Рекламу показываем только НЕзарегистрированным пользователям. Войдите или зарегистрируйтесь на Бухфоруме
    .

Бухучет основных средств

Бухучетный форум.

UNREAD_POST налоговик » 20 апр 2012, 14:24

БУХГАЛТЕРСКИЙ ПРАКТИКУМ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Валерий ПАРХОМЕНКО,
заслуженный экономист Украины, д-р экон. наук

КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРИЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

ПБУ 7 предназначено для урегулирования вопросов учета оценки; переоценки, изменений полезности, амортизации, поступления и выбытия, ремонта, модернизации и другого улучшения основных средств и других необоротных материальных активов. Для целей аналитического учета основные средства сгруппированы в 9 классификационных групп основных фондов (земельные участки; капитальные расходы на улучшение земель, не связанные со строительством; здания, сооружения, передающие устройства; машины и оборудование; транспортные средства; инструменты, приборы, инвентарь (мебель); животные; многолетние насаждения; другие основные средства), 7 классификационных групп других необоротных материальных активов (библиотечные фонды; малоценные необоротные материальные активы; временные (не титульные) сооружения; природные ресурсы; инвентарная тара; предметы проката; другие необоротные материальные активы). Кроме того, возможно такое дальнейшее деление в аналитическом учете, которое обеспечивает получение информации об объектах, находящихся у предприятия на правах собственности, полного хозяйственного ведения, оперативного управления, финансовой аренды, доверительного управления, концессии и т. п.
Основными средствами и другими необоротными материальными активами считаются (признаются) материальные активы предприятия, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых больше одного года (или операционного цикла, если он длиннее года). Для того чтобы определиться, какие предметы зачислять в состав только одной группы других необоротных активов, а именно относить к малоценным необоротным материальным активам (субсчет 112), либо к составу основных средств (счет 10), предприятия могут устанавливать стоимостные признаки предметов, которые включаются в состав малоценных необоротных материальных активов. Такой нормативный подход позволяет по признаку меньшей стоимости (при наличии одинакового признака - срок полезного использования больше одного года) указанные предметы включать в состав малоценных необоротных материальных активов с одновременным применением к ним стоимости упрощенных методов амортизации: по 50% амортизируемой стоимости в первом месяце использования объекта и месяце списания по непригодности; 100% амортизируемой стоимости в первом месяце использования объекта,
Ошибкой предприятий является решение признавать основными средствами активы, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых больше одного года (или операционного цикла, если он длиннее года) и стоимость которых больше 1000 (2500 или другой величины) грн. Ведь основными средствами следует признавать все средства с ожидаемым сроком полезного использования (эксплуатации) больше одного года (или операционного цикла, если он длиннее года), а уже потом по стоимостному признаку менее стоимостные предметы зачислять в одну из классификационных групп основных средств - малоценные необоротные материальные активы, по которым, учитывая их несущественную стоимость, разрешены упрощенные методы амортизации.
Особенности бухгалтерского учета таких основных средств, как инвестиционная недвижимость (собственные или арендованные на правах финансового лизинга аренды земельные участки, здания и сооружения, содержащиеся в целях получения арендных платежей и/или увеличения собственного капитала) либо долгосрочные биологические активы, которые репрезентуются многолетними насаждениями и животными, способными в процессе биологических преобразований в результате сельскохозяйственной деятельности давать сельскохозяйственную продукцию и/или дополнительные биологические активы либо приносить другим способом экономические выгоды в течение периода, превышающего 12 месяцев, определены ПБУ 32 и ПБУ 30.
Основные средства, полученные юридическим лицом в доверительное управление, в концессию, зачисляются на отдельный баланс этого юридического лица (управляющего, концессионера).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА АНАЛИТИЧЕСКОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Объектом аналитического учета основных средств и других необоротных материальных активов является отдельный объект. Отдельным объектом основных средств может быть:
□ законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему;
□ конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных функций;
□ обособленный комплекс конструктивно соединенных предметов, узлов одинакового или разного назначения, имеющих для их обслуживания общие приспособления, принадлежности, общее управление и единый фундамент, вследствие чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс выполнять предусмотренную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно;
□ другой предмет, соответствующий определениям актива и основных средств, или часть предмета, контролируемого предприятием.
В первичных документах на ввод в эксплуатацию объекта основных средств должен указываться состав комплекса как единицы учета объекта (предметы, приспособления и принадлежности, входящие в состав комплекса (комплекта)), стоимость каждой такой части, техническая характеристика объекта (мощность, площадь, объем, вместимость) с перенесением таких данных в регистры аналитического учета основных средств. В этих документах также указываются данные о ликвидационной стоимости, происхождении денежных средств (собственные, целевые), использованных для приобретения, строительства основных средств, и бесплатно полученные основные средства, используемые в дальнейшем для расчета и отражения амортизационных отчислений.
При определении состава (комплекта) отдельного объекта основных средств следует учитывать положение о том, что целесообразно частям такого объекта с разным сроком полезного использования предоставлять статус отдельного объекта основных средств.
Каждому объекту основных средств присваивается отдельный инвентарный номер.
Определение и изменение первоначальной стоимости основных средств
Основные средства и другие необоротные материальные активы зачисляются на баланс корреспонденцией через счет 15 «Капитальные инвестиции» по первоначальной стоимости в сумме фактических расходов на их приобретение, строительство, монтаж, наладку, регистрацию, доставку, страхование рисков доставки, уплату таможенных сборов и предусмотренных налогов (если налоги не возмещаются предприятию). Расходы на уплату процентов за пользование кредитом не включаются в первоначальную стоимость тех объектов, которые по определению являются квалификационными, и за время (период) и в размерах, определяемых при применении ПБУ 31. Стоимость бесплатно полученных основных средств, стоимость основных средств, полученных в виде взноса в уставный капитал, и сумма дооценки основных средств зачисляются в состав основных средств без отражения на счете 15 «Капитальные инвестиции».
Первоначальная стоимость объекта основных средств изменяется (увеличивается) в связи с улучшением объекта (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция), его частичной ликвидацией или переоценкой. Расходы по техническому надзору, техническому обслуживанию и ремонту, который не приводит к увеличению будущих первоначально ожидаемых экономических выгод от использования объекта, а осуществляется для поддержки объекта в рабочем состоянии, включаются в состав расходов (независимо от стоимости ремонта и ее соотношения со стоимостью основных средств). Решение о характере и признаках осуществляемых предприятием работ по увеличению в будущем первоначально ожидаемых расходов или поддержанию объекта в пригодном для использования состоянии и получению первоначально определенной суммы экономических выгод принимается руководством предприятия.
В соответствии с приказом № 372 ПБУ 7 с апреля 2011 г. предусматривает на усмотрение предприятия возможность применения альтернативного отражения расходов на ремонт, модернизацию, достройку и прочее улучшение основных средств. Этот альтернативный вариант отражения подобных расходов на такие работы не учитывает необходимости квалифицировать их, с учетом того, приводят они к увеличению будущих первоначально ожидаемых экономических выгод от использования объекта либо просто обеспечивают поддержание объекта основных средств в рабочем состоянии в целях обеспечения получения первоначально ожидаемых экономических выгод в течение первоначально определенного срока полезного использования. По этому альтернативному варианту только по формальному признаку (указанные расходы укладываются или не укладываются в сумму, которая не превышает 10% совокупной балансовой, то есть остаточной стоимости всех основных средств, подлежащих амортизации на начало отчетного года) указанные расходы будут включаться в расходы операционной деятельности и/или в капитальные инвестиции и увеличение первоначальной стоимости объекта основных средств.
Это не соответствует ст. 1 Закона о бухучете, согласно которой активы — это ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошедших событий, использование которых приведет к получению экономических выгод в будущем. Представим, что предприятие реконструировало двухэтажное здание в трехэтажное. В результате увеличатся будущие первоначально ожидаемые экономические выгоды и появится новый (трехэтажный вместо двухэтажного) актив. Вместе с тем если по формальному признаку сумма расходов на реконструкцию (надстройку) здания укладывается в отведенные 10%, то стоимость актива в балансе предприятия не появится (не увеличится).
Не соответствует этот альтернативный вариант и п. 3 ПБУ 1, по которому расходы — это уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или увеличения обязательств, приводящих к уменьшению собственного капитала (за исключением уменьшения капитала за счет его изъятия или распределения собственниками). В приведенном примере нет признаков для признания расходов — не состоялось выбытие активов (уплачены деньги подрядчику, а получен взамен новый актив — третий этаж с новой крышей) или увеличение обязательств (их нет), а указанную сумму следует признать расходами.
С учетом указанных несоответствий, а также с целью предоставления согласно ст. 3 вышеуказанного Закона пользователям финансовой отчетности полной, правдивой и непредвзятой информации о финансовом (и имущественном) положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств как индикатор хозяйственной деятельности предприятия применение альтернативного (введенного в регламент бухгалтерского учета с апреля 2011 г.) варианта бухгалтерского учета расходов на ремонт, модернизацию, реконструкцию и прочее улучшение основных средств неприемлемо. Это крайне негативно для тех предприятий, которые согласно законодательству Украины переходят на составление финансовой отчетности непосредственно по международным стандартам, в которых такой альтернативный вариант не рассматривается.
Бухгалтерский учет ремонта основных средств
Инструментом методического обеспечения бухгалтерского учета- ремонта объекта основных средств с проведением замены отдельной его части (узла) предусмотрен порядок отражения расходов, определенный подпунктами 12 - 14 и п. 70 МСБУ 16 «Основные средства». Балансовая (остаточная) стоимость заменяемой части объекта основных средств перестает признаваться в стоимости актива с одновременным включением в стоимость ремонтируемого объекта новой стоимости части (узла), установленной для замены. При этом первоначальная стоимость замененной части (узла) может быть получена из регистра аналитического учета этого объекта основных средств, как указывалось выше, а уровень (сумма) его износа устанавливается комиссией, которая готовит предложения руководству предприятия по ремонту объекта основных средств с заменой отдельной части (узла).

ПЕРЕОЦЕНКА ОБЪЕКТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Предприятие может переоценивать объект основных средств, если его остаточная стоимость (первоначальная стоимость минус износ) значительно (более чем на 10%) отличается от справедливой стоимости на дату баланса. При этом на эту же дату следует осуществить переоценку всех объектов данной классификационной группы. После переоценки изменяется в одинаковых пропорциях (на один коэффициент) первоначальная стоимость и сумма износа объекта переоценки, кроме случая, когда остаточная стоимость равна нулю. Переоценка основных средств для целей бухгалтерского учета может осуществляться только субъектами оценочной деятельности.
Признаки справедливой стоимости основных средств приведены в приложении к ПБУ 19. Данные о переоценке (изменение первоначальной стоимости и износа) отражаются в регистрах аналитического учета основных средств (инвентарная карточка учета основных средств, книга учета основных средств).
Для проведения переоценки (уценки, дооценки) первоначальной стоимости определяется разность между справедливой стоимостью и остаточной стоимостью (первоначальная стоимость минус сумма износа) объекта основных средств. Чтобы определить сумму изменения износа в результате переоценки основных средств, прежде всего следует определить коэффициент переоценки, на который умножить сумму износа объекта, и определить переоцененную сумму износа, из которой вычесть сумму износа до переоценки. Коэффициент переоценки определяется делением справедливой стоимости объекта на его остаточную стоимость. Понятно, что если остаточная стоимость объекта равна нулю (если не была определена ликвидационная стоимость), то коэффициент также будет нулевым. В таком случае нужно первоначальную стоимость такого объекта увеличить на величину его справедливой стоимости, а сумму износа не изменять, в результате чего переоцененная остаточная стоимость уже не будет нулевой и начнет амортизироваться. Рассмотрим пример 1;
Пример 1.
Объект «Л» по состоянию на 31.12.2011 г. отражен по первоначальной стоимости 8600 грн. и сумме износа 8600 грн. На это время его справедливая стоимость (рыночная стоимость) составляет 1600 грн. Соответственно записью по дебету счета 10 «Основные средства» и кредиту счета 42 «Дополнительный капитал» будет увеличена на 1600 грн. первоначальная стоимость объекта «А» и сумма дополнительного капитала.
В других случаях сумма дооценки основных средств отражается по дебету счета 10 «Основные средства» в корреспонденции со счетами 13 «Износ необоротных активов» и 42 «Дополнительный капитал». Сумма уценки основных средств отражается по кредиту счета 10 «Основные средства» в корреспонденции со счетами 13 «Износ основных средств» и 42 «Дополнительный капитал» (если по этому объекту есть сумма ранее проведенной дооценки) или субсчету 975 «Уценка необоротных активов и финансовых инвестиций».
Сумма дооценки ранее уцененных объектов (если уценка была отнесена на расходы) предприятием отражается по дебету счета 10 «Основные средства» (на сумму дооценки) в корреспонденции со счетом 13 «Износ основных средств» (на сумму изменения износа) и субсчетом 746 «Другие доходы от обычной деятельности» (в сумме, не превышающей сумму предыдущих уценок этого объекта, отнесенную на расходы) или/и сче-
том 42 «Дополнительный капитал» (на разность между суммой дооценки и суммой ранее отнесенной на расходы уценки).
При выбытии объектов основных средств кредитуется счет 10 «Основные средства» (на сумму первоначальной (или переоцененной) стоимости) в корреспонденции со счетом 13 «Износ необоротных активов» (на сумму износа этого объекта) и субсчетом 976 «Списание необоротных активов» при ликвидации основных средств (на остаточную стоимость). Если объект основных средств решено продать, то он переводится в состав оборотных активов записью по дебету субсчета 286 «Необоротные активы и группы выбытия, содержащиеся для продажи» и дебету счета 13 «Износ (амортизация) необоротных активов» и кредиту счетов 10 «Основные средства», 11 «Прочие необоротные материальные активы», 15 «Капитальные инвестиции», 16 «Долгосрочные биологические активы». Одновременно сумма превышения всех дооценок этого объекта за время до его выбытия над суммой уценок за этот период отражается по дебету субсчета 423 «Дооценка активов» в корреспонденции со счетом 44 «Нераспределенная прибыль (непокрытые убытки)».

УМЕНЬШЕНИЕ И ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ПОЛЕЗНОСТИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Основные средства со временем при различных условиях теряют способность обеспечить получение ожидаемых экономических выгод. Основные средства должны быть отражены по стоимости, не превышающей сумму ожидаемого возмещения. Суммой ожидаемого возмещения актива (основных средств) считается большая из двух оценок
□ чистая стоимость реализации актива (как разность между справедливой стоимостью актива и ожидаемыми расходами на его реализацию);
□ настоящая стоимость будущих чистых денежных поступлений от актива.
Если балансовая (остаточная) стоимость актива превышает сумму ожидаемого возмещения, то предприятие должно признать такой объект как актив, полезность которого уменьшилась, и определить потери от уменьшения полезности. •
На конец каждого отчетного года предприятие должно определяться с существованием признаков возможного уменьшения или аннулированием признаков уменьшения полезности активов, рассчитывать и отражать потери от уменьшения полезности или выгоды от возобновления полезности активов в порядке, приведенном в ПБУ 28.
Потери от уменьшения полезности основных средств отражаются по дебету субсчета 975 «Уценка необоротных активов и финансовых инвестиций» в корреспонденции с субсчетом 131 «Износ основных средств». Такие потери по ранее переоцененным объектам основных средств отражаются по дебету субсчета 131 «Износ основных средств» в корреспонденции с кредитом счета 10 «Основные средства» (на сумму изменения износа, определяемого по коэффициенту переоценки) и по кредиту счета 10 «Основные средства» и дебету субсчета 423 «Дооценка активов» (но не больше превышения суммы предыдущих дооценок над суммой предыдущих уценок этого объекта основных средств). Следовательно, если по этой операции уменьшится первоначальная (переоцененная) стоимость и сумма износа основных средств, то уменьшится и дополнительный капитал (на сумму уменьшения остаточной стоимости). При этом следует исходить из того, что уменьшение полезности относится на уменьшение дополнительного капитала (в пределах имеющегося на эту дату превышения суммы предыдущих дооценок и возобновления полезности основных фондов над суммой предыдущих уценок, и потерь от уменьшения полезности основных фондов). Рассмотрим пример 2.
Пример 2.
По состоянию на 01.12.2011 г. на балансе предприятия ООО «Апеко» находится силовой агрегат переоцененной стоимостью 12 300 грн. и 'износом 1200 грн., сумма дооценки в 1996 г. составляла 4200 грн. с одновременным изменением износа на 1900 грн. (данные получены из инвентарной карточки учета основных средств). Следовательно, на субсчете 423 «Дополнительный капитал» сумма предыдущей дооценки остаточной стоимости составляет 2300 грн. (4200 - 1900). В декабре руководством (собственниками) ООО принято решение о потере полезности этого объекта на 1100 грн. Определим коэффициент переоценки (потери полезности):

(12 300 - 7200 – 1100)/(12 300 – 7200) = 0,79

Уценка первоначальной стоимости будет составлять 12 300 - (12 300 х 0,79) = 2600.

Уменьшение износа вследствие потери полезности будет составлять 7200 - (7200 х 0,79) = 1500.
Корреспонденция счетов в декабре приведена в табл. 1.

Таблица 1

Потеря полезности
Дт 13 Кт 10 1500
Дт 423 Кт 10 1100

Сальдо на счете 10 уменьшилось на 2600 грн. (то есть на сумму потери полезности).
Если бы на субсчете 423 сумм предыдущей дооценки остаточной стоимости составляла сумму меньшую, нежели сумма потери полезности (например, 700), то сальдо на субсчете 423 следовало бы уменьшить только на 700, а остальные (1100 - 700 = 400) отнести на другие расходы (субсчет 975 «Уценка необоротных активов и финансовых инвестиций»).
Если причины уменьшения полезности объекта основных средств после отражения потерь перестали существовать, то возобновление полезности отражается по кредиту субсчета 746 «Прочие доходы от обычной деятельности» и дебету счета 13 «Износ необоротных активов». Такие изменения причин потери полезности по объектам с дооцененной стоимостью отражаются корреспонденцией счетов, являющейся обратной относительно корреспонденции об отражении потерь полезности, изложенной в предыдущем примере. При этом вместо субсчета 975 «Уценка необоротных активов и финансовых инвестиций» используется субсчет 746 «Прочие доходы от обычной деятельности».

АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Амортизация основных средств может начисляться по нормам и в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, или по следующим методам.
1. Прямолинейный метод, согласно которому ежемесячная сумма амортизации определяется делением стоимости амортизируемого объекта (первоначальная за вычетом ликвидационной) на количество месяцев ожидаемого полезного использования объекта. Привлекательность этого метода наряду с простотой и традиционностью заключается еще и в том, что он позволяет, отказавшись от ежемесячного отражения в регистрах аналитического учета основных средств сведений о сумме начисленного износа, получать такие данные простым расчетом в любое время при выбытии этого объекта. Для этого месячная сумма амортизации умножается на количество месяцев использования (эксплуатации) объекта с прибавлением суммы износа на начало применения этого метода.
2. Метод уменьшения остаточной стоимости, в соответствии с которым ежегодная сумма амортизации определяется умножением остаточной стоимости на начало отчетного года или первоначальной стоимости на дату начала начисления амортизации на годовую норму амортизации. Годовая норма амортизации (Г1) определяется по формуле

N= (1-корень n степени из ликвидационной стоимости/первоначальная стоимость)* 100
где N — годовая норма амортизации;
n — количество лет полезного использования объекта.

3. Метод ускоренного уменьшения остаточной стоимости, по которому годовая сумма амортизации равна произведению остаточной стоимости объекта на начало отчетного года или первоначальной стоимости на дату начала начисления амортизации и удвоенной годовой нормы амортизации. Годовая норма амортизации определяется делением 100 на количество лет полезного использования (эксплуатации) объектов основных средств.
Методы 2 и 3 в последний год предусмотренного срока полезного использования эксплуатации предусматривают, начисление амортизации в размере всей остаточной стоимости (за вычетом ликвидационной стоимости).
4. Кумулятивный метода по которому годовая сумма амортизации определяется как произведение амортизируемой стоимости и кумулятивного коэффициента. Кумулятивный коэффициент рассчитывается делением количества лет, остающихся до конца ожидаемого срока использования объекта основных средств, на сумму числа лет его полезного использования. Этот метод считается также ускоренным, поскольку позволяет начислить амортизацию в первые годы эксплуатации в больших размерах, чем в дальнейшем.
Приведенные методы ускоренной амортизации могут быть применены, в частности, к объектам, более склонным к моральному износу, в связи с чем увеличиваются расходы на их возобновление.
Пример 3
Приобретен станок стоимостью 10 500 грн. Ликвидационная стоимость составляет 500 грн. Срок полезного использования, установлений предприятием, — 5 лет. Сумма числа лет полезного использования будет составлять 15 лет (1 + 2 + 3 + 4 + 5). В первый год эксплуатации по кумулятивному методу будет начислено 3400 грн. (10 000 х 5/15), во втором — 2700 грн. (10 000 х 4/15), в третьем - 2000 грн. (10 000 х х 3/15), в четвертом — 1400 грн. (10 000 х 2/15), в пятом — 500 грн. (10 000 х 1/15).
5. Производственный метод применяет натуральные (стоимостные) показатели производства продукции (работ, услуг) за отчетный период для умножения их на производственную ставку амортизации. Последняя определяется делением первоначальной стоимости объекта за вычетом его ликвидационной стоимости на ожидаемый объем продукции (работ, услуг), который будет изготовлен с использованием этого объекта. Этот метод также применялся и применяется на наших предприятиях (например, на автомобильном транспорте (нормы амортизации на пробег), в горнодобывающих отраслях).
Если нормы (суммы) амортизации по налоговому законодательству определяются исходя из сроков полезного использования основных средств, установленных Налоговым кодексом, то при исчислении амортизации по ПБУ 7 сроки полезного использования основных средств для определения норм (сумм) амортизации устанавливаются самим предприятием.
Амортизация других необоротных материальных активов может начисляться по прямолинейному и производственному методам. Предусмотрены и более упрощенные процедуры разового начисления амортизации для библиотечных фондов и малоценных необоротных активов.
Начисление амортизации проводится ежемесячно независимо от финансовых результатов. Предприятия с сезонным характером производства годовую сумму амортизации начисляют в течение периода работы предприятия в отчетном году.
Начисление амортизации начинается с месяца, следующего ' за месяцем, в котором объект основных средств стал пригодным для полезного использования.
Начисление амортизации прекращается начиная с месяца, следующего за месяцем выбытия объекта основных средств,
а также приостанавливается на период реконструкции, модернизации объекта.
Начисление амортизации при применении производственного метода амортизации начинается или прекращается начиная с даты, наступающей за датой, на которую объект основных средств стал пригодным для использования, или за датой его выбытия.
Сумму начисленной амортизации все предприятия отражают по дебету счетов учета расходов и кредиту счета 13 «Износ (амортизация) необоротных активов».
Одновременно на сумму начисленной амортизации по объектам внешнего благоустройства и жилым домам, числящимся на балансе жилищно-коммунальной организации, которая относится к сфере управления органов местного самоуправления и местным органам исполнительной власти, а также по автомобильным дорогам общего пользования кредитуется счет 74 «Прочие доходы» и дебетуется счет 42 «Дополнительный капитал», а при его недостаточности — счет 40 «Уставный капитал». Организации, обычная деятельность которых не направлена на восстановление жилых домов и других зданий (ЖСК, ТСК, садоводческие кооперативы), могут также сумму начисленной амортизации одновременно отражать уменьшением дополнительного, паевого, уставного капитала.
ПБУ 7 позволяет также осуществлять амортизацию основных средств, используя минимально допустимые сроки их использования согласно Налоговому кодексу. Но даже если предприятие избрало те же сроки полезного использования, установленные Налоговым кодексом, расхождений в сумме амортизации для целей налоговой декларации и целей финансовой отчетности не избежать, поскольку.
□ в соответствии с Налоговым кодексом амортизации подлежит не весь круг объектов основных средств, числящихся на балансе предприятия и амортизируемых по бухгалтерскому регламенту;
□ стоимость, принимаемая за основу расчетов амортизации для налоговой Декларации вследствие отличий в отражении расходов на ремонт, реконструкцию, достройку и другие улучшения основных средств, будет отличаться от стоимости, принимаемой за основу расчетов амортизации по бухгалтерскому регламенту. Кроме того, применяя указанные сроки полезного использования, предприятие обязано на каждую годовую дату баланса определять и отражать потери от уменьшения полезности актива, в частности вследствие фактически большего устаревания (износа) объекта, нежели отраженного, исходя из применяемых налоговых сроков его полезного использования.

ВНСУ № 14
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5698
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 806 раз.
Поблагодарили: 2592 раз.

UNREAD_POST Печкин » 20 апр 2012, 16:41

Круто он по альтернативному методу прошелся :)

налоговик писал(а):
БУХГАЛТЕРСКИЙ ПРАКТИКУМ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Валерий ПАРХОМЕНКО,
заслуженный экономист Украины, д-р экон. наук

В соответствии с приказом № 372 ПБУ 7 с апреля 2011 г. предусматривает на усмотрение предприятия возможность применения альтернативного отражения расходов на ремонт, модернизацию, достройку и прочее улучшение основных средств. Этот альтернативный вариант отражения подобных расходов на такие работы не учитывает необходимости квалифицировать их, с учетом того, приводят они к увеличению будущих первоначально ожидаемых экономических выгод от использования объекта либо просто обеспечивают поддержание объекта основных средств в рабочем состоянии в целях обеспечения получения первоначально ожидаемых экономических выгод в течение первоначально определенного срока полезного использования. По этому альтернативному варианту только по формальному признаку (указанные расходы укладываются или не укладываются в сумму, которая не превышает 10% совокупной балансовой, то есть остаточной стоимости всех основных средств, подлежащих амортизации на начало отчетного года) указанные расходы будут включаться в расходы операционной деятельности и/или в капитальные инвестиции и увеличение первоначальной стоимости объекта основных средств.
Это не соответствует ст. 1 Закона о бухучете, согласно которой активы — это ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошедших событий, использование которых приведет к получению экономических выгод в будущем. Представим, что предприятие реконструировало двухэтажное здание в трехэтажное. В результате увеличатся будущие первоначально ожидаемые экономические выгоды и появится новый (трехэтажный вместо двухэтажного) актив. Вместе с тем если по формальному признаку сумма расходов на реконструкцию (надстройку) здания укладывается в отведенные 10%, то стоимость актива в балансе предприятия не появится (не увеличится).
Не соответствует этот альтернативный вариант и п. 3 ПБУ 1, по которому расходы — это уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или увеличения обязательств, приводящих к уменьшению собственного капитала (за исключением уменьшения капитала за счет его изъятия или распределения собственниками). В приведенном примере нет признаков для признания расходов — не состоялось выбытие активов (уплачены деньги подрядчику, а получен взамен новый актив — третий этаж с новой крышей) или увеличение обязательств (их нет), а указанную сумму следует признать расходами.
С учетом указанных несоответствий, а также с целью предоставления согласно ст. 3 вышеуказанного Закона пользователям финансовой отчетности полной, правдивой и непредвзятой информации о финансовом (и имущественном) положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств как индикатор хозяйственной деятельности предприятия применение альтернативного (введенного в регламент бухгалтерского учета с апреля 2011 г.) варианта бухгалтерского учета расходов на ремонт, модернизацию, реконструкцию и прочее улучшение основных средств неприемлемо. Это крайне негативно для тех предприятий, которые согласно законодательству Украины переходят на составление финансовой отчетности непосредственно по международным стандартам, в которых такой альтернативный вариант не рассматривается.


Только я последнее предложение не понял. Что для них негативно, если они как раз с "этим" не столкнуться.
живу на Бухфоруме
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2883 раз.

UNREAD_POST Vetal' » 20 апр 2012, 16:54

Если упростить, то, видимо, хотел сказать: переходящим на МСФО применять альтернативный вариант нельзя, т.к. МСФО подобного не предусмотрено. :)
Вообще для науковця неплохо написано. Видно что руку набил. :)
Vetal'
 
Сообщений: 2852
Зарегистрирован: 27 янв 2011, 11:57
Благодарил (а): 440 раз.
Поблагодарили: 1151 раз.

UNREAD_POST Печкин » 20 апр 2012, 17:28

Старая школа ;)
живу на Бухфоруме
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2883 раз.

UNREAD_POST demko » 23 апр 2012, 11:21

Добрий день.
Яким чином облікувати компютерну мишку, гарнітуру , мережевий фільтр (заг.сума 1243 грн)?
demko
 
Сообщений: 84
Зарегистрирован: 11 мар 2011, 16:25
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

UNREAD_POST Печкин » 23 апр 2012, 11:30

Я бы исходил из следующего:

п. 7. Одиницею обліку основних засобів є об'єкт основних засобів.

п. 4. Об'єкт основних засобів - це: закінчений пристрій з усіма пристосуваннями і приладдям до нього; конструктивно відокремлений предмет, призначений для виконання певних самостійних функцій; відокремлений комплекс конструктивно з'єднаних предметів однакового або різного призначення, що мають для їх обслуговування загальні пристосування, приладдя, керування та єдиний фундамент, унаслідок чого кожен предмет може виконувати свої функції, а комплекс - певну роботу тільки в складі комплексу, а не самостійно; інший актив, що відповідає визначенню основних засобів, або частина такого активу, що контролюється підприємством.

Якщо один об'єкт основних засобів складається з частин, які мають різний строк корисного використання (експлуатації), то кожна з цих частин може визнаватися в бухгалтерському обліку як окремий об'єкт основних засобів.

Положення (стандарт) бухгалтерського обліку 7 "Основні засоби"


Т.е. можно учитывать как в составе компьютера, так и отдельно.
живу на Бухфоруме
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2883 раз.

UNREAD_POST налоговик » 23 апр 2012, 11:35

Статья в тему.

Компьютер один, объектов основных средств несколько

Суть статьи Андрея Твердомеда сводится к тому, что учет основных средств на предприятиях можно существенно изменить ввиду того, что в П(С)БО 7 термин «объект основных средств» в целом хоть и очень близок к применявшемуся ранее, однако дополнен еще одним предложением, которое выглядит так: 

Если один объект основных средств состоит из частей, имеющих разный срок полезного использования (эксплуатации), то каждая из этих частей может признаваться в бухгалтерском учете как отдельный объект основных средств.

Автор отмечает, что данное дополнение не носит обязательного характера, а только предоставляет предприятию возможность учета одного объекта как нескольких. Такой подход, по мнению автора, удобнее всего будет применять при учете компьютеров. 

«Монитор и системный блок компьютера (по существу сам компьютер), как правило, функционируют разный срок.» Автор приводит ряд примеров возможных причин переукомплектации компьютера: выход из строя монитора при исправном системном блоке или же замена более старого (хоть и исправного) монитора на более новый и т. д. 

«А ведь если компьютер оформлен как единый объект основных средств во всех этих ситуациях... требуется хлопотное составление первичных документов, оформляющих такие операции... Отслеживание бухгалтером переукомплектовки при его загруженности маловероятно, да и смысла имеет мало: компьютерный парк обновляется часто, и не успеешь оформить одну переукомплектовку, как за ней может последовать другая. Поэтому в жизни перемещение компьютеров обычно толком не оформляется и не контролируется. Однако в этом случае не просто нарушаются требования нормативных документов, но и затрудняется (а то и утрачивается) контроль над наличием основных средств, а инвентаризация компьютеров требует создания следственной бригады. Значит, и инвентаризация по-настоящему не проводится. А это плохо, нормативы все-таки лучше соблюдать.» 

«Всех этих проблем можно избежать, если монитор – отдельный объект основных средств. Разумеется, отдельными объектами становятся и системный блок, и клавиатура, и мышь.»

Являясь самостоятельными объектами, блоки компьютера при перемещении уже не будут создавать бухгалтеру проблем, если, конечно, не пренебрегать маркировкой каждого самостоятельного объекта основных средств. 

А. Твердомед обращает внимание на то, что при указанном подходе учет блоков компьютера будет значительно отличаться друг от друга. Наиболее будет отличаться участь клавиатуры и мыши. «Им прямая дорога в малоценные необоротные материальные активы. И это тоже логично... Бывает, что эти периферийные устройства меняются несколько раз за время эксплуатации компьютера, особенно если компьютеру продлевают жизнь с помощью модернизации... Впрочем, наличие исправной мыши и клавиатуры при ликвидации компьютера – почти всегда правило, это может быть следствием и случая, то есть когда у компьютера мышь и клавиатура не первые.» 

«При учете компьютера в качестве единого объекта смена периферии должна оформляться как ремонт компьютера. Дешевизна периферии, по сравнению с остальными блоками компьютера, и различные сроки службы приводят к очевидному выводу: гораздо логичнее и удобнее, когда мелочевка обособлена от объекта основных средств. В этом случае вместо длительного начисления амортизации в составе компьютера периферия списывается с помощью простейших способов 50 % или 100 %.» 

«Вестник бухгалтера и аудитора Украины», декабрь 2000 г., № 24 (92), c. 17
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5698
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 806 раз.
Поблагодарили: 2592 раз.

UNREAD_POST Margelia » 07 май 2012, 14:49

У меня вопрос по взятии на учет программного продукта- антивирусной программы. Наш поставщик в НН написал- программный продукт 10 шт. Но к ней дал не РН - а акт оказанных услуг, хотя в акте не написано- установка ПО, а просто ПО- 10 штук. Мы хотим перепродать этот продукт нашему покупателя в количестве тех же 10 штук. Имеем ли право- как правильно формить нашу покупку с правом продать дальше- все же не мы разработчики?
Margelia
 
Сообщений: 35
Зарегистрирован: 24 фев 2012, 16:28
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

UNREAD_POST налоговик » 22 май 2012, 08:42

ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕТА АМОРТИЗАЦИИ


Изучение порядка ведения бухгалтерского учета на предприятиях Украины свидетельствует о необходимость его согласования, с одной стороны, с действующим законодательством, а с другой - с международными стандартами бухгалтерского учета. Это касается многих разделов учета, прежде всего учета основных средств, ведь они занимают значительное место среди активов предприятия. Потребность рассмотрения этого вопроса вызвана отличиями в теоретических положениях, в частности в понятийном аппарате, методике формирования данных о составе и наличии отдельных объектов, а также в согласовании методики формирования учетных данных о начислении амортизации с Налоговым кодексом Украины (далее - НКУ).
При определении роли и места амортизации в системе экономической информации среди научных работников сложились два подхода к ее пониманию: один подход основывается, по нашему мнению, на Законе США, где описан порядок налогообложения прибыли предприятия, а второй - на понимании амортизации как экономической категории, которая предусматривает включение части стоимости основных средств в затраты производства и создание благодаря этому финансового резерва для восстановления изношенной части этих объектов.
Подтверждением применения такого подхода послужило то, что в плане счетов бухгалтерского учета предприятий существовало несколько счетов, в частности при начислении амортизации использовали счета «Износ основных средств» и «Амортизация основных средств», а расходы на капитальные вложения покрывались за счет прежде всего амортизационных отчислений, централизованных государственных отчислений и собственной прибыли. Именно в этом заключалась взаимосвязь между экономическим, финансовым и бухгалтерским понятиями амортизации.
Однако с переходом на международные стандарты финансовой отчетности отошли от этих понятий. Контроль за приведением в соответствие сумм амортизации с расходами на капитальные вложения постепенно теряется. Это подтверждается тем, что дискуссии относительно усовершенствования амортизационной политики как средства повышения инвестиционной политики деятельности предприятий, в которых принимали участие И. Чумаченко [1], Г. Ки-рейцев [2, с. 166-178], С. Голов [3] и многие другие авторы, по нашему мнению, не повлияли на методику бухгалтерского учета начисления амортизации. Однако принятие НКУ привело к необходимости уточнения порядка ее начисления. Именно это и послужило основанием для написания нашей статьи.
При рассмотрении действующего законодательства и практики ведения учета на предприятиях Украины была установлена необходимость систематизации данных об амортизации основных средств и согласования методики учета с Налоговым кодексом Украины. Среди вопросов, которые необходимо решить, важнейшим следует признать применение понятия «справедливая стоимость» при оценке основных средств.
Если рассматривать справедливую стоимость как сумму, по которой актив можно обменять в операции между осведомленными, заинтересованными и независимыми сторонами (п. 6 МСФО 16) с уточнением относительно погашения задолженности (п. 7 МСФО 18), то вызывает возражение применение этого термина для определения финансового результата путем признания его как прибыли при росте стоимости конкретного объекта или как убытка — от уменьшения его полезности. Это можно объяснить тем, что в практике деятельности предприятий Украины справедливую стоимость начали применять, например, при оценке не только основных средств, но и биологических активов и сельскохозяйственной продукции.
По нашему мнению, от сопоставления данных бухгалтерского учета и налоговой отчетности необходимо отказаться. Считаем целесообразным определить в Налоговом кодексе Украины порядок использования справедливой стоимости при оценке основных средств с четким указанием случаев, в которых допускается ее применение.
В сельскохозяйственных предприятиях, которые платят налог на прибыль, нужно применять общепризнанный порядок исчисления прибыли, т.е. рассчитывать ее лишь на основе данных о доходе и себестоимости товарной продукции, а не путем оценки полученной сельскохозяйственной продукции и дополнительных биологических активов при их первоначальном признании по справедливой стоимости, уменьшенной на ожидаемые расходы на месте продажи.
Кроме того, требует уточнения порядок начисления амортизации на объекты, которые используются в сельскохозяйственных предприятиях, в частности на долгосрочные активы и капитальные расходы на улучшение земель. Эти вопросы рассмотрим далее.
Особого внимания заслуживают вопросы учета объектов недвижимости, а именно: не определена методика ведения учета объекта недвижимости, его оценка в целом и в зависимости от вида деятельности и как результат - порядок начисления амортизации на этот объект.
В системе бухгалтерского учета вопросы учета недвижимости регулируются П(С)БУ 32 «Инвестиционная недвижимость», в котором лишь частично определены понятия инвестиционной и операционной недвижимости, ее состав и порядок включения стоимости объекта недвижимости.
Оба вида недвижимости отличаются между собой назначением. Если инвестиционная недвижимость предназначена для получения арендных платежей и/или увеличения собственного капитала либо для продажи, то операционная - для производства или поставки товаров, предоставления услуг или в административных целях.
В состав недвижимости согласно П(С)БУ 32 входят земельные участки, здания, сооружения, расположенные на земле. Статьей 181 Гражданского кодекса Украины (далее - ГКУ) понятие недвижимости несколько шире. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, а также объекты, расположенные на земельном участке, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения назначения. Режим недвижимости вещи может быть распространен законом на воздушные и морские судна, судна внутреннего плавания, космические объекты, а также другие вещи, права на которые подлежат государственной регистрации. Если принять во внимание, что предприятие как единый имущественный комплекс является недвижимостью (ст. 191 ГКУ), то «согласно юридической теории участок земли — это многогранная пирамида, вершина которой помещена в центр земли, а боковые грани тянутся через земную поверхность, тянутся вверх к бесконечности». При этом не нужно забывать, что каждая часть недвижимости (под поверхностью земли, на поверхности и над ней) подлежит отдельной регистрации каждого объекта.
Оценка инвестиционной недвижимости согласно П(С)БУ 32 может осуществляться по первоначальной или по справедливой стоимости. Если принять во внимание, что эта недвижимость, как правило, будет переходить в операционную, то такие же методы оценки могут распространяться и на операционную недвижимость, т.е. в одинаковой мере приобретенные (созданные) объекты зачисляются на баланс по первоначальной стоимости, а полученные в финансовую аренду — по первоначальной стоимости согласно П(С)БУ 14 «Аренда».
То есть приобретенный или взятый в аренду объект требует детализации оценки, ведь в его состав будет входить стоимость земли, здания (зданий), оборудования и т.п. Это значительно усложняет методику ведения учета подобного объекта, поскольку п. 9 П(С)БУ 32 предусматривается, что единицей учета инвестиционной недвижимости является земельный участок, здание (часть здания) или их соединение, а также активы, которые образуют с инвестиционной недвижимостью целостный комплекс и в совокупности генерируют денежные потоки.
В соответствии с п. 10 П(С)БУ 32 первоначальная стоимость приобретенной инвестиционной недвижимости состоит из уплаченной поставщикам (продавцам) и подрядчикам за выполнение строительно-монтажных работ (без налога на добавленную стоимость); регистрационных сборов, государственной пошлины, косвенных налогов, связанных с приобретением объекта (если они не возмещаются предприятию); уплаты услуг (юридических, комиссионных), связанных с приобретением недвижимости и т.п.
В случае, если этот объект отнесен одновременно и к операционной, и к инвестиционной недвижимости, предприятие должно разработать критерии их разграничения (п. 6 П(С)БУ 32). То есть одновременно необходимо решить вопрос о разграничении стоимости объекта при введении его в эксплуатацию как операционной недвижимости.
Кроме того, следует обратить внимание на то, что имеется определенное несоответствие отдельных пунктов П(С)БУ 7 и П(С)БУ 32. В последнем указано, что инвестиционная недвижимость, оцененная по первоначальной стоимости, уменьшенная на сумму начисленной амортизации с учетом расходов на уменьшение полезности и выгод от ее восстановления, переоценке не подлежит (п. 18 П(С)БУ32). Тем самым утверждается, что на объект инвестиционной недвижимости начисление амортизации уже осуществлялось, но по какой методике это было выполнено, неизвестно, ведь такая методика приведена в п. 22-30 П(С)БУ 7. В то же время согласно п. 3.4 этого стандарта его действие не распространяется на инвестиционную недвижимость, особенности учета которой определяются другими положениями (стандартами) бухгалтерского учета. Поэтому необходимо уточнить порядок начисления амортизации на инвестиционную недвижимость, поскольку она перестает существовать при переводе в операционную (п. 24 П(С)БУ 32), например при отнесении инвестиционной недвижимости в капитал действующего предприятия, при продаже или использовании на потребности производства и т.п.
Причиной такого несоответствия является прежде всего определенная неточность перевода названия международного стандарта, который на английском языке имеет название «Properti, Plant and Equipment», что в дословном переводе означает: «Недвижимость, установки и оборудование». Понятно, что термин «основные средства» точнее характеризует состав исследуемых объектов, на что обращают внимание И. Сухарев и О. Сухарева. В П(С)БУ 7 понятие «недвижимость» не приведено, поэтому возникает потребность в этом, поскольку было позднее введено в действие П(С)БУ 32, где дано определение понятия операционной и инвестиционной недвижимости.
В п. 4 П(С)БУ 7 указывается: «Если один объект основных средств состоит из частей, которые имеют разный срок полезного использования (эксплуатации), то каждая из этих частей может признаваться в бухгалтерском учете как отдельный объект основных средств». Поэтому операционную недвижимость нельзя рассматривать как один объект, который приводит к несогласованию с НКУ, ведь порядок начисления амортизации, предусмотренный Кодексом, основывается на совсем иных основах.
Как известно, в состав недвижимости относится много объектов (земля, здания, оборудование и т.п.), нормы амортизации на которые существенно отличаются, а на отдельные - вообще отсутствуют. Начисление амортизации осуществляется по разным методикам, например производственный метод можно использовать лишь для оборудования, а для зданий — нет. То есть начислить амортизацию на конкретный объект недвижимости практически невозможно, именно поэтому согласно п. 146.7 ст. 146 НКУ первоначальную стоимость объектов основных средств, обязательства по расчетам которых определены общей суммой за несколько объектов, исчисляются путем распределения этой суммы пропорционально обычной цене отдельного объекта основных средств. Поэтому, по нашему мнению, возникает необходимость перестроить учет недвижимости, особенно той, которая приобретает операционную форму, для того чтобы привести учет подобного объекта в соответствие с налоговым законодательством.
Для этого нужно предварительно установить (при возможности) стоимость отдельных объектов путем консультации у продавца инвестиционной недвижимости относительно оценки отдельных составляющих или у продавцов аналогичных объектов. Оценку земельного участка следует применять ту, которая аналогична соседним участкам или которая соответствует действующим нормативным документам, где предусмотрена методика оценки земельных участков, например земельному кадастру.
Таким образом, учет недвижимости необходимо привести в соответствие с методикой начисления амортизации по НКУ.
Следует также рассмотреть методику учета приобретенного участка земли, поскольку наряду с необходимостью ее оприходования, если она приобретена вместе с объектом недвижимости, на практике допускается приобретение земли как отдельного объекта (п. 147 НКУ). Принимая во внимание тот факт, что право на приобретенную землю законодательно не утверждено, собственник не имеет права отражать такой объект в составе собственных основных средств. Вопреки этому расходование средств предприятия требует регистрации, поэтому, по нашему мнению, подобные объекты следует зафиксировать не как стоимость земельного участка, а как право на его использование, при этом нужно применять отдельный субсчет счета 12 «Нематериальные активы», однако на этот объект не начислять амортизацию.
Это позволит решить еще одну важную проблему, которая возникнет перед законодательными органами, - обоснованность проведения этой операции до момента законодательного утверждения разрешения на ее осуществление. Органы статистики с помощью сводной отчетности должны зафиксировать все факты осуществления подобных операций, а законодательные органы определиться с допустимостью их проведения. Мы считаем, что подобные операции не могут быть допущены.
Следует обратить внимание на то, что субъект, который передает инвестиционную недвижимость в финансовую аренду или продает ее новому собственнику, получает определенную сумму прибыли, поэтому между первоначальной стоимостью недвижимости и первоначальной стоимостью ее составляющих обязательно возникнет разница, которую необходимо учитывать при оценке отдельных объектов основных средств. На наш взгляд, определенные особенности будут наблюдаться при приобретении недвижимости, которая эксплуатировалась, поскольку возникнут проблемы, связанные с учетом амортизации. К сожалению, это не нашло отражения ни в специальной литературе, ни в нормативных документах. Учитывая этот факт, считаем, что целесообразно привести условный пример, который позволил бы определить состав проблем, связанных с осуществлением факта продажи операционной недвижимости, например продажа газовых буровых скважин, произошедшая несколько лет тому в Полтавской области. Без внимания оставим то, что часть стоимости проданного объекта возможно была уплачена через офшорные зоны.
Цена продажи со стороны бывшего собственника при условии эксплуатации недвижимости в нормальных условиях должна представлять сумму, которая бы при зачислении выручки на счет в банке приносила бы ему такую же прибыль, что может составлять значительную сумму. В зарубежной литературе приводились факты, когда фирма, активы которой оценивались в 400-500 тыс. долл., была продана за несколько миллионов. Такой разрыв можно объяснить еще и тем, что при оформлении акта продажи при определении суммы выручки предыдущий собственник может учесть налог на прибыль, полученный от продажи фирмы.
Целесообразно определиться с вопросами, которые возникнут у нового собственника при оформлении операций относительно оприходования объектов, если вложенный капитал в приобретенное предприятие составит сумму, уплаченную предыдущему собственнику.
В этом случае все активы, отраженные в учетных регистрах предыдущего собственника, должны найти отражение в балансе нового собственника. Вместе с тем необходимо зафиксировать все объекты, поскольку сумму, которая превышает стоимость приобретенных ценностей, нужно отражать по дебету счета 19 «Гудвилл». То есть капитал предприятия соответствует фактически уплаченной сумме за приобретенные объекты, но стоимость основных средств должна соответствовать аналогичным показателям бывшего предприятия, поэтому сумма начисленной амортизации после этого не будет изменяться, если новый собственник не будет пересматривать амортизационную политику. Это вызвано тем, что в действующем законодательстве, в частности в НКУ, предусмотрено, что на стоимость положительного гудвилла амортизация не будет начисляться.
В том случае, если предприятие будет приобретено за сумму, которая меньше стоимости его активов, например обанкротившееся предприятие, то его активы не изменятся, т.е. будут представлять стоимость фактически полученных объектов, а разница между ней и уплаченной суммой составит отрицательный гудвилл, который должен отражаться по кредиту счета 19.
Одновременно следует привести в соответствие отдельные положения Инструкции о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций относительно оформления операций на субсчете 191 «Гудвилл при приватизации», ведь в НКУ не предусмотрено списывать его на расходы, а следовательно, не включать в доходы предприятия.
При начислении амортизации на приобретенную недвижимость в виде газовой буровой скважины, по нашему мнению, необходимо решить вопрос об использовании амортизационных отчислений, которые были начислены на протяжении определенного промежутка времени, но не использованы предыдущим собственником на восстановление основных средств. Именно в этом кроется тот специфический подход использования амортизации на восстановление основных средств, на который обращали внимание Н. Чумаченко и Г. Кирейцев, а именно: не целесообразно ли считать, что сумма начисленной амортизации в предпродажный период является прибылью предыдущего собственника? По нашему мнению, это должно быть указано в налоговом законодательстве и обязательно уточнено в П(С)БУ.
Заслуживает внимания и требует законодательного регулирования тот факт, что буровая скважина продолжительное время находилась в эксплуатации, и этот срок значительно превышает предусмотренный НКУ, ведь в п. 148.5 отмечается, что для буровых скважин, которые используются для разработки нефтяных и газовых месторождений, нормы амортизации установлены из расчета на 11 лет эксплуатации, а фактически этот срок может быть вдвое, а то и втрое больший. Стоимость такого объекта не должна переоцениваться, и это не противоречит переоценке активов, приобретенных в составе недвижимости.
На законодательном уровне необходимо также решить вопросы о компенсации стоимости.проданных объектов рядовым акционерам тех объектов, включая также объекты государственной собственности. Это должно касаться и тех предприятий, которые будут продаваться для покрытия расходов государственного бюджета.
Приведение в соответствие действующей практики ведения учета и НКУ требует согласования методики начисления амортизации на объекты в виде расходов на проведение ремонта, реконструкции, модернизации и других видов улучшений основных средств. В п. 144.1 ст. 144 НКУ предусмотрено, что сумма этих расходов не может превышать 10 процентов совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств, подлежащих амортизации на начало отчетного периода.
В п. 146.11 ст. 146 НКУ уточняется, что первоначальная стоимость основных средств увеличивается на сумму расходов, связанных с ремонтом и улучшением объектов основных средств (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция), что приводит к росту будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объектов в сумме, превышающей 10 процентов совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств, которые подлежат амортизации, на начало отчетного налогового периода. Сумма улучшения относится на объект основного средства, относительно которого осуществляется ремонт и улучшение.
Особенности решения этого вопроса заключаются в том, что расходы на осуществление названных мероприятий формируются на протяжении года, а их часть, которая должна быть включена в расходы, покрывающиеся доходом, будет известной лишь в конце года. Поэтому нужно выяснить, как должна формироваться информация не только по всем объектам, но и по каждому отдельно. Это довольно значительный объем работы. Упрощения учета на этом участке можно достичь двумя путями, а именно: формированием данных на отдельном счете (фиксируется сумма расходов на улучшение основных средств) или упрощением самих налоговых расчетов.
В первом случае расходы по законченным работам по модернизации, ремонту, дооборудованию и т.п. конкретного объекта списываются на отдельный синтетический счет, например 87, 88 или 91. в составе которого целесообразно открывать аналитические счета на каждый объект. В конце года эти суммы нужно списывать на отдельные счета по учету затрат производства и т.п. в зависимости от использования
конкретного объекта или на счет 10 «Основные средства» на увеличение стоимости этого объекта.
Во втором случае необходимо в конце года определить общую сумму расходов на указанные выше цели: определенную часть, предусмотренную НКУ, направить на уменьшение налогооблагаемой прибыли, а на счет 10 эти суммы не относить. Определенная доля должна быть более 10 процентов, поскольку в дальнейшем предусмотрено повысить стоимость основных средств, т.е. сумма превышения должна приниматься во внимание много раз на протяжении срока эксплуатации объекта.
Рассмотрим также порядок начисления амортизации на долгосрочные биологические активы. Выделение этих объектов в отдельную группу требует уточнения, ведь в эту группу входит много активов. На одни из них в сельскохозяйственных предприятиях всегда начисляли амортизацию (сады, виноградники, хмельники, рабочий скот и т.п.).
Кроме того, в растениеводстве к долгосрочным активам можно относить выращивание некоторых культур (клевер, люцерна и т.п.), от которых получают продукцию на протяжении 2-3 лет, но эти объекты всегда рассматривались как обычные сельскохозяйственные культуры. Затраты на подготовку почвы, посев и другие работы распределялись по годам и между видами продукции пропорционально площади ее сбора. В связи с этим посевы таких культур можно лишь условно рассматривать как долгосрочные активы.
На животных основного стада амортизация раньше не начислялась. Как известно, в состав этих активов входит основное стадо крупного рогатого скота, коней (кроме рабочих животных), свиней, овец, коз, кроликов, зверей (норок, лисиц и др.). Они, как правило, эксплуатируются больше года. В последнее время на птицефабриках меняется технология производства, по которой куры находятся в основном стаде больше года, поэтому взрослое стадо кур может быть включено в долгосрочные активы.
При применении методики начисления амортизации, предусмотренной НКУ, необходим индивидуальный учет стоимости каждого животного. Однако подобной детализации учетных данных никогда не было, и сделать это в современных условиях очень сложно, а по отдельным видам животных - невозможно (на кроликов, зверей, овец и др.).
Все это свидетельствует о необходимости уточнения действия ст. 144 НКУ относительно начисления амортизации на долгосрочные биологические активы в сельскохозяйственных предприятиях, которые платят налог на прибыль, а также в подразделениях других предприятий, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью.
Требует отдельного рассмотрения порядок начисления амортизации на объекты, учитываемые на субсчете 102 «Капитальные расходы на улучшение земель». Подобные расходы следует подразделить на два вида, а именно: работы по мелиорации и ирригации земель, предполагающие строительство сооружений (каналов, дамб и т.п.), и работы, предусматривающие лишь улучшение соответствующих угодий, например выравнивание площадей, уборка камня, т.е. сооружение соответствующих объектов не предусмотрено.
В первом случае понесенные расходы должны представлять стоимость сооружений, т.е. их следует учитывать на субсчете 103 «Дома и сооружения» и на них начислять амортизацию на общих основаниях. При этом аналитические счета к субсчету 102 не нужно открывать.
Во втором случае определенный участок приводят в тот вид, который он будет иметь в последующие годы, т.е. повышается качественная характеристика конкретного участка, при этом должна увеличиваться его стоимость. То есть будет увеличиваться стоимость отдельных участков на субсчете 101, поэтому на подобные объекты амортизацию начислять нецелесообразно.

ВАЛЕРИЙ МОССАКОВСКИЙ, доктор экон. наук, Киевский славистический университет,
ТАТЬЯНА КОНОНЕНКО, канд. экон. наук, Государственная академия жилищно-коммунального хозяйства
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ № 4 за 2012
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5698
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 806 раз.
Поблагодарили: 2592 раз.

UNREAD_POST Чихуа » 12 авг 2012, 16:08

Уважаемые коллеги!
Кто знает, есть ли типовая форма акта ввода в эксплуатацию основных средств?
Как мне кажется, форма ОЗ-1 для этого не подходит. По этой форме мы можем сделать всего лишь Дт 15 Кт 68.
На то, чтобы сделать Дт 10 Кт 15, нужен отдельный документ, он может быть другой датой. Понятно, что мы всегда можем составить его по вольной форме.

В данный момент меня интересует, есть ли форма типовая, утвержденная Минстатом?

Пока что отыскала вот такой образчик:
http://blank.com.ua/files/os.xls

Но он без грифа "Затверджено".
А также есть разговоры о том, что якобы для этой цели в бюджетной сфере можно применять форму ОЗ-1 (бюджет):
http://forum.vobu.com.ua/viewtopic.php?f=39&t=57122
Мне кажется, это неправильно.
Утро... Теплая постелька... Сладкий сон...Вдруг.....удар по голове пультом - " Кучимутики!!!"
Аватар пользователя
Чихуа
 
Сообщений: 1754
Зарегистрирован: 08 июл 2011, 10:57
Благодарил (а): 467 раз.
Поблагодарили: 633 раз.

UNREAD_POST Al Shurshun » 12 авг 2012, 16:15

Уважаемая коллега, Чихуа !
По поводу последней ссылки - "А зачем бюджетной УСТАНОВЕ экскаватор ?!."
Функции "УСТАНОВИ" вряд ли охватывают экскавацию чего-либо

Или я не заблуждаюсь

С уважением
Жизнь коротка, а глупость - безгранична

Готовое изделие в виде паровоза обработать лобзиком до формы самолета
Аватар пользователя
Al Shurshun
 
Сообщений: 2940
Зарегистрирован: 13 май 2011, 22:22
Благодарил (а): 607 раз.
Поблагодарили: 1288 раз.

UNREAD_POST Чихуа » 12 авг 2012, 16:35

Ну, может, они окопы или канавы рыть собрались :)
Коммунальные предприятия могут быть бюджетными?
Утро... Теплая постелька... Сладкий сон...Вдруг.....удар по голове пультом - " Кучимутики!!!"
Аватар пользователя
Чихуа
 
Сообщений: 1754
Зарегистрирован: 08 июл 2011, 10:57
Благодарил (а): 467 раз.
Поблагодарили: 633 раз.

UNREAD_POST Al Shurshun » 12 авг 2012, 16:59

Уважаемая коллега, Чихуа !
Чихуа писал(а):Ну, может, они окопы или канавы рыть собрались :)
Коммунальные предприятия могут быть бюджетными?

На сколько я знаю УСТАНОВОЙ точно не могут, а предприятием - сомнительно :a_g_a:

С уважением
Жизнь коротка, а глупость - безгранична

Готовое изделие в виде паровоза обработать лобзиком до формы самолета
Аватар пользователя
Al Shurshun
 
Сообщений: 2940
Зарегистрирован: 13 май 2011, 22:22
Благодарил (а): 607 раз.
Поблагодарили: 1288 раз.

UNREAD_POST налоговик » 12 авг 2012, 21:22

Чихуа писал(а):Уважаемые коллеги!
Кто знает, есть ли типовая форма акта ввода в эксплуатацию основных средств?
Как мне кажется, форма ОЗ-1 для этого не подходит. По этой форме мы можем сделать всего лишь Дт 15 Кт 68.
На то, чтобы сделать Дт 10 Кт 15, нужен отдельный документ, он может быть другой датой. Понятно, что мы всегда можем составить его по вольной форме.

В данный момент меня интересует, есть ли форма типовая, утвержденная Минстатом?


Не очень понятен вопрос.
Насколько я знаю, акт ОЗ-1 и считается всеми актом ввода в эксплуатацию.
Делается приказ и на основании него ввод в эксплуатацию о чем делается запись в ОЗ-1.

За это сообщение автора налоговик поблагодарил:
Чихуа
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5698
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 806 раз.
Поблагодарили: 2592 раз.

UNREAD_POST Чихуа » 12 авг 2012, 22:11

Но почему?
Если я покупаю ОС, при этом оформляю акт ОЗ-1, но это же не значит, что я тут же начну его эксплуатировать.
Купленные ОС отражаются по дебету счета 15, и только при вводе в эксплуатацию я перевожу их со счета 15 на счет 10.
Они могут у меня храниться на складе месяцами, прежде чем я их введу в эксплуатацию и начну начислять амортизацию.
Вот как в этом случае поступать?

Вот эта фраза в акте ОЗ-1 "Проведений огляд .... (найменування об'єкта), що приймається (передається) в експлуатацію ..." вызывает у меня недоумение.
Почему непременно "принимается в эксплуатацию"? Просто принять никак нельзя? :)
Утро... Теплая постелька... Сладкий сон...Вдруг.....удар по голове пультом - " Кучимутики!!!"

За это сообщение автора Чихуа поблагодарил:
Al Shurshun
Аватар пользователя
Чихуа
 
Сообщений: 1754
Зарегистрирован: 08 июл 2011, 10:57
Благодарил (а): 467 раз.
Поблагодарили: 633 раз.

След.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Ads, Gb, Ya

cron