Рекламу показываем только НЕзарегистрированным пользователям. Войдите или зарегистрируйтесь на Бухфоруме
    .

Аудиторы и финансовый мониторинг

Путеводитель по разделу. Наличка, РРО, труд, лицензирование, подотрасли хозяйственного права (земля, цены, ЦБ, хозобщества...)

Модератор: Ol_ua

UNREAD_POST налоговик » 12 июн 2012, 13:48

АУДИТОРСКАЯ ПАЛАТА УКРАИНЫ

Письмо от 03.01.2012 г. № 2-1


Определение финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу

Согласно Закону Украины от 22.04.93 г. № 3125-ХП «Об аудиторской деятельности» и Уставу Аудиторской палаты Украины, утвержденному решением Аудиторской палаты Украины от 21.06.2007 г. № 180 и согласованному Министерством юстиции Украины (приказ № 529/5 от 20.07.2007), Аудиторская палата Украины является органом, которому государством делегированы полномочия по организационному и методическому обеспечению аудиторской деятельности, принятию стандартов аудита и пр.
В то же время, в соответствии с положениями Закона Украины от 28.11.2002 г. № 249-IV «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» (далее — Закон № 249- IV) государственное регулирование и надзор в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма в отношении аудиторов и аудиторских фирм осуществляется Министерством финансов Украины. Согласно части второй статьи 14 Закона № 249- IV Министерство финансов Украины должно обеспечивать предоставление методологической, методической и другой помощи субъектам первичного финансового мониторинга в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма.
В последнее время в Аудиторскую палату Украины от аудиторов и аудиторских фирм поступают многочисленные обращения по вопросам разъяснения положений законодательства, регулирующего деятельность в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Выражая Вам свое искреннее уважение, надеемся на взаимопонимание и сотрудничество в сфере предоставления методической и другой помощи аудиторам и аудиторским фирмам, как субъектам первичного финансового мониторинга, а также учитывая то, что предоставление разъяснений положений законодательства, регулирующего деятельность в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, находится в компетенции Министерства финансов Украины, обращаемся к Вам с письмом о предоставлении разъяснения по каждому заданному далее вопросу.

1. О сфере применения Закона Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»

В соответствии со статьей 2 Закона № 249- IV «действие настоящего Закона распространяется на граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, а также на юридических лиц, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, обеспечивающие проведение финансовых операций на территории Украины и за ее пределами...».
В Законе № 249- IV дано определение термина «финансовая операция», как любое действие относительно активов, осуществленное с помощью субъекта первичного финансового мониторинга (ст. 1 Закона № 249- IV).
Таким образом, можно ли сделать вывод, что если действия относительно активов осуществлены без помощи субъекта первичного финансового мониторинга, то такие операции не являются финансовыми операциями в понимании ст.1 Закона № 249- IV.

2. О термине «финансовые операции»

Приказом Министерства финансов Украины от 22.03.2011 г. № 392 утверждено Положение об осуществлении финансового мониторинга субъектами первичного финансового мониторинга, государственное регулирование и надзор за деятельностью которых осуществляет Министерство финансов Украины (далее — Положение № 392), которым регулируются вопросы: назначения работника, ответственного за проведение финансового мониторинга; установления правил и разработки программ проведения финансового мониторинга; осуществления идентификации клиентов и изучения их финансовой деятельности; выявления финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу; приостановления финансовых операций; подготовки персонала субъекта по вопросам предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма.
В пункте 5.3 Раздела V Положения № 392 отмечено, что аудиторы, аудиторские фирмы, физические лица — предприниматели, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету, обеспечивают выявление финансовых операций между заказчиком аудиторской или бухгалтерской услуги и его контрагентами и внесение информации в реестр финансовых операций не позднее следующего рабочего дня с даты их выявления, если есть основания считать, что финансовые операции подпадают под признаки, определенные статьей 16 Закона № 249- IV.
Таким образом, в понимании Положения № 392 финансовых операции — это операции между заказчиком аудиторской или бухгалтерской услуги и третьими лицами — контрагентами такого заказчика.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 1.4 Положения № 392 термины в этом Положении употребляются в соответствии с определениями, приведенными в Законе № 249- IV, а согласно ст. 1 Закона № 249- IV финансовая операция — любые действия
относительно активов, осуществленные с помощью субъекта первичного финансового мониторинга, просим предоставить пояснения, относятся ли финансовые операции между заказчиком аудиторской или бухгалтерской услуги и его контрагентами, осуществленные без помощи аудитора (аудиторской фирмы) как субъекта первичного финансового мониторинга, к тем финансовым операциям, определение которых приведено в ст. 1 Закона № 249- IV.

3. О сделках, с участием в подготовке и осуществлении которых Закон № 249- IV связывает исполнение аудиторами и аудиторскими фирмами обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга

В соответствии со статьей 8 Закона № 249- IV исполнение обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга обеспечивается, в частности, аудиторами, аудиторскими фирмами, физическими лицами — предпринимателями, предоставляющими услуги по бухгалтерскому учету, если они участвуют в подготовке и осуществлении сделки по: купле-продаже недвижимости; управлению активами клиента; управлению банковским счетом или счетом в ценных бумагах; привлечению денежных средств для создания юридических лиц, обеспечению их деятельности и управлению ими; созданию юридических лиц, обеспечению их деятельности или управлению ими, а также купле-продаже юридических лиц.
В соответствии с пунктом 6 Порядка постановки на учет субъектов первичного финансового мониторинга, регистрации ими финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу, и представления Государственной службе финансового мониторинга информации об указанных и других финансовых операциях, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 25.08.2010 г. № 747 (далее — Порядок № 747), аудиторы, аудиторские фирмы, физические лица — предприниматели, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету, представляют Госфинмониторингу информацию, необходимую для постановки их на учет не позднее нежели в течение трех рабочих дней с даты установления деловых отношений с клиентом, который намерен совершить одну из сделок, определенных частью первой статьи 8 Закона.
Таким образом, поскольку в соответствии с вышеупомянутой нормой Постановления № 747 постановка на учет аудиторов и аудиторских фирм связана с фактом установления деловых отношений с клиентом, который намерен совершить одну из сделок, определенных частью первой статьи 8 Закона, а постановка на учет — одна из обязанностей аудитора и аудиторской фирмы, как субъекта первичного финансового мониторинга, просим предоставить разъяснение в отношении следующего:
являются ли указанные в статье 8 сделки, с которыми Закон № 249- IV связывает исполнение обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга, сделками, которые намерены совершать заказчики аудиторских услуг с третьими лицами в будущем;
являются ли указанные в статье 8 сделки, с которыми Закон № 249- IV связывает исполнение обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга, любыми сделками (договорами), которые заключаются непосредственно аудиторами или аудиторскими фирмами с заказчиками аудиторских услуг?

4. Об услугах, которые могут предоставлять аудиторы (аудиторские фирмы)

Если ответ на вопрос 3 будет «любые сделки (договоры), заключаемые аудиторами и аудиторскими фирмами с заказчиком аудиторских услуг», просим предоставить разъяснения, какие из услуг, предоставляемых аудиторами (аудиторскими фирмами), относятся к услугам по обеспечению деятельности юридических лиц или управлению ими.
Следует отметить, что в соответствии с Законом Украины «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность включает в себя организационное и методическое обеспечение аудита, практическое выполнение аудиторских проверок (аудит) и предоставление других аудиторских услуг. Перечень услуг, которые могут предоставлять аудиторы (аудиторские фирмы), определяется Аудиторской палатой Украины в соответствии со стандартами аудита.
Аудиторы и аудиторские фирмы обязаны ограничивать свою деятельность предоставлением аудиторских услуг и другими видами работ, которые имеют непосредственное отношение к предоставлению аудиторских услуг, в форме консультаций, проверок или экспертиз (ст.19 Закона «Об аудиторской деятельности»), аудиторам запрещается непосредственно заниматься другими видами предпринимательской деятельности (ст.4 Закона «Об аудиторской деятельности»), аудиторская фирма осуществляет исключительно аудиторскую деятельность (ст.5 Закона «Об аудиторской деятельности»).
Решением Аудиторской палаты Украины от 22.12.2011 г. № 244/14 утвержден Перечень услуг, которые могут предоставлять аудиторы (аудиторские фирмы) в новой редакции.
В связи с вышеупомянутым и в целях надлежащего исполнения аудиторами и аудиторскими фирмами обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга, просим предоставить официальное разъяснение относительно того, какие услуги по утвержденному решением Аудиторской палаты Украины от 22.12.2011 г. № 244/14 Перечню услуг, которые могут предоставлять аудиторы (аудиторские фирмы), являются предоставляемыми по сделкам, обеспечивающим деятельность юридических лиц и управление ими.

5. Об осуществлении внутреннего финансового мониторинга аудиторами (аудиторскими фирмами) при предоставлении услуг по исторической финансовой информации

Если ответ на вопрос 4 будет «все услуги, перечень которых утвержден решением Аудиторской палаты Украины от 22.12.2011 г. № 244/14», просим предоставить разъяснение, как услуги, предоставляемые аудиторами (аудиторскими фирмами), в частности, по договорам по аудиту финансовой отчетности и/ или другой исторической финансовой информации, относятся к тем услугам, с которыми Порядок № 747 связывает обязанность аудиторов и аудиторских фирм представлять в Госфинмониторинг информацию, необходимую для постановки их на учет, а именно не позднее нежели в течение трех рабочих дней с даты установления деловых отношений с клиентом, который намерен совершить одну из сделок, определенных частью первой статьи 8 Закона.
Данное разъяснение просим предоставить с учетом того, что при заключении аудиторами или аудиторскими фирмами договоров по аудиту финансовой отчетности и/или другой исторической финансовой информации устанавливаются деловые отношения с клиентом, но не с тем, который намерен совершить одну из сделок, определенных частью первой статьи 8 Закона (что предусмотрено абзацем пятым пункта 6 Порядка № 747), а с тем заказчиком аудиторских услуг, который уже совершил ряд сделок в прошлых периодах и отразил соответствующие хозяйственные операции в финансовом учете и отчетности.
Отметим, что Аудиторская палата Украины понимает важность соблюдения аудиторами (аудиторскими фирмами) требований действующего законодательства в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Одним из путей для достижения указанной цели является предоставление методологической, методической и другой помощи субъектам первичного финансового мониторинга.
Выражая Вам свое искреннее уважение, надеемся на взаимопонимание и сотрудничество в сфере предоставления методической и другой помощи аудиторам и аудиторским фирмам, как субъектам первичного финансового мониторинга.

С уважением, Председатель Аудиторской палаты Украины
И.НЕСТЕРЕНКО

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

Письмо от 30.01.2012 г. № 31-08010-14-27/1941

Аудиторы как субъекты первичного финансового мониторинга

Министерство финансов Украины (далее — Минфин) рассмотрело письмо Аудиторской палаты Украины о предоставлении разъяснений применения отдельных положений Закона Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» (далее — Закон) и нормативно-правовых актов по вопросам финансового мониторинга и сообщает.
Во исполнение требований Закона Минфином разработано и утверждено приказом от 21.03.2011 г. № 384 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 5 апреля 2011 года под № 454/19192) Положение об организации обучения и повышения квалификации работников, ответственных за проведение финансового мониторинга субъектов первичного финансового мониторинга, государственное регулирование и надзор за деятельностью которых осуществляет Минфин.
<> В соответствии с указанным Положением овладеть курсом обучения, сдать экзамен и получить документ об обучении и повышении квалификации ответственные работники могут в Государственном учебно-научном учреждении «Академия финансового управления», отнесенном к сфере управления Минфина.
На официальном веб-сайте Минфина действует информационный блок «Финансовый мониторинг», где размещена правовая база, разъяснения субъектам первичного финансового мониторинга, рекомендации по выявлению схем отмывания денежных средств, методические рекомендации по минимизации рисков быть использованным в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Продолжает работу Интернет-форум, в котором ежедневно отслеживаются вопросы об осуществлении финансового мониторинга и предоставляются ответы на них.
В соответствии с Указом Президента Украины от 08.04.2011 г. № 446/2011 к полномочиям Минфина не относится разъяснение норм Закона.
При этом обращаем внимание на то, что согласно подпункту «г» пункта 8 части второй статьи 5 Закона субъектами первичного финансового мониторинга являются специально определенные субъекты первичного финансового мониторинга: аудиторы, аудиторские фирмы, физические лица — предприниматели, предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету, в случаях, предусмотренных статьями 6 и 8 Закона.
Согласно части первой статьи 8 Закона исполнение обязанностей субъекта первичного финансового мониторинга обеспечивается аудиторами, аудиторскими фирмами, физическими лицами — предпринимателями, предоставляющими услуги по бухгалтерскому учету, если они принимают участие в подготовке и осуществлении сделки относительно:
купли-продажи недвижимости:
управления активами клиента;
управления банковским счетом или счетом в ценных бумагах;
привлечения денежных средств для создания юридических лиц, обеспечения их деятельности и управления ими;
создания юридических лиц, обеспечения их деятельности или управления ими, а также купли-продажи юридических лиц.
В то же время информируем, что абзац одиннадцатый пункта 5.3 Положения об осуществлении финансового мониторинга субъектами первичного финансового мониторинга, государственное регулирование и надзор за деятельностью которых осуществляет Минфин, утвержденного приказом Минфина от 22.03.2011 г. № 392, следует понимать так, что если аудиторы, аудиторские фирмы проводят аудит у заказчика аудиторской I услуги и находят финансовую операцию, подпадающую под признаки, определенные статьей 16 Закона, то они должны выявить и зарегистрировать такую финансовую операцию в реестре финансовых операций, который подлежит финансовому мониторингу.
Услуги, которые могут предоставлять аудиторы, аудиторские фирмы, перечень которых утвержден решением Аудиторской палаты Украины от 22.12.2012 г. № 244/14, могут подпадать под определение сделки, осуществляемой аудиторами, аудиторскими фирмами по обеспечению деятельности юридических лиц и управлению ими в понятии части первой статьи 8 Закона, в зависимости от того, присутствуют ли в данных сделках признаки или риски финансового мониторинга, определенные в статье 16 Закона.
Аудиторская фирма, как субъект первичного финансового мониторинга, разрабатывает программу и правила проведения финансового мониторинга, являющиеся внутренним документом, который определяет механизм реализации финансового мониторинга и направлен на недопущение использования субъекта первичного финансового мониторинга и его обособленных подразделений в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Правила и Программа разрабатываются с учетом требований законодательства в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и международных стандартов в этой сфере и охватывают специфику проведения финансового мониторинга по всем направлениям деятельности субъекта первичного финансового мониторинга.
Аудиторы, аудиторские фирмы при предоставлении услуг по аудиту могут выявлять финансовые операции, подлежащие финансовому мониторингу, осуществленные в прошлом, то в таком случае выявление и регистрация таких операций происходит в настоящем времени и в разделе IV формы 2-ФМ «Реестр финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу» указывается дополнительная информация о финансовой операции (когда и при каких обстоятельствах была выявлена финансовая операция, подлежащая финансовому мониторингу и пр.).

Первый заместитель Министра А МЯРКОВСКИЙ

Комментарий Бухгалтерии №24(11 июня 2012 года)

Опубликованный запрос Аудиторской палаты Украины и ответ Минфина затрагивают одну глобальную проблему законодательства о легализации доходов, полученных преступным путем: до какой степени те или иные субъекты предпринимательской деятельности (являясь по закону субъектами финансового мониторинга) обязаны контролировать операции своих клиентов, к которым они не имеют никакого отношения? К сожалению, украинское антилегализационное законодательство пестрит абсурдными нормами, которые иначе как принуждением ко всеобщему стукачеству-1 и назвать-то нельзя. Еще можно как-то понять и обосновать необходимость фиксирования рисковых операций тех клиентов, которые планируют их провести (или провели) при непосредственном участии субъекта финмониторинга (и подтверждением тому являются заключенные договоры, подписанные сторонами). Но подзаконные акты зачастую «дописывают» то, что в законах прямо не сказано, и требуют включать описание операции в финмониторинговую отчетность только на том основании, что она, в принципе, была когда-то клиентом проведена, и субъект финмониторинга получил доступ к соответствующей документации клиента в целях проведения аудита.
Согласно пп.«г» п.2 ст.5 Закона № 249 - 2 аудиторы и аудиторские фирмы являются субъектами первичного финмониторинга «в случаях, предусмотренных статьями 6 и 8 настоящего Закона». Статья 8 Закона № 249 требует от аудиторов исполнения обязанностей субъекта финмониторинга, если они непосредственно принимают участие в подготовке и проведении ряда операций клиента, купля-продажа недвижимости, управление активами клиента, управление банковским счетом или счетом в ценных бумагах, создание юридических лиц и привлечение денежных средств для такого создания. А нормы п.7 ст.8 Закона № 249 позволяют аудиторам не уведомлять уполномоченный орган о подозрительных операциях клиента, которые являются предметом профессиональной тайны. Тем не менее в Положении № 392 - 3 появился п.5.3, в котором прямо указано, что аудиторы обязаны выявлять сомнительные, с точки зрения легализации, операции между своими клиентами - заказчиками аудиторской услуги и третьими лицами, «если есть основания считать, что финансовые операции подпадают под признаки, определенные статьей 16 Закона». Поэтому, к сожалению, Аудиторская палата просто не могла получить иного ответа от Минфина. Хотя из самого Закона № 249 необходимость финмониторинга в случаях, описанных в запросе, не следует.
Татьяна ДЕРКАЧ, редактор
1 Деркач Т. Эпидемия всеобщего стукачества, или Финансовый мониторинг по-новому //Бухгалтерия. — 2010. — № 32. — С.64—66 (прим. ред.).
2Закон Украины от 28.11.2002 г. № 249-1У «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» (в редакции Закона от 18.05.2010 г. № 2258-У1) (прим. ред.).
3 Положение об осуществлении финансового мониторинга субъектами первичного финансового мониторинга, государственное регулирование и надзор за деятельностью которых осуществляет Министерство финансов Украины, утвержденное приказом МФУот 22.03.2011 г. № 392 (прим. ред.).

За это сообщение автора налоговик поблагодарил:
Apolinaria
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5698
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 806 раз.
Поблагодарили: 2592 раз.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в РАЗНОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Ads, Gb, Ya