В свое время в «Бухгалтере» № 36'2008 на с. 46-47 мы рассматривали ситуацию, связанную с возможностью снятия процесса налоговой проверки на видеокамеру. И хотя с тех пор налоговое законодательство в Украине сильно изменилось, основные аргументы, приведенные в пользу возможности зафиксировать на пленку действия и/или злоупотребления налоговиков, на наш взгляд, являются актуальными и сейчас.
Сразу скажем, что прямой правовой нормы о возможности видеофиксации процесса представления плательщиком налогов декларации налоговому инспектору не существует. Поэтому следует руководствоваться общими нормами законодательства.
В таком случае у нас есть все основания вспомнить о ст. 19 Конституции Украины, которая гласит:
«Правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины».
Указанная статья обычно разъясняется таким образом: физические и юридические лица могут делать все, что прямо не запрещено законодательством (ч. 1 ст. 19), а государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица могут делать только то, что законодательством прямо разрешено (ч. 2 ст. 19).
Раз уж видеофиксация процесса представления декларации прямо законодательством и не запрещена, и не разрешена, то физические и юридические лица вправе осуществлять видеозапись такого события.
Однако помимо информации о деятельности органа ГНС в видеозапись попадает лицо, осуществляющее прием налоговых деклараций. Не является ли такое попадание нарушением частных прав?
Вопрос основывается на том, что лицо, осуществляющее прием налоговых деклараций, является должностным лицом соответствующего органа ГНС и исполняет возложенные на него должностные обязанности, одновременно оставаясь физическим лицом.
По нашему мнению, в данном случае не подлежит применению ч. 1 ст. 307 Гражданского кодекса (см. «Бухгалтер» № 1-2'2004, с. 48т), согласно которой физлицо «может быть снято на фото-, кино-, теле- или видеопленку только с его согласия. Согласие лица на съемку его на фото-, кино-, теле- или видеопленку предусматривается, если съемки проводятся открыто на улице, на собраниях, конференциях, митингах и других мероприятиях публичного характера».
Дело в том, что в рассматриваемой ситуации приемщик декларации выступает не как физическое лицо, а как лицо должностное, наделенное специальным правовым статусом. Права его определены не ГК, а НКУ.
В подобном случае оно вступает с плательщиком не в гражданские, а в административные отношения, да и снимают его не как физлицо, а как представителя органа государственной власти.
Таким образом, деятельность должностного лица органа ГНС при исполнении им служебных обязанностей не может быть отнесена им к сфере его частной жизни. Действия должностного лица по приему деклараций носят публичный, а не частный характер, а потому такое лицо, с правовой точки зрения, не может запретить или возражать* против съемки на видео процесса представления налоговых деклараций.
* Возражать, конечно, может, главное, чтобы не разбило камеру...
Как справедливо отмечено в запросе, аналогичная проблема возникала в связи с проведением видео-, фото- и аудиофиксации действий сотрудников ГАИ во время исполнения ими служебных обязанностей.
В письме Управления ГАИ МВД Украины от 20.07.2012 г. № М-387зі разъяснялось, что у работника милиции, в том числе ГАИ, как у гражданина Украины, есть неограниченное законом право, предусмотренное ст. 307 ГК, запрещающее снимать его на фото-, кино-, теле- или видеопленку. Поэтому в случае неисполнения гражданами таких законных требований работника милиции, в том числе ГАИ, статьей 185 КоАП предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 8 до 15 нмдг (от 136 до 255 грн), или общественных работ на срок от 40 до 60 часов, или исправительных работ на срок от 1 до 2 месяцев с отчислением 20% заработка, или административного ареста на срок до 15 дней.
Однако в дальнейшем в ГАИ открестились от идеи штрафовать/сажать за видеосъемку своих сотрудников. Временно исполняющий обязанности начальника Департамента ГАИ МВД Украины В. Резников (кстати, подписавший письмо от 20.07.2012 г. № М-387зі) заявил:
«Ни один действующий закон не запрещает проводить видеозапись действий сотрудников ГАИ. Закон разрешает проводить запись, однако при этом не мешая сотруднику ГАИ нести службу».
По словам В. Резникова, видео- или фотофиксация содействует повышению квалификации сотрудников ГАИ.
Так, может, посодействуем повышению квалификации приемщиков налоговых деклараций, зафиксировав их (не)приемные действия на видеопленку?
Бухгалтер № 21