Рекламу показываем только НЕзарегистрированным пользователям. Войдите или зарегистрируйтесь на Бухфоруме
    .

Проверки соцфондов

Путеводитель по разделу. Штрафы, санкции, проверки, админ-, уголовная ответственность, обжалование решений госорганов

Модератор: Ol_ua

UNREAD_POST Печкин » 12 сен 2011, 08:50

Проверки Фонда соцстрахования от несчастных случаев

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
на производстве и профессиональных заболеваний Украины
Письмо от 06.06.2011 г. № 204-06-3

Проверки несчастных случаев на производстве



ЗАПРОС
1. С какой периодичностью Фонд вправе осуществлять проверки расходования средств, выдаваемых Фондом в пределах соответствующего социального страхования (ст.24-1 профильного Закона), каким именно подзаконным актом предусмотрен порядок проведения таких проверок?
С какой периодичностью Фонд вправе проверять достоверность представленных страхователями сведений о видах экономической деятельности?
2. Какие именно санкции могут быть применены Фондом по результатам проведения таких проверок (прошу привести числовые данные таких санкций, в частности штрафов)?
3. В каком именно порядке обжалуются в вышестоящий орган Фонда (в какой адрес должны быть направлены) вынесенные при проверке решения территориальными подразделениями Фонда (его представителями)? Приостанавливает ли обжалование в вышестоящие органы Фонда или суд течение срока уплаты санкций и пени до вынесения вышестоящим органом Фонда или судом решения по делу?



Исполнительная дирекция Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины рассмотрела письмо и в пределах компетенции сообщает.
В соответствии со статьей 24-1 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли утрату трудоспособности» (далее — Закон) Фонд социального страхования от несчастных случаев имеет право проводить проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности, вида экономической деятельности и хозяйствования порядка использования страховых средств, перечисленных Фондом на финансирование мероприятий, предусмотренных статей 25 данного Закона, и достоверности представленных страхователями сведений о видах экономической деятельности (в том числе основном) предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования для отнесения страхователя к классу профессионального риска производства с учетом вида его экономической деятельности.
Пунктом 6 Критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мероприятий, связанных с государственным надзором (контролем) в сфере общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли утрату трудоспособности, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 03.06.2009 г. № 540, определено, что плановые мероприятия, связанные с государственным надзором (контролем) за начислением и уплатой субъектами хозяйствования страховых взносов и целевым использованием средств страхования от несчастного случая, осуществляются со следующей периодичностью: с высокой степенью риска — не чаще одного раза в год; со средней степенью риска — не чаще одного раза в два года; с незначительной степенью риска — не чаще одного раза в пять лет.
Статьями 165-4 и 244-10 Кодекса Украины об административных правонарушениях определено, за какие правонарушения, кем и в каком размере применяются санкции при нарушении законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли утрату трудоспособности.
Пунктом 10 Инструкции о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, утвержденной постановлением правления Фонда от 12.07.2007 г. № 36, зарегистрированной в Минюсте 01.08.2007 г. № 867/14134 (далее — постановление № 36), предусмотрено, что все спорные вопросы, возникающие между страхователем и рабочими органами исполнительной дирекции Фонда по поводу начисления страховых взносов и пени, взыскания недоимки, незачета расходов в счет страховых взносов, разрешаются в судебном порядке. По желанию заинтересованное лицо может обратиться по вопросам разрешения спора в специальную комиссию при рабочем органе исполнительной дирекции Фонда, решение которой может быть обжаловано в комиссию, созданную при исполнительной дирекции Фонда, а решение последней — в его правление.
В связи с принятием Закона «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» на сегодняшний день утратило силу постановление № 36, но его положения распространяются на правоотношения по взысканию задолженности по уплате страховых взносов на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сумм штрафных санкций, начисленных и/или не уплаченных до 1 января 2011 года, в том числе страховых взносов, срок уплаты которых на 1 января 2011 года не наступил (постановление правления Фонда от 30.11.2010 г. № 31).
Кроме того, хотелось бы отметить, что с 1 января 2011 года вступил в силу Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», которым предусмотрены правовые и организационные принципы обеспечения сбора и учета единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, условия и порядок его начисления и уплаты, а также полномочия органа, осуществляющего его сбор и ведение учета.
Заместитель директора С.АРТЮХ




Комментарий
В соответствии с Законом № 1105 органы ФСС от несчастных случаев имеют право проводить проверки страхователей в части:
– состояния профилактической работы и охраны труда на предприятиях (ст.22);
– достоверности представленных ими сведений о видах экономической деятельности для отнесения страхователя к классу профессионального риска производства с учетом вида его экономической деятельности (п.4 ст.24-1);
– соблюдения ими порядка использования страховых средств, перечисленных Фондом на финансирование страховых выплат, социальных услуг и профилактических мероприятий (п.3 ст.24-1).
Проверки состояния профилактической работы и охраны труда на предприятиях проводят страховые эксперты (ст.23 Закона № 1105), которые имеют право не только беспрепятственно и в любое время проверять состояние условий и безопасности труда у страхователя, но и получать от него пояснения и информацию, в том числе в письменной форме, о состоянии охраны труда и видах осуществляемой деятельности, а также составлять протоколы об административных правонарушениях в предусмотренных законом случаях. Фактически имеются все основания для отнесения такой проверки к проверкам, осуществляемым контролирующими органами. Тем не менее в письме от 10.05.2011 г. № 244-07-2 ФСС от несчастных случаев указал, что подобные проверки не относятся к мерам государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности и носят более консультативно-совещательный характер.
В таком случае можно сделать вывод, что при проведении таких проверок страховые эксперты не должны соблюдать требования Закона о госнадзоре, регламентирующего порядок проведения проверок субъектов хозяйственной деятельности, основания и условия допуска к проверкам и порядок оформления их результатов. Кроме того, при таких условиях страховые эксперты не должны соблюдать Критерии, по которым определяется периодичность проведения проверок страхователей. А если еще и вспомнить, что порядок проведения проверок страховыми экспертами вообще не регламентирован никаким нормативно-правовым документом, то над статусом таких проверок следует поразмыслить. Тем более что в письме ФСС от несчастных случаев от 20.08.2009 г. № 911-05-2 четко было указано, что страховые эксперты являются должностными лицами этого Фонда, а в соответствии с п.10 Положения № 24 они вправе вносить работодателям обязательные для исполнения представления об устранении нарушений законодательства об охране труда, а органам исполнительной власти по надзору за охраной труда – представления о:
– применении административных взысканий или привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших эти нарушения. В частности, размер штрафа за нарушение требований законодательства об охране труда для должностных лиц предприятий, учреждений, организаций и частных предпринимателей составляет от 5 до 10 ннмдг (ст.41 КоАП);
– запрете дальнейшей эксплуатации рабочих мест, участков и цехов, робота на которых угрожает здоровью либо жизни работников.
Вполне очевидно, что если страховые эксперты наделены такими важными полномочиями, то они должны иметь нормативно-правовой документ, который бы регламентировал порядок проведения ими проверок страхователей.
Порядок проведения органами ФСС от несчастных случаев проверок страхователей на предмет достоверности представленных ими сведений о видах экономической деятельности для отнесения страхователя к классу профессионального риска производства с учетом вида его экономической деятельности (п.4 ст.24-1) определен Порядком № 307. Такие проверки могут быть плановыми или внеплановыми. И хотя в письме от 10.05.2011 г. № 244-07-2 об этом не сказано, должностные лица Фонда в ходе проведения таких проверок должны соблюдать требования не только Закона № 1105 и указанного Порядка, но и Закона о госнадзоре. Кроме того, периодичность проведения таких проверок определяется на основании Критериев (см. письмо Фонда от 06.06.2011 г. № 204-06-3), а в случае выявления нарушений к страхователю могут быть применены административные санкции в соответствии со ст.165-4 КоАП, в частности от 8 до 15 ннмдг, а за повторное в течение года нарушение – от 10 до 20 ннмдг.
Что касается проверок страхователей на предмет соблюдения ими порядка использования страховых средств (п.3 ст.24-1 Закона № 1105), то в письме ФСС от несчастных случаев от 06.06.2011 г. № 204-06-3 указано, что их периодичность также определяется на основании Критериев, а в случае выявления нарушений могут быть применены административные санкции в соответствии со ст.165-4 КоАП. Отдельный нормативно-правовой акт, который бы определял порядок проведения таких проверок, ФСС до сих пор не утвержден. Ссылка в указанном письме Фонда на Инструкцию № 36 не совсем уместна, ведь ее положения распространяются на правоотношения по взысканию задолженности по уплате страховых взносов на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сумм штрафных санкций, начисленных и/или не уплаченных до 1 января 2011 года. Фонду следовало бы вспомнить о Порядке № 68, который хотя и был принят задолго до принятия Закона о ЕВСС, все же остается действующим и в условиях действия данного Закона, в части, не противоречащей ему. Следует также отметить, что такие проверки необходимо проводить с соблюдением требований Закона о госнадзоре.

Инна ЖУРАВСКАЯ, редактор

Опубликовано в Бухгалтерии N37 (972) от 12 СЕНТЯБРЯ 2011 года
живу на Бухфоруме
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2883 раз.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Ads, alex88, Gb, hela, Ya