Рекламу показываем только НЕзарегистрированным пользователям. Войдите или зарегистрируйтесь на Бухфоруме
    .

Подпись учредителя на банковских документах

"Горящие" вопросы задаем здесь!
Правила форума
SOS-поддержка
Задаем сюда вопросы только если они горят настолько, что нет времени искать подходящий раздел.
После логического завершения каждой темы, она будет перенесена в профильный раздел форума.

UNREAD_POST Lika27 » 18 окт 2011, 14:04

Добрый день! Подскажите новичку. На предприятии был директор, он же учредитель, потом он уволился, приняли другого. Может ли учредитель подписывать банковские документы? Если не может, то есть ли штраф за это?
Lika27
 
Сообщений: 37
Зарегистрирован: 04 авг 2011, 14:08
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

UNREAD_POST Печкин » 18 окт 2011, 14:35

Для платежных документов есть такое требование к подписи:

Ставляться підписи (підпис) відповідальних осіб (відповідальної особи), які вповноважені розпоряджатися рахунком і зразки підписів яких заявлені банку платника в картці із зразками підписів і відбитка печатки.


Если счетом уполномочено распоряжаться лицо - учредитель, то карточка образцов подписей ИМХО может быть составлена с его подписью, которая и будет проставляться в платежных документах.
живу на Бухфоруме

За это сообщение автора Печкин поблагодарил:
Lika27
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2891 раз.

UNREAD_POST налоговик » 18 окт 2011, 14:53

гляньте может будет полезно. Небольшой материал из "Все о бухгалтерском учете" № 82 за 2011 г.

КТО МОЖЕТ РАСПОРЯЖАТЬСЯ БАНКОВСКИМ СЧЕТОМ ОТ ИМЕНИ ПРЕДПРИЯТИЯ, ЕСЛИ ДИРЕКТОР УВОЛЕН

Известно, что руководитель предприятия, как правило, — лицо, наделенное правом первой подписи, а значит, возможностью распоряжаться банковским счетом предприятия. В случае увольнения с должности директора одного лица на его место назначают другое, к которому и переходит соответствующее право. Иногда в силу тех или иных обстоятельств период времени с момента увольнения бывшего директора до назначения нового может быть достаточно продолжительным. Однако понятно, что даже когда руководитель отсутствует, хоздеятелъностъ предприятия не должна прекращаться. Поэтому вопрос о назначении лица, которое будет иметь доступ к счету предприятия в такой промежуток времени, — довольно актуальный.
В этой консультации мы выясним, кто может исполнять функции директора предприятия относительно распоряжения счетом и как это правильно оформить.

Кто и кому может предоставлять право распоряжаться счетом

Напомним, что банк владеет информацией о лицах, имеющих право подписи расчетных документов предприятия, с момента открытия банковского счета. Так, при открытии соответствующего счета наряду с другими необходимыми документами в банк предоставляют карточку с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиска печати юрлица. Образцы подписей в этой карточке должны быть заверены нотариально. Порядок их нотариального удостоверения предусмотрен п. 263 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины, утвержденной приказом Минюста Украины от 03.03.04 г. № 20/5. В частности, в подтверждение полномочий на право подписи нотариусу предоставляют приказ о назначении на должность, протокол об избрании должностного лица, доверенность на имя руководителя, выданную высшим органом управления юрлица, — то есть документ, подтверждающий наличие у лица соответствующих полномочий. Кроме того, нотариус обязан ознакомиться с учредительными документами этого юрлица.
Чаще всего право распоряжения банковским счетом юрлица имеют его руководитель (право первой подписи) и главбух (право второй подписи), хотя соответствующими правами могут наделять и других лиц. Так, по п. 18.2 Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.03 г. № 492 (далее — Инструкция № 492), "право первой подписи принадлежит первому руководителю юридического лица, которому открывается счет, а также другим уполномоченным на это лицам".
Таким образом, как видим, право первой подписи могут предоставлять не только директору, но и другим лицам. К тому же законодательство не содержит ограничений, согласно которым это могут быть только работники юрлица. Кто вправе давать этим лицам такое право? Ответ на этот вопрос должен находиться в учредительных документах предприятия. Если последние не содержат определенных особенностей по этому вопросу, то такое право имеет высший орган управления предприятия (например, у ООО — общее собрание участников).

Оформление права распоряжения счетом

Возможны несколько вариантов решения ситуации по поводу определения лица, которое будет распоряжаться счетом на время отсутствия на предприятии директора.
1. Право первой подписи на неопределенный срок. Для этого уполномоченный орган управления предприятия (например, общее собрание) наделяет определенное лицо правом первой подписи расчетных документов, не предоставляя ему при этом полномочий руководителя предприятия (то бишь не назначая временно исполняющим обязанности директора). В этом случае нужно руководствоваться абз. 3 п. 2.4 Инструкции № 492: при изменениях в составе лиц, которые имеют право распоряжаться счетом юрлица или обособленного подразделения, вновь назначенное лицо (лица) должно лично предоставить карточку с образцами подписей и оттиском печати, предъявить паспорт или документ, заменяющий его, и документы, которые подтверждают его полномочия. Физлицо-резидент дополнительно должен предъявить документ, выданный органом государственной налоговой службы, который удостоверяет присвоение ему идентификационного номера налогоплательщика.
Таким образом, если лицу предоставлено право распоряжаться банковским счетом предприятия на постоянной основе, оно подает в соответствующий банк новую карточку с образцами подписей и оттиском печати юрлица, а также документ, подтверждающий его полномочия (то бишь решение уполномоченного органа управления предприятия). Обращаем внимание на то, что хотя высший орган управления предприятия, как водится, наделен правом принимать такие решения самостоятельно, на практике банки могут требовать предоставления дополнительно соответствующего приказа директора предприятия. Считая сомнительной юридическую обоснованность таких требований (ведь соответствующими полномочиями наделен не директор, а другой уполномоченный орган!), во избежание споров рекомендуют при увольнении директора обеспечить составление и подписание им такого приказа.
Обратите внимание!
Право первой подписи не может быть предоставлено главному бухгалтеру и другим лицам, которые имеют право второй подписи (п. 18.4 Инструкции № 492).
2. Временное предоставление права первой подписи. Предоставить право первой подписи некоему лицу на определенный срок, без наделения его полномочиями директора.
Согласно п. 18.16 Инструкции № 492 в случае временного предоставления лицу права первой или второй подписи новой карточки не составляют, а дополнительно подают карточку только с образцом подписи временно уполномоченного лица с указанием срока ее действия и копию соответствующего документа (протокола, приказа и т.п.), который подтверждает эти полномочия. Эту временную карточку должны заверить подписью
первого руководителя и главного бухгалтера, оттиском печати, и дополнительного удостоверения она не требует. Итак, до издания приказа об увольнении бывшему директору следует заверить такую карточку.
3. Назначить лицо временно исполняющим обязанности директора и предоставить ему право временно распоряжаться счетом. В соответствии с п. 18.15 Инструкции в случае назначения временно исполняющим обязанности первого руководителя или главного бухгалтера новой карточки не составляют, а дополнительно предоставляют временную карточку только с образцом подписи лица, которое временно исполняет обязанности первого руководителя или главбуха. В этом случае также необходимо предоставить соответствующее решение о подтверждении полномочий этого лица.
Вывод: если директор уволен до назначения нового, уполномоченный орган предприятия может наделить правом первой подписи и распоряжения банковским счетом предприятия другое лицо. Такое право может быть ему предоставлено бессрочно или временно. Также право первой подписи может быть предоставлено исполняющему обязанности руководителя.
Важно помнить, что довольно часто в случаях, когда согласно учредительным документам предприятия вопрос о предоставлении права первой подписи отнесен к компетенции определенного органа (общего собрания и т.п.), работники банка все равно требуют дополнительно предоставить соответствующее решение в форме приказа руководителя предприятия. Посему, по возможности, рекомендуется оформить такой приказ за подписью бывшего директора до его увольнения.
Елена ТРЕГУБОВА, юрист, г. Киев

За это сообщение автора налоговик поблагодарили: 2
Lika27, Люба П
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5778
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 835 раз.
Поблагодарили: 2640 раз.

UNREAD_POST Lika27 » 18 окт 2011, 15:44

Спасибо большое за ответы!!! Тогда как быть в случае, если учредители и директор в целях экономии, только в новом банке предоставили карточку с подписями нового директора, а в действующем банке оставили как есть, т.е. документы подписывает бывший директор, теперь учредитель. Нужно составить приказ внутренний, что учредитель подписывает счета в банке?
Lika27
 
Сообщений: 37
Зарегистрирован: 04 авг 2011, 14:08
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

UNREAD_POST vins » 18 окт 2011, 16:11

Вообще-то не думаю, что внутренним приказом можно возложить полномочия на учредителя. Теоретически это можно сделать решением общего собрания. А в целом по идее должна действовать норма, что банковские документы подписывают лица, занимающие должность директора и главного бухгалтера (а не конкретное лицо такое-то, независимо от того, занимает оно должность или нет, и если занимает, то какую).

2.4. Особи, які мають право першого та другого підписів, особисто подають до банку документи, які передбачені цією Інструкцією для відкриття поточних і вкладних (депозитних) рахунків юридичних осіб і відокремлених підрозділів. Ці особи мають пред'явити уповноваженому працівнику банку паспорт або документ, що його замінює, і документи, що підтверджують їх повноваження. Фізичні особи - резиденти додатково мають пред'явити документ, виданий органом державної податкової служби, що засвідчує присвоєння їм ідентифікаційного номера платника податків.

Уповноважений працівник банку ідентифікує цих осіб та підтверджує здійснення ідентифікації копіюванням відповідних документів у порядку, установленому пунктом 2.3 цієї Інструкції.

У разі змін у складі осіб, які мають право розпоряджатися рахунком юридичної особи або відокремленого підрозділу, новопризначена особа (особи) має особисто подати картку із зразками підписів і відбитком печатки, пред'явити паспорт або документ, що його замінює, і документи, що підтверджують її повноваження. Фізична особа - резидент додатково має пред'явити документ, виданий органом державної податкової служби, що засвідчує присвоєння їй ідентифікаційного номера платника податків. Уповноважений працівник банку ідентифікує цю особу (осіб) і підтверджує здійснення ідентифікації копіюванням відповідних документів у порядку, установленому пунктом 2.3 цієї Інструкції.


У Вас же не ситуация, когда нет директора. У Вас есть новый директор.
Получается, что старый директор (его статус учредителя значения не имеет) действует неправомерно, когда подписывает документы, а новый - неправомерно, когда не уведомляет банк о том, что сменились уполномоченные лица.

За это сообщение автора vins поблагодарил:
Lika27
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2906 раз.

UNREAD_POST Lika27 » 18 окт 2011, 22:02

В том то все и дело... Спасибо за ответ.
Lika27
 
Сообщений: 37
Зарегистрирован: 04 авг 2011, 14:08
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 0 раз.


  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в SOS-поддержка

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Ads, Gb, MR, Тори