Рекламу показываем только НЕзарегистрированным пользователям. Войдите или зарегистрируйтесь на Бухфоруме
    .

Директор и предприятие

Путеводитель по разделу. Наличка, РРО, труд, лицензирование, подотрасли хозяйственного права (земля, цены, ЦБ, хозобщества...)

Модератор: Ol_ua

UNREAD_POST налоговик » 02 июн 2013, 23:06

Директор и предприятие: нюансы взаимоотношений

Взаимоотношения директора и предприятия уже рассматривались в «Бухгалтере» № 37, 38 и 39'2008. Однако тема оказалась настолько интересной, что с тех пор практически каждый семинар не проходит мимо проблемы «директор — предприятие».
Целью настоящей статьи являются обобщение всех опубликованных материалов на данную тему, а также освещение новых вопросов, которые могут пролить свет на «директорскую» тему.

1. Может ли предприятие работать без директора

Данная проблема рассматривалась в «Бухгалтере» № 37'2008 на с. 44-45. Анализируя нормы Хозяйственного и Гражданского кодексов, мы пришли к выводу, что наем (назначение, избрание) руководителя предприятия является правом, а не обязанностью собственника (собственников) предприятия.
Так, ч. 3 ст. 65 ХК (см. «Бухгалтер» № 29'2006, с. 22т) гласит:
«Для руководства хозяйственной деятельностью предприятия собственник (собственники) или уполномоченный им орган назначает (избирает)руководителя предприятия».
Означает ли это, что назначение (избрание) руководителя обязательно? Формулировка ч. 3 ст. 65 ХК наталкивает на мысль, что скорее всего да.
Тем не менее наш законодатель сохранил возможность и для отрицательного ответа. Так, в ч. 4 той же статьи говорится следующее:
«В случае найма руководителя предприятия с ним заключается договор (контракт) <...>».
Получается, что не исключен вариант, при котором руководитель может быть не нанят, и такое на практике случается.
И все же, на наш взгляд, «бездиректорский» вариант существования предприятия более приемлем для тех субъектов хозяйствования, которые хозяйственную деятельность не осуществляют. Поскольку в таком случае можно говорить об отсутствии хоздеятельности, в силу ч. 3 ст. 65 ХК отсутствует и необходимость назначения (избрания) руководителя.
Следует также отметить, что для ряда предприятий необходимость назначения руководителя может вытекать из специальных норм законодательства.
Например, ст. 145 ГК(1) устанавливает, что в ООО создается исполнительный орган (коллегиальный или единоличный), который осуществляет текущее руководство деятельностью ООО.
(1) Статью 145 и упомянутые ниже статьи 9 и 605 ГК — см. в «Бухгалтере» № 1-2'2004 на с. 23т-24т, 4т и 89т соответственно.
Статья 62 Закона «О хозяйственных обществах» (см. «Бухгалтер» № 33'2007, с. 26) именует единоличный орган управления директором, а коллегиальный — дирекцией, которую возглавляет генеральный директор. Правда, в этом случае нанять директора тоже может не получиться.
Кроме того, при отсутствии руководителя могут возникнуть проблемы при госрегистрации предприятия, регистрации в органах ГНС, представлении отчетности, открытии счетов в банках и т. д.
Допустим, собственник (учредитель) все-таки руководителя не назначает и сам руководит предприятием. В таком случае можно полагать, что фактически он сам будет исполнять функции директора. Иногда нас спрашивают, можно ли в подобной ситуации не начислять ему заработную плату.
Практически на этот вопрос ответило Минсоцполитики в письме от 07.02.2012 г. № 113/13/84-12 (см. «Бухгалтер» № 14'2012, с. 27) указав, что
«форма участия собственника в управлении предприятием в случае, если собственник осуществляет управление предприятием без заключения трудового договора (в том числе на период времени, когда предприятие не осуществляет хозяйственную деятельность), и способ вознаграждения собственнику за такую деятельность могут быть определены в учредительных документах».
В редакционном комментарии к данному письму отмечалось, что ответ либеральный, то есть собственнику (учредителю), фактически исполняющему обязанности директора, можно не начислять зарплату(2). Главное — зафиксировать в учредительных документах тот факт, что таким образом собственник без вознаграждения осуществляет непосредственное управление предприятием.
(2) О проблеме неначисления зарплаты директору — далее.
Кстати, ответ мог быть и хуже: например, Министерство могло усмотреть в таком руководстве заключение трудового договора путем фактического допуска учредителя к директорской работе (ч. 4 ст. 24 КЗоТ3)).
(3) Статью 24 и упомянутые ниже статьи 21 и 26 КЗоТ — см. в «Бухгалтере» № 7'2008 на с. 3т-4т.


2. Может ли директор отказаться от получения зарплаты

Данный вопрос рассматривался в «Бухгалтере» № 4'2009 на с. 48-49. По нашему мнению, работник не может отказаться от зарплаты — несмотря на финансовый кризис, бушующий в Европе, в Украине и на родном предприятии.
Согласно актуальной ст. 21 КЗоТ(1) условие о выплате заработной платы является существенным (имманентным) признаком трудового договора. Обязательность данного условия вытекает из сути отношений, и по-другому урегулировать их, оставаясь в рамках трудового права, нельзя. Отсутствие этого условия превращает такие отношения во что угодно, только не в трудовые — возникающие на основании трудового договора.
(1) Согласно ст. 21 КЗоТ трудовым договором является «соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом либо физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную данным соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган либо физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон».
Так что директор, как, впрочем, и любой другой работник, не может некоторое время исполнять свои трудовые обязанности на общественных началах.
Аналогичного подхода при разрешении данного вопроса придерживаются и суды.
Так, в определении ВСУ от 09.04.2008 г. (рег. № 1868147(2))суд признал противоречащими требованиям законодательства решения общего собрания участников общества об исполнении всеми должностными лицами общества своих обязанностей бесплатно на общественных началах.
(2) Регистрационный номер судебного решения в Едином государственном реестре судебных решений на сайте \у\уп\ геуе$1г. соит1. дог. иа.
В частности, суд указал на нарушение ст. 43 Конституции Украины, статей 9, 94, 95, ч. 4 ст. 97 КЗоТ (см. «Бухгалтер» № 35'2008, с. 9т-10т), статей 1, 3, 7, 8, 22 Закона «Об оплате труда» (см. там же, с. 3т-4т и 6т), в соответствии с которыми условия оплаты труда, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными, а право на заработную плату не ниже определенного законом размера является государственной гарантией.
Изложенное выше не означает, что в рассматриваемой ситуации нельзя воспользоваться другими, легальными, способами сокращения расходов на оплату труда (см., например, «Бухгалтер» № 45'2008, с. 44-47, № 46'2008, с. 48-50, № 47'2008, с. 44-47).
К слову, в «Бухгалтере» № 4'2009 на с. 48-49 предлагался вполне легитимный вариант невыплаты зарплаты работнику — прощение долга по зарплате. Хотя трудовое законодательство на этот счет нам ничего не говорит, мы, тем не менее, полагаем, что подобное прощение вполне правомерно, хотя и невыгодно с налоговой точки зрения.
Итак, у предприятия существует обязательство по выплате некой суммы заработной платы, а у работника — право на получение указанной суммы. Работник имеет право распорядиться причитающимися ему деньгами по собственному усмотрению .(3)
(3) Подобное право гарантируется ст. 25 Закона «Об оплате труда» (см. «Бухгалтер» № 35'2008, с. 7т), которая, в частности, запрещает каким-либо способом ограничивать работника в свободном распоряжении своей заработной платой, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Считаем, что в данной ситуации можно руководствоваться ч. 1 ст. 605 ГК:
«Обязательство прекращается в результате освобождения (прощения долга) кредитором должника от его обязанностей, если это не нарушает прав третьих лиц в отношении имущества кредитора».
Кстати, применение норм ГК к трудовым отношениям возможно в рамках так называемой межотраслевой аналогии. Она является допустимой исходя из ч. 1 ст. 9 ГК.
Правда, нужно иметь в виду, что прощение долга не освобождает работодателя от необходимости произвести расчеты по НДФЛ и ЕСВ, поскольку ни бюджет, ни Минисдохис с ПФУ по обязательствам, возникающим в связи с начислением заработной платы, прощения не давали. А сроки уплаты налогов и взносов, как известно, увязываются не только с выплатой, но и с начислением заработка. Кроме того, подобное прощение вполне тянет на внереализационный доход и налог на прибыль.

3. Может ли директор быть единственным работником предприятия и, в частности, вести бухучет

Ситуация, когда на предприятии нет ни одного работника, кроме директора, вполне возможна, и она не противоречит законодательству.
В «Бухгалтере» № 37'2008 на с. 46 мы обращали внимание на то, что директор — фигура уникальная, и отличие правового положения директора от правового положения других работников предприятия заключается в том, что директор — един в двух лицах.
С одной стороны, он как особое должностное лицо управляет предприятием, представляя интересы собственника, подотчетен ему, выполняет функции работодателя по отношению к работникам предприятия, принимает решения, обязательные для последних.
С другой стороны, директор является наемным работником предприятия: между ним и предприятием возникают обычные трудовые отношения. Поэтому в данном аспекте он является лицом управляемым.
В «Бухгалтере» № 48'2004 на с. 36-37 мы разбирались с вопросом, как правильно директору, являющемуся единственным работником предприятия, приказывать самому себе проводить уценки,списания ТМЦ и т. п
Ничего противозаконного в этом нет, и, издав приказ на проведение переоценки (списания) ТМЦ, директор выступает в качестве единоличного органа управления, а исполняет приказ уже какработник.(1)
(1) Если по какой-либо причине для предприятия является важным создание именно комиссии, например для проведения уценки, никто не запрещает на договорных началах включить в ее состав специалистов с других предприятий.
Если на предприятии отсутствуют другие работники, то руководитель имеет право единолично подписывать кассовые документы (см. письмо НбУ от 14.02.2012 г. № 11-117/708-1645 % «Бухгалтере» № 14'2012 на с. 28). При наличии же на предприятии должностей главного бухгалтера и кассира такого (единоличного) права у руководителя нет.
Нас часто спрашивают, может ли директор вести бухгалтерский учет, а также о том, кто и как подписывает налоговую отчетность в этом случае.
Следует отметить, что возможность ведения бухучета непосредственно директором прямо предусмотрена ч. 4 ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (см. «Бухгалтер» № 1-2'2013, с. 4т):
«Для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно избирает формы его организации:
<... >
самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия. Данная форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна обнародоваться, и в бюджетных
учреждениях».
Обращаем внимание на то, что если бухгалтерский учет ведет директор, то этот вариант не предполагает наличия бухгалтера.
Минфин в письме от 28.03.2013 г. № 31-08410-07/23-1343/1310 (см. «Бухгалтер» № 15'2013, с. 28) разъяснил, что если на предприятии есть бухгалтер, то ведение и составление финотчетности непосредственно руководителем невозможно.
В редакционном комментарии к этому письму отмечалось, что если руководитель намерен вести бухучет, то не нужно брать бухгалтера в штат на должность бухгалтера. В Классификаторе профессий есть масса других вполне подходящих должностей для лица, фактически выполняющего бухгалтерские функции.
Порядок подписания налоговой отчетности от имени предприятия прописан в п/п. 48.5.1 НКУ, в соответствии с которым налоговая декларация должна быть подписана «руководителем плательщика налогов или уполномоченным лицом, а также лицом, отвечающим за ведение бухгалтерского учета и представление налоговой декларации в орган государственной налоговой службы. В случае ведения бухгалтерского учета и представления налоговой декларации непосредственно руководителем плательщика налога такая налоговая декларация подписывается таким руководителем».
Кстати, для случая, когда директор и бухгалтер — одно лицо, с 01.072012 г. появилась возможность удостоверять налоговую отчетность одной подписью руководителя (в связи с изменениями, внесенными в НКУ Законом № 4834-У1 —см. «Бухгалтер» № 25'2012, с. 9).' До этого декларацию следовало подписывать дважды — в качестве руководителя и в качестве «лица, отвечающего за ведение бухгалтерского учета».

4. Трудовые отношения с директором: контракт возможен

Для оформления трудовых отношений с директором может применяться либо традиционный трудовой договор, либо трудовой контракт.
Напомним, что в соответствии с ч. 3 ст. 21 КЗоТ контракт является особой формой трудового договора, в котором срок его действия, права, обязанности и ответственность сторон, в том числе материальная, условия материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения договора, в том числе досрочного, могут устанавливаться соглашением сторон.
КЗоТ устанавливает, что сфера применения контракта определяется законами Украины. Для ситуации с руководителем законом, разрешающим контрактную форму трудового договора, является ч. 4 ст. 65 ХК, предусматривающая следующее:
«В случае найма руководителя предприятия с ним заключается договор (контракт) <...>».
Минюст в письме от 08.02.2012 г. № 10-0-3-12/8.1 (см. «Бухгалтер» № 10'2012, с. 32-33), проанализировав нормы ГК, ХК и Закона «О хозяйственных обществах», пришел к выводу, что лица, избранные (назначенные) в органы управления юридического лица, являются должностными лицами и в случае их найма с ними заключается договор (контракт).
Аналогичной позиции в этом вопросе придерживается и Госкомпредпринимательства — в письме от 15.04.2011 г. № 3559.
При заключении контракта с руководителем можно воспользоваться Методическими рекомендациями о правовом обеспечении контрактной формы трудового договора и сферы его применения, доведенными письмом Минюста от 28.03.2000 г. № 32-8/473 (далее — Методрекомендации по контракту).
(1) Извлечение из Методрекомендаций по контракту — см. в «Бухгатере» № 7'2008 на с. 19т-23т.
Из Методрекомендаций по контракту вытекает, что последний заключается в целях максимального
использования индивидуальных особенностей работника, создания дополнительных стимулов к
высокопроизводительному труду, учета интересов производства и повышения взаимной ответственности сторон.
Авторы Научно-практического комментария к законодательству Украины о труде обращают внимание на то, что в соответствии со ст. 24 КЗоТ контракт может быть заключен только в письменной форме, то есть
контракт не может быть оформлен только путем издания приказа о приеме на работу. Для заключения
контракта необходимо, чтобы стороны подписали документ именно с таким заголовком.(2)
(2) См. Ротань В. Г., Зуб I. В., Сошн О. С. Науково-практичний коментар до законодавства Украни про працю / Вцщ. ред. В. Г. Ротань. — 12-е вид., перероб. 1 доп. — Х.: Фактор, 2010. — С. 122.
Специалисты по труду считают, что особенностью контракта является то, что в нем может определяться срок его действия. При этом контракт не обязательно должен заключаться на определенный срок. Право его сторон — определять или не определять в нем конкретный срок трудового договора.(3)
(3) См. там же, с. 122.
Положение о порядке заключения контрактов при приеме (найме) на работу работников утверждено Постановлением КМУ от 19.03.94 г. № 170, а приказом Минтруда от 15.04.94 г. № 23 утверждена типовая форма контракта с работником. Согласно этой типовой форме контракт может предусматривать и дополнительные основания прекращения и расторжения контракта, не предусмотренные действующим законодательством. В то же время п. 5 указанного Положения гласит, что «условия контракта, ухудшающие положение работника по сравнению с действующим законодательством, соглашениями и коллективным договором, считаются недействительными».
А можно ли принимать на работу директора предприятия с испытательным сроком?
Да, никаких ограничений по установлению испытательного срока в зависимости от должности в законодательстве нет .(4)
(4) Напомним, запрет на установление при приеме на работу испытательного срока предусмотрен ст. 26 КЗоТ для определенной категории лиц, например для лиц, не достигших 18 лет, молодых рабочих и специалистов по окончании ПТУ и вузов, а также инвалидов.
Более того, в Методрекомендациях по контракту (см. раздел «Содержание трудового контракта») -
говорится следующее:
«Трудовой контракт может содержать и дополнительные условия, наличие которых не обязательно для него, конкретизирующие обязанности сторон (например, соглашение об испытании с целью проверки соответствия работника выполняемой работе <...>)».

5. Оплата труда руководителя

Размер выплат, как известно, не может быть меньше предусмотренного действующим законодательством, соглашениями и коллективным договором и зависит от выполнения условий контракта.
Возникает вопрос: а какую максимальную зарплату можно выплатить директору, чтобы ее сумму бухгалтер без опасений мог включить в затраты предприятия?
Нормативные документы не содержат никаких ограничений относительно размеров зарплатных выплат, кроме выплат работникам бюджетных учреждений. Поэтому желательно руководствоваться возможностями предприятия и здравым смыслом.(5)
(5) Согласитесь, что фантастически высокая оплата труда руководителя на убыточном предприятии, где работники поголовно получают минимальную зарплату (варианты: пребывают в отпуске за свой счет из-за отсутствия работы, переводятся на неполное рабочее времЯ и т. п.), вЫглядит вызывающе.
Напомним, что ст. 142 НКУ устанавливает особенности определения состава расходов на оплату труда.
Согласно п. 142.1 НКУ в состав затрат плательщика налога относятся расходы на оплату труда физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с таким плательщиком, включающие расходы на выплату основной и дополнительной зарплаты и других видов поощрений и выплат исходя из тарифных ставок, в виде премий, поощрений, возмещений стоимости товаров, работ, услуг, а также любые другие выплаты в денежной или натуральной форме, установленные по договоренности сторон(6)
(6) ГНСУ согласна с этим — см. ее письмо от 07.02.2012 г. № 2330/6/15-1215 в «Бухгалтере» № 14'2012 на с. 19.
Если же стоит задача поддержать директора материально, то лучше осуществить это с помощью видов материального стимулирования: премий, надбавок, доплат и т. п.

Алла Погребняк
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5609
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 788 раз.
Поблагодарили: 2508 раз.

UNREAD_POST zheltenkova » 28 сен 2013, 16:50

Большое спасибо за вашу статью.
Аватар пользователя
zheltenkova
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 28 сен 2013, 16:40
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

UNREAD_POST lala555 » 22 дек 2015, 11:52

добрый день, на ооо есть 2 учредителя, одни из них стал директором, кто подписывает контракт с ним?
lala555
 
Сообщений: 408
Зарегистрирован: 03 июн 2013, 14:34
Благодарил (а): 220 раз.
Поблагодарили: 12 раз.


Вернуться в РАЗНОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Ads, Gb, Ya