своей деятельности обновленную Инструкцию № 59.

Заметим, что в действующем законодательстве, кроме Инструкции № 59, определения «командировка», «служебная командировка» отсутствуют. Если же говорить о перспективах, то в одном из проектов Трудового кодекса в статье 254 сказано, что командировка – это поездка работника по приказу (распоряжению) работодателя на определенный срок для выполнения работы (поручения), которое входит в трудовые обязанности работника, за пределы населенного пункта, где находится его рабочее место.

Как видим, это определение идентично тому, которое приведено в Инструкции № 59 (как прежней, так и нынешней). Кроме того, в абз. 14 пп. 140.1.7 НКУ указано, что любые расходы на командировку могут быть включены в состав расходов налогоплательщика при наличии документов, которые подтверждают связь этой командировки с деятельностью такого налогоплательщика.

Само собой разумеется, что вышеупомянутые поездки работников в другой населенный пункт могут осуществляться только по заданию и с разрешения руководителя предприятия для выполнения соответствующего служебного поручения, касающегося хоздеятельности такого предприятия: будь-то необходимость установления контактов с целью заключения договора или контракта, участия в переговорах, конференциях или симпозиумах, других мероприятиях, которые проводятся по тематике, совпадающей с хоздеятельностью налогоплательщика.

Далее рассмотрим основные разделы, присутствие которых особо желательно в Положении о командировке (см. образец).

Но прежде скажем, что такое Положение – это локальный акт предприятия, который, как правило, разрабатывается на основе коллективного договора. О важности заключения коллективного договора и порядке его составления «Б&З» рассказывал в статьях «Коллективный договор на предприятии» и «Содержание коллективного договора».

В коллективном договоре согласно ст. 13 КЗоТ устанавливаются взаимные обязательства сторон по регулированию производственных, трудовых, социально-экономических отношений. Поскольку ст. 121 КЗоТ предусмотрено, что работники имеют право на возмещение им расходов и получение прочих компенсаций в связи со служебными командировками, подобные выплаты указывают в разделе «Оплата труда. Гарантийные и компенсационные выплаты» коллективного договора.

Впрочем, на практике такой раздел нередко оформляют в виде отдельного Положения об оплате труда, являющегося неотъемлемой частью коллективного договора.

Основными целями разработки и утверждения Положения о командировках являются, в частности:

• установление регламента процедуры подготовки командировки;

• определение норм суточных;

• определение порядка компенсации расходов, понесенных работником в командировке;

• установление регламента предоставления отчетности по окончании командировки.

Как правило, Положение о командировках готовит отдел кадров предприятия, а вот отдельные пункты этого документа, связанные с денежными расходами и их документальным оформлением, следует согласовать с финансово-бухгалтерской службой предприятия.

Утверждается Положение о командировках руководителем предприятия и на основании его же приказа вводится в действие.

Заметим, что каждый работник имеет право обратиться к Положению о командировках в случае возникновения каких-либо вопросов или разногласий, связанных со служебной поездкой.

К тому же действующее законодательство не запрещает руководителям коммерческих предприятий устанавливать какие-либо командировочные ограничения или привилегии отдельным категориям работников. Например, при выборе вида транспорта руководитель может установить, что работник А. может ехать только в купейном, а не в спальном вагоне. Зато работник Б. вместо обычного гостиничного номера со всеми удобствами получает право проживания в номере люкс. Понятно, что такие ограничения следует указать прямо в приказе на командировку.

О размере суточных

Дело в том, что пп. 140.1.7 НКУ установил предельный, т. е. максимальный размер суточных, которые можно включать в расходы предприятия. Но это касается лишь налогового учета.

В то же время ст. 121 КЗоТ говорит о том, что работникам, которые направляются в командировку, выплачиваются, в том числе, суточные за время пребывания в командировке, в порядке и в размерах, установленных законодательством. И поскольку Инструкция № 59 не является обязательной, возникает вопрос, кто и как может или должен гарантировать минимальный размер суточных.

В этой связи в бухгалтерских кругах витает, и небезосновательно, мнение о том, что в отсутствие законодательно гарантированного минимального размера суточных для коммерческих предприятий нужно пользоваться «старыми» нормами, действующими до вступления в силу раздела III НКУ. Ибо ст. 22 Конституции Украины не допускает сужения объема прав и свобод человека и гражданина в связи с принятием новых законов или внесения изменений в действующие законы.

Напомним, что размер суточных при командировках по Украине и за рубеж регулировался постановлением КМУ от 23.04.99 г. № 663.

Поэтому желательно все ограничивающие или привилегированные нормы, касающиеся командировок, закрепить в Положении о командировках и ознакомить с ними работников предприятия.

Документальное оформление командировки

Прежде всего, в отделе кадров составляют приказ о направлении работника в командировку. В этом документе указывают пункт назначения, название предприятия, куда направляют работника, срок командировки, цель поездки и условия пребывания.

Ниже приведен образец такого приказа.

Изображение

Итак, приказ подготовлен. После этого бухгалтерии нужно рассчитать сумму аванса, который надлежит выдать командированному работнику.

Заметьте, раньше выдача аванса было обязательным условием для оформления командировки предприятием. Сейчас в п. 5 обновленной Инструкции № 59 просто сказано, что предприятие, которое командирует работника, обеспечивает его денежными средствами для осуществления текущих расходов во время служебной командировки (авансом).

Составляют смету расходов как приложение к приказу о командировке, руководствуясь при этом законодательными нормами, действующими на момент оформления приказа о командировке, и Положением о командировке.

В смету расходов, включая расходы на зарубежную командировку, как правило, закладывают следующие статьи:

• суточные;

• стоимость проезда к месту командировки и обратно. Здесь же предусматривают расходы на проезд по месту командировки;

• стоимость проживания в гостинице, включая оплату предоставленных бытовых услуг;

• плату за открытие визы и оформление загранпаспорта (при необходимости);

• обязательное страхование;

• прочие расходы, связанные с выполнением служебного задания (телефонные счета, налоги и сборы, предусмотренные правилами въезда (выезда) в страны пребывания, расходы на аутентичный перевод документов и т. п.).

При подготовке работника к командировке, как правило, составляют еще служебное задание. Типовой формы и требования обязательности такого документа для коммерческих предприятий нет. На практике руководитель предприятия или уполномоченное им лицо разрабатывает служебное задание самостоятельно, исходя из фактической цели командировки. Особенно это важно, когда работнику предстоит решать в ней серьезные задачи.

Также отсутствует законодательное требование обязательного технического отчета работника перед руководством о выполнении поставленного перед ним служебного задания (поручения). Это также предстоит решать руководителю (см. письмо Минфина от 28.02.2003 г. № 041-407-97/11-15565/11-14191).

В этой связи предлагаем воспользоваться опытом ближнего зарубежья: например, в России применяется унифицированная форма № Т-10а (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 г. № 1). Образец приведен здесь.

В заключение этой статьи рассмотрим еще некоторые особенности документального оформления, связанного с командировками, в том числе и зарубежными.

1. Сроки командировки

Дело в том, что обновленная Инструкция № 59 регулирует предельные сроки командировки для четко обозначенного круга пользователей. То есть в любом случае срок командировки устанавливает руководитель предприятия или его заместитель, однако этот срок не может превышать те, которые прямо указаны в отдельных пунктах Инструкции № 50. Например, в п. 1 раздела II или в п. 1 раздела III этого документа.

Для остальных предприятий нет законодательного ограничения по срокам командировки.

Возникает двойственная ситуация: с одной стороны, руководитель предприятия может определить срок командировки, исходя из фактически необходимого времени для выполнения работником служебных заданий (поручений), поставленных перед ним.

С другой стороны, если воспользоваться предложенной Минфином возможностью применения коммерческими предприятиями норм обновленной Инструкции № 59, не приведет ли это к тому, что и сроки командировки автоматически должны в этом случае регулироваться именно этой Инструкцией?

2. Вынужденная задержка работника (в случае заболевания, отсутствия транспортных билетов, отмены авиарейсов, ремонта транспортного средства и по другим причинам, не зависящим от работника)

«Б&З» считает, что срок командировки можно не только продлить (хотя, опять-таки, остается неурегулированным вопрос: «На сколько дней?»), но еще и выплатить суточные за эти дополнительные дни. Основанием для такого решения руководителя может служить докладная записка работника, вернувшегося к месту своей постоянной работы, и наличие оригиналов документов, подтверждающих такую задержку.

3. Отмена командировки

Когда командировка по объективным причинам откладывается, руководитель предприятия должен издать приказ об ее отмене. В нем указывается причина, по которой командировка невозможна, а также номер и дата предыдущего приказа на командировку.

4. Подтверждающие документы на иностранном языке

В пп. 140.1.7 НКУ сказано так: по запросу налогового органа налогоплательщик обеспечивает за свой счет перевод подтверждающих документов, изданных на иностранном языке. Поэтому лучше заранее позаботиться о соблюдении этой законодательной нормы и подготовить соответствующий перевод таких документов. К тому же по Положению № 88 документы, являющиеся основанием для записей в бухгалтерском учете и составленные на иностранном языке, должны иметь упорядоченный аутентичный перевод на украинский или, например, русский язык.

5. Авансовый отчет

В соответствии с пп. 170.9.2 НКУ отчет об использовании средств, выданных на командировку или под отчет, подается по форме, установленной приказом от 23.12.2010 г. № 996 (далее – Отчет № 996), до окончания 5-го банковского дня, следующего за днем, в котором налогоплательщик (в данном случае командированный работник) завершает командировку.

Отчет № 996 составляется подотчетным лицом, которое получило аванс. Такое лицо заполняет все графы Отчета № 996, кроме: «Звіт перевірено», «Залишок унесений (перевитрата видана) у сумі за касовим ордером», бухгалтерских проводок, расчета суммы удержанного налога за несвоевременно возвращенные израсходованные средства на командировку, которые заполняются лицом, которое предоставило такие средства; «Звіт затверджено», которые подписываются руководителем (налоговым агентом).

Обратите внимание, что в соответствии с пп. 170.9.1 НКУ налоговым агентом налогоплательщика во время налогообложения суммы, выданной ему под отчет и не возвращенной им в течение срока, установленного пп. 170.9.2 НКУ, является лицо, которое выдало такую сумму, в частности:

• на командировку – в сумме, превышающей сумму расходов налогоплательщика на такую командировку, рассчитанную согласно разделу III НКУ.

То есть Отчет № 996 используется с целью фактического контроля со стороны налогового агента:

1) за правильностью отнесения к расходам предприятия (или предпринимателя, находящегося на общей системе налогообложения), отправившего в служебную командировку своих наемных работников, подтвержденных сумм на командировку, в т. ч. и суточных;

2) за своевременностью и полнотой возврата остатка денежных средств, выданных под отчет с целью обложения налогоплательщика – командированного работника.

Возникает вопрос, нужно ли подавать Отчет № 996, если командировка была отменена?

Напомним, что отношения между предприятием и работником в случае, когда работнику выдаются наличные денежные средства под отчет, в том числе и на командировку, регламентируются Положением № 637 и Порядком № 996.

В общем случае Отчет № 996 подается до окончания 5-го банковского дня, следующего за днем, в котором налогоплательщик завершает такую командировку.

Поскольку о завершении командировки говорить не приходится, то «Б&З» считает, что при отмене командировки Отчет № 996 не обязательно представлять. В этом случае работник просто возвращает ранее полученный аванс в кассу предприятия.

автор: Елена Рыжикова, редактор «Б&З»

Правовой глоссарий:

1. НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. КЗоТ – Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г..

3. Порядок № 996 – Порядок составления Отчета об использовании средств, выданных на командировку или под отчет, утвержденный приказом ГНАУ от 23.12.2010 г. № 996.

4. Отчет № 996 – Отчет об использовании средств, выданных на командировку или под отчет, утвержденный приказом ГНАУ от 23.12.2010 г. № 996.

5. Положение № 637 – Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте Украины, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

6. Инструкция № 59 – Инструкция о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 13.03.98 г. № 59.

7. Положение № 88 – Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина Украины от 24.05.95 г. № 88.

http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/BZ002714.html

За это сообщение автора налоговик поблагодарили: 4
Ася, Oleg_Z, vins, yur
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5698
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 806 раз.
Поблагодарили: 2592 раз.

UNREAD_POST vins » 16 май 2011, 17:12

налоговик, спасибо!

Во многих выводах автор совпала с теми позициями, которые высказывались на форуме.

1. Инструкцию № 59 можно использовать в качестве ориентира.
2. По размеру суточных с выводом согласен: не меньше ранее действовавших минимальных пределов. С обоснованием через ст. 22 Конституции не согласен. Выше это уже обсуждали.
3. О командировочных удостоверениях умолчали. Но судя по тому, что умолчали, не считают его обязательным или необходимым. На усмотрение предприятия.


Вызывают возражения следующие тезисы
1.
К тому же действующее законодательство не запрещает руководителям коммерческих предприятий устанавливать какие-либо командировочные ограничения или привилегии отдельным категориям работников. Например, при выборе вида транспорта руководитель может установить, что работник А. может ехать только в купейном, а не в спальном вагоне. Зато работник Б. вместо обычного гостиничного номера со всеми удобствами получает право проживания в номере люкс. Понятно, что такие ограничения следует указать прямо в приказе на командировку.


Действительно, ограничения и привилегии могут устанавливаться. Но не в отношении конкретных А и Б, а в отношении категорий сотрудников, ИМХО. Т.е. это должна быть норма, под которую попадает любой сотрудник, занимающий определенную должность.

2.
Заметьте, раньше выдача аванса было обязательным условием для оформления командировки предприятием. Сейчас в п. 5 обновленной Инструкции № 59 просто сказано, что предприятие, которое командирует работника, обеспечивает его денежными средствами для осуществления текущих расходов во время служебной командировки (авансом).


Эту мысль не очень понял. Как раньше, так и теперь - выдача аванса обязательно должна предшествовать направлению работника в командировку. Вродь бы автор с этим и не спорит. Но что тут хотели сказать, честно, не понял.

3.
Дело в том, что обновленная Инструкция № 59 регулирует предельные сроки командировки для четко обозначенного круга пользователей. То есть в любом случае срок командировки устанавливает руководитель предприятия или его заместитель, однако этот срок не может превышать те, которые прямо указаны в отдельных пунктах Инструкции № 50. Например, в п. 1 раздела II или в п. 1 раздела III этого документа.

Для остальных предприятий нет законодательного ограничения по срокам командировки.

Возникает двойственная ситуация: с одной стороны, руководитель предприятия может определить срок командировки, исходя из фактически необходимого времени для выполнения работником служебных заданий (поручений), поставленных перед ним.

С другой стороны, если воспользоваться предложенной Минфином возможностью применения коммерческими предприятиями норм обновленной Инструкции № 59, не приведет ли это к тому, что и сроки командировки автоматически должны в этом случае регулироваться именно этой Инструкцией?


Не соглашусь. ИМХО, командировка предполагает, что это поездка на определенный срок. Должен быть какой-то разумный критерий того, какой это должен быть срок. Такой критерий уже предусмотрен - командировкой является поездка на срок до 30 дней. Я бы исходил из этого.
Второй момент безотносительно сроков командировки: предприятие может руководствоваться Инструкцией № 59 в определенной части. Совсем не обязательно то, что мы решили руководствоваться положениями Инструкции № 59, к примеру, в части определения расходов при внутренних командировках, автоматически будет означать, что мы и при загранкомандировках обязательно должны руководствоваться Инструкцией.
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2891 раз.

UNREAD_POST aniri » 16 май 2011, 17:41

Читала все эти инструкции, письма, статьи, а главное НКУ. У нас собственник согласился выплачивать суточные заграницу в размере 0,75 от мин. з/п на 01/01/11 =705,75 грн (а это уже не 50 долл) (платим с 01/04/11) в розрахунку на добу. Но мучает вопрос, как понимать в розрахунку на добу - например, вылетел сотр. загр. (есть отметки в паспорте) 16/05/11 - в 9:00, а прилетел 18/05/11 в 6:00 - это считаем 3 дня и суточные = 3*705,75 или 2 дня....Да, и если, например он уже 18/05/11 выйдет на работу....мой формальный подход меня смущает, но в инстр теперь уже только для бюджетников- п.16.2 сказано, что сут. за каждый день, включая день отъезда и день приезда.... или проблема надумана...Спасибо.
aniri
 
Сообщений: 32
Зарегистрирован: 18 апр 2011, 09:39
Благодарил (а): 18 раз.
Поблагодарили: 2 раз.

UNREAD_POST vins » 16 май 2011, 18:01

aniri писал(а):Читала все эти инструкции, письма, статьи, а главное НКУ. У нас собственник согласился выплачивать суточные заграницу в размере 0,75 от мин. з/п на 01/01/11 =705,75 грн (а это уже не 50 долл) (платим с 01/04/11) в розрахунку на добу. Но мучает вопрос, как понимать в розрахунку на добу - например, вылетел сотр. загр. (есть отметки в паспорте) 16/05/11 - в 9:00, а прилетел 18/05/11 в 6:00 - это считаем 3 дня и суточные = 3*705,75 или 2 дня....Да, и если, например он уже 18/05/11 выйдет на работу....мой формальный подход меня смущает, но в инстр теперь уже только для бюджетников- п.16.2 сказано, что сут. за каждый день, включая день отъезда и день приезда.... или проблема надумана...Спасибо.


Если и надумана, то не только Вами http://buhforum.com/viewtopic.php?p=7605#p7605

На мой взгляд, подход к исчислению суточных (даже с учетом того, что Инструкция теперь распространяется только на бюджетников) не изменился.
Вопрос же в том, как толковать норму о выплате суточных "в расчете на сутки". Раньше мы говорили: за одни сутки берем любой день, на который попала командировка (пускай даже в командировке в этот день сотрудник пребывал полчаса - например, поезд у него отходил в 00.30).
Почему теперь мы должны говорить, что сутки - это только 24 часа? Тогда законодатель должен был бы прямо указать: "в расчете на каждые полные сутки". Иначе у нас получатся неоплаченные часы пребывания в командировке.
Для большей уверенности можно прописать соответствующую норму в положении о командировках.

За это сообщение автора vins поблагодарил:
aniri
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2891 раз.

UNREAD_POST Печкин » 16 май 2011, 18:03

3 дня.
Выше уже вопрос обсуждался и возник он после семинаров Лиги на которых рассказывали, что 2 дня отъезда/приезда считаются за один день или что-то в этом роде.

PS смотрите выше сообщения от 24 мар 2011

+ vins спасибо. Именно на это и я хотел сослаться.
живу на Бухфоруме

За это сообщение автора Печкин поблагодарили: 2
aniri, vins
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2883 раз.

UNREAD_POST aniri » 16 май 2011, 19:38

Спасибо. Значит сотруднику начисляем суточные 3 дня т.е. принцип как был ранее, для большей весомости + положение о камандировке + приказ. А еще тут возникли мысли, с 13/05/11 о среднем заработке командированного (изменения незначительные), т.е. теперь не ниже среднего...как почуствовать разницу с прежней редакцией? раньше ж тоже начисляли по среднему, или теперь, уже как-бы ниже среднего нельзя.....прямой запрет
Оплата труда в командировке
ВРУ уточнила порядок оплаты труда работников во время служебной командировки. Вместо бывшего лаконичного сохранения среднего заработка, нововведением предусматривается, что работникам, направленным в служебную командировку, оплата труда за выполненную работу осуществляется в соответствии с условиями, определенными трудовым или коллективным договором, и размер такой оплаты труда не может быть ниже среднего заработка (Закон от 19.04.2011 г. № 3231-VI).
внесении изменений в статью 121 Кодекса законов о труде Украины
ВР Украины
Закон от 19.04.2011 № 3231-VI действует с 13.05.2011
Про внесення змін до статті 121 Кодексу законів про працю України
Верховна Рада України постановляє:
1. Внести до статті 121 Кодексу законів про працю України (Відомості Верховної Ради УРСР, 1971 р., додаток до N 50, ст. 375) такі зміни:
у частині третій слова "і середній заробіток" виключити;
доповнити частиною четвертою такого змісту:
"Працівникам, які направлені у службове відрядження, оплата праці за виконану роботу здійснюється відповідно до умов, визначених трудовим або колективним договором, і розмір такої оплати праці не може бути нижчим середнього заробітку".
2. Цей Закон набирає чинності з дня, наступного за днем його опублікування.

Президент України В. ЯНУКОВИЧ
м. Київ
19 квітня 2011 року
N 3231-VI
aniri
 
Сообщений: 32
Зарегистрирован: 18 апр 2011, 09:39
Благодарил (а): 18 раз.
Поблагодарили: 2 раз.

UNREAD_POST Печкин » 16 май 2011, 20:42

Разница в том, что если согласно установленной системе оплаты работник заработает в командировке больше чем средняя, то и получить должен больше. Если меньше, то получить должен среднюю.
живу на Бухфоруме

За это сообщение автора Печкин поблагодарили: 3
aniri, Kati19, vins
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2883 раз.

UNREAD_POST vins » 17 май 2011, 12:34

aniri писал(а):Читала все эти инструкции, письма, статьи, а главное НКУ. У нас собственник согласился выплачивать суточные заграницу в размере 0,75 от мин. з/п на 01/01/11 =705,75 грн (а это уже не 50 долл) (платим с 01/04/11) в розрахунку на добу. Но мучает вопрос, как понимать в розрахунку на добу - например, вылетел сотр. загр. (есть отметки в паспорте) 16/05/11 - в 9:00, а прилетел 18/05/11 в 6:00 - это считаем 3 дня и суточные = 3*705,75 или 2 дня....Да, и если, например он уже 18/05/11 выйдет на работу....мой формальный подход меня смущает, но в инстр теперь уже только для бюджетников- п.16.2 сказано, что сут. за каждый день, включая день отъезда и день приезда.... или проблема надумана...Спасибо.


Баланс (№ 39 за 2011 год) несколько иначе подошел к вопросу

Татьяна ОЛЕКСЕНКО, редактор направления «Бухгалтерский учет и налогообложение»
КОМАНДИРОВКА НА ОДИН ДЕНЬ: В КАКОМ РАЗМЕРЕ ВЫПЛАЧИВАТЬ СУТОЧНЫЕ?

Работник с утра уезжает в командировку и возвращается из нее до окончания рабочего дня. Установленный на предприятии размер суточных - 100 грн. Нужно (можно) ли выплачивать работнику суточные в меньшем размере?
Отметим, что до 01.01.04 г. такой вопрос возникнуть не мог, поскольку все нюансы, в том числе и размер оплаты при командировке на один день, были регламентированы Инструкцией, утвержденной приказом Минфина от 13.03.98 г. № 59 (далее - Инструкция № 59). Но с 11.04.l1 г. эта Инструкция касается только командировок госслужащих. А для коммерческих предприятий руководством к действию теперь является Налоговый кодекс -пп. 140.1.7 (далее - НК).
Однако многие вопросы, касающиеся командировок работников, которые ранее были расписаны в Инструкции № 59, в НК остались за бортом. Кодекс устанавливает только виды командировочных расходов и предельный размер суточных (0,2 размера минимальной зарплаты, действующей на 1 января отчетного года), которые можно относить на расходы предприятия. Все остальные вопросы предприятие решает самостоятельно (в т. ч. и то, сколько выплачивать суточных). Поэтому предприятие может (но не обязано) установить разный размер суточных в зависимости, например, от места командировки или от срока нахождения в командировке. Правда, в последнем случае придется высчитывать каждый час пребывания работника в командировке, а это дополнительные трудозатраты.
В любом случае на предприятии надо создать отдельное положение о командировках, где указать конкретные размеры суточных (при желании их дифференциацию), порядок выплаты аванса, порядок выхода на работу в день приезда из командировки

За это сообщение автора vins поблагодарили: 2
Ася, Heloise
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2891 раз.

UNREAD_POST vins » 19 май 2011, 18:07

Бухгалтер № 19 за 2011 год следующим образом подошел к решению обсуждаемых тут вопросов

1. Минимальный размер суточных - по постановлению № 98, т.е. 30 грн. Аргументы:
- Минфин и раньше занимал такую позицию (Kloshar активно отстаивал этот аргумент)
- "СМИ указывают на то, что это нарушение ст. 22 Конституции"
- "еще один аргумент из прессы: постановление № 98 применяется к небюджетникам по аналогии"

2. Может ли быть разным размер суточных для командировки в разные города? - Отвечают, что может, поскольку и цены в разных городах разные.

3. Можно ли предусмотреть разный размер суточных для разных категорий работников? - Ответ такой: запрета нет, но как-то это очень будет похоже на дискриминацию (почему директор должен лучше питаться?). Но поскольку законодательство допускает, что члены правительства должны лучше питаться других госслужащих, значит и директору можно. Так что - можно разный размер суточных и для разных категорий работников предусмотреть.

За это сообщение автора vins поблагодарил:
Ася
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2891 раз.

UNREAD_POST Kati19 » 25 май 2011, 17:06

А чи звернув хтось увагу на оплату праці відрядженому працівнику? 19 квітня 2011 року Верховною Радою України на пленарному засіданні прийнято Закон України «Про внесення змін до статті 121 Кодексу законів про працю України» (опублікований 12.05.2011р. в "Голосі України"), у якому доповнюється стаття 121 Кодексу законів про працю України (КЗпП) частиною четвертою, а також виключається з частини третьої цієї статті вимогу щодо збереження за відрядженими працівниками середнього заробітку.
Тепер вона звучить так:
ч.3: "За відрядженими працівниками зберігаються протягом усього часу відрядження місце роботи (посада).
ч.4 :Працівникам, які направлені у службове відрядження, оплата праці за виконану роботу здійснюється відповідно до умов, визначених трудовим або колективним договором, і розмір такої оплати праці не може бути нижчим середнього заробітку." Тобто, оплата праці працівнику у відрядженні не менше середнього заробітку передбачається лише за виконану роботу, без врахування часу проїзду і робочих днів за графіком.. Дуже цікаво виходить працівникам які проводять у дорозі по декілька діб. ВІВАТ нашим законотворцям.
Kati19
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 21 мар 2011, 14:23
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

UNREAD_POST vins » 25 май 2011, 17:09

Kati19 писал(а):А чи звернув хтось увагу на оплату праці відрядженому працівнику?


Звернув
http://www.buhforum.com/viewtopic.php?p=9649#p9649
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2891 раз.

UNREAD_POST vins » 27 май 2011, 09:46

vins писал(а):
Kati19 писал(а):А чи звернув хтось увагу на оплату праці відрядженому працівнику?


Звернув
http://www.buhforum.com/viewtopic.php?p=9649#p9649


В дополнение - мнение специализированных изданий

Мнение "Налоги и бухгалтерский учет" № 39
Скрытый текст: показать
При направлении работника в командировку возникает вопрос о том, в каком размере должна осуществляться оплата труда такого сотрудника за время нахождения в командировке, в частности подлежит ли выплате зарплата за дни пребывания в дороге.
Действующая редакция ст. 121 Кодекса законов о труде (далее – КЗоТ) предусматривает, что за работником, направленным в командировку, в течение всего времени командировки сохраняется средний заработок. Такой средний заработок исчисляется исходя из выплат за два календарных месяца, предшествовавших месяцу, в котором началась командировка, т.е. работник выехал в командировку (см. абзац третий п. 2 раздела ІІ Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Кабмина от 08.02.95 г. № 100). Это означает, что средняя заработная плата выплачивалась командированным сотрудникам не только за период проезда к месту командировки и обратно, но и за непосредственное выполнение трудового задания в ходе командировки. Другими словами, за выполнение трудовых обязанностей в командировке работник зачастую получает более низкую оплату по сравнению со своей же заработной платой. Более справедливым урегулированием данного вопроса было бы установление обязанности работодателя по выплате за выполняемую во время командировки работу заработной платы в полном размере, предусмотренном трудовым или коллективным договором. Комментируемый Закон был принят именно с целью установления указанной гарантии по оплате труда командированных работников (см. также «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 35, с. 3). Для наглядности приведем старую и новую редакции статьи 121 КЗоТ.
Как мы обращали внимание, начисление командированным работникам заработной платы по системам оплаты труда, предусмотренным в коллективном договоре, и ранее не считалось нарушением (см. консультацию Нели Синько, начальника отдела Департамента по вопросам государственного регулирования заработной платы и условий труда Министерства труда и социальной политики // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 69). Специалисты Минтруда подчеркивали, что гарантии и компенсации, предусмотренные нормами ст. 121 КЗоТ для командированных работников, являются лишь минимальными государственными гарантиями по оплате труда. Таким образом, до внесения изменений оплата труда за время нахождения в командировке, исходя из предусмотренного трудовым либо коллективным договором размера, была правом работодателя, и он вполне мог ограничиться выплатой среднего заработка, не нарушив при этом требований трудового законодательства. После вступления в силу комментируемым Законом работодатель обязан будет осуществлять оплату труда командированного сотрудника в размере не меньшем, чем его заработная плата. И только если ее размер оказывается ниже среднего заработка, тогда ориентиром становится именно он.
Вынуждены констатировать, что формулировка новых предписаний ст. 121 КЗоТ, вносимых в нее комментируемым Законом, вряд ли может считаться идеальной. Еще на этапе разработки и рассмотрения в парламенте законопроекта экспертами отмечалось, что использование словосочетания «за выполненную работу» в условиях отсутствия специальной оговорки об оплате дней нахождения в пути может на практике привести к оплате работодателями исключительно тех дней, когда сотрудник выполнял свои трудовые обязанности по месту командировки, а не всех дней командировки. Считаем такой подход неправомерным, поскольку само направление в командировку охватывается трудовыми обязанностями сотрудника. Остается надеяться, что при применении ст. 121 КЗоТ с учетом внесенных в нее изменений приоритет будет отдан все содержательному, а не буквальному ее толкованию.


Мнение "Все о бухгалтерском учете" № 46
Скрытый текст: показать
Многое изменилось за последнее время относительно командировок. Но из комментируемого Закона следует, что на изменениях жирная точка еще не поставлена.
Напомним: еще недавно за командированными работниками в течение всех рабочих дней во время командировки сохранялся средний заработок. С 13.05.11 г. комментируемым Законом внесены изменения в ст. 121 Кодекса законов о труде Украины (далее - КЗоТ), и теперь она предусматривает: работникам, направленным в командировку, оплачивать выполненную работу нужно в соответствии с условиями, определенными в трудовом или колдоговоре, но не ниже среднего заработка.
На первый взгляд, все упростилось, ведь Закон теперь разрешает оплачивать дни командировки в размере, установленном в коллективном или трудовом договоре. Но это все призрачное утешение. Ведь если проанализировать краткий текст нововведения, то можно натолкнуться, как на стену, на вопрос: "А может быть, средний заработок окажется больше заработка по окладу?"
Такое будет, когда, например, ваш работник в предыдущих месяцах получал премии, доплаты, другие материальные поощрения за свой нелегкий труд, а в текущем, скажем, премии не было. Все же помнят, что для расчета среднего заработка за дни командировки нужно суммировать выплаты за последние два месяца: основной и дополнительной зарплаты, суммы их индексации и премии, носящие систематический характер.
Итак, бухгалтеру, который на все "100" не уверен в том, что сумма выплаты по оплате труда согласно действующим условиям выше или же равна среднему заработку, для убедительности придется исчислить средний заработок для дней командировки и уже на основании результата оплатить по большему из полученных вами показателей. Отметим, что Инструкцией о служебных командировках в пределах Украины и за рубеж в редакции приказа Минфина Украины от 17.03.11 г. № 362 (далее - ИНСТРУКЦИЯ о командировках), нормы которой являются обязательными при командировках государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств (далее - бюджетники), предусмотрены определенные особенности. Так, в ее п. 14 р.1 указано, что за командированным работником (госслужащим) сохраняется средний заработок за время командировки. Однако с 13.05.11 г. вышеприведенная норма будет противоречить ст. 121 КЗоТа. И мы убеждены, что необходимо применять именно правила К3оТа. Надеемся, вскоре
Инструкцию о командировках приведут в соответствие с К3оТом.
Также следует отметить, что в упомянутом п. 14 р. I Инструкции о командировках зафиксировано:
средний заработок за дни командировки надо выплачивать за все рабочие дни недели по графику, установленному по месту постоянной работы. Вместе с тем его выплачивают и за рабочие дни, когда командированный находится в пути. Но как мы уже упоминали, требования Инструкции о командировках сейчас распространяются только на бюджетников, а значит, выполнять их хозрасчетным предприятиям необязательно.
Но все же, считаем, вышеприведенные тезисы необходимо использовать и хозрасчетным предприятиям при оплате труда за дни командировки, ибо иного нормативными актами не предусмотрено.
Рекомендуем всем хозрасчетным предприятиям самостоятельно определить порядок оплаты труда за дни командировки в Положении о командировках по предприятию. К тому же не забывайте в нем учесть нормы ст. 121 К3оТа.
А за дополнительным разъяснением относительно норм ст. 121 К30Та мы обратимся в соответствующие госорганы и в ближайших номерах детальнее раскроем эту тему.
ПОДЫТОЖИМ! С 13.05.11 г. все рабочие дни (в соответствии с графиком работы предприятия) нахождения работника в командировке нужно оплачивать в размерах, определенных в коллективном или трудовом договоре, но не ниже среднего заработка.


Мнение «Бухгалтерии» № 21
Скрытый текст: показать
Статьей 121 К3оТ для командированного работника предусмотрены определенные гарантии. Так, выдаваемый предприятием аванс на командировку в обязательном порядке должен покрывать такие расходы командированного работника, как суточные, стоимость проживания, стоимость проезда до места назначения и обратно.
Кроме того, это предприятие должно сохранить за командированным работником на время его служебной поездки место работы (должность) и средний заработок, в том числе и за время пребывания в пути.
Именно эта гарантийная норма, определяющая оплату труда командированных работников, недавно была дополнена и откорректирована законодателем.
Соответствующие изменения внесены вышеопубликованным 3аконом N 3231, вступившим в силу 13 мая 2011 года. В результате ст.121 К3оТ была дополнена новым положением (часть четвертая), согласно которому оплата труда командированного работника за выполненную работу осуществляется в соответствии с условиями, определенными трудовым или коллективным договором. Размер такой оплаты труда не может быть ниже среднего заработка. При этом из части третьей этой статьи, которая раньше регламентировала оплату труда во время командировок, фраза «и средний заработок» исключена.
На первый взгляд, принципиальных изменений не произошло, поскольку вроде бы сохраняется действовавший ранее принцип минимальных гарантий, то есть такая оплата должна быть не ниже среднего заработка.
В то же время формулировка нового положения не исключает возможности оплаты труда командированного работника выше среднего заработка.
Также следует обратить внимание еще на один важный момент. Теперь оплата труда командированного работника должна осуществляться не за все дни командировки,
включая дни, когда работник находился в пути, как было предусмотрено ранее, а исключительно « ... за выплненную работу. .. ». Что имели в виду разработчики 3акона N 3231, внося такое уточнение, пока до конца не ясно.
По мнению автора, применение нововведений на практике вовсе не улучшает существовавший уровень оплаты командированного работника (как планировалось изначально), а наоборот. На эту же проблему на стадии принятия законопроекта за основу обращали внимание некоторые
депутаты, а также Комитет вру по вопросам социальной политики и труда. Комитет, в частности, для решения данного вопроса предложил в часть четвертую ст.121 К3оТ внести дополнение, согласно которому за время пребывания в пути до места назначения и обратно за командированным работником сохраняется средний заработок.
Увы, как это часто у нас бывает, эти пожелания не были услышаны. Так что, как говорится, «имеем то, что имеем»
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2891 раз.

Пред.След.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Ads, Gb, minibuh