Рекламу показываем только НЕзарегистрированным пользователям. Войдите или зарегистрируйтесь на Бухфоруме
    .

Резидент/не резидент

Путеводитель по разделу. Наличка, РРО, труд, лицензирование, подотрасли хозяйственного права (земля, цены, ЦБ, хозобщества...)

Модератор: Ol_ua

UNREAD_POST налоговик » 29 ноя 2013, 19:07

Для чего украинца считать нерезидентом?

Александр ЕФИМОВ, доцент кафедры гражданского и трудового права Киевского национального экономического университета им.В.Гетьмана, к.ю.н.

В последнее время в Украине законотворчество осуществляется в сугубо политических целях. И если политические решения влияют на налоговое законодательство, то вполне логично, что налогоплательщики интересуются, какими будут последствия такого законотворческого процесса. Ярким примером таких политических решений с экономическими последствиями является дополнение части второй пп.170.11.1 ст.170 НКУ следующим предложением: «В случае если лицо имеет право на постоянное проживание на территории иностранной страны, оно считается не проживающим в Украине»(1). Эта норма станет легитимной с 1 января следующего года, а значит, разбираться с тем, как она будет действовать, нужно уже сейчас.

Кто такой плательщик НДФЛ в отношении иностранных доходов?

В соответствии с п.162.1 ст.162 НКУ плательщиками налога на доходы физических лиц являются:

– физическое лицо — резидент, получающее доходы как из источника их происхождения в Украине, так и иностранные доходы;

– физическое лицо — нерезидент, получающее доходы из источника их происхождения в Украине;

– налоговый агент.

Понятное дело, что поскольку в пп.170.11.1 ст.170 НКУ речь идет о налогообложении, во-первых, получаемых, а во-вторых, иностранных доходов, то таких плательщиков, как физические лица — нерезиденты и налоговые агенты, этот подпункт не касается. На физических лиц — нерезидентов его норма не распространяется потому, что они являются плательщиками при условии, если получают доходы с источником их происхождения из Украины, то есть неиностранные доходы. А вот налоговых агентов он не касается, так как налоговым агентом по НДФЛ в соответствии с пп.14.1.180 ст.14 НКУ является не тот, кто получает, а тот, кто выплачивает физическому лицу доход. Следует сразу же отметить, что иностранный источник выплат доходов украинским плательщикам НДФЛ вообще в НКУ не рассматривается ни в качестве потенциального плательщика этого налога, ни в качестве налогового агента по нему.

Итак, ввиду вышеизложенного можно сделать вывод, что плательщиком НДФЛ, о котором идет речь в пп.170.11.1 ст.170 НКУ, может быть только «физическое лицо — резидент, получающее доходы как из источника их происхождения в Украине, так и иностранные доходы». В этом случае имеются в виду лишь иностранные доходы, но ключевым для понимания остается все же понятие «физическое лицо — резидент».

Кто является физическим лицом — резидентом?

В соответствии с пп.14.1.213 ст.14 НКУ физическим лицом — резидентом признается «физическое лицо, имеющее место жительства в Украине». Собственного определения понятия «место жительства» НКУ не содержит. Он позаимствовал этот термин у ГКУ. В соответствии со ст.29 ГКУ «местом жительства физического лица является жилой дом, квартира, иное помещение, пригодное для проживания в нем (общежитие, гостиница и т.п.), в соответствующем населенном пункте, в котором физическое лицо проживает постоянно, преимущественно или временно». Согласно же части шестой этой статьи «физическое лицо может иметь несколько мест жительства».

В соответствии со ст.6 Закона о месте жительства(2) «гражданин Украины, а также иностранец или лицо без гражданства, постоянно или временно проживающие в Украине, обязаны в течение десяти дней после прибытия в новое место жительства зарегистрировать место жительства». При этом в соответствии со ст.3 этого же Закона регистрация — это «внесение информации в Единый государственный демографический реестр о месте жительства или месте пребывания лица с указанием адреса, по которому с лицом может вестись официальная переписка или вручение официальной корреспонденции», а место жительства — это «административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком более шести месяцев в году».

Таким образом, исходя из вышеприведенного можно утверждать, что любое физическое лицо, которое зарегистрировало постоянное или временное место своего жительства в Украине, считается имеющим место жительства в Украине. Следовательно, такое лицо по общему правилу, установленному НКУ, считается резидентом, а значит, оно является плательщиком НДФЛ.

Следует отметить, что не всех лиц, имеющих место жительства в Украине, НКУ считает резидентами, то есть из данного правила есть исключения.

Лицо, которое «имеет место жительства также в иностранном государстве». Такое лицо НКУ признает резидентом (не приравнивает к резидентам, а именно признает), «если такое лицо имеет место постоянногожительства в Украине». Если и в Украине, и в иностранном государстве такое лицо имеет место постоянного жительства, то приоритет получают «более тесные личные или экономические связи (центр жизненных интересов) в Украине». Такой центр жизненных интересов лица может определяться по месту постоянного жительства членов его семьи или его регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности.

Если невозможно определить также и центр жизненных интересов, или если физическое лицо не имеет места постоянного жительства ни в одном из государств, то НКУ считает его резидентом (опять-таки считает, а не приравнивает), если такое лицо находится в Украине не менее 183 дней (включая день приезда и отъезда) в течение периода или периодов налогового года. То есть определение понятия «места жительства», по сути, дублируется из ст.3 Закона о месте жительства.

Гражданство. Если по приведенным в исключении 1 признакам невозможно определить резидентство физического лица, то приоритет получает гражданство Украины. Гражданин Украины в этом случае является резидентом. При этом если физическое лицо имеет при этом двойное (тройное и т.д.) гражданство, то для целей НКУ оно является резидентом, то есть плательщиком НДФЛ. При этом такой плательщик не имеет права на зачет налогов, уплаченных за границей, предусмотренного этим Кодексом или нормами международных соглашений Украины.

Применение норм международного права для определения статуса физического лица, если предыдущие не дали возможности определить резидентский статус.

Самостоятельное определение физическим лицом своего основного места жительства, то есть статуса резидента, и, как следствие, плательщика НДФЛ. В соответствии с п.70.5 ст.70 НКУ «физическое лицо — налогоплательщик независимо от возраста (как резидент, так и нерезидент), для которого ранее не формировалась учетная карточка налогоплательщика и которое не включено в Государственный реестр, обязано лично либо через законного представителя или уполномоченное лицо представить в соответствующий контролирующий орган учетную карточку физического лица — налогоплательщика, являющуюся одновременно заявлением для регистрации в Государственном реестре, и предъявить документ, удостоверяющий личность». При этом в указанную учетную карточку в соответствии с п.70.2. этой же статьи НКУ должна быть внесена информация о «месте жительства, а для иностранных граждан — также гражданство». Кроме того, обязанность налогоплательщика — физического лица определять свой налоговый адрес закреплена в п.45.1 ст.45 НКУ, в соответствии с которым «налоговым адресом налогоплательщика — физического лица признается место его жительства, по которому оно ставится на учет в качестве налогоплательщика в контролирующем органе».

Кроме самостоятельного определения основного места жительства на территории Украины достаточным с точки зрения НКУ основанием для определения лица резидентом является также его регистрация в качестве самозанятого лица. При такой регистрации физическое лицо также указывает свой налоговый адрес, то есть место жительства в Украине.

Право на постоянное проживание или факт проживания?

Все вышеприведенные правила не имели бы смысла, если бы дополнение пп.170.11.1 ст.170 НКУ было общим, то есть касалось всех физических лиц и всех доходов. Но оно касается только лиц,имеющих право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Иначе говоря, не сам факт проживания имел бы значение для признания лица резидентом, а равно и плательщиком НДФЛ, а только право на такое проживание.

К примеру, физическое лицо является гражданином Украины, имеет украинский национальный и заграничный паспорта, и в то же время у него есть и право на постоянное проживание в Германии. В таком случае оно уже не считается резидентом Украины, а значит, и плательщиком НДФЛ.

Или, например, физическое лицо, которое зарегистрировалось в качестве самозанятого лица, подало соответствующее заявление с указанием в нем своего места постоянного жительства на территории Украины, фактически проживает в Украине 365 дней в году, не является резидентом только потому, что оно имеет право (хотя и не обязательно им пользуется) проживать в другом государстве.

Как-то нелогично, и самое главное — нефискально. Вряд ли Миндоходов будет именно так воспринимать. Ведь все те, кто имеет право проживать за пределами Украины, автоматически выбывают из круга плательщиков НДФЛ в отношении иностранных доходов.

Логическим является утверждение о том, что физическое лицо считается не проживающим в Украи¬не, а значит, не является резидентом и не обязано уплачивать НДФЛ только с дивидендов. Ведь в абзаце втором пп.170.11.1 ст.170НКУ содержится специальное правило налогообложения иностранных доходов, а именно в виде дивидендов. На другие доходы это правило не распространяется. Более того, оно не касается налогообложения других иностранных доходов, полученных в ином виде, нежели дивиденды, а также не касается и доходов, полученных из источника их происхождения в Украине.

Так вот, учитывая то, кто именно голосовал за это дополнение НКУ и кто подписывал данный Закон, можно сделать вывод о том, кому именно освобождение от обложения НДФЛ дивидендов, полученных за границей, и только лишь их, выгодно.


(1)Изменения предусмотрены Законом Украины от 24.10.2013 г. № 657-VII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в части учета и регистрации налогоплательщиков и совершенствования некоторых положений» (прим. ред.).
(2)Закон Украины от 11.12.2003 г. № 1382-IV «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине» (прим. ред.).

Опубликовано в Бухгалтерии N48 (1087) от 2 ДЕКАБРЯ 2013 года
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5698
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 806 раз.
Поблагодарили: 2594 раз.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в РАЗНОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Ads, Gb, MR, Ya

cron