Рекламу показываем только НЕзарегистрированным пользователям. Войдите или зарегистрируйтесь на Бухфоруме
    .

Расходы двойного назначения (общее)

Путеводитель по разделу. Ставка 0 %, доходы, расходы, амортизация, декларация. Переходное.

Модератор: Печкин

UNREAD_POST Печкин » 22 апр 2011, 21:27

Здесь общие материалы по расходам двойного назначения.

ЕСТЬ профильные темы:
  1. СПЕЦОДЕЖДА.
  2. ГАРАНТИЙНЫЙ РЕМОНТ
  3. КОМАНДИРОВКИ: СУТОЧНЫЕ по Украине после 01.04.11 г.
  4. Расходы на ОБУЧЕНИЕ
  5. РЕКЛАМА


поэтому по этим вопросам можно писать в уже существующие темы .

Пока НЕТ темы по:

МЕДПУНКТам


По ней можно начинать отдельные ветки.

А здесь пока общая статья из "Вестника налоговой службы Украины" № 14 за 2011 г.

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РАСХОДОВ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Алексей ЗАДОРОЖНЫЙ, заместитель директора Департамента администрирования налога на прибыль и других налогов и сборов (обязательных платежей) ГНА Украины

Скрытый текст: показать
Нормами Налогового кодекса практически сохранен перечень расходов, имеющих двойное назначение. Кроме того, сохранены и условия, при наличии которых плательщик налога имеет право отнести такие расходы к составу расходов соответствующего отчетного периода. Главным условием, предоставляющим право плательщику налога включать такие расходы в состав расходов, как по Закону о прибыли, так и согласно нормам Налогового кодекса, остается то, что такие расходы должны быть непосредственно связаны с ведением хозяйственной деятельности такого плательщика.

Напомним, что в соответствии с пп. 14.1.36 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса под хозяйственной деятельностью следует понимать деятельность лица, которая связана с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, направлена на получение дохода и осуществляется таким лицом самостоятельно и/или через свои обособленные подразделения, а также через любое другое лицо, действующее в пользу первого лица, в частности по договорам комиссии, поручения и агентским договорам.

Важным является то, что нормами Налогового кодекса значительно расширен перечень расходов двойного назначения, которые разрешено включать в состав расходов в полном объеме. В этой статье предлагаем рассмотреть, какие расходы имеют двойное назначение и при каких условиях они учитываются в составе расходов предприятия.

РАСХОДЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ СПЕЦОДЕЖДЫ И СПЕЦПИТАНИЯ

Согласно пп. 140.1.1 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса к таким расходам относятся расходы плательщика налога на обеспечение наемных работников специальной одеждой, обувью, специальной (форменной) одеждой, моечными и обезвреживающими средствами, средствами индивидуальной защиты, необходимыми для выполнения профессиональных обязанностей, а также продуктами специального питания по перечню, установленному Кабинетом Министров Украины, который для банковских учреждений дополняется перечнем, утвержденным Нацбанком Украины.
При этом право на отнесение такого рода расходов к налогооблагаемым имеют те плательщики налога, которые подтверждают
документально принадлежность этих расходов или их отдельных частей к собственной хозяйственной деятельности.
Например, в расходы не могут быть включены расходы на приобретение продуктов специального питания, если такие продукты не включены в перечень, устанавливаемый Кабинетом Министров Украины. Это касается и других расходов, осуществленных плательщиком налога на приобретение материальных активов, не попадающих по видам или отрасли в указанный перечень.

СОДЕРЖАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ПУНКТА

Расходы (кроме подлежащих амортизации), осуществленные в порядке, установленном законодательством, на организацию, содержание и эксплуатацию пунктов бесплатного медицинского осмотра, разрешается учитывать в составе расходов плательщика налога, имеющего на балансе такие пункты. Право на учет указанных расходов при определении объекта налогообложения предусмотрено абзацем вторым пп. 140.1.1 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса. Согласно указанной норме в состав расходов плательщика налога включаются расходы, осуществленные для предоставления бесплатной медицинской помощи и профилактики работников, приобретения медикаментов, медицинского оборудования, инвентаря, а также расходы на заработную плату наемных работников.

РАСХОДЫ НА ОБУЧЕНИЕ

Особого внимания заслуживает то, что в соответствии с пп. 140.1.3 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса к составу расходов в полном объеме относятся расходы плательщика налога на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников рабочих профессий, а также в случае если законодательством предусмотрена обязательность периодической переподготовки или повышения квалификации. Существенным является и то, що к составу расходов в полном объеме относятся расходы на обучение и/или профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации в отечественных и даже в зарубежных учебных заведениях. Главным условием в данном случае является то, что наличие сертификата об образовании в таких заведениях обязательно для выполнения определенных условий ведения хозяйственной деятельности.
Как и раньше, в состав расходов разрешается включать расходы на оплату обучения в высших и профессионально-технических учебных заведениях физических лиц независимо от того, состоят ли такие лица в трудовых отношениях с плательщиком налога, при условии, что такие физические лица заключили с таким плательщиком письменный договор (контракт) о взятых обязательствах отработать у плательщика налога после окончания высшего и/или профессионально-технического учебного заведения и получения специальности (квалификации) не менее трех лет. При расторжениии письменного договора (контракта) плательщик налога обязан увеличить доход на сумму фактически осуществленных им расходов на обучение и/или профессиональную подготовку, которая была включена в состав его расходов. Кроме того, на сумму таких расходов необходимо начислить дополнительное налоговое обязательство и пеню в размере 120% учетной ставки Нацбанка Украины, действовавшей на день возникновения налогового обязательства по налогу на прибыль, рассчитанные за каждый день недоплаты, заканчивая днем увеличения дохода.
В случае если физическое лицо возмещает плательщику налога убытки по такому соглашению (договору, контракту), то сумма такого возмещения в размере, на которую увеличен доход, не является объектом налогообложения.
В полном объеме в состав расходов плательщика налога включаются расходы на организацию учебно-производственной практики лиц, обучающихся в высших и профессионально-технических учебных заведениях, при условии, что такая практика осуществляется по профилю основной деятельности плательщика налога или в структурных подразделениях, обеспечивающих его хозяйственную деятельность.
Напомним, що нормами Закона о прибыли указанные расходы включались в состав расходов с ограничением, то есть в размере 3% фонда оплаты труда отчетного периода такого плательщика (абзац третий пп. 5.4.2 п. 5.4 ст. 5 Закона о прибыли).

ГАРАНТИЙНЫЙ РЕМОНТ

Позитивом Налогового кодекса является то, что любые расходы на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров, проданных плательщиком налога, стоимость которых не компенсируется за счет покупателей таких товаров, в размере, соответствующем уровню гарантийных замен, принятых/обнародованных плательщиком налога, включаются в состав расходов в полном объеме.
Напомним, что согласно нормам Закона о прибыли, в частности пп. 5.4.3 п. 5.4 ст. 5, расходы на гарантийный ремонт разрешалось включать в размере 10% совокупной стоимости проданных товаров, по которым не истек срок гарантийного обслуживания.
Отметим, что порядок гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийных замен, а также перечень товаров, на которые устанавливается гарантийное обслуживание, определяются Кабинетом Министров Украины на основании норм законодательства по вопросам защиты прав потребителей.
Порядок учета покупателей, получивших гарантийную замену товаров или услуги по гарантийному ремонту (обслуживанию), утвержден приказом № 112.
Так, при осуществлении гарантийных замен товаров или услуг по гарантийному ремонту (обслуживанию) плательщик налога обязан вести отдельный учет покупателей, получивших такую замену товаров или услуг по гарантийному ремонту (обслуживанию). Учет ведется в количественном и стоимостном выражении по следующим видам (группам) устранения недостатков товаров: бесплатное устранение недостатков товара; возмещение расходов на устранение недостатков товара; пропорциональное уменьшение цены; замена товара на такой же товар или аналогичный из числа имеющегося у продавца (производителя) товар; расторжение договора и возврат уплаченной за товар денежной суммы.
Для ведения учета указанных операций предусмотрена книга учета покупателей, получивших гарантийную замену товаров или услуги по гарантийному ремонту (обслуживанию).
Книга должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена печатью и подписью руководителя субъекта хозяйствования или его уполномоченного представителя. Срок хранения такой книги — три года.
Записи в книге осуществляются по всем проведенным операциям не позднее даты получения покупателем замененных товаров или услуг по гарантийному ремонту (обслуживанию).
Заметим, что осуществление замены товара без обратного получения бракованного товара или без надлежащего ведения записей в книге учета не дает права плательщику налога на увеличение расходов (пп. 140.1.4 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса).

РАСХОДЫ НА РЕКЛАМУ

Отметим, что согласно п. 140.1.5 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса расходы на проведение рекламы относятся к составу расходов плательщика налога.
При этом в указанной норме не идет речь об ограничении размеров таких расходов. Главное, что необходимо помнить, — такие расходы должны быть оформлены надлежащим образом и непосредственно связаны с собственной хозяйственной деятельностью такого плательщика налога.
Такие расходы необходимо учитывать в составе других расходов при определении объекта налогообложения и включать их в состав расходов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены (п. 138.5 ст. 138 этого Кодекса).

СТРАХОВЫЕ РАСХОДЫ

Нормами Налогового кодекса без каких-либо ограничений разрешено учитывать в составе расходов плательщика налога расходы, связанные со страхованием, в частности расходы, связанные со страхованием рисков гибели урожая, транспортировки продукции, гражданской ответственности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, находящихся в составе основных средств плательщика налога. Расходы, связанные со страхованием рисков экологического и ядерного вреда, который может быть причинен плательщиком налога другим лицам, в полном объеме включаются в состав расходов.
При определении объекта налогообложения учитываются и страховые расходы, связанные со страхованием объекта финансового лизинга, а также оперативного лизинга, концессии государственного или коммунального имущества при условии, что это предусмотрено договором.
В пределах обычной цены страхового тарифа соответствующего вида страхования, действующего на момент заключения страхового договора, в состав расходов разрешается включать страховые расходы финансовых, кредитных и других рисков, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности такого плательщика налога.
При этом если условия страхования предусматривают выплату страхового возмещения в пользу плательщика налога — страхователя, то застрахованные убытки, которые понес такой плательщик налога в связи с ведением хозяйственной деятельности, включаются в его расходы за налоговый период, в котором он понес убытки, а любые суммы страхового возмещения указанных убытков включаются в доходы такого плательщика налога за налоговый период их получения.
Напомним, что правилами Закона о прибыли расходы на страхование разрешалось включать в состав валовых расходов с ограничением 5% размера валовых расходов на отчетный налоговый период (пп. 5.4.6 п. 5.4 ст. 5 Закона о прибыли).
Правило включения в состав расходов по страхованию рисков, связанных с произюдстюм национальных фильмов, остается неизменным, то есть такие расходы разрешается включать в состав расходов в размере не больше 10% стоимости произюдства национального фильма (пп. 140.1.6 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса).

КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСХОДЫ

Как известно, командировочные расходы также относятся к расходам двойного назначения. Ключевыми моментами, предоставляющими право плательщику налога включать такие расходы в состав расходов, в частности, являются: физические лица, направляемые в командировку, должны состоять в трудовых отношениях с таким плательщиком налога или быть членами его руководящих органов; такая командировка должна быть связана с хозяйственной деятельностью такого плательщика налога; и наконец, такие расходы должны быть подтверждены соответствующими первичными документами (пп. 140.1.7 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса).
Исключением, когда командировочные расходы не нуждаются в документальном подтверждении, является сумма суточных расходов. Отметим, что по фавнению с нормами Закона о прибыли сумма суточных согласно нормам Налогового кодекса значительно увеличена. Так, начиная с 01.04.2011 г. такие расходы включаются в состав расходов в следующих размерах в пределах тфритории Украины -не более 0,2 размера минимальной заработной платы (188 грн. 20 коп.), а для командировок за рубеж — не более 0,75 размера минимальной заработной платы (705 грн. 75 коп.), действовавшей для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года из расчета в сутки.
Не разрешается включать в состав расходов на питание стоимость алкогольных напитков и табачных изделий, суммы чаевых, за исключением случаев, когда суммы таких чаевых включаются в счет согласно законам страны пребывания, а также платы за зрелищные мероприятия.
Что касается расходов на проезд, то согласно пп. 140.1.7 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодека в состав расходов дополнительно разрешено включать расходы на бронирование транспортных билетов, а также расходы на проезд на арендованном транспорте как до места командировки и обратно, так и по месту командировки.
При этом указанные расходы могут включаться в состав расходов плательщика налога только при наличии подтверждающих документов, удостоверяющих стоимость этих расходов в виде транспортных билетов или транспортных счетов (багажных квитанций), в том числе электронных билетов при наличии посадочного талона и документа об уплате по всем видам транспорта, в том числе чартерных рейсов.

РАСХОДЫ, НЕ УЧИТЫВАЕМЫЕ В СОСТАВЕ РАСХОДОВ

Положение Налогового кодекса содержит перечень расходов, не учитываемых в составе расходов или уменьшаемых с определенным ограничением при начислении роялти.
Так, в частности, согласно пп. 140.1.2 п. 140.1 ст. 140 Налогового кодекса выплаты роялти, осуществленные плательщиком налога в отчетном периоде в пользу нерезидента, не включаются в состав расходов в объеме, превышающем 4% дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизного налога) за год, предшествующий отчетному.
Кроме того, в состав расходов не включаются начисления роялти в случаях, если выполняется какое-либо из условий:
* лицо, в пользу которого начисляются роялти, является нерезидентом, имеющим офшорный статус (за исключением нерезидентов, расположенных на территории офшорных зон, предоставивших плательщику налога выписку из правоустановительных документов, легализованную соответствующим консульским учреждением Украины, свидетельствующую об обычном (неофшорном) статусе такого нерезидента (п. 161.3 ст. 161 Налогового кодекса));
* лицо, в пользу которого начисляется плата за такие услуги, не является бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) такой платы за услуги, за исключением случаев, когда бенефициар (фактический собственник) предоставил право получать такое вознаграждение другим лицам;
* роялти выплачиваются относительно объектов, права интеллектуальной собственности по которым впервые возникли у резидента Украины;
* лицо, в пользу которого начисляются роялти, не подлежит налогообложению в отношении роялти в государстве, резидентом которой он является.
Не включаются также в состав расходов начисления роялти в отчетном периоде в пользу:
* юридического лица, освобожденного от уплаты налога на прибыль, уплачивающего этот налог по другой ставке или уплачивающего налог на прибыль в составе других налогов (например, в составе единого налога или фиксированного сельхозналога);
* лица, уплатившего налог в составе других налогов, кроме физических лиц, находящихся на общей системе налогообложения.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ
• Налоговый кодекс — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI
• Закон о прибыли — Закон Украины от 28.12.94 г. № 334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий»
в Приказ № 112 — приказ ГНА Украины от 28.02.2011 г. № 112 «Об утверждении Порядка учета покупателей, получивших гарантийную замену товаров или услуги по гарантийному ремонту (обслуживанию)»
живу на Бухфоруме

За это сообщение автора Печкин поблагодарили: 4
Аll, Heloise, T@н@, vins
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2882 раз.

UNREAD_POST vins » 01 май 2011, 18:33

Так было до НКУ по обучению персонала
Скрытый текст: показать
Высший административный суд Украины
О правомерности формирования валовых расходов и налогового кредита по результатам выполнения операций
по обучению персонала предприятия

Основанием для уменьшения плательщиком объекта налогообложения (налоговых обязательств) по налогу на прибыль на сумму стоимости предоставленных услуг, а по налогу на добавленную стоимость — на сумму этого налога, начисленную на стоимость полученных услуг, является факт реального предоставления услуг и непосредственная связь расходов на оплату этих услуг с хозяйственной деятельностью налогоплательщика, предусматривающая использование в собственной хозяйственной деятельности приобретенных услуг или же предназначение последних для такого использования.
Действующим законодательством не приведен исключительный перечень требований относительно оформления результатов выполнения услуг. Документы должны быть достаточными для определения характера, вида, объема предоставленных услуг, при этом соответствующие сведения могут быть изложены в нескольких отдельных документах
7 апреля 2011 года Высший административный суд Украины рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственной налоговой инспекции в Стрыйском районе Львовской области (ГНИ) на постановление Хозяйственного суда Львовской области от 18 мая 2007 года и определение Львовского апелляционного административного суда от 18 февраля 2008 года по делу по иску открытого акционерного общества «Н» (ОАО «Н») к ГНИ — о признании недействительными налоговых уведомлений-решений и установил следующее.
Иск подан о признании недействительным налогового уведомления-решения от 11 октября 2006 года № * в части доначисления истцу налогового обязательства по налогу на прибыль в сумме 27 804,97 грн (в том числе 18 536,65 грн по основному платежу и 8213,90 грн по штрафным санкциям) и налогового уведомления-решения от 11 октября 2006 года № ** в части доначисления ОАО «Н» налогового обязательства по налогу на добавленную стоимость в сумме 7948,20 грн (в том числе 5298,80 грн по основному платежу и 2649,40 грн штрафных санкций).
Постановлением Хозяйственного суда Львовской области от 18 апреля 2006 года, оставленным без изменений определением Львовского апелляционного административного суда от 18 февраля 2008 года, исковые требования удовлетворены частично; признано недействительным налоговое уведомление-решение от 11 октября 2006 года № * в части доначисления ­ОАО «Н» налогового обязательства по налогу на прибыль в сумме 17 869,73 грн (в том числе 11 913,15 грн по основному платежу и 5956,58 грн по штрафным санкциям). В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. При принятии названных судебных актов предыдущие инстанции исходили из наличия надлежащего документального подтверждения факта предоставления истцу консультационных услуг частным предприятием «П» и соответствия содержания этих услуг хозяйственной деятельности истца, что обосновывает правильность отражения истцом в налоговом учете расходов на оплату этих услуг. Учитывая же отсутствие по делу доказательств относительно вида и характера полученных от частного предприятия «И» информационных услуг для установления их связи с деятельностью ОАО «Н», суды отказали в удовлетворении соответствующей части исковых требований.
В кассационной жалобе в Высший административный суд Украины ГНИ просит частично отменить принятые по делу судебные акты и полностью отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов нормам материального права. В обоснование кассационных требований жалобщик отмечает, что в актах приемки-передачи спорных услуг отсутствуют объемы предоставления последних, не конкретизировано содержание этих услуг и их стоимость, что исключает возможность установления связи спорных услуг с хозяйственной деятельностью истца. К тому же, по утверждению ГНИ, в материалах дела отсутствуют доказательства использования истцом результатов полученных услуг в собственной деятельности и получение экономического эффекта от этих услуг.
Проверив полноту установления судебными инстанциями фактических обстоятельств дела и правильность применения ими норм материального и процессуального права, заслушав пояснения присутствующего в судебном заседании представителя истца, Высший административный суд Украины пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы ГНИ с учетом следующего.
Судебными инстанциями по делу выяснено, что фактически основанием для определения истцу оспариваемых сумм налоговых обязательств по налогу на прибыль и по налогу на добавленную стоимость по указанным налоговым уведомлениям-решениям служило заключение контролирующего органа, изложенное в акте проверки от 28 сентября 2006 года № ***, о безосновательном включении истцом в валовые расходы стоимости консультационных услуг, предоставленных истцу частным предприятием «П» и частным предприятием «И», а также в налоговый кредит — сумм НДС в составе стоимости этих услуг. Указанное заключение контролирующего органа основано на отсутствии надлежащим образом оформленных первичных документов в подтверждение факта предоставления этих услуг, учитывая то, что предоставленные истцом акты приемки-передачи выполненных работ не содержат информации относительно их объема, содержания, стоимости и фактически понесенных расходов в связи с их предоставлением. К тому же, по утверждению ГНИ, спорные услуги не связаны с хозяйственной деятельностью ОАО «Н».
Причиной возникновения спора по делу стал вопрос относительно правомерности формирования истцом валовых расходов и налогового кредита по результатам выполнения операций по поставке спорных информационно-консультативных услуг в 2005 году.
Согласно пункту 5.1 статьи 5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий», валовые расходы производства и оборота (валовые расходы) — это сумма любых расходов налогоплательщика в денежной, материальной или нематериальной формах, осуществляемых как компенсация стоимости товаров (работ, услуг), которые приобретаются (изготовляются) таким налогоплательщиком для их дальнейшего использования в собственной хозяйственной деятельности.
По содержанию подпункта 5.2.1 пунк­та 5.2 этой же статьи Закона в состав валовых расходов включаются суммы любых расходов, уплаченных (начисленных) в течение отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной труда, в том числе расходы на приобретение электрической энергии (включая реактивную), с учетом ограничений, установленных пунктами 5.3—5.7 этой статьи.
В силу требований подпункта 7.4.1 пункта 7.4 статьи 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорного ­правоотношения) налоговый кредит отчетного периода состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) налогоплательщиком по ставке, установленной пунктом 6.1 статьи 6 и статьей 81 этого Закона, в течение такого отчетного периода в связи с приобретением или изготовлением товаров (в том числе при их импорте) и услуг в целях их дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Согласно подпункту 7.4.4 пункта 7.4 этой же статьи Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», если налогоплательщик приобретает (изготовляет) материальные и нематериальные активы (услуги), которые не предназначены для их использования в хозяйственной деятельности такого плательщика, то сумма налога, уплаченного в связи с таким приобретением (изготовлением), не включается в состав налогового кредита.
Итак, учитывая приведенные законодательные предписания, основанием для уменьшения плательщиком объекта налогообложения (налоговых обязательств) по налогу на прибыль на сумму стоимости предоставленных услуг, а по налогу на добавленную стоимость — на сумму этого налога, начисленную на стоимость полученных услуг, является факт реального предоставления услуг и непосредственная связь расходов на оплату этих услуг с хозяйственной деятельностью налогоплательщика, преду­сматривающая использование в собственной хозяйственной деятельности приобретенных услуг или же предназначение последних для такого использования.
В свою очередь, факт непосредственной связи расходов с хозяйственной деятельностью налогоплательщика может быть установлен с учетом качественных характеристик услуг, которые однозначно свидетельствовали бы о предназначении приобретенных услуг для использования в хозяйственной деятельности налогоплательщика, соответствовали бы содержанию этой деятельности.
Как установлено судебными инстанциями, для расширения своей деятельности (предметом которой является, в частности, дистрибьюторская торговля минеральными водами и безалкогольными напитками производителя продукции ТМ «М») ОАО «Н» были заказаны у частного предприятия «П» информационно-консультативные услуги по обучению персонала. И хотя в актах приемки-передачи этих услуг не определены их конкретный перечень, объем и содержание, однако по требованию суда истцом были представлены достаточные доказательства для установления соответствующей информации, а именно — приказы о проведении учебных курсов и графики их проведения, сметы расходов, сертификаты участников курсов, содержание указанного учебного курса и т.п.
Судами обоснованно были взяты во внимание указанные доказательства, поскольку действующим законодательством не приведен исключительный перечень требований относительно оформления результатов выполнения таких услуг. Документы должны быть достаточными для определения характера, вида, объема предоставленных услуг, при этом соответствующие сведения могут быть изложены в нескольких отдельных документах.
Нельзя согласиться и со ссылками ГНИ на отсутствие доказательств внед­рения истцом результатов полученных услуг в хозяйственную деятельность предприятия с дальнейшим получением экономического эффекта, что исключает связь этих услуг с хозяйственной деятельностью ОАО «Н». Ведь в данном случае связь предоставленных услуг с хозяйственной деятельностью ОАО «Н» должна быть установлена путем анализа предназначения результатов этих услуг с учетом их сути.
Из установленных судами фактических данных следует, что сфера проведенного обучения вполне соответствует деятельности истца. Экономическая же целесообразность указанных услуг является оценочным понятием и может быть установлена по результатам комплексного экономического анализа деятельности предприятия, в том числе и после истечения определенного промежутка времени. Следовательно, установление экономических выгод при использовании ОАО «Н» результатов полученных консультаций не имеет правового значения для этого спора.
Таким образом, в данных обстоятельствах нужно согласиться с выводом судов об отсутствии со стороны истца нарушений при формировании налогового кредита и валовых расходов по результатам осуществления операций по поставке спорных услуг.
Вместе с тем, поскольку ОАО «Н» не представлены соответствующие доказательства относительно количественных и качественных характеристик услуг, предоставленных частным предприятием «И», а также доказательства фактического получения этих услуг истцом, то суды обоснованно признали законным осуществленное ГНИ доначисление оспариваемых налоговых обязательств в соответствующей части.
С учетом изложенного, предусмот­ренных законом оснований для отмены принятых по делу судебных актов не усматривается.
Руководствуясь статьями 160, 167, 220, 221, 223, 224, 231 Кодекса административного судопроизводства Украины, Высший административный суд Украины постановил:
— кассационную жалобу государственной налоговой инспекции в Стрыйском районе Львовской области оставить без удовлетворения;
— постановление Хозяйственного суда Львовской области от 18 мая 2007 года и определение Львовского апелляционного административного суда от 18 февраля 2008 года оставить без изменений.
Определение вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть пересмотрено Верховным Судом Украины в порядке статей 236—238 Кодекса административного судопроизводства Украины.
(Определение Высшего административного суда Украины от 7 апреля 2011 года. Дело № К-4181/08. Председательствующий — Костенко Н.И. Судьи — Маринчак Н.Е., Нечитайло А.Н., Рыбченко А.А., Усенко Е.А.)
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2891 раз.

UNREAD_POST valeka » 17 ноя 2011, 16:40

а что значит "в пределах обычной цены страхового тарифа соответствующего вида страхования"
где эти пределы можно посмотреть?
valeka
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 17 ноя 2011, 16:32
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

UNREAD_POST налоговик » 17 ноя 2011, 16:57

Скрытый текст: показать
12.09.2011 – 18.09.2011, № 37 (120)

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПАЛИТРА

Обычная цена страхового тарифа


В соответствии с пп. 140.1.6 НКУ к расходам на страхование рисков налогоплательщика, связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности, относятся, в частности, любые расходы по страхованию рисков в пределах обычной цены страхового тарифа соответствующего вида страхования, действующего на момент заключения такого страхового договора. «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» разбирался, что же это за тариф и как его отразить в учете.

Страховой тариф – это ставка страхового взноса с единицы страховой суммы за определенный период страхования (ст. 10 Закона № 85/96).

Страховой платеж (страховой взнос, страховая премия) – плата за страхование, которую страхователь должен страховщику в соответствии с договором страхования. То есть страховые платежи, которые формируют страховой фонд, определяются на основе страховых тарифов по отдельным видам страхования.

Обращаем внимание! При добровольной форме страхования страховые тарифы исчисляются страховщиком актуарно (математически) на основании соответствующей статистики наступления страховых случаев, а по договорам страхования жизни – также с учетом величины инвестиционного дохода, который должен быть указан в договоре страхования. При этом конкретный размер страхового тарифа определяется в договоре страхования по согласию сторон.

При осуществлении обязательного страхования максимальные размеры страховых тарифов или методику актуарных расчетов устанавливает КМУ. При этом страховщик обязан соблюдать порядок и правила, установленные КМУ (п. 44 ст. 7 Закона № 85/96 и п. 2.24 Лицензионных условий)

Обычная цена – цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора, если иное не установлено НКУ. Если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена отвечает уровню рыночных цен (пп. 14.1.71 НКУ).

Напомним, что для целей налогообложения с 01.01.2013 года методику определения и порядок применения обычной цены, в том числе и в отношении страхового тарифа, будет регулировать ст. 39 НКУ. До этой поры остается действующим п. 1.20 Закона о прибыли, который в свою очередь устанавливает правила определения и использования обычной цены.

В нынешних условиях работает порядок определения обычной цены страхового тарифа, утвержденный Госкомиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины (далее – Госфинуслуг) (пп. 1.20.52 Закона о прибыли).

Речь идет о Методике № 3259, основные положения которой мы и рассмотрим ниже.

Начнем с того, что действие вышеупомянутой Методики распространяется на юрлиц, которые в соответствии с законодательством являются страховщиками – резидентами.

И при заключении договоров по обязательным видам страхования, кроме обязательного страхования гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств, страховщики-резиденты применяют страховые тарифы в пределах максимальных размеров страховых тарифов или в соответствии с методикой актуарных расчетов, установленных КМУ для соответствующего вида обязательного страхования.

При заключении договоров обязательного страхования гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств применяется размер базового страхового платежа (с учетом корректирующих коэффициентов, определенных в соответствии с законодательством), утвержденный Госфинуслуг по предоставлению Моторного (транспортного) страхового бюро Украины. Если размер базового страхового платежа по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств и корректирующих коэффициентов не утвержден в установленном порядке, то действуют их предыдущие размеры.

За нарушение требований Методики № 3259 к страховщикам применяются меры влияния в соответствии с Законом № 2664 и Положением № 125.

Так, согласно ст. 41 Закона № 2664 за уклонение от выполнения или несвоевременное выполнение распоряжений, решений Госфинуслуг применяется штрафная санкция в размере до 500 НМДГ, но не больше 1 % от размера уставного (паевого) капитала юрлица – субъекта предпринимательской деятельности, совершившего такое правонарушение.

Кроме того, на основании ст. 43 Закона № 2664 за такое нарушение на должностное лицо этого субъекта предпринимательской деятельности налагается админштраф в размере от 20 до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан (далее – НМДГ).



Справка

О видах страхования и их роли в деятельности субъектов хозяйствования, о понятии коммерческих рисков и учете и налогообложении расходов на страхование таких рисков «Б&З» уже рассказывал ранее.
В частности, страхование коммерческих рисков связано с хозяйственной деятельностью субъектов предпринимательства. А в соответствии со ст. 6 Закона № 85/96 такие риски могут быть застрахованы по добровольному желанию страхователя на основании соответствующего договора со страховщиком.
Еще раз отметим, что в пп. 140.1.6 НКУ просто сказано о том, что главным условием отнесения на расходы предприятия затрат на страхование любых рисков и ответственности является их связь с хозяйственной деятельностью налогоплательщика.
Таким образом, в расходы могут включаться затраты как на обязательное, так и на добровольное страхование рисков и ответственности, упомянутых в пп. 140.1.6 НКУ

В связи с вышесказанным напомним об отдельных максимальных размерах страховых тарифов, установленных КМУ (см. таблицу 1).

Таблица 1

№ п/п
Нормативно-правовой акт
1
Постановление КМУ «Об утверждении Порядка исчисления тарифов при обязательном страховании гражданской ответственности за ядерный ущерб» от 20.08.2003 г. № 1307
Максимальный размер годового страхового тарифа для обеспечения финансового покрытия гражданской ответственности оператора ядерной установки за ядерный ущерб составляет 3,38 % страховой суммы, а для оператора ядерной установки относительно Чернобыльской атомной электростанции – 0,125 % страховой суммы.
Расчеты максимального годового тарифа осуществляется по формуле, приведенной в п. 4 Порядка.
Общая страховая сумма по договору обязательного страхования эквивалентна 150 млн., а для исследовательских реакторов – 5 млн. специальных прав заимствования за каждый ядерный инцидент, а также совокупно по всем страховым случаям, произошедших во время действия договора обязательного страхования
2
Порядок и правила проведения обязательного страхования животных на случай гибели, уничтожения, вынужденного забоя, от болезней, стихийных бедствий и несчастных случаев (постановление КМУ от 23.04.2003 г. № 590)
Максимальные размеры страховых тарифов по договорам обязательного страхования составляют 5 % страховой суммы. Обязательному страхованию подлежат животные, перечень которых приведен в приложении 1 к Порядку и правилам.
Страховая сумма обязательного страхования определяется по балансовой стоимости, но не должна превышать рыночной стоимости животного
3
Порядок и правила проведения обязательного авиационного страхования гражданской авиации
(постановление КМУ от 12.10.2002 г. № 1535)
Страхование ответственности воздушного перевозчика за ущерб, причиненный пассажирам, багажу, почте, грузу: размер максимального страхового тарифа на один год не должен превышать 2 % страховых сумм, определенных договором обязательного страхования.
Страховая сумма, установленная договором обязательного страхования, не должна быть меньше:
ущерба, причиненного жизни и здоровью пассажиров:
а) во время выполнения полетов в пределах Украины – суммы, эквивалентной 20000 долларов США по официальному обменному курсу НБУ, за каждое пассажирское кресло и согласно количеству пассажирских кресел, предусмотренному сертификатом эксплуатанта воздушного судна;
б) во время выполнения международных полетов – в пределах, предусмотренных международными соглашениями или законодательством страны (в том числе для военных и связанных с ними рисков), на территории которой осуществляются пассажирские перевозки, согласно унифицированным условиям объединения лондонских страховщиков или других условий, которые применяются в международной практике;
за потерю или ущерб, причиненный багажу, почте или грузу, – суммы, эквивалентной 20 долларам США по официальному обменному курсу НБУ, за каждый килограмм веса;
за вещи (кладь), которые находятся у пассажира, – суммы, эквивалентной 400 долларов США по официальному обменному курсу НБУ
Страхование ответственности эксплуатанта воздушного судна за ущерб, причиненный третьим лицам: размер максимального страхового тарифа на один год не должен превышать 1 % страховой суммы, определенной договором обязательного страхования.
Страховая сумма, установленная по договору обязательного страхования, не должна быть меньше, чем:
для полетов, которые выполняются в пределах Украины, на воздушном судне с максимальной взлетной массой:
а) до 500 килограммов – 100000 гривен;
б) от 501 до 1000 килограммов – 200000 гривен;
в) от 1001 до 2000 килограммов – 500000 гривен;
г) от 2001 до 6000 килограммов – 1000000 гривен;
ґ) от 6001 до 25000 килограммов – 5000000 гривен;
д) от 25001 до 50000 килограммов – 25000000 гривен;
е) от 50001 до 100000 килограммов – 50000000 гривен;
є) от 100001 до 500000 килограммов – 100000000 гривен;
ж) свыше 500001 килограмма – 150000000 гривен;
для международных полетов – в пределах, предусмотренных международными соглашениями или законодательством стран (в том числе для военных и связанных с ними рисков), на территории которых выполняются полеты воздушного судна, согласно унифицированным условиям объединения лондонских страховщиков или других условий, которые применяются в международной практике.
Страхование членов экипажа воздушного судна и другого авиационного персонала: размер максимального страхового тарифа на один год не должен превышать 2 % страховой суммы, определенной договором обязательного страхования.
Страховая сумма, установленная договором обязательного страхования, не должна быть меньше, чем 100000 гривен за каждое застрахованное лицо
Страхование воздушных судов: размеры максимальных страховых тарифов на один год для воздушных судов с максимальной взлетной массой до 15000 килограммов не должны превышать 8 %, от 15001 килограмма и больше – 6 %, для вертолетов – 10 % страховой суммы, определенной договором обязательного страхования.
Страховая сумма, установленная договором обязательного страхования, не должна быть меньше, чем балансовая стоимость воздушного судна
Страхование работников заказчика авиационных работ, лиц, связанных с обеспечением технологического процесса во время выполнения авиационных работ: размер максимального страхового тарифа на один год не должен превышать 2 % страховой суммы, определенной договором обязательного страхования.
Страховая сумма, установленная договором обязательного страхования, не должна быть меньше, чем 100000 гривен для каждого застрахованного лица
4
Порядок и правила проведения обязательного страхования ответственности экспортера и лица, отвечающего за утилизацию (удаление) опасных отходов, относительно возмещения ущерба, который может быть причинен здоровью человека, собственности и окружающей природной среде во время трансграничной перевозки и утилизации (удалении) опасных отходов
(постановление КМУ от 19.08.2002 г. № 1219)
Максимальный размер страховых тарифов составляет:
а) для экспортера опасных отходов – 0,25 % страховой суммы;
б) для лица, отвечающего за утилизацию (удаление) опасных отходов, – 0,2 % страховой суммы.
Страховой суммой является денежная сумма, в пределах которой страховщик согласно условиям договора обязательного страхования обязан в случае наступления страхового случая осуществить страховую выплату страхователю или по его поручению третьим лицам.
Страховая сумма устанавливается в таком размере:
а) для экспортера опасных отходов за перевозку опасных отходов весом до 1 тонны включительно – 200 тыс. гривен, от 1 до 5 тонн включительно – 1 млн. гривен, от 5 до 25 тонн включительно – 2 млн. гривен, от 25 до 50 тонн включительно – 4 млн. гривен, от 50 до 1000 тонн включительно – 6 млн. гривен, от 1000 до 10000 тонн включительно – 10 млн. гривен, а также дополнительно 500 гривен за тонну в случае перевозки таких отходов весом свыше 10000 тонн, но не больше чем 30 млн. гривен;
б) для лица, отвечающего за утилизацию (удаление) опасных отходов, – 2 млн. гривен
5
Порядок и правила проведения обязательного страхования гражданской ответственности субъектов хозяйствования за ущерб, который может быть причинена пожарами и авариями на объектах повышенной опасности, включая пожаровзрывоопасные объекты и объекты, хозяйственная деятельность на которых может привести к авариям экологического и санитарно-эпидемиологического характера
(постановление КМУ от 16.11.2002 г. № 1788)
Размер максимального страхового тарифа в процентах страховой суммы на 12 месяцев определяется в зависимости от категории опасности объекта повышенной опасности и составляет:
для групп объектов 1 категории опасности – 1,5 %;
для групп объектов 2 категории опасности – 0,6 %;
для групп объектов 3 категории опасности – 0,4 %.
Страховая сумма определяется по каждому конкретному объекту повышенной опасности согласно категории опасности, установленной в приложении 1 к Порядку и правилам, и равняется:
для группы объектов 1 категории опасности – 200000 НМДГ на момент исчисления страховой суммы;
для групп объектов 2 категории опасности – 70000 НМДГ на момент исчисления страховой суммы;
для групп объектов 3 категории опасности – 45000 НМДГ на момент исчисления страховой суммы
6
Порядок и правила проведения обязательного страхования ответственности субъектов перевозки опасных грузов на случай наступления негативных последствий во время перевозки опасных грузов
(постановление КМУ от 01.06.2002 г. № 733)
Страховой суммой по страхованию ответственности субъектов перевозки опасных грузов является сумма, в пределах которой страховщик обязан в случае наступления страхового случая осуществить страховую выплату страхователю или по его поручению потерпевшему третьему лицу. Страховая сумма за каждую полную и неполную тонну опасного груза устанавливается в зависимости от класса опасности груза в таких размерах:


Класс опасного груза
1
2
3
4
5
6
7
8
9
НМДГ
110
70
100
70
70
120
80
100
60

Размер страховых тарифов устанавливается в процентах страховой суммы и определяется в зависимости от класса опасного груза и вида транспорта согласно приложению 1.
Размер страхового тарифа указывается в договоре обязательного страхования ответственности субъектов перевозки опасных грузов в зависимости от объема опасных грузов, подлежащих перевозке, расстояния перевозки, срока страхования и других условий, которые могут повлиять на риск возникновения страхового случая

Актуарно страховой тариф определяется при обязательном страховании предмета ипотеки от рисков случайного уничтожения, случайного повреждения или порчи в порядке, утвержденном постановлением КМУ от 06.04.2011 г. № 358.

Размер страхового тарифа непременно указывается в Типовом договоре обязательного страхования такого недвижимого имущества (см. приложение к Порядку и правилам).

Итак, что же мы имеем? В Законе о прибыли отсутствует термин «обычная цена страхового тарифа», впрочем, равно как и в НКУ.

В соответствии с пп. 140.1.6 НКУ налогоплательщик может отнести к расходам затраты на страхование в пределах такой обычной цены.

Методика № 3259 устанавливает максимальный размер страхового тарифа и правила актуарных расчетов только относительно обязательных видов страхования. Причем при заключении договоров обязательного страхования гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств применяется размер базового страхового платежа, определенный в установленном порядке.

Заметим, что в Методике № 3259 не говорится, что страховщики должны определять страховой тариф на уровне этого максимального размера, а сказано, что они определяют обычную цену страхового тарифа в пределах такого максимального размера.

Выходит, что при обязательном страховании, кроме обязательного страхования гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств, страховой тариф может базироваться и на более низких процентах от страховой суммы, предусмотренной договором. Это по логике и будет обычной ценой страхового тарифа конкретного страховщика. И налогоплательщик, страховой платеж которого рассчитывается в пределах установленного максимального размера страхового тарифа, может отнести на расходы сумму фактически внесенного страхового платежа.

Представим, что некий страховщик нарушил требования Методики № 3259 и рассчитал страховой платеж с превышением максимально допустимого размера страхового тарифа.

Понятное дело, страховщика за это накажут по всей строгости Закона № 2664, но и налогоплательщику придется несладко, поскольку ему можно будет включить в расходы только разрешенную пп. 140.1.6 НКУ сумму страховых расходов. Остальное – за счет собственной прибыли.

При обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств в состав расходов налогоплательщика попадут расходы на уплату базового страхового платежа, рассчитанного в установленном порядке.

А вот при добровольном страховании налогоплательщиком, например, отдельных видов коммерческих рисков, т. е. рисков, связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности, в расходы «ляжет» вся сумма страхового платежа, внесенного по договору страхования, так как согласно Методике № 3259 эта сумма также рассчитывается в пределах обычной цены страхового тарифа.



автор: Елена Рыжикова, редактор «Б&З»



Правовой глоссарий:

1. НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. Закон № 85/96 – Закон Украины «О страховании» от 07.03.96 г. № 85/96-ВР.

3. Закон № 2664 – Закон Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» от 12.07.2001 г. № 2664-III.

4. Закон о прибыли – Закон «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона Украины N 283/97-ВР от 22.05.97 г.

5. Методика № 3259 – Методика определения обычной цены страхового тарифа, утвержденная распоряжением Госкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 30.12.2004 г. № 3259.

6. Положение № 125 – Положение о применении Госкомиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины мер влияния, утвержденное распоряжением Госфинуслуг Украины от 13.11.2003 г. № 125.

7. Лицензионные условия – Лицензионные условия проведения страховой деятельности, утвержденные распоряжением Госкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 28.08.2003 г. № 40.

За это сообщение автора налоговик поблагодарил:
Анна Сергеевна
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5698
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 806 раз.
Поблагодарили: 2589 раз.


  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Ads, alex88, Gb, hela, Kamillfo, Ya