Рекламу показываем только НЕзарегистрированным пользователям. Войдите или зарегистрируйтесь на Бухфоруме
    .

Ошибки коммунальных предприятий (частным тоже будет полезно)

Путеводитель по разделу. Штрафы, санкции, проверки, админ-, уголовная ответственность, обжалование решений госорганов

Модератор: Ol_ua

UNREAD_POST налоговик » 14 фев 2012, 15:25

По мотивам проверок Госфининспекции, или мемуары контролёра :)

  1. Нарушения законодательства по оплате труда, штатной дисциплине

    • Непроведением индексации денежного обеспечения
      Определенные законодательством нормы относительно проведения индексации денежных доходов распространяются на все виды доходов граждан, которые не имеют разового характера. К таким доходам относится также денежное обеспечение работников сферы коммунального хозяйства (п. 2 Порядка № 1078).
      В п. 11 Порядка № 1078 установлен порядок проведения индексации, а в приложениях к нему приведены примеры расчета суммы индексации. И хотя проведение индексации для бухгалтеров является кропотливой работой и дополнительной нагрузкой, ее необходимо проводить. Вопросы
      начисления индексации всегда при проверках привлекают внимание ревизоров. Органы Госфининспекции информируют соответствующие органы Минсоцполитики о выявленных нарушениях для дальнейшего принятия мер.
      Обращаем внимание: суммы выплат, связанных с индексацией зарплаты работников, входят в состав фонда дополнительной заработной платы (пп. 2.2.7 Инструкции, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.04 г. № 5). Таким образом, выплаченная без сумм индексации зарплата считается выплаченной не в полном объеме. Нарушение сроков выплаты зарплаты, а также ее выплата не в полном объеме влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий независимо от их формы собственности в размере от 30 до 100 НМДГ (от 510 до 1 700 грн.) (ч. 1 ст. 41 КУоАП)).
    • Излишнее начисление индексации заработной платы
      Если сумма повышения дохода меньше суммы индексации, начисленной в соответствии с Порядком № 1078, то последующая индексация проводится по примеру, приведенному в приложении 4 к этому Порядку, что предусматривает сравнение суммы повышения зарплаты с суммой индексации, которая должна была быть начислена в месяце такого повышения (п. 5 приложения 4 к Порядку № 1078)
    • При начислении отпускных не учтены дни болезни
      Работник предприятия предоставил листок нетрудоспособности за период, в течение которого он находился в оплачиваемом отпуске. Однако вместо продления отпуска на период болезни или переноса его на другое время работнику начислены больничные за период, за который раньше уже были начислены отпускные
      Ежегодный отпуск должен быть перенесен на другой период или продлен в случае временной нетрудоспособности работника, засвидетельствованной в установленном порядке.
      При этом за дни временной нетрудоспособности должно быть выплачено соответствующее пособие (больничные). То есть необходимо сделать перерасчет оплаты труда такого работника и за дни временной нетрудоспособности удержать сумму отпускных, выплатив за эти дни пособие по
      временной нетрудоспособности. Поэтому при получении от работника листка нетрудоспособности за период, когда он находился в отпуске, предлагаем одновременно получать от него заявление о продлении ему текущего отпуска или переносе его на более поздний период
    • Неправильное ведение учета бланков строгой отчетности
      Трудовые книжки ведутся на всех работников, которые работают в учреждении свыше 5 дней, и должны храниться как бланки строгой отчетности.
      Отделом кадров (или другим уполномоченным на учет трудовых книжек подразделением) должна вестись Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, в которой должны регистрироваться все трудовые книжки, принятые от работников при устройстве на работу, а также трудовые книжки, выданные работникам, и вкладыши в них с записью серии и номера.
      При этом ответственность за организацию ведения учета, хранения и выдачу трудовых книжек возложена на руководителя учреждения.
      Приведенный случай является классическим примером применения схемы так называемых мертвых душ, когда работники фактически не работают на предприятии, но получают заработную плату или их зарплату получает кто-то другой
    • Завышены выплаты премий работникам
      Проблемные вопросы относительно премирования достаточно часто возникают при проведении ревизий коммунальных предприятий. Прежде всего это вызвано тем, что руководители коммунальных предприятий не настолько ограничены в принятии решений, как, например, руководители бюджетных учреждений, и поэтому они действуют по принципу вседозволенности.
      Согласно Методическим рекомендациям относительно организации материального стимулирования труда работников предприятий и организаций, рекомендованным приказом Минтруда и соцполитики от 29.01.03 г. № 23, премия – это основной вид дополнительного, сверх основной заработной платы, вознаграждения, которое выплачивается работникам по результатам их трудовой деятельности и производства в целом по показателям и условиям оценки этих результатов, определенным предприятием.
      Таким образом, на предприятии премия может выплачиваться только за определенные успехи и достижения или в отдельных случаях, определенных специальными положениями о премировании. В положении указываются показатели и условия премирования, размер премий по каждой категории работников (руководящие работники, специалисты, служащие, рабочие) и утверждаются руководителем предприятия. Желательно, чтобы оно было одобрено органом управления, в которое входит такое предприятие.
      Кстати, законодательство не ограничивает количество видов премий, которые учреждение может выплатить работнику в течение месяца. Однако все они должны быть предусмотрены положением о премировании и достаточно обоснованными. Например: в июне могут быть выплачены две премии: за высокие достижения в мае и ко Дню Конституции
    • Завышена выплата премий руководителю коммунального предприятия
      Нормами ст. 21 КЗоТ определено, что особой формой трудового договора является контракт, в котором срок его действия, права, обязанности и ответственность сторон (в т. ч. материальная), условия материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения договора, в т. ч. досрочного, могут устанавливаться соглашением сторон.
      Независимо от условий действующего на предприятии положения о премировании, если в контракте руководителя предусмотрено обязательное согласование с органом управления условий его оплаты труда и премирования, то он обязан придерживаться данного правила.
      В случае выявления факта, что руководитель, несмотря на условия контракта, без согласования с вышестоящим учреждением самовольно установил себе премию, Госфининспекция классифицирует это как незаконную выплату премии в связи с нарушением действующей процедуры
  2. Нарушения по вопросам учета и использования имущества, осуществления расчетов, ведения бухгалтерского учета
    • Отсутствие контроля за состоянием дебиторской задолженности и сроками ее погашения
      Коммунальное предприятие не осуществляло претензионно-исковой работы относительно должника и списало сумму задолженности на финансовый результат по окончании срока исковой давности
      Фактически в данной ситуации в результате бездеятельности происходит потеря активов коммунальным предприятием, что в конечном результате наносит ему ущерб
    • Непроведение инвентаризации состояния расчетов
      Процедура проведения инвентаризации расчетов и порядок оформления ее результатов выписаны в п. 11.11 Инструкции № 69. При инвентаризации расчетов:
      а) всем дебиторам предприятия-кредиторы должны передать выписки об их задолженности, которые предъявляются инвентаризационной комиссии для подтверждения реальности задолженности.
      Предприятия-дебиторы обязаны в течение 10 дней со дня получения выписок подтвердить задолженность или заявить свои возражения;
      б) на суммы задолженности поставщиков по неотфактурированным поставкам после их проверки
      бухгалтерия должна затребовать от поставщиков расчетно-платежные документы. Поставщики обязаны предоставить покупателям такие документы или сообщить о причинах их непредставления либо об отсутствии такой задолженности;
      в) на счетах учета расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, прочими дебиторами и кредиторами должны оставаться исключительно согласованные суммы.
      В отдельных случаях, когда до конца отчетного периода расхождения не устранены или остались неустановленными, расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своем балансе в суммах, которые следуют из записей в бухгалтерском учете и признаются ею правильными.
      Заинтересованная сторона обязана передать материалы о расхождениях на решение соответствующих органов
  3. Нарушения при предоставлении в аренду коммунального имущества
    • Передача в аренду помещений, фактическая площадь которых превышает определенную в договоре аренды
      В случае неправильного определения (занижения) площади помещения, которое сдается в аренду, размер арендной платы также будет занижен, что приведет к недополучению коммунальным предприятием собственных поступлений.
      Обычно фактическая площадь помещения, которое предоставлено в аренду, ревизорами устанавливается путем проведения контрольных замеров площади или определяется по плану здания по этажам
    • При определении размера арендной платы не применен индекс инфляции
      Пункт 9 ст. 11 Закона от 21.10.10 г. № 2624-VI «Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотведения, которые находятся в коммунальной собственности»
      Арендная плата за пользование объектами тепло-, водоснабжения и водоотведения вносится арендатором в безналичной форме независимо от результатов его хозяйственной деятельности, в размере и в срок, определенные договором аренды.
      Размер арендной платы определяется с учетом стоимости арендованного объекта по результатам его оценки, проведенной в порядке, установленном законодательством об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности. Размер арендной платы подлежит индексации в соответствии с законодательством.
      Статьей 10 Закона № 2269 также предусмотрено, что одним из существенных условий договора является определение арендной платы с учетом ее индексации. Индексация должна проводиться ежемесячно с учетом официально обнародованного индекса инфляции
    • Непроведение контроля за договорами субаренды
      Закон № 2269 не запрещает передавать в субаренду арендованное коммунальное имущество. Поэтому, если субаренда не запрещена самим договором аренды, она является возможной.
      В то же время арендная плата за субаренду этого имущества, которую получает арендатор, не должна превышать арендной платы арендатора (п. 3 ст. 22 Закона № 2269).
      Разница между платой за субаренду и той, которую получает арендатор, должна перечисляться в местный бюджет. Контроль за этим возложен на арендодателей.
      С целью недопущения случаев передачи имущества в субаренду советуем арендодателям осуществлять постоянный контроль использования арендодателем предоставленного ему имущества, а также предусмотреть договором аренды запрещение на передачу коммунального имущества в субаренду
  4. Непроведение индексации стоимости объектов жилищного фонда
    Данный вопрос непосредственно касается коммунальных предприятий, которые осуществляют учет, обслуживание и эксплуатацию жилых домов и других объектов жилищного фонда.
    Согласно Постановлению № 1024 ежегодно индексация балансовой стоимости объектов жилищного фонда должна проводиться с учетом индексов к балансовой стоимости объектов жилищного фонда, которые ежегодно определялись Госстроем, а в настоящее время – Минрегионстроем.
    Например, Индексы к балансовой стоимости объектов жилищного фонда на 01.01.11 г. утверждены приказом Минрегионстроя от 15.12.11 г. № 24
  5. Неправильное ведение бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей
    По результатам инвентаризации обнаружены остатки ценностей, которые в учете не числятся (ни на балансовых счетах, ни на забалансовых).
    Однако работники предприятия дали объяснение, что это их личные вещи
    Чаще всего среди «личных вещей» работников оказываются: микроволновые печи, электрочайники, обогреватели, вентиляторы, иногда даже мебель, телевизоры, компьютерная и оргтехника и т. п.
    Обычно работники приносят на работу и используют личные ценности без какого-либо документального оформления и даже без ведома руководства учреждения. Поэтому они не числятся в учете, обнаруживаются как остатки и оприходуются, как того требует Инструкция № 69.
    В то же время для учета ТМЦ, которые не принадлежат предприятию, однако временно находятся в его распоряжении, Планом счетов предусмотрены забалансовые счета. Поэтому, если работники хотят использовать на рабочих местах собственные вещи, с ними обязательно нужно
    заключить договоры о временном хранении ценностей с правом бесплатного пользования. Такие договоры:
    – во-первых, узаконят нахождение этих ТМЦ в помещении учреждения;
    – во-вторых, дадут предприятию основания отразить их на забалансовом счете;
    – в-третьих, снимут все вопросы в случае проведения инвентаризации;
    – в-четвертых, работник может в любой момент расторгнуть такой договор (при увольнении или по другим причинам) и забрать свои вещи
  6. Непроведение инвентаризации при смене материально ответственных лиц
    При смене материально ответственных лиц проведение инвентаризации обязательно на день приемки-передачи дел (п. 3 Инструкции № 69). Если новое материально ответственное лицо подписывает акт приемки-передачи ценностей без проведения инвентаризации, то оно берет на себя ответственность за возможные недостачи, которые были допущены предыдущим материально ответственным лицом и которые могут быть выявлены позже. Ответственность за организацию инвентаризации возлагается на руководителя предприятия (п. 2 Инструкции № 69).
    За несвоевременное или некачественное проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей ст. 164 КУоАП предусмотрен штраф в размере от 8 до 15 НМДГ.
    Если же руководитель вообще не закрепил материальные ценности за каким-либо материально ответственным лицом, то в случае их недостачи или порчи он несет личную ограниченную материальную ответственность (ст. 133 КЗоТ)
  7. Неправильное определение результатов инвентаризации
    Определение размера ущерба осуществляется путем проведения независимой оценки. В случае если государственный орган или орган местного самоуправления является заказчиком проведения такой оценки, исполнитель оценки избирается на конкурсной основе в порядке, устанавливаемом
    Фондом госимущества (п. 103 Методики № 1891)
Игорь ЗАГЛАДА, директор Департамента аудита Государственной финансовой инспекции Украины
"Баланс" № 13 за 2012

За это сообщение автора налоговик поблагодарили: 2
БулаФФка, minibuh
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5614
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 789 раз.
Поблагодарили: 2511 раз.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Ads, Gb, hela, Kamillfo, lily27, lutishka, Ya