Сбросили такую статью по амортизации основных средств (вроде из баланса последнего):
АМОРТИЗАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ У ЧП: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
Екатерина ДАВЫДОВА, редактор направления «Бухгалтерский учет и налогообложение»
Практика применения «предыдущего» налогового законодательства сложилась таким образом, что физлица – предприниматели на общей системе налогообложения не рисковали уменьшать налогооблагаемый доход на стоимость приобретенных необоротных активов в виде амортизации. Есть ли теперь шансы у таких предпринимателей учесть амортизацию, опираясь на нормы Налогового кодекса? Давайте выясним это в консультации.
Несмотря на наличие законопроектов, предлагающих внести изменения в Налоговый кодекс (далее – НК) с целью признавать налоговые расходы по товарам (работам, услугам), приобретенным у предпринимателей-единщиков, норма пп. 139.1.12 НК все-таки вступила в
г. силу с 01.04.11 г. и сегодня действует.
Как в такой ситуации сохранить заработок предпринимателю, который продает товары, работы и услуги юрлицам – плательщикам налога на прибыль? Один из вариантов – перейти на общую систему налогообложения, где его ожидает учет доходов и расходов.
Но всех ли расходов? Не секрет, что не только юрлица, но и предприниматели используют в своей хоздеятельности необоротные активы, подлежащие амортизации. Это активы, которые предполагается использовать длительный период, и они преимущественно дорогостоящие. Можно ли учесть такие расходы предпринимателю?
...
ЧТО ГОВОРИТ НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС?
С 01.01.11 г. налогообложение доходов физлиц – предпринимателей (кроме упрощенцев) регулируется нормами ст. 177 НК, но со ссылкой на разд. ІІІ, который вступил в силу только с 01.04.11 г. Таким образом, именно с 01.04.11 г. этот вопрос полностью урегулирован НК. А значит, вышеупомянутые положения Инструкции № 12 (в частности, приложение 7) сегодня уже не применяются.
Согласно НК объектом обложения НДФЛ для предпринимателя на общей системе налогообложения, как и раньше, является чистый налогооблагаемый доход – разница между выручкой в денежной и неденежной форме и документально подтвержденными расходами, связанными с хоздеятельностью (п. 177.2 НК). Это расходы, которые относятся к расходам производства (обращения) в соответствии с разд. ІІІ НК «Налог на прибыль предприятий» (п. 177.4 НК). Перечень таких расходов разделен на группы: расходы операционной деятельности, которые формируют себестоимость реализованных товаров, работ, услуг, и прочие расходы, которые отражаются в учете в периоде их осуществления (п. 138.1 НК).
Независимо от классификации расходов в перечнях производственных, общепроизводственных, административных и других расходов указаны амортизационные расходы, в частности:
• суммы амортизации производственных основных средств и нематериальных активов, непосредственно связанных с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 138.8 НК). Например, грузового автомобиля, используемого непосредственно для оказания услуг по перевозкам пассажиров и грузов;
• суммы амортизации основных средств и нематериальных активов общехозяйственного назначения (абзацы «в», «д» пп. 138.10.2 НК). Например, помещения, приобретенного под офис предпринимателя;
• суммы амортизации предоставленных в оперативную аренду необоротных активов (абзац «б» пп. 138.10.4 НК). Например, объекта инвестиционной недвижимости.
Нельзя отнести к расходам предпринимателя стоимость движимого и недвижимого имущества, подлежащего госрегистрации, если такое имущество приобретено до регистрации физлица в качестве СПД и/или не используется в его предпринимательской деятельности (абзац второй п. 177.4 НК). Отсюда прямо следует, что в противном случае расходы на приобретение любого имущества, в том числе необоротного, можно включать в расходы предпринимателя. Естественно, если речь идет о необоротных активах – то в виде амортизационных отчислений.
Таким образом, как и раньше, законодательством предусмотрено, что предприниматель, работающий на общей системе налогообложения, может уменьшать свои доходы на сумму амортизационных расходов. Документальным подтверждением таких расходов будут:
• первичные документы на приобретение необоротных активов (договор, накладная, акт приемки-передачи и пр.);
• приказ об учетной политике предпринимателя, в котором должен быть определен метод начисления амортизации в целях налогообложения (пп. 145.1.9 НК);
• расчет амортизации.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Согласно НК предприниматель на общей системе не имеет альтернативного метода учета расходов по установленным нормативам и обязан документально подтверждать все расходы, которые учитываются для определения объекта налогообложения. Такие расходы признаются на основании первичных документов (кстати, обязательность их ведения и хранения предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета), регистров бухгалтерского учета и других документов, связанных с исчислением налогов и сборов (п. 44.1 НК). Поэтому хотя предприниматель по-прежнему не обязан вести бухгалтерский учет (но это и не запрещено), использовать правила такого учета для документального подтверждения расходов он попросту обязан.
К сожалению, в Единой базе налоговых знаний содержится разъяснение норм НК, по-прежнему запрещающее уменьшать доходы предпринимателя на сумму амортизационных отчислений. Но подтверждения такого трактования ни в законодательных, ни в подзаконных нормативных актах нет!