Рекламу показываем только НЕзарегистрированным пользователям. Войдите или зарегистрируйтесь на Бухфоруме
    .

Аренда земли сельхозназначения

Путеводитель по разделу. Наличка, РРО, труд, лицензирование, подотрасли хозяйственного права (земля, цены, ЦБ, хозобщества...)

Модератор: Ol_ua

UNREAD_POST налоговик » 06 апр 2015, 09:35

Минимальный срок аренды земли

То о чем так долго говорили и спорили спокойненько появилось в подписанном законе.

5. У Земельному кодексі України (Відомості Верховної Ради України, 2002 р., № 3-4, ст. 27):

2) текст статті 33 викласти в такій редакції:

"1. Земельні ділянки, призначені для ведення особистого селянського господарства, можуть передаватися громадянами у користування юридичним особам України і використовуватися ними для ведення товарного сільськогосподарського виробництва, фермерського господарства без зміни цільового призначення цих земельних ділянок";

3) у статті 93:

частину четверту викласти в такій редакції:

"4. Строк оренди земельної ділянки не може перевищувати 50 років";

доповнити частиною десятою такого змісту:

"10. Строк оренди земельних ділянок сільськогосподарського призначення для ведення товарного сільськогосподарського виробництва, фермерського господарства, особистого селянського господарства не може бути меншим як 7 років";


Прояснить ситуацию относительно плюсов и недостатков нового законодательного предложения мы попросили специалиста по аграрной политике Проекта USAID «АгроИнвест» (Министерство сельского хозяйства США) Александра МУЛЯРА.

- Выиграют ли от этого нововведения землесобственники?

- Безусловно, от него проиграют мелкие землесобственники-арендодатели, они еще больше потеряют контроль над использованием своей собственности. Вот лишь некоторые аргументы. Проектом USAID «АгроИнвест» с целью определения наиболее важных аспектов заключения и исполнения договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения было проанализировано репрезентативную выборку 700 договоров аренды, заключенных в 14 областях и 70 районах Украины.

Одной из задач исследования было определить, как изменяется средний уровень арендной платы с увеличением срока договора аренды. Результаты исследования показали, что при аренде земли частной собственности уровень арендной платы от срока договора аренды не зависит. Уровень арендной платы фактически является одинаковым для краткосрочных (1-5 лет), среднесрочных (5-10 лет) и долгосрочных (более 10 лет) договоров аренды. Иными словами, можно утверждать, что законодательное установление минимального срока договоров аренды не принесет землесобственникам никакого позитива.

Мы проанализировали также зависимость между уровнем арендной платы и временем заключения договора аренды. Результаты исследования продемонстрировали прямую зависимость: чем позже заключен договор, тем более высокой является арендная плата за землю. Очевидно, главные причины этого – растущий спрос на землю и конкуренция среди арендаторов, а также инфляция. Эти результаты подтверждают, что для землесобственников рискованно заключать долгосрочные арендные договора без четкого механизма пересмотра уровня арендной платы.

Таким образом, упомянутый законопроект фактически дополнительно ограничивает право распоряжаться своей собственностью. Прямым следствием этого станет уменьшение выгод миллионов землесобственников. Также следует отметить, что это приведет к ограничению гарантированных Конституцией прав и свобод граждан.

Чтобы защитить права и интересы мелких землевладельцев, целесообразно отказаться от идеи установления в законодательстве обязательного минимального срока аренды земли.

- Получается, введение минимального срока аренды земли выгодно лишь арендаторам?

- Преимуществами долгосрочной аренды являются стабильность в землепользовании арендаторами, что содействует лучшему планированию и привлечению инвестиций, возможности применять многопольный севооборот. Также отпадает потребность в частой государственной регистрации прав на землю, с которой до сих пор существует немало проблем.

Эти преимущества касаются производителей. Но устойчивое развитие сельского хозяйства, среди прочего, предусматривает справедливость и учет интересов всех сторон. Никто же нынче не мешает договариваться о среднесрочной или долгосрочной аренде земли и, таким образом, получать указанные преимущества, уважая и учитывая интересы мелких землесобственников – второй стороны арендных правоотношений. Ведь доля договоров аренды, заключенных на срок до 5 лет, постоянно уменьшается в любом случае. Не следует законодательно упрощать арендные отношения, если это не на пользу одной из сторон.

Следует учесть также следующий момент. Долгосрочная аренда земли делает этот механизм менее гибким как для арендаторов, так и для арендодателей. А это, в свою очередь, уменьшает ценность земли и отрицательно влияет на инновационную способность тех, кто обрабатывает землю, снижает конкуренцию на рынке земли.

Правительство постоянно акцентирует на важности поддержки развития малых и средних сельскохозяйственных производителей, готовятся соответствующие правительственные программные документы. Такая поддержка, очевидно, посодействует определенному расширению землепользования этих категорий производителей, в том числе, за счет использования сельскохозяйственных земель частной собственности. Поэтому возникает вопрос: стоит ли консервировать сложившуюся на сегодня структуру землепользования? А такая консервация неизбежна, если будет законодательно закреплен минимальный семилетний срок аренды.

Приведу еще один аргумент. Бывает, что и производителю некстати арендовать землю с минимальным сроком в 7 лет. Случаются ситуации, когда расширить землепользование необходимо, например, лишь на два года. Или же может возникнуть необходимость передачи земли в аренду или субаренду на короткий срок. Кстати, значительная нехватка оборотных средств в этом году у многих производителей может привести к принятию ими подобных решений. Как потом урегулировать ситуации? Выход, конечно, найдется, например, в использовании неофициальной аренды. Законодательное установление минимального срока аренды, безусловно, посодействует расширению теневого рынка аренды земли.


Также в законе об аренде земли появилась норма:

"Стаття 22. Форма орендної плати

Орендна плата справляється у грошовій формі.

За згодою сторін розрахунки щодо орендної плати за землю можуть здійснюватися у натуральній формі. Розрахунок у натуральній формі має відповідати грошовому еквіваленту вартості товарів за ринковими цінами на дату внесення орендної плати.

Розрахунки щодо орендної плати за земельні ділянки, що перебувають у державній і комунальній власності, здійснюються виключно у грошовій формі".
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5685
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 802 раз.
Поблагодарили: 2571 раз.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в РАЗНОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Ads, Gb, Ya