Рекламу показываем только НЕзарегистрированным пользователям. Войдите или зарегистрируйтесь на Бухфоруме
    .

Консолидированный налог на прибыль

Путеводитель по разделу. Ставка 0 %, доходы, расходы, амортизация, декларация. Переходное.

Модератор: Печкин

UNREAD_POST налоговик » 12 май 2011, 17:51

Филиалы и представительства:
«консолидированный» налог на прибыль

Бухгалтерия № 18-19

Скрытый текст: показать
Сергей ИЛЬЯШЕНКО, независимый консультант в сфере налогообложения

Расчет налоговых обязательств по уплате консолидированного налога на прибыль предприятия, утвержденный Приказом № 36, стал одной из первых форм налоговой отчетности, разработанной ГНАУ для целей раздела III Налогового кодекса. Нельзя сказать, что «первый блин» получился совсем уж комом, но без нюансов традиционно не обошлось. Для полноты охвата текущей ситуации с консолидацией не хватало лишь формы налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия. С ее появлением (см. приказ ГНАУ от 28.02.2011 г. № 114 ) налогоплательщики получили полный комплект документов, необходимых для анализа механизма уплаты консолидированного налога на прибыль после 1 апреля 2011 года.

Филиалы и прочие «неполноценные»

Традиционный вопрос — считается ли филиалом магазин, открытый в другом городе — получил новую почву для обсуждения благодаря формулировкам пп.133.1.5 ст. 133 НКУ. Этот подпункт определяет плательщиками налога на прибыль обособленные подразделения субъектов хозяйствования — юридических лиц, установленных в разделе I НКУ, за исключением представительств. Раздел I НКУ, в лице пп. 14.1.30 ст. 14, за соответствующими определения¬ми отправляет читателя к ст. 95 ГКУ. В этой статье находим упоминание о двух видах обособленных подразделений:
♦ филиал — обособленное подразделение юридического лица, расположенное за пределами его местонахождения и осуществляющее все или часть функций юридического лица;
♦ представительство — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее представительство и защиту интересов юридического лица.
Определение термина «представительство» для нас интереса не представляет. Во-первых, в пп.133.1.5 ст. 133 НКУ есть собственное определение, которое содержит дополнительные критерии: финансирование за счет юридического лица и отсутствие собственных доходов, кроме пассивных. Во-вторых, представительства ни при каких условиях плательщиками налога на прибыль не становятся. Остается филиал — полноценный плательщик на¬лога на прибыль. Но как же определить, с кем на самом деле имеем дело — с филиалом, представительством или чем-то третьим?
Основываясь на определениях ст. 95 ГКУ, можно выделить следующие критерии, указывающие то, что обособленное подразделение является филиалом.
1. Территориальная расположенность вне местонахождения юридического лица (в другом городе областного значения, на территории другого района, в другом районе городов Киева и Севастополя).
2. Осуществление части или всех функций юридического лица. Вероятно, в данном утверждении стоит отойти от правовых догм, которые рассматривают функции юридического лица с позиций централизации капитала, управления им, ограничения предпринимательских рисков, все то, что в итоге формирует свойства юридического лица. В контексте ст.95 ГКУ под «функциями юридического лица» понимаются скорее некие юридические и фактические действия, которые может выполнять филиал при наличии соответствующих полномочий. Одна из таких функций — представительство и защита интересов — непосредственно упомянута в рассматриваемой статье. Причем она приведена как единственно возможная для деятельности представительства, но для филиала она может выполняться наряду со многими другими. Подтверждает такой вывод и ст.1 Закона № 755, которая «расшифровывает» состав таких функций филиала, включив в их число производство продукции, выполнение работ или операций, предоставление услуг от имени юридического лица. Из данного вывода следуют еще два обязательных критерия, которые к тому же прямо упомянуты в ст. 95 ГКУ.

Опубликован: Бухгалтерия. — 2011. — № 12. — С.62 (прим. ред.).

3. Наличие положения о филиале. Это своего рода устав для филиала, без которого невозможно оце¬нить наличие и объем функций юридического лица, выполняемых филиалом. Согласно ст.95 ГКУ положение о филиале утверждается уполномоченным органом юридического лица.
4. Наличие обособленного имущества. Данное условие является обязательным как для филиала, так и для представительства, оно прямо упомянуто в ст.95 ГКУ и является логичным следствием выполнения функций юридического лица.
5. Наличие доверенности у руководителя филиала. Как видим, для должности руководителя филиала недостаточно норм устава юридического лица, приказа о приеме на работу, штатного расписания и т.д. Наличие доверенности — обязательное требование ст.95 ГКУ.
6. Сведения о филиале и представительстве юридического лица включаются в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей. Согласно ст.28 Закона № 755 такие сведения приобщаются к регистрационному делу юридического лица и вносятся в Реестр. Кстати, именно этот критерий влечет за собой возможность постановки филиала на учет в ГНС.
В определенной степени данные критерии являются условными. К примеру, осуществление обособленным подразделением функций юридического лица без внесения информации о нем в Единый реестр, скорее, является нарушением Закона № 755, нежели свидетельствует о том, что обособленное подразделение не является филиалом. В этой связи основополагающими критериями будут первые два: местонахождение и деятельность подразделения. Остальные же можно рассматривать как их производные или же вторичные признаки филиала. Хотя если принимать в расчет судебную практику (например, постановление ВХСУ от 09.09.2010 г. № 60/13-10), то в качестве определяющих критериев рассматривались именно наличие положения о филиале, факт регистрации филиала и т.д.
Наряду с филиалами и представительствами хозяйственное законодательство оперирует такими понятиями как производственные и функциональные структурные подразделения (ст.64 ХКУ). К первым относятся производства, цеха, отделения, участки, бригады, бюро, лаборатории и т.д. Ко вторым — управления, отделы, бюро, службы и т.д. Теоретически такие структуры выполняют некоторые функции юридического лица, их права и обязанности могут быть установлены в отдельных положениях, а расположены они могут быть и вне местонахождения головного предприятия. Как же отличить такие структурные подразделения от обособленных?
Если принять за базовый критерий об осуществлении функций юридического лица (с учетом норм ст.1 Закона № 755), несложно заметить, что такие функции носят сугубо внешний характер, то есть основаны на взаимоотношениях филиала и третьих лиц. Например, поставщики, подрядчики и покупатели — при производстве продукции, заказчики — при выполнении работ, предоставлении услуг. В этом контексте основным отличием филиала от структурного подразделения будет как раз выполнение определенных действий (фактических, юридических) от имени юридического лица во взаимоотношениях с третьими лицами. При таком подходе ответ на поставленный вопрос будет положительным. В контексте последнего заключения магазин как раз выступает участником операций купли-продажи, представляя при этом интересы юридического лица в отношениях с третьими лицами. А значит, потребуется и положение, и регистрация, и доверенность и т.д. Что правда, нельзя не учитывать часть третью ст.64 ХКУ, согласно которой предприятие самостоятельно определяет свою организационную структуру, а значит, имеет полномочия называть вещи своими именами (условно, магазин — торговым отделом и наоборот). Вот только подобная самостоятельность должна иметь под собой нормативную основу.

Самостоятельность или консолидация?

Итак, взвесив все «за» и «против», предприятие решило (было вынуждено) зарегистрировать филиал у госрегистратора, что автоматически вызвало его постановку на учет в местной ГНС. В результате действия пп.133.1.5 ст.133 НКУ филиал стал рядовым плательщиком налога на прибыль. Осталось только выбрать — уплачивать налог консолидировано или пойти по схеме «каждый за себя»? Увы, у предприятия такое право выбора будет не всегда, но мы пока рассматриваем идеальную ситуацию, когда выбор есть. Вариант с самостоятельной уплатой стоит рассматривать тогда, когда филиал представляет собой полноценный субъект хозяйствования, имеющий собственную материальную базу, законченный цикл производства и/или торговли, сформированный управленческий аппарат. В противном случае совладать с новым налоговым учетом и новой налоговой декларацией будет очень не просто.
Пункт 152.4 ст. 152 НКУ дает юридическому лицу право принять решение об уплате консолидирован¬ного налога и уплачивать налог в бюджеты терри¬ториальных общин по местонахождению филиалов, а также в бюджет по своему местонахожде¬нию. Как и в старые добрые времена, пропорция распределения налога между головным предприятием и филиалами определяется по удельному весу расходов филиала в общей сумме расходов юридического лица.
Специалистами неоднократно было доказано , что главным преимуществом консолидированной уплаты является возможность перекрыть убытками одних филиалов прибыль других и тем самым уменьшить налоговые платежи в целом по предприятию. По-прежнему о выборе консолидированной формы уплаты должно быть принято решение и направлено соответствующее уведомление в ГНИ по местонахождению филиалов до 1 июля года, предшеству¬ющего отчетному. Таким образом, чтобы выбрать консолидацию с 01.01.2012 г., сообщить об этом налоговикам нужно до 30.06.2011 г. включительно. А теперь в правилах НКУ начинаются новшества по сравнению с Законом о прибыли (пп.2.1.3 ст.2).
Во-первых, если по состоянию на 1 января отчетного года у плательщика не было филиалов, но таковые появились в любое время в течение тако¬го отчетного года, юридическое лицо имеет право принять решение об уплате консолидированного налога уже в таком отчетном году (абзац шестой п. 152.4 ст. 152 НКУ). В этом случае оно уведомляет налоговые органы о принятии такого решения в течение 20 дней с момента его принятия. Очевидно, что оптимальным вариантом будет сделать такое уведомление одновременно с созданием (постановкой на учет) филиала. К примеру, плательщик, вос¬пользовавшись нормами пп.4.2.2 Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 979 , может напра¬вить соответствующее уведомление вместе с пакетом регистрационных документов. В этом случае консолидированный порядок уплаты будет приме¬няться непосредственно с момента постановки филиала на учет. Это важно в контексте определения первого отчетного периода вновь созданного филиала. Рискнем предположить, что таковым будет считаться тот отчетный период, в котором состоялась его постановка на учет (период с момента постановки на учет до последнего календарного дня такого периода). Этот вывод основан на невозможности применения специальной нормы пп. 152.9.2 ст. 152 НКУ в отношении филиала: продленный налоговый период (с даты регистрации до последнего календарного дня следующего отчетного периода) применяется лишь для юридического лица. Об обособленных подразделениях в этом подпункте речь не идет. Следовательно, филиал, поставленный на учет 20.06.2011 г., должен будет отчитаться уже по итогам II квартала 2011 года . И без уведомления головным предприятием о консолидации ему придется представить самостоятельную декларацию по итогам такого периода.
Во-вторых, из предыдущего правила можно сделать еще одно предположение. Указанный механизм должен применяться и к вновь созданным в течение отчетного года налогоплательщикам — юридическим лицам, которые в этом же году будут создавать филиалы. Ведь формально у такого плательщика филиалы по состоянию на 1 января отсутствовали, а значит, соблюдается условие из п. 152.4 ст. 152 НКУ.
Таким образом, напрашиваются следующие выводы:
♦ лица, у которых по состоянию на 01.04.2011 г. филиалов не числилось, при открытии филиала в будущем могут выбрать консолидированную форму уплаты;
♦ лица, созданные после 01.01.2011 г. , при открытии филиала в будущем могут выбрать консо¬лидированную форму уплаты;
♦ лица, у которых по состоянию на 01.01.2011 г. числились филиалы на консолидированной уплате, могут в любой момент до конца года принять решение об отказе от консолидации с 01.01.2012 г.;
♦ лица, у которых по состоянию на 01.01.2011 г. числились филиалы на «самостоятельной» уплате налога, имеют возможность до 01.07.2011 г. принять решение (и уведомить о нем ГНИ) о выборе консолидированной системы с 01.01.2012 г.
В-третьих, в НКУ прямо прописали, что в случае принятия решения о консолидации этот порядок применяется до тех пор, пока плательщик не примет обратное решение. Кроме того, принятое решение о выборе консолидированного способа не нуждается в ежегодном подтверждении. НКУ не устанавливает предельного срока, до которого нужно принять решение об отказе от консолидированной уплаты и направить соответствующее уведомление в ГНС. Учитывая, что изменение порядка уплаты на¬лога в течение года не допускается, сделать это, скорее всего, можно не позднее предельного срока представления декларации за первый отчетный период — за I квартал того года, в котором произойдет отказ от консолидированной формы уплаты налога.

Расчет + Декларация - Порядок

Расчет налоговых обязательств по уплате консолидированного налога на прибыль предприятия, ут¬вержденный Приказом № 36 (далее — Расчет), как и декларация по налогу на прибыль предприятия, утвержденная приказом ГНАУ от 28.02.2011 г. № 114 (далее — Декларация), не содержат при себе традиционного циркуляра — порядка заполнения. С одной стороны, это снижает вероятность «отсебятины» со стороны уполномоченного органа, с другой — лишает плательщика надежд на урегулирование вопросов, обойденных вниманием в НКУ. К примеру, действовавший ранее Порядок составления «старого» консолидированного расчета (приказ ГНАУ от 10.02.2003 г. № 68) закрывал «белые пятна» Закона о прибыли в части возможности переноса убытков филиала в состав расходов головного предприятия при переходе на консолидированную форму уплаты. С 01.04.2011 г. такая ситуация становится тупиковой, так как ни НКУ, ни Расчет, ни Декларация данный вопрос не рассматривают. И велика вероятность, что убытки филиала, полученные при самостоятельной уплате налога на прибыль, «умрут» одновременно с началом консолидированной уплаты.
Если говорить о форме Расчета, то некоторое не¬доумение вызывает отсутствие в «шапке» упоминания о «специальных» отчетных периодах 2011 года — II квартал, II и III кварталы, II, III и IV кварталы. Очевидно, плательщику придется либо поставить отметку в графе «Полугодие», представляя Расчет за II квартал 2011 года, либо воспользоваться нормами п.46.4 ст.46 НКУ и представить дополнение к Расчету с объяснением мотивов такого представления. В любом случае оснований для составления Расчета нарастающим итогом с 01.01.2011 г. нет никаких. На это указывает и таблица 2 приложения ЗП к Декларации, показатели которой должны соответствовать показателям Расчета. В этой таблице по результатам отчета за II квартал 2011 года будут присутствовать только показатели одного квартала.
В Расчете, помимо привычных граф для отражения расходов (в целом по предприятию и отдельно по филиалу), расчета удельного веса и определения суммы налоговых обязательств по филиалу, отведены графы для аналогичного распределения авансового платежа по налогу на прибыль, уплачиваемому при выплате дивидендов. Это связано с еще одним новшеством НКУ. Последний абзац п. 152.4 устанавливает следующее: если юридическое лицо на консолидированной форме уплачивает авансовый взнос по налогу на прибыль при выплате дивидендов, такой авансовый взнос распределяется между головным предприятием и филиалами пропорционально удельному весу расходов, определенных в последней налоговой отчетности, представленной таким плательщиком налога. Иными словами, авансовый взнос распределяется по тому же принципу, что и основное налоговое обязательство. Отличие заключается в том, что основное налоговое обязательство мы рассчитываем по данным текущего Расчета, а авансовый взнос в текущем Расчете мы приводим уже по факту. Это объясняется тем, что в Расчет попадают суммы уже уплаченного авансового взноса, рассчитанного на основании данных предыдущего Расчета. Например, при выплате ди¬видендов в августе 2011 года распределение авансового взноса нужно будет сделать по данным Расчета за II квартал 2011 года. А уже уплаченные суммы авансового взноса будут включены в Расчет за II и III кварталы 2011 года. В этой связи не до конца понятно, на основании каких данных осуществлять распределение авансового взноса при выплате дивидендов во II квартале 2011 года. Основываясь на выводах ГНАУ, приведенных в письме от 30.12.2008 г. № 27453/7/15-02179, можно предположить, что такое распределение необходимо прове¬сти на основании данных «старого» Расчета, представленного за I квартал 2011 года.
Надо сказать, что распространение механизма консолидации на авансовый взнос по налогу на дивиденды имеет больше отрицательного, чем положительного. Как следует из форм Расчета и Декла¬рации, распределение авансового взноса необходимо по сути лишь для определения сумм к уплате между соответствующими бюджетами. Применение же норм пп. 153.3.4 ст. 153 НКУ в части уменьшения основных налоговых обязательств на сумму уплаченного авансового взноса будет происходить лишь у головного предприятия. В Расчете филиала эти показатели просто декларируются. Однако такое «просто декларирование» может повлечь за собой весьма негативные последствия. Дело в том, что за счет консолидированного распределения авансового взноса плательщик фактически вместо одного задекларированного налогового обязательства получил столько, сколько на нем зарегистрировано филиалов. Допустим, при наличии трех филиалов три части авансового взноса задекларированы в Расчетах по каждому филиалу, одна часть — в Декларации головного предприятия10. Все расчеты таких частей основаны на удельном весе расходов филиалов и предприятия в целом. Это значит, что любая корректировка расходов (по одному из филиалов или по головному предприятию) повлечет за собой изменение размера частей авансового взноса, задекларированных в Расчетах и Декларации. В результате кто-то из плательщиков получит занижение налогового обязательства. Форма Расчета предусматривает, что отклонение по графе 11 «Авансовый взнос по налогу на прибыль за последний календарный квартал отчетного периода» в сторону занижения является объектом для начисления «самостоятельных» штрафов (3%, 5%).

«Переходное» для филиалов

В заключение — некоторые рекомендации для тех налогоплательщиков, которые с 01.01.2011 г. являются плательщиками консолидированного налога

9 Опубликовано: Бухгалтерия. — 2009. — № 5. — С.36—37 (прим. ред.).
10 Обратите внимание, что в строку 20 Декларации включается именно часть авансового взноса, которая была (должна была) уплачена по местонахождению юридического лица (прим. авт.).
"Подробнее см.: Журавская И. Налоговая отчетность в На¬логовом кодексе: без изменений не обошлось // Бухгалтерия. — 2011. — № 1-2. — С.66—69; Сухомлин И. Новая финансовая ответственность: мысли вслух // Бухгалтерия. — 2011. — № 3-4. — С.66-70 (прим. ред.).

на прибыль. Им предстоит пройти переходный этап, кульминацией которого станет составление Расчета и Декларации за II квартал 2011 года.
Инвентаризация основных средств по состоянию на 01.04.2011 г. Как известно, нормы п.6 подраздела 4 раздела XX НКУ предусматривают проведение инвентаризации по состоянию на 1 апреля 2011 года для определения перечня объектов основных средств, прочих необоротных и нематериальных активов в целях начисления налоговой амортизации . Данная норма касается всех плательщиков налога на прибыль, к которым пп.133.1.5 ст. 133 НКУ отнесены и филиалы. Мы уже отмечали, что филиалы наделяются имуществом юридического лица, их создавшего (ст.95 ГКУ). Следовательно, по состоянию на 01.04.2011 г. в обособленном учете филиалов могут числиться и объекты основных средств, которые переданы им головным предприятием. Логично предположить, что филиалы на основании проведенной инвентаризации сформируют собственные группы основных средств, используемых на филиале, определят их амортизируемую стоимость, примут другие решения в рамках полномочий, предоставленных им соответствующими положениями. В результате сумма начисленной амортизации по итогам II квартала 2011 года сформирует налоговые расходы филиала, которые будут учитываться при распределении налоговых обязательств между головным предприятием и филиалами.
А вот определять временную налоговую разницу, которая может возникнуть по результатам «переходной инвентаризации» на 01.04.2011 г., судя по всему, придется в целом по предприятию. Основанием для этого вывода служат нормы п.6 подраздела 4 раздела XX НКУ. В этом пункте идет речь о сравнении общей стоимости всех групп основных средств по данным бухгалтерского учета и аналогичного показателя по данным налогового. Считаем, что общая стоимость всех групп основных средств — термин, который должен охватывать все основные средства, находящиеся в собственности юридического лица, включая и объекты, расположенные по местонахождению филиалов.
Бесплатная передача ТМЦ между филиалами и головным предприятием. В отличие от пп.4.1.6 ст.4 Закона о прибыли, его «собрат» из НКУ — пп. 135.5.4 ст. 135 не содержит прямого указания относительно бесплатной передачи товаров (работ, услуг) между головным предприятием и его обособленными подразделениями, имеющими статус плательщиков налога на прибыль. В пп.4.1.6 ст.4 Закона о прибыли отдельно оговаривалось, что такие операции не включаются в валовой доход. В НКУ соответствующие исключения приведены лишь для сумм безвозвратной финансовой помощи. Между тем, исходя из определения термина «хозяйственная деятельность» (пп. 14.1.36 ст. 14 НКУ) таковая осуществляется юридическим лицом самостоятельно и/или через свои обособленные подразделения. Таким образом, движение товаров (работ, услуг) между головным предприятием и филиалами можно рассматривать как операцию внутри юридического лица. Следовательно, доход возникает от хозяйственных операций филиала с внешними контрагентами.
Завершая тему переходных положений для филиалов, следует заметить, что многие рекомендации, предлагаемые на страницах «Бухгалтерии» для обычных юридических лиц, необходимо учитывать и обособленным подразделениям. Ведь от успешного взаимодействия связки «головное предприятие — филиал» зависит финансовое положение предприятия в целом.

За это сообщение автора налоговик поблагодарили: 4
Heloise, nikki, vikakool, vins
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5693
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 806 раз.
Поблагодарили: 2579 раз.

UNREAD_POST vins » 13 май 2011, 08:28

Налоговик, спасибо!
Интересный материал. Мне понравилась аргументация в части того, что любое находящееся вне местонахождения головного предприятия подразделение, которое вступает во взаимоотношения с третьими лицами, должно считаться обособленным. Похожая мысль высказывалась и на форуме http://www.buhforum.com/viewtopic.php?p=7457#p7457. Хотя были и противники такого подхода :). Да и в многих изданиях отстаивается позиция, что решать - обособленное или структурное - компетенция самого предприятия, но, видимо, только усмотрения предприятия недостаточно, должны быть объективные критерии.
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2891 раз.

UNREAD_POST nikki » 13 май 2011, 09:35

Да, нужно почитать. Хотя бы только потому, что правильный автор :)

За это сообщение автора nikki поблагодарил:
vins
nikki
 
Сообщений: 1116
Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 11:27
Благодарил (а): 116 раз.
Поблагодарили: 375 раз.

UNREAD_POST vins » 13 май 2011, 10:27

Раз начали тему о консолидированном налоге на прибыль - выложу тут разъяснение из Базы по подаче отчетности, как раз встретилось

Заполнение отчетности в электронном виде по консолидированному налогу на прибыль


Скрытый текст: показать
ЄДИНА БАЗА ПОДАТКОВИХ ЗНАНЬ

Який порядок подання та заповнення звітності в електронному вигляді консолідованого податку на прибуток підприємством та його філіями, відокремленими підрозділами?
Відповідно до п.49.3. ст.49 глави 2 Податкового кодексу України від 2 грудня 2010 року №2755- VІ із змінами та доповненнями (далі - ПКУ) податкова декларація подається до органу державної податкової служби за вибором платника податків, якщо інше не передбачено ПКУ, в один із таких способів: а) особисто платником податків або уповноваженою на це особою; б) надсилається поштою з повідомленням про вручення та з описом вкладення; в) засобами електронного зв’язку в електронній формі з дотриманням умови щодо реєстрації електронного підпису підзвітних осіб у порядку, визначеному законодавством. Згідно з п.49.4. ст.49 глави 2 ПКУ платники податків, що належать до великих та середніх підприємств, подають податкові декларації до органу державної податкової служби в електронній формі з дотриманням умови щодо реєстрації електронного підпису підзвітних осіб у порядку, визначеному законодавством. Формою розрахунку податкових зобов’язань щодо сплати консолідованого податку на прибуток підприємства, яка затверджена наказом ДПА України від 10.02.03 №68 (зі змінами), зареєстрованим у Міністерстві юстиції України 05.03.03 за № 182/7503, передбачено підписи керівника підприємства, головного бухгалтера та керівника філії. Для подання такого звіту на паперових носіях всі три підписи є обов’язковими. При поданні податкової звітності в електронній формі засобами телекомунікаційного зв’язку із накладанням електронного цифрового підпису слід керуватись Інструкцією з підготовки і подання податкових документів в електронному вигляді засобами телекомунікаційного зв’язку, яка затверджена наказом ДПА України від 10.04.2008 №233 "Про подання електронної податкової звітності", зареєстрованим у Міністерстві юстиції України 16.04.2008 за №320/15011 (далі – Інструкція). Відповідно до п. 7.1. розділу ІІІ Інструкції накладання електронного цифрового підпису здійснюється у такому порядку: першим електронний цифровий підпис головного бухгалтера (бухгалтера), другим - електронний цифровий підпис керівника, третім електронний цифровий підпис, що є аналогом відбитка печатки платника податків. Посилений сертифікат електронного цифрового підпису видається акредитованими центрами сертифікації ключів з прив’язкою Реєстраційного номеру облікової картки платника податків або серії та номеру паспорту посадової особи до коду ЄДРПОУ організації. Ідентифікація податкової звітності платника податків відбувається за комбінацією Реєстраційного номеру облікової картки платника податків або серії та номеру паспорту власника підпису та коду ЄДРПОУ організації.
Отже, якщо податкова звітність буде підписуватися посадовими особами головного підприємства, для подання звітності в електронній формі відокремленими підрозділами посадовим особам, які мають право підпису, необхідно отримати електронні цифрові підписи в комбінації з кодом ЄДРПОУ кожного відокремленого підрозділу, а також електронні печатки для кожного відокремленого підрозділу. Порядок накладання електронного цифрового підпису, у тому числі для розрахунків з консолідованої сплати податку на прибуток, визначено в п. 7.1. розділу ІІІ Інструкції, тобто без електронного цифрового підпису керівника філії. Якщо податкова звітність буде підписуватися посадовими особами відокремленого підрозділу, порядок накладання електронного цифрового підпису наступний: першим електронний цифровий підпис головного бухгалтера (бухгалтера) відокремленого підрозділу, другим – електронний цифровий підпис керівника відокремленого підрозділу, третім електронний цифровий підпис, що є аналогом відбитка печатки платника податків – відокремленого підрозділу.
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2891 раз.

UNREAD_POST Vetal' » 21 май 2011, 22:43

налоговик писал(а):А вот определять временную налоговую разницу, которая может возникнуть по результатам «переходной инвентаризации» на 01.04.2011 г., судя по всему, придется в целом по предприятию. Основанием для этого вывода служат нормы п.6 подраздела 4 раздела XX НКУ. В этом пункте идет речь о сравнении общей стоимости всех групп основных средств по данным бухгалтерского учета и аналогичного показателя по данным налогового. Считаем, что общая стоимость всех групп основных средств — термин, который должен охватывать все основные средства, находящиеся в собственности юридического лица, включая и объекты, расположенные по местонахождению филиалов.


Интересный нюанс. Поддерживаю высказанное мнение. С небольшим уточнением. Имхо, абз. 5 п. 6 (норма по временной разнице) должен применяться к каждому отдельному плательщику налога на прибыль. В данном случае, уважаемый автор, говорит о консолидированной уплате, поэтому это вцелом юрлицо (т.е. с учетом филиалов). Если бы филиалы являлись отдельными плательщиками налога на прибыль, я бы считал разницу по каждому из них отдельно.
Кстати, вот еще мнение налоговиков.

# 2755 Як відображаються тимчасові податкові різниці, що виникають при порівнянні загальної вартості всіх груп основних засобів за даними бухгалтерського і податкового обліку станом на 01.04.2011р., платником податку, який має відокремлені підрозділи, та застосовує (не застосовує) :) консолідовану сплату податку?
# Коротка відповідь : Діє з 01.04.2011 Тимчасова податкова різниця між загальною вартістю всіх груп основних засобів за даними бухгалтерського і податкового обліку станом на 01.04.2011 року визначається окремо для кожного відокремленого підрозділу та амортизується цим підрозділом як окремий об'єкт із застосуванням прямолінійного методу протягом трьох років.
# Повна відповідь : Діє з 01.04.2011 Відповідно до п.6 підрозділу 4 розділу ХХ "Перехідні положення" Податкового кодексу України від 2 грудня 2010 року №2755-VI (далі - ПКУ) для визначення переліку об'єктів основних засобів, інших необоротних та нематеріальних активів за групами відповідно до п.145.1 ст.145 ПКУ з метою нарахування амортизації з дати набрання чинності розділом III "Податок на прибуток підприємств" ПКУ застосовуються дані інвентаризації, проведеної за станом на 1 квітня 2011 року. Вартість, яка амортизується, по кожному об'єкту основних засобів, інших необоротних та нематеріальних активів визначається як первісна (переоцінена) з урахуванням капіталізованих витрат на модернізацію, модифікацію, добудову, дообладнання, реконструкції тощо, а також суми накопиченої амортизації за даними бухгалтерського обліку на дату набрання чинності розділом III ПКУ. Норми цього підпункту поширюються також на платників податку у разі їх переходу із спрощеної системи оподаткування на загальну. Якщо загальна вартість усіх груп основних засобів за даними бухгалтерського обліку менша, ніж загальна вартість усіх груп основних фондів за даними податкового обліку на дату набрання чинності розділом III ПКУ, то тимчасова податкова різниця, яка виникає в результаті такого порівняння, амортизується як окремий об'єкт із застосуванням прямолінійного методу протягом трьох років. Відповідно до пп. 14.1.30 п.14.1 ст.14 ПКУ поняття відокремлені підрозділи застосовується у значенні, визначеному Цивільним кодексом України, згідно зі ст.95 якого філією є відокремлений підрозділ юридичної особи, що розташований поза її місцезнаходженням та здійснює всі або частину її функцій; представництвом є відокремлений підрозділ юридичної особи, що розташований поза її місцезнаходженням та здійснює представництво і захист інтересів юридичної особи. Філії та представництва не є юридичними особами. Вони наділяються майном юридичної особи, що їх створила, і діють на підставі затвердженого нею положення. Відповідно до пп.133.1.5 п.133.1 ст.133 ПКУ відокремлені підрозділи суб'єктів господарювання - юридичних особи, які провадять господарську діяльність як на території України, так і за її межами, за винятком представництв є платниками податку на прибуток. Тобто відповідно до норм ПКУ відокремлені підрозділи, як платники податку на прибуток, мають здійснювати податковий облік основних засобів та нараховувати амортизацію окремо від головного підприємства Отже, тимчасова податкова різниця між загальною вартістю всіх груп основних засобів за даними бухгалтерського і податкового обліку станом на 01.04.2011 року визначається окремо для кожного відокремленого підрозділу та амортизується цим підрозділом як окремий об'єкт із застосуванням прямолінійного методу протягом трьох років.

Подчеркиваю, похоже (несмотря на вопрос), речь идет о ситуации, когда филиалы - отдельные плательщики налога на прибыль.
Vetal'
 
Сообщений: 2852
Зарегистрирован: 27 янв 2011, 11:57
Благодарил (а): 440 раз.
Поблагодарили: 1151 раз.

UNREAD_POST Печкин » 22 май 2011, 13:52

Vetal' писал(а):Если бы филиалы являлись отдельными плательщиками налога на прибыль, я бы считал разницу по каждому из них отдельно.


Согласен. Слова "общей стоимости всех групп основных средств" не означают общей у юрлица.
живу на Бухфоруме
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2882 раз.

UNREAD_POST vins » 06 июн 2011, 15:15

налоговик писал(а):Основываясь на определениях ст. 95 ГКУ, можно выделить следующие критерии, указывающие то, что обособленное подразделение является филиалом.
1. Территориальная расположенность вне местонахождения юридического лица (в другом городе областного значения, на территории другого района, в другом районе городов Киева и Севастополя).


А откуда автор, кстати, взял этот критерий - в смысле почему именно в другом городе, на территории другого района? А если в соседнем доме, это не может быть филиал?
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2891 раз.

UNREAD_POST Vetal' » 06 июн 2011, 15:21

152.4. Порядок нарахування податку в разі наявності відокремлених підрозділів у складі платника податку - юридичної особи.

Платник податку, який має у своєму складі відокремлені підрозділи, розташовані на території іншої, ніж такий платник податку, територіальної громади може прийняти рішення щодо сплати консолідованого податку та сплачувати податок до бюджетів територіальних громад за місцезнаходженням таких відокремлених підрозділів, а також до бюджету територіальної громади за своїм місцезнаходженням, визначений згідно з нормами цього розділу та зменшений на суму податку, сплаченого до бюджетів територіальних громад за місцезнаходженням відокремлених підрозділів.


Територіальна громада - жителі, об'єднані постійним проживанням у межах села, селища, міста, що є самостійними адміністративно-територіальними одиницями, або добровільне об'єднання жителів кількох сіл, що мають єдиний адміністративний центр.
(ВР України, Закон "Про місцеве самоврядування в Україні" від 21.05.1997 N 280/97-ВР)
Vetal'
 
Сообщений: 2852
Зарегистрирован: 27 янв 2011, 11:57
Благодарил (а): 440 раз.
Поблагодарили: 1151 раз.

UNREAD_POST vins » 06 июн 2011, 15:29

Спасибо
Но ведь речь об общих признаках филиала, выводимых из из ГКУ.
Т.е. от того, что в п. 152.4 НКУ речь идет только о тех обособленных, которые находятся на территории другой территориальной громады, другие подразделения ведь не лишаются возможности быть обособленными.
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2891 раз.

UNREAD_POST Vetal' » 06 июн 2011, 15:39

Я так понимаю, статья писалась, в первую очередь, под НКУ, т.е. под консолидированную уплату. Поэтому так и сместили акценты...

Стаття 95. Філії та представництва
1. Філією є відокремлений підрозділ юридичної особи, що розташований поза її місцезнаходженням та здійснює всі або частину її функцій.

А что ценного для консолидации можно вывести из этого определения ГКУ? :)

Стаття 93. Місцезнаходження юридичної особи
1. Місцезнаходженням юридичної особи є фактичне місце ведення діяльності чи розташування офісу, з якого проводиться щоденне керування діяльністю юридичної особи (переважно знаходиться керівництво) та здійснення управління і обліку.

НАУКОВО-ПРАКТИЧНИЙ КОМЕНТАР
до статті 93 Цивільного кодексу України
За місцезнаходженням юридичної особи визначається місце виконання зобов'язання (ст. 532 ЦК), підсудність спорів, місце сплати податків тощо. Місцезнаходженням юридичної особи визнається місцезнаходження її органу - при цьому не вказано якого саме органу - виконавчого органу чи загальних зборів, або наглядова рада. Звичайно під органом розуміється виконавчий орган - одноособовий (директор) чи колегіальний (правління).
При цьому місцезнаходженням юридичної особи може бути місцезнаходження особи, які відповідно до установчих документів юридичної особи чи закону виступають від її імені. Відповідно до ч. 2 ст. 92 ЦК юридична особа може набувати цивільні права та обов'язки і здійснювати їх через своїх учасників.
Vetal'
 
Сообщений: 2852
Зарегистрирован: 27 янв 2011, 11:57
Благодарил (а): 440 раз.
Поблагодарили: 1151 раз.

UNREAD_POST vins » 06 июн 2011, 15:55

Vetal' писал(а):Я так понимаю, статья писалась, в первую очередь, под НКУ, т.е. под консолидированную уплату. Поэтому так и сместили акценты...

Стаття 95. Філії та представництва
1. Філією є відокремлений підрозділ юридичної особи, що розташований поза її місцезнаходженням та здійснює всі або частину її функцій.

А что ценного для консолидации можно вывести из этого определения ГКУ? :)


То, что НКУ отсылает к ГКУ, а ГКУ ничего о другой территориальной громаде не говорит.

Vetal' писал(а):Стаття 93. Місцезнаходження юридичної особи
1. Місцезнаходженням юридичної особи є фактичне місце ведення діяльності чи розташування офісу, з якого проводиться щоденне керування діяльністю юридичної особи (переважно знаходиться керівництво) та здійснення управління і обліку.

НАУКОВО-ПРАКТИЧНИЙ КОМЕНТАР
до статті 93 Цивільного кодексу України
За місцезнаходженням юридичної особи визначається місце виконання зобов'язання (ст. 532 ЦК), підсудність спорів, місце сплати податків тощо. Місцезнаходженням юридичної особи визнається місцезнаходження її органу - при цьому не вказано якого саме органу - виконавчого органу чи загальних зборів, або наглядова рада. Звичайно під органом розуміється виконавчий орган - одноособовий (директор) чи колегіальний (правління).
При цьому місцезнаходженням юридичної особи може бути місцезнаходження особи, які відповідно до установчих документів юридичної особи чи закону виступають від її імені. Відповідно до ч. 2 ст. 92 ЦК юридична особа може набувати цивільні права та обов'язки і здійснювати їх через своїх учасників.


А комментарий, похоже, еще к старой редакции ст. 93 ГКУ :) Но тоже полезно.
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2891 раз.

UNREAD_POST Vetal' » 06 июн 2011, 16:02

Думаю, достаточно что о ней говорит НКУ и есть определение в Законе о месном самоуправлении.

Филиал берем из ГКУ, но попасть на консолидацию могут только юрлица, имеющие филиалы в другой тергромаде. Вообще занятно. :)
Vetal'
 
Сообщений: 2852
Зарегистрирован: 27 янв 2011, 11:57
Благодарил (а): 440 раз.
Поблагодарили: 1151 раз.

UNREAD_POST Печкин » 06 июн 2011, 16:07

Да, если на соседней улице - отдельные плательщики.
Если в соседнем городе - можно быть одним :D
живу на Бухфоруме
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2882 раз.

UNREAD_POST Vetal' » 06 июн 2011, 16:09

Думаю,
Печкин писал(а):если на соседней улице ...
- один плательщик ;) Отжельные - тоже если раскидало по громадах... :lol: Хотя все-равно - занятно.
Vetal'
 
Сообщений: 2852
Зарегистрирован: 27 янв 2011, 11:57
Благодарил (а): 440 раз.
Поблагодарили: 1151 раз.

UNREAD_POST Печкин » 06 июн 2011, 16:23

Vetal' писал(а):Думаю,
Печкин писал(а):если на соседней улице ...
- один плательщик ;)


Но ведь только в силу обычая?
живу на Бухфоруме
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2882 раз.

След.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Ads, Gb, lutishka, Ya