Рекламу показываем только НЕзарегистрированным пользователям. Войдите или зарегистрируйтесь на Бухфоруме
    .

Займы (возвратная финансовая помощь) и единый налог

Путеводитель по разделу. Все о частных предпринимателях-единоналожниках (ЧПЕНах)

Модератор: konsult

UNREAD_POST &&&Мария » 06 ноя 2012, 01:16

Доброго времени суток всем! :?: :?: :?:
Все перечитала и окончательно так и не нашла точных ответов. ПОМОГИТЕ!!!
Предприятие ЮЛ до 01.01.12 было на общих основаниях и получало ВФП от другого предприятия ЮЛ тоже плательщика НП. Условные проценты как положенно начислялись. С 01.01.12 предприятие заемщик перешло на единый (5%) и ВФП еще не возвращена (продлены сроки .... до 2015г.). Вопросы: Начисляются ли условные проценты если мы на едином??? Сроки возможного признания ВФП как безвозвратной учитывая сроки по договорам до 2015 г.???
&&&Мария
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 06 ноя 2012, 00:40
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

UNREAD_POST налоговик » 06 ноя 2012, 09:43

Могу поделиться такой вот статьей - есть в том числе ответ на Ваш вопрос.

Возвратная финансовая помощь: простая сложность налогового учета


  • 1. Если заемщик меняет систему налогообложения
    • 1.1. Финпомощь получена на упрощенной системе и возвращается после перехода на общую систему
      Плательщик налога на прибыль получил возвратную финансовую помощь во время пребывания на специальном режиме налогообложения (во время уплаты единого налога) и не вернул ее до момента перехода на общую систему. Включается ли сумма такой возвратной финансовой помощи в доход плательщика налога на прибыль и зависит ли это от статуса заимодателя?

      Напомним, что для единоналожника статус лица, предоставившего финпомощь, не имеет значения, для него ориентиром включения сумм возвратной финпомощи в доход является исключительно срок пользования такой финпомощью (более 12 месяцев) (п.п. 3 п. 292.11 НКУ). Нормы же п.п. 135.5.5 НКУ, говорящие о необходимости включения в доход сумм финпомощи, полученной от нестандартных плательщиков, являются исключением, касающимся тех получателей финпомощи, которые на момент получения были плательщиками налога на прибыль.
      В контексте сказанного следует обратить внимание на разъяснение налоговиков, в котором они указывают, что такая возвратная финансовая помощь не включается в состав доходов при переходе получателя на общую систему налогообложения. Вместе с этим, если на конец отчетного периода такая возвратная финансовая помощь остается невозвращенной, то, по мнению контролирующих органов, на сумму такой финпомощи следует начислять условные проценты и включать их в доходы. При этом налоговики подчеркивают, что при исчислении налога на прибыль условием для включения возвратной финпомощи в состав доходов (в соответствии с п.п. 135.5.5 НКУ) является то, что
      такая помощь получена непосредственно плательщиком налога на прибыль в отчетном периоде и остается невозвращенной к концу этого периода (ЕБНЗ, разд. 110.06.03).
      Другими словами, правила включения в доход сумм финпомощи в соответствии с п.п. 135.5.5 НКУ могут применяться только при получении возвратной финпомощи плательщиком налога на прибыль от нестандартного плательщика. Во всех же остальных случаях следует применять общее для плательщиков налога на прибыль правило, данное п.п. 14.1.257 НКУ, согласно которому на сумму невозвращенной на конец отчетного периода финпомощи начисляются условные проценты (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 75, с. 45).
      Итак, хотя законодатель и пытался разграничить учет на общей системе в зависимости от статуса получателя, но ввиду того что нечетко прописаны правила для переходной финпомощи, версия налоговиков, похоже, будет доминировать и спорить с ней сложно. Поэтому плательщик налога на прибыль, получивший возвратную финпомощь в период пребывания на упрощенной системе (независимо от статуса заимодателя), должен на конец квартала на сумму невозвращенной финпомощи начислять условные проценты, включая их в состав доходов как безвозвратную финпомощь (п.п. 135.5.4 НКУ).
      В то же время остается открытым вопрос о том, распространяется ли данный принцип на финпомощь, которая во время пребывания на упрощенной системе была включена в доход и облагалась единым налогом. По нашему мнению, повторное обложение такой финпомощи осуществляться не должно, однако позиция налоговиков по этому поводу пока неизвестна.
    • 1.2. Финпомощь получена во время пребывания на общей системе и возвращается после перехода на упрощенную систему
      Плательщик налога на прибыль отразил в составе доходов невозвращенную на конец отчетного периода сумму возвратной финансовой помощи, полученной от неплательщика налога на прибыль. Сможет ли такой плательщик в случае перехода на упрощенную систему налогообложения в периоде возврата уменьшить базу обложения единым налогом на сумму возвратной финпомощи?

      Дело в том, что согласно п. 293.3 НКУ, базой обложения единым налогом для юрлиц является доход, а не прибыль, т. е. расходы в формировании базы обложения единым налогом участия не принимают. Согласно п.п. 135.5.5 НКУ в периоде возврата ранее отраженной в составе доходов возвратной финансовой помощи от нестандартного плательщика заемщик увеличивает сумму расходов, а значит, аналогия с «налоговоприбыльным» принципом для единоналожников неуместна (ни формально, ни по смыслу).
      Более того, налоговики прямо говорят о том, что для единоналожников вообще не предусмотрен никакой механизм корректировки при возврате ими сумм возвратной финансовой помощи. Так, они разъясняют, что даже в том случае, когда финпомощь была включена в «единоналожный» доход (по причине невозврата в течение 12 месяцев), при дальнейшем возврате такой финпомощи ранее отраженный доход не корректируется («Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 11, с. 27).
      В данной ситуации рекомендуем пойти более простым путем, а именно — вернуть полученную финпомощь до ухода с общей системы, отразить расходы и переходить на упрощенную систему только после этого. При этом в случае необходимости возвращенную ранее финпомощь можно будет получить от того же заемщика по новому договору уже в статусе единоналожника.
      В то же время если переход на упрощенную систему (с отражением доходов и без отражения расходов) уже произошел, то обратите внимание, что ранее отраженная в составе «прибыльного» дохода сумма финпомощи не должна облагаться повторно — в составе «единоналожного» дохода, даже если срок пользования такой возвратной финпомощью превысит установленные для единоналожника 12 месяцев (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 12, с. 34). Впрочем, пока неясно, будет ли подлежать такая финпомощь повторному включению в доход (в соответствии с абз. 3 п. 292.3 НКУ), если она не будет возвращена до истечения срока исковой давности (подробнее см. вопрос 5.1).
  • 2. Если заимодатель меняет систему налогообложения/статус учредителя/уступает право требования
    • 2.1. Заимодатель предоставляет финпомощь,находясь на общей системе, и до ее возвратапереходит на упрощенную систему
      Плательщик налога на прибыль получил возвратную финансовую помощь от стандартного плательщика налога на прибыль, который со следующего квартала переходит на специальный режим налогообложения. Каковы для заемщика последствия такой смены статуса кредитора, если до конца следующего квартала такая финпомощь останется невозвращенной?

      По мнению налоговиков, в случае невозврата такой возвратной финансовой помощи по итогам периода, в котором кредитор находился на общей системе, в состав дохода получателя финпомощи включается сумма условных процентов, а начиная с отчетного периода, в котором заимодатель перешел на специальный режим налогообложения, плательщик должен учесть сумму полученной финпомощи (или ее часть), оставшуюся невозвращенной на конец такого отчетного периода, в составе дохода с правом увеличить сумму расходов при последующем возврате финпомощи (ЕБНЗ, разд. 110.06.03).
      Однако, по нашему мнению, такая позиция налоговых органов не имеет достаточного обоснования, поскольку п.п. 135.5.5 НКУ устанавливает в качестве критерия включения в доход полученной и невозвращенной финпомощи статус заимодателя именно на дату получения, а не на дату возврата. Кроме того, как мы уже подчеркивали (см. вопрос 1.1), правило п.п. 135.5.5 НКУ о включении возвратной финпомощи в доход должно применяться исключительно в том случае, когда финпомощь была получена плательщиком налога на прибыль от нестандартного плательщика. Если же статус заимодателя изменился после предоставления финпомощи, «доходные» правила применяться не должны. Учитывая это, по нашему мнению, в случае невозврата такой финпомощи заемщик и в следующих периодах должен начислять на сумму такой финпомощи именно условные проценты, а не включать ее в доход.
    • 2.2. Заимодатель выходит из состава учредителей до момента возврата финпомощи
      Учредитель физлица предоставил своему предприятию — плательщику налога на прибыль возвратную финансовую помощь, однако до ее возврата вышел из состава учредителей. Распространяется ли в этом случае на суммы такой финпомощи 365-дневный срок невключения в доходы или же такая финпомощь должна быть включена в доход непосредственно того налогового периода, в котором лицо, предоставившее финпомощь, вышло из состава учредителей?

      По мнению налоговиков, если в пределах 365 календарных дней со дня получения возвратной финпомощи лицо, ее предоставившее, выходит из числа учредителей, и при этом финпомощь такому учредителю не возвращается, то сумма возвратной финпомощи, которая остается невозвращенной на конец такого отчетного периода, включается в состав доходов с правом увеличить расходы при возврате такой финпомощи в дальнейшем (ЕБНЗ, разд. 110.06.03; «Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 36, с. 42). Другими словами, по мнению налоговиков, в случае невозврата заимодателю-учредителю в периоде его выхода, такая финпомощь должна включаться в доход по итогам того отчетного периода, в котором предоставившее ее лицо вышло из состава учредителей.
      И вновь с такой позицией налоговиков достаточно трудно согласиться, поскольку, по нашему мнению, уже озвученному в данной статье, п.п. 135.5.5 НКУ придает значение статусу заимодателя именно на момент получения финпомощи, поэтому считаем, что в случае невозврата финпомощи в периоде выхода лицу, вышедшему из состава учредителей, получатель имеет право не отражать сумму такой финпомощи в составе доходов в пределах 365-дневного срока с даты получения финпомощи.
    • 2.3. Заимодатель уступает свое право требования по предоставленной финпомощи другому лицу (новому кредитору)
      Напомним, что согласно договору уступки права требования происходит замена кредитора (в данном случае — заимодателя или же предоставителя финпомощи) другим лицом. Смена кредитора не требует согласия должника (в данном случае — получателя финпомощи), если иное не установлено договором, однако о такой смене следует уведомить должника в письменной форме (ст. 516 ГКУ)*.
      * Подробно об учетных особенностях операции по уступке права требования см. статью «Уступка права требования: налогово-бухгалтерские тонкости» («Налоги и бухгалтерский учет», 2012,№ 79, с. 19).
      По нашему мнению, в случае смены кредитора (когда новый кредитор согласно ст. 514 ГКУ берет на себя все права первичного кредитора) получателю финпомощи следует для целей налогообложения учитывать статус первичного кредитора, т. е. того лица, от которого финпомощь была получена (по аналогии с ситуацией, изложенной в вопросе 2.1). Другими словами, если, например, финпомощь была предоставлена плательщику налога на прибыль от стандартного плательщика, то в случае уступки права требования нестандартному плательщику, получатель на конец отчетного периода, в котором произошла такая смена кредитора, начисляет условные проценты, а не включает сумму такой финпомощи в доход.
      В случае уступки права требования по возвратной финпомощи, ранее включенной в доход (в соответствии с абз. 1 п.п. 135.5.5 НКУ), по нашему мнению, возможны возражения со стороны налоговиков относительно расходов, отражаемых при возврате финпомощи согласно абз. 2 п.п. 135.5.5 НКУ. Дело в том, что данная норма говорит о том, что увеличивать расходы плательщик имеет право при возврате финпомощи лицу, которое ее предоставило, поэтому подобной ситуации рекомендуем избегать.
  • 3. Если меняется законодательство: переходная финпомощь
    • 3.1. Финпомощь получена плательщиком налога на прибыль от учредителя до 01.04.2011 г.
      Плательщик налога на прибыль получил возвратную финансовую помощь от учредителя (нестандартного плательщика) и не вернул ее до 01.04.2011 г. Имеет ли право такой плательщик согласно положениям НКУ при возврате отразить такую финпомощь в составе расходов и зависит ли это от срока, в течение которого плательщик пользовался такой финпомощью (больше или меньше 365 дней)?

      Напомним, что согласно п.п. 4.1.6 Закона о налоге на прибыль сумма не возвращенной на конец отчетного периода возвратной финпомощи, которая была получена от учредителя (нестандартного плательщика), включалась в валовой доход плательщика налога на прибыль. В то же время с 01.04.2011 г. вступил в силу п.п. 135.5.5 НКУ, в частности, абзац четвертый, которым возвратная финпомощь, полученная от учредителя (в том числе от нерезидента), была выведена из-под действия общего правила п. 135.5 НКУ и суммы такой финпомощи в доход/расход плательщика налога на прибыль сейчас не включаются, при условии, что срок пользования финпомощью не превышает 365 дней.
      В этом вопросе позиция налоговиков достаточно взвешенна. Они разъясняют, что если начиная с 01.04.2011 г. у плательщика на конец любого отчетного (налогового) периода 2011 года и последующих лет остается невозвращенной сумма возвратной финансовой помощи, полученная до 01.04.2011 г. от учредителя/участника (в том числе нерезидента), то при ее возврате плательщик имеет право увеличить расходы на сумму такой финпомощи (или ее части) по результатам налогового периода, в котором произошел возврат, независимо от срока, на который предоставлялась финпомощь и при условии, что она была включена в валовой доход (ЕБНЗ, разд. 110.06.03).
      Примечательно, что в этом вопросе налоговики поддержали нашу позицию, которую мы высказывали, анализируя новые правила исчисления налога на прибыль, в частности идею того, что возможность включения в расходы сумм такой
      финпомощи у плательщика возникает безотносительно того, возвращаются ли эти средства до истечения 365 дней или же после этого срока (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 20, с. 40).
    • 3.2. Финпомощь получена единоналожником до 01.01.2012 г.
      Плательщик единого налога — юридическое лицо получил и не вернул возвратную финансовую помощь до 01.01.2012 г. При получении плательщик не включал такую финпомощь в базу обложения единым налогом. Должна ли сумма такой финпомощи включаться в базу обложения единым налогом после 01.01.2012 г. и если да, то в каком налоговом периоде это должно произойти?
      Напомним, что в бытность Указа № 727 возвратная финпомощь не включалась в базу обложения единым налогом независимо от срока пользования такой финпомощью. С 01.01.2012 г. в связи со вступлением в силу п.п. 3 п. 292.11 НКУ, в базу обложения единым налогом не включается только та возвратная финансовая помощь, которая была получена и возвращена в течение 12 месяцев.
      Налоговики утверждают, что сумма возвратной финпомощи, полученная до 01.01.2012 г., облагается по ставкам единого налога, которые действовали на дату ее получения (до 01.01.12). При этом, по их мнению, сумма такой возвратной финпомощи должна быть включена юрлицом — плательщиком единого налога в базу обложения единым налогом в том отчетном периоде, в котором она была получена, путем подачи уточняющей декларации или уточнения в составе отчетной (новой отчетной) декларации (ЕБНЗ, разд. 240.04).
      Данная позиция налогового органа не может не удивлять, ибо уточняющие декларации согласно п. 50.1 НКУ подаются в случае самостоятельного выявления и исправления плательщиком в данном отчетном периоде ошибок, содержащихся в ранее поданной им декларации. Таким образом, налоговики говорят о том, что возвратная финпомощь в «докодексные» времена должна была включаться в базу обложения единым налогом (независимо от срока пользования), а поэтому ее невключение в период до 01.01.2012 г. было ошибкой. Однако по нашему мнению, никакой ошибки нет, поскольку Указом № 727 не было предусмотрено включение сумм возвратной финпомощи в базу обложения единым налогом, о чем многократно говорил Госкомпредпринимательства (см. письма от 29.03.2010 г. № 3903, от 02.02.2010 г. № 1111, от 16.07.2008 г. № 6017, от 28.10.2004 г. № 7489, от 30.04.2003 г. № 3-221/2700 и от 24.10.2001 г. № 1-221/6346).
      Если же возвратная финпомощь осталась невозвращенной до вступления в силу главы 1 разд. XIV НКУ, то при ее включении в доход, по нашему мнению, в данном случае следует исходить из общего срока, в течение которого единоналожник пользуется возвратной финпомощью. Другими словами, если единоналожник после 01.01.2012 г. возвращает финпомощь, полученную до 01.01.2012 г., и общий срок пользования такой финпомощью не превышает 12 месяцев, то такая финпомощь подпадает под действие норм п.п. 3 п. 292.11 НКУ и в доход единоналожника включаться не должна (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 12, с. 32 — 33).
      Если же срок пользования единоналожником такой финпомощью превысит 12 месяцев, то, по нашему мнению, в первый день превышения этого срока единоналожнику придется отразить доходы и по итогам отчетного периода, на который приходится этот день, включить сумму такой финпомощи в базу обложения единым налогом. Например, если финпомощь получена 07.12.2011 г. и не возвращена до 08.12.2012 г. включительно, то ее нужно будет включить в состав доходов 09.12.2012 г. и в базу обложения единым налогом за четвертый квартал 2012 года. Причем в данном случае включение такой финпомощи в «единоналожный» доход будет означать изменение характера операции, а не исправление ошибки*, поэтому требование о подаче уточняющей декларации и применение механизма «самоштрафа» все равно будут неуместными.
      * О принципиальном различии между изменением характера операции и ошибкой мы писали в статье «Не спутайте корректировку с ошибкой» («Налоги и бухгалтерский учет», 2008,№ 19, с. 16).
  • 4. Если предприниматель переходит с общей системы на упрощенную
      4.1. Физлицу-единоналожнику возвращают финпомощь
      Физическое лицо — предприниматель на общей системе налогообложения предоставил возвратную финансовую помощь, после чего перешел на упрощенную систему (на дату перехода финпомощь осталась невозвращенной). Каковы последствия таких действий для данного предпринимателя?
      Проблема в данном случае возникает в связи с тем, что налоговики считают возврат финансовой помощи физическому лицу — плательщику единого налога доходом такого предпринимателя-единоналожника (ЕБНЗ, разд. 230.04), что может существенно «аукнуться» единоналожнику при определении предельного объема годового дохода (и права находиться в следующем году на упрощенной системе), а для единоналожников третьей и пятой групп — также при определении базы обложения и исчислении подлежащего уплате единого налога.
      Мы уже писали, что возврат единоналожнику ранее предоставленной им возвратной финпомощи в доход такого единоналожника включаться не должен (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 31, с. 17). Правда, на тот момент соответствующих налоговых разъяснений еще не было и можно было надеяться, что здравый смысл восторжествует и налоговики не станут на основании формального прочтения п. 292.11 НКУ утверждать, что все остальные поступления являются доходом предпринимателя-единоналожника, независимо от того, являются ли они доходом по своей сути. Однако поскольку такие сверхфискальные разъяснения налоговиков все же появились, считаем целесообразным отдельно оговорить данный вопрос.
      По нашему мнению, смелые плательщики могут игнорировать данные разъяснения налоговиков и «прихватить» невозвращенную финпомощь при переходе на упрощенную систему, а осторожным плательщикам рекомендуем все же дождаться возврата предоставленной финпомощи и уже тогда «безопасно» переходить на упрощенную систему.
  • 5. Если надо определить срок пользования финпомощью
    • 5.1. Срок пользования финпомощью: «доходные» последствия
      С какой даты следует исчислять срок пользования возвратной финансовой помощью — с даты заключения договора или с даты получения денежных средств?
      Данный вопрос является принципиальным для единоналожника при исчислении срока в 12 месяцев (ч. 3 ст. 254 ГКУ согласно п.п. 3 п. 292.11 НКУ) и для плательщика налога на прибыль при получении возвратной финпомощи от учредителя для исчисления срока в 365 дней (ч. 5 ст. 254 ГКУ согласно абз. 4 п.п. 135.5.5 НКУ)*. Обратите внимание, что с учетом положений ст. 253 ГКУ исчисление срока начинается со дня, следующего за днем поступления денежных средств, т. е. сам этот день в общий срок пользования финпомощью не включается.
      * Для того чтобы снять все вопросы относительно возможности не включать финпомощь, полученную от учредителя, в доход на протяжении 365-дневного срока, рекомендуем указывать сроки пользования такой финпомощью в договоре конкретными датами. Например: «Поворотна фінансова допомога надана особою, яка є засновником (відповідно до установчих документів). Поворотну фінансову допомогу надано на термін від 01.10.2012 р. до 30.08.2013 р.».
      По нашему мнению, ответ на данный вопрос следует считать однозначным, поскольку обе указанные нормы НКУ ключевыми событиями для исчисления срока пользования возвратной финпомощью получение и возврат финпомощи (а не заключение договора). Кроме того, договор о предоставлении возвратной финансовой помощи по своей сути является одной из разновидностей договора займа (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 79, с. 43), а договор займа считается заключенным именно с момента передачи денежных средств (ст. 1046 ГКУ).
      Впрочем, из данного соображения не следует делать вывод, что даты начала и окончания действия договора для «доходных» последствий вообще не имеют значения. Сначала скажем в отношении плательщиков налога на прибыль, получивших возвратную финпомощь от стандартного плательщика. Дело в том, что хотя формально НКУ не устанавливает предельных сроков пользования финпомощью (после которой она включается в доход), и при условии уплаты условных процентов получатель может пользоваться такой финпомощью сколь угодно долго, налоговики все же могут при определенных обстоятельствах потребовать включить сумму такой финпомощи в доход получателя.
      Об этом свидетельствует консультация в ЕБНЗ, разд. 110.06.03, в которой налоговики утверждают, что если возвратная финансовая помощь была получена от стандартного плательщика налога на прибыль, не была возвращена после окончания действия договора и срок действия договора не был продлен, то по истечении срока исковой давности такая финпомощь будет считаться безвозвратной и должна включаться в доход. В этой же консультации налоговики говорят о начислении условных процентов на сумму невозвращенной финпомощи до дня окончания действия договора, хотя получатель продолжает пользоваться такой финпомощью и исходя из природы возникших отношений начисление условных процентов должно было бы продолжаться. Впрочем, скорее всего, что налоговики просто неточно высказались и имели в виду, что условные проценты перестают начисляться на день окончания договорных обязательств, т. е. истечения срока исковой давности.
      Таким образом, начисление условных процентов не освобождает получателя финпомощи от обязательства включить ее в состав доходов после истечения срока исковой давности. Однако если для финпомощи, полученной от стандартного плательщика, такая ситуация может считаться более-менее приемлемой, то в случае получения финпомощи от нестандартных плательщиков вопрос с исчислением срока исковой давности куда более важен с точки зрения «доходных» последствий. Ведь формально п.п. 135.5.5 НКУ устанавливает включение такой возвратной финпомощи в доход по совершенно другой причине, нежели истечение срока исковой давности, после чего такая финпомощь приобретает статус безвозвратной и включается в доход в соответствии с п.п. 135.5.4 НКУ. И хотя ранее налоговики высказывали довольно либеральное мнение в отношении того, что «переходные» авансы, полученные до 01.04.2011 г. и включенные в валовой доход, не подлежат повторному отражению в составе доходов при истечении срока исковой давности по образовавшейся от таких авансов кредиторской задолженности (ЕБНЗ, разд. 110.28 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 86, с. 19), считаем, что избежать двойного включения финпомощи в доход без положительного разъяснения налоговиков будет довольно трудно.
  • 6. Если осуществляется непрямой возврат финпомощи
    • 6.1. Зачет финпомощи и дебиторской задолженности
      Возможно ли для лица, получившего возвратную финансовую помощь, вернуть ее посредством зачета задолженности по такой финпомощи и дебиторской задолженности, возникшей вследствие отгрузки заимодателю товаров (работ, услуг)?
      Как разъясняют налоговики, если по договоренности сторон будет проведен зачет однородных требований, а именно зачет невозвращенной суммы возвратной финансовой помощи и дебиторской задолженности, возникшей вследствие отгрузки заимодателю товаров (работ, услуг), то на дату такого зачета возвратная финансовая помощь считается возвращенной, а отгруженные товары (работы, услуги) — оплаченными. При этом если сумма возвратной финансовой помощи была получена у лица, которое не является плательщиком налога на прибыль, и отражалась в составе дохода плательщика-получателя, то на дату проведения зачета такой плательщик может отнести сумму такой возвратной финпомощи в состав расходов (ЕБНЗ, разд. 110.06.03). Таким образом, налоговики признали возможность возвращать полученную ранее финпомощь посредством взаимозачета, хотя в «докодексные» времена на сей счет существовала другая точка зрения и плательщикам приходилось отстаивать свое право на признание зачтенной финпомощи возвращенной через суд (см. определение ВАСУ от 12.07.2012 г. № К-8435/10).
      Обратите внимание, что в данном случае сумма расходов, связанных с возвратом финпомощи, не имеет никакого отношения к себестоимости реализованных товаров (работ, услуг), отраженной в составе «налоговых» расходов (согласно п. 138.4 НКУ) в периоде отгрузки товаров, дебиторская задолженность по которым засчитывается. То есть «налоговые» расходы получателя финпомощи в данном случае не задваиваются, поскольку отражение возвращенной финпомощи, ранее включенной в доходы в составе расходов (согласно абз. 2 п.п. 135.5.5 НКУ), засчитывается в счет поступления оплаты за отгруженные товары (второго события), а не самой отгрузки товаров (первого события). Например, если плательщик налога на прибыль получил от неплательщика финпомощь в сумме 12000 грн. и не вернул ее
      на конец квартала, то на эту сумму он увеличивает свои доходы. Если же такой плательщик отгрузил своему заимодателю товары (работы, услуги) в сумме 12000 грн. (в том числе НДС) и себестоимость которых составляла 7000 грн., то на дату отгрузки плательщик налога на прибыль увеличивает «налоговые» расходы (по отгруженным товарам) на 7000 грн., а «налоговые» доходы — на 10000 грн., а на дату признания зачета данной дебиторской задолженности и финпомощи — на 12000 грн. (ранее включенных им в доходы).
      Обратите внимание, что в данном случае речь идет именно о зачете однородных требований (ч. 1 ст. 601 ГКУ; ч. 3 ст. 203 ХКУ), т. е. когда обе стороны имеют друг перед другом обязательства в денежной форме, поскольку согласно ст. 1046, 1049 ГКУ возврат полученных по договору займа денежных средств может производиться только в денежной форме. Другими словами, если получатель финпомощи осуществил предоплату в адрес заимодателя за товары (работы, услуги), то дебиторская задолженность, возникшая по такой предоплате, в счет погашения финпомощи зачтена быть не может*. Впрочем, на практике предприятие, осуществившее предоплату, может избежать зачета неоднородных требований, переведя их в однородные, в частности путем отказа от договора на поставку заимодателем товаров (работ, услуг). В этом случае предоплата, перечисленная заимодателю за такие товары (работы, услуги), перестает быть дебиторской задолженностью за товары (работы, услуги) и может быть зачтена в счет погашения задолженности по возврату финпомощи (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 17, с. 16).
      * К слову, заметим, что налоговики однозначно говорят о невозможности вернуть финпомощь основными средствами или товарно-материальными ценностями, справедливо аргументируя свою позицию тем, что в таком случае осуществленная сделка не является возвратной финпомощью в понимании п.п. 14.1.257 НКУ (ЕБНЗ, разд. 110.06.03).
    • 6.2. Перевод долга по финпомощи
      Возможно ли для получателя возвратной финансовой помощи — плательщика налога на прибыль осуществить возврат посредством принятия на себя долговых обязательств заимодателя перед третьими лицами или же перевести свой долг по возврату такой финпомощи на другого должника?
      Напомним, что согласно договору перевода долга с согласия кредитора первичный должник заменяется другим лицом, которое получает все права и обязанности первичного должника (ст. 520, 522 ГКУ)**. Поскольку при переводе своего долга по финпомощи на другое лицо (см. рис. 1) получатель финпомощи более не считается должником, его доходы на конец отчетного периода, в котором был осуществлен перевод долга, не увеличиваются (соответственно на сумму финпомощи или начисленной на такую сумму условных процентов в зависимости от статуса заимодателя)***. При этом, по нашему мнению, если получатель финпомощи ранее отражал доход в соответствии с абз. 1 п.п. 135.5.5 НКУ, то на дату перевода долга он может отразить расходы в соответствии с абз. 2 п.п. 135.5.5 НКУ, поскольку для первичного должника перевод долга приравнивается к выполнению обязательства. Впрочем, налоговики могут возражать против таких расходов, поскольку в п.п. 135.5.5 НКУ речь идет о том, что расходы увеличиваются в том случае, когда ранее отраженную в составе дохода финпомощь возвращает сам плательщик налога, а не другое лицо (новый должник).
      ** Подробно о переводе долга см. статью «Перевод денежного долга: доступно о сложном» («Налоги и бухгалтерский учет», 2012№, 51, с. 33).
      *** Такой принцип применяется и в том случае, когда заимодатель (лицо, предоставившее финпомощь) в соответствии со ст. 512 ГКУ переуступает свое право требования (см. вопрос 2.3) о возврате ранее предоставленной финпомощи новому кредитору (см. определение ВАСУ от 09.07.2012 г. К-243/09).
      По нашему мнению, при осуществлении перевода долга по финпомощи не должны увеличиваться и доходы нового должника — плательщика налога на прибыль, поскольку НКУ устанавливает в качестве условия увеличения доходов факт невозврата финпомощи, которая ранее была получена (в то время как новый должник не получал финпомощь, задолженность по которой была на него переведена). Если же перевод долга не удалось осуществить до конца отчетного периода, в котором финпомощь была получена, за получателем будет числиться невозврат финпомощи, следовательно, надо будет включать сумму финпомощи в доход или же начислять условные проценты.
      Кроме данного «классического» варианта перевода долга, возможен также более «экзотический», трехсторонний вариант непрямого возврата финпомощи с применением механизма перевода долга (см. рис. 2), при котором заимодатель переводит на заемщика (получателя финпомощи) свой долг. В этом контексте следует обратить внимание на определение ВАСУ от 18.09.2012 г. № К-21217/10, в котором суд признал, что в случае принятия на себя долговых обязательств заимодателя перед третьим лицом получатель финпомощи может зачесть у себя невозвращенную заимодателю финпомощь в счет компенсации (платы от заимодателя за принятие на себя его долговых обязательств). С момента такого перевода задолженность перед своим заимодателем по предоставленной ранее финпомощи у получателя, ставшего новым должником по обязательствам своего заимодателя, фактически отсутствует, а это значит, что если такой перевод долга осуществлен до конца отчетного периода, в котором финпомощь была получена, получатель финпомощи не должен включать сумму финпомощи в доходы (или начислять на нее условные проценты).
      При осуществлении перевода на получателя финпомощи долга заимодателя необходимо учитывать, что переводимые долговые обязательства заимодателя перед третьим лицом также должны быть денежными. Кроме того, если принятым на себя новым должником обязательством заимодателя перед третьим лицом также является возвратная финансовая помощь, на конец отчетного периода он не должен отражать доходы (в виде самой суммы принятого на себя долга по финпомощи или условных процентов, начисленных на такую сумму), как если бы он сам получил такую финпомощь (см. данный вопрос выше, относительно порядка учета переведенного долга по финпомощи у нового должника).
Максим НЕСТЕРЕНКО

За это сообщение автора налоговик поблагодарил:
alex88
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5776
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 835 раз.
Поблагодарили: 2639 раз.

UNREAD_POST Svet09 » 26 фев 2013, 15:02

Засновник дав гроші в займ. В 1с, як оформити видатковий касовий ордер на поверненя допомоги?
Svet09
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 26 фев 2013, 14:58
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

UNREAD_POST Печкин » 27 фев 2013, 13:51

ВОЗВРАТНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ, ПРЕДОСТАВЛЕННАЯ РАБОТНИКУ ПРЕДПРИЯТИЯ — ПЛАТЕЛЬЩИКА ЕДИНОГО НАЛОГА

Предприятие — плательщик единого налога выдало возвратную финансовую помощь своему работнику со сроком возврата в течение двух лет. Надо ли облагать единым налогом сумму финансовой помощи, которую работник будет возвращать предприятию?

В состав дохода, определенного ст. 292 Налогового кодекса, не включается сумма финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, полученной и возвращенной в течение 12 календарных месяцев со дня ее получения (пп. 3 п. 292.11 этой статьи).
Возвратная финансовая помощь — это сумма денежных средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, не предусматривающему начисление процентов или предосталение других видов компенсаций в виде платы за пользование такими денежными средствами, и является обязательной к возврату (пп. 14.1.257 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).
Другие доходы, учитываемые при исчислении объекта налогообложения, включают суммы возвратной финансовой помощи, полученной плательщиком налога в отчетном налоговом периоде, которые остаются невозвращенными на конец такого отчетного периода от лиц, не являющихся плательщиками этого налога (в том числе нерезидентов), или лиц, которые согласно Налоговому кодексу имеют льготы по уплате этого налога, в том числе право применять ставки налога ниже установленных п. 151.1 ст. 151 этого Кодекса (пп. 135.5.5 п. 135.5 ст. 135 Кодекса).
В случае если в будущих отчетных налоговых периодах плательщик налога возвращает такую возвратную финансовую помощь (ее часть) предоставившему ее лицу, такой плательщик налога увеличивает сумму расходов на сумму такой возвратной финансовой помощи (ее части) по результатам отчетного налогового периода, в котором состоялся такой возврат.
При этом доходы такого плательщика налога не увеличиваются на сумму условно начисленных процентов, а налоговые обязательства лица, предоставившего возвратную финансовую помощь, не изменяются как при ее выдаче, так и при ее обратном получении.
Таким образом, сумма финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе и обратно полученной юридическим лицом — плательщиком единого налога, не включается в состав дохода такого плательщика.

ВНСУ № 8, 22.02.2013
живу на Бухфоруме
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2891 раз.

UNREAD_POST tanichka.vtn » 06 дек 2013, 11:31

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста!!!!!!! Я ЧП на ЕН. Возвращаю возвратную финансовую помощь частному лицу. Надо ли подавать 1дф и как заполнить. Возвращаю в 365 дневный срок. Спасибо!
tanichka.vtn
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 21 окт 2013, 11:16
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

UNREAD_POST Печкин » 06 дек 2013, 11:42

tanichka.vtn писал(а):Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста!!!!!!! Я ЧП на ЕН. Возвращаю возвратную финансовую помощь частному лицу. Надо ли подавать 1дф и как заполнить. Возвращаю в 365 дневный срок. Спасибо!


займы и 1ДФ
живу на Бухфоруме

За это сообщение автора Печкин поблагодарил:
tanichka.vtn
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2891 раз.

UNREAD_POST BUH2004 » 06 апр 2015, 14:08

Юрлицо на общих основаниях пред. возвратную фин.помощь юрлицу плательщику единого налога, истекает год, денег для возврата этой суммы нет, как поступить правильно,чтобы эту сумму не включать в доход юрлицу-единщику/сумма не маленькая,все прошло ч/з банк/
BUH2004
 
Сообщений: 78
Зарегистрирован: 26 мар 2013, 13:07
Благодарил (а): 35 раз.
Поблагодарили: 2 раз.

UNREAD_POST налоговик » 06 апр 2015, 14:13

BUH2004 писал(а):Юрлицо на общих основаниях пред. возвратную фин.помощь юрлицу плательщику единого налога, истекает год, денег для возврата этой суммы нет, как поступить правильно,чтобы эту сумму не включать в доход юрлицу-единщику/сумма не маленькая,все прошло ч/з банк/


У юрлица на общих основаниях есть деньги на день?
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5776
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 835 раз.
Поблагодарили: 2639 раз.

UNREAD_POST BUH2004 » 06 апр 2015, 15:29

У юрлица на общих может и есть
BUH2004
 
Сообщений: 78
Зарегистрирован: 26 мар 2013, 13:07
Благодарил (а): 35 раз.
Поблагодарили: 2 раз.

UNREAD_POST налоговик » 06 апр 2015, 15:38

BUH2004 писал(а):Юрлицо на общих основаниях пред. возвратную фин.помощь юрлицу плательщику единого налога, истекает год, денег для возврата этой суммы нет, как поступить правильно,чтобы эту сумму не включать в доход юрлицу-единщику/сумма не маленькая,все прошло ч/з банк/


1. Заключение договора займа № 2.
2. Перечисление займа единоналожнику по договору № 2.
3. Возврат займа единоналожником по договору № 1.
4. По истечение следующих 12 календарных месяцев переходим к п. 1 (где к № соответствующих договоров нужно прибавить 1).
Последний раз редактировалось налоговик 06 апр 2015, 15:40, всего редактировалось 1 раз.

За это сообщение автора налоговик поблагодарил:
BUH2004
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5776
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 835 раз.
Поблагодарили: 2639 раз.

UNREAD_POST BUH2004 » 06 апр 2015, 15:39

BUH2004 писал(а):У юрлица на общих может и есть

Юрлицо единщик снова собирается брать финпомощь у юр.на общих основ. по новому договору, как это все "провернуть",чтобы волки сыты-овцы-целы
Может такой вариант:
1.Юрик на общих перечисляет на карточку диру единщику-100000
2.Юрлицо единщик возвращает эту сумму согласно договора/ немного раньше/
3.Юрик на общих снова переч. единщику по новому договору???
BUH2004
 
Сообщений: 78
Зарегистрирован: 26 мар 2013, 13:07
Благодарил (а): 35 раз.
Поблагодарили: 2 раз.

UNREAD_POST налоговик » 06 апр 2015, 15:42

BUH2004 писал(а):
BUH2004 писал(а):У юрлица на общих может и есть

Юрлицо единщик снова собирается брать финпомощь у юр.на общих основ. по новому договору, как это все "провернуть",чтобы волки сыты-овцы-целы
Может такой вариант:
1.Юрик на общих перечисляет на карточку диру единщику-100000
2.Юрлицо единщик возвращает эту сумму согласно договора/ немного раньше/
3.Юрик на общих снова переч. единщику по новому договору???


Зачем дир?
См. выше.

За это сообщение автора налоговик поблагодарил:
BUH2004
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5776
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 835 раз.
Поблагодарили: 2639 раз.

UNREAD_POST BUH2004 » 06 апр 2015, 15:45

налоговик писал(а):
BUH2004 писал(а):
BUH2004 писал(а):У юрлица на общих может и есть

Юрлицо единщик снова собирается брать финпомощь у юр.на общих основ. по новому договору, как это все "провернуть",чтобы волки сыты-овцы-целы
Может такой вариант:
1.Юрик на общих перечисляет на карточку диру единщику-100000
2.Юрлицо единщик возвращает эту сумму согласно договора/ немного раньше/
3.Юрик на общих снова переч. единщику по новому договору???


Зачем дир?
См. выше.

Этот вариант идиален,но одно НО, юрлицо единщик опять хочет получить новую сумму,не вернув старую,а по старому договору срок истекает
BUH2004
 
Сообщений: 78
Зарегистрирован: 26 мар 2013, 13:07
Благодарил (а): 35 раз.
Поблагодарили: 2 раз.

UNREAD_POST налоговик » 06 апр 2015, 15:47

BUH2004 писал(а):
налоговик писал(а):
BUH2004 писал(а):
BUH2004 писал(а):У юрлица на общих может и есть

Юрлицо единщик снова собирается брать финпомощь у юр.на общих основ. по новому договору, как это все "провернуть",чтобы волки сыты-овцы-целы
Может такой вариант:
1.Юрик на общих перечисляет на карточку диру единщику-100000
2.Юрлицо единщик возвращает эту сумму согласно договора/ немного раньше/
3.Юрик на общих снова переч. единщику по новому договору???


Зачем дир?
См. выше.

Этот вариант идиален,но одно НО, юрлицо единщик опять хочет получить новую сумму,не вернув старую,а по старому договору срок истекает


Это значит лишь, что сумма по договору № 2 = 2 * сумма по договору № 1.

За это сообщение автора налоговик поблагодарил:
BUH2004
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5776
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 835 раз.
Поблагодарили: 2639 раз.

UNREAD_POST BUH2004 » 06 апр 2015, 15:50

Это значит лишь, что сумма по договору № 2 = 2 * сумма по договору № 1

увеличить сумму по дог.№2,на сумму,которую единщик должен вернуть?
Не плохо!
BUH2004
 
Сообщений: 78
Зарегистрирован: 26 мар 2013, 13:07
Благодарил (а): 35 раз.
Поблагодарили: 2 раз.

Пред.След.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в ЕДИНЫЙ НАЛОГ (ЧПЕН)

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Ads, Gb, MR, vikakool, Ya