Рекламу показываем только НЕзарегистрированным пользователям. Войдите или зарегистрируйтесь на Бухфоруме
    .

Суточные по Украине

Путеводитель по разделу. Ставка 0 %, доходы, расходы, амортизация, декларация. Переходное.

Модератор: Печкин

UNREAD_POST vins » 01 июн 2012, 10:54

То, что когда проговариваешь вслух, легче разобраться - полностью согласен. Всегда сам так считал. Наверное, потому что, когда проговариваешь (а тем более пишешь), вынужден выдать окончательно сформулированную мысль.

Я вижу проблему так (раз уж мы говорим, как ДОЛЖНО быть; потом можно поговорить, во что оно может вылиться на практике).
Есть работник, он действует в рамках своих трудовых обязанностей, которыми уж никак не предполагается то, чтобы он тратил СВОИ деньги на нужды предприятия. Был бы это человек, действующий по гражданско-правовому договору, - тут уж как договоритесь: предварительно обеспечиваете его расходы или потом возмещаете, как хотите. А вот не обеспечить работника авансом на командировку - считаю, нарушение. Поскольку фактически вы даете распоряжение, не обеспечив возможность его выполнения. Повторюсь: финансирование работником нужд предприятия за свой счет - это уже не сфера трудовых отношений. Оформляйте тогда займ.
По валюте - то же самое. В трудовые обязанности работника не входит приобретение валюты для предприятия. Вы ему такого поручения не давали. А фактически он такую операцию вынужден выполнить.
Угрозу вижу такую: штраф по ст. 41 КоАП (нарушение в виде необеспечения работника авансом на командировку) + налоговики при желании могли бы обосновать бесплатно полученные услуги (если работник действует за свой счет, то значит не в рамках трудовых, а в рамках гражданско-правовых отношений) + нарушаете вот это требование
vins писал(а):Обращаем внимание: приобретать наличную валюту для выдачи аванса в пункте обмена иностранной валюты категорически запрещается, поскольку это является нарушением установленных НБУ порядка и условий торговли валютными ценностями на межбанковском валютном рынке Украины (см. письмо НБУ от 16.08.2004 г. № 46-009/285-8297).


поскольку фактически даете поручение работнику для предприятия (не для себя же он это делает) приобрести валюту.
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2899 раз.

UNREAD_POST evgenia_3018 » 01 июн 2012, 13:22

vins писал(а):...По валюте - то же самое. В трудовые обязанности работника не входит приобретение валюты для предприятия. Вы ему такого поручения не давали. А фактически он такую операцию вынужден выполнить...

+ налоговики при желании могли бы обосновать бесплатно полученные услуги (если работник действует за свой счет, то значит не в рамках трудовых, а в рамках гражданско-правовых отношений) ...
поскольку фактически даете поручение работнику для предприятия (не для себя же он это делает) приобрести валюту.



Знаете, ваша логическая цепочка приводит к тому, что и тогда, когда работнику не хватило валюты (а ведь выдается обычно какая-то условная сумма =суточные+расходы) на какие-то валютные расходы, предприятие опять же заставляет работника докупать валюту (а это так несправедливо - по-вашему!).
Кроме того, и в обратном случае, если у работника осталась валюта после командировки - его опять же "заставляют" вести валютно-обменные операции и сдавать валюту, чтобы вернуть в кассу лишние теперь уже гривны по курсу НБУ на дату отчета...
(УПС, в этом, я, возможно, неправа, но мой муж после различных загранкомандировок сдает оставшиеся деньги в кассу своего (о-очень крупного предприятия с ветвистой бухгалтерией и огромным вниманием к законам и документам) почему-то в гривнах (?!) Именно этот вопрос (о возврате лишних средств и в какой валюте), я, кстати сказать, лично не изучала, просто вывела когда-то для себя из их "авторитетно-бухгалтерской" практики эту норму и приняла как аксиому, теперь, пытаясь поспорить с Вами, думаю, - может, и они там ошибаются?
evgenia_3018
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 31 май 2012, 16:14
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

UNREAD_POST vins » 01 июн 2012, 13:44

По поводу не хватило и заставляет есть целая тема Подотчетные суммы (в т.ч. командировка): правовая природа. там в свое время дискуссия развернулась нешуточная, прибавить какие-либо аргументы к позициям сторон довольно сложно.
Но я на стороне тех, кто считает, что как раз обязанности у работника тратить свои деньги нет. Обязанность работодателя позаботиться о том, чтобы денег не хватило. Я отчетливо понимаю, что "на практике по-другому". Но работодатель должен исходить из того, что работник ни одной копейки своих денег с собой не взял.
Во всяком случае, обязанности взять у него нет. Понятное дело, когда аванса не хватило, всегда можно списать на то, что неправильно рассчитали. Но когда его не выдают вовсе - нарушение налицо. На мой взгляд.

evgenia_3018 писал(а):если у работника осталась валюта после командировки - его опять же "заставляют" вести валютно-обменные операции и сдавать валюту, чтобы вернуть в кассу лишние теперь уже гривны по курсу НБУ на дату отчета...


Тоже мне непонятна природа возложения подобных обязываний. Аванс должен возвращаться в той валюте, в которой был выдан. А выдан он должен быть в той валюте, в которой будет использоваться. Без возложения на работника обязанности провести валютно-обменные операции.
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2899 раз.

UNREAD_POST налоговик » 03 июн 2012, 09:32

Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5698
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 806 раз.
Поблагодарили: 2594 раз.

UNREAD_POST Vetal' » 09 июн 2012, 17:06

Миньюст, как обычно, подошел к вопросу глобально.

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ
ПИСЬМО
13.02.2012 № 54-0-2-12/7.2

Министерство юстиции в связи с Вашим обращением рассмотрело обращение <...> относительно предоставления разъяснения в части применения субъектами хозяйствования при оформлении командировки положений Налогового кодекса Украины, Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 13 марта 1998 года № 59 (в редакции приказа Министерства финансов Украины от 17 марта 2011 года № 362), постановления Кабинета Министров Украины от 2 февраля 2011 года № 98 "О суммах и составе командировочных расходов на командировку государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств", а также возможности предусмотрения в коллективном договоре положения относительно расходов на командировку и сообщает, что заявителю, в пределах компетенции, предоставлен ответ письмом Минюста от 13 февраля 2012 года за № 54-0-2-12/7.2 следующего содержания.
Согласно пункту 1 части второй статьи 55 Хозяйственного кодекса Украины субъектами хозяйствования являются хозяйственные организации - юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Украины, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с данным Кодексом, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке.
Разделом III Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) регулируется вопрос взимания налога на прибыль предприятий.
В соответствии с подпунктом 133.1.1 пункта 133.1 статьи 133 Кодекса плательщиками налога на прибыль предприятий из числа резидентов являются, в частности, субъекты хозяйствования - юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность как на территории Украины, так и за ее пределами.
Согласно пункту 138.1 статьи 138 Кодекса расходы, учитываемые при исчислении объекта обложения налогом на прибыль предприятий, состоят из расходов операционной деятельности, которые определяются, в частности, согласно подпункту 138.10.2 пункта 138.10 данной статьи Кодекса, и других расходов, определенных, в частности, согласно пункту 140.1 статьи 140 данного Кодекса.
Так, подпунктом "б" подпункта 138.10.2 пункта 138.10 статьи 138 Кодекса установлено, что в состав других расходов включаются административные расходы, направленные на обслуживание и управление предприятием, а именно расходы на служебные командировки и содержание аппарата управления предприятием (в том числе расходы на оплату труда административного аппарата) и другого общехозяйственного персонала.
Согласно абзацам первому - четвертому подпункта 140.1.7 пункта 140.1 статьи 140 Кодекса при определении объекта налогообложения учитываются расходы двойного назначения, а именно расходы на командировки физических лиц, которые состоят в трудовых отношениях с таким плательщиком налога или являются членами руководящих органов плательщика налога, в пределах фактических расходов командированного лица на проезд (в том числе провоз багажа, бронирование транспортных билетов) как до места командирования и обратно, так и по месту командирования (в том числе на арендованном транспорте), оплату стоимости проживания в гостиницах (мотелях), а также включенных в такие счета расходов на питание или бытовые услуги (стирка, чистка, ремонт и глаженье одежды, обуви или белья), на наем других жилых помещений, оплату телефонных разговоров, оформление заграничных паспортов, разрешений на въезд (виз), обязательное страхование, другие документально оформленные расходы, связанные с правилами въезда и пребывания в месте командирования, в том числе любые сборы и налоги, подлежащие уплате в связи с осуществлением таких расходов.
Указанные в абзаце первом данного подпункта расходы могут быть включены в состав затрат плательщика налога только при наличии подтверждающих документов, удостоверяющих стоимость этих расходов в виде транспортных билетов или транспортных счетов (багажных квитанций), в том числе электронных билетов при наличии посадочного талона и документа об уплате по всем видам транспорта, в том числе чартерных рейсов, счетов, полученных из гостиниц (мотелей) или от других лиц, предоставляющих услуги по размещению и проживанию физического лица, в том числе бронированию мест в местах проживания, страховых полисов и т. п.
Не разрешается включать в состав расходов на питание стоимость алкогольных напитков и табачных изделий, суммы "чаевых", за исключением случаев, когда суммы таких "чаевых" включаются в счет согласно законам страны пребывания, а также плату за зрелищные мероприятия.
В состав расходов на командировку относятся также расходы, не подтвержденные документально, на питание и финансирование других собственных нужд физического лица (суточные расходы), понесенные в связи с такой командировкой в пределах территории Украины, но не более чем 0,2 размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, в расчете за каждый календарный день такой командировки, а для командировок за границу - не выше 0,75 размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, в расчете за каждый календарный день такой командировки.
При этом абзацем девятым подпункта 140.1.7 пункта 140.1 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что суммы и состав расходов на командировку государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств, определяются Кабинетом Министров Украины. Сумма суточных для таких категорий физических лиц не может превышать сумму, установленную абзацем четвертым данного подпункта.
В целях реализации указанной нормы Кабинетом Министров Украины принято постановление Кабинета Министров Украины от 2 февраля 2011 года № 98 "О суммах и составе расходов на командировки государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировки предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств" (далее - Постановление).
Пунктом 12 Постановления поручено Министерству финансов внести изменения в Инструкцию о служебных командировках в пределах Украины и за границу, вытекающие из данного Постановления (Министерством финансов Украины издан приказ от 17 марта 2011 года № 362 "О внесении изменений в Инструкцию о служебных командировках в пределах Украины и за границу", зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 29 марта 2011 года за № 410/19148. Данным приказом Инструкция о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 13 марта 1998 года № 59, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 31 марта 1998 года за № 218/2658, изложена в новой редакции).
В соответствии с пунктом 1 данной Инструкции служебной командировкой считается поездка работника по распоряжению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств, на определенный срок в другой населенный пункт для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы (при наличии документов, подтверждающих связь служебной командировки с основной деятельностью предприятия).
С учетом приведенного можно прийти к выводу, что положения Налогового кодекса Украины применяются ко всем субъектам хозяйствования, а положения вышеупомянутых Постановления и Инструкции - к предприятиям, учреждениям, организациям, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств.
Относительно возможности закрепления в коллективном договоре положения относительно расходов на командировки сообщаем, что правовые основы разработки, заключения и исполнения коллективных договоров и соглашений с целью содействия регулированию трудовых отношений и социально-экономических интересов работников и собственников определяет Закон Украины "О коллективных договорах и соглашениях" (далее - Закон).
Частью первой статьи 2 Закона предусмотрено, что коллективный договор заключается на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, которые используют наемный труд и имеют право юридического лица.
В соответствии со статьей 7 Закона содержание коллективного договора определяется сторонами в пределах их компетенции.
В коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон относительно регулирования производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в частности нормирования и оплаты труда, установления формы, системы, размеров заработной платы и других видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и др.).
Коллективный договор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гарантии, социально-бытовые льготы.
Одновременно информируем, что главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации государственной политики, в частности в сфере трудовых отношений, является Министерство социальной политики.
Главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации государственной финансовой политики является Министерство финансов Украины.
Министр
А. Лавринович
Vetal'
 
Сообщений: 2852
Зарегистрирован: 27 янв 2011, 11:57
Благодарил (а): 440 раз.
Поблагодарили: 1151 раз.

UNREAD_POST налоговик » 25 янв 2013, 23:58

Возмещать расходы на кондиционеры, включенные в гостиничный счет, можно. В то числе бюджетникам

Після повернення з відрядження працівники подають до бухгалтерії разом зі звітами про використання коштів, виданих на відрядження, рахунки за проживання в готелях, до яких включено витрати за користування кондиціонером. Чи можна бюджетній установі відшкодовувати такі витрати?

Відповідь. Згідно з Інструкцією про службові відрядження в межах України та за кордон, затвердженою наказом Міністерства фінансів України від 13.03.98 р. № 59 (в редакції наказу від 17.03.2011 р. № 362), підприємство за наявності підтвердних документів (в оригіналі) відшкодовує в межах граничних сум витрат на найм житлового приміщення, затверджених постановою Кабінету Міністрів України від 02.02.2011 р. № 98, витрати відрядженим працівникам на найм житлового приміщення з урахуванням включених до рахунків на оплату вартості проживання витрат за користування телефоном (крім витрат на службові телефонні розмови), холодильником, телевізором та інших витрат (крім витрат на алкогольні напої, тютюнові вироби, суми «чайових», за винятком випадків, коли суми таких «чайових» включаються до рахунку згідно із законами держави перебування, а також плату за видовищні заходи).
До категорії «інші витрати» належать інші надані готелем (мотелем) послуги під час проживання відрядженого пріщівнйка, що не увійшли до переліку послуг, що можуть бути відшкодовані відповідно до чинного законодавства України (не заборонені до відшкодування чинним законодавством України).
Тому в разі включення до рахунку за проживання в готелі (мотелі), іншому житловому приміщенні під час перебування працівника в службовому відрядженні в межах України та за кордоном витрат на оплату вартості користування кондиціонером, такі витрати (в межах граничних сум витрат на найм житлового приміщення) підлягають відшкодуванню відрядженому працівникові.
Роз 'яснюв начальник відділу нормативів в органах державного управління Департаменту фінансів соціальної сфери Міністерства фінансів України Алла БРОДЕЦЬКА
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 5698
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 806 раз.
Поблагодарили: 2594 раз.

UNREAD_POST L-1 » 04 мар 2013, 14:03

Добрый день! Сложилась спорная ситуация по размеру суточных. Сотрудник выехал в командировку на 20 дней, ему выплатили аванс-50грн. суточных в день. Во время его пребывания в командировке на предприятии приказом директора подняли размер суточных до 80 грн. Скажите, пожалуйста, обязаны ли пересчитать общую сумму суточных сотруднику с учетом нового приказа? Сама, думаю, что должны, но не могу найти такой нормы в законодательсве(( Заранее благодарна!
L-1
 
Сообщений: 11
Зарегистрирован: 26 мар 2012, 14:40
Благодарил (а): 12 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

UNREAD_POST vins » 04 мар 2013, 14:24

L-1 писал(а):Добрый день! Сложилась спорная ситуация по размеру суточных. Сотрудник выехал в командировку на 20 дней, ему выплатили аванс-50грн. суточных в день. Во время его пребывания в командировке на предприятии приказом директора подняли размер суточных до 80 грн. Скажите, пожалуйста, обязаны ли пересчитать общую сумму суточных сотруднику с учетом нового приказа? Сама, думаю, что должны, но не могу найти такой нормы в законодательсве(( Заранее благодарна!


Думаю, что не должны.
Условия командировки определяются на момент ее начала.
То есть размер суточных определяется на период командировки, а не на каждый день отдельным приказом, поэтому берем условия, действовавшие на момент вынесения приказа.
Последний раз редактировалось vins 04 мар 2013, 14:31, всего редактировалось 1 раз.

За это сообщение автора vins поблагодарил:
L-1
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2899 раз.

UNREAD_POST Вотруба » 04 мар 2013, 14:27

L-1 писал(а):не могу найти такой нормы в законодательсве

Думаю, и не найдете! Не царское законодательное это дело - такие вещи устанавливать.
Пересчитывайте, не беспокойтесь! Со дня, установленного приказом об увеличении. Это вещи само собой разумеющиеся.
Единственное (раз Вы такая осторожная) издайте по поводу это сотрудника индивидуальный приказ о пересчете, ссылаясь на общий приказ об увеличении суточных. Тогда будет совершенно правильно.

P.S. Увидел сообщение vins (чуть опередил он меня :) ). Но это на мою точку зрения не повлияло. Мое мнение осталось прежним.
Если мы с Вами думаем одинаково, то мы вообще не думаем.

За это сообщение автора Вотруба поблагодарил:
L-1
Аватар пользователя
Вотруба
 
Сообщений: 1992
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 19:35
Благодарил (а): 603 раз.
Поблагодарили: 2005 раз.

UNREAD_POST vins » 04 мар 2013, 14:32

Вотруба писал(а):
L-1 писал(а):не могу найти такой нормы в законодательсве

Думаю, и не найдете! Не царское законодательное это дело - такие вещи устанавливать.
Пересчитывайте, не беспокойтесь! Со дня, установленного приказом об увеличении. Это вещи само собой разумеющиеся.
Единственное (раз Вы такая осторожная) издайте по поводу это сотрудника индивидуальный приказ о пересчете, ссылаясь на общий приказ об увеличении суточных. Тогда будет совершенно правильно.

P.S. Увидел сообщение vins (чуть опередил он меня :) ). Но это на мою точку зрения не повлияло. Мое мнение осталось прежним.


Ув. Вотруба, но ведь вопрос же был "должны ли", а не "могут ли" :)
То есть Вы считаете, что должны?
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6654
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2704 раз.
Поблагодарили: 2899 раз.

UNREAD_POST Roomrocks » 04 мар 2013, 14:42

Мои 5 коп.:
Думаю, можете сделать и так и так. И при пересчёте используйте совет Вотруба. А без пересчета - мнение vins.
В главном - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь
Аватар пользователя
Roomrocks
 
Сообщений: 187
Зарегистрирован: 04 авг 2011, 17:37
Благодарил (а): 52 раз.
Поблагодарили: 39 раз.

UNREAD_POST Вотруба » 04 мар 2013, 14:44

vins писал(а):Ув. Вотруба, но ведь вопрос же был "должны ли", а не "могут ли" :)
То есть Вы считаете, что должны?

Ущучили Вы меня. :)
Да, насчет "должны" я, пожалуй, погорячился. :oops:
Размер суточных был определен приказом о командировке сотрудника и автоматически он, конечно, изменен (пересчитан) быть не может несмотря на наличие общего приказа о повышении суточных. Обязательно нужен отдельный приказ о пересчете этому конкретному сотруднику по этой конкретной командировке.
В принципе, конечно, приказ можно и не издавать и суточные не пересчитывать. Если, конечно, профсоюз не возмутится и не потребует пересчитать. :)
Если мы с Вами думаем одинаково, то мы вообще не думаем.
Аватар пользователя
Вотруба
 
Сообщений: 1992
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 19:35
Благодарил (а): 603 раз.
Поблагодарили: 2005 раз.

UNREAD_POST L-1 » 04 мар 2013, 14:46

Наша бухгалтерия пересчитывать и не хочет...Но очень хочется их переубедить.
L-1
 
Сообщений: 11
Зарегистрирован: 26 мар 2012, 14:40
Благодарил (а): 12 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

UNREAD_POST Вотруба » 04 мар 2013, 14:50

А тут не бухгалтерию надо убеждать, а руководство. Чтобы подписало соответствующий приказ. Будет приказ - бухгалтерия никуда не денется, пересчитает.
Если мы с Вами думаем одинаково, то мы вообще не думаем.

За это сообщение автора Вотруба поблагодарил:
L-1
Аватар пользователя
Вотруба
 
Сообщений: 1992
Зарегистрирован: 30 мар 2011, 19:35
Благодарил (а): 603 раз.
Поблагодарили: 2005 раз.

UNREAD_POST L-1 » 04 мар 2013, 14:51

Это точно)) Спасибо!
L-1
 
Сообщений: 11
Зарегистрирован: 26 мар 2012, 14:40
Благодарил (а): 12 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Пред.След.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Ads, Gb, Ya