Рекламу показываем только НЕзарегистрированным пользователям. Войдите или зарегистрируйтесь на Бухфоруме
    .

Оформление бухгалтера

"Горящие" вопросы задаем здесь!
Правила форума
SOS-поддержка
Задаем сюда вопросы только если они горят настолько, что нет времени искать подходящий раздел.
После логического завершения каждой темы, она будет перенесена в профильный раздел форума.

UNREAD_POST moretka » 16 мар 2011, 10:13

Всем доброе утро! Не знала, как назвать тему... В общем ситуация такая у меня есть основная работа, но официально оформить должны в течение месяца - двух, т.е. я точно это знаю и эту работу на другую менять не хочу...Но! Ко мне обратился человек с предложением работы, я в принципе не против, но как "приходящий бухгалтер", что и его устраивает (лишь работа была сделана)...у него сложилась плачевная ситуация: его бухгалтер ушла в конкретный запой, а на фирме проверка охраны труда.. и он мне говорит: всё, мол, принимай, я её уволю, тебя оформлю... Я не знаю как правильно поступить. Во-первых мне навряд ли кто передаст бухгалтерские дела: половины документов я нашла, такие регистры как главная книга и книга по з/п не заполнены с конца 2009-ого года, значит получается мне прийдётся заниматься восстановлением учёта... Во-вторых, я слышала , что теперь бухгалтер не имеет права работать по совместительству, а я намерена быть оформленной в обязательном порядке на своей теперешней основной работе...


Подскажите, как мне правильно оформить свою деятельность со вторым (потенциальным) работодателем?.. Спасибо жду ответов.
Думаю, не ошибусь, если промолчу.
Аватар пользователя
moretka
 
Сообщений: 88
Зарегистрирован: 10 янв 2011, 13:51
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 5 раз.

UNREAD_POST юрист » 16 мар 2011, 10:28

moretka, доброе утро!
Ну теперь хотя бы понятно, где Вы пропадали ;)
С возвращением :)

moretka писал(а):теперь бухгалтер не имеет права работать по совместительству


Имеет он такое право. Никто не запрещал.

moretka писал(а):мне навряд ли кто передаст бухгалтерские дела: половины документов я нашла, такие регистры как главная книга и книга по з/п не заполнены с конца 2009-ого года, значит получается мне прийдётся заниматься восстановлением учёта.


Если Вы согласны этим заниматься, то оформляйтесь, например, на месяц. Думаю, лучше составить акт приема дел, в котором указать все недочеты (дабы обезопасить себя).
Через месяц срок договора закончится, посмотрите по ситуации - сможете уйти, не предупреждая за две недели, оформиться на основное место работы туда, куда Вы хотите, ну а с этим местом уже решить по состоянию на тот момент - работать как по неосновному или нет.
Это навсидку, что в голову приходит. Думаю, советы от форумчан еще будут :)
Аватар пользователя
юрист
 
Сообщений: 455
Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 10:51
Благодарил (а): 70 раз.
Поблагодарили: 120 раз.

UNREAD_POST moretka » 16 мар 2011, 10:30

Ой, так приятно, что Вы заметили моё отсутствие))))))))))))))
Думаю, не ошибусь, если промолчу.
Аватар пользователя
moretka
 
Сообщений: 88
Зарегистрирован: 10 янв 2011, 13:51
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 5 раз.

UNREAD_POST юрист » 16 мар 2011, 12:05

Еще бы. И даже переживали :)
Не пропадайте больше, или хотя бы отпрашивайтесь ;)
Аватар пользователя
юрист
 
Сообщений: 455
Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 10:51
Благодарил (а): 70 раз.
Поблагодарили: 120 раз.

UNREAD_POST юрист » 16 мар 2011, 12:32

На просторах интернета нашел вот такую статью (не указан автор и источник, хотя по впечатлениям - взято у одного из ведущих бухгалтерских изданий; надеюсь, они не будут против, если выложу и тут).

moretka, особое внимание уделите разделу "Границы ответственности старого и нового бухгалтера"

Требования законодательства к передаче дел: все на усмотрение предприятия

В свое время законодательство предусматривало порядок приемки-передачи дел при смене главного бухгалтера. Так, в п. 6 Положения о главных бухгалтерах было сказано, что прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгалтера оформляют актом после проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности. Однако сегодня эта фраза не носит нормативного характера.(Кроме того, в советское время на основании Положения о главных бухгалтерах министерствами и ведомствами разрабатывались отраслевые инструкции о порядке приемки-сдачи дел главными бухгалтерами. Очевидно, они тоже сегодня не носят нормативного характера.) Равно как и само Положение о главных бухгалтерах не применяется (см. письма Минфина от 25.07.08 г. № 31-34000-2-6/5213, от 30.11.09 г. № 31-28020-02-10/32483, от 12.02.10 г.№ 31-34000-10-5/3091, Минюста от 06.11.03 г. №20-9-9354, от 19.02.10 г. № 607-0-26-10-34, Госказначейства от 03.06.08 г. № 15-07/1359-8803 (Бюджетникам следует учитывать, что ГлавКРУ в письме от 16.09.03 г. № 12-14/384 посчитало Положение о главных бухгалтерах действующим.)). В то же время Закон о бухучете, который пришел на смену этому Положению, аналогичных норм не содержит.

Иногда специалисты рассматривают такое положение вещей как пробел в законодательном регулировании. Но ничего страшного в этом мы не видим. Передача дел относится к организационным вопросам на предприятии, а значит, этот процесс вполне может выпадать из правового регулирования на уровне законодательства. Поэтому основными руководящими документами для нас будут нормативные акты локального характера (вплоть до того, что будет составлен постоянно действующий регламентирующий внутренний документ на эту тему).

Стоит сказать, что и государственные органы склонны отдать рассматриваемый вопрос на откуп непосредственно предприятию. Например, Минфин в письме от 17.07.07 г. № 31-34000-30-27/14518 приходит к такому же выводу:" порядок передачи дел при смене главных бухгалтеров или лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета предприятия, определяется предприятием самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством" (а иное, как мы выяснили, в общем случае не предусмотрено). Аналогичным образом к вопросу подходит и ГНАУВ письме от 18.09.09 г. № 11305/5/23-4018/462 она обращает внимание, что предприятие самостоятельно принимает решение, нужны ли ему такие процедуры, как передача дел в случае увольнения главного бухгалтера и назначения другого и проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности и кто ее должен проводить (собственными силами, аудитор).

Это очень важный тезис. Особенно с учетом давнишнего письма ГНАУ от 17.04.02 г. № 3125/5/26-2119. В нем она, ссылаясь на конкретный судебный прецедент, констатировала, что главный бухгалтер в силу своего должностного положения обязан был проверить бухгалтерскую документацию, которая при вступлении его в должность оставалась после предыдущего главного бухгалтера.

Во многих случаях порядок приемки-передачи дел ищут в должностных инструкциях. Если такие правила содержатся в инструкции, то они не должны нарушать прав увольняющегося бухгалтера в части сроков передачи дел (например, если в инструкции написано о передаче дел новому бухгалтеру, а его еще не подыскали, то "нарушение" оной не может стать основанием для продления двухнедельного срока для увольнения). Однако далеко не всегда в ней прописаны соответствующие положения. Но даже если и там упоминаний о приемке-передаче дел бухгалтер не найдет, то все можно сделать по приказу руководителя предприятия, в котором найдут отражение вопросы продолжительности приемки-передачи дел (с учетом сроков прекращения трудового договора с уходящим бухгалтером), проверки документации аудиторской фирмой (если будет принято такое решение), состава комиссии (если вообще такая комиссия будет создана), определения лица, которому должны передаваться дела. Далее обсудим, как правильно организовать процесс.

Проверка и передача документов

Выше мы установили, что обязанностей по передаче дел действующее законодательство не содержит. Однако как новый бухгалтер, так и уходящий заинтересованы в том, чтобы такой процесс прошел. Дело в том, что без передачи сложно будет потом выяснить добросовестность уходящего бухгалтера, например, факт наличия тех или иных бухгалтерских документов (в том числе первичных). Именно поэтому мы считаем обоснованной устоявшуюся практику передачи дел.

Проще всего, когда дела передаются новому бухгалтеру (который на момент приемки может быть, например, на должности "зама" (Понятно, что пока должность занята, на нее нельзя назначить нового бухгалтера (на предприятии не может быть одновременно двух главных бухгалтеров).)). Сложнее, если нового бухгалтера еще нет, равно как и нет ни одного лица, на которое будет возложено ведение бухучета. В этом случае при отсутствии иного распоряжения дела нужно передавать руководителю предприятия (см. письмо Минтруда от 23.10.09 г. № 251/06/186-09), хотя может быть назначено и иное лицо.

В отличие от уже упоминавшегося Положения о главных бухгалтерах, действующее законодательство не только не требует осуществления действий, связанных с приемкой и сдачей дел, но и не возлагает на нового бухгалтера (руководителя) обязанностей по проверке состояния бухучета и отчетности. Однако такую проверку, очевидно, имеет смысл провести. Поэтому процедура передачи дел не должна ограничиваться лишь актированием факта передачи документов бухгалтерского учета, финансовой и налоговой отчетности. Идеально, если проверку проведет сторонняя организация (аудиторская фирма (Причем затраты на такой аудит можно будет отнести к составу валовых расходов. Это подтверждают и специалисты ГНАУ (см. "Вестник налоговой службы Украины" № 10 за 2010 г. на стр. 22).)). Но, к сожалению, так случается далеко не всегда (руководитель зачастую не хочет оплачивать эти не дешевые услуги). Но это не означает, что новому бухгалтеру нельзя самостоятельно осуществить хотя бы выборочную проверку учета (поскольку на сплошную проверку, как правило, нет времени, да и особой нужды в этом нет - за ошибки предыдущего бухгалтера придется отвечать ему самому, о чем подробнее см. далее). Акцент следует сместить на наиболее важные участки работы, как правило, связанные с налогообложением и влекущие последствия в будущих периодах.

Основное внимание нужно уделить наличию и качеству составления первичных документов. Конечно, проверка осуществляется в основном лишь по внешним признакам (наличие заполненных реквизитов и подписей). Проверяется также наличие сводных учетных документов (главная книга, журналы), ведомостей, листов-расшифровок. Если документы не проверяются, то новому бухгалтеру советуем в будущем этот факт обязательно оговорить в акте приемки-передачи документации. В любом случае ответственность за несвоевременное составление первичных документов и регистров бухучета и недостоверность отраженных в них данных несут лица, составившие и подписавшие такие документы (ч. 8 ст. 9 Закона о бухучете).

Бывает, уже на этом этапе обнаруживается недостача документов. В этом случае руководитель должен действовать в порядке, предусмотренном п. 6.10 Положения № 88, а именно - письменно уведомить об этом правоохранительные органы и приказом назначить комиссию для установления перечня отсутствующих документов и расследования причин их пропажи или уничтожения.

Несколько слов скажем о передаче документов. Считается, что передаче по акту подлежат абсолютно все документы, находящиеся как в делопроизводстве, так и в архиве предприятия. Однако, на наш взгляд, это не обязательно. Все зависит от того, как организована процедура хранения документов на конкретном предприятии. Напомним: в соответствии с п. 6.2 Положения № 88 первичные документы и учетные регистры, которые прошли обработку, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив предприятия должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрытых шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером. Поэтому такие документы после проверки (при ее необходимости) возвращаются соответствующим сотрудникам бухгалтерской службы. А из рук в руки новому бухгалтеру от уходящего могут не передаваться, а значит, в акте могут также не приводиться (хотя уходящий бухгалтер может быть заинтересован в том, чтобы упомянуть факт нахождения таких документов у уполномоченных лиц).

В этом контексте не лишним будет напомнить о п. 3 ст. 8 Закона о бухучете, по которому ответственность за сохранность обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), руководящий предприятием согласно законодательству и учредительным документам.

Наряду с этим в силу п. 6.7 Положения № 88 хранение первичных документов и учетных регистров, которые прошли обработку и были основанием для составления отчетности, а также бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер предприятия, учреждения. Однако это вовсе не делает невозможным (а с учетом п. 6.2 Положения № 88 не может запретить) назначение иных подчиненных сотрудников ответственными за хранение определенных документов. Ведь обеспечение хранения и само хранение - далеко не одно и то же.

Отметим также, что традиционно за бухгалтером тянется контрольная функция, которая проявляется в необходимости "надзора" за сохранностью собственности предприятия. Поэтому при увольнении бухгалтера часто возникает вопрос о проведении инвентаризации. Вопрос этот совершенно неоправдан, поскольку бухгалтер не материально ответственное лицо (и не может им быть даже при заключении договора о полной материальной ответственности, который должен признаваться недействительным). А раз так, то и инвентаризацию проводить нет никакой необходимости. Разумеется, исключение составляет ситуация, при которой бухгалтер совмещал несколько профессий, и одна из них (как правило, профессия кассира) предполагает заключение договора о полной материальной ответственности. В таком случае действительно нужно провести инвентаризацию (в частности, если речь идет о кассире, - кассы).

Вывод

Новый бухгалтер вовсе не обязан (да и не в силах за короткий промежуток времени) проводить проверку состояния учета. Однако осуществить хотя бы выборочную проверку ключевых участков стоит.

Кого нужно уведомить о смене бухгалтера

Основных получателей (Кроме того, акционерным обществам нужно не забыть раскрыть в установленном порядке информацию об увольнении/назначении главного бухгалтера (см. также разъяснения ГКЦБФР от 20.10.09 г. № 14).) информации о смене бухгалтера два.

• Первый - банк. Здесь все достаточно просто. Если увольняющемуся бухгалтеру было предоставлено право подписи и такое право планируется сохранить за новым бухгалтером, то после своего назначе-

Кроме того, акционерным обществам нужно не забыть раскрыть в установленном порядке информацию об увольнении/назначении главного бухгалтера (см. также разъяснения ГКЦБФР от 20.10.09 г. № 14).

ния он должен лично подать карточку с образцами подписей и оттиском печати, предъявить паспорт или заменяющий его документ и документы, подтверждающие полномочия (п. 2.4 Инструкции № 492).

• Второй - налоговый орган. Регулируется этот вопрос Порядком № 80. В нем предусмотрено (п. 79), что сведения об ответственных за налоговый учет лицах юрлица - руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера, если для обеспечения ведения бухучета по штату налогоплательщика предусмотрена лишь одна должность бухгалтера без создания бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером) содержатся в Едином банке данных юридических лиц.

Изменения, происходящие в составе таких лиц, вносятся на основании:

- регистрационного заявления налогоплательщика с пометкой "Изменения";

- данных о таких лицах, которые указываются налогоплательщиком в налоговых декларациях, расчетах, отчетах, если таких данных достаточно для однозначной идентификации ответственных лиц налогоплательщика.

Очевидно, речь идет о возможности выбора одного из альтернативных способов уведомления ГНИ. С регистрационным заявлением все достаточно понятно - подается ф. № 1-ОПП с отметкой "Изменения". Правда, неясно, в какой именно срок это нужно сделать. Налоговики предлагают использовать здесь 20-дневный срок из п. 710 Порядка № 80 (см. "Вестник налоговой службы Украины" № 25 за 2008 г. на стр. 37), хотя формально он большинства предприятий не касается. В то же время основная задача внесения таких изменений - обеспечить беспрепятственное принятие налоговой отчетности. Ведь если отчетность будет подаваться, а изменения в регистрационные данные еще не будут внесены, то налоговики со ссылкой на пп. 4.1.2 Закона № 2181 просто посчитают налоговую декларацию неподписанной.

Но поскольку зачастую факт неуведомления ГНИ обнаруживается после неудачной подачи декларации, в этой связи (особенно в связи с обжалованием 170-гривневого штрафа за неподачу декларации) интерес вызывает альтернативный способ информирования. В свое время по этому поводу специалисты ГНАУ высказались в упоминавшейся в предыдущем абзаце консультации. В ней было сказано буквально следующее:

Если, например, предприятие не предоставит органу государственной налоговой службы указанную информацию (речь идет о ф. № 1-ОПП с отметкой "Изменения"), но в декларации о прибыли или в налоговом расчете по ф. № 1ДФ правильно заполнит поля относительно данных о новом главном бухгалтере (фамилия, имя, отчество, идентификационный номер),то такие данные могут быть использованы органом государственной налоговой службы для обновления сведений в базах данных о лицах, ответственных за налоговый учет. Однако перед тем, как внести изменения в базы данных, орган государственной налоговой службы должен убедиться, что такие изменения действительно произошли, для чего он может обратиться к налогоплательщику. В этом случае подтверждением смены главного бухгалтера можно считать соответствующее письмо предприятия".

Можно было бы лишь приветствовать эту позицию, но далеко не всегда подается отчетность, содержащая в реквизитах идентификационного номера (например, лишь недавно эти реквизиты попали в форму декларации по НДС). Это вызвало определенные проблемы с применением описываемой возможности информирования о смене бухгалтера и повлекло за собой появление адресованных ГНАУ вопросов о разъяснении порядка информирования через подачу декларации. Однако ГНАУ, к сожалению, в ответ на эти вполне разумные вопросы лишь ограничилась цитированием известных норм п. 7.9 Порядка № 80 (см. письмо от 18.09.09 г. № 11305/5/23-4018/462). Поэтому, дабы не создавать себе проблем при сдаче отчетности, имеет смысл подать в ГНИ обновленную ф. № 1-ОПП перед подачей первой декларации (расчета).

Вывод

Для устранения препятствий в принятии отчетности (в том числе предупреждения дальнейшего наложения штрафа за ее неподачу) о смене бухгалтера нужно уведомить ГНИ. Лучше всего сделать это классическим способом: подать ф. № 1-ОПП с отметкой " Изменения".

Границы ответственности старого и нового бухгалтера

Выше мы уже останавливались на ключевом тезисе, который принципиально важен для ответа на вопрос о распределении ответственности за те или иные нарушения. Он сводится к отсутствию у нового бухгалтера обязанности проверять состояние учета, имевшее место до назначения на должность. Однако здесь есть свои нюансы, на которые далеко не всегда обращают внимание.

Действительно, отвечают за допущенные нарушения виновные лица (например, фактически подписавшие первичный документ, подавшие неверную отчетность). Поэтому новому бухгалтеру нечего переживать за результаты проверок (в том числе налоговых) периодов, приходящихся на период нахождения в должности старого бухгалтера. Несмотря на факт его увольнения, административная и уголовная ответственность за совершенные нарушения (при их наличии) будут преследовать старого бухгалтера даже после такого увольнения (в рамках сроков давности).

Однако основной нюанс для нового бухгалтера заключается вот в чем. Система налогообложения и отчетности зачастую включает в себя элементы налоговых баз, определенных в предыдущих периодах, но учитываемых в целях налогообложения в отчетном периоде. Далеко ходить не нужно.

Приведем несколько самых ярких примеров:

- отчетность по налогу на прибыль подается нарастающим итогом (кроме того, убытки могли формироваться даже в предыдущих годах);

- начисление амортизации основных фондов, учет прироста (убыли) запасов (первоначальная стоимость как основных фондов, так и запасов могла быть неправильно определена в предыдущих периодах);

- отражение в текущей декларации отрицательного значения НДС (в том числе в составе бюджетного возмещения), "наработанного" в предыдущих периодах.

Это контрольные точки для нового бухгалтера. Используя при подаче текущих деклараций (которые составляет и подписывает уже новый бухгалтер) старые показатели, не зафиксированные ранее первичные документы, стоит по мере возможности проследить их историю и удостовериться в их адекватности. По этому поводу ГНАУ в письме от 18.09.09 г.№ 11305/5/23-4018/462 высказала дельное, на наш взгляд, предложение: во избежание случаев возложения вины на работающего главного бухгалтера при увольнении предыдущего ему необходимо проверить бухгалтерскую документацию, которая осталась после уволенного предшественника, что и будет основанием для составления налоговой отчетности в период исполнения им должностных обязанностей.

Некоторые специалисты считают, что у нового бухгалтера, использовавшего неправильные показатели старой декларации, отсутствует вина за допущенное нарушение. Ссылаются при этом на тот факт, что обязанность по проверке таких показателей законодательством не установлена. На наш взгляд, это спорный вывод. В таких действиях бухгалтера если и нельзя заметить умысел, то усмотреть вину в форме неосторожности вполне возможно. Кроме того, есть случаи, в которых непричастность нового бухгалтера обосновать точно не получится. Например, идея нарастающего итога по налогу на прибыль предусматривает не суммирование показателей предыдущего периода с доходами (расходами) следующего квартала, а расчет всех основных показателей (кроме разве что балансовой стоимости основных фондов) начиная с 1 января текущего года.

Выходит, обязанности по проверке документов в общем случае нет, но в интересах самого нового бухгалтера проверить "долгоиграющие" документы и показатели налогового учета. Пытаться докопаться до истинных значений и поднимать приходные документы на основные фонды, приобретенные, условно говоря, в советское время, нет необходимости. Естественным ограничителем в данном случае выступает срок давности в 1095 дней, установленный пп. 15.1.1 Закона № 2181. Если используются переходящие из более "древнего" периода показатели налогового учета (например, балансовая стоимость основных фондов или отрицательное значение НДС), то их стоит воспринимать как заведомо правильные с учетом такого. Во-первых, такие периоды уже проверялись, во-вторых, осуществить проверку этих периодов достаточно сложно (кроме того, доначислить налоги по ним уже невозможно (За исключениями, приведенными в пп. 15.1.2 Закона № 2181 (неподача декларации и установление судом факта уклонения от налогообложения)) и, в-третьих, первичные документы, касающиеся тех периодов, уже могли быть уничтожены (по этому поводу см. также материал в газете "Все о бухгалтерском учете" № 62 за 2009 г. на стр. 10).

Вывод

Хотя новый бухгалтер не обязан проверять старые документы (отчетность), но в его интересах все-таки проанализировать документы и показатели предыдущих деклараций, которые будут использоваться при заполнении текущих форм отчетности.

За это сообщение автора юрист поблагодарили: 2
Heloise, moretka
Аватар пользователя
юрист
 
Сообщений: 455
Зарегистрирован: 25 ноя 2010, 10:51
Благодарил (а): 70 раз.
Поблагодарили: 120 раз.

UNREAD_POST vins » 20 май 2011, 11:54

Позиция главного государственного налогового инспектора ГНИ в Калининском районе г. Донецка

Бухгалтер не несет ответственности за периоды деятельности, когда он еще не работал (ВоБУ № 46 за 2011 год)

За это сообщение автора vins поблагодарили: 2
Asia, Heloise
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2891 раз.

UNREAD_POST Печкин » 24 ноя 2012, 01:12

Некоторые вопросы составления и правового значения акта о "передаче дел" бухгалтером обсуждались в теме:Ликвидация путём продажи корпоративных прав
живу на Бухфоруме
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2882 раз.

UNREAD_POST Вотруба » 28 апр 2013, 00:31

Новой темы этот вопрос не заслуживает...
Искал-искал, решил сюда!
МІНІСТЕРСТВО ФІНАНСІВ УКРАЇНИ
ЛИСТ
від 28.03.2013 р. N 31-08410-07/23-1343/1310

Міністерство фінансів України на запит щодо організації бухгалтерського обліку на підприємстві повідомляє.
Згідно з частиною 4 статті 8 Закону України "Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні" (далі - Закон) для забезпечення ведення бухгалтерського обліку підприємство самостійно обирає форми його організації, такі як: 1) введення в штат підприємства посади бухгалтера або створення бухгалтерської служби на чолі з головним бухгалтером; 2) користування послугами спеціаліста з бухгалтерського обліку, зареєстрованого як підприємець, який здійснює підприємницьку діяльність без утворення юридичної особи; 3) ведення на договірних засадах бухгалтерського обліку централізованою бухгалтерією або аудиторською фірмою; 4) самостійне ведення бухгалтерського обліку та складання звітності безпосередньо власником або керівником підприємства. Дана форма організації бухгалтерського обліку не може застосовуватися на підприємствах, звітність яких повинна оприлюднюватися, та в бюджетних установах.
Варіант організації бухгалтерського обліку, за яким його ведення та складання фінансової звітності здійснюються безпосередньо власником або керівником підприємства при введенні в штат підприємства посади бухгалтера, Законом не передбачений. Відповідно підприємству необхідно обрати одну з форм організації бухгалтерського обліку, наведену в Законі.
Згідно із Законом питання організації бухгалтерського обліку на підприємстві належать до компетенції його власника (власників) або уповноваженого органу (посадової особи) відповідно до законодавства та установчих документів.

Перший заступник Міністра
А. Мярковський

Господи, это что же получается... :? :(
Если директор /учредитель самостоятельно ведет (подписывает документы) бухучет, то взять себе мальчика/девочку для растирания красок технического помощника он не моги! Во всяком случае, не моги назвать этого помощника бухгалтером!
А как можно назвать этого помощника? Счетоводом Вотрубой?
Господи, ну до чего же неистребим идиотизм чиновников!
Если мы с Вами думаем одинаково, то мы вообще не думаем.
Аватар пользователя
Вотруба
 
Сообщений: 1989
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 19:35
Благодарил (а): 602 раз.
Поблагодарили: 1998 раз.

UNREAD_POST vins » 28 апр 2013, 17:40

Вотруба писал(а):Если директор /учредитель самостоятельно ведет (подписывает документы) бухучет, то взять себе мальчика/девочку для растирания красок технического помощника он не моги! Во всяком случае, не моги назвать этого помощника бухгалтером!
Господи, ну до чего же неистребим идиотизм чиновников!


Я, честно говоря, в замешательстве. А чего идиотизм?
Мне кажется, уважаемый коллега, Вы в плену ошибочных стереотипов, которые сложились на практике. Действительно ведение учета директором в нашем понимании сводится к проставлению подписи. Но ведь идея такая, что подпись проставляет тот, (1) кто отчет составил, (2) кто подтверждает его правильность. Если это один человек (директор), то подпись одна. Если же один составлял (бухгалтер), другой проверял (директор), то подписей две. Если на предприятии есть бухгалтер, то почему не он составляет отчет, а директор? Тем более, что закон действительно говорит - или вводи в штат бухгалтера, или составляй отчеты сам.
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2891 раз.

UNREAD_POST Вотруба » 29 апр 2013, 00:24

Уважаемый vins, уважаемые коллеги, я прошу прощения за использования слова "идиотизм". Я не должен быть его применять, это лишняя, неуместная экспрессия, которая не делает мне чести. :oops:

Уважаемый vins, у меня нет таких стереотипов. На практике ведение учета директором может означать что угодно. Иногда это действительно просто проставление подписи, а иногда не просто - директор понимает, что он подписывает, откуда взялась информация в отчете и почему она именно такая.
Понимание идеи у меня тоже другое. Подпись (подписи) на отчете проставляют те, кто несет юридическую (включая уголовную) ответственность за содержание отчета. А те, кто отчет составляет, ставят не подпись. Они ставят визы и несут за них административную (в смысле – предусмотренную трудовым законодательством) ответственость. Этим людям за ошибки в отчетах можно объявить выговор, уволить, но их нельзя привлечь к уголовной ответственности (сознательные ошибки этих людей с личной корыстной целью я не рассматриваю).
Когда мы говорим о законодательной норме, согласно которой самостійне ведення бухгалтерського обліку та складання звітності безпосередньо власником або керівником підприємства не може застосовуватися на підприємствах, звітність яких повинна оприлюднюватися, та в бюджетних установах, мы должны рассматривать вопрос целеполагания. А он состоит во взаимном контроле директора и бухгалтера, что, по идее, должно уменьшить риск злоупотреблений с деньгами. Т.е. здесь речь идет о защите денежных интересов государства, акционеров, вкладчиков банков, страхователей и т.п.
Но если я, к примеру, являюсь единственным учредителем и одновременно директором фирмы, то меня контролировать не нужно, поскольку я "ворочаю" :) собственными деньгами и злоупотребления исключены в принципе – сам у себя я не могу украсть. Но как учредитель и директор я имею полное право создать у себя на предприятии бухгалтерию, набрать штат бухгалтеров, которые будут выполнять технические функции – считать, обобщать, составлять отчеты. А я буду их проверять и утверждать отчеты, ставя свою подпись. И нести за эту подпись юридическую ответственность. Один!!! нести, не разделяя эту ответственность с руководителем бухгалтерии (главбухом).
Не знаю, насколько осознанно это делалось, но я усматриваю в этом письме искажение сути законодательных норм. Минфин передергивает, отождествляя организацию бухучета как таковую, с подписанием отчетов. Да, когда речь идет о бюджетных учреждениях и предприятиях звітність яких повинна оприлюднюватися подписи должно быть обязательно две. Но если учет ведется директором/учредителем, то подпись одна и введение в штат предприятия должности бухгалтера (с техническими функциями) ничего не меняет – подпись остается одна! А вот если должность бухгалтера будет введена не просто с техническими функциями, а с полномочиями контроля директора, тогда другое дело. Тогда бухгалтер будет ставить вторую подпись и отвечать за нее перед учредителями и Законом.

Не секрет, что отсутствие на предприятии главбуха (подписание отчетов одним лицом), по критериям ГНСУ является фактором, на основании которого предприятия относят к "рисковым". Вот отсюда, мне кажется, и ветер дует (хотя, возможно, это просто моя мнительность).
Если мы с Вами думаем одинаково, то мы вообще не думаем.

За это сообщение автора Вотруба поблагодарил:
bratasho80
Аватар пользователя
Вотруба
 
Сообщений: 1989
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 19:35
Благодарил (а): 602 раз.
Поблагодарили: 1998 раз.

UNREAD_POST vinter200284 » 26 июл 2013, 11:07

Добрый день. суть вопроса - есть фирма берут обычного бухгалтера, но нет главного бухгалтера - как себя обезопасить от ответственности перед органами контроля? как правильно написать приказ по приему и заявление о приеме? за ранее спасибо))) ;)
vinter200284
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 25 июл 2013, 17:23
Откуда: Запорожье, Украина
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

UNREAD_POST саллана » 07 сен 2013, 15:36

Добрий день! Підскажіть,будь ласка,чи може в посадовій інструкції провідного спеціаліста бух.відділа бути включено в обов'язки заміщення головног бухгалтера на час відпустки,хвороби та ін.,якщо в штатному росписі він просто провідний спеціаліст бух.відділу.
саллана
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 05 сен 2013, 19:34
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

UNREAD_POST VOA » 07 сен 2013, 16:32

К ГБ бюджетной организации требования с прошлого года ужесточились. Поэтому почитайте постанову КМУ від 07.11.2012 р. №1022 «Про внесення змін до постанови Кабінету Міністрів України від 26 січня 2011 р. №59».
Там есть такой пункт:
17. У разі тимчасової відсутності головного бухгалтера
(відрядження, відпустки, тимчасової втрати працездатності тощо)
виконання його обов'язків покладається на заступника головного
бухгалтера, а у разі відсутності заступника головного бухгалтера
відповідно до наказу керівника бюджетної установи - на іншого
працівника бухгалтерської служби.

Вот, например, комментарий к постанове 59 от ДтКт:
Змінено вимоги до особи, що претендує на посаду головного бухгалтера бюджетної установи

Дата статьи 14.11.2012

КМУ вніс зміни до Типового положення про бухгалтерську службу бюджетної установи.
Змінами встановлено, що у разі коли у бюджетній установі не утворюється бухгалтерська служба, вимоги до головного бухгалтера бюджетної установи , поширюються на спеціаліста, на якого покладається виконання обов'язків бухгалтерської служби.
Крім цього, головний бухгалтер (особа, що претендує на посаду головного бухгалтера) повинен відповідати таким вимогам до професійно-кваліфікаційного рівня :
1) мати повну вищу освіту відповідного професійного спрямування за освітньо-кваліфікаційним рівнем магістра, спеціаліста, стаж роботи за фахом не менш як п'ять років, досвід роботи на керівних посадах не менш як три роки — для особи, що претендує на посаду головного бухгалтера бюджетної установи, якій підпорядковані інші бюджетні установи;
2) мати повну вищу освіту відповідного професійного спрямування за освітньо-кваліфікаційним рівнем магістра, спеціаліста, стаж роботи за фахом не менш як три роки, досвід роботи на керівних посадах не менш як два роки — для особи, що претендує на посаду головного бухгалтера бюджетної установи, якій не підпорядковані інші бюджетні установи;
3) мати вищу освіту відповідного професійного спрямування за освітньо-кваліфікаційним рівнем магістра, спеціаліста та стаж роботи за фахом не менш як три роки або бакалавра, молодшого спеціаліста та стаж роботи за фахом не менш як п'ять років — для особи, що претендує на посаду спеціаліста, на якого покладається виконання обов'язків бухгалтерської служби бюджетної установи, в якій не утворюється бухгалтерська служба;
4) знати закони, інші акти законодавства з питань регулювання господарської діяльності та ведення бухгалтерського обліку, у т. ч. нормативно-правові акти НБУ, тощо.

Автор: Царук Светлана

Організація бухгалтерського обліку в бюджетних установах - Свірко С.В.
Додаток 6. Положення про Бухгалтерію

ПОЛОЖЕННЯ ПРО БУХГАЛТЕРІЮ
І. Загальні положення.
1. Бухгалтерський облік являє собою процес виявлення, вимірювання, реєстрації, накопичення, узагальнення, зберігання та передачі інформації про діяльність установи зовнішнім та внутрішнім користувачам.
2. Бухгалтерський облік в установі здійснюється бухгалтерією, яка діє на засадах самостійного структурного підрозділу установи.
3. Чисельність і штати бухгалтерії визначаються штатним розкладом установи.
4. Бухгалтерія в своїй діяльності керується Законом «Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні», Положенням про документальне забезпечення записів у бухгалтерському обліку, Бюджетним кодексом України, нормативними актами, що регулюють методику ведення бухгалтерського обліку в бюджетних установах, Наказом про облікову політику установи, Статутом установи та даним Положенням про бухгалтерію.
5. Бухгалтерський підрозділ очолює головний бухгалтер, який призначається і звільняється з посади наказом керівника установи.
ІІ. Мета і завдання діяльності бухгалтерської служби.
1. Метою діяльності бухгалтерії є надання користувачам для прийняття рішень повної, правдивої та неупередженої інформації про фінансовий стан установи, результати її діяльності та про рух грошових коштів.
2. До основних завдань бухгалтерської служби входить ведення бухгалтерського обліку установи, організація обліку фінансово-господарської діяльності установи, здійснення контролю за збереженням власності, правильним використанням грошових коштів і матеріальних ресурсів.
ІІІ. Функції бухгалтерського підрозділу.
Загальна функція бухгалтерського підрозділу, а саме: ведення бухгалтерського обліку виконання кошторису в розрізі господарських засобів та джерел їх утворення на основі натуральних вимірників в грошовому виразі шляхом суцільного, безперервного та взаємозв’язаного відображення у відповідних носіях інформації та організація бухгалтерського обліку, реалізується за такими складовими:
облік доходів загального фонду;
облік доходів спеціального фонду;
облік видатків;
облік касових операцій;
облік грошових коштів на рахунках установи;
облік розрахунків по заробітній платі і стипендіях;
облік розрахунків з бюджетом та позабюджетними соціальними фондами;
облік розрахунків у порядку планових платежів;
облік розрахунків з підзвітними особами;
облік розрахунків з іншими дебіторами і кредиторами;
облік необоротних активів;
облік запасів та МШП;
облік виробничих затрат;
облік власного капіталу;
облік результатів виконання кошторису;
складання і подання звітності до відповідних органів;
організація проведення інвентаризації;
організації технології облікового процесу (облікових номенклатур, носіїв облікової інформації, графіків руху носіїв облікової інформації, архіву установи тощо);
організація контролю за фінансово-господарською діяльністю установи;
організація забезпечення бухгалтерського обліку;
організація розвитку бухгалтерського обліку.
ІV. Права і обов’язки.
1. Вимагати від структурних підрозділів установи та окремих посадових осіб своєчасного відповідно до графіків руху носіїв облікової інформації подання оформлених відповідним чином матеріалів (планів, звітів, табелів, довідок тощо).
2. Не приймати до виконання і оформлення документів за операціями, які порушують діюче законодавство і встановлений порядок приймання, оприбуткування, зберігання та витрачання грошових коштів, обладнання, матеріальних і інших цінностей.
3. Надавати керівництву установи пропозиції про покарання осіб, які є винними у недоброякісному оформленні і складанні документів, несвоєчасній передачі їх для відображення на рахунках бух- галтерського обліку та відображенні в документах недостовірної інформації.
4. Здійснення зв’язку з іншими організаціями за запитаннями, що входять до компетенції бухгалтерії.
5. Вказівки бухгалтерії в межах функцій, що визначені даним Положенням, є обов’язковими до виконання підрозділами установи.
V. Відповідальність.
1. Всю повноту відповідальності за якість та своєчасність виконання покладених на бухгалтерію даним Положенням задач і функцій несе головний бухгалтер.
2. Ступінь відповідальності інших працівників бухгалтерії встановлюється посадовими інструкціями.
VІ. Взаємовідносини.
1. З усіма структурними підрозділами щодо питань забезпечення процесу бухгалтерського обліку оперативною інформацією.
2. З кадровим підрозділом — за питанням відбору кадрів в бухгалтерію, по формуванню інформації щодо особового складу установи.
3. З відділом матеріально-технічного постачання — з питань інформаційної бази по надходженню товарно-матеріальних цінностей.
4. З планово-економічним відділом — з питань забезпечення останнього показниками для здійснення процесу та складання проектів кошторисів.
5. З юридичним відділом — з питань регулювання фактів матеріальної, адміністративної та інших видів відповідальності, підготовки юридичних документів.
VІІ. Організація роботи.
1. Бухгалтерський підрозділ установи працює відповідно до Правил внутрішнього трудового розпорядку установи.
2. Робочий час працівників бухгалтерії нормований в межах п’ятиденного робочого тижня з встановленими термінами (часовими) — з 900 до 1800 з перервою трудового дня з 1230 до 1330.
Додаток 7А. Посадова інструкція головного бухгалтера(под спойлером)

Скрытый текст: показать
ПОСАДОВА ІНСТРУКЦІЯ ГОЛОВНОГО БУХГАЛТЕРА


ЗАТВЕРДЖУЮ
(назва установи)




(керівник установи)
«___» ___________ ____ р. № ___

«___» _______________ ____ р.


підпис
І. Загальні положення
1. Головний бухгалтер належить до категорії керівників.
2. Призначення на посаду головного бухгалтера та звільнення з неї здійснюється керівником установи з дотриманням вимог Кодексу законів про працю України.
3. Головний бухгалтер підпорядковується безпосередньо керівнику установи.
4. Головний бухгалтер здійснює керівництво працівниками бухгалтерії установи.
5. На посаду головного бухгалтера призначається особа, яка має спеціальну вищу освіту та стаж роботи за спеціальністю не менше 5 років.
6. Під час відсутності головного бухгалтера права і обов’язки головного бухгалтера переходять до заступника головного бухгалтера.
Головний бухгалтер повинен знати:
1. Закони, постанови, укази, розпорядження, рішення, нормативно-правові акти органів державної влади і місцевого самоврядування та керівні матеріали фінансових, контрольно-ревізійних та податкових органів з організації бухгалтерського обліку і складання звітності, а також інші документи, які регулюють господарсько-фінансову діяльність установи та її планування.
2. Порядок організації бухгалтерського обліку і звітності.
3. Специфіку господарської діяльності установи.
4. Порядок оформлення операцій і організацію документообігу за розділами обліку.
5. Форми і порядок фінансових розрахунків.
6. Методи аналізу господарсько-фінансової діяльності установи.
7. Порядок приймання, оприбуткування, зберігання і витрат коштів, товарно-матеріальних та інших цінностей.
8. Правила розрахунків з дебіторами і кредиторами.
9. Порядок списання з бухгалтерських балансів недостач, дебіторської заборгованості та інших витрат.
10. Правила проведення інвентаризації основних засобів, нематеріальних активів, товарно-матеріальних цінностей, коштів, документів, розрахунків.
11. Порядок і терміни складання бухгалтерських балансів і звітності.
12. Правила проведення перевірок і документальних ревізій.
13. Засоби обчислювальної техніки і можливості їх використання для автоматизації обліково-обчислювальних робіт і аналізу господарської діяльності.
14. Передовий вітчизняний і світовий досвід удосконалення господарсько-фінансової діяльності установи.
15. Економіку, організацію профільної діяльності, праці і управління.
16. Податкову справу, основи цивільного права.
17. Трудове, фінансове і господарське законодавство.
ІІ. Функції
Головний бухгалтер забезпечує контроль за відображенням на рахунках бухгалтерського обліку всіх здійснених господарських операцій, подання оперативної інформації про фінансовий стан установи, складання у встановлені терміни звітності, проведення економічного аналізу та планування діяльності установи.
ІІІ. Посадові обов’язки
Головний бухгалтер:
1. Визначає, формулює, здійснює і координує організацію та ведення бухгалтерського обліку, виконання кошторису установи.
2. Здійснює контроль за ефективним використанням матеріальних, трудових і фінансових ресурсів.
3. Забезпечує раціональну організацію обліку і звітності в установі на основі централізації та автоматизації обліково-обчислювальних робіт, прогресивних форм і методів бухгалтерського обліку і контролю, розроблення і здійснення заходів, які направлені на додержання фінансової дисципліни і зміцнення матеріально-технічної бази установи.
4. Складає баланс установи (основні засоби та інші позаоборотні активи, запаси і затрати, грошові кошти, розрахунки та інші активи, власний капітал, розрахунки, доходи, витрати).
5. Організує та контролює складання розрахунків щодо використання власних коштів в установах, затрат на виробництво, платежів до бюджету, своєчасність і правильність складання звітності.
6. Здійснює контроль за додержанням порядку оформлення первинних та бухгалтерських документів, розрахунків і платіжних зобов’язань, витрачанням фонду оплату праці, встановленням посадових окладів, за проведенням інвентаризацій основних засобів, нематеріальних активів, товарно-матеріальних цінностей, коштів, документів, розрахунків, перевірок організації бухгалтерського обліку і звітності, документальних ревізій у підрозділах підприємства.
7. Організує складання щомісячного бухгалтерського обліку, квартальних та річних бухгалтерських звітів (за результатами інвентаризації).
8. Контролює правильність відображення в інвентаризаційній відомості інвентаризаційних різниць (нестачі, надлишки, пересортиці), втрати та псування цінностей з обчисленням розміру збитків.
9. Регулює розходження фактичної наявності цінностей з даними бухгалтерського обліку, що були виявлені під час інвентаризації.
10. Бере участь у проведенні планування та економічного аналізу господарсько-фінансової діяльності за даними бухгалтерського обліку і звітності.
11. Вживає заходів щодо запобігання нестач, незаконного витрачання коштів і товарно-матеріальних цінностей, порушень фінансового та господарського законодавства.
12. Бере участь в оформленні матеріалів з нестач, крадіжок та псування цінностей, контролює подання в необхідних випадках матеріалів у слідчі і судові органи.
13. Веде роботу, яка направлена на забезпечення суворого додержання штатної, фінансової і касової дисциплін, кошторисів доходів і витрат, додержання законності списання з бухгалтерських балансів дебіторської заборгованості, нестач та інших втрат.
14. Стежить за зберіганням бухгалтерських документів, оформленням і здаванням їх за встановленим порядком до архіву.
15. Бере участь у роботі з удосконалення планової та облікової документації, в організації впровадження засобів автоматизації обліково-обчислювальних робіт.
16. Забезпечує на основі даних первинних документів і бухгалтерських записів своєчасне складання бухгалтерської та податкової звітності, подання її за встановленим порядком відповідним органам.
17. Надає методичну допомогу працівникам підрозділів підприємства з питань бухгалтерського обліку, контролю, звітності та економічного аналізу.
18. Повідомляє керівнику установи про всі виявлені недоліки в роботі бухгалтерії, структурних підрозділів з обов’язковим поясненням причин їх виникнення, а також з пропозиціями щодо їх усунення.
19. Керує працівниками бухгалтерії установи.
20. Встановлює службові обов’язки для підпорядкованих йому працівників та вживає заходів для забезпечення їх виконання.
21. Проводить інструктаж матеріально відповідальних осіб з питань обліку та зберігання цінностей, що знаходяться на їх відповідальному зберіганні.
22. Розробляє і складає наказ про облікову політику установи.
ІV. Права
Головний бухгалтер має право:
1. Діяти від імені бухгалтерської служби установи, представляти її інтереси у взаємовідносинах з іншими структурними підрозділами установи та іншими організаціями з господарсько-фінансових та інших питань.
2. Вносити на розгляд керівництва установи пропозиції щодо покращення її діяльності.
3. Вимагати та отримувати від структурних підрозділів установи необхідну інформацію.
4. Вносити на розгляд керівнику установи:
4.1. Подання про призначення, переведення та звільнення з займаних посад працівників бухгалтерії;
4.2. Пропозиції:
— про заохочення працівників, що відзначилися;
— про притягнення до матеріальної та дисциплінарної відповідальності порушників трудової дисципліни.
5. Самостійно вести листування зі структурними підрозділами установи, а також з іншими організаціями з питань, які належать до компетенції бухгалтерії та не вимагають рішення керівника установи.
6. Вимагати від керівника установи (інших керівників) сприяння у виконанні головним бухгалтером обов’язків і реалізації прав, що передбачені цією посадовою інструкцією.
V. Відповідальність
Головний бухгалтер несе відповідальність:
1. За неналежне виконання або невиконання своїх посадових обов’язків, що передбачені цією посадовою інструкцією, — в межах, визначених діючим законодавством України про працю.
2. За правопорушення, скоєні в процесі здійснення своєї діяльності, — в межах, визначених діючим адміністративним, кримінальним та цивільним законодавством України.
3. За завдання матеріальної шкоди — в межах, визначених діючим цивільним законодавством та законодавством про працю України.
VІ. Взаємовідносини за посадою
Для виконання обов’язків та реалізації прав головний бухгалтер взаємодіє:
1. З керівниками всіх структурних підрозділів установи з питань фінансово-господарської діяльності установи.
2. З начальником відділу кадрів — з питань підбору, прийняття на роботу, звільнення, переміщення матеріально відповідальних осіб та працівників бухгалтерії установи.
3. З начальником планово-економічного відділу з питань:
3.1. Отримання:
— планів надання платних послуг;
— проектів планової собівартості послуг;
— _________________________________________________ .
3.2. Надання:
— даних, необхідних для економічного планування, прогнозування та аналізу;
— балансу та оперативних звітів про доходи та видатки, про виконання кошторису;
— розрахунків заробітної плати;
— _________________________________________________ .
4. З начальником відділу збуту та постачання:
4.1. Отримання:
— товарно-супроводжувальної документації;
— відомостей про стан залишків ТМЦ на складах;
— _________________________________________________ .
4.2. Надання:
— відомостей про рух ТМЦ;
— норм запасів продукції на складах;
— підсумків інвентаризації ТМЦ;
— _________________________________________________ .
VІІ. Організація роботи та критерії її оцінки
1. Головний бухгалтер працює у відповідності до Правил внутрішнього розпорядку установи.
2. При оцінці якості роботи головного бухгалтера і рішення питань про відповідність його посаді, що останній займає, враховується, що головний бухгалтер повинен:
2.1. Досконально знати перелічені пункти загального положення;
2.2. Систематично підвищувати свій кваліфікаційний рівень в навчальних центрах, на семінарах, курсах з підтвердженням факту участі відповідними свідоцтвами та сертифікатами.
2.3. Постійно удосконалювати методичну та організаційну роботу бухгалтерського підрозділу.
2.4. Не мати негативних оцінок своєї діяльності з боку внутрішнього та зовнішнього керівництва.
3. Результати діяльності головного бухгалтера щорічно обговорюються на засіданнях атестаційної комісії установи після здачі річної бухгалтерської звітності з прийняттям рішення щодо можливості подальшого перебування працівника на посаді головного бухгалтера.
http://stopfake.org/ Бывают такие решения, после принятия которых тараканы в голове аплодируют стоя.
Аватар пользователя
VOA
 
Сообщений: 5182
Зарегистрирован: 07 сен 2012, 21:37
Благодарил (а): 1792 раз.
Поблагодарили: 2017 раз.

UNREAD_POST Luka » 18 ноя 2013, 15:26

Доброго дня.

До теми варіантів організації бухгалтерського обліку є стаття в ПБО №69 за 2011 рік.

"Бухгалтер без права подписи отчетности"

Скрытый текст: показать
Бухгалтер без права подписи отчетности
Для небольших предприятий подписание отчетности директором и за себя, и за бухгалтера — обычное дело. Но бывают и несколько нестандартные ситуации. По поводу одной из них был задан следующий вопрос: на предприятие принят бухгалтер, однако всю отчетность и другие документы по-прежнему, как и в период отсутствия его должности на предприятии, подписывает только директор. Рассмотрим, является ли это нарушением и какими могут бать последствия.
Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

Формы ведения бухгалтерского учета
Как известно, возможные формы организации бухучета перечислены в ч. 4 ст. 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV (далее — Закон № 996). Это, в частности:
— введение в штат предприятия должности бухгалтера либо создание бухгалтерской службы
во главе с главным бухгалтером;
— обращение к услугам специалиста по бухучету, зарегистрированного как предприниматель,
осуществляющий предпринимательскую деятельность без создания юридического лица;
— ведение на договорных началах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией либо
аудиторской фирмой;
— самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно
собственником либо руководителем предприятия (в отношении этой формы организации бухучета сделана оговорка: она не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна обнародоваться, и в бюджетных учреждениях).
Достаточно распространенное на практике мнение о том, что наличие в штате должности «бухгалтер» (а не «главный бухгалтер») решает проблему и позволяет подписывать отчетность только руководителю, ошибочно. В заблуждение субъектов хозяйствования вводит тот факт, что во многих формах отчетности и в других документах графа, в которой ставит подпись лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета, носит название «Главный бухгалтер». Да и сами налоговые органы, отвечая на вопросы налогоплательщиков в Единой базе налоговых знаний, акцентируют внимание на ситуациях, возникающих при заполнении отчетности, когда штатным расписанием не предусмотрена должность главного бухгалтера. Напомним, что должность главного бухгалтера вводится на предприятии при наличии бухгалтерской службы (для этого достаточно ввести в штат хотя бы еще одного бухгалтера, в отношении которого главный бухгалтер может быть наделен административно-распорядительными полномочиями). Если на предприятии лицо, отвечающее за ведение налогового и бухгалтерского учета, только одно, оно занимает должность бухгалтера (см. письма Минтруда от 26.10.2009 г. № 642/13/84-09; от 30.03.2010 г. № 3200/0/14-10/13, от 13.01.2010 г. № 4/13/116-10, письмо Минфина от 07.04.2010 г. № 31-34000-10-10/7408). При этом его статус для целей законодательного регулирования полностью тождественен статусу главного бухгалтера, отличие заключается лишь в том, что главный бухгалтер имеет в своем подчинении сотрудников, образующих бухгалтерскую службу предприятия (см. также «Главный бухгалтер на предприятии: что он должен делать и знать» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 55, с. 13).
Поэтому хотя законодатель прямо на это и не указывает, однако содержание приведенной выше ч. 4 ст. 8 Закона № 996 подразумевает, что использование предприятием одной из названных форм организации бухучета исключает последний из названных вариантов — самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно руководителем предприятия.
В тех случаях, когда ведение бухгалтерского учета возложено на конкретное лицо (то ли это главный бухгалтер, возглавляющий бухгалтерскую службу, то ли бухгалтер или же специалист по бухучету либо аудиторская фирма, с которыми заключены гражданско-правовые договоры на оказание соответствующих услуг), обязанности руководителя сводятся к «созданию необходимых условий для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечению неуклонного выполнения всеми подразделениями, службами и сотрудниками, причастными к бухгалтерскому учету, правомерных требований бухгалтера по соблюдению порядка оформления и редоставления к учету первичных документов» (ст. 8 Закона № 996).
Последствия приема на работу бухгалтера
В рассматриваемой ситуации на предприятии лицо принято на должность бухгалтера. Это означает, что:
1. Налоговый орган должен быть уведомлен о лице, в обязанности которого входит ведение бухгалтерского (а на его основе — и налогового) учета. Ведение бухгалтерского учета охватывает собой и обязанность подтверждения сведений, отраженных на его основании в налоговой отчетности, путем проставления подписи не только директора, но и лица, ответственного за ведение налогового и бухгалтерского учета. Уведомление происходит путем подачи заявления по форме № 1-ОПП с отметкой «Изменения» (п. 9.3 Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 979). Для подачи формы № 1-ОПП установлен 10-дневный срок со дня возникновения изменений в учетных данных налогоплательщика. Однако при этом Порядок № 979 не конкретизирует, какое именно действие следует считать моментом возникновения изменений в учетных данных налогоплательщика. В нашей ситуации очевидно, что таким моментом будет прием на работу бухгалтера.
Неуведомление налогового органа в указанный срок о произошедших изменениях, если данный факт в последующем будет выявлен, может стать основанием для применения штрафа по п. 117.1 НКУ в размере 510 грн.
2. Угрозы того, что налоговый орган не признает отчетность задним числом (после установления факта, что она не была подписана лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета), нет. Не признать налоговики могут только ту отчетность, которая будет подаваться после выяснения того, что на предприятии есть бухгалтер, подписи которого нет на декларации.
3. Если налоговым органом в ходе проверки будут выявлены нарушения порядка ведения налогового учета, то административный штраф по ст. 1631 Кодекса об административных правонарушениях может быть наложен не только на директора, но и на бухгалтера (несмотря на отсутствие его подписи на тех. или иных документах).
Если отчетность подписывает только директор
Если же предприятие все же предпочитает, чтобы отчетность подписывалась только руководителем и ответственность за нее нес только он, то этот вариант тоже возможен, но с учетом определенных нюансов:
1. На предприятии не должно быть должности главного бухгалтера либо бухгалтера. Специалиста, который фактически будет выполнять функцию ведения бухгалтерского учета и заполнять отчетность, можно назвать, к примеру, «Аналітик з питань фінансово-економічної безпеки», «Консультант», «Фахівець з ефективності підприємництва» либо подобрать какоелибо другое название в Классификаторе профессий. Но имейте в виду следующее. Под любую должность не обходимо составить должностную инструкцию. И должностная инструкция соответствующего специалиста (как бы предприятие его не назвало) не может включать в себя обязанность по ведению бухгалтерского и налогового учета (иначе это автоматически будет означать совмещение должностей, в том числе должности бухгалтера, таким сотрудником). Иначе говоря, речь идет о попытке обойти требования законодательства. Но это, в свою очередь, означает, что:
— сотрудник в любой момент может отказаться от фактического выполнения функций бухгалтера, поскольку это его трудовыми обязанностями не охватывается;
— такой сотрудник не может быть привлечен к ответственности за неправильное ведение бухгалтерского учета;
— если на предприятие будет наложен штраф в связи с нарушениями, обусловленными неправильным ведением бухгалтерского учета, то взыскать с сотрудника суммы таких санкций в порядке применения материальной ответственности нельзя, как это можно было бы сделать, если бы он занимал должность бухгалтера (см., например, письмо Минтруда от 15.02.2010 г. № 30/06/186-10 //«Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 27).
2. По документам обязанности по ведению бухгалтерского и налогового учета должны бать возложены на директора (он это может сделать своим же приказом, сославшись на ст. 8 Закона №996).
3. В заявлении по форме № 1-ОПП должен быть указан только руководитель.

Если указанные условия соблюдаются, то при подписании налоговой отчетности и в графе «Руководитель», и в графе «Главный бухгалтер» ставит свою подпись директор. Если предприятие сдает отчетность в электронной форме, то в поле «Главный бухгалтер» указываются фамилия и инициалы руководителя, а электронные цифровые подписи должностных лиц налогоплательщика налагаются в таком порядке: первой — электронная цифровая подпись руководителя, второй — электронная цифровая подпись, являющаяся аналогом печати налогоплательщика (п. 7.1 Инструкции по подготовке и предоставлению налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи, утвержденной приказом ГНАУ от 10.04.2008 г. № 233).


Але, все-таки, якщо на підприємстві є бухгалтерська служба на чолі з "головним бухгалтером-керівником", якому підпорядковується спеціаліст названий "бухгалтером"? В чому "незаконність"!?

Актуальне питання, бо дістає інспектор телефонними розмовами про, цитую: "прийняття бухгалтера головним бухгалтером без права підпису (!?)".

Як підмітив пан Вотруба:

Не секрет, что отсутствие на предприятии главбуха (подписание отчетов одним лицом), по критериям ГНСУ является фактором, на основании которого предприятия относят к "рисковым". Вот отсюда, мне кажется, и ветер дует (хотя, возможно, это просто моя мнительность).


Подробнее: Оформление бухгалтера

Аватар пользователя
Luka
 
Сообщений: 75
Зарегистрирован: 03 ноя 2011, 12:44
Благодарил (а): 72 раз.
Поблагодарили: 21 раз.

UNREAD_POST koren_o@ua.fm » 04 дек 2013, 10:37

Простите пжст, может не совсем по теме, но другой темя для своего вопроса не наша.
у нас проворовался бухгалтер, хотим ее уволить по статье, но как я прочитала - по серъезной статье можно увольнять только после решения суда, дело заведено, но еще не в суде. как нам правильно сейчас поступить с бухгалтером - приказом директора отстранить от работы и должности или как-то уволить? как быть с ее зарплатой, она не хочет подписывать никакие документы, зп висит невыданной, как с дальнейшим начисление поступить? спасибо за помощь.
koren_o@ua.fm
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 04 дек 2013, 10:32
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

След.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в SOS-поддержка

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Ads, Gb, hela, Kamillfo, m_tetyana, suxarik.sm, Ya, yryna, Тори