ПРОДАЖА ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СОБСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ ОТХОДОВ, ОБРАЗОВАВШИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Являются ли плательщиками экологического налога субъекты хозяйствования за размещение отходов,которые образовались в процессе их деятельности и продаются в качестве товара или используются в собственном производстве, в том числе металлолом?Размещение отходов — постоянное (окончательное) нахождение или захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получено разрешение уполномоченных органов (пп. 14.1.223 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).
Не являются плательщиками налога за размещение отходов субъекты хозяйствования, размещающие на собственных территориях (объектах) исключительно отходы в качестве вторичного сырья (п. 240.5 ст. 240 Налогового кодекса).
Согласно пп. 242.1.3 п. 242.1 ст. 242 Налогового кодекса объектом и базой налогообложения являются, в частности, объемы и виды (классы) размещаемых отходов, кроме объемов и видов (классов) отходов в качестве вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования.
При этом в соответствии с определением, приведенным в ст. 1 Закона № 187, отходы в качестве вторичного сырья — это отходы, для утилизации и переработки которых в Украине существуют соответствующие технологии и производственно-технологические и/или экономические предпосылки.
Учитывая указанное, субъекты хозяйствования не являются плательщиками экологического налога за отходы, которые образовались в процессе их деятельности и продаются в качестве товара или используются в собственном производстве, в том числе металлолом. Вместе с тем плательщиками экологического налога являются субъекты хозяйствования, которые на основании полученных в установленном порядке разрешений размещают отходы на собственных территориях (объектах) или в специально отведенных для этого \ местах либо объектах и не имеют договоров с коммунальными или специализированными предприятиями на утилизацию и захоронение отходов.
СРОКИ ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ОТСУТСТВИИ В ОТЧЕТНОМ ГОДУ ОБЪЕКТА ИСЧИСЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГА
В какой срок субъект хозяйствования, который был плательщиком экологического налога в прошлом году, должен подать в территориальный орган Миндоходов Украины заявление об отсутствии в следующем отчетном году объекта исчисления экологического налога?В соответствии с п. 250.1 ст. 250 Налогового кодекса базовый налоговый (отчетный) период для экологического налога равен календарному кварталу.
Пунктом 250.9 этой статьи установлено, что в случае если плательщик налога с начала отчетного года не планирует осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов в течение отчетного года, то такой плательщик налога должен уведомить об этом соответствующий территориальный орган Миндоходов Украины по месту расположения источников загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта исчисления экологического налога. В другом случае плательщик налога обязан представлять налоговые декларации согласно ст. 250 Налогового кодекса.
Следовательно, субъекты хозяйствования, являющиеся плательщиками экологического налога, но с начала отчетного года не планирующие осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов в течение отчетного года, должны уведомить об этом территориальный орган Миндоходов Украины и составить заявление в произвольной форме об отсутствии у них в отчетном году объекта исчисления экологического налога не позднее предельного срока представления налоговой декларации за I квартал отчетного года.
При неподаче заявления об отсутствии в отчетном году объекта исчисления экологического налога и при условии непредставления налоговой декларации экологического налога п. 120.1 ст. 120 Налогового кодекса предусмотрено применение штрафной (финансовой) санкции за непредставление налоговой декларации экологического налога.
Какое производственное оборудование относится к стационарным источникам загрязнения атмосферы?
В соответствии с пп. 14.1.230 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса стационарный источник загрязнения — предприятие, цех, агрегат, установка или другой недвижимый объект, сохраняющий свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляющий выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и/или сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
С целью учета стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также видов и объемов загрязняющих веществ в атмосферный воздух такими источниками субъекты хозяйствования . проводят инвентаризацию стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно п. 1.9 Инструкции № 7 предприятие несет ответственность за выполнение в установленные сроки инвентаризации выбросов, а также за своевременное предоставление необходимой информации о ведении техпроцессов (техрегламенты, режимные карты сырье и т. п.) и создание необходимых условий для проведения измерений.
Инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятии выполняют специализированные организации, соответствующие подразделения предприятий, имеющих определенный опыт работы, техническое оборудование и состоящих на учете в Минэко-безопасности Украины (п. 1.10 Инструкции № 7).
Объемы и виды загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками
согласно пп. 242.1.1 п. 242.1 ст. 242 Налогового кодекса, являются объектом и базой налогообложения.
Для проверки правильности определения плательщиками налога фактических объемов выбросов стационарными источниками загрязнения, сбросов и размещения отходов территориальные органы Миндоходов Украины привлекают по предварительному согласованию работников органа исполнительной власти АР Крым по вопросам охраны окружающей природной среды и центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды (п. 250.12 ст. 250 этого Кодекса).
Следовательно, к стационарным источникам загрязнения можно отнести генераторы, мини-электростанции, газосварочное оборудование (установки), работающие на горючем, при сгорании которого образуются и выбрасываются в атмосферный воздух загрязняющие вещества или смесь таких веществ, являющиеся объектом и базой обложения налогом за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками.
Для выяснения вопроса отнесения другого производственного оборудования предприятия к стационарным источникам загрязнения субъекту хозяйствования следует обращаться в соответствующий орган исполнительной власти АР Крым по вопросам охраны окружающей природной среды, областных, Киевской, Севастопольской городской госадминистрации и центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды.
Оксана ЕКАСЕВА, начальник Управления местных, ресурсных, рентных и неналоговых платежей Департамента налогообложения юридических лиц ГНС Украины, Владимир ГОРОХОВ, заместитель начальника Управления — начальник отдела рентных и ресурсных платежей Управления местных, ресурсных, рентных и неналоговых платежей,
и Александр ВИТЕНКО, главный государственный налоговый ревизор-инспектор отдела рентных и ресурсных платежей
ВНСУ № 17-18 за 2013