Рекламу показываем только НЕзарегистрированным пользователям. Войдите или зарегистрируйтесь на Бухфоруме
    .

Приказ о налоговой политике

Путеводитель по разделу. Ставка 0 %, доходы, расходы, амортизация, декларация. Переходное.

Модератор: Печкин

UNREAD_POST налоговик » 04 янв 2014, 13:11

Втретил такую неожиданную для себя статью. Кто то разрабатывает для себя приказ о налоговой политике?

РАЗРАБАТЫВАЕМ НАЛОГОВУЮ ПОЛИТИКУ

Чем ценна эта статья: вы узнаете, зачем предприятию нужен документ о налоговой политике, и получите фрагмент документа с алгоритмом отражения в налоговом учете операций сосновными средствами.

От чего поможет защититься: от невыполнения требований налогового законодательства работниками бухгалтерии.

КОМУ И ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

В условиях, когда требования контролирующих органов постоянно растут, а законодательство нестабильно, предприятию необходимо иметь надежные средства защитыот ошибок в налоговом учете. Одно из таких средств - разработка учетной политики для целей налогового учета (далее - налоговая политика).

Создание такого документа не регламентировано ни одним нормативным актом, поэтому наша статья носит рекомендательный характер. Однако без налоговой политики трудно обойтись, если ваше предприятие проводит большое количество различных хозяйственных операций, и особенно, еслиналогообложение части из них неоднозначно (имеются расхождения в трактовке законодательных норм плательщиками и контролирующими органами).

Иными словами, создание налоговой политики на вашем предприятии необходимо, если:

1. Значительное количество осуществляемых хозяйственных операций по-разному отражаются в бухгалтерском и налоговом учете.

2. Налоговое законодательство не содержит четких указаний, как осуществлять налогообложение некоторых хозяйственных операций,осуществляемых на вашем предприятии.

Основные принципы формирования налоговой политики

Налоговая политика должна оформляться приказом по предприятию за подписью руководителя предприятия. С приказом следует ознакомить всех лиц, отвечающих заведение налогового учета согласно своим должностным инструкциям.

Но прежде чем приступить к разработке налоговой политики, вам необходимо четко понимать суть всех хозяйственных операций, которые могут осуществляться напредприятии: нелогично описывать те ситуации, в которых ваше предприятие никогда не окажется. Например, торговому предприятию совершенно незачем описыватьв налоговой политике правила расчета себестоимости продукции. А вот если предприятие решит изменить или добавить какой-либо вид деятельности, тогда можновнести изменения в действующую налоговую политику.

Можно выделить семь правил составления налоговой политики:

1. Ваша налоговая политика должна отвечать требованиям Налогового кодекса (далее - НК) и других актов налогового законодательства Украины. Еслиналогообложение какой-либо операции трактуется двояко, но при этом у вас есть индивидуальная налоговая консультация - вы можете учесть полученныеразъяснения при составлении налоговой политики.

2. В налоговой политике не должно быть дублирования правил отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

3. Не нужно повторять и цитировать законодательные нормы. В налоговой политике отражается только информация по тем операциям, налогообложение которых можеттребовать дополнительных пояснений либо допускает несколько вариантов.

4. Стоит принять во внимание все нюансы технологического цикла вашего производства и отрасли, которые могут повлиять на налоговый учет.

5. Не отражайте в налоговой политике выбор варианта учета финансово-хозяйственной операции, если на предприятии не предполагается осуществлять такиеоперации.

6. Если налоговая политика, составленная на 2013 год, вас полностью устраивает, применяйте ее и в 2014 году.

7. Если вы ведете налоговый учет с помощью налоговых регистров, то их перечень должен быть приложением к налоговой политике.

ЧТО ТАКОЕ НАЛОГОВЫЕ РЕГИСТРЫ

Налоговые регистры предназначены для расшифровки отдельных статей налогового учета (например, доходов при расчете налога на прибыль). Для их заполненияиспользуются данные из бухгалтерских регистров (ведомостей, журналов-ордеров). При этом если налоговый учет той или иной операции отличается от еебухгалтерского учета (например, в случае ограничений в части расходов на приобретение у нерезидента услуг консалтинга), такие отличия отражаются вналоговых регистрах в виде корректировок данных бухгалтерского учета.

Заметим, что ведение регистров в налоговом учете также не является обязательным, однако практически все предприятия их используют вудобной для себя форме. Зачастую налоговые регистры ведутся в электронном виде.

Благодаря ведению налоговых регистров вы в любой момент без труда сможете объяснить расхождения в данных бухгалтерского и налогового учета и доказатьпроверяющим обоснованность своей позиции по спорным вопросам, часто возникающим в ходе проверки.

Приведем фрагмент приказа о налоговой политике предприятия (см. образец 1). Отметим, что предлагаемый нами вариант приказа о налоговой политике содержитдалеконе полный перечень отличий налогового учета от бухгалтерского и различных трактовок налогового законодательства при отражении операций с необоротнымиактивами. При составлении своей налоговой политики вы должны руководствоваться особенностями отражения таких операций на вашем предприятии, взяв наш приказ за основу.

ОБРАЗЕЦ 1

Приказ

Об учетной политике предприятия для целей налогового учета

В целях соблюдения единой методики и достоверного отражения хозяйственных операций в налоговом учете ПРИКАЗЫВАЮ:

Ввести в действие Учетную политику предприятия для целей налогового учета.

Применение данной политики считать обязательным для выполнения начиная с 1 января 2014 года.

<…>

1. Порядок организации учета необоротных активов

1.1. Критерий отнесения актива к основным средствам (далее - ОС).

1.1.1. Объекты ОС классифицируются по группам, указанным в п. 145.1 Налогового кодекса (далее - НК).

1.1.2. Объекты капитальных вложений, работы по которым завершены, зачисляются в состав ОС только при наличии оформленных актов приемки-передачи(внутреннего перемещения) основных средств типовой формы № ОЗ-1 (утверждена приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352, далее - Приказ № 352).

1.1.3. Стоимость объектов социальной сферы (объектов, находящихся в непроизводст­венных подразделениях) учитывается для целей налога на прибыль не какамортизируемое имущество, а как прочий актив со сформированной налоговой стоимостью (суммой расходов, связанных с приобретением/изготовлением такихнепроизводственных фондов (без учета износа) и их улучшением). В случае продажи таких объектов расходы (доходы) увеличиваются на сумму превышения такойналоговой стоимости над доходами от продажи (или на сумму превышения доходов от продажи над налоговой стоимостью) согласно п. 146.13 НК.

1.2. Порядок отражения в учете поступления ОС

1.2.1. Объект принимается к учету в качестве ОС с момента его передачи в эксплуатацию по типовой форме № ОЗ-1. Объекты ОС, которые ранее были ошибочносписаны как недостачи (ликвидированы согласно п. 146.16 НК), принимаются к учету для целей дальнейшей амортизации по их стоимости на момент списания.

1.2.2. При изготовлении/приобретении объектов ОС их стоимость формируется из расходов, которые непосредственно связаны с созданием объекта и понесены допринятия объекта к учету в составе необоротных активов. К таким расходам относятся*:

* Элементы затрат, формирующие стоимость объектов ОС в налоговом учете, в пп. 1.2.2 в нашем примере приведены полностью. Но на практике здесь могутотражаться только элементы затрат, налоговый учет которых отличается от бухгалтерского учета.

• стоимость проектно-изыскательных работ;

• стоимость строительно-монтажных работ;

• стоимость оборудования (приобретенного или изготовленного собственными силами);

• стоимость материалов, использованных для строительства (кроме стоимости повторно использованных ТМЦ);

• заработная плата работников, непосредственно задействованных в создании ОС;

• расходы на командировки, связанные с приобретением ОС (по нормам, установленным законодательством);

• регистрационные сборы, аналогичные платежи, осуществляемые в связи с приобре­тением (получением) прав на объект ОС;

• суммы ввозной таможенной пошлины;

• суммы косвенных налогов (если они не возмещаются предприятию);

• прочие затраты на управление проектом (например, услуги специалистов сторонних организаций);

• сумма прочих подготовительных расходов (стоимость услуг собственных подразделений, связанных с подготовкой строительства);

• стоимость пусконаладочных работ, выполненных до приемки объекта (оборудования) комиссией (обычно такие работы осуществляются «вхолостую», без выпускатоварной продукции);

• проценты по кредитам, связанным с приобретением ОС;

• затраты на страхование объектов на период строительства;

• затраты на страхование рисков доставки объектов;

• затраты на изготовление технического паспорта и на присвоение адреса объекту;

• арендная плата (налог на землю) за земельный участок, на котором осуществляется строительство объекта.

Не включаются в первоначальную стоимость объектов ОС:

• расходы задействованных в строительстве и приобретении ОС подразделений предприятия, которые носят административный характер;

• сверхнормативные расходы на командировки производственного персонала;

• расходы на обучение персонала;

• курсовые разницы;

• дополнительные расходы, связанные с исправлением дефектов в монтируемом оборудовании;

• затраты на аренду имущества, используемого при строительстве, в период, когда строительство не ведется;

• стоимость пусконаладочных работ, осуществленных после приемки объекта комиссией;

• переоценки, осуществленные по правилам П(С)БУ 7 «Основные средства» (п. 6 подразд. 4 разд. ХХ НК).

1.2.3. В периоде получения (выявления) безвозмездно полученных объектов и неучтенных ранее объектов, выявленных в результате инвентаризации, признаютсядоходы (пп. 135.5.4 НК), за исключением случаев, когда это объекты, перечисленные в пп. 136.1.16 НК. Стоимость оприходованных по рыночной стоимостиобъектов при их обнаружении в процессе инвентаризации в качестве излишков увеличивает налогооблагаемые доходы и не подлежит амортизации (пп. 14.1.13 и135.5.4, п. 144.1 НК). Расходы на улучшение таких объектов учитываются как отдельный объект амортизации (п. 146.1 НК).

1.2.4. Объекты, полученные в качестве взноса в уставный капитал, приходуются по справедливой стоимости согласно оценке учредителей, но не выше обычной цены(п. 146.8 НК).

1.3. Порядок отражения в учете выбытия ОС

1.3.1. Затраты на демонтаж включаются в расходы на ликвидацию ОС в полном объеме (п. 144.2 НК), кроме стоимости материалов б/у и излишков, выявленных приинвентари­зации.

1.3.2. Расходы в виде сумм недоначисленной амортизации по ликвидированным ОС включаются в состав расходов (п. 146.16 НК).

1.3.3. Для целей налогового учета объекты, требующие длительного процесса ликвидации, выводятся из эксплуатации в момент принятия решения о ликвидации иучитываются согласно п. 146.15 и 146.18 НК (объекты не амортизируются).

1.4. Порядок отражения в учете переоценок ОС

1.4.1. Ежегодная индексация ОС производится в случае, если коэффициент индексации составляет более единицы (п. 146.21 НК).

1.5. Порядок начисления амортизации ОС

1.5.1. При выводе из эксплуатации отдельного объекта ОС или передаче его в состав непроизводственных ОС по решению налогоплательщика или суда амортизациятакого объекта не начисляется (п. 146.15 НК).

1.5.2. Начисление амортизации осуществляется в течение срока полезного использования объекта, который устанавливается приказом по предприятию при признанииэтого объекта активом, но не может быть меньше срока, определенного в п. 145.1 НК.

1.5.3. Изменение сроков полезного использования ОС осуществляется на основании Акта приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированныхобъектов типовой формы № ОЗ-2 (утверждена Приказом № 352) (пп. 145.1.4 НК).

1.5.4. Перевод ОС в состав имущества, предназначенного для продажи, для целей налогового учета рассматривается как их вывод из эксплуатации (п. 146.15 НК).

В случае обратного ввода таких объектов в эксплуатацию или передачи в состав производственных ОС в качестве амортизируемой стоимости принимается стоимостьОС на момент вывода из эксплуатации, увеличенная на сумму расходов, связанных с ремонтом, модернизацией, модификацией, достройкой, дооборудованием,реконструкцией и т. д. (п. 146.15 НК).

1.5.5. Для отражения сумм амортизационных отчислений в декларации по налогу на прибыль используется налоговый регистр «Амортизационные отчисления».

1.6. Порядок учета нематериальных активов

1.6.1. Сроки полезного использования активов устанавливаются не меньше определенных в пп. 145.1.1 НК.

1.6.2. Переоценка нематериальных активов не производится. <... >

Руководитель (подпись) Главный бухгалтер (подпись)


ВЫВОДЫ

1. Если из-за специфики работы вашего предприятия у вас много операций, по которым бухгалтерский и налоговый учет сильно отличается, есть смысл составитьотдельный приказ о налоговой политике. В спорных моментах учета этот документ будет ориентиром для работников бухгалтерии.

2. В случае изменения налогового законодательства не забывайте корректировать и положения приказа о налоговой политике.

Юлия ГУЖЕЛ, редактор направления «Бухгалтерский учет и налогообложение»

Баланс № 103-104 (1350) 30 декабря 2013

За это сообщение автора налоговик поблагодарили: 2
VOA, Вотруба
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5698
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 806 раз.
Поблагодарили: 2594 раз.

UNREAD_POST Вотруба » 04 янв 2014, 14:06

Если навскидку, то "налоговая политика" это в данном случае слишком громкое название, не отражающее суть того, что делается.

Потребность в "учетной (бухгалтерской) политике" вызвана тем, что в бухучете существует определенная вольность - одну и ту же операцию можно отразить по разному (с использованием разных методик). Но если применять разные методики, то они будут давать разные результаты и сопоставление (сложение) этих (полученных по разным методикам) результатов будет некорректным. Вот для того, чтобы избежать этой некорректности, и нужна учетная политика в бухучете.
В налоговом учете вольностей нет (во всяком случае, их существенно меньше) и сама идея составлять "налоговую политику" для отдельно взятого предприятия мне представляется несколько странной. По крайней мере если это и делать, то делать не так. Нужно искать, где НКУ допускает применение разных методик учета (где НКУ предоставляет предприятию возможность выбора) и именно здесь делать выбор, закрепляя его в приказе.

Тот пример по ОС, приведенный автором, на мой взгляд названия "налоговая политика" не заслуживает. Это не политика, это конспект НКУ, шпаргалка составленная квалифицированным бухгалтером для неквалифицированного. Изложенное в шпаргалке не определяет способ (политику, методику) налогового учета предприятия, не выбирает из нескольких возможных вариантов учета один, который будет применяться на предприятии. Оно излагает безальтернативные требования НКУ к учету.
Если мы с Вами думаем одинаково, то мы вообще не думаем.

За это сообщение автора Вотруба поблагодарил:
VOA
Аватар пользователя
Вотруба
 
Сообщений: 1992
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 19:35
Благодарил (а): 603 раз.
Поблагодарили: 2005 раз.

UNREAD_POST VOA » 04 янв 2014, 14:19

Чуть-чуть офф-топа.
Самый лаконичный и действенный приказ об учётной политике:
"Дт - слева, Кт - справа." :P

По теме.
По идее - приказ об учётной политике должен быть неизменен в течение года, иначе сопоставимость и реальность отражаемых показателей будет под большим вопросом. Поэтому, учитывая "неизменность" НКУ - будет немного утомительно каждый месяц изменять приказ о налоговой политике:
2. В случае изменения налогового законодательства не забывайте корректировать и положения приказа о налоговой политике.
Подробнее: Приказ о налоговой политике

С другой стороны - если каждое изменение НКУ фиксировать в приказе на предмет того, как оно повлияло на конкретное предприятие - не придётся при проверке через некоторое время упорно припоминать - почему вдруг изменился и как именно, например, раз пять внутри года, состав операционных или иных расходов. Тем более - сейчас, когда у многих дека по НПП раз в году (ранее - хоть по квартальной отчётности ориентировались ;) ).
http://stopfake.org/ Бывают такие решения, после принятия которых тараканы в голове аплодируют стоя.

За это сообщение автора VOA поблагодарил:
Alen55
Аватар пользователя
VOA
 
Сообщений: 5252
Зарегистрирован: 07 сен 2012, 21:37
Благодарил (а): 1816 раз.
Поблагодарили: 2043 раз.


Вернуться в НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Gb, MR, Ya