Рекламу показываем только НЕзарегистрированным пользователям. Войдите или зарегистрируйтесь на Бухфоруме
    .

Мораторий на продажу сельхозземель

Путеводитель по разделу. Наличка, РРО, труд, лицензирование, подотрасли хозяйственного права (земля, цены, ЦБ, хозобщества...)

Модератор: Ol_ua

UNREAD_POST Vetal' » 20 дек 2011, 18:09

Верховна Рада України ухвалила Закон "Про внесення змін до розділу Х "Перехідні положення" Земельного кодексу України щодо заборони на відчуження та зміну цільового призначення земель сільськогосподарського призначення"

Законом внесено зміни до пунктів 14 та 15 розділу Х Земельного кодексу України з метою продовження до 1 січня 2013 року дії мораторію на купівлю-продаж або іншим способом відчуження земельних ділянок сільськогосподарського призначення та зміну їх цільового призначення.
Відповідний законопроект зареєстровано за №9586.

http://portal.rada.gov.ua/rada/control/ ... t_id=37486

За это сообщение автора Vetal' поблагодарил:
vins
Vetal'
 
Сообщений: 2852
Зарегистрирован: 27 янв 2011, 11:57
Благодарил (а): 440 раз.
Поблагодарили: 1151 раз.

UNREAD_POST Печкин » 20 дек 2011, 19:30

А многие (или некоторые - не знаю точно :) ) ждали и надеялись.
живу на Бухфоруме
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2882 раз.

UNREAD_POST Vetal' » 30 дек 2011, 12:02

Текст Закона уже есть на сайте ВРУ

http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/ ... eg=4174-17

За это сообщение автора Vetal' поблагодарил:
vins
Vetal'
 
Сообщений: 2852
Зарегистрирован: 27 янв 2011, 11:57
Благодарил (а): 440 раз.
Поблагодарили: 1151 раз.

UNREAD_POST nikki » 17 июл 2012, 12:07

Открыт путь к продаже земель с/х назначения, - юрист

21 июня 2012 года Верховной Радой Украины во втором чтении был принят Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно разграничения земель государственной и коммунальной собственности», согласно которому в ст.122 Земельного кодекса внесены изменения, предусматривающие создание Государственного земельного банка, в уставной капитал которого Кабинет Министров должен передать земельные участки из земель госсобственности.

И хотя данный Закон еще не подписан Президентом Украины, да и вступит в силу лишь 1 января 2013 года, Кабмин постановлением № 609 от 2 июля 2012 года уже создал публичное акционерное общество «Государственный земельный банк».

Если учесть, что мораторий на куплю-продажу с/х земель действует лишь до 1 января 2013 года, то создание Государственного земельного банка, а также внесенные изменения в законодательные акты Украины относительно разграничения земель государственной и коммунальной собственности, фактически открывают путь к продаже земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно вышеуказанному постановлению, ПАО «Государственный земельный банк» наделяется уставным капиталом 120 млн гривен, сто процентов которого принадлежит государству. Для формирования уставного капитала Государственного земельного банка решено осуществить размещение и выпуск 120 млн простых именных акций номинальной стоимостью 1 гривна каждая. Министерству аграрной политики поручено в течение месяца разработать проект Устава банка и подать его на утверждение Кабинету Министров, а также осуществить для формирования уставного капитала оплату акций за счет средств, предусмотренных в Госбюджете Украины на 2012 год.

Сама по себе идея создания Государственного земельного банка в Украине не нова. Еще 9 декабря 2011 года Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект № 9001-Д «О рынке земель», в котором предусмотрено, что государственный земельный банк - это специализированный ипотечный государственный банк, сто процентов уставного капитала которого принадлежат государству, который не подлежит приватизации, создается по решению Кабинета Министров Украины и имеет право на осуществление деятельности на рынке земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с требованиями Законов «О рынке земель» и «О банках и банковской деятельности».

Согласно данному законопроекту, Государственный земельный банк осуществляет продажу земельных участков государственной или коммунальной собственности или право аренды на них. Ему так же принадлежит право залогодержателя и право покупки (продажи) земель сельскохозяйственного назначения для ведения товарного с/х производства. Банк не подлежит приватизации и продаже в процессе производства дела о банкротстве, на него не может быть обращено взыскание по решению суда и наложен арест.

Также к полномочиям Государственного земельного банка, в соответствии с законопроектом о рынке земель, относятся:

- кредитование согласно требованиям законодательства сельскохозяйственных товаропроизводителей под залог земельных участков, другой недвижимости и имущества;

- кредитование граждан под залог недвижимости для развития личного сельского хозяйства;

- контроль за целевым использованием предоставленных кредитов;

- покупка, продажа, передача в аренду земельных участков, право собственности на которые перешло к нему в соответствии с законом;

- участие в реализации государственных целевых программ, направленных на поддержку и развитие агропромышленного комплекса;

- другая банковская деятельность в соответствии с законодательством.

С одной стороны, такие финансовые учреждения, как государственный земельный банк, существуют во многих государствах, в том числе и странах ЕС. С другой стороны, в сложившейся ситуации следует учитывать нормы действующего украинского законодательства, которое на сегодняшний момент далеко от идеального.

Согласно со ст. ст. 13, 14 Конституции Украины, земля является основным национальным богатством, которое находится под особой охраной государства. Право собственности на землю гарантируется. Это право приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством - исключительно в соответствии с законом. От имени украинского народа права владельца осуществляют органы госвласти и местного самоуправления. Государственный земельный банк не является органом государственной или местной власти, поэтому наделение его такими широкими полномочиями, указанными выше, является прямым нарушением Конституции Украины. Таким образом, если мораторий на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности не будет продлен, Государственный земельный банк будет наделен фактически неограниченными полномочиями в данной сфере.

Ранее наличие моратория объяснялось тем, что на законодательном уровне государство не способно обеспечить существование рынка земель сельскохозяйственного назначения. Но с 1 января 2013 года вступают в силу изменения в Закон о государственном земельном кадастре, 9 декабря 2011 года, как уже упоминалось, за основу принят законопроект о рынке земель, а 5 июля 2012 года во втором чтении - Закон о внесении изменений в Земельный кодекс относительно порядка проведения земельных торгов в форме аукциона. Фактически, Верховная Рада Украины в ускоренные сроки пытается устранить все препятствия, чтобы не допустить дальнейшее продление моратория.

Конечно же, вечно продлевать мораторий нельзя. Но пока в Украине не существует полноценного рынка земли, и создавать мифическое учреждение с неограниченными полномочиями, которое в ближайшие года два уж точно не сможет функционировать, - не самый лучший выход из ситуации.

Надежда Рыбальченко, юрисконсульт Национальной правовой палаты

За это сообщение автора nikki поблагодарил:
vins
nikki
 
Сообщений: 1116
Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 11:27
Благодарил (а): 116 раз.
Поблагодарили: 375 раз.

UNREAD_POST vins » 18 июл 2012, 15:51

Дополню ссылкой на закон, которым продлевался мораторий до конца этого года.

И в продолжение истории.
Наткнулся на образец заявления ... в Европейский суд по правам человека. Суть жалобы - в наличии в законодательстве Украины моратория на продажу сельхозземли. Идея такая: государство нарушает права "щонайменше 6,9 млн. громадян", а именно право собственности, поскольку путем введения моратория не дает ею свободно распоряжаться.
Сделаю небольшое отступление: обратиться в ЕвроСуд можно только после так называемого исчерпания национальных механизмов защиты (по сути речь идет о прохождении всех национальных судебных инстанций; и вот если в них защиту своего права лицо не получает, оно может обратиться в ЕвроСуд). Правило не бессмысленное: считается, что защита прав и свобод - обязанность государства, для выполнения которой оно создает судебную систему + обслуживающие цели достижения правосудия органы. ЕвроСуд и другие международные инстанции созданы для того, чтобы человек (или юрлицо) могли пожаловаться на государство, если оно со своей обязанностью по защите прав и свобод не справляется.
Поэтому просто взять и подать жалобу сразу в ЕвроСуд нельзя (как в анекдоте прямо получается: "я буду жаловаться на вас в ООН").

Но приведу выдержку из предлагаемого образца жалобы.

... Наразі моє право власності на земельні ділянки позбавлене для мене економічного змісту внаслідок того, що держава Україна зберігає чинними обмеження, встановлені п.15 розділу Х «Перехідні положення» Земельного кодексу України.
Відчужити земельні ділянки я не можу, обробляти їх самостійно – також в силу того, що [вказати причину - проживаю в іншому населеному пункті, маю похилий вік, є інвалідом, маю інший рід занять тощо]. Існування мораторію на відчуження земельних ділянок сільськогосподарського призначення призвело також до того, що здати в оренду земельні ділянки сільськогосподарського призначення за суму, що була б співставною із ставками банківських депозитів, неможливо. Так, за офіційними даними Державного комітету України із земельних ресурсів, за більшістю укладених у 2010 році договорів оренди земельних часток розмір орендної плати складає від 1,5% до 3,0% вартості земельної ділянки , у той час як середня ставка за депозитами фізичних осіб, наприклад, у жовтні 2010 року в Україні, за даними Національного банку України, становила 15,2 % .
Таким чином, обмеження мого права за своїми наслідками межує із повним позбавленням цього права.
...
Збереження чинності положень п. 15 розділу Х «Перехідні положення» Земельного кодексу України є втручанням у здійснення мною права мирного володіння майном.

Хоча втручання у здійснення мого права власності передбачено законодавчим актом (п.15 розд.Х ЗКУ), таке втручання не є втручанням на підставі закону в розумінні § 2 ст.1 як «правового закону», оскільки через повну невизначеність часових рамок втручання закон (ЗКУ) не є передбачуваним у застосуванні.

Втручання здійснюється не в «загальних інтересах», оскільки існування мораторію лише шкодить економіці країни, а отже – і суспільству в цілому, про що неодноразово зазначалося у публікаціях експертів-економістів та юристів . Зокрема, через відсутність повноцінного ринку земель щорічно не використовується понад 2 млн.га орних земель .
Ну і зрозуміло, що втручання жодною мірою не пов’язано із стягненням «податків, зборів та штрафів».

Втручання також є явно непропорційним, оскільки, незважаючи на те, що я несу цілком реальні економічні збитки (які можна вирахувати, порівнявши різницю між звичайними банківськими ставками за депозитами, та ставками орендної плати за земельні ділянки сільськогосподарського призначення, які відрізняються приблизно в 7 разів), не супроводжується будь-яким відшкодуванням.

Таким чином, вважаю, що державою було порушено статтю 1 Протоколу 1 Конвенції про захист прав людини і основоположних свобод, у зв’язку з чим, відповідно до статті 41 Конвенції про захист прав людини і основоположних свобод прошу визнати факт порушення державою мого права.


При цьому вважаю за необхідне навести додаткову аргументацію щодо прийнятності моєї заяви.
1. Насамперед, я є потерпілим внаслідок того, що держава не спромоглася зняти мораторій на відчуження і зміну цільового призначення (використання) належної мені земельної ділянки. Це випливає із того, що бездіяльність в питанні зняття мораторію сталася у час, коли земельна ділянка належала мені на праві власності, і безпосередньо зачіпає моє право власності. Внаслідок існування мораторію я зазнав цілком реальних матеріальних збитків, обумовлених неможливістю продати мою власність за справедливою ціною; неможливість відчуження земельної ділянки істотно зменшила також суму, яку я міг би отримати в разі здачі земельної ділянки в оренду.

2. Вважаю, що відсутні будь-які ефективні національні засоби захисту в розумінні ст.35 Конвенції, які я повинен був би вичерпати перед зверненням до Суду (див. нижче розділ IV).
...
Порушення, описане у моїй заяві, зачіпає величезні верстви населення: під дію мораторію підпадає щонайменше 6,9 млн. громадян, які отримали свого часу право на земельну частку (пай) . Запроваджений 2002 року тимчасовий мораторій (первісно він був встановлений до 01.01.2005 року) за час, що минув, не лише не був знятий, його дія неодноразово подовжувалася, і на даний час продовжена фактично на невизначений строк, тому сподіватися, що держава добровільно виправить ситуацію, підстав немає. Враховуючи сказане, прошу розглянути мою заяву першочергово.


Честно говоря, не обратил бы внимания особого (пишут всего много и в самых разных местах). Но публикация "со статусом" - автор доктор юридичних наук, заступник декана з міжнародних зв’язків, професор, завідувач кафедри земельного та аграрного права юридичного факультету Київського національного університету імені Тараса Шевченка, партнер Адвокатської контори "****" Мірошниченко А.М.
В связи с этим вызывает удивление:
  • что документ изложен, скажем, не совсем юридическим языком (обороты "величезні верстви населення", "ну і зрозуміло" и т.п. явно не вписываются в нормы юридической речи)... но не это главное
  • почему д.ю.н., адвокат не захотел пойти по пути, который позволил бы исчерпать национальные средства защиты: распорядиться своей собственностью, дождаться, когда поступит реакция государства (а она должна была бы поступить) в виде признания сделки недействительной; обжаловать это решение, дойти до Верховного Суда Украины в этой процедуре (для убедительности можно было бы еще и обратиться к суду - на любом этапе рассмотрения - с предложением подать в КСУ обращение на предмет конституционности моратория)?
Не сделав это, д.ю.н., профессор, адвокат Мирошниченко А.Н. изначально обрекает свою жалобу (и жалобы всех, кто последует его призыву) на отказ в рассмотрении со стороны ЕвроСуда. Ну и демонстрирует тот факт, что не до конца понимает принципы функционирования правовой системы.
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2891 раз.

UNREAD_POST Печкин » 18 июл 2012, 16:02

Насколько я помню, ему уже Европейский суд отказывал по этому же поводу :)
живу на Бухфоруме
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2882 раз.

UNREAD_POST Печкин » 03 окт 2012, 11:09

Проект Закону про внесення змін до пунктів 14 і 15 розділу X "Перехідні положення" Земельного кодексу України щодо терміну на продаж земельних ділянок не принят (о продлении моратория на год).
живу на Бухфоруме
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2882 раз.

UNREAD_POST Kloshar » 20 ноя 2012, 18:12

Сегодня, 20 ноября, Верховная Рада в очередной раз продлила мораторий на продажу сельхоз землей до 1 января 2016 года.

http://korrespondent.net/business/reale ... -2016-goda
Kloshar
 
Сообщений: 683
Зарегистрирован: 12 мар 2011, 16:17
Благодарил (а): 92 раз.
Поблагодарили: 158 раз.

UNREAD_POST Печкин » 20 ноя 2012, 18:17

Похоже со второго раза.
Днем смотрел - у них не получилось.
А сейчас, приняли.

Закон про внесення змін до Земельного кодексу України (щодо обігу земель сільськогосподарського призначення)
11315
живу на Бухфоруме

За это сообщение автора Печкин поблагодарил:
Kloshar
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2882 раз.

UNREAD_POST VOA » 19 окт 2013, 18:55

Аукцион невиданной щедрости. 8-)
Госземагентство дозволило відмовлятися від землі на користь держави


На випадки добровільної відмови власника від права власності на земельну ділянку на користь держави або територіальної громади не поширюється заборона на відчуження земельних ділянок до 1 січня 2016 року

Законодательством разграничены понятия «добровольный отказ собственника от права на земельный участок» и «отчуждение земельного участка по решению собственника» как основания прекращения права на земельный участок. Об этом напомнило Госземагентство в письме от 22 августа 2013 года № 15203/17/4-13.

Разъяснено, что ст. 140 Земельного кодекса определены основания прекращения права собственности на земельный участок, а именно:

а) добровольный отказ собственника от права на земельный участок;

б) смерть собственника земельного участка при отсутствии наследника;

в) отчуждение земельного участка по решению собственника;

г) обращение взыскания на земельный участок по требованию кредитора;

г) отчуждение земельного участка по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд;

д) конфискация по решению суда;

е) неотчуждение земельного участка иностранными лицами и лицами без гражданства в установленный срок в случаях, определенных настоящим ЗК.

Согласно ст. 142 ЗК прекращение права собственности на земельный участок в случае добровольного отказа собственника земли в пользу государства или территориальной общины осуществляется по его заявлению в соответствующий орган.

Подпунктом «б» пункта 15 раздела X «Переходные положения» ЗК установлено, что до 1 января 2016 года не допускается купля-продажа или иным способом отчуждение земельных участков и изменение целевого назначения (использования) земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства, земельных участков, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) для ведения личного крестьянского хозяйства, а также земельных долей (паев), кроме передачи их в наследство, обмена земельного участка на другой земельный участок согласно закону и изъятия (выкупа) земельных участков для общественных потребностей, а также кроме изменения целевого назначения (использования) земельных участков с целью их предоставления инвесторам-участникам соглашений о разделе продукции для осуществления деятельности по таким сделкам.

Таким образом, Госземагентство считает возможным реализацию права граждан и юрлиц на добровольный отказ от права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством.

http://jurliga.ligazakon.ua/news/2013/10/11/99392.htm
http://stopfake.org/ Бывают такие решения, после принятия которых тараканы в голове аплодируют стоя.
Аватар пользователя
VOA
 
Сообщений: 5149
Зарегистрирован: 07 сен 2012, 21:37
Благодарил (а): 1790 раз.
Поблагодарили: 1999 раз.

UNREAD_POST vins » 30 окт 2015, 11:48

vins писал(а):Честно говоря, не обратил бы внимания особого (пишут всего много и в самых разных местах). Но публикация "со статусом" - автор доктор юридичних наук, заступник декана з міжнародних зв’язків, професор, завідувач кафедри земельного та аграрного права юридичного факультету Київського національного університету імені Тараса Шевченка, партнер Адвокатської контори "****" Мірошниченко А.М.
В связи с этим вызывает удивление:
  • что документ изложен, скажем, не совсем юридическим языком (обороты "величезні верстви населення", "ну і зрозуміло" и т.п. явно не вписываются в нормы юридической речи)... но не это главное
  • почему д.ю.н., адвокат не захотел пойти по пути, который позволил бы исчерпать национальные средства защиты: распорядиться своей собственностью, дождаться, когда поступит реакция государства (а она должна была бы поступить) в виде признания сделки недействительной; обжаловать это решение, дойти до Верховного Суда Украины в этой процедуре (для убедительности можно было бы еще и обратиться к суду - на любом этапе рассмотрения - с предложением подать в КСУ обращение на предмет конституционности моратория)?
Не сделав это, д.ю.н., профессор, адвокат Мирошниченко А.Н. изначально обрекает свою жалобу (и жалобы всех, кто последует его призыву) на отказ в рассмотрении со стороны ЕвроСуда. Ну и демонстрирует тот факт, что не до конца понимает принципы функционирования правовой системы.


Так оно и произошло. Но доктор Мирошниченко не согласен с Евросудом :)

Мною спільно з відомим адвокатом Д.В. Січкарем було підготовлено відповідну заяву до Європейського суду з прав людини, яка, на жаль, восени минулого року була визнана судом неприйнятною. Втім, я переконаний, що це рішення Суду було помилковим.

Мірошниченко А.М.
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2891 раз.

UNREAD_POST налоговик » 12 ноя 2015, 12:36

Принято

ЗАКОН УКРАЇНИ

Про внесення змін до розділу Х «Перехідні положення» Земельного кодексу України щодо продовження заборони відчуження сільськогосподарських земель

Верховна Рада України п о с т а н о в л я є:

І. У пунктах 14 та 15 розділу Х «Перехідні положення» Земельного кодексу України (Відомості Верховної Ради України, 2002 р., № 3-4, ст. 27) цифру «2016» замінити цифрою «2017».
ІІ. Прикінцеві положення
1. Цей Закон набирає чинності з дня, наступного за днем його опублікування.
2. Кабінету Міністрів України до 1 березня 2016 року розробити і внести на розгляд Верховної Ради України проект Закону України про обіг земель сільськогосподарського призначення.

Голова Верховної Ради
України

За это сообщение автора налоговик поблагодарил:
vikakool
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5688
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 803 раз.
Поблагодарили: 2577 раз.

UNREAD_POST налоговик » 07 дек 2015, 17:15

Сегодня закон Президент ветировал, а потом все-таки подписал.
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5688
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 803 раз.
Поблагодарили: 2577 раз.

UNREAD_POST налоговик » 05 апр 2017, 13:24

очередной меморандум с МВФ

Земельна реформа. Для сприяння реалізації потенціалу зростання в Україні
залишається важливою лібералізація ринку землі, в тому числі продаж земель
сільськогосподарського призначення.З цією метою ми створили робочу групу за
участі відповідних міністерств, які, у співпраці зі Світовим банком, розроблять
законопроект для того, щоб відкрити ринок землі та дозволити продаж землі за
належних запобіжних заходів. Затвердження Верховною Радою закону про обіг
земель сільськогосподарського призначення очікується до кінця травня 2017 р.

(зміна і новий граничний термін для виконання структурного маяка, який
залишається з кінця вересня 2016 року), що дозволить діючому мораторію на
продаж земель сільськогосподарського призначення втратити силу з кінця 2017
року, таким чином, дозволяючи продаж землі, що знаходиться в державній та
приватний власності, відразу ж після цього. Ми також запустимо кампанію з
інформування громадськості аби роз’яснити переваги цієї реформи.
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5688
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 803 раз.
Поблагодарили: 2577 раз.


  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в РАЗНОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Al, Al Shurshun, Gb, Ya