Рекламу показываем только НЕзарегистрированным пользователям. Войдите или зарегистрируйтесь на Бухфоруме
    .

Штрафные санкции ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ НАЛИЧНОСТИ

Путеводитель по разделу. Штрафы, санкции, проверки, админ-, уголовная ответственность, обжалование решений госорганов

Модератор: Ol_ua

UNREAD_POST Oliviyaflor » 29 фев 2012, 17:02

Очень нужна сводная информация о санкциях, применяемых за нарушения в сфере обращения наличных средств , и изменениями в НКУ !!!!! Если можно ссылку на источник информации.Заранее благодарна!
Аватар пользователя
Oliviyaflor
 
Сообщений: 55
Зарегистрирован: 06 фев 2012, 16:23
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

UNREAD_POST vasilisa » 29 фев 2012, 18:00

Скрытый текст: показать
Санкции за нарушения в сфере обращения наличности
Прежде чем перейти непосредственно к анализу особенностей применения предусмотренных Указом № 436/95 штрафов, следует сказать, что, как и любая санкция, они не имеют самостоятельного значения. Необходимость обращения к ним возникает только тогда, когда нарушено определенное правило поведения. Соответственно, если норма, закрепляющая такое правило, перестает действовать, становится мертвым и положение, устанавливающее ответственность за ее нарушение. Для Указа № 436/95 нормативным актом, закрепляющим такие правила поведения, сегодня выступает Положение № 637.
Информацию о санкциях, применяемых за нарушения в сфере обращения наличных средств, приведем в таблице.

Нарушение Штрафная санкция Комментарий
1 2 3
Превышение установленных лимитов остатка наличности в кассе Двукратный размер суммы выявленной сверхлимитной наличности за каждый день Наличные средства не считаются сверхлимитными в день их поступления, если они были сданы в сумме, превышающей установленный лимит кассы, в обслуживающие банки не позднее следующего рабочего дня банка или были выданы для использования предприятием в соответствии с законодательством (без предварительной сдачи их в банк и одновременного получения из кассы банка на определенные нужды) на следующий день на нужды, связанные с деятельностью предприятия.
Не считаются сверхлимитными в день их поступления и те наличные средства, которые поступили в кассы предприятий в выходные и праздничные дни и были сданы в сумме, превышающей установленный лимит кассы, в обслуживающие банки на следующий рабочий день банка и предприятия или были выданы для использования предприятием в соответствии с законодательством (без предварительной сдачи их в банк и одновременного получения из кассы банка на определенные нужды) на следующий рабочий день на нужды, связанные с деятельностью предприятия (см. п. 5.10 Положения № 637).
Порядок расчета сверхлимитных сумм см. на с. 12.
Штраф применяется не за разовое нарушение, которое привело к превышению лимита, а за каждый день нахождения в кассе предприятия сверхлимитной суммы. Исключение составляют случаи превышения 10-тысячного ограничения: сумма превышения прибавляется к сумме наличных средств в кассе для определения, не превышен ли лимит, единоразово
Примечание. Как показывает анализ судебной практики, одной из наиболее частых причин спора в отношении применения штрафа за превышение установленного лимита кассы является отсутствие в расходных кассовых ордерах либо расходных ведомостях подписи получателя наличных средств (см., например, определение ВАСУ от 23.09.2008 г. № К-8407/07). Но при этом следует помнить, что сумма наличных средств по таким расходным документам добавляется к остатку наличности в кассе исключительно в день, в котором оформлены указанные расходные документы, и в последующем не учитывается для расчета сверхлимитных остатков наличности (см. постановление Окружного административного суда г. Киева от 22.01.2009 г. № 4/512).
Неоприходование (неполное или несвоевременное оприходование) в кассах наличности Пятикратный размер неоприходованной суммы Согласно п. 2.6 Положения № 637 вся наличность, поступающая в кассы, должна быть своевременно (в день получения наличных средств) и в полной сумме оприходована путем учета в полной сумме ее фактических поступлений в кассовой книге на основании приходных кассовых ордеров
Примечание. В судебной практике нашла подтверждение позиция, согласно которой данная санкция может применяться не за любое нарушение порядка (правил) оприходования наличности в кассе предприятия, а исключительно в тех случаях, когда такое нарушение привело к неоприходованию (неполному либо несвоевременному оприходованию) наличности в кассе (см. постановление Окружного административного суда г. Киева от 31.01.2008 г. № 10/227). При рассмотрении спора о применении данной санкции Высшим административным судом Украины был сделан вывод, имеющий значение для действия Указа № 436/95 в целом: этот нормативный акт может применяться исключительно к субъектам предпринимательской, а не любой хозяйственной деятельности. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, предоставлению услуг, занятию торговлей с целью получения прибыли (определение ВАСУ от 03.07.2007 г. № К-10529/06).
Расходование наличности из выручки от реализации продукции (работ, услуг) и других кассовых поступлений (кроме средств, полученных из касс учреждений банков) на выплаты, связанные с оплатой труда (за исключением экстренных (неотложных) обстоятельств — социальных выплат гражданам на погребение, помощи при рождении ребенка, одиноким и многодетным матерям, на лечение в случае болезни, компенсаций лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы), при наличии налогового долга В размере осуществленных выплат Данная санкция не применяется. Ее установление изначально было связано с закреплением ограничения на соответствующие выплаты в Порядке ведения кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденном постановлением Правления НБУ от 02.02.95 г. № 21. С принятием Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением НБУ от 19.02.2001 г. № 72, она также не утратила своей актуальности: п. 2.12 указанного Положения предусматривал, что предприятия, имеющие налоговый долг, осуществляют выплаты, связанные с оплатой труда, исключительно за счет средств, полученных в учреждениях банков. Постановление № 637 такой нормы уже не содержит и указывает только, что при наличии у предприятия налогового долга выплаты наличными денежными средствами осуществляются с учетом требований Закона № 2181 (п. 7.32). Закон № 2181 запрета на выплату заработной платы за счет кассовых поступлений не устанавливает, поэтому и санкция
«за расходование наличных средств на выплаты, связанные с оплатой труда» применяться не должна даже при наличии налогового долга. Аналогичный вывод сделан в письмах ГНАУ от 15.06.2006 г. № 6563/6/23-8019, от 13.12.2005 г. № 12374/6/24-1115, письме НБУ от 01.04.2005 г. № 11-113/1077-3214 // «Налоги и бухгалтерский учет». 2006, № 64)
Примечание. Спорным некоторое время оставался вопрос о возможности применения данной санкции к фактам расходования наличности на оплату труда при наличии налогового долга в период, когда Положение № 72 еще действовало, но решение о применении санкции выносится уже после его отмены. Нацбанк в этом споре занимал позицию налоговых органов, согласно которой санкции должны применяться во всех случаях осуществления соответствующих выплат до 15.02.2005 г. — даты вступления в силу Положения № 637 (см. письмо НБУ от 18.12.2006 г. № 11-115/4668-13627). По мнению же судов, данный штраф мог применяться только в период действия Положения № 72 в момент вынесения налоговых органом решения о его применении. Таким образом, все решения налоговых органов о применении указанного штрафа, принятые после 15.02.2005 г., должны быть признаны незаконными (см. определения ВАСУ от 11.12.2007 г. № К-9661/06, от 05.02.2009 г. № К-11339/07). На данный момент этот спор уже утратил актуальность в связи с применением к «наличным» штрафам предусмотренных ст. 250 ХКУ сроков давности (более подробно см. на с. 33).
Превышение установленных сроков использования выданной под отчет наличности, а также выдача наличных средств под отчет без полного отчета за ранее выданные средства 25 % выданных под отчет сумм Выдача наличных под отчет на закупку сельскохозяйственной продукции и заготовку вторсырья, кроме металлолома, разрешается на срок не более 10 рабочих дней со дня такой выдачи, а на все другие производственные (хозяйственные) нужды — на срок не более 2 рабочих дней, включая день получения наличных под отчет (п. 2.11 Положения № 637). В ситуации, когда работник вместе со средствами на командировку получил средства на хознужды (например, на приобретение материалов во время командировки), общий срок возврата неиспользованных средств составляет 3 банковских дня после возвращения из командировки. Это подтверждает и НБУ в письме от 11.05.2004 г. № 11-113/1571-4618
Проведение наличных расчетов без выдачи получателем средств платежного документа (товарного или кассового чека, квитанции к приходному ордеру, другого письменного документа), подтверждающего уплату покупателем наличных средств В размере уплаченных средств Данный штраф применяется к покупателю, в частности к предприятию, в кассе которого при проверке обнаруживаются утвержденные авансовые отчеты подотчетных лиц, согласно которым таким лицам зачтены (выплачены) суммы наличности, не подтвержденные соответствующими расчетными документами (см. письмо ГНАУ от 30.12.2005 г. № 13363/6/23-8019 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 17)
Примечание. Суды распространяют данную норму на отношения между субъектом хозяйствования — продавцом и покупателем, исходя при этом из того, что приведенный в абз. шестом ст. 1 Указа № 436/95 перечень документов не является исчерпывающим. Такими документами могут быть не только товарный либо кассовый чек, квитанция к приходному ордеру, но и другие документы, подтверждающие факт уплаты покупателем наличных средств (определения ВАСУ от 03.07.2007 г. № К-41/07, от 07.02.2008 г. К-34555/06).
Использование полученных в учреждении банка наличных средств не по целевому назначению В размере истраченных наличных средств Данный штраф не применяется к фактам нецелевого использования наличных средств, имевшим место после 15.02.2005 г. Неприменение этого штрафа обосновывается положениями Гражданского кодекса Украины, согласно которому субъекты хозяйствования могут свободно распоряжаться собственными средствами, находящимися на их банковских счетах, и банки не имеют права определять и контролировать направления использования денежных средств клиента (статьи 1066, 1067, 1068, 1074). Кроме того, с принятием Положения № 637 требование о целевом использовании средств, которое раньше устанавливалось Порядком № 21 и впоследствии Положением № 72, было отменено (см. письма НБУ от 13.04.2005 г. № 11-113/1228-3747, от 01.04.2005 г. № 11-113/1077-3214, от 01.03.2005 г. № 11-111/680-1907 и др.). К случаям нецелевого использования наличных средств, имевшим место до 15.02.2005 г., указанные санкции уже не могут быть применены в связи с истечением сроков давности (см. на с. 33)
 
Часто обсуждаемым вопросом в аспекте «наличных» штрафов остается вопрос о правомерности применения к субъектам хозяйствования санкций, установленных на уровне подзаконного акта, а не закона Украины, как этого требует Хозяйственный кодекс Украины. Напомним, согласно ч. 2 ст. 238, ч. 2 ст. 241 ХКУ административно-хозяйственные санкции могут устанавливаться исключительно законами. На наш взгляд, аргумент против применения Указа № 436/95 небезосновательный, однако следует признать, не воспринимаемый ни судами Украины, ни налоговыми органами.

Если это то, что надо, значит помогла.

За это сообщение автора vasilisa поблагодарил:
Oliviyaflor
Аватар пользователя
vasilisa
 
Сообщений: 333
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 13:21
Благодарил (а): 154 раз.
Поблагодарили: 237 раз.

UNREAD_POST налоговик » 27 мар 2012, 08:28

НАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ: ОГРАНИЧЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ НЕСОБЛЮДЕНИЕ
Предприятие осуществляет наличные расчеты с предприятиями, предпринимателями и физическими лицами (продает продукцию, покупает ТМЦ, выплачивает дивиденды и т. д.). Есть ли ограничения по расчетам в наличной форме? Какова ответственность за нарушение таких ограничений?

Ограничение наличных расчетов установлены п. 1 постановления Правления НБУ от 09.02.05 г. № 32 «Об установлении предельной суммы наличного расчета» и п. 2.3 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.04 г. № 637 (далее – Положение № 637). Так, предельная сумма наличного расчета одного предприятия (предпринимателя) с другим предприятием (предпринимателем) в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам составляет 10 тыс. грн. При этом количество предприятий (предпринимателей), с которыми осуществляются расчеты, в течение дня не ограничивается.
Указанное ограничение не распространяется на предприятия (предпринимателей), принимающие наличные средства в кассу (письмо НБУ от 27.04.05 г. № 11-113/1430-4321).
Кроме того, согласно п. 2.3 Положения № 637 применение предельной суммы наличных расчетов не распространяется на расчеты предприятий (предпринимателей) с физическими лицами, бюджетами и государственными целевыми фондами, на добровольные
пожертвования, на выплату благотворительной помощи и на использование средств, выданных на командировку. Также ограничение (10 тыс. грн.) не распространяется на наличные расчеты, проведенные через надлежащим образом зарегистрированный РРО (пп. 2.2.121 письма ГНАУ от 06.07.09 г. № 14083/7/23-7017/572).
Обращаем внимание, что применение предельной суммы наличных расчетов в сумме 10 тыс. грн. распространяется:
• с 21.03.11 г. на расчеты наличными предприятий (предпринимателей) между собой при закупке ими сельскохозяйственной продукции и за потребленную предприятиями (предпринимателями) электроэнергию (в связи со вступлением в силу изменений,
внесенных постановлением Правления НБУ от 22.12.10 г. № 573 в Положение № 637);
• на расчеты наличными между предприятиями в оплату за товары, приобретенные на производственные (хозяйственные) нужды за счет средств, полученных по корпоративным специальным платежным средствам;
• на расчеты, которые производятся через кассы банков, прочих финансовых учреждений, предоставляющих услуги по переводу денег, и предприятий почтовой связи (письмо НБУ от 01.03.05 г. № 11-111/680-1907);
• на расчеты, которые производятся при закупке товаров (услуг) для хозяйственных нужд работником за подотчетные средства и за собственные наличные средства от имени предприятия (письма НБУ от 05.12.07 г. № 11-113/4587-12584 и от 10.08.07 г. № 11-
113/3036-8220).
Таким образом, предприятие может выплачивать физическому лицу (непредпринимателю) и оприходовать наличные средства в кассу в какой-либо сумме без ограничений (в т. ч. за реализованную продукцию). А вот сумма закупки товаров (услуг) за
наличные у другого предприятия (предпринимателя) не может превышать 10 тыс. грн.

Относительно ответственности за нарушение установленного ограничения отметим следующее. Если предприятие выплатит другому предприятию (предпринимателю) наличными более 10 тыс. грн., то сумма превышения одноразово (в день осуществления
такой операции) прибавляется к фактическому остатку наличности в кассе на конец дня (письмо НБУ от 27.04.05 г. № 11-113/1430-4321).
В случае превышения установленного лимита кассы к предприятию будет применена финансовая санкция в двукратном размере сумм выявленной сверхлимитной наличности за каждый день (п. 1 Указа Президента от 12.06.95 г. № 436/95 «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности»). А на руководителя предприятия будет наложен административный штраф в размере от 8 до 15 НМДГ (от 136 до 255 грн.), а за повторное нарушение в течение года – в размере от 10 до 20 НМДГ (от 170 до 340 грн.) (ст. 164-2 Кодекса об административных правонарушениях).
Если установленный лимит кассы не будет превышен, то штрафные санкции не будут применяться и руководитель к административной ответственности не будет привлекаться.
Александр ХИВРЕНКО, главный государственный налоговый ревизор-инспектор отдела контроля за проведением наличных расчетов Управления сопровождения проверок Департамента налогового контроля ГНС Украины
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5693
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 806 раз.
Поблагодарили: 2580 раз.

UNREAD_POST vins » 09 мар 2013, 17:51

Можно ли хранить деньги в сейфе рядом с РРО?

Підприємство здійснює роздрібну торгівлю та використовує при цьому РРО. За службової потреби та в цілях безпеки планується встановити сейф поруч із РРО
та зберігати в ньому частину готівкових коштів до моменту їхньої інкаacaції. Чи не буде це порушенням чинного законодавства?
...
якщо підприємство не має можливостІ зберігати всю суму готівкових коштів у ящику реєстратора, частину готівки можна зберігати в сейфі за умови його знаходження на місці проведення розрахунків. При цьому сума готівкових коштів на місці проведення розрахунків (у ящику РРО та сейфі) має відповІдати сумі
коштів, зазначеній у денному звіті реєстраторів.
З метою уникнення непорозумінь з контролюючими органами бажано обумовити таку ситуацію у внутрішньому наказі по підприємству, в якому слід зазначити, що в сейфі, розміщеному на місці проведення розрахунків, має зберігатися лише виручка від реалізації з використанням РРО.
в. о. начальника управління взаємодії із аасобaми масової інформації та громадськістю ДПІ у Шевченківському районі м. Києва ДПС Ольга 3АСІМОВА
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2891 раз.

UNREAD_POST Kalinda » 02 июл 2013, 19:33

Возник вопрос:предприниматель приобретает сельхозпродукцию у физ.лиц, иногда сумма расчета с гражданином Украины превосходит 10тысяч гривен.Раньше спокойно ссылалась на п"г" п.2.3 главы 2 637 Положения нацбанка,т.е. при приобретении с/х продукции 10тыс ограничение не применялось.Теперь этого пункта нет.Могут ли оштрафовать физлицо предпринимателя за нарушение обращение наличности(т.е. превышение 10тысяч в день?)или все-таки штрафы применяются только при расчетах между предприятиями и предпринимателями,а при расчетах с гражданами Украины-нет?
"Все хотят добра.Не отдавайте его." С.Е.Лец
Аватар пользователя
Kalinda
 
Сообщений: 237
Зарегистрирован: 21 дек 2012, 09:18
Благодарил (а): 153 раз.
Поблагодарили: 66 раз.

UNREAD_POST vins » 02 июл 2013, 19:52

Kalinda писал(а):Возник вопрос:предприниматель приобретает сельхозпродукцию у физ.лиц, иногда сумма расчета с гражданином Украины превосходит 10тысяч гривен.Раньше спокойно ссылалась на п"г" п.2.3 главы 2 637 Положения нацбанка,т.е. при приобретении с/х продукции 10тыс ограничение не применялось.Теперь этого пункта нет.Могут ли оштрафовать физлицо предпринимателя за нарушение обращение наличности(т.е. превышение 10тысяч в день?)или все-таки штрафы применяются только при расчетах между предприятиями и предпринимателями,а при расчетах с гражданами Украины-нет?


Превышение 10000 предела наличных расчетов
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2891 раз.

UNREAD_POST vins » 04 сен 2014, 09:02

ВАСУ напоминает: штрафные санкции за неоприходование применяются с учетом сокращенных, по сравнению с НКУ, сроков давности - 6 месяцев со дня выявления, но не более года со дня нарушения.

ВИЩИЙ АДМІНІСТРАТИВНИЙ СУД УКРАЇНИ
У Х В А Л А
19 серпня 2014 року м. Київ К/800/66842/13


Судами першої та апеляційної інстанцій встановлено, що за результатами проведеної відповідачем позапланової виїзної документальної перевірки своєчасності, достовірності, повноти нарахування та сплати податків, зборів (обов'язкових платежів) позивача за період з 01.07.2010 року по 26.07.2013 року, за підсумками якої складено акт від 27.07.2013 року № 403/26-53-17-01-14/НОМЕР_2 та виявлено порушення п. 2.2 та абз. 1 п. 2.6 Постанови Правління Національного банку України від 15.12.2004 року № 637, яке проявилось у неоприбуткуванні в 3 кварталі 2010 року отриманого в готівковій формі доходу в сумі 12 350,00 грн. в книзі обліку.

На підставі акта перевірки відповідачем прийнято податкове повідомлення-рішення від 09.08.2013 року № 00103671720, яким до позивача застосовано штрафні санкції на суму 61 750,00 грн. (у п'ятикратному розмірі неоприбуткованої суми) на підставі абз. 3 ст. 1 Указу Президента України «Про застосування штрафних санкцій за порушення норм з регулювання обігу готівки» від 12.06.1995 року № 436/95.

Абзацом 3 статті 1 Указу Президента України «Про застосування штрафних санкцій за порушення норм з регулювання обігу готівки» від 12.06.1995 року №436/95 визначено, що у разі порушення юридичними особами всіх форм власності, фізичними особами - громадянами України, іноземними громадянами та особами без громадянства, які є суб'єктами підприємницької діяльності, а також постійними представництвами нерезидентів, через які повністю або частково здійснюється підприємницька діяльність, норм з регулювання обігу готівки у національній валюті, що встановлюються Національним банком України, до них застосовуються фінансові санкції за неоприбуткування (неповне та/або несвоєчасне) оприбуткування у касах готівки - у п'ятикратному розмірі неоприбуткованої суми.

Відповідно до зазначеної норми розроблено Положення про ведення касових операцій у національній валюті в Україні, затверджене постановою Правління Національного банку України від 15.12.2004 року № 637, що зареєстрована в Міністерстві юстиції України 13.01.2005 року за № 40/10320.

Оприбуткуванням готівки згідно з п. 1.2 цього Положення є проведення підприємствами і підприємцями обліку готівки в касі на повну суму її фактичних надходжень у касовій книзі, книзі обліку доходів і витрат, книзі обліку розрахункових операцій.

Пунктами 2.2, 2.6 Положення про ведення касових операцій у національній валюті в Україні, затвердженого постановою Правління Національного банку України від 15.12.2004 року № 637, передбачено, що уся готівка, що надходить до кас, має своєчасно (у день одержання готівкових коштів) та в повній сумі оприбутковуватися. Підприємства (підприємці) здійснюють розрахунки готівкою між собою і з фізичними особами (громадянами України, іноземцями, особами без громадянства, які не здійснюють підприємницької діяльності) через касу як за рахунок готівкової виручки, так і за рахунок коштів, одержаних із банків. Зазначені розрахунки проводяться також шляхом переказу готівки для сплати відповідних платежів. Підприємства (підприємці) здійснюють облік операцій з готівкою у відповідних книгах обліку.

В ході податкової перевірки контролюючим суб'єктом виявлено невідповідність господарської діяльності позивача у ІІІ кварталі 2010 року вищезазначеним правилам ведення оприбуткування готівки, а саме: відсутність у книзі обліку доходів та витрат записів щодо отриманого доходу.

Статтею 250 Господарського кодексу України визначено, що адміністративно-господарські санкції можуть бути застосовані до суб'єкта господарювання протягом шести місяців з дня виявлення порушення, але не пізніш як через один рік з дня порушення цим суб'єктом встановлених законодавчими актами правил здійснення господарської діяльності, крім випадків, передбачених законом. Дія цієї статті не поширюється на штрафні санкції, розмір і порядок стягнення яких визначені Податковим кодексом України та іншими законами, контроль за дотриманням яких покладено на органи доходів і зборів.

Фактичне неоприбуткування отриманого позивачем доходу, на думку податкового органу, відбулося у ІІІ кварталі 2010 року, а спірним податковим повідомленням-рішенням застосовано до останнього санкції в серпні 2013 року, тобто значно пізніше, ніж через один рік з дня порушення.

Оскільки, рішення відповідача про застосування штрафу прийняте після спливу строку, визначеного ст. 250 Господарського кодексу України
, колегія судді вважає, що позовні вимоги підлягають задоволенню.
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2891 раз.


Вернуться в ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Gb, Ya

cron