Рекламу показываем только НЕзарегистрированным пользователям. Войдите или зарегистрируйтесь на Бухфоруме
    .

договор на представительские функции в отношении нерезидента

заключение, изменение, расторжение, выполнение любых договоров

Модератор: Ol_ua

UNREAD_POST galium » 23 фев 2012, 18:04

Уважаемые юристы, бухгалтеры и аудиторы!
Помогите, пожалуйста, составить договор для юр. лица на представительские функции в отношении нерезидента - физ. лица для сдачи в аренду его недвижимости. С целью соблюдения требования ст. 170.1.3 НК "Недвижимость, принадлежащую физическому лицу - нерезиденту, предоставляется в аренду исключительно через физическое лицо - предпринимателя или юридическое лицо - резидента (уполномоченных лиц), которые выполняют представительские функции такого нерезидента на основании письменного договора и выступают его налоговым агентом относительно таких доходов. Нерезидент, который нарушает нормы этого пункта, считается уклоняющимся от уплаты налога ".
Спасибо за любую помощь и комментарии.
galium
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 23 фев 2012, 17:54
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

UNREAD_POST profi » 14 июн 2012, 11:13

Честно говоря сама по себе норма бредовая. Выплаты физикам облагаются у источника, за исключением редких случаев. В результате, дабы избежать проблем рекомендовал бы использовать договор комиссии, чтоб в цепочке физик - агент юрик - юрик НДФЛ дважды не удерживали: у источника выплаты и у агента юрика в силу специальной нормы.
profi
 
Сообщений: 90
Зарегистрирован: 06 дек 2010, 11:36
Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 13 раз.

UNREAD_POST Demerji » 13 авг 2012, 18:03

А может ли быть таким представителем (по заключению договоров на сдачу имущества нерезидента в аренду) юрлицо-единщик? Не могут ли налоговики расценить это как управление имуществом, запрещенное единщикам?
Аватар пользователя
Demerji
 
Сообщений: 149
Зарегистрирован: 03 фев 2011, 15:25
Благодарил (а): 391 раз.
Поблагодарили: 70 раз.

UNREAD_POST vikakool » 20 авг 2012, 16:32

Коллеги, хочу задать похожий вопрос.

Нерезидент хочет продавать укр.предприятиям что-то типа услуг хостинга (по обычным контрактам). И хочет иметь своего типа агента в Украине - например, обычное физлицо, которое ищет покупателей и получает за это вознаграждение.

Правильно ли я понимаю, что:
- это должен быть СПД-ник (лучше на ЕН - группа 3, ставка 5%, к примеру);
- договор будет агентским или поручения;
- будет ли он приравниваться к постоянному представительству нерезидента? я так понимаю, что нет, т.к. он никаких доходов выплачивать нерезу не будет, хотя действовать будет от его имени и по его поручению....правильно?

И вот это к моей ситуации не отн-ся, так?

160.9. Резиденти, які надають агентські, довірчі, комісійні та інші подібні послуги з продажу чи придбання товарів, робіт, послуг за рахунок і на користь тільки даного нерезидента (в тому числі укладення договорів з іншими резидентами від імені і на користь даного нерезидента), утримують і перераховують до відповідного бюджету податок із доходу, отриманого таким нерезидентом із джерел в Україні, визначений у порядку, передбаченому для оподаткування прибутків нерезидентів, що проводять діяльність на території України через постійне представництво. При цьому такі резиденти не підлягають додатковій реєстрації в органах державної податкової служби як платники податку.
Положення цього пункту не поширюються на випадки надання резидентами агентських, довірчих, комісійних та інших подібних посередницьких послуг з продажу чи придбання товарів, робіт, послуг за рахунок і на користь нерезидентів у випадку, якщо вони надають зазначені послуги в рамках своєї основної (звичайної) діяльності.

Коллеги,
есть ли еще какие-либо нюансы?

Заранее спасибо.
vikakool
 
Сообщений: 4091
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 883 раз.
Поблагодарили: 621 раз.

UNREAD_POST vikakool » 21 авг 2012, 08:06

Коллеги, откликнитесь, плиз!
vikakool
 
Сообщений: 4091
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 883 раз.
Поблагодарили: 621 раз.

UNREAD_POST vins » 21 авг 2012, 09:16

Demerji писал(а):А может ли быть таким представителем (по заключению договоров на сдачу имущества нерезидента в аренду) юрлицо-единщик? Не могут ли налоговики расценить это как управление имуществом, запрещенное единщикам?


Могут (потому как от них всего можно ожидать), но не должны (потому как оказание услуг представительства и услуги по управлению имуществом - разные виды правоотношений) :)

Управление имуществом и единый налог

Ну и потом: запрещенным для единщиков является управление предприятиями, а не управление имуществом.

За это сообщение автора vins поблагодарил:
Demerji
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2899 раз.

UNREAD_POST vikakool » 21 авг 2012, 11:19

Vins, а я так надеялась, что вы на мой вопросик ответили... :cry:
vikakool
 
Сообщений: 4091
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 883 раз.
Поблагодарили: 621 раз.

UNREAD_POST vins » 21 авг 2012, 11:48

К сожалению, не компетентен. :(

То, что это должен быть СПД, согласен. Но это общий вопрос, который обсуждали на Бухфоруме по поводу последствий осуществления предпринимательской деятельности без госрегистрации и критериев того, что именно считать деятельностью предпринимательской. То, что отношения возникают с нерезидентом, общего контекста не меняет.
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2899 раз.

UNREAD_POST vikakool » 21 авг 2012, 13:58

Коллеги, спасите, плиззззз! горю!
vikakool
 
Сообщений: 4091
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 883 раз.
Поблагодарили: 621 раз.

UNREAD_POST vins » 21 авг 2012, 14:28

Постоянные и непостоянные представительства в НКУ

Изначально очень важно определиться со статусом представительства. От этого зависит не только выбор регистрационной процедуры, но и особенности налогового и бухгалтерского учета результатов дальнейшей деятельности представительства, определение подхода к налогообложению операций между нерезидентом и представительством, выбор форм налоговой отчетности и т.д.
Итак, по НКУ постоянным представительством считают постоянное место деятельности, через которое полностью или частично проводят хоздеятельность нерезидента в Украине.
Основываясь на нормах Модельной конвенции из этого определения, можно выделить три ключевых условия возникновения постпредства:
— существование "места деятельности", т.е. помещения или, в некоторых случаях, оборудования. Экспертные комментарии к Модельной Конвенции указывают на то, что "место бизнеса" предполагает любые помещения, средства или установки, используемые для осуществления хоздеятельности, независимо от того, исключительно их используют для этой цели или нет. В зависимости от вида деятельности, критерий "места деятельности" могут выполнять и при отсутствии помещения, — достаточно иметь в распоряжении некоторое пространство (например, стенд/палатка на улице). Не имеют значения и правовые основания использования места деятельности (т.е. наличие права собственности, аренда и т.д.);
— место деятельности должно быть "постоянным", т.е. находиться в определенном месте и функционировать с конкретной степенью постоянства (отсутствие временного характера). Деятельность может предусматривать перерывы, но операции должны иметь регулярный характер. По логике, основанной на зарубежном опыте, это должно означать законодательное определение некоего периода, при превышении которого зарубежная компания, осуществляющая деятельность в Украине, обязана зарегистрировать свое постоянное представительство. Между тем практика свидетельствует об обратном. Согласно п. 64.5 НКУ постоянные представительства нерезидентов и обособленные подразделения иностранных юрлиц подлежат регистрации независимо от регулярности и результатов своей деятельности. Для этого потребуется обращение в ГНС в течение десяти календарных дней со дня их государственной регистрации (аккредитации, легализации) в установленном порядке или до начала осуществления хоздеятельности, если такая регистрация не обязательна по законодательству. Как видим, никакого минимального срока,указывающего на "нерегулярность" деятельности, в НКУ нет. Отличия в регистрации непостоянных и постоянных представительств в том, что первым достаточно пройти "упрощенную" регистрацию согласно п. 4.2 Порядка № 979. А вот вторым (постоянным) нужно зарегистрироваться плательщиками налога на прибыль согласно р. V упомянутого Порядка. Кроме того, обязательность регистрации предусмотрена и в том случае, когда у иностранной компании возникают обязательства по уплате налогов в Украине (например, приобретение объекта недвижимости, начисление заработной пла-ты).В этом случае регистрация происходит по "упрощенной" процедуре (пп. 3.4.2 Порядка № 979);
— осуществление хоздеятельности через это фиксированное "место деятельности". Этот критерий считают основополагающим при отнесении представительств к плательщикам налога на прибыль. Согласно пп. 3.4.2 Порядка № 979 взятие на учет обособленного подразделения нерезидента по "упрощенной" процедуре не освобождает такое подразделение от обязанности регистрации плательщиком налога на прибыль в порядке, определенном р. V названного Порядка, если оно начинает хоздеятельность и соответствует определению постоянного представительства. На наличие или отсутствие хоздеятельности в рамках представительства могут указывать типы расчетных счетов, которые открывают такие представительства в банковских учреждениях. Так, п. 11.1 Инструкции № 492 текущий счет типа "Н" в национальной валюте открывают официальные представительства, представительства юридических лиц — нерезидентов, которые не занимаются на территории Украины предпринимательской деятельностью, представительства иностранных банков, организации и учреждения, которые привлекают к осуществлению программ или проектов международной (в т.ч. технической) помощи. А вот для постоянного представительства нерезидента для ведения его хозяйственной деятельности открывают счета типа "П" (п. 12.1 Инструкции № 492). Именно наличие последнего может (но не обязательно4) свидетельствовать о наличии хозяйственной деятельности, а значит, и о существовании постпредства.
Виды постпредств по НКУ
Как и в определении постпредства по Закону о прибыли (п. 1.17), НКУ сохранил в составе таковых:
1) места управления (местонахождение дирекции). Применяя терминологию отечественного законодательства (например, ст. 93 ГКУ), можно определить место ведения деятельности или расположения офиса, из которого происходит ежедневное управление деятельностью (преимущественно находится руководство) и осуществление управления и учета. В отличие от зарубежного законодательства, в Украине сам факт принятия управленческих решений от имени нерезидента не может приводить к созданию его постоянного представительства;
2) филиалы (отделения);
3) офисы (конторы). Очевидно, речь идет о тех офисах (конторах),функциональное назначение которых не связано с управлением и учетом деятельности юридического лица;
4) фабрики;
5) мастерские;
6) шахты;
7) нефтяные и газовые скважины;
8) карьеры (рудники, прииски) и другие места разведки и добычи полезных ископаемых.
По сравнению с Законом о прибыли, из НКУ исчезло упоминание о заводах как постоянных представительствах, однако появилось упоминание о складах или помещениях, которые используют для доставки товаров. К таковым в международной практике относят также торговые точки, магазины и другие помещения для сбыта продукции. Кроме того, в НКУ в качестве постпредств теперь упоминают и установки или сооружения (в т.ч. строения, судна) для разведки природных ресурсов, причем независимо от срока их существования.
В вопросе определения примерного перечня основных разновидностей постпредств большую роль отводят международным договорам (конвенциям) Украины об устранении двойного налогообложения (далее — международные договоры).Приоритет их применения по отношению к нормам НКУ заложен в п. 3.2 последнего: если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены этим Кодексом, применяют правила международного договора.
Так, в некоторых международных договорах, дополнительно к выше приведенному перечню, в состав постпредств включены цеха, фермы, плантации, сельскохозяйственные участки и угодья, лесные участки. Также в состав газовых и нефтяных месторождений зачисляют места офшорной деятельности (места бурения за береговой линией)7. В отдельных случаях для признания постпредствами установок или сооружений для разведки природных ресурсов необходимо, чтобы они существовали более определенного срока (скажем, более трех месяцев).
Именно благодаря влиянию международных договоров определение постпредства в НКХпо сравнению с Законом о прибыли, расширилось дополнительными позициями. Так, с целью налогообложения термин "постоянное представительство" теперь дополнительно включает:
— строительную площадку, строительный, сборочный или монтажный объекты, либо связанную с ними надзорную деятельность, если длительность работ, связанная с такой площадкой, объектом или деятельностью, превышает шесть месяцев. Подобная формулировка — атрибут практически всех международных договоров. При этом по предыдущим разъяснениям налоговиков (см. письмо ГНАУ от 11.01.05 г. № 23/6/15-1116) в эту категорию попадают строительные, монтажные, сборочные работы и услуги, связанные с этими работами, то есть услуги инжинирингового характера. На основании этого полагаем, что указанная норма, в первую очередь, касается непосредственных исполнителей в рамках строительной деятельности, т.е. подрядных организаций. К тому же начало отсчета такого периода происходит с того момента, когда подрядчик начинает работу, включая любую подготовительную работу на таком объекте или с момента подписания акта о передаче объекта подрядчику, в зависимости от того, какое из событий произошло ранее (п. 6.3 р.УПорядка№ 115).Датой окончания существования объекта считают дату подписания Акта о сдаче объекта в эксплуатацию (все тот же п. 6.3 р. V Порядка № 115). Между тем "базовый" срок (шесть месяцев) откорректирован в отдельных международных договорах. К примеру, международный договор между Украиной и Египтом предусматривает, что шестимесячный период необходимо рассматривать внутри любого двенадцатимесячного периода. Однако в большинстве случаев относительно строительной площадки применяют срок 12 месяцев. В отдельных случаях увеличение такого минимального срока может быть произведено компетентным органом (ГНАХМинфин Украины) по заявлению нерезидента;
— предоставление нерезидентом услуг (кроме услуг по предоставлению персонала), в том числе консультационных, через сотрудников или иной персонал, нанятый для таких целей, если такую деятельность осуществляют (в рамках одного проекта или проекта, который связан с ним) в Украине в течение периода или периодов, общая длительность которых составляет более шести месяцев, в любом двенадцатимесячном периоде. Данная норма довольно редко встречается в международных договорах. Теоретически, наем персонала для предоставления каких-либо услуг вовсе не обязательно сопровождают созданием постоянного места деятельности. Но "упрощенная" регистрация (п. 4.2 Порядка № 979) в этой ситуации однозначно потребуется. Именно факт такой регистрации и сможет указать налоговикам на необходимость создания представительства. И "прикрыться" международным договором, в котором не упомянуто о таких представительствах, станет весьма непросто: место деятельности можно "углядеть" даже в местах проживания нанятых работников. Исключение в этом контексте сделано для услуг по предоставлению персонала (договоров аутстаффинга), определение которых содержится в пп. 14.1.183 НКУ И тем не менее, в некоторых международных договорах есть прямое упоминание о таких критериях для создания представительства. К примеру, международный договор Украины и Республики Индонезия требует создания постпредства при предоставлении услуг предприятием,включая консультационные, через наемных служащих или иной персонал, нанятый предприятием для таких целей, но только, если деятельность такого вида длится (по такому же или связанному с ним объекту) в течение периода или периодов, которые составляют в совокупности более четырех месяцев на протяжении любого двенадцатимесячного периода. Вместе с тем в таких международных договорах может и не быть исключений для услуг по предоставлению персонала, что вызовет необходимость регистрации представительства и при наличии договоров аутстаффинга;
резидентов, которые имеют полномочия действовать от имени лишь такого нерезидента, что влечет за собой возникновение у этого нерезидента гражданских прав и обязанностей (заключать договоры (контракты) от имени этого нерезидента. После изменений, внесенных Законом № 3609 в пп. 14.1.193 НКХв Кодексе четко наблюдают разделение таких категорий резидентов-посредников на агентов с независимым статусом (о них речь пойдетпозже) и тех, для которых представление интересов конкретного нерезидента в Украине — регулярная деятельность. В качестве таких агентов могут выступать как физ-, так и юрлица. Именно вторая категория, по НКХ требует создания постоянного представительства в лице такого резидента-посредника. Тем же Законом № 3609 устранено серьезное противоречие между п. 64.5 и п. 160.9 НКУ в части необходимости дополнительной регистрации таких посредников (агентов с зависимым статусом) в качестве постпредств в ГНИ. Исходя из норм Закона № 3609, приоритет отдали нормам п. 160.9 НКУ по которому такие резиденты не подлежат допрегистрации в органах ГНС как налогоплательщики постоянных представительств. Однако отсутствие допрегистрации не освобождает таких субъектов подавать отчетность постпредства в порядке, определенном Порядком № 115. Рискнем предположить, что применение этой нормы на практике вызовет большое количество разночтений между плательщиками и налоговиками. Камнем преткновения станет вопрос классификации деятельности посредника как регулярной (обычной). По общепринятой трактовке, основанной на Модельной конвенции, зависимым агентом считают лицо, которое представляет интересы иностранной организации в другой стране, действует от ее имени, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени этой организации, создавая одновременно правовые последствия для такой иностранной организации. Перечисленные выше действия зависимый агент может совершать на основании соответствующей договоренности с нерезидентом. Следовательно, наличие посреднического договора, предусматривающего выполнение определенных юридических действий в течение некоторого периода времени, может указывать на регулярность такой деятельности. Еще раз обращаем внимание: кроме регулярности, такая деятельность должна обладать хозяйственными признаками. И, конечно же, определенные корректировки могут внести нормы международных договоров. К примеру, международный договор Украины и Республики Индонезии предусматривает, что к агентам с зависимым статусом причисляют, в частности, украинских переработчиков давальческого сырья, для которых такие взаимоотношения с нерезидентом носят регулярный характер. Этим же международным договором предусмотрено, что выполнение агентом с зависимым статусом вспомогательной и/или подготовительной деятельности (о ее критериях читайте ниже) не требует создания представительства;
— содержание (хранение) резидентами запасов товаров нерезидента, со склада которых поставляют товары от имени нерезидента, кроме резидентов, которые имеют статус складов временного хранения или таможенного лицензионного склада. Этот критерий можно рассматривать как исключение из правила, приведенного в предыдущем пункте. По сути, речь опять идет о посреднических (агентских) услугах, но уже не упоминают об "исключительности" таких операций для резидента-посредника.Таким образом,в нашем случае говорится о необходимости создавать постпредства даже агенту с независимым статусом при условии, что он занимается указанной в этом пункте деятельностью. На лицо некорректная формулировка этой части пп. 14.1.193 НКУ после внесения изменений Законом №3609. Очевидно, что новый критерий "исключительности" должны применять и в части хранения и поставки запасов со складов. Спасательным кругом в этом вопросе станут международные договоры, в которых, как правило, трактовка термина "агент с независимым статусом" подразумевает всех без исключения брокеров, комиссионеров, действующих в среде своей обычной деятельности. Стало быть, если хранение и поставка товара от имени нерезидента — обычная деятельность резидента, и такой нерезидент не "исключительный" для нашего посредника, оснований создавать постпредство не возникает. Под эту же категорию попадают и склады временного хранения (СВХ), и таможенные лицензионные склады (ТЛС), деятельность которых регламентируют таможенными нормативами.
Когда постпредство не возникает

Как видим, новое налоговое определение постоянного представительства нерезидента во многом ориентировано на международную практику и в большинстве случаев соответствует нормам международных договоров.Таким образом, именно последние будут иметь решающее слово в вопросе о том, считать подразделение (деятельность) нерезидента соответствующим постпредству или нет.
Сергей ИЛЬЯШЕНКО, налоговый консультант, г. Киев
ВоБУ № 102 за 2011

За это сообщение автора vins поблагодарили: 2
Demerji, vikakool
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2899 раз.

UNREAD_POST vikakool » 21 авг 2012, 16:54

т.е. выходит, что такое физлицо таки будет агентом нерезидента? даже если через него не будут проходить никакие денежки, кроме его вознаграждения, и даже если оно не будет заключать договора от имени нереза?
vikakool
 
Сообщений: 4091
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 883 раз.
Поблагодарили: 621 раз.

UNREAD_POST vikakool » 21 авг 2012, 16:56

Как я понимаю, однозначная норма только по сдаче в аренду недвижимости нереза. Относительно услуг агента вроде все не так плохо...
vikakool
 
Сообщений: 4091
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 883 раз.
Поблагодарили: 621 раз.

UNREAD_POST Печкин » 22 авг 2012, 11:52

galium писал(а):Уважаемые юристы, бухгалтеры и аудиторы!
Помогите, пожалуйста, составить договор для юр. лица на представительские функции в отношении нерезидента - физ. лица для сдачи в аренду его недвижимости. С целью соблюдения требования ст. 170.1.3 НК "Недвижимость, принадлежащую физическому лицу - нерезиденту, предоставляется в аренду исключительно через физическое лицо - предпринимателя или юридическое лицо - резидента (уполномоченных лиц), которые выполняют представительские функции такого нерезидента на основании письменного договора и выступают его налоговым агентом относительно таких доходов. Нерезидент, который нарушает нормы этого пункта, считается уклоняющимся от уплаты налога ".
Спасибо за любую помощь и комментарии.


Договор должен быть вокруг ст. 237 ГКУ.

vikakool писал(а):Коллеги, хочу задать похожий вопрос.

Нерезидент хочет продавать укр.предприятиям что-то типа услуг хостинга (по обычным контрактам). И хочет иметь своего типа агента в Украине - например, обычное физлицо, которое ищет покупателей и получает за это вознаграждение.

Правильно ли я понимаю, что:
- это должен быть СПД-ник (лучше на ЕН - группа 3, ставка 5%, к примеру);
- договор будет агентским или поручения;
- будет ли он приравниваться к постоянному представительству нерезидента? я так понимаю, что нет, т.к. он никаких доходов выплачивать нерезу не будет, хотя действовать будет от его имени и по его поручению....правильно?


Да, тут постоянное представительство вырисовывается.
Только вот не знаю как решается вопрос с подачей физлицом-единоналожником расчета прибыли нерезидента.
живу на Бухфоруме
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2885 раз.

UNREAD_POST vikakool » 22 авг 2012, 12:07

Печкин, спасибо огромное!!

А если никакие деньги ч/з этого агента проходить не будут, никакие договора от имени нереза он заключать не будет - просто будет искать покупателей и способствовать заключению договора, и усе? и услуги, оказываемые нерезом, будут оказываться не на тер-рии Украины?

тогда это не будет представительство?
vikakool
 
Сообщений: 4091
Зарегистрирован: 18 янв 2011, 10:56
Благодарил (а): 883 раз.
Поблагодарили: 621 раз.

UNREAD_POST налоговик » 12 фев 2016, 11:44

ГОЛОВНЕ УПРАВЛІННЯ ДФС У М. КИЄВІ

ЛИСТ

від 21.01.2016 р. N 255/М/26-15-12-03-12

Про розгляд листа

Особливості оподаткування доходу від здачі нерухомого майна, яке знаходиться на території України, в лізинг, оренду або суборенду (строкову володіння та/або користування) фізичною особою - нерезидентом України

Згідно з пп. 14.1.54 п. 14.1 ст. 14 Податкового ПКУ України від 02.12.2010 N 2755-IV, із змінами та доповненнями (далі - ПКУ), дохід з джерелом їх походження з України - будь-який дохід, отриманий резидентами або нерезидентами, у тому числі від будь-яких видів їх діяльності на території України (включаючи виплату (нарахування) винагороди іноземними роботодавцями), її континентальному шельфі, у виключній (морській) економічній зоні, у тому числі, але не виключно, доходи від надання резидентам або нерезидентам в оренду (користування) майна, розташованого в Україні, включаючи рухомий склад транспорту, приписаного до розташованих в Україні портів.

Пунктом 162.1 ст. 162 ПКУ визначено, що платниками податку на доходи фізичних осіб є фізична особа - резидент, яка отримує доходи як з джерелом їх походження в Україні, так і іноземні доходи та фізична особа - нерезидент, яка отримує доходи з джерела їх походження в Україні.

Відповідно до п. 163.2 ст. 163 ПКУ об'єктом оподаткування нерезидента є загальний місячний (річний) оподатковуваний дохід з джерела його походження в Україні та доходи з джерела їх походження в Україні, які остаточно оподатковуються під час їх нарахування (виплати, надання).

Загальний оподатковуваний дохід - будь-який дохід, який підлягає оподаткуванню, нарахований (виплачений, наданий) на користь платника податку протягом звітного податкового періоду (п. 164.1 ст. 164 ПКУ).

Згідно з пп. 164.2.5 п. 164.2 ст. 164 ПКУ до загального місячного (річного) оподатковуваного доходу платника податку включаються дохід від надання майна в лізинг, оренду або суборенду (строкове володіння та/або користування), визначений у порядку, встановленому пунктом 170.1 статті 170 цього Кодексу.

Разом з тим, відповідно до пп. 170.10.1 п. 170.10 ст. 170 ПКУ доходи з джерелом їх походження в Україні, що нараховуються (виплачуються, надаються) на користь нерезидентів, оподатковуються за правилами та ставками, визначеними для резидентів (з урахуванням особливостей, визначених деякими нормами цього розділу для нерезидентів).

У разі якщо доходи з джерелом їх походження в Україні виплачуються нерезиденту резидентом - юридичною або самозайнятою фізичною особою, такий резидент вважається податковим агентом нерезидента щодо таких доходів. Під час укладення договору з нерезидентом, умови якого передбачають отримання таким нерезидентом доходу з джерелом його походження в Україні, резидент зобов'язаний зазначити в договорі ставку податку, що буде застосована до таких доходів (пп. 170.10.3 п. 170.10 ст. 170 ПКУ).

Водночас пп. 170.1 ст. 170 ПКУ визначено порядок оподаткування доходу від надання нерухомості в оренду (суборенду), житловий найм (піднайм).

Відповідно до пп. 170.1.3 п. 170.1 ст. 170 ПКУ нерухомість, що належить фізичній особі - нерезиденту, надається в оренду виключно через фізичну особу - підприємця або юридичну особу - резидента (уповноважених осіб), що виконують представницькі функції такого нерезидента на підставі письмового договору та виступають його податковим агентом стосовно таких доходів. Нерезидент, який порушує норми цього пункту, вважається таким, що ухиляється від сплати податку.

Доходи, зазначені у пп. 170.1.3 п. 170.1 ст. 170 ПКУ, оподатковуються податковим агентом під час їх нарахування (виплати) за ставкою, визначеною пунктом 167.1 статті 167 цього Кодексу (пп. 170.1.4 п. 170.1 ст. 170 ПКУ).

Відповідно до п. 167.1 ст. 167 ПКУ ставка податку становить 18 % бази оподаткування щодо доходів, нарахованих (виплачених, наданих) (крім випадків, визначених у пунктах 167.2 - 167.5 цієї статті) у тому числі, але не виключно у формі: заробітної плати, інших заохочувальних та компенсаційних виплат або інших виплат і винагород, які нараховуються (виплачуються, надаються) платнику у зв'язку з трудовими відносинами та за цивільно-правовими договорами.

При цьому згідно абз. другого пп. 170.1.2 п. 170.1 ст. 170 ПКУ об'єкт оподаткування від надання в оренду нерухомості, визначається виходячи з розміру орендної плати, зазначеної в договорі оренди, але не менше ніж мінімальна сума орендного платежу за повний чи неповний місяць оренди. Мінімальна сума орендного платежу визначається за методикою, що затверджується Кабінетом Міністрів України, виходячи з мінімальної вартості місячної оренди одного квадратного метра загальної площі нерухомості з урахуванням місця її розташування, інших функціональних та якісних показників, що встановлюються органом місцевого самоврядування села, селища, міста, на території яких вона розташована, та оприлюднюється у спосіб, найбільш доступний для жителів такої територіальної громади. Якщо мінімальну вартість не встановлено чи не оприлюднено до початку звітного (податкового) року, об'єкт оподаткування визначається виходячи з розміру орендної плати, зазначеного в договорі оренди.

Крім того, відповідно до пп. "а" п. 171.2 ст. 171 ПКУ особою, відповідальною за нарахування, утримання та сплату (перерахування) до бюджету податку з інших доходів, є податковий агент - для оподатковуваних доходів з джерела їх походження в Україні.

Разом з тим, порядок нарахування, утримання та сплати (перерахування) податку до бюджету податковим агентом регулюється п. 168.1 ст. 168 ПКУ.

Згідно із пп. 168.1.1 п. 168.1 ст. 168 ПКУ податковий агент, який нараховує (виплачує, надає) оподатковуваний дохід на користь платника податку, зобов'язаний утримувати податок із суми такого доходу за його рахунок, використовуючи ставку податку, визначену в статті 167 цього Кодексу (18 %).

Підпунктом 168.4.1 п. 168.4 ст. 168 ПКУ встановлено, що податок, утриманий з доходів резидентів та нерезидентів, зараховується до бюджету згідно з Бюджетним кодексом України.

При цьому відповідно до пп. 168.4.4 п. 168.4 ст. 168 ПКУ юридична особа за своїм місцезнаходженням та місцезнаходженням не уповноважених сплачувати податок відокремлених підрозділів, відокремлений підрозділ, який уповноважений нараховувати, утримувати і сплачувати (перераховувати) до бюджету податок, за своїм місцезнаходженням одночасно з поданням документів на отримання коштів для виплати належних платникам податку доходів, сплачує (перераховує) суми утриманого податку на відповідні рахунки, відкриті в органах, що здійснюють казначейське обслуговування бюджетних коштів, за місцезнаходженням відокремлених підрозділів.

Водночас, відповідно до абз. "а" пп. 168.4.5 п. 168.4 ст. 168 ПКУ фізична особа, відповідальна згідно з вимогами цього розділу за нарахування та утримання податку, сплачує (перераховує) його до відповідного бюджету, у разі коли така фізична особа є податковим агентом, - за місцем реєстрації у контролюючих органах.

Одночасно слід зазначити, що Законом України від 28 грудня 2014 року N 71-VIII "Про внесення змін до Податкового кодексу України та деяких законодавчих актів України щодо податкової реформи" (далі - Закон N 71) продовжено сплату військового збору до набрання чинності рішенням Верховної Ради України про завершення реформи збройних сил України (п. 161 підрозділу 10 розділу XX Кодексу) та розширено перелік доходів, які оподатковуються військовим збором.

Зокрема, відповідно до змін, внесених Законом N 71 до підпункту 1.2 п.161 підрозділу 10 розділу XX Кодексу, об'єктом оподаткування військовим збором є доходи визначені статтею 163 Кодексу.

Відповідно до п. 163.2 ст. 163 Кодексу об'єктом оподаткування військовим збором нерезидента є загальний місячний (річний) оподатковуваний дохід з джерела його походження в Україні; доходи з джерела їх походження в Україні, які остаточно оподатковуються під час їх нарахування (виплати, надання).

Перелік доходів, що включаються до загального місячного (річного) оподатковуваного доходу платника податку, визначено статтею 164 Кодексу.

Ставка збору становить 1,5 відсотка від об'єкта оподаткування, визначеного пп. 1.2 п. 161 підрозділу 10 розділу XX Кодексу (пп. 1.3 п. 161 підрозділу 10 розділу XX Кодексу).

Отже, фізична особа - нерезидент, відповідно до пп. 170.1.3 п. 170.1 ст. 170 ПКУ надає нерухомість в оренду виключно через фізичну особу - підприємця або юридичну особу - резидента (уповноважених осіб), що виконують представницькі функції такого нерезидента на підставі письмового договору та виступають його податковим агентом.

Разом з тим, податковий агент, який нараховує (виплачує, надає) оподатковуваний дохід на користь платника податку, зобов'язаний утримувати податок із суми такого доходу за його рахунок, використовуючи ставку, визначену п. 167.1 ст. 167 ПКУ (18 %) та військовий збір у розмірі 1,5 %, а також сплатити (перерахувати) його до відповідного бюджету за місцем реєстрації у контролюючих органах.

 

Заступник начальника
В. С. Варгіч


 
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5698
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 806 раз.
Поблагодарили: 2594 раз.

След.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в ДОГОВОРНОЕ ДЕЛО

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Ads, Gb, Ya