Рекламу показываем только НЕзарегистрированным пользователям. Войдите или зарегистрируйтесь на Бухфоруме
    .

Cбор за спецводопользование (водосбор)

Путеводитель по разделу. Торговые патенты, земельный налог, спецводопользование, ресурсные платежи, единый налог для юрлиц, отчет о льготах

UNREAD_POST Mecano » 24 май 2012, 16:53

Мыша, меня с говном смешали сказали законов я не читала, и вся такая сякая, оказывается только юрики по месту нахождения сдают, я в шоке, угрожать мне стала, говорит, назовите имя и фамилию инспектора в пгт, сейчас на нее натравлю обласную налоговую
Mecano
 
Сообщений: 127
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 10:41
Благодарил (а): 38 раз.
Поблагодарили: 25 раз.

UNREAD_POST Мыша » 24 май 2012, 20:34

Mecano писал(а):Мыша, меня с говном смешали сказали законов я не читала, и вся такая сякая, оказывается только юрики по месту нахождения сдают, я в шоке, угрожать мне стала, говорит, назовите имя и фамилию инспектора в пгт, сейчас на нее натравлю обласную налоговую


А Вы им отвечайте, что обязанности вообще такой и не было. Для непонимающих вон пришлось уточнить в тексте НКУ. Чтоб поняли.
Аватар пользователя
Мыша
 
Сообщений: 944
Зарегистрирован: 07 июн 2011, 10:40
Благодарил (а): 288 раз.
Поблагодарили: 331 раз.

UNREAD_POST Al Shurshun » 24 май 2012, 22:32

Уважаемые коллеги !

Законопроект 9661-д принес желаемое и в этот сбор
97. Статтю 323 доповнити пунктом 323.2 такого змісту:
“323.2. Не є платниками збору водокористувачі, які використовують воду виключно для задоволення питних і санітарно-гігієнічних потреб населення (сукупності людей, які знаходяться на даній території в той чи інший період часу, незалежно від характеру та тривалості проживання, в межах їх житлового фонду та присадибних ділянок), у тому числі для задоволення виключно власних питних і санітарно-гігієнічних потреб юридичних осіб, а також фізичних осіб - підприємців та платників єдиного податку.

Для цілей цього розділу під терміном “санітарно-гігієнічні потреби” слід розуміти використання води для пиття, використання в туалетних, душових, ванних кімнатах і умивальниках та використання для утримання приміщень у належному санітарно-гігієнічному стані”.
Ну вот,а объемы воды приготовления пищи уже и не попали - обидно, да ??? Изображение

С уважением
Жизнь коротка, а глупость - безгранична

Готовое изделие в виде паровоза обработать лобзиком до формы самолета
Аватар пользователя
Al Shurshun
 
Сообщений: 3093
Зарегистрирован: 13 май 2011, 22:22
Благодарил (а): 640 раз.
Поблагодарили: 1399 раз.

UNREAD_POST Чихуа » 24 май 2012, 23:47

Это что ж теперь - объемы съеденного борща подсчитывать придется?
Утро... Теплая постелька... Сладкий сон...Вдруг.....удар по голове пультом - " Кучимутики!!!"

За это сообщение автора Чихуа поблагодарил:
Al Shurshun
Аватар пользователя
Чихуа
 
Сообщений: 1754
Зарегистрирован: 08 июл 2011, 10:57
Благодарил (а): 467 раз.
Поблагодарили: 634 раз.

UNREAD_POST vins » 25 май 2012, 08:15

Чихуа писал(а):Это что ж теперь - объемы съеденного борща подсчитывать придется?


Так они ж определения питьевых нужд не давали :) Только санитарно-гигиенические определили. Может, борщ - это как раз оно? :)
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2907 раз.

UNREAD_POST Alis » 12 июн 2012, 20:07

Объясните пожалуйста, сказали что при смене сатвок на воду, установленый годовой лимит воды с 01.01.12 по 13.01.12 (тоесть 6 графа строчки 1.1.1.1) должен быть равен факту обьема использованной, а с 13.01.12 по 31.03.12 (6 графа строки 1.1.1.2) - разнице между тем что прописан в договоре и фактом!!!! Так ли это принципиально и должна ли я подавать уточняющий отчет?
Alis
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 12 июн 2012, 19:59
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

UNREAD_POST Al Shurshun » 12 июн 2012, 22:23

Уважаемый коллега, Alis !
Alis писал(а):Объясните пожалуйста, сказали что при смене сатвок на воду, установленый годовой лимит воды с 01.01.12 по 13.01.12 (тоесть 6 графа строчки 1.1.1.1) должен быть равен факту обьема использованной, а с 13.01.12 по 31.03.12 (6 графа строки 1.1.1.2) - разнице между тем что прописан в договоре и фактом!!!! Так ли это принципиально и должна ли я подавать уточняющий отчет?
Смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой ...
Лимит - это лимит, предельно допустимое потребление.
Фактическое потребление - объем, который определяется непосредственным наблюдением или расчетным путем (в случае отсутствия средств измерений).
В период января 2012 года (спасибо слугам народа) возникла необходимость исчисления налоговых обязательств по двум ставкам.
При этом, одна ставка должна применяться к объемам потребления до, а вторая ставка - объемам потребления после 13 января 2012 года.
Таким образом, при исчислении обязательств Вам необходимо тем или иным способом зафиксировать объем потребления до и после 13 января и до 1 апреля 2012 года.
Разница налоговых обязательств может оказаться смешной, но вот штрафы :ga-ze-ta; ...

С уважением
Жизнь коротка, а глупость - безгранична

Готовое изделие в виде паровоза обработать лобзиком до формы самолета
Аватар пользователя
Al Shurshun
 
Сообщений: 3093
Зарегистрирован: 13 май 2011, 22:22
Благодарил (а): 640 раз.
Поблагодарили: 1399 раз.

UNREAD_POST Люба П » 14 июн 2012, 17:31

"Таким чином, суб’єкт господарювання, у разі здійснення господарської діяльності за місцем проживання, що є податковою адресою, який не має окремого дозволу на спеціальне водокористування або договору на поставку води, при отриманні води безпосередньо від підприємства житлово-комунального господарства, не є платником збору за спеціальне використання води до бюджету. При цьому суб’єкт господарювання буде платником збору за спеціальне використання води у разі укладання договору на поставку води безпосередньо з Водоканалом."
"У разі, якщо юридична особа, яка отримала право власності на частину будівлі і нежилі приміщення у багатоквартирному жилому будинку не має договору на поставку води, але використовує обсяги води, то платником збору за спеціальне використання води безпосередньо є постачальник води для такої юридичної особи."

ДПІ у Печерському районі м. Києва ДПСУ http://www.kyivsta.gov.ua/news/2012/06/0608_5.htm

"За обсяги води, переданої водокористувачем-постачальником іншим водокористувачам без складання з останніми договору на постачання води, збір буде обчислюватися і сплачуватися таким водокористувачем-постачальником. Тому, якщо договір на постачання води укладений між водоканалом і орендодавцем, платником збору є орендодавець, а якщо між водоканалом і орендарем - орендар".
ДПС у Донецькій області http://www.dpa.dn.ua/s/752/3952
Щоб у нас все було, і за це нам нічого не було.
Аватар пользователя
Люба П
 
Сообщений: 551
Зарегистрирован: 08 июл 2011, 13:59
Откуда: Львів
Благодарил (а): 461 раз.
Поблагодарили: 166 раз.

UNREAD_POST Люба П » 14 июн 2012, 17:42

22 травня 2012 р.Справа № 2а-955/12/2070 Колегія суддів Харківського апеляційного адміністративного суду
використання позивачем води здійснюється на підставі угоди про водопостачання з первинним водокористувачем (КП «ВТП Вода»), позивач має статус вторинного водокористувача, а, отже, є платником відповідного збору. ..., що суб'єкт господарювання, отримуючи воду для власного використання, є платником збору за спеціальне використання води.
... колегія суддів дійшла висновку про те, що позивач відноситься до підприємств, які у відповідності до приписів п. 323.1ст. 323 ПКУ є платниками збору за спеціальне використання води.

http://reyestr.court.gov.ua/Review/24483172
Щоб у нас все було, і за це нам нічого не було.
Аватар пользователя
Люба П
 
Сообщений: 551
Зарегистрирован: 08 июл 2011, 13:59
Откуда: Львів
Благодарил (а): 461 раз.
Поблагодарили: 166 раз.

UNREAD_POST Al Shurshun » 07 июл 2012, 22:41

Уважаемые коллеги !

Было у царя три сына: умный, красивый и ... родной. :roll:

Это жара и отсутствие отпуска позвали обратиться к теме сбора за специальное использование воды.

Предполагаю, что уважаемый коллега, Печкин посчитает возможным отнести изложенное в этом сообщении к ветви "Ляпы Кодекса".
Но это точно не ляп - это методологическая ошибка, когда имеет место попытка налогообложить использованный природный ресурс не у источника.

Совсем недавно, 24 мая все предприниматели (офисожители) дружно отпраздновали избавление от уплаты сбора:
Закон 4834 писал(а):
94. Статтю 323 доповнити пунктом 323.2 такого змісту:
"323.2. Не є платниками збору водокористувачі, які використовують воду виключно для задоволення питних і санітарно-гігієнічних потреб населення (сукупності людей, які знаходяться на даній території в той чи інший період часу, незалежно від характеру та тривалості проживання, в межах їх житлового фонду та присадибних ділянок), у тому числі для задоволення виключно власних питних і санітарно-гігієнічних потреб юридичних осіб, фізичних осіб - підприємців та платників єдиного податку.

Однако, дальше будет реализовываться парадокс первичных и вторичных водопользователей. При этом, те, кто поименован в 323.2 - за малым исключением, вторичные водопользователи, которые приобретают ресурс у первичных.

А вот, первичных то, никто не освобождал от уплаты сбора.

В целях найти источник покрытия издержек эти последние (первичные) естественно обратятся в национальную комиссию по коммунальным тарифам с предложением о пересмотре для покрытия экономически обоснованных издержек - в том числе и сбора за специальное водопользование.

Таким образом, становится очевидным, что ДПСы соберут ту же сумму сбора избавившись при этом от проблем с администрированием сбора от 30-50 тысяч санитарно-гигиенических потребителей водного ресурса

С уважением Изображение
Жизнь коротка, а глупость - безгранична

Готовое изделие в виде паровоза обработать лобзиком до формы самолета
Аватар пользователя
Al Shurshun
 
Сообщений: 3093
Зарегистрирован: 13 май 2011, 22:22
Благодарил (а): 640 раз.
Поблагодарили: 1399 раз.

UNREAD_POST Al Shurshun » 07 июл 2012, 23:13

Уважаемые коллеги !

Должен признать, что чтение вопросов-ответов в "Дежурный по стране" - это почти как ветвь "Пятничное".
Читаем:
Ольга (Запорожье) писал(а):У предпиятия в договорах на потребление воды установлены лимиты. Периодически возникает перелимит. Тариф на перелимит не устаналвивается, т.е. платится просто за обьем. Можна ли отражать в затратах стоимость воды потребленной сверхлимита.
Оказывается, что если платится просто за объем, то это свидетельствует об отсутствии тарифа за водопотребление.
Дальше читаем ответ:
Державна податкова служба у місті Севастополь писал(а):Згідно з пунктом 327.1 статті 327 Податкового кодексу України від 2 грудня 2010 року №2755-VI (далі – ПКУ) у разі перевищення водокористувачами встановленого річного ліміту використання води збір обчислюється і сплачується у п'ятикратному розмірі виходячи з фактичних обсягів використаної води понад встановлений ліміт використання води, ставок збору та коефіцієнтів. Згідно з пунктом 328.8 статті 328 ПКУ у межах встановленого в дозволі на спеціальне водокористування ліміту використання води збір включається до складу витрат згідно з розділом III цього Кодексу, а за понадлімітне використання справляється з прибутку, що залишається у розпорядженні водокористувача після оподаткування. Також, відповідно до підпункту 139.1.11 пункту 139.1 статті 139 розділу III ПКУ не включаються до складу витрат суми штрафів та/або неустойки чи пені за рішенням сторін договору або за рішенням відповідних державних органів, суду, які підлягають сплаті платником податку; Слід зазначити, що для надання відповіді на Ваше запитання необхідно мати додаткову інформації про умови здійснення господарської операції, зокрема вивчення умов договорів.

Милое дело - разговор слепого и глухого.
1. Какое отношение имеет момент признания издержек, к тому обстоятельству, что услуга (товар) получены и оплачены (тарифицированы) сверх объема, который был заявлен в договоре поставки ?!. При этом, обе стороны соглашения не возражают от выполнения обязательств.

2. Сбор за водопользование никакого отношения не имеет к уплачиваемому тарифу - вторичный пользователь уплачивает его самостоятельно.

3. Чистоты эксперимента ради замечу, что в 327.1 НКУ написано, что уплачивается сбор и нет слова штраф, которое памятуется ДПСами в контексте пп.139.1.11.

4. Формулировка примечания 328.8 НКУ вызывает недоумение:
а) все 5-крат имеют источником уплаты сбора прибыль или же только 4-ставки ?!
б) в отсутствие в периоде налогообложенной прибыль за воду, в том числе сверхлимитно потребленную, сбор не уплачивается ?!

Что-то неладно ...

С уважением Изображение
Жизнь коротка, а глупость - безгранична

Готовое изделие в виде паровоза обработать лобзиком до формы самолета

За это сообщение автора Al Shurshun поблагодарил:
vins
Аватар пользователя
Al Shurshun
 
Сообщений: 3093
Зарегистрирован: 13 май 2011, 22:22
Благодарил (а): 640 раз.
Поблагодарили: 1399 раз.

UNREAD_POST vins » 07 июл 2012, 23:43

Al Shurshun писал(а):Должен признать, что чтение вопросов-ответов в "Дежурный по стране" - это почти как ветвь "Пятничное".


Это вне всяких сомнений. Сегодняшние перлы в теме Дежурные ответы "дежурных налоговиков" (юмор) очередное тому подтверждение.

За это сообщение автора vins поблагодарил:
Al Shurshun
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2907 раз.

UNREAD_POST marina_senator » 11 июл 2012, 11:39

Подскажите пожалуйста если школа взяла арендатора во втором квартале и поэтому теряет льготу и нужно платить налог как показывать в декларации кубы, с того момента когда взяли арендатора (например с 10.05.2012) или сколько кубов израсходовала школа за второй квартал????
marina_senator
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 11 июл 2012, 11:35
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

UNREAD_POST vins » 11 июл 2012, 15:54

marina_senator писал(а):Подскажите пожалуйста если школа взяла арендатора во втором квартале и поэтому теряет льготу и нужно платить налог как показывать в декларации кубы, с того момента когда взяли арендатора (например с 10.05.2012) или сколько кубов израсходовала школа за второй квартал????


БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ: КАК УПЛАЧИВАТЬ ВОДНЫЙ СБОР

Если мы откроем п. 323.1 НКУкоторый очерчивает круг плательщиков водного сбора, то увидим, что к их числу бюджетные учреждения не относят. Вместе с тем в п. 326.13 НКУ есть важная оговорка: если бюджетники используют воду в хоздеятель-ности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, сбор исчисляют на общих основаниях со ВСЕГО ОБЪЕМА использованной воды (с учетом потерь воды в своих системах водоснабжения).
Стало быть, для того, чтобы превратиться в плательщика водного сбора, должны одновременно выполняться два условия:
1) учреждение должно получать доход от хоздеятельности;
2) такой доход связан с использованием воды. Как видим, отнюдь не любой доход приводит к уплате водного сбора. Положим, если учреждение продаст автомобиль, оно получит доход, но поскольку такая реализация не имеет ничего общего с водопользованием, это не повлечет обязанности по уплате водного сбора.
Если с получением дохода все более-менее понятно, то установить его связь с использованием воды порой задача не из простых. Например, можно ли считать доход от сдачи в аренду помещения связанным с использованием воды арендатором? В подобных ситуациях не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд, поэтому именно этому вопросу мы посвятили отдельную часть нашей статьи (см. ниже).
Помимо вышесказанного, также напомним о других важных нормах, которые стоит принять во внимание, в т.ч. и всем бюджетным учреждениям.
1. С 01.01.11 г. сбор уплачивают даже за воду, которую используют для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических потребностей: для питьевых целей, для использования в туалетах, душевых, ванных комнатах и рукомойниках, для содержания помещения в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии. До 01.01.11 г., если помните, сбора за такую воду не платили.
2. За сверхлимитное использование воды сбор уплачивают в пятикратном размере (п. 3271 НКУ). Причем, если водопользователю не установлен лимит (в разрешении на спецводопользование или согласно договору на поставку воды), весь объем использованной воды, подлежащей оплате, считают сверхлимитным (п. 327.3 НКУ).
3. За воду, переданную водопользователем—поставщиком другим водопользователям без заключения с последними договора на поставку воды, сбор исчисляет и уплачивает поставщик (п. 326.2 НКУ). Стало быть, если договор на поставку воды заключен, за воду платит потребитель (если, конечно, он плательщик водного сбора). Отсюда, кстати, можно сделать важный вывод: даже если бюджетное учреждение имеет доход от использования воды в хоздеятельности, но при этом получает воду без заключения указанного договора, за весь объем потребленной воды придется платить поставщику.
Ну а теперь настало время разобраться с вопросом: какие же все-таки доходы от хоздеятельности можно считать связанными с использованием воды?
Когда вода приносит доход
Согласно пп. 14.1.36 НКУ хоздеятелъность —это деятельность, связанная с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, направленная на получение дохода и проводимая таким лицом самостоятельно и/или через свои обособленные подразделения. Проанализировав определение, становится очевидно, что упомянутым доходом можно считать собственные поступления бюджетного учреждения первой группы — "поступления от платы за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно законодательству ". В соответствии с ч. 4 ст. 13 БКУ к ней относят такие подгруппы:
1 —плата за услуги,предоставляемые бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности;
2 — поступления от дополнительной (хозяйственной) деятельности;
3 — плата за аренду имущества бюджетного учреждения;
4 — поступления от реализации в установленном порядке имущества (кроме, конечно, недвижимого).
Предлагаем рассмотреть доходы каждой из подгрупп отдельно.
Подгруппа 1 (основная деятельность) и 2 (дополнительная деятельность). Многие бюджетные учреждения осуществляют хоздеятельность и получают от нее определенные доходы. С другой стороны, любое учреждение использует воду, как минимум на питьевые и санитарно-гигиенические
нужды. По какому же критерию установить связь водопользования с такими доходами? Считаем, что критерий тут один — себестоимость услуги. Если стоимость потребленной воды входит в калькуляцию услуги, значит, существует прямая связь между водопользованием и полученным доходом. Следовательно, нужно платить сбор. В противном случае оснований для его уплаты нет. Оплата водных процедур в санатории, очевидно, связана с водопользованием, а вот доход от продажи билетов в музей, наоборот, не связан с водой, использованной в туалетах для его посетителей. Правда, если туалет платный, водного сбора не избежать. Согласитесь: иная логика здесь не применима, иначе недолго прийти к выводу, по которому любое бюджетное учреждение окажется в рядах плательщиков водного сбора, независимо от того, оказывает оно платные услуги или нет.
Итак, если бюджетное учреждение получает плату в денежной или любой другой форме за питание, лечебно-профилактические процедуры,проживание, непосредственно за поставку воды и прочие услуги, предоставление которых связано с использованием воды, — оно плательщик сбора. Стало быть, должно предусматривать средства на его уплату в сметах, а также учитывать в обоснованных расчетах к ним. Это утверждение справедливо и для тех случаев, когда плату за оказанные услуги вносят частично. Яркий пример — частичная оплата родителями питания детей в государственных и коммунальных дошкольных учебных заведениях.
Подгруппа 3 (плата за аренду). Исходим из того, что бюджетное учреждение само не использует воду в хоздеятельности, направленной на получение дохода. Тогда вопрос уплаты им водного сбора зависит от того, использует ли воду арендатор, а также от того, с кем заключен отдельный договор на поставку воды от первичного водопользователя (с арендодателем1 или арендатором).Тут возможны три варианта (условимся, что арендодатель получает только доход от аренды):
1) арендатор — неплательщик водного сбора. При таком составе действующих лиц сбор не будет платить никто, вне зависимости от того, с кем заключен договор на поставку воды;
2) арендатор — плательщик сбора, и он заключил с водоканалом отдельный договор на водоснабжение. При этих обстоятельствах платить сбор придется арендатору и исключительно за использованную им воду;
3) арендатор — плательщик сбора, договор заключен напрямую с бюджетным учреждением — арендодателем. Только в этом случае бюджетное учреждение становится плательщиком водного сбора. Формально, конечно, здесь не выполняется условие п. 326.13 НКХ поскольку бюджетник сам не использует воду в хоздеятельности. Но учитывая, что договор на поставку воды заключен напрямую с учреждением, вся вода, которая через него проходит, де-юре потребляется именно им, что подтверждает п. 326.2 НКУ Правда, учитывая всю нестандартность этой ситуации, налоговики уступили налогоплательщикам и дали добро на уплату водного сбора не со всего объема потребленной воды, а только с того, который использован непосредственно арендатором {см. письмо ГНАУ № 12/7/15-0817 от 04.01.11 г.).
В последнем случае появляется дилемма с распределением потребленных объемов воды между арендодателем и арендатором. Она возникает при отсутствии отдельных приборов учета воды, в т.ч. при совместном использовании одного санузла. Единственный, пожалуй, логичный выход в таком случае — опираться на объемы воды, зафиксированные в счетах (актах) на возмещение арендатором услуг по водоснабжению.
Подгруппа 4 (поступления от реализации имущества). Как вы понимаете, говорить об уплате сбора на фоне таких доходов вообще нет смысла. Реализация имущества (если это не поставка воды) прямого отношения к водопользованию не имеет, а значит, и не приводит к уплате водного сбора.
ПОДЫТОЖИМ. Несмотря на то, что бюджетники по общему правилу не являются плательщиками водного сбора, на деле многие из них ъ вынуждены его платить. Такая обязанность воз-I никает, когда учреждение использует воду в хоз-I деятельности, направленной на получение до-I хода. Связанные с использованием воды дохо-| ды — первая группа собственных поступлений | бюджетного учреждения. Прямую зависимость I полученного дохода с водопользованием можно S установить только в двух случаях: | — при наличии поступлений от услуг, в кальку-1 ляцию которых входит стоимость использован-f ной в хоздеятельности воды; | — при получении дохода от аренды имущест-I ва бюджетного учреждения, если арендатор | потребляет воду для хознужд, но вместе с этим | договоры на поставку воды с водоканалом или $ другим поставщиком воды заключены с бюд-i жетным учреждением — арендодателем.
Геннадий ВАСИЛЬЕВ
ВоБУ № 118 за 2011
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2907 раз.

UNREAD_POST larisa » 11 июл 2012, 16:15

А я таким могу поделиться :)

КАК УЧИТЫВАТЬ СУММЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ В ВИДЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ РАСХОДОВ ПО УПЛАТЕ СПЕЦВОДОСБОРА
Наталья СЕВОСТЬЯНОВА, заместитель начальника управления — главный бухгалтер Государственного казначейства в Харьковской области,
Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Бюджетное учреждение сдает в аренду часть своего помещения другому субъекту хозяйствования (арендатор не является бюджетным учреждением).
Между арендатором и водоканалом не заключен отдельный договор на поставку воды, поэтому бюджетное учреждение — арендодатель уплачивает сбор за специальное использование воды исходя из объемов фактически потребленной воды арендатором. Расходы по уплате сбора за специальное использование воды арендатор возмещает бюджетному учреждению.
В связи с этим возникли следующие вопросы:
1. Необходимо ли облагать НДС сумму сбора за специальное использование воды, подлежащую возмещению арендатором арендодателю?
2. На какой счет нужно зачислять такое возмещение (3125 или 3522)?
3. Каким образом отражаются в бухгалтерском учете бюджетного учреждения — арендодателя операции по возмещению арендатором расходов по уплате сбора за специальное использование воды?
(г. Запорожье)
Согласно п. 323.1 ст. 323 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) плательщиками сбора за специальное использование воды являются водопользователи — субъекты хозяйствования, независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без создания юридического лица (кроме бюджетных учреждений), постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица — предприниматели, использующие воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных или других водопользователей (вторичные водопользователи), и использующие воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.
В то же время п. 326.13 ст. 326 НКУ предусмотрено, что в случае если водопользователи, которые полностью содержатся за счет средств государственного и местных бюджетов, используют объемы воды для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, сбор исчисляется на общих основаниях со всего объема воды с учетом объема потерь воды в их системах снабжения.
В свою очередь под хозяйственную деятельность бюджетных учреждений подпадает любая деятельность, связанная с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, направленная на получение дохода. Такие средства для бюджетных учреждений являются собственными поступлениями, которые зачисляются в состав специального фонда их смет согласно требованиям ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ). Одним из видов таких собственных поступлений бюджетных учреждений является арендная плата. Таким образом, если учреждения и организации сдают в аренду свои отдельные здания или их части, то у них возникает необходимость в уплате спецводосбора.
Однако, как следует из письма ГНАУ от 11.04.2011 г. № 10193/7/15-0817, для бюджетных учреждений сам факт получения доходов от хозяйственной деятельности, в частности от аренды, не всегда является единственным условием, при котором учреждение автоматически становится плательщиком сбора, и что, соответственно, влечет за собой обязанность подачи налоговой декларации по спецводосбору и уплате такого сбора в бюджет.
В этом случае порядок уплаты спецводосбора зависит от таких факторов: кому предоставляется помещение в аренду, для каких нужд арендатор использует воду, а также от наличия у арендатора договора на поставку воды.
В рассматриваемой ситуации учреждение сдает помещение арендатору, который не является бюджетным учреждением. Как указано в вопросе, между арендатором и водоканалом не заключен отдельный договор на поставку воды.
Следовательно, в такой ситуации плательщиком спецводосбора будет выступать именно бюджетное учреждение — арендодатель, поскольку именно оно заключило договор на поставку воды с водоканалом. При этом уплачивать спецводосбор арендодатель должен за объемы воды, фактически использованной арендатором (при условии, что арендодатель не использует воду для осуществления хозяйственной деятельности).
Конечно, в такой ситуации у арендодателя возникает вопрос: за счет какого источника бюджетное учреждение будет уплачивать такой налог и каким образом арендатор будет возмещать такие расходы?
Следует отметить, что в этом случае бюджетное учреждение — арендодатель может взять на себя все расходы, связанные с эксплуатацией помещения, в том числе по уплате спецводосбора. В свою очередь, арендатор будет компенсировать арендодателю понесенные расходы.
Обращаем внимание на то, что этот вопрос должен быть урегулирован между арендатором и арендодателем еще на этапе заключения договора аренды помещения. В этом случае целесообразно в договоре аренды помещения предусмотреть, что, помимо арендной платы, арендодатель имеет право на получение возмещения уплаченного им спецводосбора. Рекомендуем этот момент четко указать в договоре или же заключить отдельный договор о компенсации арендатором расходов арендодателя по уплате спецводосбора (что будет даже правильнее). И только в этом случае у бюджетного учреждения — арендодателя будут законные основания для того, чтобы выписать на имя арендатора счет на возмещение им расходов по уплате спецводосбора.
Заметим, что аналогичная ситуация возникает в отношении уплаты других налогов, а именно земельного и экологического.
Также напомним, что вопрос, касающийся источника уплаты земельного налога в бюджет бюджетным учреждением — арендодателем в связи с потерей им льготы, в свое время рассматривался ГлавКРУ в письме от 15.06.2007 г. № 25-18/446. В нем, в частности, говорилось о том, что арендаторы могут возмещать земельный налог только в том случае, если это прямо предусмотрено в договоре. В противном случае арендодатель не имеет правовых оснований требовать от арендатора возмещения платы за землю.
Теперь перейдем к рассмотрению заданных читателем вопросов.
1. Для того чтобы выяснить, подлежат ли обложению НДС суммы спецводосбора, которые арендатор возмещает арендодателю, нужно вспомнить, что является объектом обложения НДС.
Согласно п. 185.1 ст. 185 НКУ объектом обложения НДС являются, в частности, операции по:
— поставке товаров, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, в том числе операции по передаче права собственности на объекты залога заемщику (кредитору), на товары, которые передаются на условиях товарного кредита, а также по передаче объекта финансового лизинга в пользование лизингополучателю/арендатору;
— поставке услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины.
Также выясним, соответствуют ли такие операции критериям условия поставки товаров/услуг (пп. 14.1.185 и 14.1.191 НКУ).
Так, поставка товаров — это любая передача права на распоряжение товарами в качестве собственника, в том числе продажа, обмен или дарение такого товара, а также поставка товаров по решению суда. Поставка услуг — это любая операция, не являющаяся поставкой товаров, или другая операция по передаче права на объекты интеллектуальной собственности и другие нематериальные активы либо предоставление других имущественных прав относительно таких объектов права интеллектуальной собственности, а также предоставлению услуг, потребляемых в процессе совершения определенного действия либо осуществления определенной деятельности.
Вполне очевидно, что получение бюджетным учреждением — арендодателем от арендатора сумм в виде возмещения понесенных им расходов по уплате спецводосбора не соответствует критериям поставки товаров/услуг, и поэтому у арендодателя
отсутствуют основания для того, чтобы облагать НДС сумму такого возмещения. Таким образом, арендодатель при выписке счета арендатору указывает сумму возмещаемых расходов по уплате спецводосбора без учета НДС (т. е. сумму спецводосбора, подлежащую перечислению в бюджет).
2. Прежде всего отметим, что с 01.01.2010 г. распорядителями бюджетных средств применяется новый порядок зачисления и учета собственных поступлений бюджетных учреждений и отчетности по таким поступлениям, что предусмотрено приказом Госказначейства «Об утверждении Порядка казначейского обслуживания доходов и других поступлений государственного бюджета» от 19.12.2000 г. № 131.
Так, согласно вышеуказанному Порядку, платежи, которые относятся к собственным поступлениям бюджетных учреждений, содержащихся за счет средств государственного бюджета, и которые в соответствии с законодательством являются источником формирования специального фонда государственного бюджета, зачисляются на аналитические счета, открытые в главных управлениях Государственного казначейства Украины по балансовому счету 3125 «Счет для зачисления в специальный фонд государственного бюджета собственных поступлений бюджетных учреждений» Плана счетов бухгалтерского учета исполнения государственного и местных бюджетов, утвержденного приказом Госказначейства от 28.11.2000 г. № 119.
Процедура открытия счетов для зачисления собственных поступлений бюджетных учреждений регламентирована Порядком открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственного казначейства Украины, утвержденным приказом Госказначейства от 02.12.2002 № 221.
Все платежи, поступившие в адрес бюджетных учреждений, зачисляются сначала на счет 3125 «Счет для зачисления в специальный фонд государственного бюджета собственных поступлений бюджетных учреждений» и в течение операционного дня аккумулируются на специальных регистрационных счетах распорядителей средств по балансовому счету 3522 «Регистрационные счета распорядителей по средствам специального фонда государственного бюджета».
На следующий день орган Государственного казначейства, на обслуживании которого находится бюджетное учреждение, средствами программного обеспечения формирует за предыдущий операционный день выписки из аналитических счетов 3125, которые предоставляются соответствующим бюджетным учреждениям.
Поэтому суммы, получаемые бюджетным учреждением — арендодателем в качестве возмещения арендатором его расходов по уплате спецводосбора (если оплата была проведена за счет средств спецфонда), сначала зачисляются на счет 3125, а затем с этого счета перечисляются органом Госказначейства на счет 3522.
Заметим, что нормативными документами такого механизма возмещения расходов не предусмотрено, однако на практике возмещение расходов происходит именно таким образом.
Вопросы, касающиеся внедрения нового порядка зачисления и учета собственных поступлений бюджетных учреждений, содержащихся за счет средств государственного бюджета, Госказначейство разъясняло в письме от 31.12.2009 г. № 15-06/3297-23976.
3. При отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с получением возмещения от арендатора расходов по уплате спецводосбора, нужно обратить внимание на следующие моменты:
1) суммы, получаемые бюджетным учреждением — арендодателем, в виде возмещения расходов по уплате спецводосбора, не являются собственными поступлениями такого учреждения и соответственно не подлежат зачислению в состав доходов специального фонда. Связано это с тем, что среди источников собственных поступлений, перечисленных в ст. 13 БКУ, отсутствует указанный вид поступлений. Более того, учтите, что такие суммы вообще не являются доходами бюджетного учреждения — арендодателя. Такие суммы являются исключительно возмещением понесенных расходов арендодателя и относятся на восстановление кассовых и фактических расходов такого учреждения;
2) при поступлении средств от арендатора указанные суммы поступают на регистрационные счета арендодателя по КЭКР 0000. После получения средств от арендатора в виде возмещения расходов по уплате спецводосбора, бюджетное учреждение-арендодатель подает в орган Госказначейства данные о распределении поступивших сумм по соответствующим КЭКР для правильного восстановления своих расходов.
Согласно Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Госказначейства от 25.11.2008 г. № 495, уплата налогов, сборов, обязательных платежей в бюджеты в соответствии с законодательством осуществляется по КЭКР 1135 «Прочие расходы». Поэтому именно по КЭКР 1135 бюджетному учреждению — арендодателю нужно осуществить восстановление своих расходов. Заметим, что такая корректировка также должна быть отражена в карточках аналитического учета кассовых и фактических расходов, формы которых утверждены приказом Госказначейства от 06.10.2000 г. № 100.
Рассмотрим пример.
Бюджетное учреждение сдает в аренду часть своего помещения. Согласно условиям договора размер арендной платы за месяц составляет 720 грн. (в т. ч. НДС — 120 грн.). Кроме того, отдельным договором предусмотрено, что арендатор возмещает арендодателю расходы по уплате спецводосбора. На основании расчета, выполненного арендодателем, расходы по уплате спецводосбора за отчетный период составили 230 грн.
Арендодателем выставлен счет арендатору на общую сумму 950 грн., из них:
— арендная плата — 720 грн. (в т. ч. НДС — 120 грн.);
— возмещение расходов по уплате спецводосбора — 230 грн.

бюджетная бухгалтерия, 2011 № 44
Аватар пользователя
larisa
 
Сообщений: 172
Зарегистрирован: 21 ноя 2010, 20:54
Благодарил (а): 38 раз.
Поблагодарили: 37 раз.

Пред.След.

Вернуться в ПРОЧИЕ НАЛОГИ (СБОРЫ)

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Gb, m_tetyana, Ya